— принятие мер по защите личных имущественных и неимущественных прав и законных интересов выпускников (участие в суде как заинтересованного лица, написание исковых заявлений);
— своевременное оказание помощи в приобретении навыков расходования личных денежных средств, социальной компетентности, житейских умений;
— поддержание инициативы волонтерского движения. Выпускники совместно с воспитанниками помогают зимой в уборке снега, сооружают снежные фигуры и горки. Каждое лето организовывают акции «Чистый берег», «Помоги птицам». Заболевших ребят навещают в больницах и поддерживают;
— оказание помощи в приобретении навыков адаптации к обществу, правовой культуры;
— социально-педагогическая поддержка выпускников-студентов, которые испытывают затруднения во время адаптационного периода при поступлении в ПОО;
— знакомство с этикой и психологией семейных отношений; распространение знаний о построении отношений в семье;
— предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении.
В результате использования комплекса реабилитационных мер — психологических, меди-
цинских, профессиональных, социальных — за последние пять лет количество выпускников, относящихся к группе риска, стоящих на учете в ПДН, не увеличилось. В настоящее время 100 % выпускников до 23 лет с постинтернатным сопровождением вовлечены в общественно полезную деятельность: 48 %% обучаются в ПОО (8 %о из них получают второе образование, 14 % — находятся в отпуске по уходу за ребенком, 10 %о — служат в армии, 28 %о — работают).
На базе учреждения для выпускников функционирует клуб «Причал», цель которого — объединение выпускников учреждения и сотрудников для успешной социализации и интеграции каждого выпускника в общество, его развития.
С опытом работы педагогов по постинтернатному сопровождению можно познакомиться:
— сайте МКОУ «Детский дом № 5 «Единство», раздел «Постинтернатное сопровождение»;
— в социальной сети «Вконтакте», страница «Мама Люба «Единство»;
— городская газета «Контакт»: статьи «За дверями детского дома», «Жизнь в лесу повлияла на нас благотворно», «Создаем красоту и уют вместе», «Первый заработок — это здорово».
программа по подготовке воспитанников
детского дома к самостоятельной жизни
«территория детства»
н. В. Доброногова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института профессионального образования, г. Анжеро-Судженск
В детском доме воспитываются дети, лишенные родительской ласки и стабильного доверия к взрослым, имеющие негативный семейный и личный опыт, патологическую наследственность. У многих из них задержка физического и психического развития. Все это деструктивно влияет на развитие личности воспитанника, искажает представление о себе и других людях, затрудняет адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного «Я» [1]. Проблема поиска путей помощи детям-сиротам в процессе адаптации к обществу, их подготовки к самостоятельной жизни становится одной из приоритетных задач для педагогов и специалистов детского дома.
Недостаточно сформированный уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам детских домов, затрудняет процесс их включения в жизнь общества и усвоения системы ценностей, норм, знаний и представлений. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость делают их группой риска [2]. В связи с этим возникла необходимость разработать
программу по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Территория детства».
Целью программы является организация комплексной системы мер, направленной на повышение результативности и качества подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Программа предусматривает:
— создание комплекса мер, направленных на развитие и самореализацию воспитанников 8-9-го класса, способствующих успешной интеграции, личностному развитию, качественной подготовке их к самостоятельной жизни;
— обеспечение условий, способствующих приобретению воспитанниками теоретических знаний и практических навыков ведения домашнего хозяйства, организации жизненного пространства и успешной реализации жизненных и профессиональных планов.
Программа отличается тем, что позволяет в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наладить работу по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни путем комплексного освоения необходимого теоретического и практического материала, привлечения к взаимодействию социальных партнеров. Достижение данной цели реализуется через решение следующих задач:
— способствовать формированию у воспитанников основ правосознания и гражданско-правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона;
— повышать уровень экономической грамотности воспитанников и формировать способность самостоятельного планирования бюджета;
— формировать мотивацию на осознанный выбор будущей профессии;
— способствовать формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни, безопасного поведения и ответственного отношения к своему здоровью;
— способствовать формированию у подростка навыков самостоятельной жизни.
Поэтапное построение программы позволяет осуществлять комплексный подход к изучению материала по различным направлениям организации жизнедеятельности и способствует формированию у воспитанников необходимых социально-бытовых навыков, личностных качеств.
Реализация программы предполагает прохождение двух этапов. Первый этап включает в себя цикл занятий по правовой, экономической грамотности, профессиональному выбору, здоровому образу жизни, ведению домашнего хозяйства.
В рамках социального партнерства обучающиеся проходят мастер-класс по производству хлеба. Участники экскурсии делятся на две подгруппы: первая — проходит в производство, где замешивается тесто, из которого обучающиеся под руководством специалистов готовят хлебобулочные изделия. В это время вторая подгруппа познает профессию истопника, знакомится с видами топлива и правилами его сжигания.
Пока выпекается хлеб, обучающиеся знакомятся с профессией продавца, изучая ассортимент хлеба, рассматривая способы его упаковки и маркировки, работая с контрольно-кассовой техникой.
Второй этап включает в себя реализацию цикла занятий по программе учебного самостоятельного проживания воспитанников «Территория самостоятельности» и краткосрочного проекта отработки социально-бытовых, коммуникативных умений и навыков воспитанников «Рецепт добра».
Так, на занятиях «Подготовка к выбору профессии» обучающимся предлагается самостоятельно с помощью мобильного телефона пройти онлайн-диагностику на Кузбасском портале «Профориентир», отправив скан результата педагогу-психологу, подписав Ф. И. О.
Далее педагог-психолог делит всех обучающихся на пять групп согласно методике Е. А. Климова (ДДО). В каждой группе определяется свой наставник (успешные личности Анжеро-Суджен-ского городского округа), с которыми обучающиеся заранее знакомятся через вышеуказанный портал в разделе «Истории успеха». После чего наставники работают в группах, проводят для обучающихся пресс-конференцию, делясь своим опытом, своей историей успеха.
На заключительном этапе наставник вместе с работниками детского дома проводит практическую часть с обучающимися на своем предприятии, где формируются «жесткие навыки» (hard skills) по определенному направлению.
Таким образом, поэтапная реализация программы позволит выпустить в самостоятельную жизнь молодого человека, способного:
— к сохранению собственного здоровья;
— осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своих интересов и способностей;
— творческому решению задач в различных жизненных ситуациях;
— получению образования, устойчивому саморазвитию на основе мотивации к достижению успеха в профессиональной деятельности;
— знанию своих прав и обязанностей, умению применять знания в различных жизненных ситуациях;
— адекватной оценке в соответствии с нормами морали и права, собственных поступков, поступков окружающих, друзей, сверстников.
1. Гордиевская Е. О., Старобина Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот. — Калининград, 2014. — 96 с.
2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Проектная технология в профориентационной работе и социализации детей-сирот. — Калининград, 2010.
социально-профессиональная
адаптация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
(на примере мбу «детский дом № 2», г. кемерово)
О. А. Кузнецова, куратор отделения подготовки к самостоятельной жизни учебной тренировочной квартиры МБУ «Детский дом № 2»
В настоящее время одним из критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Ребенок, который воспитывается в семье, гармонично адаптируется к обществу, учится соизмерять свои потребности с возможностями, определять приоритетные направления жизнедеятельности и способы достижения поставленных целей.
Современная политика государства направлена на подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешному решению социально-экономических задач, что будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе.
Сегодня такое личностное качество, как самостоятельность, помогает человеку успешно проявлять себя в разнообразных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться к социуму и целенаправленно развиться как личность. Это особенно важно для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку им во взрослой жизни приходится рассчитывать на свои силы. Недостаточно сформированный уровень социальной компетентности воспитанников детских домов после выхода в самостоятельную жизнь затрудняет процесс адаптации.
Рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского дома эти дети будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем, не приходится. Стопроцентной готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания,
но такую неподготовленность обычно компенсируют родители, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.
В связи с этим возникла необходимость создания комплексной системы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни и сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.
Так, в детском доме № 2 г. Кемерово социально-профессиональная адаптация воспитанников и выпускников носит непрерывный и комплексный характер. В детском доме создан и функционирует центр профориентации, социально-профессионального самоопределения воспитанников и постинтернатного сопровождения выпускников «УСПЕХ», который является структурным подразделением детского дома.
В структуру центра включены:
• отделение профориентации и содействия социально-профессиональному самоопределению воспитанников;
• отделение подготовки к самостоятельной жизни воспитанников в условиях учебной тренировочной квартиры;
• отделение постинтернатной адаптации выпускников.
Целевыми группами, с которыми работает центр, являются:
— воспитанники детского дома (6-16 лет). К ним относятся дети-сироты; дети, оставшиеся