ухода за одеждой и обувью, распределения имеющихся ресурсов (материальных, временных и т. д.), умения строить эффективную коммуникацию с окружающими, в повседневной жизни соблюдать социальные нормы, готовность принимать самостоятельные решения, способность делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях, умение осуществлять самооценку и самоанализ своих действий, способность предвидеть последствия своих действий и готовность принимать на себя ответственность за эти действия, готовность соблюдать принятые на себя обязательства, умение самостоятельно планировать свои дальнейшие действия.
Тренировочная квартира представляет собой модель жилого помещения, состоящего из зон: прихожая/гардеробная, гостиная, спальня, кухня, санитарная комната. В ней созданы все условия для комфортного обучения, проживания и адаптации. Данная квартира обеспечивает безопасность воспитанников, соответствует потребностям и физическим возможностям подростков. Тренировочная квартира оборудована современной мебелью, бытовой техникой и приборами, посудой.
Из опыта работы можно отметить, что при первичном заселении возникают трудности по всем модулям данной программы. Самым сложным
для воспитанников является первичный подготовительный и завершающий периоды. Это связано с тем, что воспитаннику предлагается пройти психологическую диагностику, направленную на определение уровня готовности выпускников к самостоятельной жизни. Они должны составить меню и произвести расчет продуктов, а также соблюдать правила содержания квартиры в чистоте и порядке, подготовить квартиру к сдаче по всем предъявляемым требованиям.
При заселении воспитанникам объясняются инструкции и даются советы по использованию бытовых приборов и оборудования, проводится инструктаж по технике безопасности.
Особое внимание уделяется выстраиванию комфортного межличностного общения и соблюдению правил конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поэтому на протяжении всего периода с воспитанниками ведется работа без вмешательства в действия и решения самого воспитанника. По завершении проживания проводится итоговая диагностика, позволяющая определить качество полученных воспитанником знаний, сформированных умений и навыков. Данная программа дает возможность воспитаннику реализовать свой потенциал и готовит к жизни в новых условиях после выпуска, снижает риск ухудшения качества жизни.
постинтернатное сопровождение выпускников детских домов
М. П. Куркова, социальный педагог МКУ «Детский дом «Островок», Топкинский район
О проблемах, которые волнуют детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности сегодня говорится много
и на разных уровнях. Выпускники детских домов, даже получившие профессиональное образование, — это особый контингент, требующий пристального внимания. Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. После выхода из учреждения выпускники не способны решать
многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности:
• с устройством на работу — не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе;
• получением жилья — теряют жилье, становясь жертвами мошенников.
Не умеют:
— общаться с взрослыми;
— обустроить свой быт;
— составлять и соблюдать бюджет;
— отстаивать свои юридические права.
А также испытывают трудности в создании полноценной семьи.
Порой предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы они чувствовали себя эмоционально и психологически защищенными. Поэ-
«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019
23
тому необходимость их постинтернатного сопровождения так актуальна.
Вступление выпускника интернатного учреждения в социум — это переход:
• от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда;
• жизни в среде «своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности;
• определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Этот переход — сильнейший стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутой системы детского дома. Если переход к взрослой самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников.
Детям-сиротам традиционно уделялось в социальной работе большое внимание. Проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы являются предметом изучения многих исследователей. На современном этапе развития России общественное сознание переживает радикальные изменения в отношении проблем осиротевших детей, постигая необходимость их социализации, восстановления нарушенных социальных связей ребенка с обществом.
Особенности жизни в интернатном учреждении (полузакрытый характер, коллективное проживание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора и принятия решения) затрудняет дальнейшую адаптацию выпускников к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно.
Одним из сложнейших вопросов в процессе постинтернатной социализации, который еще предстоит решать, является вопрос трудоустройства. Создаются специфические дополнительные трудности в трудоустройстве наших выпускников: технический прогресс обусловил повышение требований к интеллектуальному уровню рабочих.
Поэтому в планировании собственной жизни выпускниками можно выделить две тенденции:
Одна — утверждение «планирую жить нормально/хорошо», что подразумевает высокие статусные позиции, большую заработную плату, хорошую работу, и в то же время не оговариваются необходимые усилия и механизм достижения благополучия.
Вторая — наиболее распространенная тенденция, которой придерживаются и наши выпускники, «как получится», т. е. не имеют никаких планов на будущее, не видят перспективы будущего, плывут по течению и в основном планируют свою жизнь только с помощью взрослых.
Вместе с тем представления о будущей жизни у выпускников (наши не исключение) пессимистичны, противоречивы, нечетко сформулированы и в большинстве случаев ограничены ближайшим будущим.
Зачастую дети в силу неустойчивости собственных норм и ценностей, нетвердости жизненных ориентаций, развивавшейся в интернате иждивенческой позиции, оказавшись в «большом мире» не всегда могут удержаться от асоциальных форм поведения под воздействием новых влияний. По данным исследования ИС РАН, в течение первых трех лет самостоятельной жизни выпускники сиротских учреждений характеризовались асоциальным поведением, имели контакты с органами охраны правопорядка, совершали преступления.
Начиная самостоятельную жизнь, ребенок покидает группу «государственные дети», и с этого момента его статусное положение нестабильно: он «свободен» от контроля взрослых, но нести ответственность за свое благополучие не всегда ему по плечу. Из-за низких адаптивных способностей дети не сразу могут войти в какую-то общественную группу, принять и осознать свою новую идентичность. С одной стороны, сложившаяся группа не всегда охотно принимает новых членов, с другой — у выпускников сиротских учреждений имеет место устойчивая тенденция к замыканию в «детдомовской» среде. В таком маргинальном положении выпускник может существовать годами.
На обеспечение более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений и направлена деятельность службы постинтернатного сопровождения, цель которой — помочь ребенку восполнить дефицит общения, контактов и социальных ролей, естественных для обычных детей.
Постинтернатное сопровождение включает в себя три направления:
1) информационно-аналитическое;
2) социально-психологическое;
3)организационно-методическое.
Информационно-аналитическое направление:
• создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление
24
«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019
обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;
• анализ профессионально-личностного становления;
• ведение карт сопровождения; обслуживание ЖБУ;
• отслеживание результатов сопровождения.
Социально-психологическое:
• защита личных, жилищных и имущественных прав и интересов выпускников;
• предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
• социальный патронат;
• организация работы по повышению психологической устойчивости;
• оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых вопросов;
• организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организационно-методическое:
• организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнеров), направленной на поддержку выпускника;
• организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи выпускникам.
Таким образом, специфика работы постинтернатного сопровождения выпускников подразумевает детальную проработку вопросов, индивидуальный подход к каждому выпускнику, постоянный контроль — непосредственное участие, сопровождение.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, однако по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений — вот на что направлена деятельность службы постинтернатного сопровождения выпускников.
комплекс мер по органиэации постинтернатного сопровождения выпускников мкоу «детский дом № 5 «единство»
Л. Б. Тихонова, воспитатель-наставник постинтернатного сопровождения МКОУ «Детский дом № 5 «Единство»
В Кузбассе утвержден распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области комплекс мер, в который входят основные мероприятия по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения.
В рамках реализации комплекса мер на базе МКОУ Детский дом № 5 «Единство» активно ведется работа по постинтернатному сопровождению выпускников. С целью организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускников учреждения для успешной социализации и интеграции в общество разработана и реализуется программа «Мы всегда рядом».
Основными направлениями деятельности педагога-наставника постинтернатного сопровождения являются:
— профессиональная ориентация воспитанников старших классов, проживающих в учреждении;
— оказание консультативной помощи выпускникам;
— заключение договоров о сотрудничестве с профессио-нально-образователь-ными организациями, где обучаются выпускники;
— пропаганда здорового образа жизни и оказание содействия в организации досуго-вой деятельности (организуются совместные походы, сплавы, однодневные выезды на природу, проводы в армию, активная переписка с выпускниками-солдатами, к праздникам высылаются посылки, устраиваются вечера встреч для выпускников и торжественные поздравления брачующихся и т. д.);
— осуществление контроля учебно-трудовой деятельности выпускников;
25 -
«образование. КАРЬЕРА. общество» № 4 (63) 2019