ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Н.А.Воробьева
Е. В. Ломтева
С. В. Еремин
Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 166-179. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 4 (85). P. 166-179.
Научная статья УДК 316.14
doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-166-179
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ
Наталья Александровна Воробьева1, Елена Владимировна Ломтева2, Сергей Владимирович Еремин3
1 3 Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского МГПУ, Москва, Россия
2 Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, Москва, Россия
Аннотация. В статье раскрываются возможности социального проектирования для развития волонтерской деятельности. Актуальность статьи обусловлена необходимостью выстраивать планомерную работу по включению молодых людей в волонтерскую деятельность, используя технологии социального проектирования. На сегодняшний день социальное проектирование является наиболее эффективной технологией, позволяющей молодым людям развивать личностные и профессиональные качества. Благодаря общественно значимой волонтерской деятельности у обучающихся развиваются социальные навыки в реальных ситуациях, связанных с принятием решений, инициативой, ответственностью за свои действия. Именно в этом случае мы можем говорить о развитии локальных знаний и социальных способностей, формировании гражданской ответственности и личностном росте. Поэтому целью данной статьи стало исследование отношения обучающихся профессиональных обра-
© Воробьева Н. А., 2022 © Ломтева Е. В., 2022 © Еремин С. В., 2022
зовательных организаций к волонтерской деятельности и их готовности к участию в добровольческой деятельности.
Основными методами исследования стало изучение отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме, в т.ч. нормативно-правовых документов в сфере волонтерства; методы анализа статистических данных; методы сравнения и обобщения полученных результатов. Ключевым методом стало проведение социологического опроса, выборка исследования составила 2 321 человек — обучающихся по педагогическим специальностям среднего профессионального образования города Москвы. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство молодых людей (78% от числа опрошенных) положительно относятся к общественно полезной работе, а 60% обучающихся занимаются ей на постоянной основе. Большинство обучающихся, занимающихся волонтерской деятельностью, это студенты старших курсов, что говорит об осознанном выборе. Авторами были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди, имеющие желание участвовать в волонтерской деятельности, а также основные мотивы участия в этой деятельности.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, волонтерская деятельность, проект, стартап, социальное проектирование, акселерационные программы
Благодарности. Статья выполнена в рамках темы государственного задания РАНХиГС № 11.2 «Анализ дополнительного образования молодежи в контексте государственной молодежной политики» на 2022 г., а также в рамках реализации Стратегии развития Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского МГПУ.
Для цитирования: Воробьева Н. А., Ломтева Е. В., Еремин С. В. Применение технологий социального проектирования в волонтерской деятельности обучающихся колледжей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 4 (85). С. 166-179. doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-166-179
Original article
APPLICATION OF SOCIAL DESIGN TECHNOLOGIES IN VOLUNTEER ACTIVITIES OF COLLEGE STUDENTS Natalia A. Vorobieva1, Elena V. Lomteva2, Sergei V. Eremin3
1 3 Institute of Secondary Vocational Education named after K. D. Ushinsky MGPU, Moscow, Russia
2 Centre for Continuing Education Economics, Institute of Applied Economic Research, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
Abstract. The article reveals the possibilities of social design for the development of volunteer activities. The relevance of the article is due to the need to build systematic work to include young people in volunteer activities using social design technologies. Today, social design is the most effective technology that allows young people to develop personal and professional qualities. Thanks to socially significant volunteer activities, students develop social skills in real situations related to decision-making, initiative, responsibility for their actions. It is in this case that we can talk about the development of local knowledge, the formation of civic responsibility, as well as the development of social abilities and personal growth. Therefore, the purpose of this article was to study the attitude of students of professional educational organizations to volunteer activities and their readiness to participate in volunteer activities.
The main research methods were studying domestic and foreign literature on the problem under study, including regulatory documents in the field of volunteering; statistical data analysis methods; methods of comparison and generalization of the results obtained The key method was the conduct of a sociological survey, the sample of the study was 2 321 people studying in the pedagogical specialties of secondary vocational education in Moscow. The results of the study showed that most young people (78% of the number of respondents) have a positive attitude towards socially useful work, and 60% of students are engaged in it on an ongoing basis. Most of the students engaged in volunteer activities are senior students, which indicates conscious choice. The authors identified the problems faced by young people who have a desire to participate in volunteer activities, as well as the main motives for participating in this activity.
Keywords: secondary vocational education, volunteer activity, project, startup, social design, acceleration programs
Acknowledgments. The article was carried out within the framework of the State Assignment of the RANEPA No. 11.2 'Analysis of Additional Education of Youth in the Context of State Youth Policy" for 2022, as well as within the framework of the Development Strategy of the Institute of Secondary Vocational Education. K. D. Ushinsky MGPU.
For citation: Vorobieva N. A., Lomteva E. V., Eremin S. V. Application of social design technologies in volunteer activities of college students. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(4):166-179. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2022-85-166-179
Введение. Слово «волонтер» происходит от латинского voluntarius и означает «доброволец», «желающий». Волонтер — это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь, услуги людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите.
До недавнего времени потенциал волонтерской деятельности недо-
оценивался в России, но в последние годы можно наблюдать активность и интерес молодежи к этой социально значимой деятельности. В 2014 г. благодаря волонтерской программе «Сочи-2014» волонтерство обрело новое развитие, появилась культура волонтерской деятельности. Для того чтобы сохранить тот позитивный опыт волонтерства, который страна приобрела на Олимпийских играх в Сочи, была создана Ассоциация волонтерских центров (АВЦ).
В распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2014 года «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечено, что молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность определяется как добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения [11].
В 2018 году Правительством РФ принята Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, в которой указано, что необходимо развивать различные компетенции волонтеров по разным направлениям и в различных сферах жизни, таких как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, оказание правовой помощи населению и другие сферы [7].
Агентством стратегических инициатив в 2018 году был разработан «Стандарт поддержки волонтерства в регионах», основанный на анализе лучших практик государственной поддержки волонтерства как в России, так и в других странах [8]. Практики развития добровольческого движения освещаются в методическом пособии «Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения» под редакцией В. С. Басюка и А. А. Крюковой [1].
В соответствии с нацпроектом «Образование» в 2024 году количество обучающихся, вовлеченных в работу общественных (в том числе и волонтерских) объединений на базе образовательных организаций, должна составлять 8 миллионов 800 тысяч человек. Также планируется, что к 2024 году волонтерские центры будут созданы в 60% всех образовательных организаций.
Волонтерскую деятельность можно классифицировать следующим образом [2]:
Формальное и неформальное волонтерство. Формальное волон-терство предполагает объединение людей в рамках некоммерческой организации, а неформальное волонтерство можно охарактеризовать как индивидуальную, направленную на оказание помощи другим людям деятельность.
Организованное и неорганизованное волонтерство. Если рассматривать неорганизованное волонтерство как оказание помощи спонтанно, например при катастрофах, чрезвычайных ситуациях и т.д., то организованное волонтерство объединяет людей, имеющих общие интересы и устремления, для участия в различных волонтерских мероприятиях, часто под руководством квалифицированных специалистов.
Исследователи Высшей школы экономики выделяют еще одну группу волонтеров — «несознательные» волонтеры. В эту группу входят люди, которые участвуют в волонтерских мероприятиях и акциях по обязанности. Такая деятельность редко имеет позитивные последствия и, как правило, не перерастает в «истинное» волонтерство.
Развитие волонтерской деятельности является одной из задач профессионального образования. При этом она наиболее актуальна для организаций, осуществляющих подготовку будущих педагогов. Участие в волонтерских мероприятиях не только позитивно влияет на личностное становление и развитие самого обучающегося, но и необходимо для формирования его как профессионала, способного в дальнейшем вдохновлять своих подопечных на оказание помощи и поддержки нуждающимся.
Целью исследования являлось выяснение мотивации будущих педагогов к участию в волонтерских проектах, а также выявление наиболее важных, по мнению молодежи, сфер общественной жизни для волонтерской деятельности.
Методология и методы исследования. Проблеме волонтерства в молодежной среде, отношению будущих педагогов к волонтерской деятельности посвящено исследование, проведенное в институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета совместно с Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС. Исследование проводилось методом анкетирования и включало ряд вопросов для обучающихся 1-4 курсов по разным специальностям. Всего в анкетировании приняли участие 2 321 человек.
Результаты исследования. Рассмотрение волонтерства как субъ-
ектной деятельности и в качестве разновидности профессиональной социально-педагогической деятельности посвящены исследования Е. В. Богдановой, Ю. Н. Галагузовой, Ю. А. Верхотуровой и др. [3; 5; 13] Авторы отмечают, что волонтерская деятельность обучающихся по педагогическим специальностям является социально значимой, профессионально ориентированной деятельностью, которая строится по законам проектной деятельности от этапа проектирования до реализации волонтерских проектов при тесном взаимодействии с различными общественными организациями [11; 12; 14].
Исследование показало готовность молодежи к общественно полезной деятельности на добровольной основе. 78% респондентов положительно относятся к подобной деятельности, 18,6% затрудняются ответить, и только 3,4% негативно отзываются о волонтерстве. При этом 55,9% обучающихся в своей жизни имели опыт работы волонтером и 44,1% такого опыта не имели. Причем из числа тех, кто не имеет опыта во-лонтерства, только 9% не знают, как это делать и с чего начать, у 23,6% не хватает времени на волонтерство; 11,4% вообще не думали об этом, у 11,2% нет желания заниматься волонтерством; 44,8% затрудняются ответить на вопрос, почему они еще не пробовали себя в роли волонтера (Рисунок 1).
■ нет желания
■ никогда не задумывался об этом
■ не хватает времени
■ не знаю, как это сделать и с чего начать
■ затрудняюсь ответить
Рисунок 1.Причины,покоторым молодыелюди не занимаются волонтерской деятельностью
Как видно из вышеизложенного, ресурс для дальнейшего развития волонтерской деятельности среди опрошенных респондентов имеется, и довольно значительный. При этом важнейшей задачей является неукоснительное соблюдение добровольного характера участия будущих педагогов в волонтерских проектах и мероприятиях, без использования административных рычагов в погоне за увеличением данного показателя. В то же время руководством образовательных организаций могут создаваться механизмы, побуждающие обучающихся к общественно полезной деятельности.
Например, среди опрошенных молодых людей каждый пятый (20,8%) уже имеет волонтерскую книжку, 32,3% хотели бы ее получить, а 16,7% просто не знают о ее существовании (Рисунок 2).
При этом подавляющее число респондентов, у которых есть волонтерская книжка, учатся на 3 и 4 курсах. Из этого следует, что многие студенты были включенывволонтерскую деятельность ужев период обучения на уровне среднего профессионального образования и получили волонтерскую книжку, участвуя в различных волонтерских мероприятиях впероод обучеоия, чтослууит хтрлшим петсазателем и примерлм для обучасещихся младших еуркое.
Кае сплдуке из Рисунка 2, КТ,2% уеспонденкое, имувшчх опыт волон-теретва, невыспезалижеттння пооууить волонтолсдулеонижку, и это олженеплохо, посзол ькл гкздрит к значитедьном пвлич ест ве мклодых людей, для которых важнее быть полезным для нуждающихся просто тек, безседрния«учета добрых дел».
■ на, еитл ■ кет, ко хотел получить
■ кет, ока дке ке курка ■ кет, ке ткау сто это тапое
Рисунок2.Наличиеуопрашиваемыхволонтерскойкнижки
Изучая основные мотивы, побудившие молодежь участвовать в волонтерской деятельности, мы отметили социальную направленность данного выбора (Рисунок 3).
Установить новые контакты Познакомиться с новыми людьми Попробовать себя в новом деле Успокоить свою совесть (чувство вины)
Получить зачет по предмету
Попасть в поездку, путешествие в рамках волонтерской деятельности
Поучаствовать в конкретном мероприятии/проекте Наличие достаточного свободного времени Изменить свою жизнь Получить полезные навыки, нужный мне опыт Получить социальный опыт Бороться с определенной проблемой Отплатить добром людям за добро Потребность быть полезным Затрудняюсь ответить
Рисунок 3. Мотивы, побудившие молодежь участвовать вволонтерскойдеятельности
Респондентыимеливозможностьвыбратьнесколько вариантов ответа, а такжепредложитьсвойвариантосновногомотива.Наиболее востребованным оказалось желание быть полезным обществу — 55,4%. Следующим по значимости у молодых людей было желание получить полезные навыки, нужный опыт(40,6%).В этойсвязиможноговорить о профессиональной составляющей, поскольку опыт, полученный в про-цессеэтойдеятельности,имеетведущее значениевработепедагога.
Более трети молодых людей (37,2%) отметили, что работа волонте-ромпоможет импопробоватьсебя в новом деле, а 23,6% респондентов отметили важность возможности участияв новомпроекте.Следует
7,0%
22,9%
3,2%
■ 4,8%
■ 4,9%
10,2% 8,2% ■ 5,0% 2,5%
13,3%
23,6%
21,1%
55,4%
37,2%
2%
отметить, что участие в волонтерской деятельности, по мнению молодых людей, обогащает их опыт и способствует получению новых знаний, умений и компетенций.
Интересные данные получены о сферах общественной жизни, в которых молодые люди хотели бы участвовать в качестве волонтеров (на этот вопрос также можно было выбрать несколько вариантов ответов). Больше всего респондентов предпочитают участвовать в событийных мероприятиях: конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д. (49,1%). В то же время многие имеют опыт помощи пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам и людям с ОВЗ, бездомным (41%). Почти треть опрошенных оказывала помощь животным (30,4%), а каждый четвертый участвовал в экологических акциях и мероприятиях (27,1%). Также многие респонденты участвовали в волонтерских программах на спортивных мероприятиях (22,7%), в корпоративных социальных программах (17,3%) и культурных программах музеев, библиотек и т.д. (17,1%).
Что касается тех, кто еще не вовлечен в волонтерскую деятельность, то наиболее интересными для них являются следующие направления:
- помощь животным — 47,9%;
- помощь пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам и людям с ОВЗ, бездомным — 44%;
- помощь в организации и проведении мероприятий (конференций, съездов, форумов, праздников, концертов и т.д.) — 38%;
- помощь музеям, библиотекам и т.д. в организации культурных программ — 26,3%;
- волонтерство в сфере экологии — 23,1%;
- волонтерство в сфере спорта — 21,9%;
- донорство — 21,3%.
Очевидно, что в рамках разных исследований будут получаться разные результаты. Однако вывод из уже полученных данных очевиден: молодые люди готовы участвовать в общественно полезной жизни. Важно лишь найти то, что ближе всего им по духу, вовлечь их в эту деятельность и сформировать тем самым понимание значимости добровольческой деятельности.
Кроме того, важной составляющей в развитии добровольческого движения в молодежной среде является информирование молодежи о волонтерском движении, помощь в организации и обучении основам
проектной социально значимой деятельности.
В российском образовании созданы все условия для удовлетворения потребности молодежи в общественно значимой деятельности, в том числе через волонтерскую деятельность, через опыт участия в социально значимых проектах, акциях, социальных конкурсах студенческих инициатив, что создает условия для развития собственных стартапов в области общественно полезной деятельности.
Одним из возможных направлений развития добровольческих инициатив, расширения своих возможностей в волонтерской деятельности, а также развитие собственных стартапов может быть работа с обучающими СПО в области социального проектирования, которое способствует формированию социального опыта обучающихся [4; 6; 9]. В институте среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета имеется подобный опыт работы. Для обучающихся по всем специальностям введены такие курсы, как «Основы проектирования и технологии презентации», «Основы социального проектирования», в рамках которых молодые люди не только имеют возможность познакомиться с технологией социального проектирования, но и смоделировать и защитить свои проекты. Кроме этого, тем учащимся, которые хотят расширить свои компетенции в области социального проектирования, МГПУ предлагает акселератор Моло.Ко (молодые команды), участие в стартап-школе, еженедельные занятия с ведущими предпринимателями и бизнес-тренерами по вопросам продвижения своих идей и проектов. Все это способствует тому, что молодые люди приобретают компетенции, необходимые для развития собственных стартапов.
Технологии социального проектирования включают в себя инструментальную и содержательную части и систему действий по выявлению необходимых ресурсов для решения конкретных задач, определению методов, приемов и средств для достижения поставленной цели в процессе работы над проектом. Все эти действия способствуют интеграции теоретических и практических знаний и умений.
Планомерное погружение в социальные проекты вызывает у молодых людей желание заниматься волонтерской деятельностью. С другой стороны, волонтерство как деятельность, происходящая в социально значимом поле, развивает у молодых людей качества, необходимые для социально значимых проектов. Социальное проектирование может
служить отправной точкой для тех молодых людей, которые хотят, но не знают и не понимают, с чего начать, где можно применить свои ресурсы, что надо сделать для того, чтобы быть полезным обществу, и т.д.
Таким образом, волонтерская деятельность для обучающихся СПО тесно связана с социальным проектированием. Участие в социальных проектах расширяет осведомленность учащихся о социальных проблемах общества и поиск их решения. Благодаря технологиям социального проектирования обучающиеся получают компетенции, позволяющие им быть успешными в организации волонтерской деятельности, грамотно проводить анализ своих возможностей и ресурсов, а также анализировать социальную ситуацию и действовать в соответствии с заранее намеченным планом.
Рассмотрим возможности социального проектирования в организации волонтерской деятельности.
1. Включение молодых людей в разработку социальных проектов создает плодотворную почву для развития молодежных инициатив по актуальным проблемам общества. С этой целью в колледже должны быть определенные установки для создания условий для развития социально значимой волонтерской деятельности.
2. Работа над социальным проектом расширяет возможности понимания обучающимися социальных проблем и путей их решения, поскольку в первую очередь они направлены на участие в общественной деятельности.
3. Любой социальный проект предполагает этапность в его проектировании и реализации. Работа волонтера будет более успешна, если она заранее продумывается, планируются ее цели и способы их достижения. Большое значение будет иметь и характер взаимодействия. В том случае, когда взаимодействие происходит постоянно, оно приносит большую пользу всем. Например, вместо того чтобы посетить дом ребенка один раз в рамках единичного опыта общественной деятельности, обучающиеся могут организовать регулярные визиты в течение более длительного периода, и, как результат, их усилия будут иметь более значимое влияние.
4. Социальное проектирование — это в основном коллективная деятельность. Волонтерская деятельность также во многих случаях осуществляется в коллективе. В ходе работы над проектом обучающиеся учатся координировать свои действия, подчиняться коллективному мнению или доказывать свою точку зрения, распределять роли и т.д.
Команда принимает решения, согласовывает свои действия, каждый член команды берет ответственность за свои действия, а также, при необходимости, члены команды управляют деятельностью группы. Это те навыки, которые необходимы и для организации волонтерской деятельности.
Включение обучающихся в социально значимую волонтерскую деятельность, несомненно, повлечет за собой ярко выраженный результат, поскольку у будущих педагогов постепенно формируются качества, необходимые для решения социальных проблем своего села, города, своей страны. Это будет инновационной составляющей в воспитательном процессе и окажет положительное влияние на социализацию молодого человека как в личностном, так и в профессиональном пространстве.
Заключение. Введение в образовательную программу основ социального проектирования создает оптимальные условия не только для развития волонтерской деятельности, но и для «социальных проб личности». И в этом случае мы можем говорить о том, что изменяется сама система педагогического образования: оно приобретает активный характер с ориентацией на социальные и информационные умения, которые обеспечивают готовность молодого человека к жизни. Одна из главных задач современного образования — достичь баланса между социальными и индивидуальными потребностями молодых людей, что обеспечит стремление к саморазвитию и самообразованию.
Проведенное исследование и теоретический анализ проблемы позволяют говорить о том, что волонтерская деятельность является значимой для молодых людей, обучающихся по педагогическим специальностям. Особенно этот интерес возрастает на старших курсах педагогических колледжей. Но выявились и некоторые проблемы: часть молодых людей не хочет участвовать в волонтерской деятельности, что может быть связано с нехваткой времени, с неумением распоряжаться своим временем, с низкой мотивацией к общественно значимой деятельности и многими другими причинами. В этой связи необходимо продолжать поиски направлений и способов вовлечения молодежи в систему волонтерства.
В заключение необходимо отметить, что развитие волонтерского движения в педагогическом колледже через технологии социального проектирования способствует становлению высокомотивированного профессионала, способного на решение личностных и общественных задач.
Список источников
1. АрсеньеваТ. Н., Зотова В. А., Маслова Д. Д. и др. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения: метод. пособие / под ред. В. С. Басюка, А. А. Крюковой. М., 2018. 266 с.
2. Белановский Ю. С., Беневоленский В. Б., Горлова Н. И. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2022. 456 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2634-7.
3. Богданова Е. В. Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 186-189.
4. Воробьева Н. А. Развитие soft skills навыков как базовая составляющая воспитательной системы // К. Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность: мат-лы XXV Межрегион. педагог. чтений, посвященных великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, Москва, 25.03.2021. М.: МГПУ 2021. С. 65-67.
5. Галагузова Ю. Н., Бородина Е. Н., Верхотурова Ю. А. и др. Социально-педагогическая деятельность в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой. Екатеринбург: УрГПУ 2017. 204 с.
6. Корниенкова А. В. Социальное проектирование как средство организации добровольческой деятельности студентов [Электронный ресурс]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ sociology/01183350_0.html (дата обращения: 06.05.2022).
7. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р) [Электронный ресурс]. URL: https:// http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_314804/9a76f0db96495e437157ec4b2cb4420ef4dc42ef/ (дата обращения: 27.04.2022).
8. Лучшие практики к стандарту поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах // Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/upload/upload_ docs/investclimate/best_practices.pdf (дата обращения: 07.04.2022).
9. Милько Л. В. Организация волонтерской (добровольческой) деятельности на социальном факультете // «Концепт».2016. Т. 27. С. 31-33. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept. ru/2016/56443.htm (дата обращения: 09.04.2022).
10. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592?ysclid=l60ovgb 9f3512239286 (дата обращения: 07.04.2022).
11. Солодянкина О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 206 с. [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/452356 (дата обращения: 12.04.2022).
12. Allan K. The Big Tent — Corporate Volunteering in the Global Age. Madrid: Ariel and Fundacion Telefonica. 2012. 258 p.
13. Clark H. Volunteering for all? Exploring the link between volunteering and social exclusion. Institute for volunteering research, 2012. 66 p.
14. Holdsworth С., Brewis G. Volunteering, choice, and control: a case study of higher education student volunteering // Journal of Youth Studies. 2013. No. 17 (2). P. 204-219.
References
1. Arseneva T. N., Zotova V. A., MaslovaD.D. i dr. Teoretiko-prakticheskie osnovaniya razvitiya shkol'nogo dobrovol'cheskogo dvizheniya: metod. posobie / pod red. V. S. Basyuka, A. A. Kryukovoj. M., 2018. 266 s. [In Rus].
2. Belanovskij Yu. S., Benevolenskij V. B., Gorlova N. I. Organizaciya dobrovol'cheskoj (volonterskoj) deyatel'nosti i vzaimodejstvie s social'no orientirovannymi NKO. M.: NIU «Vysshaya shkola ekonomiki», 2022. 456 s. DOI: 10.17323/978-5-7598-2634-7. [In Rus].
3. Bogdanova E. V. Tekhnologii social'nogo proektirovaniya v podgotovke budushchih social'nyh pedagogov k volonterskoj deyatel'nosti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2010. T. 16, № 2. S. 186-189. [In Rus].
4. Vorob'eva N. A. Razvitie soft skills navykov kak bazovaya sostavlyayushchaya vospitatel'noj sistemy // K. D. Ushinskij i nacional'noe obrazovanie: istoricheskie uroki, idei i sovremennost': mat-ly XXV Mezhregion. pedagog. chtenij, posvyashchennyh velikomu russkomu pedagogu K. D. Ushinskomu, Moskva, 25.03.2021. M.: MGPU, 2021. S. 65-67. [In Rus].
5. Galaguzova Yu. N., Borodina E. N., Verhoturova Yu. A. i dr. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'-nost' v obrazovatel'nyh organizaciyah: uchebno-metodicheskoe posobie / pod nauch. red. Yu. N. Gala-guzovoj. Ekaterinburg: UrGPU, 2017. 204 s. [In Rus].
6. Kornienkova A. V. Social'noe proektirovanie kak sredstvo organizacii dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studentov [Elektronnyj resurs]. URL: https://otherreferats.allbest.ru/sociology/01183350_0. html (data obrashcheniya: 06.05.2022). [In Rus].
7. Koncepciya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2018 g. № 2950-r) [Elektronnyj resurs]. URL: https:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/9a76f 0db96495e437157ec4b2cb4420ef4dc42ef/ (data obrashcheniya: 27.04.2022). [In Rus].
8. Luchshie praktiki k standartu podderzhki dobrovol'chestva (volonterstva) v regionah // Agentstvo strategicheskih iniciativ [Elektronnyj resurs]. URL: https://asi.ru/upload/upload_docs/ investclimate/best_practices.pdf (data obrashcheniya: 07.04.2022). [In Rus].
9. Mil'ko L. V. Organizaciya volonterskoj (dobrovol'cheskoj) deyatel'nosti na social'nom fakul'tete // Koncept. 2016. T. 27. S. 31-33 [Elektronnyj resurs]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56443.htm (data obrashcheniya: 09.04.2022).. [In Rus].
10. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.11.2014 № 2403-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592?ysclid=l60ovgb9f3512239286 (data obrashcheniya: 07.04.2022).
11. Solodyankina O. V. Prognozirovanie, proektirovanie i modelirovanie v social'noj rabote: uchebnik i praktikum dlya vuzov. M.: Yurajt, 2020. 206 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://urait.ru/ bcode/452356 (data obrashcheniya: 12.04.2022). [In Rus].
12. Allan K. The Big Tent — Corporate Volunteering in the Global Age. Madrid: Ariel and Fundacion Telefonica. 2012. 258 p.
13. Clark H. Volunteering for all? Exploring the link between volunteering and social exclusion. Institute for volunteering research, 2012. 66 p.
14. Holdsworth S., Brewis G. Volunteering, choice, and control: a case study of higher education student volunteering // Journal of Youth Studies. 2013. No. 17 (2). P. 204-219.
Информация об авторе
Н. А. Воробьева — кандидат педагогических наук, доцент, эксперт лаборатории проектирования культурно-исторических моделей образования
Е. В. Ломтева — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник С. В. Еремин — и.о. директора
Information about the authors
N. A. Vorobieva — PhD (Education), Associate Professor, Expert of the Laboratory for Designing Cultural and Historical Models of Education
E. V. Lomteva — PhD (Education), Associate Professor, Leading Researcher S. V. Eremin — Acting Director
Статья поступила в редакцию 08.06.2022; одобрена после рецензирования 25.06.2022; принята к публикации 30.06.2022. The article was submitted 08.06.2022; approved after reviewing 25.06.2022; accepted for publication 30.06.2022.