ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211027 2021, № 05 (май) УДК 37.014
Влияние Я-концепции студента на готовность к участию в добровольческой деятельности
Декина Елена Викторовна1
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Шалагинова Ксения Сергеевна2
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия
Аннотация. В настоящее время общество требует от человека способности к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию, что актуализирует вопросы развития Я-концепции студентов, становления их индивидуальности в учебно-воспитательном процессе вуза. Цель статьи связана с изучением влияния Я-концепции студентов на готовность к участию в добровольческой деятельности. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» со студентами I и II курсов обучения. Методы исследования включали теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, в качестве эмпирических методов использовались анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Как основополагающие были определены принципы системности и комплексности, учета индивидуальных и возрастных особенностей студентов и др. В статье представлен опыт реализации программы занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», которая способствует вовлечению студентов в различные направления волонтерской деятельности. Ее отличительной особенностью является форма организации взаимодействия в системе «студент-наставник - студент-первокурсник». Предлагаемая программа предусматривает теоретические и практические модули, направленные на развитие Я-концепции, индивидуальности студентов, раскрывает возможности личностного и профессионального роста через добровольческую деятельность. Программа состоит из следующих модулей: «Кто Я?», «Я - доброволец», «Помощь другим», «Добровольческий проект», «От волонтерства к трудоустройству». Теоретическую значимость представляет обзор подходов к структуре Я-концеп-ции студентов, развитию волонтерского движения. Практическую значимость исследования составляет разработанная программа развития Я-концепции студентов педагогического вуза в процессе активного включения в добровольческую деятельность. Отдельного внимания заслуживает приобщение студентов к проектной деятельности. Результаты исследования могут быть полезны для развития добровольческих центров вузов, организации психолого-педагогической поддержки созидательной активности студентов.
Ключевые слова: Я-концепция, доброволец, добровольческая деятельность, студенческий период жизни, наставник, проектная деятельность, готовность к участию в добровольческой деятельности.
Поступила в редакцию Received 08.02.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.03.21
Принята к публикации Accepted for publication 20.03.21 Опубликована Published 31.05.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
2 Шалагинова Ксения Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.
Введение
В настоящее время осуществляется активное внедрение технологий добровольчества в образовательный и воспитательный процесс школы, вуза для индивидуально-личностного, творческого развития детей и молодежи, пробы себя в будущей профессии. Волонтерское движение позволяет в реализации таких качеств, как отзывчивость, доброта, взаимопомощь и др. Вузы для многих молодых людей становятся местом встречи и первым шагом в добровольчество, возможностью реализации (или продолжения) своих идей и проектов. Высшее образование способствует не только профессиональному становлению, но и культурному, нравственному и социальному развитию. Студенческий возраст является важным этапом в становлении индивидуальности, когда актуальны такие вопросы поиска себя, своего предназначения и смысла жизни. Важную роль в данном возрасте имеет представление студента о самом себе, Я-концепции, которая формируется в процессе социального взаимодействия, пробы себя в различных видах деятельности, отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах. В развитии Я-концепции большое значение имеет волонтерская деятельность, поскольку помогает раскрывать себя с разных сторон, включая формирование новых навыков. Помогая другим, студент повышает свою социальную значимость, развивает профессионально важные качества, что в дальнейшем может помочь ему в будущей профессиональной деятельности.
Актуальность исследования связана с изучением особенностей влияния Я-концепции студента на готовность к участию в добровольческой деятельности, составлением программы занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», которая способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности.
Участие в добровольчестве дает студентам дополнительные возможности личностного и профессионального роста, открывает новые возможности для взаимодействия с опытным наставником, становится социальным и профессиональным лифтом: студент-доброволец проходит разные стадии - от участника проекта, выполняя различные роли (аналитик, разработчик мероприятия и т. д.), до автора собственного проекта, а может быть, и дела всей жизни, становится готовым и способным к организации добровольческой деятельности с учащимися, использованию и распространению лучших практик волонтерской деятельности.
Добровольчество помогает студенту включиться в интересное дело, получить необходимые знания, опыт деятельности, в том числе связанный с их будущей профессией.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В психологическом словаре Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и самим собой [1]. Я-концепция - система представлений человека о самом себе, которая включает осознание личностью своих физических, психологических и интеллектуальных свойств, оказывающих влияние на собственную личность [2]. А. А. Реан Я-концепцию определяет как устойчивую обобщенную систему представлений личности о себе, основу ее самосознания, самоопределения [3]. у. Джеймс выделил четыре уровня понимания себя: физический (тело человека, пол, возраст, состояние здоровья, анатомические и физиологические характеристики), социальный (признание и уважение в обществе, социальная роль, профессия), материальный (частная собственность), духовный (мировоззрение, философские, религиозные, политические, нравственные установки, самореализация) [4]. К. Роджерс
Я-концепцию определяет как представление человека о самом себе, внутреннюю сущность личности [5]. Я-концепция обладает индивидуальностью и уникальностью, способствует достижению внутренней согласованности личности, пониманию себя.
В структуре рассматриваемого понятия выделяют три основных компонента: когнитивный - представление человека о себе, оценочный - переживаемое отношение человека к себе или к отдельным сторонам своей личности, поведенческий - проявление когнитивного и оценочных компонентов в поведении личности [6]. Формированию Я-концепции способствует: самовосприятие, самонаблюдение, самопознание, самоанализ и др. По мнению В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева, результат самопознания - выработка системы представлений о самом себе, что является основой построения взаимоотношений с другими людьми [7].
М. В. Кузина подчеркивает важность развития Я-концепции студентов в целом и студентов психолого-педагогических направлений подготовки в частности [8]. По мнению Б. Г. Ананьева, студенческий возраст благоприятен для получения профессиональных знаний, умений и навыков [9]. При рассмотрении студенчества И. А. Зимняя подчеркивает такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и наивысшей социальной активностью, развитие высших психических функций [10]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев считают основной задачей данного периода самоопределение: личностное, социальное, профессиональное, духовно-практическое [11]. В студенческий период происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Одной из значительных особенностей студенчества является напряженный поиск себя и смысла жизни, стремление к познанию нового, в том числе через включение в различные виды деятельности. Участие студентов в социально значимой деятельности помогает формированию готовности и способности к будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время добровольчество очень активно развивается как на региональном, так и на федеральном уровнях. Г. П. Бондаренко отмечает, что добровольческая деятельность - это способ объединения усилий общества и государства в решении социальных задач [12]. В ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)» выделяются цели добровольчества [13]. Под добровольчеством понимается участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли, в форме безвозмездного выполнения работ или услуг
[14]. Основным принципом волонтерства В. Тил считает отсутствие принуждения
[15]. Дж. Эллис и К. Хойс подчеркивают важность свободной воли волонтеров и рассматривают их деятельность в качестве позитивных социальных действий [16].
Участие в добровольческой деятельности оказывает влияние на развитие индивидуальности молодого человека, социальной активности. Волонтерство помогает социализироваться студентам, развить коммуникативность, креативность, критическое мышление, умение работать в команде. Волонтерская деятельность служит основой для самопознания, саморазвития и самореализации, утверждения своего «Я», помогает студенту раскрыться с разных сторон. Значимым является то, что в процессе добровольческой деятельности волонтер взаимодействует с большим количеством разных групп населения, что очень важно для будущего педагога, психолога, социального педагога, организатора работы с молодежью, поскольку работа данных специалистов предусматривает активное взаимодействие с детьми и молодежью, обществом, использование психолого-педагогических технологий [17].
Актуальным является формирование культуры добровольчества в студенческой среде, развитие основных направлений добровольчества (волонтерства), индивидуально-личностных качеств молодых людей через включение в данную деятельность [18]. С. А. Богомазов, В. А. Клочко, О. М. Краснорядцева отмечают у студентов слабо выраженную способность управлять собой, собственной жизнью, самостоятельно выстроить индивидуальную стратегию профессионального образования и самообразования [19]. Для будущего педагога, психолога важно получить такой опыт, так как в будущем данный специалист должен владеть различными психолого-педагогическими стратегиями развития личности и индивидуальности ученика [20]. С. П. Будникова в своих исследованиях делает упор на вопросах становления учебно-профессиональной и профессиональной общностей, являющихся пространством для формирования профессиональной субъектности будущих педагогов, внутри которой происходит развитие внутриг-рупповой сплоченности, формирование благоприятного социально-психологического климата группы, развивается умение работать в команде [21]. М. В. Клементьева, рассматривая роль «подлинного Я» в процессах возрастного развития студентов, описывает принятие ответственности и независимости, достижение стабильной трудовой занятости, устойчивость межличностных отношений и т. д. [22]
Анализ публикаций, посвященных психологическим компонентам личности волонтера, показывает наличие принципиальных различий в структуре человеческих ценностей волонтеров и лиц, не являющихся волонтерами, различия ценностной иерархии волонтеров-новичков и волонтеров со стажем, что говорит о важности дальнейших исследований детерминант волонтерской деятельности с целью формирования собирательной личности современного добровольца [23]. М. Н. Расходчикова, М. Е. Сачкова рассматривают вопросы готовности молодежи к волонтерской деятельности. Анализ результатов эмпирического исследования авторов дает возможность говорить о том, что существуют различия как в готовности стать волонтером, так и в обсуждении взаимосвязи показателей альтруизма и эмпатии с готовностью участвовать в волонтерской деятельности [24].
Н. В. Саратовцева, В. О. Тихонова рассматривают потенциал использования волонтерской деятельности в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на современную общественную ситуацию России; влияние волонтерства на личность самого молодого человека, который занимается данной деятельностью [25].
Анализ литературы по проблеме исследования показывает важность выстраивания системной работы, в том числе на основе изучения лучших волонтерских центров в России [26]. При обучении волонтеров обращается особое внимание на развитие ключевых компетенций добровольца через активное мотивирование к деятельности. Л. А. Веретенникова, А. П. Метелев, Е. В. Четошникова обращают внимание на формирование универсальной компетенции, в основе которой лежит способность к самоорганизации и проявлению активности, включение добровольца в конкретные проекты, обучение волонтера и т. д. [27]
О. В. Белоус, М. Л. Спирина, О. Н. Спирина отмечают, что коммуникативные, социальные, моральные составляющие добровольческой деятельности позволяют студентам получить уверенность в собственных силах, попробовать различные варианты реализации стратегий субъектного роста [28]. Включение студентов в социальную и профессиональную деятельность через их участие в волонтерском движении является естественным способом подготовки будущих специалистов к будущей профессии, необходимым условием формирования компетенций и навыков проектного поиска, командной работы, лидерства, социальной и профессиональной ответственности [29].
М. И. Ляшенко, Г. А. Лебедева рассматривают феномен педагогического волонтер-ства как самостоятельный вид добровольческой деятельности студентов, способствующий духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в современных условиях [30]. В этом направлении при подготовке будущих педагогов важно формирование творческой самостоятельности, позволяющей готовить профессионалов, обладающих индивидуальным стилем самообразования [31]. Б. Д. Рубен и Р. А. Джиглиотти делают упор на необходимости развития лидерской коммуникации [32]. Волонтерская деятельность помогает будущим педагогам освоить проектные технологии [33]. Для педагога важно постоянное повышение квалификации [34], опора на результаты исследований в системе образования [35]. И. Барна, М. Драгу указывают на важность психолого-педагогической поддержки студентов при выстраивании педагогической карьеры [36].
Таким образом, обзор литературы показывает важность системной и содержательной работы по развитию студенческого волонтерского движения, отмечается, что общественно полезная деятельность соответствует возрастным особенностям студенческой молодежи, которая стремится к самостоятельности, творческому решению возникающих проблем. Организуемая в данном направлении деятельность позволяет решать задачу формирования у студентов потребности в благотворительной деятельности и милосердии, стремлении к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества. Благодаря системной работе постоянно расширяются условия для участия студентов в волонтерских практиках. Волонтерская деятельность способствует становлению профессиональной компетентности будущих специалистов, способности решать психолого-педагогические задачи на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора. Участие студентов в волонтерском движении позволяет решать сопутствующие учебно-воспитательные задачи: развитие навыков самоорганизации, самореализации, становление индивидуальности студентов. Добровольческая деятельность помогает приобрести опыт, необходимый и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности.
Методологическая база исследования
Цель исследования - изучить влияние Я-концепции студента на готовность к участию в добровольческой деятельности, составить программу занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», которая способствует вовлечению студентов в различные направления добровольческой деятельности.
Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики.
Для исследования использовались следующие методики: методика личностного дифференциала, тест уверенности в себе Рейзаса, методика исследования эмпатии (И. М. Юсупов, Е. М. Никиреев), методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федоришин) (КОС), анкетирование «Мое отношение к добровольческой деятельности». Анкета содержала 10 вопросов закрытого и открыто-закрытого типов с выбором одного ответа или множественным выбором. Достижение валидности анкеты достигалось посредством разработки системы четких формулировок вопросов и предлагаемых ответов в соответствии с изучаемыми критериями и показателями, их соотнесения с аналогами, соблюдения требований к со-
ставлению анкеты, проведения пилотного исследования с целью установления правильности понимания вопросов студентами, дальнейшей корректировки и использования методов, контролирующих искренность и осознанность их ответов.
В исследовании приняли участие студенты 1-11 курсов в количестве 30 человек, из них 10 студентов-первокурсников. Студенты не имели опыта участия в добровольческой деятельности.
Большое внимание уделяется разработке и апробации проекта для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество», который способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности.
Проектирование диагностической программы исследования и проекта для студентов-добровольцев осуществлялось на основе определения сущности, структуры готовности к участию в добровольческой деятельности. Готовность к участию в добровольческой деятельности определяется комплексом необходимых качеств добровольца, практических навыков, которые студенты смогут творчески проявить, участвуя в том или ином направлении добровольческой деятельности. Готовность к участию в добровольческой деятельности связана с возможностью применить полученные знания, умения и навыки. К основным структурным компонентам готовности мы относим цели (формирование готовности к добровольческой деятельности), мотивы (понимание целей, принципов добровольческой деятельности, требований к добровольцу, самовыражение), способы (развитие социальных навыков: коммуникативные и организаторские способности, лидерские навыки, самоорганизация, инициативность и др., практических навыков: умение вести за собой, работать в команде и т. д., компетенций добровольца: психологическая, коммуникативная, культурная и т. д.). Готовность к участию в добровольческой деятельности связана с индивидуально-психологическими особенностями студента - будущего добровольца (коммуникативные и организаторские способности, эмпатия, интересы, уверенность в себе и т. д.).
Результаты исследования
Рассмотрим результаты, полученные при проведении методики «Личностный дифференциал». Высокие значения фактора оценки выявлены у 60% испытуемых, что свидетельствует о том, что студенты принимают себя как личность и индивидуальность, склонны осознавать у себя позитивные, социально желательные характеристики, удовлетворены собой. Низкие значения данного фактора (40%) указывают на критическое отношение к самому себе, недостаточное осознание себя как индивидуальности.
Высокие значения по фактору силы в самооценках говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях у 65% испытуемых. Для остальных 45% характерна зависимость от внешних обстоятельств и оценок, недостаточный самоконтроль.
Положительные значения по фактору активности указывают на активность, общительность у 70% студентов, отрицательные значения - на пассивность, интровер-тированность (30%).
Проиллюстрируем результаты исследования на примере 10 студентов-первокурсников (см. рис. 1), которые изъявили желание расширить свои знания о добровольческой деятельности и принять участие в программе.
25
20
15
10
-10
11.11
1 Уровень Оценки | Уровень Си з1 У ровень А -
■ ■
¡Дмитрий Б. ■ Дмитрий Ф. ■ Максим К. ■ Александр В. ■ Даниил Т. I София П. ■ Виктория К. ■ Кристина Т. ИЮлия К. ■ Елена И.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Личностный дифференциал» (на примере студентов-первокурсников) в баллах
В результате исследования было выявлено, что у девяти человек высокие показатели уровня самооценки, что говорит о том, что студенты удовлетворены собой и своими качествами. У одного испытуемого показатели самооценки низкие, что свидетельствует о критичном отношении к себе.
Фактор силы у восьми человек находится на высоком уровне, это говорит об уверенности студентов в себе, и два человека показали низкое значение данного фактора, свидетельствующего о недостаточном самоконтроле.
Фактор активности у семи человек находится в положительном значении, что говорит о преобладании экстравертированности личности, у трех человек данный показатель находится в отрицательном значении, что свидетельствует об интровер-тированности личности.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство опрошенных социально активны, неравнодушны, стремятся к саморазвитию, развитию своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии.
Большинство испытуемых по тесту уверенности в себе С. Рейзаса показало среднее значение уверенности в себе (60%).
Графическое распределение результатов на примере студентов-первокурсников представлено на рис. 2.
Анализ рис. 2 показал, что при изучении уровня уверенности в себе показатель ниже среднего значения выявлен у 40% испытуемых, у 20% средний уровень уверенности в себе и у 40% - выше среднего. Таким образом, в результате исследования было установлено, что уровень уверенности в себе у студентов средний.
Результаты по методике исследования эмпатии (И. М. Юсупов, Е. М. Никиреев) показали, что большинство студентов (60%) продемонстрировали высокий уровень эмпатийности, эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакты и находят общий язык с другими людьми. Проиллюстрируем результаты исследования на примере студентов-первокурсников - будущих участников программы.
5
0
■ не уверен в себе «Средний показатель «уверен в себе ■
Рис. 2. Результаты исследования по тесту уверенности в себе Рейзаса (на примере студентов-первокурсников) в процентах
80
Выраженность эмпатии
■ Дмитрий Б. ■ Дмитрий Ф. ■ Максим К. ■ Александр В. ■ Даниил Т.
■ София П. ■ Виктория К. ■ Кристина Т. ИЮлия К. ■ Елена И.
Рис. 3. Результаты исследования эмпатии (И. М. Юсупов, Е. М. Никиреев) на примере студентов-первокурсников в процентах
В результате исследования было установлено, что показатель выраженности эм-патии у студентов находится на среднем уровне и частично на высоком.
Рассмотрим анализ результатов, полученных при проведении методики «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федоришин). В целом по выборке результаты показывают средний уровень как коммуникативных, так и организаторских склонностей. У студентов-первокурсников коммуникативные качества у четырех человек находятся на высоком уровне, у четырех человек - на среднем уровне, у двух человек - ниже среднего. Организаторские склонности у одного человека находятся на очень высоком уровне, у двух человек - на высоком уровне, у пяти человек - на среднем уровне, у двух человек - ниже среднего.
Проанализируем результаты, полученные по анкете «Мое отношение к добровольческой деятельности». На вопрос анкеты «Как вы понимаете, что такое добровольческая деятельность?» студенты отмечают безвозмездный, бескорыстный труд на благо других людей. На вопрос «Волонтерский труд для вас - это ... ?» опрошенные ответили: «проявление альтруизма», «желание улучшить качество жизни других», «достойная цель жизни», «бескорыстная помощь», «развитие себя». Добровольцы -это люди, которые бескорыстно занимаются социально полезной деятельностью. На вопрос «Какими качествами, по Вашему мнению, должны обладать добровольцы?» участники анкетирования выделили следующие качества: стрессоустойчивость, чувство ответственности, коммуникабельность, дисциплинированность, энергичность, доброжелательность, эмпатия, любовь к другому и др. Будущие специалисты рассматривают добровольческую деятельность как средство саморазвития, ресурс для своего профессионального и личностного становления. В целом студенты хорошо осведомлены о понятии, принципах добровольческой деятельности, качествах добровольца, значении волонтерской деятельности для общества, для профессии и для самого себя, но нуждаются в психолого-педагогической поддержке при активном включении в данную деятельность, ее практическом освоении, так как реального опыта участия в добровольческих проектах у них не было.
На формирующем этапе разработана и проведена школа добровольца по теме «Первый шаг в добровольчество». Программа включала теоретические и практические модули, занятия проходили с использованием следующих технологий: проектные, диалоговые, игровые, технологии поддержки творческих инициатив, личностно ориентированного взаимодействия и др. В процессе реализации практических занятий студенты осуществляют работу в микрогруппах: экспертная, аналитическая, информационная и др. Модуль «Кто Я?» включал вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности, развития индивидуально-психологических качеств. Модуль «Я - доброволец» направлен на развитие компетенций добровольца. Модуль «Помощь другим» направлен на анализ различных направлений добровольческой деятельности, в которых студенты могут проявить себя, задать вопросы добровольцам по различным направлениям деятельности. На занятиях осуществляется знакомство студентов с реализуемыми добровольческими проектами, рассматриваются технологии организации волонтерских практик. Инновационная часть программы связана с участием в программе наставников из числа студентов - авторов собственных добровольческих проектов. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути включения в добровольческую деятельность, в раскрытии собственного потенциала и возможностей саморазвития. В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от студента старших курсов к первокурсникам. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию компетенций добровольца, активному включению в добровольческую деятельность.
Модуль «Добровольческий проект» направлен на разработку собственного проекта. При этом формами сопровождения студента являются следующие: консультация, методический час, открытый микрофон, деловая игра, мастер-класс и т. д. Студенты-наставники привлекаются к экспертизе проектов. При этом важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, проявили творческий подход.
Модуль «От волонтерства к трудоустройству» рассматривает добровольчество как основу для дальнейшего карьерного развития. Модуль предусматривает знакомство с индивидуальными вариантами развития наставников в добровольчестве, выстраивание собственной траектории профессионального саморазвития.
Формы работы наставника с наставляемым
Формы и технологии работы Примеры
Диалоговые технологии Беседы на тему профессионального самоопределения через добровольческую деятельность, круглые столы по направлениям добровольческой деятельности и др.
Интерактивные технологии Мастер-класс от наставника, совместные занятия наставника и наставляемого в зависимости от направления добровольческой деятельности и др.
Тренинговые технологии Проведение занятий с элементами тренинга для наставнических пар: обсуждение сильных и слабых сторон, индивидуальных вариантов развития. Занятия, направленные на развитие коммуникабельности, креативности, умений работать в команде и т. д.
Групповые формы работы Организация конкурсов, образовательных тренингов и интенсивов, практик добровольческой деятельности; групповая работа над проектом и т. д.
Представим проект занятия с целью привлечения студентов к участию в добровольческой деятельности. Задачи занятия: популяризация добровольческой деятельности, развитие социальной активности студентов, личностных и профессиональных качеств.
Содержание занятия:
1. Вступление. Приветственное слово.
2. Теоретическая часть: мини-лекция «История волонтерства, понятие, принципы, направления добровольческой деятельности», мозговой штурм «Актуальные направления добровольческой деятельности».
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntarius, в дословном переводе означает «доброволец». Добровольцы - это люди, которые бескорыстно занимаются социально полезной деятельностью. Волонтеры основываются на принципах добровольческой деятельности: добровольность, бескорыстность, социальная значимость, объединение людей, добросовестность и т. д. К направлениям добровольческой деятельности можно отнести: событийное, социальное, спортивное, экологическое, культурное, медиаволонтерство, патриотическое, медицинское, международное, образовательное, профессиональное и т. д.
3. Интерактивная часть: упражнение «Лестница добрых дел», деловая игра «Портрет добровольца», работа в микрогруппах по направлениям добровольческой деятельности «Придумай свой добровольческий проект».
«Лестница добрых дел»: методом мозгового штурма перечислить возможные добрые дела для различных категорий детей и молодежи.
«Портрет волонтера»: определить совокупность качеств добровольца, которые проявляются при совершении добрых поступков.
«Придумай свой добровольческий проект»: сначала предлагается найти в Интернете сайты местных волонтерских центров и их добровольческие акции, провести их анализ, затем по микрогруппам разработать добровольческий проект по схеме: название, цель и задачи, краткое содержание.
4. Практическая часть. Работа с дневником добровольца:
- Волонтерство - это...
- Основной принцип организации волонтерской деятельности - ...
- Принципы, лежащие в основе добровольческой деятельности - ...
- Добровольцем можно назвать человека, который...
- Актуальные направления добровольческой деятельности...
- Мотивы участия в добровольческой деятельности...
- Личностные качества, присущие волонтеру...
- Паспорт собственного проекта по схеме: название, цель, задачи, технологии реализации, субъекты реализации проекта, содержание проекта, риски проекта, бюджет проекта.
5. Рефлексивная часть. Презентация разработанных студентами проектов. Анкета обратной связи.
По итогам презентации студенческих проектов составляется «Ромашка добрых дел»: студентам предлагается на лепестках вписать названия наиболее понравившихся проектов по направлениям добровольческой деятельности. Далее осуществляется активное включение студентов в добровольческую деятельность.
По итогам апробации проекта со студентами-первокурсниками был проведен контрольный этап исследования. При повторном проведении методики «Личностный дифференциал» были получены следующие результаты: высокие значения фактора оценки выявлены у 75% испытуемых, фактора силы в самооценках - у 80%. Положительные значения по фактору активности выявлены у 80% респондентов. При изучении уровня уверенности в себе показатель ниже среднего не выявлен, у 40% уровень уверенности в себе находится на среднем уровне, у 60% - выше среднего. При проведении методики «Коммуникативные и организаторские склонности» у студентов-первокурсников коммуникативные качества у шести человек находятся на высоком уровне, у четырех человек - на среднем уровне. Организаторские склонности у трех человек находятся на очень высоком уровне, у четырех человек - на высоком уровне, у трех человек - на среднем уровне. Представим результаты анкетирования студентов-первокурсников. 90% студентов отметили наличие опыта волонтерской деятельности и желание продолжить заниматься данной деятельностью в вузе. На вопрос анкеты «Что дает вам лично занятие добровольческой деятельностью?» были получены ответы: «участие в общественной жизни», «приобретение нового опыта», «общение с новыми людьми», «реализация собственных идей» и т. д. На вопрос анкеты «Какие знания, умения и навыки Вы получили в результате участия в проекте» студенты выделили следующие ответы: «развитие себя, своих талантов и способностей», «научилась работать вместе с другими», «самостоятельно разрабатывать проекты», «лучше узнала для себя направления добровольческой деятельности» и т. д.
Заключение
Проблема развития добровольческой деятельности актуальна для всего подрастающего поколения. В настоящее время осуществляется совершенствование технологий добровольческой деятельности, обеспечивающей достижение важной цели образования - воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.
К особенностям развития Я-концепции студента в процессе участия в добровольческой деятельности можно отнести следующие:
- самопознание, саморазвитие, самореализация;
- расширение видения себя в добровольческой деятельности;
- развитие опыта решения студентами профессиональных задач, связанных с воспитанием детей и молодежи;
- умение студентов работать в команде, развитие отношений, которые возникают в процессе той деятельности;
- организация совместной деятельности, в ходе которой происходит обмен индивидуальными качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей каждого;
- создание условий для проявления себя в действительно важных, значимых не только для себя, но и для других, действиях;
- реализация своей индивидуальности в социально значимой деятельности;
- расширение путей реализации своей индивидуальности и др. Сущность готовности к участию в добровольческой деятельности заключается в
состоянии, при котором будущий доброволец психологически, личностно, практически готов к самостоятельной добровольческой деятельности в соответствии с индивидуальными интересами, актуальными направлениями добровольческой деятельности. Программа подготовки добровольцев включала следующие модули: «Кто Я?», «Я - доброволец», «Помощь другим», «Добровольческий проект», «От волонтерства к трудоустройству». Важнейшей характеристикой готовности к участию в добровольческой деятельности является развитие интереса к добровольчеству, индивидуально-психологических и профессионально важных качеств, активизация умений и навыков добровольческой деятельности, ее самоанализ.
Добровольческая деятельность способствует раскрытию индивидуально-личностного потенциала молодого человека, его реальных и потенциальных возможностей в конкретных условиях, видах добровольческой деятельности.
Составленная программа занятий для студентов-добровольцев «Первый шаг в добровольчество» способствует вовлечению студентов в разные направления добровольческой деятельности. Новизной программы является подключение к студентам-первокурсникам наставника из числа студентов старших курсов, обладающего лидерскими и организаторскими качествами, принимающего активное участие в добровольческой деятельности, автора собственного социально значимого проекта. Программа носит прикладной характер, направлена на сопровождение, обучение студентов, желающих стать добровольцами, реализацию и укрепление сообщества добровольцев.
Ссылки на источники
1. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
2. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Р31 Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
4. Джеймс У. Принципы психологии // Личность. Культура. Общество. - 2018. - Т. XX. - Вып. 1-2. - № 97-98. -С. 24-48.
5. Рождерс К. Гуманистическая психология: теория и практика: избранные труды по психологии. - М.: МПС; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 450 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. - М.: Школа Пресс, 1995. - 384 с.
8. Кузина М. В. Развитие Я-концепции студентов педагогических направлений подготовки в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 12 (декабрь). - С. 1-12. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191070.htm.
9. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. - С. 384.
11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
12. Бондаренко Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. - 320 с.
13. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». - URL: https://base.garant.ru/71871620.
14. Попова А. Ю., Утёмов В. В. Сущность и содержание понятия «добровольчество» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 1881-1885. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970703.htm.
15. Van Til J. Mapping the Third Sector: Voluntarism in a Change Social Economy. U.S.A: The Foundation Center). -New York: Foundation Center, 1988. - 270 p.
16. Wilson J., Musick M. Toward an integrated theory of volunteer work // American Sociological Review. - 1997. -Vol. 62. - P. 694.
17. Боброва А. А., Ниязова А. А., Гибадуллина Ю. М. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 2 (февраль). - URL: http://e-koncept.ru/2021/211008.htm.
18. Украшай каждый день добрым делом!: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. - Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2018. - 203 с.
19. Богомазов С. А., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Подойницина М. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 49-58.
20. Горлова Н. А. Развитие личности обучающихся в образовательном процессе как педагогическая категория // Педагогика. - 2020. - № 1. - С. 35-42.
21. Будникова С. П. Учебно-профессиональная общность как пространство развития профессиональной субъ-ектности // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 4. - С. 137-152.
22. Клементьева М. В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - № 3. - С. 64-74. DOI: 10.17759/pse.2020250306.
23. Палкин К. А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 3. - С. 52-62. DOI: 10.17759/pse.2019240305.
24. Расходчикова М. Н., Сачкова М. Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 6. - С. 85-95. DOI: 10.17759/pse.2019240608.
25. Саратовцева Н. В., Тихонова В. О. Волонтерство как образ жизни студенчества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 946-950. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96104.htm.
26. Методические рекомендации по формированию добровольческих (волонтерских) центров на базе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. - М.: Перо, 2019. - 355 с.
27. Образовательный стандарт подготовки добровольца/волонтера / Л. А. Веретенникова, А. П. Метелев, Е. В. Четошникова и др. - Барнаул: АлтГПУ, 2018. - 116 с.
28. Белоус О. В., Спирина М. Л., Спирина О. Н. Волонтерство как психолого-педагогический ресурс личностного роста будущих педагогов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 3. - С. 13-19.
29. Киселёва И. Н. Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 8. - С. 105-110. - URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36788.
30. Ляшенко М. И., Лебедева Г. А. Педагогическое волонтерство как вид добровольческой деятельности студенческой молодежи // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6 (67). - С. 160-165.
31. Asmolov A., Guseltseva M. New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of valye // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online). - 2019. - Vol. 64. - № 5. - Р. 33-39.
32. Ruben B. D., Gigliotti R. A. Leadership as Social Influence: An Expanded View of Leadership Communication Theory and Practice // Journal of Leadership and Organizational Studies. - 2016. - Vol. 23. - P. 467-479.
33. Gorshkova V. V., Uskova S. A., Tonkonogaya E. P. Subject professional activity of a teacher: methodological framework and theoretical design // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, 2019. - P. 2096-2107.
34. Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD. - Paris: OECD publishing, 2013. - 124 p.
35. Thomas M. A. M., Mosselson J. Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education // International Perspectives on Education and Society. - 2019. - Vol. 37. - P. 89.
36. Barna I., Mircia D. Psycho-pedagogical Couns elling. An Important Stage in Students' Teaching Career Orientation // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - 180. - P. 1044.
Elena V. Dekina,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L.Tolstoy, Tula, Russia [email protected] Ksenia S. Shalaginova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula, Russia
B. E. ffemm, K. C.MaAazumBa
The influence of a student's "self-concept" on willingness to participate in volunteer work
Abstract. At present, society requires from a person the ability to constant personal and professional improvement, which actualizes the development of students' "self-concept", the formation of their personality in the educational process of the university. The purpose of the article is to study the influence of students' "self-concept" on the willingness to participate in volunteer work. The study was conducted on the basis of the Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy with first- and second-year students. The research methods included a theoretical analysis of domestic and foreign literature on the research problem; questionnaires, testing, and a pedagogical experiment were used as empirical methods. The principles of consistency and integrity, taking into account the individual and age characteristics of students, etc. were determined as fundamental ones. The article presents the experience of implementing the program of classes for volunteer students "The First Step into Volunteering", which promotes the involvement of students in various areas of volunteering. Its distinctive feature is the form of interaction organization in the "studentmentor - first-year student" system. The proposed program provides theoretical and practical modules aimed at developing the "self-concept", individuality of students, reveals the potentials of personal and professional growth by means of volunteer work. The program consists of the following modules: "Who am I?", "I am a volunteer", "Helping others", "Volunteer project", "From volunteering to employment". The theoretical significance is presented by an overview of approaches to the structure of the students' "self-concept" and the development of the volunteer movement. The practical significance of the research is in the worked out program for the development of students' "self-concept" at the pedagogical university in the process of active involvement in volunteer work. The introduction of students to project activities deserves special attention. The research results can be useful for the development of volunteer centers of universities, the organization of psychological and pedagogical support for the creative activity of students. Key words: self-concept, volunteer, volunteer work, student life, mentor, project activities, willingness to participate in volunteering.
References
1. Petrovsky, A. V. & Yaroshevsky, M. G. (eds.) (1990). Psihologiya. Slovar', Politizdat, Moscow, 494 p. (in Russian).
2. Stolin, V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti, Izd-vo MGU, Moscow, 284 p. (in Russian).
3. Rean, A. A., Bordovskaya, N. V., Rozum & S. I. (2002). R31 Psihologiya ipedagogika, Piter, St. Petersburg, 432 p. (in Russian).
4. Dzhejms, U. (2018). "Principy psihologii", Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, t. XX, vyp. 1-2, № 97-98, pp. 24-48 (in Russian).
5. Rozhders, K. (2013). Gumanisticheskaya psihologiya: teoriya i praktika: izbrannye trudy po psihologii, MPS, Moscow; MODEK, Voronezh, 450 p. (in Russian).
6. Berns, R. (1986). Razvitie Ya-koncepcii i vospitanie, Progress, Moscow, 420 p. (in Russian).
7. Slobodchikov, V. I. & Isaev, E. I. (1995). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti, Shkola Press, Moscow, 384 p. (in Russian).
8. Kuzina, M. V. (2019). "Razvitie Ya-koncepcii studentov pedagogicheskih napravlenij podgotovki v processe obuche-niya inostrannym yazykam v vuze", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 12 (dekabr'), pp. 112. Available at: http://e-koncept.ru/2019/191070.htm (in Russian).
9. Anan'ev, B. G. (1974). Kpsihofiziologii studencheskogo vozrasta/Sovremennye psihologo pedagogicheskie prob-lemy vysshej shkoly. Vyp. 2, LGU, Leningrad, pp. 3-15 (in Russian).
10. Zimnyaya, I. A. (2000). Pedagogicheskaya psihologiya, Logos, Moscow, p. 384 (in Russian).
11. Slobodchikov, V. I. & Isaev, E. I. (1995). Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiyu sub"ektivnosti: ucheb. posobie dlya vuzov, Shkola-Press, Moscow, 384 p. (in Russian).
12. Bondarenko, G. P. (2013). Sistemnoe razvitie dobrovol'chestva v Rossii: ot teorii kpraktike, ANO "SPO SOTIS", Moscow, 320 p. (in Russian).
13. Federal'nyj zakon ot 5 fevralya 2018 g. № 15-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federaciipo voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)". Available at: https://base.garant.ru/71871620 (in Russian).
14. Popova, A. Yu. & Utyomov, V. V. (2017). "Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya "dobrovol'chestvo", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 39, pp. 1881-1885. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/970703.htm (in Russian).
15. Van Til, J. (1988). Mapping the Third Sector: Voluntarism in a Change Social Economy. U.S.A: The Foundation Center), Foundation Center, New York, 270 p. (in English).
16. Wilson, J. & Musick, M. (1997). "Toward an integrated theory of volunteer work", American Sociological Review, vol. 62, p. 694 (in English).
17. Bobrova, A. A., Niyazova, A. A. & Gibadullina, Yu. M. (2021). "Volonterstvo kak sredstvo formirovaniya soci-okul'turnyh cennostej u budushchih pedagogov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'). Available at: http://e-koncept.ru/2021/211008.htm (in Russian).
18. Kalinina, Z. N., Dekina, E. V. & Pazuhina, S. V. (2018). Ukrashajkazhdyjden'dobrym delom!: ucheb.-metod. posobie, Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Tula, 203 p. (in Russian).
19. Bogomazov, S. A., Klochko, V. E., Krasnoryadceva, O. M. & Podojnicina, M. A. (2018). "Strategii sa-moosushchestvleniya u studencheskoj molodezhi", Voprosy psihologii, № 1, pp. 49-58 (in Russian).
20. Gorlova, N. A. (2020). "Razvitie lichnosti obuchayushchihsya v obrazovatel'nom processe kak pedagogicheskaya kategoriya", Pedagogika, № 1, pp. 35-42 (in Russian).
21. Budnikova, S. P. (2020). "Uchebno-professional'naya obshchnost' kak prostranstvo razvitiya professional'noj sub"-ektnosti", Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, № 4, pp. 137-152 (in Russian).
22. Klement'eva, M. V. (2020). "Podlinnoe Ya" kak prediktor formiruyushchejsya vzroslosti studentov", Psiholog-icheskaya nauka i obrazovanie, t. 25, № 3, pp. 64-74. DOI: 10.17759/pse.2020250306 (in Russian).
23. Palkin, K. A. (2019). "Cennostnye determinanty gotovnosti cheloveka k volonterskoj deyatel'nosti", Psihologiche-skaya nauka i obrazovanie, t. 24, № 3, pp. 52-62. DOI: 10.17759/pse.2019240305 (in Russian).
24. Raskhodchikova, M. N. & Sachkova, M. E. (2019). "Vzaimosvyaz' psihologicheskih osobennostej studentov i ih gotovnosti k volonterskoj deyatel'nosti", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 24, № 6, pp. 85-95. DOI: 10.17759/pse.2019240608 (in Russian).
25. Saratovceva, N. V. & Tihonova, V. O. (2016). "Volonterstvo kak obraz zhizni studenchestva", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 15, pp. 946-950. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/96104.htm (in Russian).
26. (2019). Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu dobrovol'cheskih (volonterskih) centrov na baze obra-zovatel'nyh organizacij srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya, Pero, Moscow, 355 p. (in Russian).
27. Veretennikova, L. A. et al. (2018). Obrazovatel'nyj standart podgotovki dobrovol'ca/volontera, AltGPU, Barnaul, 116 p. (in Russian).
28. Belous, O. V., Spirina, M. L. & Spirina, O. N. (2017). "Volonterstvo kak psihologo-pedagogicheskij resurs lich-nostnogo rosta budushchih pedagogov", Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, № 3, pp. 13-19.
29. Kiselyova, I. N. (2017). "Ispol'zovanie innovacionnyh podhodov k organizacii volonterskoj deyatel'nosti v vuzah sovremennoj Rossii", Sovremennye naukoemkie tekhnologii, № 8, pp. 105-110. Available at: http://top-technolo-gies.ru/ru/article/view?id=36788 (in Russian).
30. Lyashenko, M. I. & Lebedeva, G. A. (2017). "Pedagogicheskoe volonterstvo kak vid dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi", Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 6 (67), pp. 160-165 (in Russian).
31. Asmolov, A. & Guseltseva, M. (2019). "New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of valye", European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Future Academy (online), vol. 64, № 5, pp. 33-39 (in English).
32. Ruben, B. D. & Gigliotti, R. A. (2016). "Leadership as Social Influence: An Expanded View of Leadership Communication Theory and Practice", Journal of Leadership and Organizational Studies, vol. 23, pp. 467-479 (in English).
33. Gorshkova, V. V., Uskova, S. A. & Tonkonogaya, E. P. (2019). "Subject professional activity of a teacher: methodological frame-work and theoretical design", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, pp. 20962107 (in English).
34. (2013). Teachers for the 21st Century: Using Evaluation to Improve Teaching. OECD, OECD publishing, Paris, 124 p. (in English).
35. Thomas, M. A. M. & Mosselson, J. (2019). "Advancing the Teaching of Comparative and International Education: Annual Review of Comparative and International Education", International Perspectives on Education and Society, vol. 37, p. 89 (in English).
36. Barna, I. & Mircia, D. (2015). "Psycho-pedagogical Counselling. An Important Stage in Students' Teaching Career Orientation", Procedia-Social and Behavioral Sciences, 180, p. 1044 (in English).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Влияние Я-концепции студента на готовность к участию в добровольческой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 05 (май). - С. 1-15. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211027.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11027
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Декина Е. В., Шалагинова К. С., 2021
9772304120210