Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алюшина Д.С., Дроздова Т.А.

В данной статье рассматривается мотивация студентов к волонтерской деятельности в контексте формирования культуры питания различных категорий населения. На основе результатов социологического исследования студентов-волонтеров, участвующих в проекте «Геркулес» на базе Курского государственного медицинского университета, описаны ключевые категории мотивации добровольческой деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF HEALTHY LIFESTYLE

This article considers a motivation of the students to a volunteer activity in the context of nutrition. Key categories of volunteer motivation were explained based on sociological study of the students volunteersjoined to project “Hercules” at the Kursk State Medical University.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/]-Лг/2021-2(27)/4 Социологические науки

УДК: 378.37:613.9

Волонтерская деятельность студентов 34 медицинского вуза в контексте формирования

здорового образа жизни

© Д.С. Алюшина, Т.А. Дроздова

Алюшина Д.С. - специалист социального центра ФГБОУ ВО КГМУ

Минздрава России

E-mail: alushinads@kursksmu.net

Дроздова Т.А. - студент лечебного факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается мотивация студентов к волонтерской деятельности в контексте формирования культуры питания различных категорий населения. На основе результатов социологического исследования студентов-волонтеров, участвующих в проекте «Геркулес» на базе Курского государственного медицинского университета, описаны ключевые категории мотивации добровольческой деятельности студентов.

№2 (27) 2021 Ключевые слова: волонтерство, добровольческая

www.i-chr.com

деятельность, мотивация, культура питания, здоровый образ жизни

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России на государственном уровне активно поддерживается такое направление общественной деятельности как волонтерство. Согласно данным доклада, подготовленного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации в феврале 2019 года, отмечается тенденция к ежегодному росту количества волонтеров. В 2012 году численность волонтеров составляла 1 416 773 человека, в 2017 года - 2 731 652 человека. В октябре 2018 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, посвященного добровольческой деятельности россиян. Согласно данным опроса, доля волонтеров максимальна — 22% среди молодежи (18 — 24 года). Региональный аспект добровольческой деятельности характеризуется созданием и действием волонтерских отрядов на базах общественных организаций, учебных заведений и в районных округах. На официальном сайте администрации Курской области опубликован аналитический отчет по результатам социологического опроса за 2018 год. По данным опроса наиболее актуальным является направление помощи социально незащищенным слоям населения [1].

Сегодня добровольчество в сфере здравоохранения остается эффективным инструментом реализации гражданского, личностного и профессионального потенциала обучающихся образовательных организаций, медицинского персонала, а также граждан, заинтересованных в добровольческой (волонтерской) деятельности в здравоохранении. Этот вид добровольческой (волонтерской) помощи занял третье место в списке самых востребованных направлений добровольчества (во-лонтерства) [6]. Согласно официальным статистическим данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в сфере медицинского волонтерства и здравоохранения по состоянию на 2018 год насчитывается более 20 тысяч добровольцев. Взаимодействие реализуется свыше, чем с 470 волонтерскими организациями.

Укрепляет позиции при поддержке и помощи государственного аппарата самое многочисленное общественное движение в сфере здравоохранения - «Волонтеры-медики». В состав движения входят 73 региональных отделения. Следует отметить, что в 2018 году к деятельности движение «Волонтеры-медики» подключились свыше 230 медицинских организаций, 290 образовательных учреждений высшего и среднего медицинского образования, 150 школ. В регионах было реализовано более 100 образовательных программ для волонтеров-медиков [1].

Государственная политика России реализуется исходя из национальных целей и стратегических задачах развития Российской Федерации [8] и направлена, прежде всего, на формирование целостной защиты здоровья населения. Исходя из целей национального проекта «Здоровье» следует отметить, что прежде всего это касается увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; а также формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. В современном обществе формируется мода на здоровый образ жизни, однако в виду широкого спектра предоставляемой информации в сети Интернет, молодым людям зачастую трудно дифференцировать сведения и советы по формированию питания и привычек. В виду наличия потребности в просветительской и профилактической работе с молодежью обоснована актуальность работы проектной деятельности студентов-волонтеров медицинского профиля в сфере пропаганды здорового образа жизни и обучения навыкам его формирования. Одним из возможных механизмов решения задач национального проекта может стать активное вовлечение студентов-волонтеров медицинского профиля в профилактическую работу, а так же в процесс создания системы мотивации российских граждан ведению здорового образа жизни.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

По мнению Т. Г. Киселевой, мотив - это

35

36

внутреннее побуждение, которое заставляет человека поступать определенным образом. Автор считает, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей. Т.Г. Киселева рассматривает волонтерство как особый вид социальной практики, направленной на вовлечение молодых людей в общественную жизнь, в социальную практику, предоставление им возможности проявить себя, реализовать свой потенциал. С позиции интересов общества и государства - это формирование кадрового резерва, а также профилактика асоциального поведения подростков и молодежи [2].

Автором проведено исследование мотивации волонтерской деятельности, основой которого являлось выявление иерархии мотивов. Т.Г. Киселевой была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации». По результатам исследования выявлены наиболее часто встречающиеся ответы волонтеров, отражающие иерархию мотивов к участию в добровольческой деятельности: потребность в общении, преодоление проблемы одиночества и скуки; потребность в авторитете, примере для подражания; потребность в новизне; потребность в принятии и причастности; потребность в духовных ценностях; потребность в общественном признании, поощрении.

Т. Г. Киселева на основании исследования и теоретических материалов литературы предполагает, что необходимо создать модель психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерских отрядов, направленную на координацию, контроль и поддержку деятельности студентов-добровольцев в рамках организации высшего образования [2].

В.Н. Стегний и М.В. Никонов в своей работе рассматривают два вида мотивации студентов к волонтерской деятельности: внешнюю и внутреннюю. Первая группа предполагает направленность тенденцию современного общества принимать участие в волонтерской деятельности и поиск возможной выгоды (материальной

и иной). Вторая группа мотивов - внутренние мотивы включает интерес и желание оказывать помощь нуждающимся, проявление альтруистических качеств личности. Авторы раскрывают интересную, на наш взгляд, тенденцию современного волонтерского движения, в котором сочетаются внешние и внутренние мотивы. Данное сочетание проявляется в осуществлении добровольческой деятельности «по расчету», под которым авторами понимается оказание помощи на безвозмездной добровольной основе, целью которой является не только сама помощь нуждающимся, но получение опыта данного рода деятельности, получение новых навыков и знаний.

В.Н. Стегний и М.В. Никонов в продолжение дифференциации групп мотивов обучающихся в высших учебных заведениях и осуществляющих волонтерскую деятельность рассматривают содержание данных групп мотивов. К первой группе мотивов, условно внутренних, авторы относят ориентацию на ценностные установки. К данной группе авторы также относят стремление к личностному развитию, расширение сети социальных связей, удовлетворение потребности в признании и чувстве сопричастности. Вторая группа мотивов - внешние мотивы, предполагает ориентацию на взаимовыгодное сотрудничество, под которыми авторы подразумевают стремление к обмену времени, ресурсов и сил волонтера на навыки, знания, круг общения, опыт и социальное признание [7].

М.С. Перминова в своем исследовании также рассматривает внутреннюю и внешнюю мотивацию студентов к участию в волонтерской деятельности. На основании проанализированных классификаций мотивов автор подчеркивает тесную взаимосвязь теоретических основ теорий мотивации. В современном российском обществе для молодежи в волонтерской деятельности на первый план выходят идеалистические мотивы. По мнению М.С. Перминовой в результате совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, развиваются самоконтроль в различных

ситуациях и умение планировать свою деятельность, контролировать процесс ее реализации и анализировать ее результат. Автор рассматривает волонтерскую деятельность молодежи как движущую силу, которая будет способствовать активному процессу формирования гражданского общества, сможет объединить усилия молодого поколения в поиске решений социально значимых проблем, поможет снизить социальную напряженность в обществе [4].

В исследовании Т.А Шульгиной и Н.А. Кетовой внимание акцентировано на изучении мотивационного аспекта волонтёрской деятельности как ресурса для развития общих и профессиональных компетенций студентов. По мнению авторов, мотивация позволяет получить максимальный воспитательный эффект и может выступать одним из определяющих факторов овладения универсальными компетенциями. При планировании исследования авторы исходили из того, что мощным побуждающим стимулом к реализации волонтёрской активности является интерес студентов к новизне и возможность освоить определённые компетенции. Респондентам был задан открытый вопрос об определяющих мотивах принятия решения об участии в волонтёрской деятельности. Наиболее значимые для респондентов мотивы оказались альтруистические мотивы, а также мотивы личного развития и профессионального. Не менее значимыми являются и мотивы сопричастности и мотивы самореализации. На границе линии тренда находится мотивы общения. Исследование Т.А. Шульгиной и Н.А. Кетовой свидетельствует о том, что мотивация студентов к участию в волонтёрской активности способствует формированию у них профессиональной компетентности. Формирование общекультурных компетенций возможно как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе через привлечение обучающихся в волонтёрские проекты и регулярную волонтёрскую активность. Ключевым выводом исследования авторов является мотивация студентов, занимающихся волонтерской деятель-

ности в желании принести пользу людям, получить профессиональный опыт, стать частью значимых и интересных проектов, идут за качественным и серьёзным общением и возможностью освоить новые полезные социальные навыки и командное взаимодействие [9].

Е. А. Коган был изучен вопрос мотивации действующих волонтеров и тех, кто не занимается добровольческой деятельностью. Подавляющее большинство опрошенных автором утверждают, что к волонтерству относятся положительно, однако сами не принимают участие в виду недостатка свободного времени. Главными мотивами волонтерской деятельности студентов являются как получение нового опыта общения с разными людьми и новых впечатлений, так и стремление быть полезным людям [3].

И.Ю. Рассохина, Е.В. Аршинова, М.А. Билан в своей работе выделяют ряд функций, которые возможно реализовать посредством добровольческой деятельности студентов:

- организаторская;

- профилактическая;

- социально-бытовая;

- социально-медицинская. По мнению авторов, включение в волонтерскую деятельность молодого поколения способствует формированию и поддержанию навыков и компетенций, способствующих развитию профессиональных компетенций, личностному росту и продвижению. К мотивам включения в добровольческую организацию можно отнести альтруистические мотивы, которые предполагают гуманные идеи помощи лицам, нуждающимся в помощи. Ко второй группе мотивов авторы относят праксиологические, которые основаны на получении полезных практических навыков, коммуникативных и организаторских компетенций, расширении сети социальных связей. Посредством включения в добровольческую деятельность удовлетворяется потребность в признании и чувстве сопричастности к команде, организации или движению. Удовлетворение вышеизложенных потреб-

37

38

ностей авторы относят к третьей группе ведущих мотивов включения в волонтерскую деятельность. Данная группа мотивов также включает стремление в организации свободного времени и полезного досуга, желание принимать участие в жизни города или области, удовлетворение потребности помогать людям.

И.Ю. Рассохина, Е.В. Аршинова, М.А. Билан в своей работе отмечают, что высшие учебные заведения являются базовой площадкой для создания и развития волонтерских организаций. Добровольческая деятельность является инструментом воспитания молодого поколения, социализации, профессионального самоопределения, получения первичного профессионального опыта, расширения границ социального взаимодействия, коммуникативных навыков. [5].

Исследования мотивации добровольчества показывают, что существуют различные побуждения к волонтерской деятельности, которые зависят не только от профессионального, но и личностного интереса.

Цель исследования: провести анализ мотивационных факторов и механизмов волонтерских процессов в сфере здравоохранения среди волонтеров социального проекта «Гекрулес».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из цели нашего исследования, мы выделили основные группы мотивов для изучения: мотивы расширения социальных контактов, мотивы личностного роста, мотивы социальной ответственности и мотив получения материального поощрения.

Изучение мотивации участников проекта «Геркулес» к волонтерской деятельности мы проводили с помощью анонимного анкетирования на базе интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs.google. com/forms/). Генеральную совокупность исследования составили участники проекта «Геркулес» в количестве 68 человек. Три анкеты не были допущены к статистической обработке в виду некорректного заполне-

ния данных. Таким образом, объем изучаемой выборки составил 65 человек. Объектом исследования стала мотивация к волонтерской деятельности участников социального проекта Геркулес. Предметом исследования мотивация студентов к ведению волонтерской деятельности, направленной на формирование культуры питания.

Анкета предполагала возможность ранжирования мотивов по значимости. Респондентам были предложены следующие варианты ответов для определения ведущих мотивов участия в волонтерской деятельности:

- возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта;

- желание познакомиться с новыми людьми;

- стремление к общению и обмену опытом;

- потребность чувствовать принадлежность к общему делу, иметь роль в общественной жизни вуза;

- применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их изменения;

- желание преодолеть страх перед людьми/публичными выступлениями через участие в добровольчестве;

- возможность принести пользу, желание улучшить жизнь людей в обществе, желание быть моделью поведения для других, следовать социальным тенденциям в свете;

- популяризации волонтерства, интерес к содержанию программы Геркулес и разделение ее принципов, неравнодушие к проблемам ЗОЖ среди подростков;

- мотив получения материального поощрения (возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать повышенной государственной академической стипендии (далее ПГАС) и иные материальные стимуляции от вуза).

Кроме этого, волонтерам предлагалось ответить, придерживаются ли они

сами принципов ЗОЖ и рационального питания, которые пропагандирует проект Геркулес. Результаты исследований были обработаны с использованием методов качественного и количественного анализа данных, а именно описательной и вариационной статистики.

В результате анализа данных выявлено, что половина опрошенных (50%) считают, что придерживаются принципов ЗОЖ часто, 37,5% - иногда, 12,5% - всегда. Принципов сбалансированного и рационального питания, пропагандируемого проектом Геркулес, 43,8% опрошенных придерживаются часто, 35,4% - иногда, 16,7% - всегда, 4,2%-редко. 76% всех опрошенных заявили, что после вступления в проект их пищевые привычки улучшились, на 24% опрошенных участие в проекте никак не повлияло в вопросах собственных пищевых привычек. Ни одного опрошенного, чьи пищевые привычки ухудшились, выявлено не было. Можем предположить, что для большинства волонтеров проекта тема питания является личностно-значимой и, участвуя в

просветительской работе со школьниками, они опираются не только на теоретические знания, но и на собственное сформированное мировоззрение. Данное предположение является обоснованием для определения в качестве ведущих мотивов волонтерской деятельности в сфере здравоохранения личностное развитие и самосовершенствование с опорой на проектную деятельность, соответствующую личным ценностным ориентациям студентов.

В опроснике о мотивации к волонтерской деятельности в рамках проекта большинство опрошенных (16,8%) на первое по значимости место поставили получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их развитие; 15,7% - применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, что соотносится с полученными выше данными. 13,3% - желание преодолеть страх перед людьми/публичными выступлениями через участие в добровольчестве (рис.1)

□% 1% 454 654 354 ЮМ 12% 14% 1654 1354

Рис. 1. Мотивы, являющиеся ключевыми (1-ое место) в волонтерской деятельности студентов

На основе полученных данных можем предположить, что для опрошенных студентов главным мотивом к осуществлению волонтерской деятельности является мотив личностного роста. По нашему мнению в результате освоения и реализации профессионально-ориентированной волонтерской деятельности перед студен-

тами открываются возможности отработать навыки будущей трудовой деятельности, апробировать теоретические знания на практике и сформировать в сознании практико-ориентированную модель взаимодействия с целевой группой по заявленной проблеме. Навыки публичного выступления и коммуникативные техно-

39

40

логии являются важной составляющей профессиональной деятельности будущих медицинских работников, что определяет мотивацию к совершенствованию студентами вышеупомянутых категорий в рамках участия в волонтерской деятельности.

На второе по значимости место наи-

большее число опрошенных поставили потребность чувствовать принадлежность к общему делу, занимать определенную роль в общественной жизни вуза (17,2%), желание быть моделью поведения для других, следовать социальным тенденциям в свете популяризации волонтерства (14,3%) (рис.2).

Рис. 2. Мотивы, являющиеся ключевыми (2-ое место) в волонтерской деятельности студентов

Третьим по значимости поводом к добровольчеству большинство опрошенных (15,4%) указали возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта, 13% - желание познакомиться с новыми людьми, стремление к общению и обмену опытом, желание преодолеть

страх перед людьми/публичными выступлениями через участие в добровольчестве, возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать ПГАС и иные материальные стимуляции от вуза. (рис.3).

Возможность получаггь ПГАС и иные.. 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 Возможность получения баллов в ординатору... шиимииииимиитттттттттттттнпдпппшшпш Желание преодолеть страх перед... Получение огытз а работе с детьми и... ШНШНШШШ Применение собственны* знаний, опьтга н... 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Ш11 Интерес к содержанию программы и... мшмшммшмшмшмшш Желание быть моделью поведения для других,... мииимммиииммиииммииипмшмшмшмшмшмшмшмшмшм Возможность принести пользу, желание... мшмшммшмшмшмшмшмшмшмшмшмшмшми Потребность чувствовать принадлежность и.. 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 Возможность найти единомышленников е... виннмиииннмииннмииннмииннмииннмииннмииннмиинннииншинд

№2 (27) 2021 0% 2% 4% В% В* 10» 12% 14% 16%

www.j-chr.com

Рис. 3. Мотивы, являющиеся ключевыми (3-е место) в волонтерской деятельности студентов

На основании полученных данных можно предположить, что мотивы расширения социальных контактов и социальной ответственности являются вторыми по значимости в структуре мотиваций к волонтерству. Однако многие указывают и на роль поощрений в форме баллов для поступления в ординатуру. Вышеизложенные эмпирические результаты исследования подтверждают рассматриваемую нами выше теорию «добровольчества по расчету» В.Н. Стегний и М.В. Никонова. В контексте данной теории мы можем интерпретировать данные как стремление студентов-волонтеров проекта «Геркулес» к получению профессионального опыта, определению и постепенному становлению места в будущем профессиональном сообществе посредством расширения сети социальных контактов, а также к получению некоторых льгот в качестве поощрения и объективной оценки реализованной деятельности.

ВЫВОД

Результаты исследования позволяют нам составить ранжированный список ключевых мотивов к участию в волонтерской деятельности студентов:

- на первом месте у большинства опрошенных стоят мотивы личностного роста (получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их изменения, применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, желание преодолеть страх перед людьми/публичными выступлениями через участие в добровольчестве);

второе место занимает потребность чувствовать принадлежность к общему делу, иметь роль в общественной жизни вуза;

- третье место разделили мотив расширения социальных контактов (возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта, желание познакомиться с новыми людьми, стремление к общению и обмену опытом) и мотив материального

поощрения (возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать ПГАС и иные материальные стимуляции от вуза). Мы можем предположить, что материальная мотивация к занятиям волонтерской деятельностью среди волонтеров проекта Геркулес имеет некоторую распространенность;

- интерес к содержанию программы и разделение ее принципов, неравнодуду-шие к проблемам ЗОЖ среди подростков заняли четвертое место;

- мотивы социальной ответственности, такие как возможность принести пользу и желание улучшить жизнь людей в обществе занимают у опрошенных последнее места при ранжировании.

Среди современной молодежи отмечается тенденция к популяризации и становлении моды на ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, принципов рационального и сбалансированного питания. Однако в виду наличия широкого спектра предоставляемой информации в сети Интернет, подростки зачастую сталкиваются с проблемами отбора и выбора подходящих материалов. В данном контексте особую роль приобретает проект «Геркулес», направленный на формирование культуры питания, который позволяет волонтерам удовлетворить потребности и реализовать мотивы принесения пользы и признания, посредством информирования и обучения по социально-значимой проблеме. Можно предположить, что для опрошенных волонтеров ключевой мотивацией к добровольчеству является сочетание внутренней и внешней мотивации, предполагающее вклад своего времени и труда ради развития конкретной добровольческой инициативы, личного профессионального роста, реализации социально-полезной идеи, а также для освоения профессиональными навыками и умениями, обучения, опыта, возможности получить преимущества при поступлении в ординатуру.

41

ЛИТЕРАТУРА

42

1. Доклад «О проведении научных, социологических и статистических исследований, направленных на изучение форм и масштабов участия граждан и организаций в добровольческой (волонтерской) деятельности». - URL: https:// ac.gov.ra/archive/files/publication/a/21338. pdf (дата обращения: 15.06.2020). - Текст: электронный.

2. Киселёва, Т.Г. Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности / Т.Г. Киселёва // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 44 -48.

3. Коган, Е.А. Отношение студенческой молодежи к волонтерской деятельности / Е.А. Коган // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 4 (36). - С. 141 -149.

4. Перминова, М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности / М.С. Перминова // Известия СГУ. Социология. Политология. - 2016. - № 1. -С. 22 - 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рассохина, И.Ю. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза / И.Ю. Рассохина, Е.В.

Аршинова, М.А. Билан // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. -№ 2 (26). - С. 114 - 121.

6. Савчук, П.О. Методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья / П.О. Савчук, Г.Г. Надарейшвили, Н.В. Белокопытова [и др.] // Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России. М. 2018. 28 с.

7. Стегний, В.Н. Мотивация волонтерской деятельности / В.Н. Стегний, М.В. Никонов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 146156.

8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204// URL: http://krem-lin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.06.2020). - Текст: электронный.

9. Шульгина, Т.А. А ты записался добровольцем? Или зачем студенты идут в волонтёры / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова // Высшее образование в России. - 2020. - № 1. - С. 116-121.

VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF HEALTHY LIFESTYLE

© Daria S. Alushina, Tatiana A. Drozdova

Daria S. Alushina — Social worker in Kursk State Medical University E-mail: alushinads@kursksmu.net

Tatiana A. Drozdova — Student of the physician faculty of Kursk State Medical University.

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation

ABSTRACT

This article considers a motivation of the students to a volunteer activity in the context of nutrition. Key categories of volunteer motivation were explained based on sociological study of the students volunteersjoined to project "Hercules" at the Kursk State Medical University.

Keywords: voluntariness, volunteer (volunteer) activity, motivation, nutrition, healthy lifestyle

43

REFERENCE

1. Doklad «O provedenii nauchnyh, sociologicheskih i statisticheskih issledo-vanij, napravlennyh na izuchenie form i masshtabov uchastiya grazhdan i organizacij v dobrovol'cheskoj (volonterskoj) deyatel'nosti».

URL: https://ac.gov.ru/archive/files/ publication/a/21338.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020). - Tekst elektronnyj.

2. Kiselyova, T.G. Issledovanie dominiruyushchej motivacii k uchastiyu v dobrovol'cheskoj deyatel'nosti / T.G. Kiselyova // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik - 2013.

- № 2. - S. 44 -48. "

3. Kogan, E.A. Otnoshenie studencheskoj molodezhi k volonterskoj deyatel'nosti / E.A. Kogan // Vestnik Nizhegorodskogo univer-siteta im. N.I.Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. - 2014. - № 4 (36). - S. 141 - 149.

4. Perminova, M.S. Specifika formirovani-ya social'noj aktivnosti molodezhi v usloviyah volonterskoj deyatel'nosti / M.S. Perminova // Izvestiya SGU. Sociologiya. Politologiya. - 2016.

- № 1. - S. 22 - 26.

5. Rassohina, I.YU. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya professional'no znachimyh kompetencij stu

dentov vuza / I.YU. Rassohina, E.V. Arshinova, M.A. Bilan // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2017. - № 2 (26). - S. 114 - 121.

6. Savchuk P.O. Metodicheskie rekomen-dacii po organizacii raboty dobrovol'cev v sfere ohrany zdorov'ya / P.O. Savchuk, G.G. Nadare-jshvili, N.V. Belokopytova [i dr.] // Federal'nyj centr podderzhki dobrovol'chestva v sfere ohrany zdorov'ya Minzdrava Rossii. M. 2018. 28 s.

7. Stegnij, V.N. Motivaciya volonterskoj deyatel'nosti / V.N. Stegnij, M.V. Nikonov // Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nau-ki. - 2018. - № 1. - S. 146-156.

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «0 nacional'nyh celyah i strategicheskih za-dachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» ot 07.05.2018 № 204 // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 15.06.2020). - Tekst: elektronnyj.

9. SHul'gina, T.A. A ty zapisalsya dobrovol'cem? Ili zachem studenty idut v volontyory / T.A. SHul'gina, N.A. Ketova // Vys-shee obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 1. - S. 116-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.