Научная статья на тему 'Волонтерство в контексте формирования здорового образа жизни'

Волонтерство в контексте формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / МОТИВАЦИЯ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEERING / MOTIVATION / FOOD CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова Л. А., Кетова Н. А., Монастырева Д. Р., Дроздова Т. А.

В данной статье рассматривается мотивация студентов к волонтерской деятельности в сфере здравоохранения, направленной на формирование культуры питания. На основе результатов социологического исследования студентов-волонтеров проекта «Геркулес» Курского Государственного Медицинского Университета были выделены ключевые мотивации к данной добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова Л. А., Кетова Н. А., Монастырева Д. Р., Дроздова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING IN THE CONTEXT OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE

This article examines the motivation of students to volunteer in the field of health care, aimed at developing a culture of nutrition. Based on the results of a sociological study of student volunteers of the Hercules project of Kursk State Medical University, key motivations for this volunteer activity were identified.

Текст научной работы на тему «Волонтерство в контексте формирования здорового образа жизни»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

DOI: 10.216 26/j-chr/2020-2(23)/8 УДК: 378.37:613

ББК: 60.561.7 ^

Социальные науки

Волонтерство в контексте формирования здорового образа жизни.

© A.A. Жукова, H.A. Кетова, Д.Р. Монастырева, Т.А. Дроздова

Жукова Л.А. - заведующий кафедрой эндокринологии, д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]

Кетова H.A. - ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]

Монастырева Д.Р. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Дроздова Т.А. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Б данной статье рассматривается мотивация студентов к волонтерской деятельности в сфере здравоохранения, направленной на формирование культуры питания. На основе результатовсоциологическогоисследованиястудентов-волонтеров проекта «Геркулес» Курского Государственного Медицинского Университета были выделены ключевые мотивации к данной добровольческой деятельности.

№2 (23) 2020

vww.j-chr.com Ключевые слова: волонтёрство, мотивация, культура питания,

здоровый образ жизни, добровольческая деятельность.

о последнее время становится актуальным такое направление общественной деятельности, как волонтерство. Решетников О.Б определяет ее следующим образом: «Волонтерская деятельность - это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан - добровольцев» [1].

На данный момент более 10 миллионов человек старше 18 лет активно занимаются добровольческой деятельностью в сферах природопользования, социальных служб и здравоохранения [6]. Этот вид добровольческой помощи занял третье место в списке самых востребованных направлений.

Значительный процент всех волонтеров составляют студенты в силу их социального статуса и открытости к новым идеям. Волонтерство при этом рассматривается как деятельность, определяющая досуг, стимулирующая самоопределение, как этап профессионального и творческого развития [2].

Запрос на бескорыстное, альтруистичное служение обществу отражается и в государственной политике: поощряются деятельность добровольческих отрядов, их создание, организуются крупные волонтерские форумы, волонтеры поощряются небольшими льготами, например, при поступлении в высшее звено образования.

Однако стоит еще раз подчеркнуть, что волонтерство - бескорыстная деятельность, не предполагающая материального вознаграждения. Поэтому для того, чтобы эффективнее привлекать к волонтерской деятельности российское студенчество, важно понимать мотивацию уже работающих волонтеров.

Существуют разные подходы в классификации мотивации к волонтерской деятельности. Так, часть социологов выделяет две основные не взаимоисключа-

ющие группы мотивов: альтруистические и эгоистические [4]. Другие выделяют группы мотиваций, связанные с эмпа-тией и теорией социального обмена, согласно которой помимо обмена товарами и товарно-денежных отношений есть и обмен социальными, нематериальными ценностями: статус, информация, любовь, признание. [5]. Ряд работ выделяет также «молодежный мотив наличия свободного времени» [3].

Цель исследования: провести анализ мотивационных факторов в сфере здравоохранения. Моделью исследования стал социальный проект «Гекрулес», специализирующийся на пропаганде здорового образа жизни и здорового питания в частности, существующего с 2018 г.

Исходя из цели нашего исследования, мы выделили основные группы мотивов для изучения: мотивы расширения социальных контактов, мотивы личностного роста, мотивы социальной ответственности и мотив получения материального поощрения.

Изучение мотивации участников проекта «Геркулес» к волонтерской деятельности мы проводили с помощью анонимного анкетирования на базе интерактивного инструмента GoogleForms (https://docs.google.com/forms/). В исследовании участвовала генеральная совокупность волонтеров, участников проекта "Геркулес", в количестве 68 человек. Из них три анкеты не были допущены к статистической обработке. Таким образом, объем изучаемой выборки составил 65 человек. Объектом исследования стали волонтеры социального проекта Геркулес. Предметом исследования - мотивация студентов к ведению волонтерской деятельности, направленной на формирование культуры питания.

Анкета предполагала возможность ранжирования мотивов по значимости. Для ранжирования были предложены следующие мотивы: возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта, желание познакомиться с новыми людьми, стремление к общению и обмену

57

58

опытом, потребность чувствовать принадлежность к общему делу, иметь роль в общественной жизни вуза, применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их изменения, желание преодолеть страх перед людьми/публичными выступлениями через участие в добровольчестве, возможность принести пользу, желание улучшить жизнь людей в обществе, желание быть моделью поведения для других, следовать социальным тенденциям в свете популяризации волонтерства, интерес к содержанию программы Геркулес и разделение ее принципов, неравнодушие к проблемам ЗОЖ среди подростков, мотив получения материального поощрения (возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать ПГАС и иные материальные стимуляции от вуза).

Кроме этого, волонтерам предлагалось ответить, придерживаются ли они сами принципов ЗОЖ и рационального питания, которые пропагандирует проект Геркулес.

Результаты исследований были обработаны с использованием методов описательной и вариационной статистики.

Б результате анализа данных выявлено, что половина опрошенных (50%) считают, что придерживаются принципов ЗОЖ часто, 37,5% - иногда, 12,5% - всегда. Принципов сбалансированного и рационального питания, пропагандируемого проектом Геркулес, 43,8% опрошенных придерживаются часто, 35,4% - иногда, 16,7% - всегда, 4,2%-редко. 76% всех опрошенных заявили, что после вступления в проект их пищевые привычки улучшились, на 24% опрошенных проект никак не повлиял. Ни одного опрошенного, чьи пищевые привычки ухудшились, выявлено не было.

Можем предположить, что для большинства волонтеров проекта тема питания является личностно-значимой и,

участвуя в просветительской работе со школьниками, они опираются не только на теоретические, далекие от них постулаты, но и на собственное сформированное (в том числе и благодаря проекту Геркулес) мировоззрение.

Б опроснике о мотивации к волонтерской деятельности в рамках проекта большинство опрошенных (16,8%) на первое по значимости место поставили получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их изменения. 15,7% - применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, что соотносится с полученными выше данными. 13,3% - желание преодолеть страх перед людьми/ публичными выступлениями через участие в добровольчестве (диаграмма1).

На основе полученных данных можем предположить, что для опрошенных студентов главным мотивом к осуществлению волонтерской деятельности является мотив личностного роста.

На второе по значимости место наибольшее число опрошенных поставили потребность чувствовать принадлежность к общему делу, иметь роль в общественной жизни вуза (17,2%), желание быть моделью поведения для других, следовать социальным тенденциям в свете популяризации волонтерства (14,3%). (диаграмма 2)-

Исходя из полученных данных можно предположить, что мотивы расширения социальных контактов и социальной ответственности являются вторыми по значимости в структуре мотиваций к во-лонтерству. Однако многие указывают и на роль поощрений в форме баллов для поступления в ординатуру.

Третьим по значимости поводом к добровольчеству большинство опрошенных (15,4%) указали возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта, 13% - желание познакомиться с новыми людьми, стремление к общению и обмену опытом, желание преодолеть страх перед людьми/публичными

59

Диаграмма 1. Мотивы, являющиеся ключевыми (1-ое место) в волонтерской деятельности студентов.

Диаграмма 2. Мотивы, являющиеся ключевыми (2-ое место) в волонтерской деятельности студентов.

Диаграмма 3. Мотивы, являющиеся ключевыми (3-е место) в волонтерской деятельности студентов.

60

выступлениями через участие в добровольчестве, возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать ПГАС и иные материальные стимуляции от вуза (диаграмма 3).

На сегодняшний день государственная политика направлена на формирование защиты здоровья населения, прежде всего это касается увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни; формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. При несомненной привлекательности столь востребованного направления, участие в данной деятельности требует наличия у добровольцев определенной мотивации.

В целом, результаты ранжирования мотиваций выстроились следующим образом: на первом месте у большинства опрошенных стоят мотивы личностного роста (получение опыта в работе с детьми и подростками, возможность положительно повлиять на их изменения, применение собственных знаний, опыта и навыков и получение новых знаний в профессиональной деятельности, желание преодолеть страх перед людьми/публичными выступлениями через участие

в добровольчестве).

Второе место занимает потребность чувствовать принадлежность к общему делу, иметь роль в общественной жизни вуза.

Третье место разделили мотив расширения социальных контактов (возможность найти единомышленников в рамках идеи проекта, желание познакомиться с новыми людьми, стремление к общению и обмену опытом) и мотив материального поощрения (возможность получения баллов в ординатуру за участие в волонтерской деятельности, возможность получать ПГАС и иные материальные стимуляции от вуза).

Интерес к содержанию программы и разделение ее принципов, неравнодуду-шие к проблемам ЗОЖ среди подростков заняли четвертое место.

Мотивы социальной ответственности, такие как возможность принести пользу и желание улучшить жизнь людей в обществе занимают у опрошенных последнее места при ранжировании.

Можно предположить, что для опрошенных волонтеров ключевой мотивацией к добровольчеству является мотивация внутреняя, предполагающая вклад своего времени и труда не столько ради развития конкретной добровольческой

инициативы, реализации какой-либо идеи, сколько для получения необходимых для себя умений, обучения, опыта, однако возможности получить преимущества при поступлении в ординатуру, то же являются значимыми.

ЛИТЕРАТУРА

Таким образом, сегодня добровольчество в сфере здравоохранения остается эффективным инструментом реализации гражданского, личностного и профессионального потенциала обучающихся.

1.Арсеньева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества / Т.Н. Ар-сеньева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010, №136. - С. 46-55.

2. Кисляков П.А. Современное волонтёрство в воспитании просоциального поведения личности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, 0. Говин // Образование и наука. - 2019, №6. - С. 122 -145.

3. Методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья / И.О. Савчук, Г.Г. Надарейшвили, Н.В. Бе-локопытова, А.П. Метелев с соавт. // Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России. - М, 2018. - 28с.

4. Нежина Т.Г. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т.Г. Нежина, К.А. Пе-тухова, Н.И. Чечеткина, И.С. Миндарова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014, №3. - С. 71.

5. Певная М.В. Студенческое волонтёрство: особенности деятельности и мотивации / М.В. Певная // Высшее образование в России. -2015, №6. - С. 81-88.

6. Handy F. A crosscultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? / F. Handy, R.A. Cnaan, L. Hustinx, C. Rang and et. // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. -2010. -Pp. 498 - 523.

VOLUNTEERING IN THE CONTEXT OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE.

© LarisaA. Zhukova, Natalia A. Ketova, Daria R. Monastyreva, TatianaA. Drozdova

Zhukova Larisa A. - Head of the Department of Endocrinology, Doctor of Medical Sciences, Professor, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

Ketova Natalya A. - Assistant of the Department of Social Work and Life Safety, Head of the Social Center, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

Monastyreva Daria R. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Drozdova Tatyana A. - student, Kursk State Medical University (KSMU). Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3, Russian Federation.

Abstract

This article examines the motivation of students to volunteer in the field of health care, aimed at developing a culture of nutrition. Based on the results of a sociological study of student volunteers of the Hercules project of Kursk State Medical University, key motivations for this volunteer activity were identified.

Keywords: volunteering, motivation,food culture, healthy lifestyle, volunteering.

REFERENCE

1. Bovina I. B. Stigmatization of mentally ill people anl. Arsenyeva T.N. Psychological and pedagogical bases for the development and implementation of innovative projects of youth volunteering/ T.N. Arse-nyev // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2010, No. 136. - S. 46-55.

2. Kislyakov P.A. Modern volunteering in the education of prosocial personality behavior / P.A. Kislyakov, E.A. Shmeleva, 0. Govin // Education and Science. - 2019, No. 6. - S. 122 -145.

3. Guidelines for organizing the work of volunteers in the field of health / P.O. Savchuk, G.G. Nadareish-vili, N.V. Belokopytova, A.P. Metelev et al. // Federal Center for Support of Volunteerism in the Sphere of Healthcare of the Ministry of Health of Russia. - M, 2018.-- 28p.

4. Nezhina T.G. Motivation for youth participation in the volunteer movement / T.G. Nezhina, K.A. Petuk-hova, N.I. Chechetkina, I.S. Mindarova // Questions of state and municipal management. - 2014, No. 3. - S. 71.

5. Singing M.V. Student volunteering: features of activity and motivation / M.V. Singing // Higher education in Russia. - 2015, No. 6. - S. 81-88.

6. Handy F. A crosscultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? / F. Handy, R.A. Cnaan, L. Hustinx, C. Kang et al. // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. -2010. - Pp. 498 - 523.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.