Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА - ПЕДИАТРА (НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА "ПЕДИАТРЫ - ДЕТЯМ")'

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА - ПЕДИАТРА (НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА "ПЕДИАТРЫ - ДЕТЯМ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEERING / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова А. Г., Жизневская И. И., Хмелевская И. Г., Разинькова Н. С.

В статье профессионально-ориентированная волонтерская деятельность рассматривается как фактор, способствующий формированию личностных качеств будущих врачей педиатров. Основываясь на результатах социологического опроса студентов-волонтеров отряда «Педиатры-детям» Курского государственного медицинского университета были выделены основные аспекты формирования общекультурных компетенций личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова А. Г., Жизневская И. И., Хмелевская И. Г., Разинькова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEER ACTIVITY \ AS A FACTOR FOR FORMING PERSONAL QUALITIES OF A FUTURE PEDIATRIC DOCTOR (BASED ON THE EXPERIENCE OF WORK OF THE VOLUNTEER TEAM “PEDIATRICS - FOR CHILDREN)

In the article, professionally-oriented volunteer activity is considered as a factor contributing to the formation of personal qualities of future pediatricians. Based on the results of a sociological survey of volunteer students of the pediatricians to children detachment of Kursk State Medical University, the main aspects of the formation of general cultural competencies of an individual were identified.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ВРАЧА - ПЕДИАТРА (НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА "ПЕДИАТРЫ - ДЕТЯМ")»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2020-2(23)/5 УДК: 378.37:614.23:616-053.2

ББК: 60.561.7:74.480.0 Педагогические науки

Профессионально-ориентированная волонтерская деятельность как фактор формирования личностных качеств будущего врача - педиатра (на основании опыта работы волонтерского отряда «Педиатры — детям»). 35

© А.Г. Архипова, И.И.Жизневская, И.Г. Хмелевская, Н.С. Разинъкова

Архипова А.Г. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]

Жизневская И.И. - доцент кафедры педиатрии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Хмелевская И.Г. - проректор по развитию регионального здравоохранения, заведующий кафедрой педиатрии, д.м.н., профессор, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Разинькова Н.С. - доцент кафедры педиатрии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье профессионально-ориентированная волонтерская деятельность рассматривается как фактор, способствующий формированию личностных качеств будущих врачей педиатров. Основываясь на результатах социологического опроса студентов-волонтеров отряда «Педиатры-детям» Курского государственного медицинского университета были выделены основные аспекты формирования общекультурных компетенций личности. ^^ 2020

Ключевые слова: волонтёрство, личностные качества, профессиональные компетенции, добровольческая деятельность.

www.j-chr.com

Б современном мире волонтерская деятельность активно поддерживается государством на федеральных и региональных уровнях. Ежегодно совершенствуются меры оказания помощи добровольческим организациям, организуются штабы волонтеров, активно поощряется участие волонтеров в масштабных мероприятиях страны. Положительная оценка волонтерской деятельности со стороны государства способствует привлечению большего количества молодежи к занятию данной деятельностью во всех сферах жизни общества, а следовательно может способствовать профессиональной ориентации молодых людей.

Волонтерской деятельностью могут заниматься люди различного возраста, главное лишь наличие желания и мотивации. Речь в данной статье пойдет о волонтерах-медиках, которые успешно совме-пуъ щают учебу в медицинском университете

^^ и добровольческую деятельность. Извест-

но, что в процессе любой социальной активности происходит формирование новых компетенций. Так при занятии добровольчеством студенты отмечают, что они не только помогают окружающим, но и сами получают от этого удовлетворение. Б научных источниках добровольческая деятельность освещается как воспитательный процесс, в ходе которого изменяются характеристики объективного и субъективного благополучия студентов [1].

Занятия волонтерством в медицинском БУЗе влияет и на профессиональную ориентацию, а также способствует становлению личностных качеств будущих медицинских специалистов [2]. Б Курском государственном медицинском университете основным направлением волонтерского движения является профессиональная ориентация добровольцев. Под этим понятием подразумевают приобретение ими первичного опыта в выбранной профессиональной деятельности в процессе участия в социально значимых меропри-№2 (23) 2020 ятиях на добровольных началах [2]. www.j-chr.com Принимая активное участие в про-

фильной добровольческой деятельности, студенты-медики могут развивать и со-

вершенствовать свои профессиональные компетенции, а также получают возможность повышать общекультурные навыки общения с людьми, раскрывать положительные качества личности.

Чтобы изучить вопрос влияния волонтерской деятельности на становление личностных качеств у будущих врачей -педиатров, обратимся примеру участия студентов - медиков Курского государственного медицинского университета в работе волонтерского отряда « Педиа-тры-детям».

На базе университета созданы благоприятные условия для занятия профессионально-ориентированным волонтерством, делая этот вид деятельности доступным и комфортным для студентов-медиков. Поощряется посещение лечебных учреждений г. Курска с целью проведения профильных мероприятий для детей, проводятся профессионально-ориентированные форумы, акции.

Целью данной статьи является изучение влияния занятий добровольческой деятельностью на формирование личностных качеств у будущих врачей педиатров.

Приступая к решению поставленной цели, необходимо выяснить, что представляют собой качества личности врача и какими они бывают. Основываясь на определении Н.ВЛевиной, качество личности врача - это устойчивая характеристика личности медицинского специалиста, профессионально значимая для осуществления врачебной деятельности и реализующаяся в процессе взаимодействия врач-пациент. Деление их осуществляется на положительные и отрицательные [3].

Волонтерская деятельность способствует формированию положительных качеств у будущих врачей, а именно формируются устойчивые характеристики личности, способствующие правильному выстраиванию взаимодействия и сотрудничества с пациентом [3]. В своем составе личностные качества врача содержат несколько аспектов: волевой, эмоциональный и интеллектуальный.

Б совокупности они позволяют сформировать этический компонент врачебного профессионализма [3].

Болевые качества врача способствуют соблюдению требований, стандартов и норм, которые необходимы, чтобы помочь пациенту справиться с болезнью. Боля необходима для проявления в профессиональной деятельности эмоциональных и интеллектуальных качеств. Болевой компонент позволяет ставить цели и достигать успеха. К позитивным волевым качествам врача относят: аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, рачительность, решительность, самообладание, трудолюбие, терпение, усердие, упорство, целеустремленность [3].

Способность к рациональному, чувственному и интуитивному познанию в получении информации, необходимой для диагностики и лечения пациентов характеризуют интеллектуальные качества врача. Недостаточные интеллектуальные возможности могут привести к врачебным ошибкам. К положительным интеллектуальным качествам врача относят диалектичность мышления, компетентность, логичность, мудрость, наблюдательность, проницательность, профессионализм, пытливость, эрудированность [4].

Эмоционально - нравственные аспекты личностных качеств врача характеризуют его возможность сочетать свой личный интерес с интересами пациента. К положительным эмоционально-нравственным качествам врача относят альтруизм, вежливость, внимательность, героизм, милосердие, моральная ответственность, приветливость, рачительность, сострадательность, тактичность, честность. Будущему врачу необходимо стремиться развивать в себе эти качества, они смогут помочь наладить доверительные отношения с пациентом и будут полезны в работе [4,6].

Совершенствовать свои интеллектуальные, волевые и эмоционально -нравственные качества студенты медики могут не только во время учебы, но и в процессе занятия волонтерской деятельностью. Для врача - педиатра кроме вы-

шеуказанных качеств важна любовь к детям, способность расположить их к себе, а также умение общаться с родителями маленьких пациентов. Посещая детские лечебные учреждения и проводя в них мероприятия на различные темы, у волонтеров появляется возможность сформировать багаж личностных качеств будущего врача педиатра.

Для того чтобы выяснить на формирование каких личностных качеств влияют занятия волонтерской деятельностью, был проведен тестовый опрос среди студентов-медиков из волонтерского отряда «Педиатры-детям», в котором предлагался список базовых личностных качеств, необходимых при работе врачей - педиатров.

Б заданном опросе было задействовано 50 респондентов.

95% были согласны с тем, что добровольческая деятельность способствует формированию волевых, интеллектуаль- 37

ных и эмоционально-нравственных компонентов личности, которые в дальнейшем могут помочь в профессиональной работе врача.

72% опрошенных отметили, что в процессе занятия волонтерской деятельностью стали общительнее, научились работать в команде, стали лучше отстаивать свою точку зрения, научились нести ответственность за принятые решения.

86% указали, что добровольческая деятельность научила их быть внимательнее к окружающим, научила быть более чуткими и милосердными, вежливыми и тактичными.

69% опрошенных добровольцев отметили, что участие в профессионально-ориентированных мероприятиях в добровольческой деятельности способствует формированию у них профессиональных компетенций.

57% указали, что стали лучше находить контакт с маленькими пациентами и их родителями.

Что же помогло волонтерам добить- №2 (23) 2020 ся таких результатов? Во первых, глав- www.j-chr.com ным помощником явилась регулярная, активная добровольческая деятельность.

38

Во вторых, мотивация и желание быть полезным для окружающих. В третьих, это разносторонний подход к организации проводимых мероприятий. Так, в ежегодный план деятельности отряда «Педиатры - детям» включаются не только мероприятия на медицинские темы, а также творческие спектакли, мастер - классы по рукоделию, благотворительные акции по сбору вещей для социальной поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Организуя мероприятия по медицинской тематике, будущие врачи могут еще раз обратиться к пройденному материалу, переработать его и представить в понятной и доступной форме для детей. Тем самым студенты способствуют тому, что сами формируют у себя такие качества как усидчивость, компетентность, логичность построение плана изложение материала.

Участие в творческих спектаклях, массовых мероприятиях помогают волонтерам научиться работать в команде, проявить сплоченность, а также развить креативный подход в решении поставленных задач.

Мастер - классы по рукоделию, проводимые волонтерами для детей, способствуют развитию у добровольцев аккурат-

ности, трудолюбия, терпения, усердия, а также помогают наладить контакт с детьми.

Проведение благотворительных акций по сбору вещей для социальной поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях формирует у волонтеров чуткость, сострадание, милосердие к другим людям.

Ответственность за принятые решения, умение работать в команде, умение выслушать и доступно объяснить интересующую информацию, умение быть тактичным и чутким, вежливым и внимательным - это лишь небольшой список тех плюсов, которые дает занятие добровольчеством студентам-медикам.

Отмечено, что студентов-медиков, занимающихся добровольчеством, отличает активная гражданская позиция, а значит и в своей профессиональной деятельности они смогут добиться высоких достижений [5].

Подводя итоги, отметим, что занятие профессионально - ориентированной волонтерской деятельностью оказывает огромное влияние на формирование положительных личностных качеств будущего врача педиатра и способствует профессиональной ориентации студентов - медиков.

ЛИТЕРАТУРА

№2 (23) 2020 www.j-chr.com

1.3вягинцева А.Р. Профессионально-ориентированное волонтерство: специфика деятельности и мотивации (на примере педиатрического факультете КГМУ) / А.Р.Звягинцева, Н.Д. Кривдина, И.Г. Хмелевская // В сборнике: Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы сборник научных трудов по материалам V Всероссийского Форума. Курский государственный медицинский университет. 2018. С. 38-44.

2. Кетова H.A. Формирование и развитие общекультурных компетенций

студентов педиатрического факультета через участие в социальных проектах ВУЗа / Н.А. Кетова, Е.И. Кочугова // В сборнике: материалы Всероссийского молодежного форума студенческих отрядов медицинских и фармацевтических ВУЗОв России 2016. с. 23-26.

3. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие / В.Н. Левина. - Ижевск, 2016 - 60 с.

4. Шамов И.А. Биомедицинская этика: учебник / И.А. Шамов. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 - 286 с.

5. Шульгина Т.А. Волонтерское движение на факультетах клинической психологии, социальной работы КГМУ (социологический анализ) / Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова, Е.П. Непочатых, К.А Холодова // В сборнике: Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы сборник научных трудов по материалам V Всероссийского

Форума. Курский государственный медицинский университет. - 2018. С. 119-125.

6. Шульгина Т.А. 0 мотивации студентов к овладению общекультурными (универсальными) компетенциями (на примере проекта «Адаптационный лагерь для первокурсников») / ТА. Шульгина, НА. Кетова Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. № 6. с. 11-16.

PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEER ACTIVITY \ AS A FACTOR FOR FORMING PERSONAL QUALITIES OF A FUTURE PEDIATRIC DOCTOR (BASED ON THE EXPERIENCE OF WORK OF THE VOLUNTEER TEAM "PEDIATRICS - FOR CHILDREN).

© Alina G. Arkhipova, Irina I. Zhizhevskaya, Irina G. Khmelevskaya, Natalia S. Razinkova

Arkhipova Alina G. - student, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

Zhizhevskaya Irina I. - Associate Professor of the Pediatrics Department, Candidate of Medical Sciences, Kursk State Medical University (KSMU).

Khmelevskaya Irina G.- Vice-rector for the development of regional health care, Head of the Pediatrics Department, Doctor of Medical Sciences, Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Razinkova Natalia S. - Associate Professor of the Pediatrics Department, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation.

40 _

Abstract

In the article, professionally-oriented volunteer activity is considered as a factor contributing to the formation of personal qualities of future pediatricians. Based on the results of a sociological survey of volunteer students of the pediatricians to children detachment of Kursk State Medical University, the main aspects of the formation of general cultural competencies of an individual were identified.

Keywords: volunteering, personal qualities, professional competencies, volunteering.

REFERENCE

1. Zvyagintseva A.R. Professionally-oriented volunteering: the specifics of activity and motivation (on the example of the pediatric faculty of KSMU) / A.R. Zvyagintseva, N.D. Krivdina, I. G. Khmelevskaya // In the collection: Professional-oriented volunteering: current state and prospects, a collection of scientific papers based on the materials of the V All-Russian Forum. Kursk State Medical University. 2018.S. 38-44.

2. Ketova N.A. Formation and development of general cultural competencies

students of the pediatric faculty through participation in social projects of the university / N.A. Ketova, E.I. Kochugova // In the collection: materials of the All-Russian youth forum of student teams of medical and pharmaceutical universities in Russia 2016. p. 23-26.

3. Levina V.N. Personal qualities of a doctor in cooperation with a patient: a textbook / V.N. Levin. - Izhevsk, 2016 - 60 p.

4. Shamov I.A. Biomedical ethics: textbook / I.A. Shamov. - M .: GE0TAR Media, 2015 - 286 p.

№2 (23) 2020 www.j-chr.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.