Научная статья на тему 'К вопросу о привлечении обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений к профессионально-ориентированному волонтерскому движению (на примере КГМУ)'

К вопросу о привлечении обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений к профессионально-ориентированному волонтерскому движению (на примере КГМУ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / MEDICAL VOLUNTEERING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кетова Н. А., Слетова А. М., Морозова Е. П.

В статье описывается опыт привлечения в добровольческую деятельность учащихся старших классов (проект «Неотложная медицина») для формирования у них профессиональной ориентированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о привлечении обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений к профессионально-ориентированному волонтерскому движению (на примере КГМУ)»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 373.6:364.4 ББК: 60.561.7

Социальные науки

К вопросу о привлечении обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений к профессионально-ориентированному волонтерскому движению (на примере КГМУ)

© Н.А. Кетова1, А.М. Слетова2, Е.П. Морозова2

1 Кетова Н.А. - начальник социального центра, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ) E-mail: [email protected]

2Слетова А.М. - студент, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ) E-mail: [email protected]

2Морозова Е.П. - студент, ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России (КГМУ) E-mail: [email protected]

Адрес: 305041 г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье описывается опыт привлечения в добровольческую деятельность учащихся старших классов (проект «Неотложная медицина») для формирования у них профессиональной ориентированности.

Ключевые слова: медицинское волонтерство, профессиональное ориентирование, добровольческая деятельность.

95

96

Современное развитие гражданского общества в России тесно связаны со становлением гражданской позиции российской молодежи. Молодежь является стратегическим резервом государства и все чаще вовлекается в решение государственных вопросов практически во всех сферах общественной деятельности. И в этом процессе велика роль добровольчества.

Добровольческая деятельность выступает как неиссякаемый источник и ресурс нравственности. В философии добровольчества личное счастье и благополучие рассматриваются как продолжение счастья и благополучия окружающих лю-дей.[7,9,10]

Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года определяет волонтерскую деятельность как - добровольную деятельность граждан по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки граждан или юридических лиц. Именно добровольчество является социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности. Одним из важных направлений волонтерской деятельности является решение социально значимых задач в здравоохранении. [1, 6].

Активное развитие добровольческой деятельности в университетских сообществах связано с тем, что студенчество является авангардом молодежи, имеющим активное желание реализовывать свой потенциал на благо общества. Опыт организации волонтерской деятельности существует во многих российских городах, учебных заведениях, и в каждом вузе студенты находят индивидуальные подходы к реализации концепции волонтерского движения. Концептуальные основы медицинского волонтерства в КГМУ с одной стороны опираются на концепцию 4П-медицины (персонализация, предик-ция, превентивность, партисипативность) [4,6,8] в основе которой заложено мотивированное активное участие человека в профилактике возможных заболеваний и

их лечении. С другой стороны на теорию партисипативного управления, которая открывает молодежи возможность, непосредственно погрузится в волонтерскую деятельность, что дополнительно мотивирует их к эффективному использованию своих внутренних ресурсов.

Волонтерская деятельность позволяет развиваться личности духовно, получать знания, опыт, умения в направлениях и структурах, интересных самому молодому человеку. Привлечение к добровольческой деятельности обучающихся старших классов способствует их нравственному воспитанию и профориентации, в нашем случае в медицину. Работа с волонтерами-школьниками ведется студентами старших курсов и основывается на следующих принципах: добровольность, единство целей, совместная деятельность, безвозмездность, равноправие и законность деятельности добровольцев, безопасность для своей жизни и жизни окружающих,. передача информации от «равного к равному». [2,11]

На базе Курского государственного медицинского университета с 2016 года успешно осуществляет свою деятельность проект «Школа волонтерства» для обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений г. Курска. В работе школы волонтеров участие приняли около 100 обучающихся образовательных школ г. Курска. Структура школы имеет несколько направлений (инклюзивное, профилактическое, волонтеры-медики и неотложная медицина), учитывающих интересы обучающихся и отражающих профессионально-ориентированную направленность волонтерской деятельности в КГМУ. В специально созданный для обучающихся школ отряд «Неотложная медицина» входят 20 школьников. В ходе обучения участники отряда имеют уникальную возможность получить навыки по оказанию первой доврачебной помощи, принять участие в акциях и в межвузовской олимпиаде по практическим навыкам вместе со студентами старших курсов. Отряд проводит большую работу среди обучающихся школ г. Курска: при-

нимают участие в волонтерском анкетировании, проводят профилактические беседы, круглые столы, тренинги, мастер-классы, деловые игры. Члены отряда принимают участие во Всероссийском форуме «Профессионально-ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы», который ежегодно проходит стенах КГМУ, где имеют возможность погрузится в социокульурную среду волонтерства и «заразится» его идеями. В процессе взаимодействия с волонтерами студентами у старшеклассников формируется активная гражданская позиция создаются условия для удовлетворения социальных потребностей подростков. Добровольческая работа, направленная на помощь кому-либо, позволяет волонтеру реально увидеть положительный результат своего труда, затраченного личного времени [3.]. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и гражданственности. [5,6].Все выше сказанное приводит к более эффективному использованию личностного потенциала

обучающегося.

Целью исследования является анализ мотивации учащихся старших классов к участию в волонтерском отряде «Неотложная медицина». Предметом исследования послужила мотивация к включению в волонтерскую деятельность

Материалы и методы: Исследование проводилось методом анонимного анкетирования участников волонтерского проекта «Неотложная медицина».Резуль-таты исследований были обработаны с использованием методов описательной и вариационной статистики.

Анкета, разработанная нами, содержала 11 вопросов с вариантами ответов от 2-х до 7-ми.

В качестве респондентов выступила генеральная совокупность, которая составила 20 человек в возрасте от 15 до 18 лет из числа участников отряда, из них 76,9% — ребята в возрасте 15-16 лет, 23,1 % — добровольцы в возрасте 17-18 лет. 97

Ведущими мотивами включения в медицинский волонтерский отряд является желание связать свою жизнь с меди-циной38% опрошенных и альтруизм 44% (Рисунок 1).

Мотивация волонтеров

■ Хотел(а) быть полезным обществу

■ Помочь нуждающимся людям

Хочу связать свою жизнь с медициной

■ Для собственного удовольствия

Рис.1. Оценка мотивации подростков школьного возраста стать медицинскими волонтерами.

Основная привлекательность отряда «Неотложная медицина» для 100% респонденты это возможность научиться оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, что свидетельствует о высокой профориентированной направленности школьников. Участие в проекте для (37%) опрошенных стало возможностью

приобрест иновые навыки в ходе добровольческой деятельности; для 21% респондентов участие в волонтерстве стало возможностью для раскрытия внутреннего потенциала, для 29 % опрошенных проект стал возможностью получить навык работы в команде и платформой для реализации собственных идей (Рисунок 2).

98

Рис. 2. Оценка значимости проекта «Неотложная медицина» среди молодежи школьного возраста.

Рассматривая наиболее эффективные методы привлечения большего количества молодежи к волонтерскому движению, большинство добровольцев нашего проекта (84,6%) считают, что выступление в школах и университетах - приглашение потенциальных добровольцев является наиболее перспективным методом привлечения молодежи стать волонтерами. Так, 53, 8% опрошенных сказали, что также эффективным способом является размещение объявлений о добровольческих мероприятиях в социальных сетях. Рассылку приглашений в школах выбрали 23, 1%; объявления о добровольческих №4 (7) 2017 акциях в СМИ выбрало 30,8%, красочные www.j-chr.com флайеры в качестве информации о месте и времени проведения тех или иных добровольческих мероприятий выбрали

23,1% ребят (Рисунок 3).

Абсолютно все участники (100%) признали проект инновационным и общественно значимым.

Нам было очень интересно узнать, пригодились ли навыки и умения, которым мы научили наших волонтеров в повседневной жизни. Большинство участников проекта (76,9%) ответили положительно на вопрос(в трудный момент смогла помочь родному человеку и правильно объяснить скорой, что произошло, спасли женщину зимой). 100%респондентов посоветовали своим сверстникам приобщиться к медицинскому волонтерству. Большая часть добровольцев проекта «Неотложная медицина»планируют далее принимать участие в волонтерских организациях.

99

Объявления о добровольчески* акциях в газетах и го телевидению

Рис. 3. Эффективные методы привлечения молодежи к волонтерской деятельности.

Результаты анкетирования подтверждают социальную значимость волонтерского движения в подростковой среде. Волонтерство является действенным способом сформировать необходимые жизненно важные навыки, способствует личностному развитию и повышение

самооценки подростков, закладывает фундамент становления гражданского общества, формирует качественно новый уровень доверия, сотрудничества и партнерства между гражданином, обществом и государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.

2. Казакевич Л.И. (2009). К вопросу об эволюции термина «волонтерство». Социальная работа в России: образование и практика: С науч. трудов / под ред. проф. Н.А. Грика. -Томск. - 250 с.

3. Краснов Б.В., Хрисанова Е.Г. Добровольческая деятельность в структуре профессиональной подготовки учащейся молодежи // Научный потенциал. 2011. № 1. С. 65.

4. Насиновская Е.Е Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. - 2003. - № 1-2. - С. 216.

5. Подхомутникова М.В. Развитие добровольчества в молодежной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С.15.

6. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Кон

100

цепции развития добровольчества (волонтер-ства) в Российской Федерации до 2025 года»

7. Решетников О.В. (2010). Корпоративное добровольчество: Научно-методическое-пособие. - М.: ООО «Изд-во «Проспект». - 172 с.

8. Сикорская Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Национального института бизнеса. 2008. 212с

9. Anderson J.C. & Moore L.F. (1978). Th e motivation to volunteer. Journal of VoluntaryAction Research, 7, pp. 51-60.

10. Angermann A. &Sittermann B. (2010). Volunteering in the Member States of the European Union-Evaluation and Summary of Current Studies, Working paper no. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe.

11. Batson C.D. (1996). Some disorderly thoughts about social motivation. Psychological Inquiry, n. 7, 215-218.

ON THE ISSUE OF ATTRACTING STUDENTS OF THE UPPER GRADES OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS TO A PROFESSIONALLY-ORIENTED VOLUNTEER MOVEMENT (ON THE EXAMPLE OF KSMU)

Natalya A. Ketova1, A.M. Sletova2 E.P. Morozova2

1Ketova Natalya A. - Head of social center, Kursk State Medical University. E-mail: [email protected]

2Sletova A.M. - Student, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

2Morozova E.P.— Student, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]

Address: 305041, K. Marks-st, 3, Russian Federation

Abstract

The article describes the experience of volunteering students in senior classes (the Emergency Medicine project) in order to develop a professional orientation.

Keywords: medical volunteering, professional orientation, volunteer activity.

REFERENCE

1. Azarova Ye.S. Psikhologicheskiye deter-minanty i effekty dobrovol'cheskoy deyatel'nosti: avtoref. ... kand. psikhol. nauk. Khabarovsk, 2008.

2. Kazakevich L.I. (2009). K voprosu ob evolyutsii termina «volonterstvo». Sotsial'naya rabota v Rossii: obrazovaniye i praktika: S nauch. trudov / pod red.prof. N.A. Grika. - Tomsk. - 250 s.

3. Krasnov B.V., Khrisanova Ye.G. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' v strukture professional'noy podgotovki uchashcheysya molodezhi // Nauchnyypotentsial. 2011. № 1. S. 65.

4. Nasinovskaya, Ye. Ye Voprosy motivatsii lichnosti s pozitsii deyatel'nostnogo podkhoda // Psikhologiya v vuze. - 2003. - № 1-2. - S. 216.

5. Podkhomutnikova M.V. Razvitiye dobrovol'chestva v molodezhnoy srede // Ob-shchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogi-ka. 2012. № 4. S.15.

6. Proyekt Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «Ob utverzhdenii Kont

101

septsii razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda»

7. Reshetnikov O.V. (2010). Korporativnoye dobrovol'chestvo: Nauchno-metodicheskoyepo-sobiye. - M.: OOO «Izd-vo «Prospekt». - 172 s.

8. Sikorskaya L. Ye. Organizatsiya dobrovol'cheskoy deyatel'nosti vgorodskoy srede: uchebno-metodicheskoye posobiye. M.: Izd-vo Natsional'nogo instituta biznesa. 2008. 212s

9. Anderson J.C. & Moore L.F. (1978). Th e motivation to volunteer. Journal of Voluntary-Action Research, 7, pp. 51-60.

10. Angermann A. &Sittermann B. (2010). Volunteering in the Member States of the European Union-Evaluation and Summary of Current Studies, Working paper no. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe.

11. Batson C.D. (1996). Some disorderly thoughts about social motivation. Psychological Inquiry, n. 7, 215-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.