Научная статья на тему 'Волонтерский центр как инструмент повышения рейтинга высшего учебного заведения'

Волонтерский центр как инструмент повышения рейтинга высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / RATING / ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР / A VOLUNTEER CENTRE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / ДОБРОВОЛЕЦ / VOLUNTEER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Любовь Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы управления волонтерским центром, встроенными в структуру высшего учебного заведения. Основная идея заключается в том, что волонтерский центр может являться ключевым инструментом повышения рейтинга высшего учебного заведения; в статье даны основные дефиниции понятий добровольчества и волонтерства, их основные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of management of a volunteer centre, which is included in the system of a school of high education. The main idea consists in the fact that a volunteer centre can be the key instrument of increasing of a rating of a high school; the article presents the main definitions of volunteering and working based on push inside, their main features.

Текст научной работы на тему «Волонтерский центр как инструмент повышения рейтинга высшего учебного заведения»

воаонтерскии центр как инструмент повышения

к»

реитинга высшего учебного заведения

Емельянова Любовь Юрьевна

Канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии Российского государственного социального университета, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы управления волонтерским центром, встроенными в структуру высшего учебного заведения. Основная идея заключается в том, что волонтерский центр может являться ключевым инструментом повышения рейтинга высшего учебного заведения; в статье даны основные дефиниции понятий добровольчества и волонтерства, их основные черты.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of management of a volunteer centre, which is included in the sy&em of a school of high education. The main idea consi^s in the fact that a volunteer centre can be the key in^rument of increasing of a rating of a high school; the article presents the main definitions of volunteering and working based on push inside, their main features.

Ключевые слова: рейтинг, волонтерский центр, управление, волонтерство, доброволец

Keywords: rating, a volunteer centre, management, volunteering, a volunteer

Как известно, волонтерские движения набирают популярность в последнее время в России и за ее пределами. При высших учебных заведениях организуются волонтерские центры, которые доказали свою эффективность, к примеру, на Олимпийских играх в Сочи. Возникают вопросы: зачем высшему учебному заведению необходимы такие центры, почему они выгодны, как ими управлять эффективно?

Цель волонтерского движения в России четко сформулирована авторами соответствующих исследований: «Государству выгодно иметь обученных волонтеров, так как в этом случае при возникновении необходимости будет существовать кадровый резерв «бесплатной» рабочей силы, имеющей необходимую квалификацию. Волонтерские движения имеют своей целью образование и профессиональную ориентацию молодежи, беря на себя обязательства государства по проведению молодежной политики. Волонтеры приобретают важные навыки, востребованные в молодежной среде, например ключевые квалификации на рынке труда. В результате волонтеры активно участвуют в жизни общества с пользой и для себя, и для других» [7, 8].

Вопросы воспитания социальной активности личности всегда привлекали внимание отечественной педагогики (труды В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, A.C. Макаренко, И.Н. Орловой, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого).

Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований (JI.A. Борисовой, C.B. Качалиной, Г.В. Сабитовой, Е.Е. Че-пурных и др.; особенности взаимодействия её участников исследовались Т.П. Вернигоровой, А.Ю. Кривокулинским, И.И. Фришман и др.)

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только могут помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств, формированию активной жизненной позиции.

Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность.

Толковый словарь русского языка дает толкование слова «волонтер» как «доброволец», т.е. данные слова озна-

чают одно и то же. Иностранные толковые словари также определяют данные термины как точные синонимы (ср. Freiwillige, volunteer, voluntario, volontaire, bénévole и др.; см. http://wirtschaftslexikon.gabler.de/, www.duden.de, www. oxforddictionaries.com, dle.rae.es и др.), таким образом, главным в семантике слова «волонтер» является добровольный труд, труд без вознаграждения. Емельянова Л.Ю. относит волонтерство к социологическим концептам [3]. Как пишет автор, «значит, можно утверждать, что вся деятельность по категоризации мира, т.е. по категориям, имеет языковой характер. Не будучи воплощенной в языковые единицы, языковые формы, комбинация этих единиц и этих форм в дискурсе, ни сама эта деятельность не могли бы существовать» [3].

Какова же тогда интенция волонтеров? Попытаемся ответить на данный вопрос, обратившись к источникам.

Добровольчество (волонтерство) — в соответствии с наиболее часто встречающимся в международной практике понятием определяется как: широкий спектр социально направленных действий, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые безвозмездно на основе осознанного выбора, с пользой для общества в целом, сообществ и самих добровольцев.

В соответствии с международной практикой добровольчество — это стратегия позитивного развития молодежи, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодежи, как непосредственных участников (субъектов) социально культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учетом нужд и потребностей молодежи [2].

В последние годы феномен волонтерства привлекает внимание все большего числа исследователей. Волонтеры заняты в различных секторах и сферах жизни: спорт, образование, культура, здравоохранение, церковь, политические организации, торговля.

В Германии Бундестаг еще в 2002 году проводил комиссию для разработки соответствующей политики в области гражданской занятости (Bürgerarbeit).

В Великобритании разработка политики в области волонтерских инициатив началась раньше, в 80-е годы прошлого века, и связана она с именем Маргарет Тэтчер [9] .

С 2006 г. в России молодежное добровольчество стало компонентом государственной молодежной политики [2].

Возможности волонтерского движения в развитии социальной активности молодежи обусловлены реализацией принципов: добровольностью включения волонтеров в различные виды социально-ценной деятельности; правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем; признанием равенства личных и общественных потребностей; осознанием собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других; сочетанием самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении; неформальностью, нестандартностью содержания деятельности; разновозрастным составом участников; целенаправленным использованием обучения и воспитания как средства достижения социально значимых целей и личностного роста волонтеров.

Управление волонтерством

Однако различия между добровольцем и волонтером все же есть с юридической точки зрения, так как важной задачей на сегодняшний день является разработка закона о волонтерстве. По словам Дарьи Милославской, члена Общественной палаты РФ, многое из того, что происходит в сфере волонтерства, лежит вне рамок правового поля. Для обычного человека «доброволец» и «волонтер» - это одно и то же, для юриста - это разные понятия. Если первое прописано в законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (доброволец - физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного оказания услуг или выполнения работ), то понятие «волонтер» появилось в законодательстве РФ после получения нашей страной права принять Олимпиаду в 2014 году.

Интересным вопросом является вопрос о мотивации волонтеров.

Мотивацию добровольцев можно объяснять с позиций экономики, социологии и психологии.

Экономическая теория рисует добровольца как «компетентного эгоиста». С точки зрения социальных связей, теории альтруизма в процессе волонтерской деятельности происходит обмен не только товарами и услугами, но также может происходить процесс обмена информацией, чувствами, повышение самооценки добровольца, его признания. Эмпатия, к примеру, заставляет людей действовать импульсивно для оказания помощи другим, страдающим людям.

Часто для волонтера важно чувство собственной значимости, потребность быть полезным или делать что-то нужное и важное, узнавать новых людей, набираться опыта для дальнейшей трудовой деятельности и интересно проводить время. Например, в исследовании Eurovol-Studie на первом месте среди мотиваций «у 39% опрошенных стояли "личные причины - собственные потребности", у 34% опрошенных значился показатель "у меня было свободное время" и 32% указали "потребность в чувстве общности с людьми". Мотив "я хотел познакомиться с новыми людьми" встречается у 15% опрошенных» [9].

Развитие корпоративного волонтерства может стать отражением социальных ценностей компании, удерживающим персонал фактором. Сотрудники, не удовлетворенные

работой, могут заниматься социально значимыми проектами, повышая свои профессиональные навыки и реализуя свои амбиции.

Интеграция бизнеса, волонтерского центра и общества может дать огромные плоды: волнтерство послужит развитию корпоративной культуры, будет являться инструментом развития персонала, объединению сотрудников в единую команду, сплоченную общественно полезным делом; повышение конкурентноспособности вуза, снижение расходов вуза на социальные программы, помощь в достижении внутренних и внешних стратегических целей; улучшение связей вуза с обществом, масс-медиа и властями и как следствие - продвижение бренда вуза; для сотрудников в том числе - возможность стать экспертами в корпоративном волонтерстве в результате системной проектной деятельности; промотирование проектов и НКО-партнера в глазах стейкхолдеров и будущих доноров; корпоративное волон-терство может объединить людей и дать им определенное направление благотворительной деятельности, важное для развития территории. Эта деятель ность способствует преодолению разобщения в местном сообществе, повышению доверия к бизнес-структурам, органам государственной власти, НКО-сектору. Проекты, которые могут выполняться сотрудниками вуза, повышают их социальную активность и ответственность. В результате растет гражданское сознание и активность. В ряде случаев эксперты говорят о возможности через волонтерские программы снять социальную напряженность. Всегда существуют проблемы, которые годами не решаются.

Волонтерские инициативы - это кадровый резерв не только для бизнеса и НКО, они выявляют активных людей, которые потом приходят во власть, как считают многие эксперты.

Одной из важных проблем, препятствующих развитию корпоративного волонтерства, является незаинтересованность власти в развитии этого направления социальной активности бизнес-сектора. Это можно объяснить несфор-мированной, невнятной политикой власти на федеральном уровне по отношению к КСО и корпоративному волонтер-ству как его составляющей.

Небольшой интерес СМИ к волонтерству необоснован. Однако, в России есть специализированные СМИ (журналы «Бизнес и общество», «Деньги и благотворительность»), которые системно развивают тему социального партнерства, благотворительности и волонтерства. К этим вопросам проявляют интерес деловые газеты - «Коммерсант» и «Ведомости», последняя из которых вот уже несколько лет проводит ежегодные конференции, посвященные социальной ответственности бизнеса, корпоративному волонтерству и благотворительности. Эксперты, ориентированные на интернет, отмечали рост числа ресурсов, посвященных волонтерству, которые имеют образовательный и информационный характер. Интернет-ресурсы, упомянутые во всех городах проведения исследования, - это сайты Филантроп и Агентства социальной информации, некоторые упоминали сайт Cloudwatcher.ru, Волонтер.ру, «Служение» (НН), dobronews. ги, портал для HR-специалистов. Информационное сопровождение реализации волонтерских программ ставит собой задачу привлекать внимание широкой общественности к социально значимым проектам. Социальные сети, телевидение и радио служат неоценимой поддержкой в этом деле.

С 2007 года тема добровольчества, как важнейшего индикатора построения гражданского общества, ежегодно отмечается в Посланиях Президента России, в докладах Общественной Палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества (Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). Источник Сайт Минспортутрзма России).

Управление добровольчеством, основанное на современных (инновационных) технологиях, является важным фактором выражения общественной инициативы в интересах всего общества. Организационная деятельность по привлечению добровольцев, созданию рабочих мест для их работы и координирование их усилий в работе является важной частью деятельности любой организации.

Задачами специалистов, которые работают с добровольцами, являются: мотивация и стимулирование добровольцев, планирование добровольческой деятельности организации, разработка эффективных моделей управления добровольческой деятельностью, использование методов оценки рисков, создание волонтерских проектов, привлечение добровольцев в качестве фандрайзеров, администрирование, сотрудничество с международными волонтерскими организациями, стратегическое планирование.

О.В. Решетников, рассматривая формы, принципы добровольческой деятельности, алгоритмы добровольческих программ, отмечает, что волонтерская работа студентов в сфере будущей профессиональной деятельности не является традиционной формой добровольческого служения, однако соответствует основным трем признакам волонтерской деятельности, выделенными Sharon Capeling-Alakija, ответственным секретарем организации «Добровольцы Объединенных наций»: делается свободно и без принуждения; делается не по мотивам материального обогащения; приносит пользу обществу и самому добровольцу» [цит.по: 4].

Волонтерская деятельность может быть рассмотрена как практики развития мыследеятельности студентов, согласно учению Щедровицкого [4]. Включение студента в естественный жизненный контекст других людей, принятие ответственности за свои профессиональные действия, погружение в профессиональную деятельность, состоящую из множества реальных деталей и условий, не описанных в теоретическом знании, требует интенсивной мыследеятель-ности студента.

Список использованной литературы:

1. Бодренкова Г.П. Молодежное добровольчество: инновационные технологии, проекты, программы //Добровольчество, как фактор формирования гуманистической направленности личности молодого человека в современном обществе: научно методический сборник материалов участников Международной конференции, 28-29 ноября 2007 г. /под общей ред. роф. В.А. Сатарова; ред-сост. Доц. Л.Е. Сикорская. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2008.- 136 с.

2. Бодренкова Г.П., Караваешников С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. Методические рекомендации.

- Москва: 2011. - 78 с.

3. Емельянова Л.Ю. К вопросу о категоризации знаний в языке // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 3 (116). С. 133-141.

4. Зачиняева Е.Ф. Феномен педагогических волонтерских практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Серия «Гуманитарные науки», № 2. - 2012. -http://www.vip&d.ru/nauteh/index.php/--gn12-02/415-a

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, www.economy.gov.ru

6. Корпоративное волонтерство как перспективное направление социального партнерства // Бизнес и общество.

- №3-4 (70-71) 2012 г.

7. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: НИУ ВШЭ, 2011 — 196 с. — (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. VI.

8. Нежина Т.Г., Петухова К.А., Чечеткина Н.И., Миндаро-ва И.С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Высшая школа экономики. Вопросы государственного и муниципального управления, - 2014. - № 3.

9. Annette Angermann / Birgit Sittermann Volunteering in the Member States of the European Union - Evaluation and Summary of Current Studies. Working paper no. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. http:// www.sociopolitical-servatory.eu/uploads/tx_aebgppublications/ Working_Paper_no_5_Observatory_Volunteering_in_the_EU_ Evaluation_Current_Studies.pdf

10. LeSer M. Salamon, Wojciech Sokolowski S. and Megan A. Haddock. Measuring the economic value of volunteer work globally: concepts, e^imates, and a roadmap to the future // Annals of Public and Cooperative Economics, 2011, vol. 82, issue 3, pp.217-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.