воаонтерскии центр как инструмент повышения
к»
реитинга высшего учебного заведения
Емельянова Любовь Юрьевна
Канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии Российского государственного социального университета, г. Москва
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы управления волонтерским центром, встроенными в структуру высшего учебного заведения. Основная идея заключается в том, что волонтерский центр может являться ключевым инструментом повышения рейтинга высшего учебного заведения; в статье даны основные дефиниции понятий добровольчества и волонтерства, их основные черты.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of management of a volunteer centre, which is included in the sy&em of a school of high education. The main idea consi^s in the fact that a volunteer centre can be the key in^rument of increasing of a rating of a high school; the article presents the main definitions of volunteering and working based on push inside, their main features.
Ключевые слова: рейтинг, волонтерский центр, управление, волонтерство, доброволец
Keywords: rating, a volunteer centre, management, volunteering, a volunteer
Как известно, волонтерские движения набирают популярность в последнее время в России и за ее пределами. При высших учебных заведениях организуются волонтерские центры, которые доказали свою эффективность, к примеру, на Олимпийских играх в Сочи. Возникают вопросы: зачем высшему учебному заведению необходимы такие центры, почему они выгодны, как ими управлять эффективно?
Цель волонтерского движения в России четко сформулирована авторами соответствующих исследований: «Государству выгодно иметь обученных волонтеров, так как в этом случае при возникновении необходимости будет существовать кадровый резерв «бесплатной» рабочей силы, имеющей необходимую квалификацию. Волонтерские движения имеют своей целью образование и профессиональную ориентацию молодежи, беря на себя обязательства государства по проведению молодежной политики. Волонтеры приобретают важные навыки, востребованные в молодежной среде, например ключевые квалификации на рынке труда. В результате волонтеры активно участвуют в жизни общества с пользой и для себя, и для других» [7, 8].
Вопросы воспитания социальной активности личности всегда привлекали внимание отечественной педагогики (труды В.М. Басовой, Т.В. Дуровой, A.C. Макаренко, И.Н. Орловой, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого).
Вопросам воспитания личности в социально-педагогическом движении детей и молодежи посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований (JI.A. Борисовой, C.B. Качалиной, Г.В. Сабитовой, Е.Е. Че-пурных и др.; особенности взаимодействия её участников исследовались Т.П. Вернигоровой, А.Ю. Кривокулинским, И.И. Фришман и др.)
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только могут помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств, формированию активной жизненной позиции.
Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретают особую актуальность.
Толковый словарь русского языка дает толкование слова «волонтер» как «доброволец», т.е. данные слова озна-
чают одно и то же. Иностранные толковые словари также определяют данные термины как точные синонимы (ср. Freiwillige, volunteer, voluntario, volontaire, bénévole и др.; см. http://wirtschaftslexikon.gabler.de/, www.duden.de, www. oxforddictionaries.com, dle.rae.es и др.), таким образом, главным в семантике слова «волонтер» является добровольный труд, труд без вознаграждения. Емельянова Л.Ю. относит волонтерство к социологическим концептам [3]. Как пишет автор, «значит, можно утверждать, что вся деятельность по категоризации мира, т.е. по категориям, имеет языковой характер. Не будучи воплощенной в языковые единицы, языковые формы, комбинация этих единиц и этих форм в дискурсе, ни сама эта деятельность не могли бы существовать» [3].
Какова же тогда интенция волонтеров? Попытаемся ответить на данный вопрос, обратившись к источникам.
Добровольчество (волонтерство) — в соответствии с наиболее часто встречающимся в международной практике понятием определяется как: широкий спектр социально направленных действий, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые безвозмездно на основе осознанного выбора, с пользой для общества в целом, сообществ и самих добровольцев.
В соответствии с международной практикой добровольчество — это стратегия позитивного развития молодежи, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодежи, как непосредственных участников (субъектов) социально культурных преобразований, основанных на изменениях, способствующих улучшению жизни общества с учетом нужд и потребностей молодежи [2].
В последние годы феномен волонтерства привлекает внимание все большего числа исследователей. Волонтеры заняты в различных секторах и сферах жизни: спорт, образование, культура, здравоохранение, церковь, политические организации, торговля.
В Германии Бундестаг еще в 2002 году проводил комиссию для разработки соответствующей политики в области гражданской занятости (Bürgerarbeit).
В Великобритании разработка политики в области волонтерских инициатив началась раньше, в 80-е годы прошлого века, и связана она с именем Маргарет Тэтчер [9] .
С 2006 г. в России молодежное добровольчество стало компонентом государственной молодежной политики [2].
Возможности волонтерского движения в развитии социальной активности молодежи обусловлены реализацией принципов: добровольностью включения волонтеров в различные виды социально-ценной деятельности; правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем; признанием равенства личных и общественных потребностей; осознанием собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других; сочетанием самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении; неформальностью, нестандартностью содержания деятельности; разновозрастным составом участников; целенаправленным использованием обучения и воспитания как средства достижения социально значимых целей и личностного роста волонтеров.
Управление волонтерством
Однако различия между добровольцем и волонтером все же есть с юридической точки зрения, так как важной задачей на сегодняшний день является разработка закона о волонтерстве. По словам Дарьи Милославской, члена Общественной палаты РФ, многое из того, что происходит в сфере волонтерства, лежит вне рамок правового поля. Для обычного человека «доброволец» и «волонтер» - это одно и то же, для юриста - это разные понятия. Если первое прописано в законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (доброволец - физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного оказания услуг или выполнения работ), то понятие «волонтер» появилось в законодательстве РФ после получения нашей страной права принять Олимпиаду в 2014 году.
Интересным вопросом является вопрос о мотивации волонтеров.
Мотивацию добровольцев можно объяснять с позиций экономики, социологии и психологии.
Экономическая теория рисует добровольца как «компетентного эгоиста». С точки зрения социальных связей, теории альтруизма в процессе волонтерской деятельности происходит обмен не только товарами и услугами, но также может происходить процесс обмена информацией, чувствами, повышение самооценки добровольца, его признания. Эмпатия, к примеру, заставляет людей действовать импульсивно для оказания помощи другим, страдающим людям.
Часто для волонтера важно чувство собственной значимости, потребность быть полезным или делать что-то нужное и важное, узнавать новых людей, набираться опыта для дальнейшей трудовой деятельности и интересно проводить время. Например, в исследовании Eurovol-Studie на первом месте среди мотиваций «у 39% опрошенных стояли "личные причины - собственные потребности", у 34% опрошенных значился показатель "у меня было свободное время" и 32% указали "потребность в чувстве общности с людьми". Мотив "я хотел познакомиться с новыми людьми" встречается у 15% опрошенных» [9].
Развитие корпоративного волонтерства может стать отражением социальных ценностей компании, удерживающим персонал фактором. Сотрудники, не удовлетворенные
работой, могут заниматься социально значимыми проектами, повышая свои профессиональные навыки и реализуя свои амбиции.
Интеграция бизнеса, волонтерского центра и общества может дать огромные плоды: волнтерство послужит развитию корпоративной культуры, будет являться инструментом развития персонала, объединению сотрудников в единую команду, сплоченную общественно полезным делом; повышение конкурентноспособности вуза, снижение расходов вуза на социальные программы, помощь в достижении внутренних и внешних стратегических целей; улучшение связей вуза с обществом, масс-медиа и властями и как следствие - продвижение бренда вуза; для сотрудников в том числе - возможность стать экспертами в корпоративном волонтерстве в результате системной проектной деятельности; промотирование проектов и НКО-партнера в глазах стейкхолдеров и будущих доноров; корпоративное волон-терство может объединить людей и дать им определенное направление благотворительной деятельности, важное для развития территории. Эта деятель ность способствует преодолению разобщения в местном сообществе, повышению доверия к бизнес-структурам, органам государственной власти, НКО-сектору. Проекты, которые могут выполняться сотрудниками вуза, повышают их социальную активность и ответственность. В результате растет гражданское сознание и активность. В ряде случаев эксперты говорят о возможности через волонтерские программы снять социальную напряженность. Всегда существуют проблемы, которые годами не решаются.
Волонтерские инициативы - это кадровый резерв не только для бизнеса и НКО, они выявляют активных людей, которые потом приходят во власть, как считают многие эксперты.
Одной из важных проблем, препятствующих развитию корпоративного волонтерства, является незаинтересованность власти в развитии этого направления социальной активности бизнес-сектора. Это можно объяснить несфор-мированной, невнятной политикой власти на федеральном уровне по отношению к КСО и корпоративному волонтер-ству как его составляющей.
Небольшой интерес СМИ к волонтерству необоснован. Однако, в России есть специализированные СМИ (журналы «Бизнес и общество», «Деньги и благотворительность»), которые системно развивают тему социального партнерства, благотворительности и волонтерства. К этим вопросам проявляют интерес деловые газеты - «Коммерсант» и «Ведомости», последняя из которых вот уже несколько лет проводит ежегодные конференции, посвященные социальной ответственности бизнеса, корпоративному волонтерству и благотворительности. Эксперты, ориентированные на интернет, отмечали рост числа ресурсов, посвященных волонтерству, которые имеют образовательный и информационный характер. Интернет-ресурсы, упомянутые во всех городах проведения исследования, - это сайты Филантроп и Агентства социальной информации, некоторые упоминали сайт Cloudwatcher.ru, Волонтер.ру, «Служение» (НН), dobronews. ги, портал для HR-специалистов. Информационное сопровождение реализации волонтерских программ ставит собой задачу привлекать внимание широкой общественности к социально значимым проектам. Социальные сети, телевидение и радио служат неоценимой поддержкой в этом деле.
С 2007 года тема добровольчества, как важнейшего индикатора построения гражданского общества, ежегодно отмечается в Посланиях Президента России, в докладах Общественной Палаты; принят и реализуется ряд законодательных решений, способствующих развитию добровольчества (Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р). Источник Сайт Минспортутрзма России).
Управление добровольчеством, основанное на современных (инновационных) технологиях, является важным фактором выражения общественной инициативы в интересах всего общества. Организационная деятельность по привлечению добровольцев, созданию рабочих мест для их работы и координирование их усилий в работе является важной частью деятельности любой организации.
Задачами специалистов, которые работают с добровольцами, являются: мотивация и стимулирование добровольцев, планирование добровольческой деятельности организации, разработка эффективных моделей управления добровольческой деятельностью, использование методов оценки рисков, создание волонтерских проектов, привлечение добровольцев в качестве фандрайзеров, администрирование, сотрудничество с международными волонтерскими организациями, стратегическое планирование.
О.В. Решетников, рассматривая формы, принципы добровольческой деятельности, алгоритмы добровольческих программ, отмечает, что волонтерская работа студентов в сфере будущей профессиональной деятельности не является традиционной формой добровольческого служения, однако соответствует основным трем признакам волонтерской деятельности, выделенными Sharon Capeling-Alakija, ответственным секретарем организации «Добровольцы Объединенных наций»: делается свободно и без принуждения; делается не по мотивам материального обогащения; приносит пользу обществу и самому добровольцу» [цит.по: 4].
Волонтерская деятельность может быть рассмотрена как практики развития мыследеятельности студентов, согласно учению Щедровицкого [4]. Включение студента в естественный жизненный контекст других людей, принятие ответственности за свои профессиональные действия, погружение в профессиональную деятельность, состоящую из множества реальных деталей и условий, не описанных в теоретическом знании, требует интенсивной мыследеятель-ности студента.
Список использованной литературы:
1. Бодренкова Г.П. Молодежное добровольчество: инновационные технологии, проекты, программы //Добровольчество, как фактор формирования гуманистической направленности личности молодого человека в современном обществе: научно методический сборник материалов участников Международной конференции, 28-29 ноября 2007 г. /под общей ред. роф. В.А. Сатарова; ред-сост. Доц. Л.Е. Сикорская. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2008.- 136 с.
2. Бодренкова Г.П., Караваешников С.Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. Методические рекомендации.
- Москва: 2011. - 78 с.
3. Емельянова Л.Ю. К вопросу о категоризации знаний в языке // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 3 (116). С. 133-141.
4. Зачиняева Е.Ф. Феномен педагогических волонтерских практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Серия «Гуманитарные науки», № 2. - 2012. -http://www.vip&d.ru/nauteh/index.php/--gn12-02/415-a
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, www.economy.gov.ru
6. Корпоративное волонтерство как перспективное направление социального партнерства // Бизнес и общество.
- №3-4 (70-71) 2012 г.
7. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. М.: НИУ ВШЭ, 2011 — 196 с. — (Сер. «Мониторинг гражданского общества». Вып. VI.
8. Нежина Т.Г., Петухова К.А., Чечеткина Н.И., Миндаро-ва И.С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Высшая школа экономики. Вопросы государственного и муниципального управления, - 2014. - № 3.
9. Annette Angermann / Birgit Sittermann Volunteering in the Member States of the European Union - Evaluation and Summary of Current Studies. Working paper no. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. http:// www.sociopolitical-servatory.eu/uploads/tx_aebgppublications/ Working_Paper_no_5_Observatory_Volunteering_in_the_EU_ Evaluation_Current_Studies.pdf
10. LeSer M. Salamon, Wojciech Sokolowski S. and Megan A. Haddock. Measuring the economic value of volunteer work globally: concepts, e^imates, and a roadmap to the future // Annals of Public and Cooperative Economics, 2011, vol. 82, issue 3, pp.217-252.