Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как ресурс повышения социального здоровья российской молодежи'

Волонтерская деятельность как ресурс повышения социального здоровья российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / РЕСУРС / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / RUSSIAN YOUTH / VOLUNTEER ACTIVITIES / SOCIAL HEALTH / RUSSIAN SOCIETY / PERSONALITY / RESOURCE / VOLUNTEERING / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Латышева Анна Трофимовна, Гафиатулина Наталья Халиловна

Статья посвящена социологическому осмыслению волонтеркой деятельности как ресурса повышения социального здоровья российской молодежи. Социальное здоровье молодежи рассматривается с позиций социоцентристского подхода как феномен, формирующийся на стыке между личностью молодого человека и обществом, и отражающий особенности их взаимодействия, взаимоотношения и взаимовлияния. В качестве теоретико-методологических подходов к волонтерской деятельности применяются общностный и деятельностный подходы. Описаны ресурсные функции волонтерской деятельности по отношению к социальному здоровью молодых людей. Одним из важных признаков волонтерства является позитивная ориентация на солидарность, объединение с другими субъектами, на совместную деятельность с целью улучшения качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY AS AN RESOURCE FOR IMPROVING THE SOCIAL HEALTH OF THE RUSSIAN YOUTH

The article is devoted to the sociological understanding of volunteerism as a resource for improving the social health of Russian youth. The social health of young people is considered from the perspective of a sociocentric approach as a phenomenon that forms at the interface between the personality of a young person and society, and reflects the features of their interaction, relationship and mutual influence. As theoretical and methodological approaches to volunteerism, community-based and activity-based approaches are used. The resource functions of volunteering in relation to the social health of young people are described. One of the important signs of volunteering is a positive orientation towards solidarity, unity with other actors, and joint activities in order to improve the quality of life.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как ресурс повышения социального здоровья российской молодежи»

УДК 316.354

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56070

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Латышева Анна Трофимовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета 89281115155@mail.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Valery V. Kasyanov

Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Head of Chair of History of Russia, Kuban State University culture@kubsu.ru

Anna T. Latysheva

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of Pedagogics

and Sociocultural Development of the Identity,

Taganrog Institute of A.P. Chekhov -

branch of the Rostov State

Economic University.

89281115155@mail.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor,

Doctoral Candidate of Department Regional Sociology and Modeling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University gafiatulina@yandex.ru

Волонтерская деятельность как

ресурс повышения социального здоровья российской молодежи

Volunteer activity as an resource

for improving the social health of the russian youth

Аннотация. Статья посвящена социологическому осмыслению волонтеркой деятельности как ресурса повышения социального здоровья российской молодежи. Социальное здоровье молодежи рассматривается с позиций социоцентристского подхода как феномен, формирующийся на стыке между личностью молодого человека и обществом, и отражающий особенности их взаимодействия, взаимоотношения и взаимовлияния. В качестве теоретико-методологических подходов к волонтерской деятельности применяются общностный и деятельностный подходы. Описаны ресурсные функции волонтерской деятельности по отношению к социальному здоровью молодых людей. Одним из важных признаков волонтерства является позитивная ориентация на солидарность, объединение с другими субъектами, на совместную деятельность с целью улучшения качества жизни.

Ключевые слова: российская молодежь, волонтерская деятельность, социальное здоровье, российское общество, личность, ресурс, волонтерство, добровольчество, социальная активность.

Annotation. The article is devoted to the sociological understanding of volunteerism as a resource for improving the social health of Russian youth. The social health of young people is considered from the perspective of a sociocentric approach as a phenomenon that forms at the interface between the personality of a young person and society, and reflects the features of their interaction, relationship and mutual influence. As theoretical and methodological approaches to volunteerism, community-based and activity-based approaches are used. The resource functions of volunteering in relation to the social health of young people are described. One of the important signs of volunteering is a positive orientation towards solidarity, unity with other actors, and joint activities in order to improve the quality of life.

Keywords: Russian youth, volunteer activities, social health, Russian society, personality, resource, volunteering, social activity.

Волонтерская деятельность в современном мировом сообществе становится частью жизни различных социальных групп населения, которые объединяются с целью решения тех или иных насущных проблем.

Развитие волонтерства в самых разных сферах жизнедеятельности, является важным не только потому, что труд молодых добровольцев - это немаловажная поддержка в решении различных социальных проблем, но это еще реальная первичная профилактика аддиктивных форм поведения и социально значимых заболеваний в молодежной среде, а также ресурс повышения активности и социальной стороны здоровья [1]. Здоровая молодежь - признак благополучия и процветания российского государства. Формирование, сохранение и повышение уровня социального здоровья молодежи как группы с важнейшими общественными функциями, мотивация к здоровому образу жизни - все это наиболее актуальные проблемы для современного российского общества [2].

Как известно, волонтерская деятельность в молодежной среде, обусловленная соответствующей мотивацией, способствует формированию у молодежи многих важных качеств, в числе которых: милосердие; ответственность за себя и порученное дело; социальная активность и восприимчивость к проблемам другого человека и общества, в целом; чувство самоуважения и гуманного отношения к людям и обществу.

Вовлечение в волонтерскую деятельность способствует:

- занятости молодых людей важным и полезным делом;

- гармонизирует отношения личности/группы с обществом;

- формирует качества и навыки, способствующие развитию социально здоровой личности и общества, в целом, поскольку приносит пользу (в связи с достижением социально значимых целей) участникам добровольчества и социальному окружению, на которое это добровольчество направлено [3].

Поведение молодежи, реализующей себя в волонтерской деятельности, становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром формирования коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности; а также - фактором, обуславливающим конструктивное социальное взаимодействие и определяющим потенциал самореализации личности в обществе, гармоничное развитие, а значит, социальное благополучие, в целом (или социальной стороны здоровья -согласно определению Всемирной организации здравоохранения).

М.В Певная выделяет следующие характеристики волонтерской деятельности:

1) волонтерство как деятельностная форма благотворительности, имеющая социальный эффект;

2) альтруистическая направленность деятельности без принуждения;

3) субъект волонтерства и волонтерской деятельности мотивирован на гуманистические и духовно-нравственные ценности;

4) объект деятельности - различные социальные группы, которым необходима помощь и поддержка [4].

Другой отечественный исследователь Л.Е. Сикор-ская интерпретирует волонтерскую деятельность как форму социального служения обществу, нацеленного на безвозмездное оказание помощи и поддержки другим людям, с одной стороны, и личностное развитие молодого человека в процессе взаимодействия и социальных отношений, с другой [5].

Для нас определенный научный интерес представляет общностный подход Л.Ф. Козодаевой, определяющей волонтерскую деятельность как один из самых распространенных в современной действительности видов общественной активности различных групп населения [6].

Таким образом, говоря о волонтерской деятельности как о ресурсе повышения социального здоровья российской молодежи, в качестве теоретико-методологического основания будем применять деятельностный и общностный подходы, позволяющие рассматривать волонтерство как социальный феномен, направленный на формирование, сохранение и повышение социального здоровья молодежи.

Обозначенные подходы позволяют нам рассматривать молодежное волонтерство как особый ресурс, направленный на здоровое развитие личности в обществе и благополучную социализацию молодежи. Ценность волонтерства как ресурса проявляется в процессе его «полезного» использования для общества и социальных групп, «то, что объективно существует, но никто не знает, что с этим делать, ресурсом не является» [7, с. 54]. Ресурсы наращиваются посредством социальных связей, ценность которых определяется тем, насколько эти связи способствуют достижению общественно полезных целей [8].

В силу того, что целью нашего исследования является рассмотрение волонтерской деятельности как ресурса повышения социального здоровья российской молодежи, необходимо охарактеризовать социальное здоровье молодежи.

С целью определения социального здоровья молодежи, обратим взор в сторону представителей социоцентристского направления, интерпретирующих социальное здоровье молодежи как феномен, формирующийся на стыке между личностью молодого человека и обществом, и отражающий особенности их взаимодействия, взаимоотношения и взаимовлияния. Так, анализ научной литературы показал нам следующие социоцентрист-ские интерпретации социального здоровья молодежи:

- А.И. Анисимов определяет социальное здоровье как гармоничные отношения личности с обществом [9];

- В.П. Бабинцев, говоря о социальном здоровье личности, группы и общества, характеризует его как «некие характеристики социальной системы, ее организации и функционирования как единого целого» [10, с. 51];

- Л.А. Байкова связывает социальное здоровье молодежи с общественной деятельностью и общением, закладывающим основы его самоактуализации в социальных отношениях [11];

- Л.В. Колпина определяет социальное здоровье с мерой социальной активности, преобразующей деятельности и эффективного функционирования индивида/группы в социуме [12];

- И.В. Смирнов соотносит социальное здоровье со способностью личности соответствовать общественным запросам и экспектациям [13];

- Т.Б. Соколова, устанавливая границы социально здоровой личности, указывает на вовлеченность ее в общественную деятельность и способность личности к общественно полезной занятости [14];

- О.А. Рагимова, говоря о социальном здоровье (по отношению к молодежи как социальной группе), связывает его с характеристикой различных сторон жизнедеятельности (образ, качество жизни); при этом качественными критериями социального здоровья молодежи выступают уровень социальной активности, деятельности, отражающиеся на качестве жизни и раскрывающиеся в социальном пространстве [15];

- И.С. Троицкая идентифицирует социальное здоровье человека с его способностью, в соответствии с общественными целями и задачами, к реализации всей полноты социально необходимой деятельности [16].

Социальное здоровье может относиться только к личности, ибо личность определяется природой порождающих ее «общественных отношений в которые она вступает в процессе своей предметной деятельности. Субъект, вступая в новую систему отношений, обретает также новые - системные качества, которые только и образуют действительную характеристику личности:

- психологическую, когда субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе;

- социальную, когда мы рассматриваем его в системе объективных отношений общества как их «персонификацию»... Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по природе отношений к миру» [17, с. 209].

Таким образом, исходя из приведенных выше определений и толкований социального здоровья молодежи, значительное место занимает способность и необходимость общественно полезной

деятельности, которая сегодня, зачастую, употребляется в русской лингвистике в качестве понятия «добровольческая (волонтерская) деятельность», и которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества и улучшения качества жизни [4].

Как подчеркивает И. В. Табакаева, волонтерство -это не только призвание, но и образ жизни, направленный на формирование здоровья. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться и распознавать физическое и душевное состояние окружающих людей, а также улучшать качество их жизни и своей собственной жизни [18]. Показывая крайнюю важность социального эффекта волонтерской деятельности, М.В. Певная в своей монографии подчеркивает, что социальный эффект обозначен «как пробуждение потенциала членов общества для улучшения качества их жизни» [4].

Во «Всеобщей декларации добровольчества», принятой в 1990г. на XI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий в Париже в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международной конвенцией о правах ребенка, волонтерская деятельность конкретизируется в определенных позициях, в одной из которых прописано, что волонтерское участие способствует улучшению качества жизни и социальному благополучию, личному процветанию и углублению солидарности [19].

Признание в обществе ценности волонтерской молодежной деятельности - одна из важных «сущностных характеристик феномена, которая находит свое отражение, закрепляется в сознании» [4] и, соответственно отражается на социальном здоровье молодежи.

В «Кодексе добровольцев России», где обозначены рамки добровольчества, декларируется следующее: «добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям и своей стране» [20].

Интересно, что в зарубежных концепциях особую значимость представляет ценность молодых волонтеров для них самих и их социального самочувствия (как проявления субъективной стороны социального здоровья) [21]. В этой связи, западный исследователь К. Бидерман подчеркивает: «... в сфере волонтерской работы в Великобритании обнаружились значительные изменения, в частности, альтруистическая помощь другим перешла в добровольную, убежденную активность, в которой собственные интересы совмещаются с пом ощью другим» [22, с. 39]. Т.е., аксиологический замысел в определении волонтерской деятельности заключается в принципиальной значимости ценности этого рода деятельности для самого волонтера, который соотносит свои потребности, возможности идеи, убеждения с потребностями, идеями и убеждениями других людей.

Обозначенная особенность находит свое отражение в подходе, в рамках которого волонтерская деятельность рассматривается как содержание серьезного досуга (по терминологии канадского социолога Р. Стеббинса), наделенного целым рядом характерных качеств, таких, например, как: возможность прилагать усилия, чтобы улучшить свою жизнь (сделать карьеру), достигать поставленных целей и участвовать в социальной жизнедеятельности; получения множества преимуществ - как социального, духовного, так и материального характера: самореализация, самовыражение, духовный и социальный рост; возрождение и обновление личности; чувство достижения и повышения личностной самооценки [23]; а также - участие в социальном взаимодействии, взаимовлиянии и чувстве принадлежности к общности [24].

Поскольку мы рассматриваем здесь волонтерскую деятельность как ресурс, способствующий повышению уровня социального здоровья молодежи, необходимо сказать и о функциях этого ресурса. Для этого обратимся к работе А.А. Чер-нега, который выделяет некоторые функции социальных ресурсов: инструментально-деятельност-ную, коммуникативную, инклюзивную, структурообразующую [25].

По нашему мнению, все эти функции вполне применимы и к молодежному волонтерству как к социальному ресурсу, способствующему повышению социального здоровья российской молодежи. Так, инструментально-деятельностная функция волонтерства влечет за собой:

- реализацию общественно-трудовой, социально-экономической, научной, учебно-образовательной и др. видов деятельности;

- коммуникативная функция свидетельствует о способности волонтерской деятельности «генерировать социальную жизнь в определенных участках пространства, стимулируя различных

Литература:

1. Касьянов В.В. Специфика социальной адаптации молодежи как механизм профилактики поведенческих аддикций / В.В. Касьянов, О.И. Шкуро-пий, Н.Х. Гафиатулина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12.

2. Thirlaway K. The psychology of lifestyle: promoting healthy behaviour / K. Thirlaway, D. Upton // Taylor & Francis e-Library. 2009. P. 8-10.

3. Мерсиянова И.В. Практики филантропии в России: вовлеченность и отношение к ним населения / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон. М., 2009. С. 225.

4. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография. Екатеринбург, 2016. 434 с.

социальных акторов к конструированию системы социальных связей» [25, с. 160];

- инклюзивная функция молодежного волонтер-ства говорит о нем как о ресурсе включения молодежи в качестве актора в определенные социальные структуры и процессы;

- структурообразующая функция: распределение объектов волонтерской деятельности в социальном пространстве среди российской молодежи влечет упорядочивание общественно полезных практик как для личности/группы (ее социального здоровья), так и для общества; кроме того, с нашей точки зрения, можно добавить еще интерактивную функцию волонтерской деятельности как ресурса повышения социального здоровья молодежи, связанную с системой рациональных и гармоничных социальных взаимодействий молодежи с обществом, что отражает характеристику социальной стороны здоровья.

Таким образом, одним из важных признаков во-лонтерства является позитивная ориентация на солидарность, объединение с другими субъектами, на совместную деятельность с целью улучшения качества жизни. Именно этот признак во-лонтерства на уровне общности (или социальном уровне) и дает объективные основания оценивать волонтерскую деятельность в качестве определенного ресурса, способствующего повышению социального здоровья молодежи.

Кроме того, сущностная ценность волонтерской деятельности в молодежной среде заключается, прежде всего, в значимости волонтерской деятельности для самого молодого волонтера, становления его личности и повышения социального здоровья, в объективной возможности самореализации, воплощении своих потребностей, целей, улучшении качества своей жизни, а также со способностью личности соответствовать общественным запросам и ожиданиям, исходя из соотнесения их с потребностями, целями других социальных групп и общества в целом.

Literature:

1. Kasyanov V. V. The specifics of social adaptation of youth as a mechanism for the prevention of behavioral addictions / V.V. Kasyanov, O.I. Shkuropiy, N.Kh. Gafiatulin. // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 12.

2. Thirlaway K. The psychology of lifestyle: promoting healthy behavior / K. Thirlaway, D. Upton // Taylor & Francis e-Library. 2009. P. 8-10.

3. Mersiyanova I.V. The practice of philanthropy in Russia: the involvement and attitude of the population towards them. M., 2009. P. 225.

4. Pevnaya M.V. Volunteering management: international experience and local practices : monograph. Yekaterinburg, 2016. 443 р.

5. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 53.

6. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи вестник ТГУ. 2010. № 11(91). С.121.

7. Ильин В.И. Потребление как дисурс. СПб., 2008. 446 с.

8. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

9. Анисимов А.И. Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011.179 с.

10. Бабинцев В.П. Проблемы формирования категориального аппарата понятия «социальное здоровье» / В.П. Бабинцев, Л.В. Колпина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2008. № 12(52). С. 49-67.

11. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория и практика : монография. Рязань, 2011. 224 с.

12. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Синергия. 2017. № 2. С. 73-81.

13. Смирнова И.П. Приоритеты социальной политики на основе показателей социального здоровья экономически активного населения : дис. . канд. экон. наук. СПб., 2000.

14. Соколова Т.Б. Здоровье населения в социальном контексте : дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005.

15.Рагимова О.А. Социальное здоровье молодого поколения // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Троицкая С.И. Здоровье человека как социокультурный феномен (философско-антропологи-ческий аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2014.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.С. 209.

18. Табакаева И.В. Роль волонтерского движения в формировании жизненной навигации подростков / Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе: сборник статей по материалам I Международного научно-практического форума. Горно-Алтайск, 2018. С. 8-13.

19. Всеобщая декларация добровольцев принята на 11-ой Всемирной конференции Международной

5. Sikorskаyа L.E. Tolerance in the views of young Russian and German volunteers of social work // Sociological studies. 2007. № 9. P. 53.

6. Kozodaeva L.F. Volunteering as the basis for the education of the moral qualities of students 2010. № 11(91). P. 121.

7. Ilyin V.I. Consumption as a discurs. SPb., 2008. 446 p.

8. Coleman J. Social and human capital // Social sciences and modernity. 2001. № 3. P. 121-139.

9. Anisimov A.I. Socio-psychological criteria for assessing the social health of teachers : dis. ... cand. psychol. sciences. SPb., 2011. 179 p.

10. Babintsev V.P. Problems of formation of the categorical apparatus of the concept of «social health» / V.P. Babintsev, L.V. Kolpina // Scientific reports of Belgorod State University. 2008. № 12(52). P. 4967.

11. Baykova L.A. Social health of children and youth: methodology, theory and practice : monograph. Ryazan, 2011. 224 p.

12. Kolpina L.V. Social health: definition and mechanisms of influence on general health: literature review // Synergy. 2017. № 2. P. 73-81.

13. Smirnova I.P. Priorities of social policy based on indicators of social health of the economically active population : dis. cand. econ. sciences. SPb., 2000.

14. Sokolova T.B. Public health in a social context : dis. ... cand. sociol. sciences. Khabarovsk, 2005.

15. Ragimova OA. Social health of the young generation // Social and humanitarian knowledge. 2008. № 1. P. 118.

16. Troitskaya S.I. Human health as a sociocultural phenomenon (philosophical and anthropological aspect) : author. dis ... cand. Philos. sciences. SPb., 2014.

17. Leontiev A.N. Activity, consciousness, personality. M., 1975. P. 209.

18. Tabakaeva I.V. The role of the volunteer movement in shaping the life guidance of adolescents / Volunteering as a resource and a mechanism for increasing the social activity of youth in modern Russian society: a collection of articles based on the materials of the I International Scientific and Practical Forum. Gorno-Altaysk, 2018. P. 8-13.

19. The Universal Declaration of Volunteers was adopted at the 11th World Conference of the

ассоциации добровольческих усилий (International Association for Volunteer effort, LAVE). Париж, 14 сентября 1990г. URL : http:// www.volunteer.ru

20. Кодекс добровольцев России разработан на I международном фестивале добровольчества 10.09.2005 г., принят на 2-м международном фестивале добровольчества 19.05.2007 г. // Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики. М., 2010. С. 184.

21. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don). Health Risk Analysis / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva. 2017. № 4. С. 66-75.

22. Бидерман К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании / К. Бидерман; Пер. с нем. Саннико-вой, Мюллер. М., 1999. С. 39.

23. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга / Р.А. Стеббинс; Пер. с англ. Д.А. Кувардина // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72.

24. Гафиатулина Н.Х. Волонтерская деятельность в системе организации социальной работы с молодежью группы риска / Н.Х. Гафиатулина, А.Т. Латышева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 1.

25. Чернега А.А. Специфика социальных ресурсов: от понимания к применению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2(58). С. 157-161.

International Association for Volunteer effort (LAVE). Paris, September 14, 1990. URL : http: // www.volun-teer.ru

20. The Code of Russian Volunteers was developed at the I International Volunteer Festival on September 10, 2005, and adopted at the 2nd International Volunteer Festival on May 19, 2007 // Systematic development of volunteering in Russia: best practices. M., 2010. P. 184.

21. Gafiatulina N.Kh. Social health and perception of risks by students living in southern Russian regions (based on sociological questioning data obtained in Rostov-on-Don). Health Risk Analysis / N.Kh. Gafiatulina, L.V. Tarasenko, S.I. Samygin, S.Yu. Eliseeva. 2017. № 4. a 66-75.

22. Biderman K. Coordination of volunteers and management of volunteer programs in the UK / trans. with him. Sannikova, Muller. M., 1999. P. 39.

23. Stebbins R.A. Free time: to the optimal style of leisure / per. from English YES. Kuvardina // Sociological studies. 2000. № 7. P. 64-72.

24. Gafiatulina N.Kh. Volunteer activity in the system of organizing social work with youth at risk / N.Kh. Gafiatulina, A.T. Latysheva, S.I. Samygin // Humanitarian, social, economic and social sciences. 2020. № 1.

25. Chernega A.A. The specifics of social resources: from understanding to application // Bulletin of the Kemerovo State University. 2014. № 2(58). P. 157-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.