Научная статья на тему 'Волховский филиал: проблема привлечения научно-педагогических кадров'

Волховский филиал: проблема привлечения научно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волховский филиал: проблема привлечения научно-педагогических кадров»

«Менеджмент организации». В стадии подготовки документы еще по 2 специализациям.

Филиал изучает условия введения образовательных программ бакалавриата и второго высшего образования.

С октября 2006 года филиал приступил к изучению проблемы отношения населения города и района к введению бакалавриата. Предварительные итоги анкетирования выпускников 2007 года всех образовательных учреждений района свидетельствуют, что наиболее востребовано направление «Менеджмент». Более 30% опрошенных выразили готовность обучаться по программе бакалавриата. Приведенные цифры свидетельствуют о необходимости продолжения изучения проблемы и введения образовательных программ бакалавриата по выбранным направлениям в соответствии с лицензией.

Филиалом сделаны первые шаги по внедрению программы повышения квалификации. По заявке администрации города Волхова подготовлена и утверждена программа «Управление в жилищно-коммунальной сфере». В ноябре текущего года группа специалистов приступит к занятиям.

В настоящее время решение этой проблемы в условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы в масштабах России особенно актуально.

Филиал при содействии районной и городской администрации, депутатов Законодательного собрания области ведет переговоры с Правительством Ленинградской области для получения социального заказа на реализацию образовательных программ по обучению педагогических кадров для Ленинградской области и по повышению квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства и муниципальной службы.

Повышение конкурентоспособности филиала частично связано с расширением перечня образовательных программ и повышением активности во взаимодействии с факультетами университета, муниципальными и региональными властями.

Новые возможности по увеличению контингента и по расширению взаимодействия с факультетами университета дает филиалу ввод в действие 2 общежитий на 73 места в ноябре этого года и ввод еще 60 мест в 2007 году.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи завтрашнего дня, в настоящее время возможна только в творческом процессе, гармонично сочетающем современный учебный процесс, использующий новые образовательные и информационные технологии, и проведение научных исследований. Результативность этой работы определяется профессорско-преподавательским составом. В целях активизации деятельности профессорско-преподавательского состава в учебной и научной работе Ученым советом филиала утверждены положения о рейтинговой оценке деятельности преподавателей и заведующих кафедрами, разработана и утверждена система материального поощрения наиболее активных сотрудников.

Таким образом, обеспечение эффективности деятельности филиала руководство видит в изучении рынка труда, расширении перечня образовательных программ, повышении качества обучения, активизации деятельности профессорско-преподавательского состава, расширении взаимодействия с факультетами университета, муниципальными и региональными властями, более результативном использовании материальной базы.

Н. В. Егорова,

доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ: ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Почти десятилетний период существования филиала РГПУ им. А. И. Герцена в г. Волхове позволил накопить богатый ресурсный потенциал учебного заведения. За последние годы во многом улучшена материально-техническая база: введены новые учебные, административные корпуса; оборудованы специализированные ау-

дитории и залы; отремонтированы вспомогательные помещения, благоустроены площадки; происходит постоянное пополнение фондов библиотеки филиала. Достигнуты хорошие результаты в научном и учебно-методическом обеспечении филиала: организована работа студенческого научного общества; постоянно со-

Материалы заседания Ученого совета 26 октября 2006 года

вершенствуется система воспитания обучающихся; проводятся научно-практические конференции, семинары, освещающие современные проблемы образования, знакомящие с новыми образовательными технологиями, способствующими обмену опытом; преподаватели публикуют научные и учебно-методические материалы; установлены связи с другими университетами, налажено международное сотрудничество и другое.

Не уменьшая значимость каждого из ресурсов, которыми обладает филиал, особенности образовательного процесса в вузе выдвигают на первый план кадровое и связанное с ним учебно-методическое обеспечение. Чтобы достичь позитивной динамики развития филиала как открытой инновационной образовательной системы, обладающей высокой конкурентной способностью, обеспечивающей высокое качество образования, учитывающей потребности СевероЗападного региона и специфику Ленинградской области и Волховского района в частности, необходимо прежде всего обеспечить образовательный процесс высококвалифицированными кадрами. Недостаточное количество или отсутствие высококвалифицированных научно-педагогических кадров в районных центрах, к которым относится г. Волхов, ведет прежде всего к проблеме привлечения кадров из Санкт-Петербурга.

Данная проблема остается актуальной, несмотря на отсутствие нехватки преподавателей в вузах Санкт-Петербурга. Ее сущность заключается в отказе преподавателей от работы в филиале по различным причинам, в частности: удаленности филиала от Санкт-Петербурга, больших временных затрат на дорогу; неудобства и риска проезда до г. Волхова по оживленной трассе; особенностей учебного процесса (нестабильного расписания, использования «вахтового» метода, фиксированных дней поездок); отсутствия компенсации материальных затрат на дорогу и проживание, дополнительных форм повышения мотивации и способов стимулирования поездок преподавателями.

Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется профессорско-преподавательским составом и составляет важнейшую часть его профессиональной деятельности. От качественного состава преподавателей в конечном итоге зависят качество самого процесса и его результат. В филиале ведется целенаправленная работа по обеспечению качества образовательного процесса. Об этом свидетельствуют участие студентов в научно-практических кон-

ференциях, их выступления на Герценовских чтениях, победы в конкурсах, публикации в сборниках. Немаловажным является тот факт, что большинство выпускников трудоустроены, некоторые имеют дипломы с отличием.

Кадровый потенциал любого образовательного учреждения может быть описан совокупностью количественных и качественных показателей, которые хорошо известны и подробно представлены в специальной литературе. В настоящее время в филиале процент преподавателей, имеющих ученую степень, является недостаточно высоким. Особенно острой проблема привлечения высококвалифицированных кадров видится сейчас в связи со стоящей перед филиалом потребностью во введении новых специализаций и дополнительных специальностей, курсах профессиональной переподготовки и дополнительного образования.

Использование возможностей новых компьютерных классов и мультимедийных средств, электронных ресурсов, локальных и сетевых технологий, с одной стороны, может способствовать привлечению в филиал новых квалифицированных преподавателей, желающих применять или уже использующих современные технологии для поддержки образовательного процесса, но, с другой стороны, требует наличия компетентных специалистов в этой области для организации, внедрения, администрирования, ведения этих систем, а также специалистов, готовых обучить других, поделиться опытом, так как не все преподаватели знакомы с возможностями данных технологий и готовы к их внедрению в образовательный процесс.

Существующие проблемы находят решение и на уровне администрации филиала, и на уровне кафедр. Поэтому в настоящее время можно наблюдать процесс снижения остроты некоторых проблем вследствие значительного усовершенствования материально-технического обеспечения, улучшения условий работы преподавателей, организации их досуга, попытками решения проблемы проживания для тех, кто имеет возможность остаться на несколько дней в г. Волхове для проведения занятий.

Относительно небольшие масштабы филиала способствуют индивидуальному подходу при решении возникающих проблем в частном порядке в каждом конкретном случае, что также способствует привлечению квалифицированных научно-педагогических кадров.

Так как особенности учебного процесса требуют перехода к новым формам и технологиям

обучения, то обсуждается возможность организации обучения с использованием дистанционных компьютерных средств, внедрения новых форм обучения - телеконференций, дистанционного обучения. Также активно в филиале решаются вопросы создания учебно-методических комплексов, пересматриваются подходы к самостоятельной работе студентов, что соответствует новым тенденциям в условиях модернизации российского образования и вступления в Болон-ский процесс.

Несмотря на принятые меры, многие проблемы остаются актуальными. Обучению применению современных технологий для поддержки учебного процесса, реализации новых форм обучения должно способствовать совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава филиала. Обмену опытом должны содействовать организация специальных семинаров, конкурсов, круглых столов для обсуждения конкретных вопросов.

Необходимо разработать систему работы с молодыми специалистами, которая бы включала в себя: организацию подготовки выпускников филиала для поступления в аспирантуру; принятие мер для содействия адаптации аспирантов к работе в современных условиях; привлечение молодых специалистов к научно-исследовательской деятельности студентов, участию в конференциях, семинарах; решение в индивидуальном порядке вопросов дополнительной поддержки аспирантов; создание благоприятных условий для работающих в филиале аспирантов, докторантов и соискателей для их возвращения после окончания обучения; организацию на кафедрах различных семинаров по обмену опытом для молодых специалистов.

Однако некоторые из проблем невозможно решить только на уровне филиала или кафедры, в частности, улучшить транспортное сообщение между корпусами, расположенными в разных частях города, возможно только в тесной взаимосвязи с администрацией города.

Ю. Н. Юрченко,

председатель студенческого совета

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ФИЛИАЛЕ В г. ВОЛХОВЕ

Для студентов, преподавателей и всех работников филиала Герценовского университета в г. Волхове очень важно, что наша работа интересует руководство и Ученый совет РГПУ им. А. И. Герцена.

Мы еще молоды, филиалу в этом году исполняется 9 лет, но все (и работники, и студенты) заинтересованы в том, чтобы наш филиал рос и развивался.

Я — студент III курса (специальность «Математика»). Я — председатель студенческого совета, который ведет активную работу.

Основные направления нашей работы: 1) учеба студентов; 2) участие студентов в научной работе филиала; 3) внеаудиторная работа; 4) создание современных условий обучения и быта студентов.

А теперь более подробно о каждом из направлений.

1. У нас хорошие возможности для прохождения практики студентов. Филиал имеет договора о трудовой практики более чем с 50 организациями, предприятиями города и области. Студенты готовят курсовые работы, направленные на решение

проблем конкретных предприятий. Это дает хороший результат и при защите дипломных работ и решает вопрос трудоустройства.

2. В филиале уже 7 лет работает исторический клуб, который послужил основой создания и работы Студенческого научного общества (СНО). Уже 5 лет студенты в рамках СНО проводят научные исследования, разрабатывают свои проекты, выступают на конференциях, в том числе на международных, публикуют свои работы. Для филиала это очень важно, так как студенты, активно участвующие в СНО, по окончании университета имеют больше возможностей для поступления в аспирантуру. За 4 года филиал выпустил 273 студента, 13 из них успешно учатся в аспирантуре РГПУ, 7 — преподают в филиале. Для закрепления молодых преподавателей филиал на будущий год будет вводить на территории студенческого городка 2 дома (7 квартир) для преподавателей. По результатам научно-практической конференции, прошедшей в апреле 2006 года, «Студент-исследователь — учитель», на которой выступил 41 студент, было решено ввести в научную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.