Научная статья на тему 'ВОЛЬФГАНГ ФРЕНКЕЛЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕГО КИТАЙСКИХ УЧЕНИКОВ'

ВОЛЬФГАНГ ФРЕНКЕЛЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕГО КИТАЙСКИХ УЧЕНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЬФГАНГ ФРЕНКЕЛЬ / ШАНХАЙ / АТОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА / СЕРИЙНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фань Юй

Статья посвящена педагогической работе немецкого музыканта Вольфганга Френкеля в Китае. Благодаря его деятельности китайские студенты впервые познакомились с атональной и серийной музыкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOLFGANG FRAENKEL IN THE MEMOIRS OF HIS CHINESE STUDENTS

The article is devoted to the pedagogical activity of the German musician Wolfgang Fraenkel in China. Thanks to his lessons, Chinese students became acquainted with atonal music and the Twelve-tone technique for the first time.

Текст научной работы на тему «ВОЛЬФГАНГ ФРЕНКЕЛЬ В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕГО КИТАЙСКИХ УЧЕНИКОВ»

исторические и методические аспекты музыкальной педагогики

Вольфганг Френкель в воспоминаниях его китайских учеников

Ш

Фань Юй

аспирант кафедры истории

музыки Нижегородской

государственной консерватории

им. М. И. Глинки

Научный руководитель:

д-р иск. Кром А. Е.

E-mail: fanyu-1@outlook.com

Статья посвящена педагогической работе немецкого 42 музыканта Вольфганга

Френкеля в Китае. Благодаря его деятельности китайские студенты впервые познакомились с атональной и серийной музыкой. Ключевые слова: Вольфганг Френкель, Шанхай, Сан Тун, Цинь Сисюань, атональная музыка, серийная музыка

Вольфганг Френкель(1897-1983) — выдающийся немецкий композитор, исполнитель, педагог. В годы фашизма он был вынужден бежать из Германии в Шанхай. И хотя в Китае Френкель провел менее десяти лет — с 1939 по 1947 год — он внес значительный вклад в развитие музыкального образования и становление китайской академической музыки ХХ века.

Френкель родился в Берлине в культурной семье. Занятия музыкой с детства занимали важное место в его жизни: он брал уроки скрипичной игры, уроки альта, прошел курс фортепиано и

музыкально-теоретических дисциплин в консерватории Клин-дворта-Шарвенки, и даже учился дирижированию (см. об этом: [1, 1164-1165]). Годы упорных занятий позволили ему сформироваться как профессиональному музыканту. Большую роль сыграла культурная атмосфера Берлина: этот город стал одним из крупнейших европейских центров нового искусства. Насыщенная театральная и концертная жизнь, общение с выдающимися современниками сформировали интерес Френкеля к актуальной музыке и особенно к творчеству композиторов Новой венской

школы. Неизвестно, общался ли Френкель с А. Шенбергом или его немецкими учениками лично в берлинский период своей жизни, но уже в начале 1930-х годов он заинтересовался додекафон-ным методом сочинения музыки. В 1938 году Френкель был арестован и помещен в концлагерь Заксенхаузен, где пробыл до 1939 года. Освободившись из заключения, он немедленно покинул страну. Его путь лежал в Шанхай, город, в котором в эти страшные годы нашли убежище более 12 тысяч еврейских беженцев [3].

Музыкальная жизнь Шанхая 1930-1940-х годов была чрез-

вычайно насыщенной, во многом благодаря многочисленным эмигрантам из Советской России и Европы. Их активная концертная, педагогическая, просветительская деятельность позволила китайским музыкантам выйти на новый профессиональный уровень. Френкель с первых месяцев пребывания в Китае принял участие в этом процессе: перекладывал произведения Генделя и Баха для разных составов, выступал в качестве скрипача, альтиста и пианиста с обширным камерным репертуаром, дирижировал хорами и оркестрами. В 1940 году Френкель начал работать в Шанхайском муниципальном оркестре под управлением Марио Пачи. Поддерживая местных исполнителей и первые коллективы, Френкель выступал как дирижер с Китайским молодежным оркестром, организованным его учеником Ли Дэлунем в 1942 году, а также с Китайским симфоническим оркестром [3, 127].

Параллельно с работой в оркестре музыкант начал преподавать в Шанхайской национальной профессиональной музыкальной школе (ныне — Шанхайская консерватория): с 1941 по 1947 год он вел занятия со студентами разных специальностей на кафедре композиции и теории музыки. Ко времени начала преподавательской деятельности Френкеля кафедру возглавлял Ли Вэйнин — композитор и педагог, получивший европейское образование в Париже и Вене в 1930-е годы. Учебное заведение находилось в непростой ситуации в связи с военными событиями — Шанхай был оккупирован японской армией.

Расцвет преподавательской деятельности Френкеля выпадает на период с 1945 по 1947 год,

то есть на послевоенное время. Он вел все основные теоретические дисциплины, необходимые для формирования профессионального музыканта — курсы классической гармонии, строгой и свободной полифонии, анализа форм, оркестровки и композиции. В 1947 году по рекомендации своего ученика Дин Шаньдэ он был приглашен в Национальную музыкальную академию Нанкина, совмещая работу там с преподаванием в Шанхае. Кроме того, Френкель охотно давал частные уроки. Среди его воспитанников известные китайские композиторы — Дин Шаньдэ, Ли Дэлунь, Чжан Хао, Ден Эр-пин, Сан Тун, Цюй Сисянь, Дун Гуангуан, Чжоу Гуанжэнь, Тан Чжэнфан, Сюе Янь, Чжан Нинхэ, Ли Инхай и другие.

В 1990-х - начале 2000-х годов в Китае были опубликованы воспоминания студентов Френкеля о своем учителе и его уроках, позволяющие оценить методы преподавания немецкого музыканта. Авторы описывают учебный процесс, опирающийся на изучение полифонии, принципов классической гармонии и формы, однако шанхайских учеников он поражал обилием абсолютно нового для них музыкального материала и его строгой систематизацией. В своей статье «Памяти Вольфганга Френкеля и Юлиуса Шлосса» их студент Сан Тун рассказывает о запомнившихся ему уроках полифонии: «Он учил нас правилам сочинения полифонических тем и методам их развития, анализировал с нами старинные формы. Он показывал, как писать двухголосные контрапункты: выстраивать простые и канонические имитации, грамотно развивать соотношение голосов, продумывать

драматургию и подход к кульминации. Курс завершался сочинением трехголосной инвенции. На занятиях Френкеля студенты не только постигали технику свободной полифонии Баха, но также осваивали основные полифонические принципы и методы работы с материалом, очень полезные для их будущей композиторской практики. На уроках, посвященных строгому письму, Френкель обращался к сочинениям Палестрины, часто анализировал Фрескобальди, глубоко погружаясь в их музыку» [4].

Другой ученик Френкеля, Цинь Сисюань, отмечает ясность и наглядность изложения материала, формирование прак- 43 тических навыков сочинения, а также взаимосвязь всех этапов обучения, образующую путь от простого к более сложному: «На занятиях по контрапункту всегда были представлены музыкальные примеры, в том числе «Двенадцать маленьких прелюдий», двухголосные и трехголосные инвенции, трехголосные и четырехголосные фуги И. С. Баха. Френкель ясно и лаконично объяснял специфику музыкальных форм и композиционных приемов, всегда опираясь на разработанный учебный план. После теоретической части следовали практические упражнения на разные формы. Обычно ученики писали стилизации, опираясь на произведения известных композиторов. Однако если у кого-то появлялся свой, оригинальный музыкальный материал, можно было обратиться к нему за консультацией в любое время.

На занятиях по композиции он предлагал рассмотреть сочинения разных форм и стилей. Сначала мы разбирали их характерные особенности, двигаясь от

исторические и методические аспекты музыкальной педагогики

простых схем к сложным (рондо, вариации, сонатная форма), затем ученики самостоятельно анализировали произведения и пробовали сочинять в заданных условиях. Соединение теории и практики в преподавательской работе делало его уроки интересными и запоминающимися» [5].

Большое внимание музыкант уделял проблемам драматургии: «Один из его уроков был специально посвящен организации драматургического профиля пьесы, связанного с последовательным движением к кульминации. Он рассказывал, как объединить усилия мелодии, ритма и гармонии, чтобы достичь постепенно-44 го напряжения и спада» [5].

Френкель не только объяснял студентам теорию композиционных техник, но также помогал развивать собственные творческие идеи и эстетический вкус. Один из таких уроков запомнился его студенту Цинь Сисюаню на всю жизнь: «Как-то на одно из занятий однокурсник принес сольную фортепианную пьесу. Мне показалось, что она великолепна, так эмоционально он ее исполнил. Затем Френкель сел за инструмент. Он не стал повторять сочинение целиком, а выбрал лишь некоторые фрагменты с простейшими гармониями (I, IV, V). Он играл и спокойно говорил о том, что, опираясь на столь простые аккорды, невозможно написать интересную пьесу, рассказывал о важном значении гармонии в музыке великих мастеров» [5]. И хотя впоследствии, в годы Культурной революции, востребовано оказалось именно такое — примитивное по технике, но безупречное по идеологии массовое искусство [2], его ученики сумели сохранить эстетические идеалы и

творческие установки, заложенные в период обучения у Френкеля.

Дольше других студентов с учителем общался Сан Тун, начавший обучение в 1941 году. Занимаясь с ним основами гармонии и контрапункта, Френкель говорил о закономерностях обновления методов композиции. Сан Тун как никто другой из его китайских учеников проявлял интерес к современной европейской музыке, самостоятельно изучая ее по партитурам, хранящимся в консерваторской библиотеке. Ему были знакомы сочинения Дебюсси, Стравинского, Воан-Уильямса, Кодая, Бартока и Скрябина. По рекомендации учителя он начал осваивать симфонии Малера, которого Френкель характеризовал как «нашего великого мастера» [4].

Сочинения самого Френкеля в Шанхае не исполнялись, и писал он в этот период мало. За 8 лет им были созданы всего два произведения: «Три оркестровые песни» на стихи китайских поэтов династий Тан и Сун в переводе на немецкий язык (1941) и «Три двухчастные прелюдии» для фортепиано (1945). Оба цикла написаны в додекафонной технике, что говорит о заинтересованности Френкеля шенбер-говским методом композиции в этот период творчества.

Композитор редко делился с учениками своими замыслами, тем более ценны такие примеры из его творческой биографии. Цинь Сисюань вспоминает: «Однажды я и Тан Чжэнфан пришли на урок в дом учителя. Он сочинял музыку: на пюпитре фортепиано лежала небольшая карточка с нотными строчками, вероятно, 12-тоновая серия и ее транспозиции. Естественно, мы

захотели услышать новое произведение, и после наших уговоров он согласился. Френкель играл очень эмоционально, лицо раскраснелось от волнения. Я не смог тогда понять эту пьесу, она была слишком сложна, но эмоционально чрезвычайно меня тронула. В те годы я был уверен, что композитор, который пишет серийные опусы, в основном опирается на математические вычисления, рационально просчитывая музыкальный материал. Но в тот день он преподал мне урок: если в основе сочинения лежат только числовые "расчеты" и автор сам не испытывает никаких эмоций, работа не вызовет ответный отклик аудитории» [5].

Френкель не только позволял студентам свободно экспериментировать, но активно поддерживал их стремление к новому. В условиях господства романтического стиля в Китае того времени Сан Тун в 1947 году под руководством Френкеля создал первую китайскую атональную пьесу — «Ночной пейзаж» для скрипки и фортепиано. Несколько месяцев спустя им было написано еще одно атональное произведение — «В далекой стране» для фортепиано (1947).

Сочинения Сан Туна вошли в историю музыки как первые атональные сочинения, написанные китайским композитором. И хотя они не вызвали тогда большого отклика в музыкальной среде в силу кардинально изменившейся культурной политики государства после событий 1949 года (время образования КНР) [2], эти произведения продемонстрировали возможность синтеза китайских национальных традиций (импровизационность, имитация звучания народных инструмен-

тов) и европейских методов композиции ХХ века.

Ученики Френкеля подчеркивали огромное влияние, которое он оказал на формирование их музыкального стиля. Немецкий композитор осознавал важность соединения европейского и китайского в практике сочинения и был убежден в необходимости слияния современных западных приемов и традиционных китайских истоков. По словам Сан Туна: «он утверждал идею синтеза фольклорной музыки и новых композиционных техник и видел в нем перспективный путь развития композиции» [4].

Итак, многогранная деятельность Френкеля в 1940-е годы способствовала формированию основ академического музыкального образования в Китае. Френкель сумел заложить необходимую базу преподавания теоретических дисциплин (гармонии, полифонии, анализа) и композиции на уровне европейских консерваторий, а также познакомил начинающих китайских музы-

кантов с самыми актуальными тенденциями австро-немецкой музыки первой трети ХХ века. А его собственное творчество вдохновило учеников на смелые эксперименты, связанные с отказом от традиционной тональности. О признании заслуг Френкеля говорит восторженное отношение к нему со стороны студентов: «Лучшие ученики Френкеля подхватили его дело в Китае, добившись успеха в композиции, преподавании, в теории и исполнительском искусстве. Конечно, многие из них продолжили обучение дальше, но своим взлетом они были обязаны той базе, которую дал им Френкель. Я горжусь тем, что был его учеником, большое ему спасибо!» [5].

Примечания 1 Фото предоставлено музеем «Aus den Sammlungen des Jüdischen Museums Berlin» (Германия).

Литература 1. Baker's Biographical Dictionary of Musicians. Eighth

Edition / Revised by Nicolas Slonimsky, New York: Schirmer Books, 2001. P. 1164-1165.

2. Mittler B. Dangerous tunes: The politics of Chinese music in Kong Hong, Taiwan, and the People's Republic of China since 1949. Wiesbaden: Harra-sowitz, 1997. 516 p.

3. Utz Ch. Cultural Accommodation and Exchange in the Refugee Experience: A German-Jewish Musician in Shanghai // Ethnomusicology Forum, 2004. Vol. 13. No. 1. P. 119-151.

4. m

-яштшшшштшт

is. вШШШ 40 (1990/1), 10 (Сан Тун. Памяти Вольфганга Френкеля и Юлиуса Шлосса // Искусство музыки: журнал Шанхайской консерватории музыки, 1990. № 1. С. 10-12).

5. шшт.

н^ШЖ(2001/1), 18-19 (Цинь Сисюань. Воспоминания о Вольфганге Френкеле // Искусство музыки: журнал Шанхайской консерватории музыки. 2001. № 1. С. 18-19).

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.