Научная статья на тему 'ЛИ ИНХАЙ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА'

ЛИ ИНХАЙ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИ ИНХАЙ / БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРА / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОЗИТОРСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуревич В.А., Дун В.

Статья представляет собой биографический очерк, посвященный одному из крупнейших китайских композиторов ХХ века Ли Инхаю (1926-2007). В ней рассказывается об основных этапах жизненного и творческого пути мастера, внесшего неоценимый вклад в формирование и развитие современной китайской композиторской школы. Выделяются следующие этапы его творческой биографии: период творческого становления накануне и во время антияпонской войны, период активной педагогической работы в Нанкинской и Шанхайской консерваториях в послевоенное время, период политической ангажированности (делает обработки национального фольклора и создает массовые песни) во время «культурной революции», период зрелого самостоятельного стиля, сочетающего восточные и западноевропейские традиции музыки (соответствует историческому «периоду реформ и открытости» в Китае). Большое внимание в статье также уделено особенностям обучения Ли Инхаяу преподавателя Ван Лисаня, и, в особенности, у Вольфганга Френкеля, познакомившего юного композитора с австро-немецкой музыкой. Подчеркивается органическая связь творчества Ли Инхая с традициями национальной художественной культуры, органично соединяемых с классической европейской композиторской техникой. Прослеживаются особенности эволюции стилистической манеры Ли Инхая, запечатленной в его сочинениях разных жанров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LI YINGHAI: STROKES TO THE COMPOSER'S PORTRAIT

The article is a biographical sketch dedicated to one of the largest Chinese composers of the 20th century, Li Yinghai (1926-2007). It tells about the main stages of the life and creative path of the master, who made an invaluable contribution to the formation and development of the modern Chinese school of composition. The following stages of his creative biography are highlighted: the period of creative formation on the eve and during the anti-Japanese war, the period of active pedagogical work in the Nanjing and Shanghai conservatories in the post-war period, the period of political engagement (makes processing of national folklore and creates mass songs) during the «cultural revolution», the period of a mature independent style, combining Eastern and Western European traditions of music (corresponds to the historical «period of reforms and opening» in China). Much attention in the article is also paid to the peculiarities of Li Yinghai's training with the teacher Wang Lisan, and, in particular, with Wolfgang Frenkel, who introduced the young composer to Austro-German music. The organic connection of Li Yinghai's work with the traditions of the national artistic culture, organically combined with the classical European composer technique, is emphasized. The peculiarities of the evolution of the stylistic manner of Li Yinghai, captured in his works of various genres, are traced

Текст научной работы на тему «ЛИ ИНХАЙ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КОМПОЗИТОРА»

Восток и запад: исследования китайской

музыкальной культуры

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 71-75 Actual problems of higher music education. 2021. No 4 (62). P. 71-75

Научная статья УДК 78.071.1

DOI: 10.26086/NK.2021.62.4.011

Ли Инхай: штрихи к портрету композитора Гуревич Владимир Абрамович1, Дун Вань2

1 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

1 gourevich@mail.ru, 2 mail@herzen.spb.ru

Аннотация. Статья представляет собой биографический очерк, посвященный одному из крупнейших китайских композиторов ХХ века Ли Инхаю (1926-2007). В ней рассказывается об основных этапах жизненного и творческого пути мастера, внесшего неоценимый вклад в формирование и развитие современной китайской композиторской школы. Выделяются следующие этапы его творческой биографии: период творческого становления накануне и во время антияпонской войны, период активной педагогической работы в Нанкинской и Шанхайской консерваториях в послевоенное время, период политической ангажированности (делает обработки национального фольклора и создает массовые песни) во время «культурной революции», период зрелого самостоятельного стиля, сочетающего восточные и западноевропейские традиции музыки (соответствует историческому «периоду реформ и открытости» в Китае). Большое внимание в статье также уделено особенностям обучения Ли Инхая у преподавателя Ван Лисаня, и, в особенности, у Вольфганга Френкеля, познакомившего юного композитора с австро-немецкой музыкой. Подчеркивается органическая связь творчества Ли Инхая с традициями национальной художественной культуры, органично соединяемых с классической европейской композиторской техникой. Прослеживаются особенности эволюции стилистической манеры Ли Инхая, запечатленной в его сочинениях разных жанров.

Ключевые слова: Ли Инхай, биография композитора, китайская музыка, традиционная культура, композиторская техника

Для цитирования: Гуревич В. А., Дун Вань. Ли Инхай: штрихи к портрету композитора // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 71-75. http://doi.org/10.26086/NK.2021.62.4.011.

EAST AND WEST: STUDIES OF CHINESE MUSICAL CULTURE

Original article

Li Yinghai: strokes to the composer's portrait Gurevich Vladimir A.1, Dong Wan2

1 2 The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia 1 gourevich@mail.ru, 2 mail@herzen.spb.ru

Abstract. The article is a biographical sketch dedicated to one of the largest Chinese composers of the 20th century, Li Yinghai (1926-2007). It tells about the main stages of the life and creative path of the master, who made an invaluable contribution to the formation and development of the modern Chinese school of composition. The following stages of his creative biography are highlighted: the period of creative formation on the eve and during the anti-Japanese war, the period of active pedagogical work in the Nanjing and Shanghai conservatories in the post-war period, the period of political engagement (makes processing of national folklore and creates mass songs) during the «cultural revolution», the period of a mature independent style, combining Eastern and Western European traditions of music (corresponds to the historical «period of reforms and opening» in China). Much attention in the article is also paid to the peculiarities of Li Yinghai's training with the teacher Wang Lisan, and, in particular, with Wolfgang Frenkel, who introduced the young composer to Austro-German music. The organic connection of Li Yinghai's work with the traditions of the national artistic culture, organically combined with the classical European composer technique, is emphasized. The peculiarities of the evolution of the stylistic manner of Li Yinghai, captured in his works of various genres, are traced.

© Гуревич В. А., Дун Вань, 2021

Keywords: Li Yinghai, biography of the composer, Chinese music, traditional culture, composing technique For citation: Gurevich V. A., Dong Wan. Li Yinghai: strokes to the composer's portrait. Aktualnyeproblem vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2021;4(65); p. 71-75 (In Russ.). http://doi. org/10.26086/NK.2021.62.4.011.

Жизненный путь классика современной китайской музыки Ли Инхая (1926-2007) происходил на фоне крупных исторических событий, которые наложили отпечаток на творчество композитора. Время сформировало самобытный характер его произведений, которые объединили в себе специфику китайской национальной музыки и европейской композиторской техники. Сложившаяся в процессе естественной художественной эволюции личности Ли Инхая, данная концепция явилась значимой вехой на пути развития китайской композиторской школы, обеспечив произведениям Ли Инхая выход на мировую арену.

Ли Инхай родился в 1926 году в уезде Фушунь провинции Сычуань. С самого детства у него проявилась склонность к музыке, что выражалось в стремлении овладеть различными музыкальными инструментами. Семья, в которой рос Ли Инхай, не была богатой, приобрести какой-либо инструмент ей было не под силу. И мальчик сам делает музыкальные инструменты. Так, он мастерит флейту, проделав отверстия в бамбуке, на которой затем самостоятельно учится играть. Позже он изготавливает музыкальный инструмент эрху1, покрывая змеиной кожей большой бамбуковый ствол. Пойдя в школу, Ли Инхай демонстрирует незаурядный музыкальный талант, часто выступая на различных мероприятиях, что приносит ему признание со стороны преподавателей и других учеников. В 1937 году, когда вспыхнула антияпонская война, родители Ли Инхая призывают его выбрать другой жизненный путь, но мальчик не прекращает попытки овладеть музыкальной профессией. После длительных поисков он поступает в Сычуаньскую педагогическую музыкальную школу, где обучается бесплатно. Там Ли Инхай знакомится с преподавателем музыки Ван Лисанем2, который обнаруживает у молодого человека незаурядные способности и оказывает ему большую поддержку и помощь.

Вдохновленный Ван Лисанем, Ли Инхай решает ехать в г. Чунцин, чтобы попытаться поступить в профессиональное музыкальное училище. Своей песней «На реке Цзялин» он производит сильное впечатление на профессора Юй Исуаня и благополучно поступает на вокальный факультет. Позже его переводят в класс композиции

профессора Френкеля, благодаря чему перед Ли Инхаем открывается путь к дальнейшему личностному росту и развитию его композиторских способностей. Немецкий композитор еврейского происхождения, бежавший от фашизма в Китай, Вольфганг Френкель (1897-1983) с первых месяцев пребывания в Шанхае принял самое непосредственное участие в музыкальной жизни города: выступал в качестве скрипача, альтиста и пианиста с обширным камерным репертуаром, работал в Шанхайском муниципальном оркестре, дирижировал хорами и оркестрами (в том числе Китайским молодежным оркестром и Китайским симфоническим оркестром), преподавал в Шанхайской национальной профессиональной музыкальной школе (ныне Шанхайская консерватория) с 1941 по 1947 год. Там он смог познакомить с додекафонией своих китайских учеников, в том числе и Ли Инхая, главным образом на примере собственных композиций.

«Сохранившиеся конспекты уроков Френкеля свидетельствуют о глубоком знании современной ему австро-немецкой музыки» [1, с. 1 2]. Особого внимания заслуживает тот факт, что среди сочинений Френкеля, созданных в Китае в доде-кафонной манере, есть «Три оркестровые песни» на стихи китайских поэтов династий Тан и Сун (1941, в немецком переводе) — идея, много лет спустя подхваченная его учеником Ли Инхаем.

Френкель укрепил интерес Ли Инхая к профессии музыканта. Под его руководством тот освоил весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин, овладел секретами композиторского ремесла. Среди авторов старшего поколения Ли Инхай бесспорно отличался безупречным владением композиторской техники, свободно ориентировался во всех основных стилях — от барокко до додекафонии, и мог при необходимости пользоваться приемами любого из них.

В конце 1940-х годов наступило новое время. После освобождения Китая от японских захватчиков, последующего окончания гражданской войны и образования КНР в обществе происходят кардинальные изменения. Литература и искусство начинают оказывать на музыку более существенное влияние. Для китайской музыкальной культуры первые годы после освобожде-

ния — переходный период. На этом этапе начинается ее поступательное развитие, во многом благодаря открытию музыкальных школ и училищ и увеличению количества иностранных преподавателей, обладающих высокой квалификацией в сфере западной классической музыки. Старшее поколение композиторов предпринимает творческие попытки в освоении новых композиторских приемов, жанров и стилей, что благотворно сказывается на дальнейшей эволюции китайской музыкальной культуры.

В 1948 году, окончив Нанкинскую консерваторию, Ли Инхай остается в ней вести курс теоретической композиции. Кроме того, в течение последующих трех лет он работает лектором в Хунаньском специальном музыкальном институте, затем в Чжонюаньском университете на художественном факультете, а также Южно-Центральном художественном институте при НОАК. В 1952 году он переводится в Шанхайскую консерваторию, где преподает композицию на основе китайской пентатоники, а также методику преподавания народной музыки, разрабатывая гармонические приемы в традиционных музыкальных ладах. Ли Инхай был доцентом этого вуза с 1952 по 1964 годы, руководил фольклорными исследованиями, одновременно занимая должность заместителя декана факультета композиции.

Благоприятная академическая атмосфера Шанхайской консерватории предоставила прекрасные условия для его работы в области теории музыки. Ли Инхай долгое время возглавляет научно-исследовательские проекты вышеупомянутого учебного заведения, а также сам непосредственно занимается изысканиями в данной сфере. В то время ректором Шанхайской консерватории был композитор Хэ Лутин, придававший большое значение изучению фольклора. В связи с этим Ли Инхаю предоставляется возможность исследовать ладогармоническую специфику народной песни и традиционной музыкальной драмы, а также характерные особенности народной инструментальной музыки. Композитор многократно участвует в этнографических экспедициях в разные регионы Китая, где ему из первых рук удается получить уникальный музыкальный материал. В процессе его тщательного систематизирования Ли Инхай создает в конечном итоге достаточно полную теоретическую систему анализа национальной ладоинтонационной структуры. В 1959 году он пишет монографию под названием «Лады национальности Хань и их склад» [2].

Данная работа посвящена специфике интонационного склада китайской народной музыки. Этот труд — фактически первая монография, раскрывающая яркие особенности традиционной китайской ладовой теории и практики.

В 1956 году Ли Инхай составляет «Сборник народных сольных песен» [3]. Кроме того, в этот период в процессе изучения национального фольклора композитор пишет более ста песен в фольклорном стиле, издает альбом «50 народных песен в переложении для фортепиано» [4], сочиняет музыку к кинофильму «Великая отправная точка» и т. д. В 1963 году он публикует педагогический труд под названием «Методика упражнений в пентатонических ладах на фортепиано» [5].

Используя фольклорные лады в сочетании с техническими приемами западной музыки, Ли Инхай создает множество произведений, заключающих в себе различные стилевые компоненты. При этом фортепианные произведения, сочиненные на основе народных песен, способствуют не только дальнейшему развитию китайской фортепианной музыки, но и освоению многоголосия и приближения его к национальному образному восприятию, что поднимает фортепианное исполнительство на более высокий уровень.

Благополучное течение жизни прервали события конца 1960-х годов. Период «культурной революции» (1966-1976) — особенный этап китайской истории. В это время одерживает господство так называемая «ультралевая» идеология, подразумевающая полное подчинение сферы искусства политическим целям, что в результате приводит к жесткой цензуре, а также существенным ограничениям в плане выбора музыкальных средств выразительности. Однако, в отличие от многих своих коллег, Ли Инхаю удалось избежать прямых репрессий. Он вовремя сориентировался и перестроился в единственно возможном направлении: начал создавать обработки национального фольклора, идейно «правильные» массовые песни и музыку к агитационно-пропагандистским кинолентам. Одновременно он продолжил проводить активные научные изыскания. Ведущим жанром становится фортепианное переложение, благодаря чему фортепианная музыка продолжает развиваться, невзирая на столь серьезные препоны.

В 1964 году Ли Инхай занимает должность преподавателя и заместителя декана факультета композиции в Пекинской Китайской консерватории, становясь значимой фигурой в педагогических и исследовательских кругах своей страны.

Композитор сплетает воедино две системы: европейскую и китайскую. Из первой он заимствует нормативные мажорные и минорные лады. Он также берет многое из стилистики импрессионизма, в первую очередь, применяя некоторые приемы импрессионистов в плане звуковой трактовки фортепианной фактуры. Ли Инхай находит свой путь в сфере традиционной теории музыки, основываясь на достижениях композиторов-предшественников и также продолжая изучать древнюю историю и дворцовую (церемониальную) музыку Китая, что позволяет ему обогатить гармоническую систему в целом, привнося в нее яркую китайскую специфику.

Например, его фортепианное переложение известной мелодии для пипы «Китайская флейта и барабан в сумерках» отличается классической лаконичностью и четкой композицией, характерной для традиционной китайской музыки. Мелодия формируется из орнаментально трактованных звуков арпеджио, тремоло и других приемов, имитирующих звучание китайской лютни. Традиционный лад и фортепианная фактура сплетаются, образуя выразительное единое целое, благодаря чему вышеупомянутое произведение смело можно назвать несомненным шедевром китайской фортепианной музыки.

Начиная с 1976 года, с наступлением «периода реформ и открытости» социальная жизнь китайского народа претерпевает большие изменения. С улучшением материального положения повышаются и его духовные потребности, культура поднимается на более высокий уровень, что в свою очередь способствует процветанию музыкального искусства. Китайские композиторы постепенно обретают творческую свободу и продолжают прикладывать дальнейшие усилия на пути профессионального совершенствования, при этом не боясь перенимать опыт западных коллег. Так, в 1978 году Ли Инхай создает фортепианные переложения старинной мелодии для циня «Прощальная песня на заставе Янгуань», «Напева для чжэна и продольной флейты» и др., в которых объединяет европейский семиступенный звукоряд и традиционный китайский пентатонный лад. В то же время некоторые композиторы-современники Ли Инхая перенимают его систему, на основе которой продолжают проводить работу по обновлению гармонического языка. К примеру, его ученик Тань Дун, в дальнейшем получивший известность благодаря саундтреку к популярному кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся

дракон», а также гимну Олимпийских игр в Пекине 2008 года, в своем произведении «Восемь воспоминаний в акварели» напрямую заимствует фортепианную композиционную технику, свойственную стилю Ли Инхая.

В период с 1983 по 1987 год Ли Инхай находится на должности проректора Китайской консерватории, занимаясь в основном преподаванием. Тем не менее, в данный период он издает такие значимые композиторские труды, как сюиты для фортепиано «Цирковые зарисовки», «Зоопарк», а также сборник «Ли Инхай. Весенний рассвет — избранные вокальные произведения». В 1989 году мастер выходит на пенсию, при этом не прекращая композиторскую и педагогическую деятельность. Он активно участвует в общественной жизни, возглавляя Китайский союз музыкантов и становясь заместителем директора Совета народной музыки. В 2001 году Ли Инхая повышают до должности почетного председателя совета. Композитор умирает 5 января 2007 года в возрасте 80 лет.

Следуя за историей страны, творчество Ли Инхая проходит долгий путь развития, от подражания до самобытного явления. Мир чувств и идей, заключенных в его произведениях, становится со временем все глубже и многограннее. Происходит обогащение творческих приемов, включающих в себя использование различных жанров, форм и средств выразительности, свойственных европейской музыке. Благодаря смелому заимствованию и модификации новой композиционной техники, его стиль выходит за рамки типовой модели и приобретает яркие индивидуальные черты. В результате, произведения композитора отличаются изысканностью и, одновременно, простотой и содержательностью музыкального языка, демонстрируя характерные национальные особенности вкупе с искусным владением европейской техникой композиции.

Примечания

1 Эрху — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двухструнная скрипка с металлическими струнами.

2 Преподаватель Сычуаньской педагогической музыкальной школы, известный своими песнями «Кровь китайских мужчин», «Песня о преподнесении золота» и др.

Литература

1. ФаньЮй. Серийнаятехникавкитайскойкамер-

но-инструментальной музыке 1980-1990-х

годов: автореф. дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2019. 25 с.

2. Ли Инхай. Лады национальности Хань и их склад. 1-е изд. Шанхай: Шанхайское музыкальное изд-во, 1959.

3. Ли Инхай. Сборник народных сольных песен. Шанхай: Шанхайское культурное изд-во, 1956.

4. Ли Инхай. 50 народных песен в переложении для фортепиано. Шанхай: Шанхайское изд-во культуры и искусства, 1957.

5. Ли Инхай. Методика упражнений в пентатонических ладах на фортепиано. Шанхай: Шанхайское изд-во культуры и искусства, 1963.

References

1. Fan, Yu (2019), "Serial Technique in Chinese Chamber Instrumental Music 1980-1990s", Abstract of Ph. D. dissertation, musical art, Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia.

2. Li, Yinghai (1959), Lady natsional'nosti Khan' i ikh sklad. Pervoye izdaniye [Frets of Han nationality and their warehouse. First Edition], Shanghai Music Publishing House, Shanghai, China.

3. Li, Yinghai (1956), Sbornik narodnykh sol'nykh pesen [Collection of folk solo songs], Shanghai Cultural Publishing House, Shanghai, China.

4. Li, Yinghai (1957), 50 narodnykh pesen v pere-lozhenii dlya fortepiano [50 Folk Songs Arranged for Piano], Shanghai Publishing House of Culture and Art, Shanghai, China.

5. Li, Yinghai (1963), Metodika uprazhnenij v pen-tatonicheskih ladah na fortepiano [Technique of exercises in pentatonic scales on the piano], Shanghai Publishing House of Culture and Art, Shanghai, China.

Информация об авторе В. А. Гуревич — доктор искусствоведения, профессор

Information about the author V. A. Gurevich — Doctor of Musical art, Professor

Статья поступила в редакцию 03.12.2021; одобрена после рецензирования 24.12.2021; принята к публикации 24.12.2021. The article was submitted 03.12.2021; approved after reviewing 24.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.