Американский композитор Лян Лэй: биография и концепция творчества
Чэнь Шуюнь
аспирант, кафедра музыкальной педагогики и исполнительства, Нижегородская государственная
консерватория им. МИ. Глинки
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, 40 И [email protected]
Статья из рубрики "Современная композиция"
Аннотация.
В статье представлены некоторые факты биографии, ряд аспектов творческой концепции американского композитора китайского происхождения Лян Лэя, а также охарактеризована сущность ряда широко применяемых им композиционных приемов. Цель работы заключается в привлечении внимания к творчеству малоизвестного в России композитора.Периодизация биографии Лян Лэя включает два этапа -- китайский и американский. Творческая и научная среда, в которой рос будущий композитор в Китае, оказала большое влияние на его становление. После завершения музыкального образования в США Лян Лэй был нацелен на поиски новых звуковых решений, исследование феномена звука, которые воплотились в серии сонористических композиций (в том числе в фортепианном цикле «Восемь садов», композициях «Против фортепиано» для фортепиано и двух исполнителей, «Озеро» для двух флейт и др.). Среди основных методов исследования -- метод исторической реконструкции, аналитический и метод сравнительного анализа. Методологическую базу работы составили труды российских, европейских и китайских исследователей -- М. Высоцкой, Г. Григорьевой, Л. Гаккеля, Ц. Когоутека, Бан Лися, Ло Циня, Яо Хэнлу. Новизна работы в том, что впервые в обиход российского музыкознания вводится корпус музыкальных произведений Лян Лэя, изучаются его эстетические взгляды, во многом определившие направления композиторских исканий.Формирование художественного мировоззрения композитора происходило под воздействием, с одной стороны, музыкальных традиций азиатских культур и восточных философских концепций, а с другой -- принципов мышления американских композиторов-авангардистов второй половины XX столетия.
Ключевые слова: Лян Лэй, фортепианная музыка, американские композиторы, китайская музыка, биография, концепция творчества, религиозно-философские идеи, авангардные техники, сонорная композиция, музыкально-композиционные принципы
DOI:
10.7256/2453-613Х.2019.2.29262
Дата направления в редакцию:
18-03-2019
Пата рецен3ирования:
и I а пл ■
18-03-2019
Статья создана при поддержке Китайского стипендиального фонда.
Обладатель Римской премии Американской академии в Риме (2011), лауреат стипендии Гуггенхайма, стипендиат премии Аарона Копленда, Музыкального фонда имени С. Кусевицкого и премии «Креативный капитал» (США) -- все эти награды принадлежат молодому композитору Лян Лэю (^М, род. 1972), который почти не известен в России. К настоящему времени его творческий портфель в совокупности составляет около 80 композиций в жанрах оркестровой, фортепианной и камерно-инструментальной музыки, а также экспериментальные электроакустические опусы, которые неизменно привлекают внимание таких исполнителей и дирижеров с мировыми именами, как Стивен Шик (США, ударные инструменты), Стивен Друри (США, фортепиано), Тамара Брукс (США, дирижер), Сюй Кэ (i^, КНР, эрху), У Ман (MS, КНР, пипа), Ван Чанюань (IBS, КНР, гучжэн), а также камерных коллективов - Шанхайского квартета (КНР), ансамбля искусств «Меридиан» (Meridian Arts Ensemble, США), «Callithumpian Consort» (Бостон, США), Китайского хорового общества Рочестер (США) и др. Он регулярно получает заказы на произведения от Тайбэйского китайского оркестра, Нью-Йоркого филармонического оркестра (США), Бостонского симфонического оркестра (США), Филармонического оркестра Тайланда, музыкального Фонда Фромма (США, Гарвардский университет), Берлинского симфонического оркестра (Германия), Гейдельбергского филармонического оркестра (Германия).
Малая осведомленность российской аудитории музыкантов о Лян Лэе побудила осветить некоторые факты его биографии и представить ряд концептуально значимых положений его творческой концепции, которая находит воплощение в музыкальных сочинениях композитора.
Лян Лэй родился в Тяньцзине (КНР) в семье образованных китайских интеллигентов: его дедушка Цай Юнчунь после Второй мировой войны получил степень доктора
философии в Колумбийском университете (США). Отец Лян Маочунь и мать Цай
Лянюй (ШЖ^) - известные китайские музыковеды. Творческая и научная среда, в которой рос молодой Лэй, оказала большое влияние на его становление. Когда ему было пять месяцев, его мать приступила к работе в Институте музыки Китайской академии искусств. Это позволило Лян Лэю с самого юного возраста находиться в окружении китайской традиционной музыки, научных дискуссий вокруг проблем о путях ее дальнейшего развития, и бессознательно воспринимать все, что слышит и видит.
Первые уроки игры на фортепиано начались в возрасте четырех лет, а первые опыты композиции состоялись уже в шесть лет под руководством его же учителя по фортепиано Чжоу Гуанженя (MIPÎZ). Уже в детстве Лян Лэй ярко проявил свои композиторские и исполнительские способности, за что был удостоен ряда национальных наград: на Конкурсе «Цзин-Цзинь-Суй» (вторая премия в номинации «исполнительство на фортепиано», Шанхай, 1988), на Всекитайском фортепианном конкурсе Синьхая (Гуанчжоу, специальный приз (1984), третья премия (1987), вторая премия (1988)), где его ранняя фортепианная пьеса вошла в число обязательных конкурсных произведений.
Не считая занятий с частным педагогом, во время пребывания в Китае Лян Лэй не учился музыке ни в одном из специальных учреждений. Уже в более зрелом возрасте
причиной отъезда за рубеж с целью получения лучшего образования Лян Лэй называл проблему обучения узким профессиональным навыкам в учебных заведениях КНР в 1980-х годах и игнорирования подготовки специалистов в общекультурном плане.
С 1990 года Лян Лэй проживает в США в городе Остине (штат Техас) в статусе студента колледжа. В это время он усердно осваивает искусство фортепианной игры с преподавателем Уильямом Расом. После он продолжил обучение в бакалавриате и магистратуре консерватории «New England Conservatory of Music». Этот период стал временем счастливого общения Лян Лэя с такими именитыми композиторами, как Харрисон Биртвистл, Роберт Коган, Чая Чернов, Марио Давыдовский, Джошуа Файнберг, Эллиот Гигер, Бернард Рандс. Кроме того он принимал активное участие в мастер-классах Магнуса Линдберга, Джеймса Тенни и Чинана Унга в Гарварде, Георга Фридриха Хааса, Тосио Хосокава и Вольфганга Миттерера в Дармштадте. По окончании Консерватории в 1996 году Лэй Лян получил медаль Джорджа Уайтфилда Чадвика -награда, которую вуз присуждает самым выдающимся выпускникам. В 2006 году состоялась защита его диссертации в Гарвардском университете (PhD).
В период своего профессионального становления (в 2000-е годы) Лян Лэй активно проявил себя в многочисленных конкурсах, которые позволили ему упрочить финансовое положение. Вот далеко не полный перечень полученных им денежных наград и стипендий: гранты Фонда Мильтона в Гарвардском университете (США, 2001), Фонда Paul & Daisy Soros (США, 2002-2004), премия Фонда имени Уильяма Уолтона (Италия, 2008) и стипендия Гуггенхайма (США, 2009).
Постепенно его композиции стали приобретать известность в музыкальных кругах Америки и в странах Азии: сочинение «Some Empty Thoughts of a Person from Edo» для клавесина получило почетный приз в конкурсе Alienor Awards (США, 2004), композиция «Serashi Fragments» — премию Джорджа Артура Найта Гарвардского университета (США, 2006), пьеса «Parallel Gardens» для саксофона вышла в финал Таиландского международного конкурса композиции (2006). Пожалуй, самой престижной наградой Лян Лэя стало звание лауреата премии Альберта Рагдейла по музыкальной композиции (Италия, 2012). Участие в конкурсах дало композитору определенный авторитет в профессиональных кругах, о чем, в частности, свидетельствует факт получения заказа от Нью-Йоркской филармонии под руководством А. Гилберта на создание музыкальных композиций для инаугурационного концерта 2009 года.
В настоящее время Лян Лэй является доцентом музыки Калифорнийского университета Сан-Диего. Будучи также ученым и музыкантом-просветителем, он ведет масштабную научную деятельность: им опубликовано свыше двадцати научных статей (в том числе на китайском языке, в журналах Центральной консерватории (Пекин), Уханской консерватории, Нанкинского университета искусств и др.), под его редакцией вышел
сборник трудов Чжоу Вэньчжуна Совместно с Эдвардом Грином Лян Лэем была выпущена в 2007 году в американском издательстве «Contemporary Music Review» книга «China and the West: the Birth of a New Music» («Китай и Запад: рождение новой музыки», в 2009-м она была издана на китайском языке в «Издательстве Шанхайской консерватории»). Музыкальные композиции Лян Лэя были записаны в семи авторских компакт-дисках, выпущенных фирмами Naxos, Mode, New World, BMOP/sound, Encounter и Bridge Record, в более чем десяток дисков включены отдельные сочинения Лян Лэя.
В американский период, начиная с 1992 года, композитором было создано более 50 сочинений. В них отчетливо отражено мышление композитора, сформировавшееся, с одной стороны, под воздействием музыкальных традиций азиатских культур и восточных
философских концепций, а с другой --американских композиторов-авангардистов второй половины XX столетия.
Большое влияние на мировоззрение композитора оказали религиозно-философские идеи буддизма (изучение мировых религий началось в «американский» период жизни, когда у Лян Лэя появилась возможность общаться с представителя разных религиозных конфессий), о чем он неоднократно высказывался в печатных публикациях. Так, композитор рассказал историю, произошедшую в 1999 году во время духовной практики в одном из буддийских храмов Нью-Йорка: проходя мимо озера, он увидел в темноте на поверхности воды фигуру в форме знака «V», приблизившись к ней, обнаружил, что это плавает выдра. Этот краткий эпизод натолкнул композитора на мысль, что внешнее
представление не всегда соответствует внутренней сущности явления [8, с-—а в дальнейшем стал предметом его размышлений о процессе создания музыки, ее сущности. И не случайно. Для представителей авангарда весьма свойственно повышенное внимание к внемузыкальным факторам, к зрительно-пластической стороне музыкальной ткани, что неизменно находит отражение в нотной графике полной «цветовых фигур, линий, плоскостей разного масштаба, рельефа и плотности,
вызывающих ассоциации с элементами техники абстрактной живописи» с- 177].
Следуя в направлении творчества своих американских предшественников -- Д. Кейджа, Д. Крама - Лян Лэй отдает предпочтение алеаторно-сонористическим композициям, направленным на поиски новых звуковых решений. Влияние принципов сонорики находит выражение в его творчестве в широком применении нетрадиционных форм звукоизвлечения на традиционных европейских инструментах, использовании в ансамблевых композициях смешанного «европейско-азиатского» инструментария. Лян Лэй экспериментирует с инструментальными составами, соединяя мало сопоставимые с этнических позиций инструменты, что, например, демонстрирует пьеса «Продолжение» для китайского гобоя гуанзи и саксофона («М#», «Extend», 2000).
Религиозное мировоззрение, воплощенное в музыкальных композициях Лян Лэя, во многом сближает его с одним из направлений китайской традиционной музыки --Вэньжэнь-иньюэ. («Вэньжэнь» (ХЛ^^) -- в переводе с китайского языка -«образованный (культурный) человек». В Древнем Китае статус «Вэньжэнь» получал высокообразованный человек, владеющий различными искусствами -- литературой, каллиграфией, музыкой, умеющий импровизировать. Вэньжэнь-иньюэ -- музыка, созданная представителями Вэньжэнь.) Объединяющим началом служит восприятие музыкального времени как состояния спокойствия, свойственного медитированию, лишенного динамики и устремленности. В произведениях Лян Лэя отражены идеи созерцательного восприятия жизни, ее познание через законы природы. Наиболее органичное воплощение они нашли в фортепианном цикле «Garden eight» («@¿A», 1996), «Against Piano» для фортепиано и двух исполнителей 1999), «Lake» для
двух флейт («;М», 1999). Особенности музыкального мышления их автора проявляются во внешней статичности композиций, в организации темпа с преобладающими медленными движениями, в обилии незвучащих пространств, олицетворяющих неземную тишину.
Обратимся к фортепианному циклу Лян Лэя «Garden eight». Его составляют шесть пьес: «Небо» («^»), «Земля» («№»), «Восток» («S»), «Юг» («Ш»), «Запад» («й»), «Север» («^t»). В авторских примечаниях к сюите ^ Лян Лэй называет первоисточник его замысла -- произведение династии Мин «Восемь садов», принадлежащее Юэн Йе, который, по сути, являлся одним из самых ранних китайских трактатов о садоводстве. Композитор переосмысливает эту идею, для него каждая пьеса цикла -- это часть
всеобъемлющего мира, в звучание которого он предлагает вслушиваться исполнителю и слушателю. Посредством звуковых точек, объединяемых в более обширные звуковые образования, композитор в каждой пьесе создает звуковую материю на основе шестизвучной серии. Специфическая трактовка тембра фортепиано как щипкового инструмента (String piano) -- игра на струнах рояля -- сближает данную композицию с образцами творчества соотечественника и старшего современника Лян Лэя -- Тан Дуна (аналогичные приемы встречаются в его композиции «C-A-G-E»).
В других композициях Лян Лэя — «Some Empty Thoughts of a Person from Edo» («ЛЯЛЭД 2001) для клавесина, Струнном квартете «Serashi Fragments» («ftíuS^IS», 2005), «In Praise of Shadows» для флейты («ИШ^Ш», 2005), «Memories of Xiaoxiang» («ШШЭДгй \L», 2003) для саксофона, «Garden six» («Ц1Й.Л», 1996) для квартета саксофонов, «Garden nine» («@¿A», 1996) для хора с фортепиано с камнем (китайский национальный ударный инструмент) -- находит воплощение мысль о соединении «разных временных потоков и различных культур», озвученная композитором в статье «Ми Ло: Звуковой павильон» [7, с 17]. В этом видится проявление тенденции «универсализации»
[1, с. 191], характерной для второй половины XX века, которая заключается в синтезе восточной и западной культур, погружении их этических и религиозных идей в современный звуковой контекст.
Так, в композиции «Воспоминания о Сяосян» («Memories of Xiaoxiang») композитор использует в одновременном звучании тексты из пекинской оперы, гуцинской песни (традиционная песня провинции Хунань), древние народные песни яо, сохранившиеся в первозданном виде в уезде Дао провинции Хунань, и звук магнитофона. Композиция, по сути, является одним из образцов электроакустической музыки -- особой отрасли сонорной техники. Лян Лэй не заимствует мелодии в полном объеме, а берет лишь их
краткие фрагменты («соединение разновременных событий» [1, с- 199]) для создания эффекта расслоения реального пространства. Множество тембровых красок, образных характеристик призваны отразить тему одиночества человека в мире.
Лян Лэю свойственно отождествлять явления, наблюдаемые в жизни, в природе, в явлениях культуры, и проецировать их на свое творчество. Так, со временем сложился ряд композиционных принципов, которые он использовал в создании произведений и дал им оригинальные названия. Характеристика некоторых из них была озвучена им в статье «Некоторые впечатления и творческие идеи, оказавшие на меня большое влияние»
Принцип -- «полифония одного звука» («one-note polyphony», Речь идет о
вариантности тембровых красок в исполнении одного и того же звука на инструменте. Идея композитора имеет источником традиции китайского инструментального искусства, в котором содержательность мелодии определяется не только звуковысотностью, но и обязательно предполагает вариантность тембровой окраски. Такая особенность при игре на традиционных щипковых инструментах, как изменение тембра при использовании другого варианта аппликатуры (надо добавить, что в 1997 году Лян Лэй изучал игру на гуцине под руководством профессора Чжао Жуланя), была спроецирована им применительно к роялю. Таким образом он получил новый тембровый эффект, образующийся за счет взятия звука путем нажатия клавиши и одновременного защипывания струны внутри инструмента. Данный прием широко используется Лян Лэем в сочинениях: «Brush-Sttoke» («Ш£», 2004) для оркестра, «Нагр Concerto» для арфы 2008), «Five Seasons» для пипы и струнного оркестра («Е^», 2010).
Другой принцип получил название «тень» («shadows», «§■?»). Само понятие возникло под влиянием азиатской традиции гетерофонного музицирования (одновременного сочетания различных вариантов одной и той же мелодии). Его реализацию можно проследить на примере струнного квартета «Gobi Gloria» («^М^», 2006), Камерной музыки для струнных инструментов «Verge» («й», 2006). Здесь линии, являющиеся вариантами одной мелодической основы, могут развиваться не только в одном направлении, но и независимо друг от друга. Композитор отождествляет их с «притоками
рек, направленных разными путями к океану» [8, с- 11]. Изменяющийся материал по сравнению с основным композитором называется «тенью» -- понятием, которое он применяет к разным параметрам музыкального языка. Так, в вышеуказанных произведениях он выделяет такие явления, как «тень мелодии», «тень гармонии», «тень звука» и «тень ритма».
Третий принцип обозначается Лян Лэем «дыхание» («breathing», «Р?Р$»). Его сущность композитор видит в следующем: течение мелодии в музыкальных произведениях подобно дыханию. С одной стороны, оно имеет четкую периодичность, но с другой -- человек, не замечая этого, ощущает его как свободное. Реализация этой мысли находит выражение в использовании сложных размеров. Например, в пьесе «Seven Rays of the Sun» из фортепианного цикла «My Windows» он использует сложный размер 3/4 + 1/8, который создает иллюзию свободы мелодического дыхания. Этот принцип находит реализацию в сочинениях: «Milou» для саксофона, фортепиано, клавесина, электрогитары («ЖШ», 1999), «Lake» для дуэта флейт, «Воспоминания о Сяосян» для саксофона и магнитофона Г8, с. 111
Под понятием «трансформации» («transformation», «^Ь»), еще одного композиционного принципа, Лян Лэй подразумевает перетекание энергии из одного состояния в другое. Его появление было связано с увлечением Лян Лэя творчеством монгольского народного музыканта Сераши (ЁйЖ). Исполняя известные народные мелодии, подобно другим исполнителям Сераши не украшал каждый звук орнаментом, а, напротив, стремился показать его красоту и самоценность. Как он сам говорил: «Вы должны вложить всю силу эмоции в каждый звук» [цит. по: 8, с. 10]. Мысль оказалась созвучной исканиям Лян Лэя, считающего, что каждый голос (под «голосом» имеется в виду и звучание инструмента) содержит в себе энергию жизни, эта энергия обладает динамическими свойствами и дает силу для дальнейшего движения вперед. Принцип «транформации», в той или иной степени, нашел воплощение его фортепианном цикле «My Windows» («ЙЙ Й», 1996-2007), Струнном квартете «Serashi Fragments» («feËS^Ië», 2005), Квартете для саксофонов «Yuan» («Ж^^Ш», 2008), Концерте для фортепиано с оркестром
китайских народных инструментов «Tremors of a Memory Chord» («idt2011) [8, сКак видим, музыка Лян Лэя, завоевавшая множество наград и активно исполняемая на мировых сценах, несет в себе печать оригинального мышления, отраженного в авторском стиле, который сформировался, с одной стороны, под воздействием художественных традиций азиатских культур и восточных философских концепций, а с другой -- авангардных техник второй половины XX столетия. Несмотря на то, что Лян Лэй покинул свою страну еще в юности, неиссякаемым источником его музыки всегда оставалось национальное искусство родной страны. Благодаря семантическим намекам, которые содержит звуковая ткань его произведений, Лян Лэй выражает культурную идентичность с ней. Таким образом, его творчество можно считать одним из ярких примеров отражения тенденции глобализации в современном мире.
Библиография
1. Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. -439 с.
2. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века: очерки. - Л.: Советский композитор, 1990. - 288 с.
3. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. - М.: Музыка, 1976. - 367 с.
4. Хэ Лутин. Проблемы национальной формы в китайской музыке // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов / Ред.-сост. Г. М. Шнеерсон.
- М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. - С. 46-73.
5. Lei Liang. Eight gardens (version for piano). - NY, Schott Music Corporation, 1996/2004.
6. 0ШЯ «fê^^ÎfN: (Бан Лися. Вопросы о музыке: сборник научных статей Лян Лэя и анализ его сочинений. Шанхай: Изд-во Шанхайской консерватории, 2017. 473 с.)
7. ^М «ШШ: (Лян Лэй. Ми Ло: Звуковой павильон // Хуанчжун (Временник Уханьской консерватории). - 2000. - № 3. - С. 16-20.)
8. ^М (Лян Лэй. Некоторые впечатления и творческие идеи, оказавшие на меня большое влияние // Народная музыка. - 2012.
- № 1. - С. 10-11.)
9. ^М, «УП;*: ЙХФ^^^ХЖ» (Лян Лэй, Ло Цинь. Слияние водных потоков: сборник научных трудов Чжоу Вэньчжун. - Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2013. - 323 с.)
10. (Яо Хэнлу. Анализ техники композиции в XX веке. -
Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2000. - 313 с.