Научная статья на тему 'ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ИХ РАЗВИТИЕ'

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ИХ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
воля / сила воли / волевые усилия / волевые качества / волевая регуляция / развитие воли. / will / willpower / volitional efforts / volitional qualities / volitional regulation / development of will.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзаева Шахло Рузматовна, Шорустамова Махира

В статье представлена актуальность проблемы исследования воли и волевых качеств личности, характеристика волевых качеств, этапы развития волевых качеств, роль волевых качеств личности студента в процессе обучения, а также изучение и анализ образовательные факторов развития воли, влияния воли на качество процесса обучения. Целью данной работы была изучение психолого-педагогических особенностей развития волевых качеств личности студента в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLITIONAL QUALITIES OF A STUDENT'S PERSONALITY AND THEIR DEVELOPMENT

The article presents the relevance of the problem of studying the will and volitional qualities of a person, the characteristics of volitional qualities, the stages of development of volitional qualities, the role of voli-tional qualities of a student's personality in the learning process, as well as the study and analysis of educa-tional factors in the development of will, the influence of will on the quality of the learning process. The pur-pose of this work was to study the psychological and pedagogical features of the development of volitional qualities of a student's personality in educational activities.

Текст научной работы на тему «ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ИХ РАЗВИТИЕ»

«шушетим-шигмау» #ЩШ)), 2022 / PEDAGOGICAL sciences

35

Мирзаева Шахло Рузматовна

Старший преподаватель Шорустамова Махира

студентка

Ташкентский педиатрический медицинский институт

Узбекистан

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-11134-35-38 ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА И ИХ РАЗВИТИЕ

Mirzaeva Shahlo Ruzmatovna

Senior Lecturer Shorustamova Mahira

student

Tashkent Pediatric Medical Institute Uzbekistan

VOLITIONAL QUALITIES OF A STUDENT'S PERSONALITY AND THEIR DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье представлена актуальность проблемы исследования воли и волевых качеств личности, характеристика волевых качеств, этапы развития волевых качеств, роль волевых качеств личности студента в процессе обучения, а также изучение и анализ образовательные факторов развития воли, влияния воли на качество процесса обучения. Целью данной работы была изучение психолого-педагогических особенностей развития волевых качеств личности студента в учебной деятельности.

Abstract:

The article presents the relevance of the problem of studying the will and volitional qualities of a person, the characteristics of volitional qualities, the stages of development of volitional qualities, the role of volitional qualities of a student's personality in the learning process, as well as the study and analysis of educational factors in the development of will, the influence of will on the quality of the learning process. The purpose of this work was to study the psychological and pedagogical features of the development of volitional qualities of a student's personality in educational activities.

Ключевые слова: воля, сила воли, волевые усилия, волевые качества, волевая регуляция, развитие воли.

Key words: will, willpower, volitional efforts, volitional qualities, volitional regulation, development of will.

Актуальность проблемы исследования воли и волевых качеств личности, определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания личности. Семья, образование, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, технические, идеологические требования. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на личность и каждый раз изменяют мир его сознания. Особенно важно роль волевых качеств личности студента в процессе обучения и психолого-педагогические особенности развития воли.

Человек каждый день сталкивается с тем, что ему приходится что-то преодолевать, будь то внешние или внутренние препятствия, заставляет себя выполнять то, что иногда и не очень желает делать. Каждодневная цепочка устойчивых действий вырабатывает у нас определенное чувство воли. Выполнение таких действий, выливаемых в волевые качества, помогают человеку добиваться успехов, достигать поставленных целей, избавляться от вредных привычек.

В психологии «волевые качества» характеризуются как сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с

реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Таким образом, уже с малых лет у детей в той или иной степени вырабатываются волевые качества. Этому способствует комплекс свойств, способствующих выполнению задач. Сюда входят такие качества, как целеустремленность, упорство, дисциплина, смелость, умение контролировать себя, уверенность, терпение, самостоятельность и т.п.

Считают, что ставить перед собой недостижимые цели вырабатывать таким образом в себе волевые качества - это нормально и правильно. Каждый человек может установить для себя планку повыше, и перешагнуть её. Неспособность оценивать до конца свои возможности и потребности, а зачастую леность мешают сказать: «Я хочу это выполнить, потому что это трудно». Разумеется, при этом необходимо учитывать свои способности и возможности, однако если это дело небессмысленное, то попытаться можно. И, здесь, необходимо быть не только целеустремленным и решительным, но и осознавать цель, к которой, используя свою волю, идет человек. И если человек наметил эту цель, эту вершину, то он должен приложить волевые качества и достичь её. Иначе и всё остальное бессмысленно. А выработать внутренний стержень, внутренний дух подвластно каждому.

РЕБАООО1САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУУШУУМ-ЛШШаИ» #1И34), 2022

36_

Не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Так, например, человек, защищаясь от какого-либо животного, может преодолеть весьма сложные препятствия, но эти действия нельзя назвать волевыми, так как они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь её.

Сила воли не всегда бывает генетической, то есть врожденной. Она, как и другие высшие психические процессы, формируется в ходе возрастного развития человека. В большинстве случаев учащемуся приходится воспитывать себя и тренировать силу воли, чтобы достичь своих желаний и стремлений. А именно, человек должен научиться мобилизовать свой организм, свой настрой на воплощение конкретной задачи. Чтобы реализовать свою цель он должен обладать:

- Самостоятельностью. Умение работать без посторонней помощи, обладать самокритичностью, прислушиваться к советам, анализируя их с точки зрения своих убеждений и взглядов, самостоятельно организовать свою деятельность, соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

- Инициативностью. Способность искать и находить нестандартные, креативные решения, с последующим их положительным воплощением, активное участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания.

- Настойчивостью. Стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями, навык удержания степени усилий и проявления упорства.

- Выдержкой. Способность волевым усилием быстро тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, контролировать свое поведение, проявлять терпение в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях.

- Терпеливостью. Умение поддерживать интенсивность работы на заданном уровне, в случае возникновения внутренних препятствий.

- Смелостью. Способность в случае возникновения неординарной ситуации сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности.

- Решительностью. Умение уверенно принимать обдуманные решения, проявить решительных действий, последовательно претворяя их в жизнь, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений.

- Целеустремленностью. Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

- Последовательностью. Совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.

- Энергичностью. Способность быстро активизироваться до необходимого уровня, проявление энтузиазма.

- Дисциплинированностью. Сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований преподавателей, своевременное и добровольное выполнение заданий, выполнение установленных правил по учебе и т.д.).

- Организованностью. Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, учебные принадлежности и т. п.), планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки.

В связи с большим перечнем волевых качеств перечислены лишь самые основные. Помимо положительных качеств, имеющих первоочередность и второстепенность, существуют и отрицательные волевые свойства человека, которые обозначаются теми же терминами, что и первые, но с частицей «не» или «без».

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

- осознание цели и стремление достичь её;

- осознание ряда возможностей достижения цели;

- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

- борьба мотивов и выбор;

- принятие одной из возможностей в качестве решения;

- осуществление принятого решения.

Этап "осознание цели и стремление достичь её" не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то её остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, - это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желать чего-либо - это прежде всего знать содержание побудительного стимула. Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания

«ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» #ЩШ)), 2©22 / РЕБАООО1САЬ 8С1Е1ЧСЕ8

37

цели и стремления достичь её борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.

Этап "осознание ряда возможностей достижения цели" - это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого - установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание - один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные. С другой - обретение человеком контроля над своим поведением. С третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются онтогенетически с того момента, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере её укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов, воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии планирования и управления сложными комплексами, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить, как движение от первичных к вторичным и далее к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными людьми, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном, за счет повышенной работоспособности и силы воли.

Кроме того, существует ещё одно направление развития волевых качеств - когда человек сознательно ставит перед собой труднодостижимые задачи и цели, требующие волевых усилий.

Развитие волевой регуляции поведения человека связано и с интеллектуальным уровнем, проявлением личностной и мотивационной рефлексии. В связи с этим, воспитывать волю, не обращая внимания на общее психологическое развитие нецелесообразно.

Заниматься развитием и совершенствованием волевых качеств можно в любом возрасте, стать профессионалом в достижении цели может любой человек. И задачи должны ставиться поначалу небольшими. Если ставить себе глобальные цели, то можно быстро «перегореть», не получив желаемый результат. Важно правило от простого к сложному, постепенно переходя от легких к сложным задачам. Все это делается постепенно, иначе есть риск остаться на прежнем уровне. Необходимый эффект при развитии силы воли человеку даёт также правильное понимание обстановки и определение времени в котором он живёт, а также осознание своего потенциала. Самый лучший пример - личности с ограниченными возможностями, которые, проявляя силу воли и усилие, пытаются не существовать, а жить, развиваться, творить и радоваться.

Учебная деятельность, как одна из самых сложных и специфичных видов деятельности, очень важна в плане развития личности, в раскрытии ее внутренних потенциалов (резервов). Необходимо отметить, что оптимальное соотношение возможностей индивида с определенными условиями обучения является базисом для благоприятной самоактуализации человека. В этой связи особенно

38

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #ЩШ)), 2022

актуальными становятся проблемы волевой регуляции в процессе самообучения и самовоспитания. Воля имеет важное значение, как в теоретическом, так и в практическом плане. Учёными особо изучается вопрос важности и развитие воли в процессе обучения. В результате исследований, ими выделяются следующее:

- существует определенная закономерность между силой воли и качеством обучения;

- существует связь между качеством обучения и умением планировать процесс;

- большую роль в качестве обучения играет умение личности строить прогнозы своей деятельности, уметь ее моделировать, ставить цели и продумывать их реализацию;

- все учащиеся с высоким уровнем успеваемости имеют самый высокий уровень самостоятельности.

Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому неспособность человека владеть собой при эмоциональных возбуждениях, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т.п. могут иметь врожденную основу. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от преподавателей, тренеров, родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая компетентность. Таким образом, можно сделать вывод, что существует связь между силой воли человека и его успешностью обучения. Необходимо развивать силу воли у студентов, учитывать их индивидуальные особенности, организовывая разнообразие методов и средств обучения, а также внедряя в процесс воспитания и обучения новые формы, методы формирования воли.

Список использованной литературы

1. Илларионова Н.А., Макаренко Т.А. ВЛИЯНИЕ ВОЛИ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 241-245. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65049.htm.

2. Мирзаева Ш.Р. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ // Научно-практический журнал "Экономика и социум" №2 (11), Россия, Саратов, 2014 г., с. 238-241.

3. Мирзаева Н.А., Мирзаева Ш.Р. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Научно-практический журнал «Экономика и социум» №2 (15)-2015, Россия, Саратов, с. 580-582.

4. Akramova L.Y., Mirzaeva Sh.R., Makhametova D.B., Lutfullaeva H.A., Makhametova M.M.. THE ROLE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE DEVELOPMENT OF MENTAL ACTIVITY AND THE ASSIMILATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE AT A UNIVERSITY // International Journal of psychosocial rehabilitation, vol.24, issue 09, 2020, p. 427-433 https://www.psychosocial.com/article/PR290049/2268 0/

5. Мирзаева Ш.Р., Шойимова Ш.С., Мирзаева Н.А. ТИББИЙ ТАЪЛИМДА ТАЛАБАЛАРНИ МОТИВЛАШТИРИШ ВА ФАОЛЛАШТИРИШ ХУСУСИЯТЛАРИ // Ташкент, ТашПМИ, журнал "Педиатрия" №2 2020 г. 290-294 стр.

6. Shoyimova Sh.S., Mirzaeva N.A., Sh.R.Mirzaeva. PROBLEMS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES IN MEDICAL STUDENTS // International Journal of Aquatic Science, ISSN: 2008-8019, Vol 12, Issue 03, 2021, 2952-2963.

7. Мирзаева Н.А., Шойимова Ш.С., Мирзаева Ш.Р. ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ // Сборник научных трудов международной онлайн конференции "Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации в медицине", Ташкент, ТашПМИ, 16 апреля 2021 г., 23-27 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.