ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ■ ПОИСК ■
УДК 376.4 ББК 74.5
DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-195-201
ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
О. Е. Шаповалова
Аннотация. Статья посвящена актуальной и недостаточно разработанной проблеме, касающейся коррекции и развития воли школьников с нарушением интеллекта. Известно, что интеграция таких учащихся в общество во многом зависит от уровня развития и особенностей их воли, от умения контролировать эмоциональные проявления, управлять своим поведением и подчинять его общепринятым нормам и правилам. Целью данного исследования является изучение волевых качеств личности умственно отсталых старшеклассников. В статье рассматривается современное состояние этой проблемы в отечественной дефектологии и приводятся фактические данные, по-новому характеризующие развитие личности школьников с нарушением интеллекта. В исследовании задействована оригинальная авторская методика, направленная на изучение особенностей воли умственно отсталых старшеклассников, их ответственности и отношения к необходимости самоконтроля. Материалы исследования могут успешно использоваться при организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
Ключевые слова: умственная отсталость, школьники, воля, волевые качества личности.
Для цитирования: Шаповалова О. Е. Влияние интеллектуального дефекта на развитие волевых качеств личности // Наука и школа. 2021. № 5. С. 195-201. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-195-201.
INFLUENCE OF INTELLECTUAL DEFICIENCY
ON THE DEVELOPMENT OF PERSONAL VOLITIONAL QUALITIES
O. E. Shapovalova
Abstract. The article is devoted to an urgent and insufficiently researched problem concerning the correction and development of the volitional qualities of schoolchildren
© Шаповалова О. Е., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
with intellectual deficiencies. It is known that the integration of such students into society largely depends on the level of development and the characteristics of their will, on the ability to control emotional manifestations, manage their behavior and follow to generally accepted norms and rules. The purpose of the research is to study the volitional qualities of the personality of mentally retarded high school students. It examines the current state of this problem in Russian science, and provides factual data that characterize the development of the personality of schoolchildren with intellectual disabilities in a new way. The study uses the author's original methodology aimed at studying the characteristics of the will of mentally retarded high school students, their responsibility and attitude to the need for self-control. The research materials can be successfully used in organizing the educational process in a special (correctional) school.
Keywords: mental retardation, schoolchildren, will, personal volitional qualities.
Cite as: Shapovalova O. E. Influence of an intellectual deficiency on the development of personal volitional qualities. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 195-201. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-195-201.
Под умственной отсталостью понимается стойко выраженное снижение преимущественно познавательной деятельности на основе органического поражения центральной нервной системы . При правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении большинство лиц с легкими формами умственной отсталости после окончания специальной (коррекционной) школы располагает реальной возможностью социальной адаптации. Поэтому вопросам, связанным с подготовкой таких учащихся к самостоятельной жизни, сегодня уделяется особое внимание
Л . С . Выготский [1] писал, что умственная отсталость - это общее, тотальное нарушение развития, при котором страдает не только познавательная деятельность, но и другие сферы психики При этом особое место в структуре интеллектуального дефекта отводится нарушениям воли, затрудняющим социальное становление личности и лишающим ее возможности осуществлять сознательный самоконтроль .
Волей принято называть одно из высших проявлений психической активности, связанное с достижением целей и
преодолением препятствий (внешних и внутренних), а также с сознательным регулированием поведения и деятельности . Волевое поведение является показателем социальной зрелости личности и проявляется в умении противостоять даже сильным случайным воздействиям (дурные влияния извне, собственные эгоистические побуждения, лень и др ) Адекватное сопровождение таких учащихся в обязательном порядке предполагает преодоление личностной незрелости и развитие воли.
Будучи одной из основных регулятор-ных систем психики, воля и сама регулируется интеллектом В процессе принятия волевого решения человек анализирует ситуацию, строит мысленный образ ее развития, оценивает свою роль и возможности, строит предположение о позитивных либо негативных последствиях того или иного варианта поведения .
Как показывают исследования Н . Л . Коломинского [2] . , И . П . Лаужикаса [3], М . Г Царцидзе [4] и др . , у школьников с нарушением интеллекта (умственно отсталых) страдает как регулирующая функция воли, так и ее интеллектуальная регуляция . Нередко они совершают
импульсивные поступки, не задумываясь ни о последствиях, ни о целесообразности такого способа действия . Л . С . Выготский называл подобные поведенческие реакции примитивными, «обошедшими» высшую сферу интеллектуального контроля и свидетельствующими о недоразвитии личности в целом
Подчеркивая незрелость волевых качеств личности умственно отсталых учащихся, И . П . Лаужикас отмечает, что они не умеют и не хотят преодолевать трудности, не доводят то или иное дело до конца. Мы неоднократно наблюдали у школьников с нарушением интеллекта неконтролируемые проявления негативных эмоций при предъявлении им достаточно сложных учебных заданий либо в ситуации, когда необходимо было отреагировать на замечание педагога и устранить допущенные ошибки [5] . Умственная деятельность была для них тяжелым препятствием, преодолевать которое не было ни желания, ни сил .
По мнению М . Г Царцидзе, умственно отсталого школьника 15-16 лет по особенностям волевого поведения можно приравнять к 8-летнему нормально развивающемуся ребенку. Даже у старшеклассников с нарушением интеллекта поведение остается недостаточно целенаправленным и импульсивным . Они некритично воспринимают советы окружающих людей и проявляют повышенную внушаемость к негативным воздействиям . Их, например, легко подговорить обидеть своего брата или друга, что-нибудь сломать, надерзить учителю и др
На контрасты волевого поведения умственно отсталых школьников также обращают внимание С . Д . Забрамная [6], В . Г Петрова и И . В . Белякова [7], С . Я . Рубинштейн [8], считая их яркими проявлениями общей незрелости личности Безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство обычно проявляются в тех случаях, когда личные
интересы и потребности вступают в конфликт с социально значимой мотивацией Или когда ученику просто не хочется поступать в соответствии с хорошо известными ему нормами и правилами Так, умственно отсталые дети (и взрослые) легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если кто-либо предлагает им развлечение, но не всегда поддаются уговорам, когда надо прервать свой отдых и заняться работой
По данным О . Е . Шаповаловой и О . А. Гусаровой [9], для многих старшеклассников с нарушением интеллекта характерен низкий уровень развития таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность, старательность, сдержанность, дисциплинированность и организованность Даже на уроках школьники слабо контролировали свое поведение, не всегда воздерживались от громких реплик, время от времени пытались затеять ссору. Вспышки раздражения, сопровождаемые вербальной агрессией, нередко становились ответом на справедливые и вполне корректные замечания взрослого .
М . Е . Финогенова убедительно доказывает, что недоразвитие волевых качеств личности девушек с нарушением интеллекта следует рассматривать в числе основных причин, затрудняющих их адаптацию в условиях интегрированного профессионального обучения и обусловливающих необходимость особых программ психолого-педагогического сопровождения [10] . То есть развитие воли лиц с нарушением интеллекта требует внимания даже после окончания ими специальной (коррекционной) школы .
Как отмечал С . Л . Мирский [11], целенаправленное внимание взрослых к воспитанию у школьников с нарушением интеллекта самостоятельности, ответственности, способности к самоконтролю и других волевых характеристик способствует уменьшению импульсивных проявлений в поведении . Их деятельность становится более результативной
и мотивированной, преодолеваются проблемы, связанные с межличностным взаимодействием, что подчеркивает важность вопросов, затрагиваемых в данной статье
В нашем исследовании, посвященном изучению волевых качеств личности, приняли участие 25 школьников с легкой степенью умственной отсталости (учащиеся 7-8-го классов специальной (коррекционной) школы г Биробиджана) Особое внимание мы уделили выявлению уровня развития и особенностей проявления учащимися старших классов ответственности, которая рассматривается в числе наиболее значимых характеристик волевого поведения
В исследовании была задействована оригинальная авторская методика «По моей воле», апробированная при активном участии педагогов, психологов и студентов . Эта методика была направлена на изучение ответственности старшеклассников за свое поведение, за успехи в делах и межличностном взаимодействии, за судьбу в целом .
Под ответственностью мы подразумеваем осознанное отношение к нормам и правилам, регламентирующим поведение человека в обществе, к своим обязанностям, возможностям и жизненным перспективам Испытуемым предлагали выразить свое согласие или несогласие со следующими положениями:
1 . Если я буду хорошо относиться к другим людям, то и они будут добры со мной
2 . Если человека никто не любит -это от него не зависит
3 . Я стараюсь выполнять свои обещания
4 . Человек не всегда может сделать то, что он обещал
5 Если я захочу, то могу успешно выполнить любое поручение
6 . Каким будет результат той или иной работы - это дело случая
7 Мои желания обычно исполняются, если хорошо потрудиться
8 Исполнение тех или иных желаний зависит только от везения
9 . Я стараюсь делать то, что считаю нужным и полезным
10 . Люди вынуждены делать то, чего от них требуют другие
11 Если меня наказывают, чаще всего виноват я сам
12 Людям часто попадает ни за что
13 Если у меня что-то не получается, значит, я поленился
14 Любая неудача - это просто невезение
15 Мне надо научиться управлять своим поведением
16 . Поведение человека часто зависит не от него самого, а от внешних обстоятельств .
17 . Мое будущее в моих руках .
18 Будущее человеку обеспечивают его родители
Все суждения, составляющие данную методику, сгруппированы попарно . Нечетными номерами обозначены высказывания от первого лица и согласие с ними (ответ «да») отражает ответственное, осознанное отношение к той или иной стороне социальной действительности Четные положения затрагивают те же явления, но сформулированы в нейтральной, безличной форме и выражают противоположную точку зрения Они носят проективный характер и служат своего рода экраном для отражения личного опыта, переживаний, отношений самих испытуемых . Согласие с такими суждениями говорит о недостаточно сформировавшейся ответственности, об отношении к успехам и неудачам как к результату действия других людей либо внешних обстоятельств В процессе обработки полученных результатов мы оценивали в 1 балл ответы «да» по нечетным высказываниям и ответы «нет» по четным . Затем подсчитывали сумму баллов и делали вывод об уровне развития ответственности:
Высокий уровень - 13-18 баллов;
Средний уровень - 7-12 баллов;
Низкий уровень - 1-6 баллов
Исследование показало, что формирование у школьников с нарушением интеллекта такого волевого качества личности, как ответственность, связано с особыми трудностями . Как выяснилось, ни у кого из наших испытуемых она не проявляется на высоком уровне
Результаты работы 17 школьников (68%) позволили сделать вывод о среднем уровне ответственности (7-12 баллов) . Оказалось, что им вполне доступно понимание того, что жизненные успехи во многом зависят от самого человека, от его поведения, отношения к своим обязанностям и другим людям . А вот неудачи большинство испытуемых этой группы все-таки приписывали злонамеренному вмешательству других людей, неблагоприятному стечению обстоятельств или банальному невезению
Отметим, что все школьники со средним уровнем ответственности говорили, что стараются выполнять свои обещания (или совсем ничего не обещать), при желании могут успешно выполнить любое поручение (но этого хочется не всегда) и обычно делают то, что считают нужным и полезным (даже если взрослые думают иначе) . Большинство испытуемых этой группы отмечали, что хотели бы научиться управлять своим поведением (близкие люди советуют), хотя соглашались и с суждениями о том, что от самого человека далеко не всегда зависит как отношение к нему других людей, так и его собственное поведение Но лишь немногие согласились с тем, что наказывают их в основном за дело, а причиной неуспеха чаще всего является не банальное невезение, а лень-матушка
У восьми старшеклассников (32%) ответственность проявилась на низком уровне (1-6 баллов) Их отношение к абсолютному большинству суждений данной методики показало, что они не считают себя людьми, чья судьба находится
в их собственных руках, и не готовы признать свою ответственность за все, и хорошее, и плохое, что происходит с ними в жизни . Характер взаимодействия с окружающими людьми эти школьники никак не связывают со своим поведением по отношению к ним, не считают обязательным выполнение обещаний (мало ли чего скажешь, не подумав) Почти все они не выражают уверенности в своей способности добиться успеха в каком-либо нужном и полезном деле, зато уверены в том, что наказывают их, как правило, несправедливо, поскольку поведение человека практически не зависит от него самого Так, поясняя свой вариант отношения к суждению «любая неудача - это просто невезение», один школьник сказал, что действительно, если никто не заметит твою «косичку» (проступок, оплошность в поведении), то и наказания не будет
Беседа с учителями подтвердила данные, полученные с помощью методики «По моей воле» . Эти 8 испытуемых чаще своих сверстников проявляли тенденцию к отказу от выполнения поручений или пытались переложить их на плечи другого («а можно сегодня за меня Лена подежурит, она сама хочет», «помогите, у меня не получается») . Даже будучи зачинщиками ссоры или драки, в процессе беседы с педагогом они сводили свое участие к элементарной самозащите (он первый начал, я ничего такого не сделал) . А ответом на справедливые и вполне корректные замечания взрослого, например, о необходимости устранить допущенные при выполнении какого-либо задания недочеты, нередко были вспышки раздражения, сопровождаемые вербальной агрессией и уходом из класса
Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость целенаправленной и систематической работы над развитием у школьников с нарушением интеллекта волевых качеств личности, и в первую очередь
ответственности, от которой в значительной степени зависит успешность их социальной адаптации . Доброжелательная требовательность, похвала, одобрение, личный пример, доверие взрослого не только поможет добиться более или менее осознанного отношения школьников к имеющимся проблемам, связанным с недоразвитием воли, но и послужит хорошим
мотивом к проявлению ими ответственности, самостоятельности и других волевых качеств личности Но процесс коррекции и развития воли, как и других высших психических функций, при умственной отсталости требует длительного времени и серьезных усилий, а также более глубокого, чем в массовых образовательных учреждениях, индивидуального подхода
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. С. 321-354.
2. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянська школа, 1978. 87 с.
3. Лаужикас И. П. Очерки по воспитанию воли учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Вильнюс, 1967. 64 с.
4. Царцидзе М. Г. Особенности волевого поведения у умственно отсталых детей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1985. 23 с.
5. Шаповалова О. Е., Коржаева А. А. Проявление школьниками с нарушением интеллекта позитивных и негативных переживаний в учебной деятельности // Казанская наука. 2015. № 5. С. 194-196.
6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Вла-дос, 1995. 112 с.
7. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
9. Шаповалова О. Е., Гусарова О. А. Изучение волевых качеств личности старших школьников с нарушением интеллекта в трудовой деятельности // Казанская наука. 2016. № 1. С. 116-118.
10. Финогенова М. Е. Особенности социально-личностного развития девушек с интеллектуальной недостаточностью в процессе адаптации к условиям интегрированного учебно-профессионального обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 26 с.
11. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
REFERENCES
1. Vygotskiy L. S. Problema umstvennoy otstalosti. In: Vygotskiy L. S. Osnovy defektologii. St. Petersburg: Lan, 2003. Pp. 321-354.
2. Kolominskiy N. L. Razvitie lichnosti uchashchikhsya vspomogatelnoy shkoly. Kiev: Radyanska shkola, 1978. 87 p.
3. Lauzhikas I. P. Ocherki po vospitaniyu voli uchashchikhsya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Vilnius, 1967. 64 p.
4. Tsartsidze M. G. Osobennosti volevogo povedeniya u umstvenno otstalykh detey. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1985. 23 p.
5. Shapovalova O. E., Korzhaeva A. A. Proyavlenie shkolnikami s narusheniem intellekta pozitivnykh i negativnykh perezhivaniy v uchebnoy deyatelnosti. Kazanskaya nauka. 2015, No. 5, pp. 194-196.
6. Zabramnaya S. D. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detey. Moscow: Vlados, 1995. 112 p.
7. Petrova V. G., Belyakova I. V. Psikhologiya umstvenno otstalykh shkolnikov. Moscow: Akademiya, 2002. 160 p.
8. Rubinshteyn S. Ya. Eksperimentalnye metodiki patopsikhologii. Moscow: EKSMO-Press, 1999. 448 p.
9. Shapovalova O. E., Gusarova O. A. Izuchenie volevykh kachestv lichnosti starshikh shkolnikov s narusheniem intellekta v trudovoy deyatelnosti. Kazanskaya nauka. 2016, No. 1, pp. 116-118.
10. Finogenova M. E. Osobennosti sotsialno-lichnostnogo razvitiya devushek s intellektualnoy nedostatochnostyu v protsesse adaptatsii k usloviyam integrirovannogo uchebno-professionalnogo obucheniya. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Nizhny Novgorod, 2011. 26 p.
11. Mirskiy S. L. Individualnyy podkhod k uchashchimsya vspomogatelnoy shkoly v trudovom obuchenii. Moscow: Pedagogika, 1990. 160 p.
Шаповалова Ольга Евгеньевна, доктор психол . наук, профессор, зав . кафедрой кор-рекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема e-mail: [email protected]
Shapovalova Olga E., ScD in Psychology, Full Professor, Head of Department of Correctional Pedagogics, Psychology and Speech Therapy, Sholom-Aleichem Priamursky State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2021 The article was received on 25.03.2021