Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ОТНОШЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРАВИЛА / ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / MENTAL RETARDATION / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / RULES OF BEHAVIOR / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью воспитания у школьников с легкой степенью умственной отсталости социально приемлемого поведения, которое является залогом их успешной интеграции в общество. Целью данного исследования является изучение особенностей отношения умственно отсталых учащихся младших классов к правилам поведения в школе. В статье рассматривается современное состояние этой актуальной проблемы в отечественной дефектологии, приводятся фактические данные, по-новому характеризующие личность и поведение детей с нарушением интеллекта. С учащимися была проведена беседа и оригинальная методика, построенная на решении проблемных ситуаций. Полученные данные показали, что ихх отношение к правилам поведения в школе является поверхностным, неустойчивым и недостаточно осознанным, что говорит о важности особого внимания к вопросам, касающимся психолого-педагогического сопровождения таких детей. Материалы и результаты данного исследования существенно дополняют имеющиеся в науке представления об особенностях поведения умственно отсталых младших школьников. Они могут успешно использоваться в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN TO THE RULES OF BEHAVIOR IN SCHOOL

The relevance of the problem under study is due to the need to educate schoolchildren with a slight degree of mental retardation in socially acceptable behavior, which is the key to their successful integration into society. The purpose of this research is to study the specifics of the attitude of mentally retarded elementary school students to the rules of behavior at school. The article reviews the current state of this topical problem in Russian defectology and provides new data on the personality and behavior of children with intellectual disabilities. A conversation and an original method based on solving problem situations were held with pupils. The findings revealed that their attitude toward the rules of school behavior is superficial, unstable, and insufficiently understood, indicating the importance of paying special attention to issues related to psychological and pedagogical support of such children. The materials and findings of this study significantly supplement the existing scientific understanding of behavior of mentally retarded primary school children. They can be successfully used in the educational process of the special (correctional) school.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ»

УДК 376.4 ББК 74.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-112-117

ОТНОШЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ К ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

О. Е. Шаповалова

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью воспитания у школьников с легкой степенью умственной отсталости социально приемлемого поведения, которое является .залогом их успешной интеграции в общество. Целью данного исследования является изучение особенностей отношения умственно отсталых учащихся младших классов к правилам поведения в школе. В статье рассматривается современное состояние этой актуальной проблемы в отечественной дефектологии, приводятся фактические данные, по-новому характеризующие личность и поведение детей с нарушением интеллекта. С учащимися была проведена беседа и оригинальная методика, построенная на решении проблемных ситуаций. Полученные данные показали, что их отношение к правилам поведения в школе является поверхностным, неустойчивым и недостаточно осознанным, что говорит о важности особого внимания к вопросам, касающимся психолого-педагогического сопровождения таких детей. Материалы и результаты данного исследования существенно дополняют имеющиеся в науке представления об особенностях поведения умственно отсталых младших школьников. Они могут успешно использоваться в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы.

Ключевые слова: умственная отсталость, младшие школьники, правила, поведение, отношение.

ATTITUDE OF MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN TO THE RULES OF BEHAVIOR IN SCHOOL

O. E. Shapovalova

Abstract. The relevance of the problem under study is due to the need to educate schoolchildren with a slight degree of mental retardation in socially acceptable behavior, which is the key to their successful integration into society. The purpose of this research is to study the specifics of the attitude of mentally retarded elementary school students to the rules of behavior at school. The article reviews the current state of this topical problem in Rus-

© Шаповалова О. Е., 2020

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

sian defectology and provides new data on the personality and behavior of children with intellectual disabilities. A conversation and an original method based on solving problem situations were held with pupils. The findings revealed that their attitude toward the rules of school behavior is superficial, unstable, and insufficiently understood, indicating the importance of paying special attention to issues related to psychological and pedagogical support of such children. The materials and findings of this study significantly supplement the existing scientific understanding of behavior of mentally retarded primary school children. They can be successfully used in the educational process of the special (correctional) school.

Keywords: mental retardation, junior schoolchildren, rules of behavior, attitude

Вопросы, касающиеся качества подготовки учащихся с легкой степенью умственной отсталости к самостоятельной жизни в обществе, сегодня привлекают особое внимание специалистов. Эти вопросы решаются в контексте личностно-ориентированного подхода, согласно которому каждый такой ребенок, как и при нормальном развитии, является уникальной личностью и полноценным субъектом психолого-педагогического сопровождения.

Под умственной отсталостью понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, основу которого составляет органическое поражение центральной нервной системы. Но, как писал Л. С. Выготский [1], умственная отсталость - это общий дефект, так или иначе затрагивающий все стороны психики, а нарушение интеллекта - лишь центральное звено на фоне общей картины своеобразного развития.

В работах С. Д. Забрамной [2], Д. Н. Исаева [3], В. Г. Петровой и И. В. Беляковой [4], С. Я. Рубинштейн [5] и других специалистов рассматриваются особенности познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер при умственной отсталости, которые обусловливают наличие особых образовательных потребностей и существенно затрудняют социальной становление личности.

Из-за снижения интеллектуальной и волевой регуляции школьники с нарушением интеллекта не всегда способны контролировать свое поведение, их эмоциональные реакции могут не соответствовать внешним воздействиям, а высшие, социально зрелые чувства формируются с большим опозданием [6]. Тем не менее личность учащихся с

легкой степенью умственной отсталости, как и в норме, развивается в ходе взаимодействия с окружающими людьми по мере включения в разные виды деятельности.

Для младшего школьника, вне зависимости от типа его развития, ведущим видом деятельности является учеба. Она целенаправленна, произвольна и связана с появлением новых постоянных обязательств, которые определяют положение ребенка среди сверстников. При нормальном развитии вступление в новые социальные отношения стимулирует выработку эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и формирование осознанного отношения к своим правам и обязанностям. У младших школьников интенсивно развиваются высшие, социально обусловленные чувства.

Образовательная среда специальной (коррекционной) школы гибко варьируется, выстраиваясь в соответствии с реальными возможностями учащихся и создавая условия, оптимально способствующие развитию их личности. По мнению А. С. Белкина, дети с нарушением интеллекта в начальных классах тоже учатся реагировать на успех и неудачу, строить взаимоотношения с другими детьми и оценивать свои возможности. У них закладываются основы уважительного отношения к старшим, ответственности и самостоятельности [7]. Но, как показало наше исследование, такие качества личности, как дисциплинированность, организованность, ответственность и самостоятельность, довольно слабо проявляются даже у старших умственно отсталых школьников. Некоторые из них легко могли отказаться от выполнения того или иного задания или просто игнорировать требование

учителя, не испытывая при этом ни малейшего эмоционального дискомфорта [8].

Что же касается младших школьников с нарушением интеллекта, то в ходе учебной деятельности мы неоднократно наблюдали их совершенно неуправляемое поведение в тех ситуациях, которые затрудняли реализацию притязания на признание окружающих. Например, вполне корректное замечание учителя могло вызвать слезы, резкие движения и высказывания и даже самовольный уход из класса [9].

Обобщение опыта учителей и воспитателей, реализующих особые образовательные потребности умственно отсталых младших школьников, показывает, что работу по воспитанию у таких детей социально приемлемого поведения они считают одним из наиболее сложных аспектов своей профессиональной деятельности. К довольно часто встречающимся нарушениям правил поведения в школе педагоги относят непослушание, физическую и вербальную агрессию, присваивание чужого, отказ от выполнения учебных заданий, баловство на переменах и уроках и даже курение. Дети легко вовлекаются в ссоры и драки, не могут противостоять дурному примеру и подстрекательству к хулиганским действиям.

Е. Л. Инденбаум [10], И. А. Коробейников [11], П. О. Омарова [12] и другие отмечают, что воспитание социально приемлемого поведения младших умственно отсталых школьников осложнено фрагментарностью и недостаточной осознанностью их нравственных представлений, недоразвитием коммуникативных и социальных навыков, а также трудностями усвоения правил поведения в различных жизненных ситуациях. Одни из этих правил не вполне понятны таким учащимся, другие они усваивают только в применении к сугубо определенным, конкретным условиям, а третьи не выполняют свою роль регуляторов поведения из-за недостаточно осознанного, неправильного отношения.

В данном исследовании приняли участие 15 учеников 3-го и 4-го классов специальной (коррекционной) школы города Биробиджана. Оно было направлено на изучение отно-

шения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости к правилам поведения в школе, которая для них является и местом, где получают знания, и средой, способствующей социальному становлению личности, и своего рода моделью общества в целом. А чтобы быть принятой обществом, личность должна принимать присущие этому обществу нормы и ценности, которые находят отражение в правилах поведения. С испытуемыми в индивидуальной форме проводилась беседа о правилах поведения и оригинальная авторская методика «Два ответа».

В ходе беседы мы задавали школьникам вопросы о том, какие правила поведения в школе они знают, считают ли обязательным их выполнение и всегда ли стараются вести себя в соответствии с ними. Мы также спрашивали их об отношении к тем ребятам, которые намеренно нарушают всем известные правила поведения в школе.

Как выяснилось, все они довольно хорошо знают эти правила, что говорит о приемлемом уровне коррекционно-воспитательной работы в образовательном учреждении. Правда, самостоятельно никто из учеников не смог назвать больше 1-2 утверждений, в основном касающихся дисциплины на уроке (не выкрикивать с места, поднимать руку, внимательно слушать учителя, не опаздывать и др.). Но на дополнительные вопросы типа «Хорошо ли бегать по коридорам на переменах?», «Можно ли ругаться грубыми словами?» или «Допустимо ли портить школьное имущество?» отвечали уверенно и без ошибок.

Семь школьников сказали, что считают выполнение правил поведения обязательным и сами стараются их не нарушать, хотя это не всегда получается. Но ответы детей на уточняющий вопрос «Почему надо соблюдать правила поведения?» показали невысокий уровень осознания нравственного смысла хорошо известных им правил. Суть их ответов сводилась к простому выполнению требований взрослых (так сказала учительница, чтобы не ругали, так положено и др.). Ответы пяти учеников были неопределенными (не знаю, смотря какие правила и др.). А три ученика (мальчики) от-

ветили, что когда никто из взрослых не видит, то выполнять правила не обязательно.

Говоря о своем отношении к тем, кто намеренно нарушает правила, только восемь младших школьников заявили, что плохое поведение заслуживает соответствующего отношения. Другие семь учеников сказали, что товарищей надо прощать, а за свое поведение озорникам и так придется отвечать перед учительницей или директором.

То есть беседа показала, что младшие школьники с нарушением интеллекта неплохо осведомлены об основных правилах поведения в школе, но не все из них достаточно глубоко осознают их нравственный смысл и по-разному относятся к необходимости неукоснительного соблюдения правил.

При выполнении методики «Два ответа» мы поочередно предлагали школьникам 5 неоконченных рассказов, представляющих собой проблемные ситуации, решать которые они должны были в соответствии со своим отношением к правилам поведения в школе:

• На перемене Саше было весело. Он с удовольствием бегал по коридору, иногда толкая ребят. Вдруг из класса вышла учительница. Она остановила Сашу и сделала ему строгое замечание. Саша ответил:...

• Вася и Миша сидели за одной партой и были друзьями. Однажды Миша предложил другу потихоньку уйти с последнего урока, а потом что-нибудь соврать, чтобы не попало. Вася подумал и сказал:...

• У Коли была красивая ручка, Гриша всегда хотел именно такую. Он даже пробовал поменяться, но Коля отказался. После большой перемены Гриша зашел в класс первым и увидел Колину ручку у него на столе. Гриша посмотрел на нее и ...

• Ваня сказал Косте, что, когда ему на уроке становится скучно, он делает вид, что внимательно слушает учительницу, а сам тем временем вспоминает смешные мультики. Костя ему ответил:...

• Алеша нарисовал на столе забавного котенка. Когда учительница повернулась к доске, он тихонько предложил соседу Гене дорисовать котенку усы и хвост. Гена тоже тихо сказал: .

(Для девочек мужские имена персонажей заменялись на женские.)

По каждой ситуации испытуемые отвечали на следующие два вопроса:

1. Как ты думаешь, что сделает (скажет) мальчик (девочка)?

2. А что бы ты сам сделал (сказал) в такой ситуации?

Ответ на первый вопрос показывал наиболее вероятный вариант поведения самого испытуемого в заданной ситуации, его готовность к соблюдению или нарушению правил поведения. Второй вопрос давал представление о знании соответствующих норм поведения, об эмоциональном отношении к этим нормам и о желании соответствовать положительному нравственному эталону.

Статистическая обработка полученных данных не проводилась, а в качестве критерия для качественного анализа ответов рассматривалась готовность младших школьников к соблюдению или нарушению норм и правил поведения в школе. Так, за ответы, показывающие готовность к соблюдению общепринятых норм и правил, мы ставили 1 балл, а неопределенные или негативные ответы, указывающие на склонность к нарушению правил поведения без учета возможных последствий, не оценивались (0 баллов). Затем подсчитывалась общая сумма баллов по двум вопросам. Высокому уровню выполнения задания соответствовала сумма 8-10 баллов, среднему - 4-7 баллов. Результат 0-3 балла мы рассматривали как низкий уровень выполнения задания и несформированное отношение к правилам поведения.

Как и беседа, данная методика показала, что отношение младших умственно отсталых школьников к правилам поведения в школе нуждается в серьезной коррекции. На высоком уровне с заданием справились всего четыре школьника (3 девочки и 1 мальчик). Абсолютное большинство их ответов указывало на готовность решить заданные ситуации в соответствии с известными им правилами («Саша ответил, что больше так не будет»; «Гриша не стал трогать чужую ручку»; «Я не рисовала бы на столе, а подруге сказала бы, что надо все стереть» и др.).

Отметим, что в нашем исследовании результаты работы девочек были несколько выше, чем у мальчиков. Но девочек было всего 5, в два раза меньше, чем мальчиков, поэтому мы не можем делать однозначных выводов о наличии гендерных особенностей отношения младших школьников с нарушением интеллекта к правилам поведения в школе.

Результаты работы шести испытуемых соответствовали среднему уровню. Причем, как мы и ожидали, на первый вопрос, предполагающий проекцию собственного отношения к правилам на поведение другого человека, они отвечали менее успешно, чем на второй. То есть, по их словам, сами они почти во всех этих ситуациях повели бы себя вполне достойно, а вот другой мальчик или девочка обязательно поддались бы искушению и нарушили то или иное правило поведения в школе.

Еще у пяти учеников отношение к правилам поведения оказалось на низком уровне. Неопределенных ответов («не знаю», «молчал бы», «просто смотрел» и др.) было меньше, чем откровенно негативных («продолжал бы бегать, пусть орет»; «забрал ручку себе, не будет жадничать»; «дорисовал бы, я люблю котят» и др.). Тем не менее полученные данные

свидетельствуют о том, что в любой проблемной ситуации подлинным регулятором поведения этих учеников, вероятнее всего, будут не их знания об общепринятых нормах и правилах, а эмоциональный импульс.

Таким образом, данное исследование показало, что младшие школьники с нарушением интеллекта неплохо ознакомлены с правилами поведения в школе и знают, какой способ поведения в той или иной ситуации следует выбрать. Но не все эти правила приобрели для учеников личностную значимость, поэтому эмоциональная привлекательность какого-либо нежелательного действия нередко оказывается более сильным стимулом. Слабость основных регуляторных систем психики, а также поверхностное, неустойчивое и недостаточно осознанное отношение к правилам поведения негативно отражаются на готовности учащихся ориентироваться на эти правила в реальном поведении как в школе, так и за ее пределами. Все это подчеркивает необходимость дальнейшего изучения отношения младших школьников с нарушением интеллекта к правилам поведения в школе и поиска новых, более эффективных средств коррекци-онно-воспитательного воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости // Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПБ.: Лань, 2003. С. 321-354.

2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 1995. 112 с.

3. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 309 с.

4. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.

5. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

6. Шаповалова О. Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2006. 47 с.

7. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Академия, 2007. 112 с.

8. Шаповалова О. Е., Гусарова О. А. Изучение волевых качеств личности старших школьников с нарушением интеллекта в трудовой деятельности // Казанская наука. 2016. № 1. С. 116-118.

9. Шаповалова О. Е., Коржаева А. А. Проявление школьниками с нарушением интеллекта позитивных и негативных переживаний в учебной деятельности // Казанская наука. 2015. № 5. С. 194-196.

10. Инденбаум Е. Л. Школьники с легкими формами интеллектуальной недостаточности: психолого-педагогическая диагностика и характеристики психосоциального развития: монография. Иркутск: ВСГАО, 2012. 180 с.

11. Коробейников И. А. О некоторых особенностях формирования культурного поведения у умственно отсталых детей в условиях психической депривации // Дефектология. 2011. № 3. С. 24-27.

12. Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. М.: Речь, 2009. 160 с.

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Problema umstvennoy otstalosti. In: Vygotskiy L. S. Osnovy defektologii. St. Petersburg: Lan, 2003. Pp. 321-354.

2. Zabramnaya S. D. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detey. Moscow: Vlados, 1995. 112 p.

3. Isaev D. N. Umstvennaya otstalost u detey ipodrostkov. St. Petersburg: Rech, 2003. 309 p.

4. Petrova V G., Belyakova I. V. Psikhologiya umstvenno otstalykh shkolnikov. M.: Aka-demiya, 2002. 160 p.

5. Rubinshteyn S. Ya. Eksperimentalnye metodikipatopsikhologii. Moscow: EKSMO-Press, 1999. 448 p.

6. Shapovalova O. E. Emotsionalnoe razvitie umstvenno otstalykh shkolnikov. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Nizhny Novgorod, 2006. 47 p.

7. Belkin A. S. Nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya vspomogatelnoy shkoly. Moscow: Akademiya, 2007. 112 p.

8. Shapovalova O. E., Gusarova O. A. Izuchenie volevykh kachestv lichnosti starshikh shkolnikov s narusheniem intellekta v trudovoy deyatelnosti. Kazanskaya nauka. 2016, No. 1, pp. 116-118.

9. Shapovalova O. E., Korzhaeva A. A. Proyavlenie shkolnikami s narusheniem intellekta pozitivnykh i negativnykh perezhivaniy v uchebnoy deyatelnosti. Kazanskaya nauka. 2015, No. 5, pp. 194-196.

10. Indenbaum E. L. Shkolniki s legkimi formami intellektualnoy nedostatochnosti: psikholo-go-pedagogicheskaya diagnostika i kharakteristiki psikhosotsialnogo razvitiya: mono-grafiya. Irkutsk: VSGAO, 2012. 180 p.

11. Korobeynikov I. A. O nekotorykh osobennostyakh formirovaniya kulturnogo povedeniya u umstvenno otstalykh detey v usloviyakh psikhicheskoy deprivatsii. Defektologiya. 2011, No. 3, pp. 24-27.

12. Omarova P. O., Bazhukova O. A. Psikhologiya obshcheniya i povedeniya umstvenno ot-stalogo shkolnika. Moscow: Rech, 2009. 160 p.

Шаповалова Ольга Евгеньевна, доктор психол. наук, профессор, заведующий кафедрой кор-рекционной педагогики, психологии и логопедии, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

e-mail: olya.shapovalova.1962@mail.ru

Shapovalova Olga E., ScD in Psychology, Professor, Chairperson, Correctional Pedagogy, Psychology and Logopedics Department, Sholom Aleichem Priamursk State University

e-mail: olya.shapovalova.1962@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2020 The article was received on 06.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.