Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3470
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / САМООБЛАДАНИЕ / СИЛА ВОЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема развития воли в подростковом возрасте. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства подростков преобладает средний и низкий уровень развития силы воли, а также низкий и средний уровень развития волевых качеств. У них мало выражены или полностью отсутствуют самообладание, настойчивость, саморегуляция, подростки не умеют справляться с не желаемыми препятствиями. На этапе формирующего эксперимента реализована программа развития волевых качеств, необходимых для успешного преодоления препятствий. Статистический анализ данных контрольного эксперимента показал, что произошли значимые изменения по показателям волевой саморегуляции (общий показатель, настойчивость, самообладание). Это наблюдается в возрастании у подростков уровней развития силы воли до среднего и высокого, уменьшении количества испытуемых с низким уровнем развития силы воли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF STRONG-WILLED QUALITIES IN ADOLESCENCE

The article deals with the problem of will development in adolescence. The results of the ascertaining experiment showed that the majority of adolescents have a medium and low level of development of willpower as well as a low and medium level of development of volitional qualities. They have little or no self-control, perseverance, self-regulation, teenagers do not know how to cope with unwanted obstacles. At the stage of the formative experiment, a program for the development of strong-willed qualities necessary for successful overcoming of obstacles was implemented. Statistical analysis of the control experiment data showed that there were significant changes in the indicators of volitional self-regulation (general indicator, perseverance, self-control). This is observed in the increase in adolescents' levels of willpower development to medium and high, and a decrease in the number of subjects with a low level of willpower development.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9 DOI 10.52772/25420291_2021_2_202

Елена Анатольевна Быкова г. Шадринск

К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте

В статье рассматривается проблема развития воли в подростковом возрасте. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства подростков преобладает средний и низкий уровень развития силы воли, а также низкий и средний уровень развития волевых качеств. У них мало выражены или полностью отсутствуют самообладание, настойчивость, саморегуляция, подростки не умеют справляться с не желаемыми препятствиями. На этапе формирующего эксперимента реализована программа развития волевых качеств, необходимых для успешного преодоления препятствий. Статистический анализ данных контрольного эксперимента показал, что произошли значимые изменения по показателям волевой саморегуляции (общий показатель, настойчивость, самообладание). Это наблюдается в возрастании у подростков уровней развития силы воли до среднего и высокого, уменьшении количества испытуемых с низким уровнем развития силы воли.

Ключевые слова: подростковый возраст, воля, волевая саморегуляция, настойчивость, самообладание, сила воли.

Elena Anatolyevna Bykova

Shadrinsk

To the question of the formation of strong-willed qualities in adolescence

The article deals with the problem of will development in adolescence. The results of the ascertaining experiment showed that the majority of adolescents have a medium and low level of development of willpower as well as a low and medium level of development of volitional qualities. They have little or no self-control, perseverance, self-regulation, teenagers do not know how to cope with unwanted obstacles. At the stage of the formative experiment, a program for the development of strong-willed qualities necessary for successful overcoming of obstacles was implemented. Statistical analysis of the control experiment data showed that there were significant changes in the indicators of volitional self-regulation (general indicator, perseverance, self-control). This is observed in the increase in adolescents' levels of willpower development to medium and high, and a decrease in the number of subjects with a low level of willpower development.

Keywords: adolescence, will, volitional self-regulation, perseverance, self-control, willpower.

Развитие устойчивой волевой сферы детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в подростковом возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.

Адекватно сформированные способности к волевой регуляции собственных поведения и деятельности являются одним из наиболее важных показателей гармоничности индивидуально-личностного развития ребенка, необходимым условием его социально-психологической адаптации к различным детским коллективам, процессу обучения в школе.

Многие школьники недостаточно способны самостоятельно организовывать учебную деятельность (планировать, осуществлять текущий контроль, оценивать результаты, корректировать). Они имеют низкий уровень развития таких важных для обучения волевых качеств личности, как самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, организованность, инициативность, целеустремленность, саморегуляция поведения, мужество, выдержка. В свою очередь, недостаточный уровень, развития таких волевых качеств как терпеливость, инициативность в общении, само-

контроль снижают общий уровень социальной адаптации ребенка в детском коллективе, не позволяют оптимизировать общение и налаживать бесконфликтное сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми в процессе обучения.

Волевые качества личности являются основой регулятивных учебных действий. Согласно ФГОС основного общего образования «...ребенком должны быть освоены универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также должна быть развита способность их использования в учебной и познавательной сфере. Регулятивные УУД ребенка предполагают умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.» [5].

Проблема формирования волевых качеств личности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание ученых (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, А.Ц. Пуни, Н.Д. Левитов, А.В. Веде-нов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик и др.).

За последние годы общим проблемам воли и волевой регуляции посвящено значительное число работ (А.Г. Асмолов, А.В. Быков, Ю.А. Васильева, В.Н. Дружинин, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Н.Н. Обозов, А.Э. Пасниченко, Е.А. Пуртова, А.И. Фролов, С.А. Шапкин, Т.И. Шульга).

Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвящённых проблеме онтогенеза воли, её структурных компонентов, более детальный анализ проблемы позволяет выделить ряд противоречий:

1. На социально-психологическом уровне -между потребностью родителей и школы в создании условий для развития волевых качеств подростка и реальной ситуацией школьного обучения, в которой волевые качества подростка не всегда достаточно актуализированы и процесс их формирования не организован.

2. На научно-теоретическом уровне - между большим количеством психологических исследований, посвященных изучению структуры волевой сферы, особенностей её развития в онтогенезе и недостаточной разработанностью проблемы исследования приёмов и способов формирования волевых качеств в подростковом возрасте.

Таким образом, в качестве основной проблемы исследования выделяется проблему изучения особенностей развития волевой сферы подростка, приёмов и способов формирования волевых качеств в подростковом возрасте.

Признавая за волей функции побуждения и выбора действий, Л.С. Выготский главным в проблеме воли считал произвольную регуляцию поведения и психических процессов. Отсюда меняется и контекст, в котором ставится вопрос о воле. Первичной проблемой становится не порождение действия, а «овладение собой». В рамках этой проблемы воля есть одна из стадий «овладения собственным поведением» [1, С. 7].

Д.Б Эльконин считает, что воля человека проявляется в его практической деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств. Волевые качества - это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как настойчивость, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, организованность, самообладание, дисциплинированность, и др. [7].

Волевые качества не даны человеку от рождения, они формируются в ситуациях, требующих их проявления. Этот процесс разделяется на ряд периодов, каждый из которых испытывает влияние биологических и социальных факторов и определяется появлением новых способностей и перестройкой предыдущих (С. Корр, А. Бандура, А.В. Быков).

В подростковом возрасте наблюдается интенсивное овладение способами волевого регули-

рования. В целом, многие исследователи связывают переход от добровольного регулирования к добровольному регулированию с появлением интегральных личностных образований (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Миславский, В.А. Иванников, А.Е. Туровская и др.).

Волевые качества обеспечивают позитивное отношение к подростку со стороны взрослых и сверстников, повышают самооценку подростка и, прежде всего, способствуют его самообладанию. Методы самоконтроля и мобилизации личности, определяемые самим собой и разрабатываемые индивидом, начинают активно внедряться в различные виды деятельности и поведения. Овладение способами волевого регулирования делает подростков более самостоятельными, менее зависимыми от взрослых, отделяет их от мира взрослых. Это может вызвать конфликты в общении со взрослыми и разрушить существующие отношения между взрослыми и детьми [4].

В этом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, полностью перестраивается структура волевой активности. В отличие от младших школьников подростки намного чаще регулируют свое поведение с помощью внутренней стимуляции (самостимуляции) [2, С. 14].

В то же время, как указывает автор, волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе [2].

Развитие воли проявляется также и в том, что происходит рост сознательного отношения к действительности, учению, рост мотивов общественного порядка (чувство долга, ответственности). В этот период к подростку предъявляются более высокие требования, он стремится вырваться из-под опеки взрослых. Поэтому проявление самостоятельности, как важного волевого качества, здесь особенно важно, в связи с тем, что перед подростком стоит необходимость целесообразно организовывать своё поведение. Поэтому в такой период особенно важна эффективность воспитательной работы, если она слабая, то активность подростка нередко принимает отрицательные формы (упрямство, лихачество, импульсивность и тому подобное) [6].

Формирование воли у подростка должно идти по направлению развития в нем тех качеств, которые характерны для зрелого волевого поступка: умение ставить перед собой цель и стремиться к ней; умение проявлять настойчивость в преодолении встречающихся трудностей; умение овладевать собой в сложной ситуации, своими желаниями, настроением и т.д.

Ф.Б. Оруджев и О.В. Баркунова в своем исследовании отмечают, что работа по развитию воли у детей подросткового возраста может осуществляться в двух направлениях:

- преодоление специфических трудностей подросткового возраста (выбор, принятие решения и др.) с учетом своеобразия сознательной саморегуляции подростков;

- своевременное формирование у подростков высших форм волевого поведения, активно развивая те качества личности, которые его обеспечивают [3].

Уровни развития в

Таким образом, актуальность проблемы исследования доказывает необходимость изучения особенностей развития волевых качеств в подростковом возрасте и разработке программ их формирования.

Целью констатирующего этапа исследования было изучение особенностей развития волевых качеств у подростков. Общий объем выборки составил 50 подростков в возрасте 13-14 лет. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что развитие воли у подростков имеет свои специфические особенности, и не все волевые качества в этом возрасте развиты не в достаточной степени.

Для решения поставленной цели использовались методики: «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова; «Развитие волевых качеств» Е.Н. Прошицкой, С.С. Гриншпуна; «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверьковой, Е.В. Эйдмана.

Сводные данные по результатам исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

и у подростков, %

Методики Уровни «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов «Развитие волевых качеств» Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдман Итого

Высокий 42 (21 человек) 16 (8 человек) 58 (29 человек) 39 (19 человек)

Средний 42 (21 человек) 60 (30 человек) 29 (15 человек) 43 (22 человека)

Низкий 16 (8 человек) 24 (12 человек) 13 (6 человек) 18 (9 человек)

Полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что сила воли подростков находится на высоком и среднем уровнях, развитость волевых качеств у большинства детей находятся на среднем уровне, а волевая саморегуляция подростков - на высоком. Однако треть подростков продемонстрировали низкие показатели развитости волевых качеств. Это свидетельствует о том, что дети склонны к сохранению терпеливости, контролю и оценке выполняемой ими деятельности, выработке способов достижения поставленных целей, способны разумно оценивать итоги своей деятельности.

Уровни развития силы воли и вол

При этом, анализ данных позволяет заключить, что у подростков с высоким и средним уровнем силы воли преобладают высокий и средний уровни волевой саморегуляции. У детей с низким уровнем силы воли преобладает низкий уровень волевой саморегуляции (Таблица 2).

Для определения взаимосвязи силы воли и волевой саморегуляции детей подросткового возраста, был применен коэффициент корреляции К. Пирсона г (Таблица 3).

Таблица 2

ой саморегуляции подростков, %

^~Методики Уровни ^^^^ Общее значение двух методик силы воли «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверьковой и Е.В. Эйдмана

Общая Настойчивость Самообладание

Высокий 29 (14 человек) 58 (29 человек) 54 (27 человек) 60 (30 человек)

Средний 51 (26 человек) 32 (16 человек) 26 (13 человек) 30 (15 человек)

Низкий 20 (10 человек) 10 (5 человек) 20 (10 человек) 10 (5 человек)

Таблица 3

Связь воли и волевой саморегуляции подростков

Показатели «Исследование волевой саморегуляции»А.В. Зверьковой и Е.В. Эйдмана

Общая Настойчивость Самообладание

«Самооценка силы воли» Н.Н. Обозов r = 0,244 при р < 0,01 r = 0,305 при р < 0,01 r = -0,015 при р < 0,01

«Развитие волевых качеств» Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун r = 0,264 при р < 0,01 r = 0,306 при р < 0,01 r = 0,06 при р < 0,01

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что зафиксирована слабая корреляционная связь между общей волевой саморегуляцией и показателями силы воли (г = 0,244 при р < 0,01); показателями общей волевой саморегуляцией и показателями развитости волевых качеств (г = 0,264 при р < 0,01); показателями настойчивости и уровнями силы воли (г = 0,305 при р < 0,01); показателями настойчивости и уровнями развития силы воли (г = 0,306 при р < 0,01). Слабая корреляционная связь выявлена между показателями настойчивости и уровнями силы воли (г = -0,015 при р < 0,01); показателями настойчивости и уровнями развитости волевых качеств (г = 0,06 при р < 0,01).

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что дети низким уровнем волевой саморегуляции проявляют слабость силы воли, так как причиной могут служить препятствия, преодолеваемые посредством волевого усилия. Сила воли связана с такими качествами как волевая саморегуляция и настойчивость. Сила воли и волевые качества у имеют низкую корреляционную связь. Это может быть связано с тем, что самообладание в большей степени связано с проявлениями эмоциональной сферы, а волевая саморегуляция и настойчивость являются показателями поведенческого аспекта человеческой психики.

Данные, полученные в ходе исследования свидетельствуют, что треть подростков нуждаются в организации психологического сопровождения развития волевых качеств личности, что требует разработки программы коррекционно-развивающих занятий.

На этапе формирующего эксперимента нами разрабатывалась и внедрялась программа развития волевых качеств у подростков посредством формирования представления детей о природе и функциях воли, волевых качествах личности, методах их развития, а также отработки в ходе тре-нинговой работы особенностей проявления ряда качеств волевой сферы.

Цель программы: развитие волевых качеств у подростков. В качестве задач были определены следующие: 1) сформировать представления детей о природе и функциях воли, волевых качествах личности, методах их формирования и развития; 2) сформировать осознанность развития волевых качеств; 3) развить отдельные волевые качества личности (настойчивость, саморегуляцию и самообладание).

Ориентировочное количество занятий: 25; продолжительность занятий: 40 минут; возраст детей: 13-14 лет; форма проведения: групповая

Развивающие воздействия осуществляются на основе следующих механизмов:

Научения - в ходе занятий дети научились управлять своим поведением и эмоциями, что является составляющими воли, на основе отработки

навыков волевого регулирования (Упражнение «Сила языка», «Оловянный солдатик»).

Сообщение информации - в ходе групповой работы над волевыми качествами подростки получали информацию о том, какие волевые качества существуют, какую роль они играют в жизни, и для чего необходимо их развивать (беседа «Воля и волевые качества личности», лекция «Что нужно знать о воле?»).

Эмоциональная поддержка - данный механизм предполагает создание ситуации успеха у детей и эмоционального комфорта на занятии. Это способствует более активному участию детей и благоприятному настрою на занятие (Упражнения: «Улыбка по кругу», «Эстафета дружбы»).

Интериоризация - данным механизм заключается в формировании у детей внутреннего плана умственных действий на основе внешних, которые организуются, фиксируются и актуализируются посредством общения и других знаково-символических средств (Упражнение «Три движения», «Мои сильные стороны»).

Рефлексия - механизм предполагает размышление, направленное на самоанализ, на анализ своего состояния, своих поступков и произошедшего на занятии (Упражнение «Запрещенные желания», «Чувства»).

В качестве условий реализации программы были выделены: активная работа всех членов группы; интенсивность коррекционных воздействий (занятия проводятся не реже 2 раз в неделю); длительность воздействия (занятия проводятся с февраля по апрель); проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время и эмоционально положительной обстановке.

В качестве методов коррекционно-развивающей работы с подростками использовались:

Ролевая игра - дети проигрывают ситуации, чтобы применить волевые качества и стили поведения на себе (Упражнение «Спящие львы», «Поезд»).

Групповая дискуссия - совместное обсуждение с детьми ситуаций, требующих применения волевых качеств, позволяющее аргументировать свои мнения, позиции и установки в процессе непосредственного общения (Упражнение «Разбор ситуаций», «Поиск силы воли»).

Мозговой штурм - метод предполагает решение проблемных ситуаций при помощи активизации и стимулирования творческого потенциала подростков, принимающих участие в рассуждении, применяя различные волевые качества (упражнение «Как развить в себе силу воли», «Добытчики»).

Библиотерапия - с помощью данного метода происходит развитие волевых качеств у подростков посредством сказок, притч, рассказов, которые восполняют недостаток собственных об-

разов, опыта и представлений (Сказка «О двух братьях и сильной воле», притча «О силе воли»).

Психогимнастика - метод, при котором участники и общаются без помощи слов, демонстрируя различные волевые качества (Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»).

Ожидаемый результат: в конце проведенной работы предполагалось повышение уровня развитости волевых качеств подростков.

Критерии эффективности программы: повышение уровня развития настойчивости; повышение уровня развития самообладания; повышение уровня развития силы воли.

Установочный этап был разбит на две части: родительское собрание и занятия с подростками. Каждое занятие включало в себя три части: вводную, основную и заключительную.

Цель вводной части заключалась в установлении доверительных отношений, формировании общего настроя на работу и введении в общую тематику занятий.

Работа с детьми начиналась с приветствия и создания благоприятной атмосферы в группе с использованием методов, основанных на вербальной (самопрезентация) активности, предполагающих знакомство и принятие правил работы на занятиях. Для этого использовалось упражнение «Приветствие», «Имя», в которых раскрывался механизм сообщения информации. Упражнения были направлены на создание доброжелательной рабочей обстановки на занятии и облегчение вступления участников в контакт.

Упражнения основной части установочного этапа были направлены на установление доверительных отношений в тренинговой группе, создание благоприятной атмосферы, сближение участников друг с другом. Для этого использовались упражнение «Дотронься до...», игра «Съедобное-несъедобное», «Эстафета дружбы», в которых раскрывался механизм эмоциональной поддержки.

В заключительной части основным элементом является рефлексия, получение обратной связи от участников к психологу, релаксация. Было использовано упражнение «Поза покоя». В нем реализовался механизм рефлексии.

Таким образом, установочный этап, необходимый для установления доверительных отношений между детьми, сближения, достижения доброжелательной обстановки на занятии, достиг своей цели. В конце данного этапа наблюдалась открытость детей к взаимодействию между собой и с психологом, они без затруднений выполняли предложенные задания, проявляли заинтересованность, увлеченность процессом.

Занятия основного этапа предполагали формирование и развитие основных волевых качеств у подростков.

В вводной части занятий упражнения были направлены на создание благоприятного настроя

на работу на занятии. Были использованы следующие упражнения: «Я желаю тебе... », «Улыбка по кругу». В них раскрывался механизм эмоциональной поддержки.

В основной части упражнения были направлены на формирование у подростков представлений о воле, волевых качествах личности и желание развивать их, а также на само развитие волевых качеств. Использовались такие упражнения, как «Оловянный солдатик», «Мои сильные стороны», «Запрещенные желания», упражнение-памятка «Как выработать у себя силу воли». В данных упражнениях реализовывались механизмы научения, сообщения информации, интериориза-ции, рефлексии.

Упражнение «Мои сильные стороны» проводилось с целью формирования осознанности собственной силы воли, развития целеустремленности. Оно предполагало несколько этапов. Участникам требовалось составить список своих сильных сторон (сначала записывать всё, что приходило в голову). Затем, нужно было выбрать стороны, которые нравятся, доставляют удовольствие. Следующий этап - выбрать качества, которые приносят успех, и ответить себе на вопросы: окружающие часто говорят, что у вас способности к этому? Занимаясь этим видом деятельности, проявляя эти качества, вы получаете признание, награду, похвалу? И, в заключении, нужно было выписать на отдельный лист свои сильные стороны и связать их с важными целями.

В упражнении «Запрещенные желания», направленного на развитие такого волевого качества как решительность, участники воображали, что в конце комнаты на стуле находится их «запрещенное» желание. Нужно было подойти к нему и сделать с ним всё, что захочется. Дети имели возможность попросить «помощь зала» при затруднениях. На заданные рефлексивные вопросы после выполнения упражнения, участники давали следующие ответы: Что вы ощущали, когда были один на один со своим желанием? (Б.К.: - я сразу представила свое желание и то, как я к нему иду, скоро оно исполнится, я рада). Какое волевое качество вы применяли в данном упражнении? (П.О.: - мне кажется, что это либо решительность, либо мужество). В ходе проведения упражнения было видно, что большинство детей легко включились в работу без каких-либо значительных трудностей, но были дети, которые обращались за помощью к остальным участникам, так как испытывали затруднения, они не могли проявить свои эмоции.

Упражнение-памятка «Как выработать у себя силу воли» проводилось с целью помощи в раскрытии волевого потенциала личности. Данное упражнение требовало от детей усваивания информации, которую содержит памятка, и ответы на вопросы, которые способствовали закреплению

материала. Вопросы, которые задавались подросткам, были связаны с правилами из памятки, касались полезности информации: Знакомы ли вы с данными правилами, придерживаетесь ли вы их? (С.А.: - я знакома с некоторыми правилами, но придерживаюсь их не всегда. Иногда забываю, а иногда не получается). Какое правило из памятки вам запомнилось больше всего? (И.А.А.: - я запомнил то, что нужно соблюдать режим дня. Я не думал, что так тренируется сила воли). Было ли полезным для вас упражнение? (П.Э. - да, я узнал новую информацию).

Таким образом, в основной части данного этапа использовались упражнения, направленные на развитие волевых качеств (саморегуляции, самоуверенности, выдержки, целеустремленности, решительности), а также на формирование осознанности собственной силы воли. У большинства подростков появилось представление о воле, волевых качествах личности, о том, как необходимо их развивать. Некоторые дети не до конца осознали необходимость развития волевых качеств, так как испытывали затруднения в их проявлении с помощью предложенных упражнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнения заключительной части позволяли осознать и проанализировать положительные результаты.

На заключительном этапе были подведены итоги тренинговой работы и повторная диагностика с целью изучения динамики произошедших в ходе коррекционно-развивающей работы изменений. Реализовывались следующие задачи: актуализация знаний, полученных в ходе работы, обобщение результатов работы на занятиях, рефлексия собственных впечатлений по проделанной работе. Для реализации поставленных задач использовались механизмы сообщения информации, рефлексия.

Для оценки эффективности программы и определения значимости изменений использовался ^критерий Стьюдента. Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе процент испытуемых с высоким и средним уровнями развития силы воли повысился, с низким уровнем понизился (/ = 2,3 при р < 0,05). Процент испытуемых с высоким уровнем саморегуляции увеличился, со средним и низким - уменьшился (/ = 2,5 при р < 0,05). Изменения выявлены так же по

шкале «Настойчивость» (/ = 2,7 при р < 0,05). Это говорит о том, что у подростков экспериментальной группы повысилась способность сохранять внутреннее спокойствие и уверенность в себе, контролировать собственные действия, быть настойчивым в достижении цели.

В контрольной группе изменений в уровнях развития волевых качеств не произошло. Детям по-прежнему характерны спонтанность и импульсивность, которые могут помешать развитию волевых качеств, а также действовать эффективно в ситуациях, требующих сложных волевых усилий.

Таким образом, экспериментальные данные доказали возможность и эффективность развития силы воли и волевых качеств посредством представления детей о природе и функциях воли, волевых качествах личности, методах их формирования, осознанности и способах развития, а также в ходе отработки конкретных навыков волевого поведения в различных ситуациях.

Исследование показывает, что организация психологической работы по развитию волевых качеств детей является важным направлением повышения эффективности обучения, необходимым звеном в психологическом сопровождении учебного процесса в школе. Развитие воли в подростковом возрасте должно идти в двух основных направлениях. Во-первых, учитывая своеобразие сознательной саморегуляции подростков, надо помочь им в преодолении тех специфических трудностей, с которыми они встречаются при выборе, принятии решения, создании намерения и его исполнении. Во-вторых, надо помочь своевременному формированию у подростков высших форм волевого поведения, активно воспитывая у них те качества личности, которые его обеспечивают.

Представленная работа не претендует на законченность. Возникает вопрос об организации программ сопровождения развития волевой сферы учащихся на разных ступенях обучения. На наш взгляд работа должна начинаться с начальной ступени, а это требует более детального изучения динамики развития волевых качеств современных школьников с целью разработки и реализации поэтапной коррекционно-развивающей и профилактической работы с волевой сферой детей в образовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций : собр. сочинений / Л.С. Выготский. - Москва : Акад. пед. наук, 1982. - 500 с. - Текст : непосредственный.

2. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения : учеб. пособие / А.И. Высоцкий. -Челябинск : Челяб. ГПИ, 1979. - 295 с. - Текст : непосредственный.

3. Оруджев, Ф.Б. Направления развития волевых качеств подростков / Ф.Б. Оруджев, О.В. Баркунова. - Текст : электронный // Студенческий научный форум : материалы XII Междунар. студ. науч. конф. - URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021250 (дата обращения: 15.02.2021).

4. Прилепских, О.С. Особенности воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте / О.С. Прилепских. -Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 314-317. - URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38165959_11648995.pdf (дата обращения: 09.04.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - Изд. 2-е. - Москва : Просвещение, 2013. - 63 с. - Текст : непосредственный.

6. Филипченко, С.Н. Актуальные проблемы формирования волевых качеств подростков на этапе модернизации российского образования / С.Н. Филипченко, Д.О. Маторин. - Саратов : Техно-Декор, 2018. - 143 с. - Текст : непосредственный.

7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика, 2005. - 554 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Vygotskij L.S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij : sobr. sochinenij [Development of higher mental functions]. Moscow: Akad. ped. nauk, 1982. 500 p.

2. Vysockij A.I. Volevaja aktivnost' shkol'nikov i metody ee izuchenija: ucheb. posobie [Volitional activity of schoolchildren and methods of its study]. - Cheljabinsk: Cheljab. GPI, 1979. 295 p.

3. Orudzhev F.B., Barkunova O.V. Napravlenija razvitija volevyh kachestv podrostkov [Directions of development of volitional qualities of adolescents]. Studencheskij nauchnyj forum: materialy XII Mezhdunar. stud. nauch. konf. [Student Scientific Forum]. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021250 (Accessed 15.02.2021).

4. Prilepskih O.S. Osobennosti voli i volevyh kachestv lichnosti v podrostkovom vozraste [Features of will and strong-willed personality traits in adolescence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 63-3, pp. 314-317. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38165959_11648995.pdf (Accessed 09.04.2021).

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Federal state educational standard of basic general education]. M-vo obrazovanija i nauki RF (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2013. 63 p.

6. Filipchenko S.N., Matorin D.O. Aktual'nye problemy formirovanija volevyh kachestv podrostkov na jetape moderniza-cii rossijskogo obrazovanija [Actual problems of the formation of volitional qualities of adolescents at the stage of modernization of Russian education]. Saratov: Tehno-Dekor, 2018. 143 p.

7. Jel'konin D.B. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. In V. V. Davydova, V. P. Zinchenko (eds). Moscow: Pedagogika, 2005. 554 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Е.А. Быкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2700-2762.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

E.A. Bykova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Development Psychology and Educational Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-2700-2762.

УДК 159.9 DOI 10.52772/25420291_2021_2_208

Екатерина Андреевна Волгуснова г. Шадринск

Исследование коррекции восприятия образа тела у подростков

В статье акцентируется внимание на проблеме восприятия образа тела. Актуальность темы связана с половым созреванием и проблемой нарушения принятия и восприятия себя, своего образа тела. Целью исследования является поиск путей коррекции когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов восприятия образа тела у подростков. В качестве психодиагностических методик выступили шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом О.А. Скугаревского; методика «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунская, Е.В. Белугина; опросник образа собственного тела О.А. Скугаревского, С.В. Сивухи; методика «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф. В работе представлены обнаруженные автором общие и гендерные особенности восприятия образа тела у 50 учащихся 7-х классов. Были обнаружены закономерности (стадиальность, вариативность и неравномерность развития образа тела) и условия их коррекции.

Ключевые слова: подросток, компоненты восприятия образа тела, коррекция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.