Научная статья на тему 'Формирование волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социально полезной деятельности'

Формирование волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социально полезной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
898
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / VOLITIONAL SELF-REGULATION / ORPHANS / ADOLESCENCE / LEGAL EDUCATION / CHILDREN'S ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова И. С., Тимофеева И. Г.

Введение. Статья посвящена вопросам актуализации роли правового воспитания как условия формирования волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказано, что опыт участия подростка в социально-полезной деятельности, в частности вхождение в качестве участника в детские общественные объединения правоохранительной направленности, способствует формированию у подростка навыков произвольной регуляции собственной активности. Выявлено, что процесс формирования навыков волевой саморегуляции личности имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей. В статье поднимаются вопросы организации процесса формирования волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показаны ограничения в существующих моделях функционирования, предложены средства оптимизации данного процесса в условиях правового воспитания. Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методики «Тест-опросник особенностей развития волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. В качестве испытуемых выступили обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся учреждений для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общую выборку составили 102 респондента в возрасте 15 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью анализа средних значений с применением t-критерия Стъюдента. Результаты. Определены возрастно-психологические предикторы формирования волевого усилия в подростковом возрасте, к числу которых отнесены показатели самооценки и самосознания. Выявлены особенности волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выражающиеся в более низких показателях по шкалам «настойчивость», «самообладание», «общий уровень саморегуляции». Определены результаты формирующего воздействия, выражающиеся в положительной динамике личностных показателей подростков и снижении количества общественно опасных деяний, самовольных уходов, совершаемых обучающимися учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заключение. Делается вывод о том, что у обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает низкий уровень волевой саморегуляции, что, в свою очередь, может выступить триггером асоциального поведения. Доказано, что занятия в детских общественных объединениях правоохранительной направленности способствуют формированию у подростка навыков произвольной регуляции собственной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова И. С., Тимофеева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOLITIONAL SELF-REGULATION OF STUDENTS IN INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN TERMS OF SOCIALY USEFUL ACTIVITY

Introduction. The article is devoted to the actualization of the role of legal education as a condition for the formation of volitional self-regulation of orphans and children left without parental care. The authors proved that the experience of adolescent participation in socially beneficial activities, in particular, joining law enforcement associations as a participant in children’s public associations helps the adolescent to develop skills of arbitrary regulation of their own activities. It is revealed that the process of formation of skills of volitional self-regulation of personality has age-psychological conditionality and is determined by a system of external conditions that ensure positive changes in the studied indicators. The issues of organizing the process of formation of volitional self-regulation of students of institutions for orphans and children left without parental care are described, limitations in the existing functioning models are shown, means for optimizing this process in the context of legal education are suggested. Materials and Methods. The authors use the questionnaire for the development of volitional self-regulation of A. V. Zverkova and E. V. Aidman. The subjects were secondary school students and institutions for orphans and children left without parental care. The total sample includes 102 people. The age of the subjects for the study period was 15 years. The obtained data were interpreted and subjected to statistical analysis using the analysis of average values using the Student t-test. Results. The age-psychological predictors of the formation of volitional efforts in adolescence, among which are indicators of self-esteem and self-awareness, are identified. The features of volitional self-regulation of children-orphans and children left without parental care, which are expressed in lower indicators on the scales “perseverance”, “self-control”, “general level of self-regulation”, are revealed. The results of the formative impact, which are expressed in the positive dynamics of adolescent personal qualities and the reduction in the number of socially dangerous acts, unauthorized cares made by students of institutions for orphans and children left without parental care, are determined. Conclusions. It is concluded that the learning institutions for orphans and children left without parental care are dominated by a low level of volitional self-regulation, which in turn can act as a trigger for asocial behavior. It is proved that classes in law enforcement organizations in children’s public associations contribute to the formation of adolescent skills of an arbitrary regulation of their own activity.

Текст научной работы на тему «Формирование волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социально полезной деятельности»

[Adaptation of children with disabilities in terms of inclusive education]. Materials of the Russian forum "Pediatrics of St. Petersburg: experience, innovations, achievements". Saint Petersburg, 2010, pp. 200-211. (In Russian).

12. Sorokoumova S. N. Psihologicheskie osobennosti inklyuzivnogo obucheniya [Psychological teatures of inclusive training]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 12, no. 3, pp. 136-140. (In Russian).

13. Shipitsina L. M. Integraciya i inklyuziya: problemy i perspektivy [Integration and inclusion: problems and prospects]. Materials of the Russian forum "Pediatrics of St. Petersburg: experience, innovations, achievements". Saint Petersburg, 2010, pp. 200-206. (In Russian).

14. Shlee I. P., Volgin H. G. Formirovanie professional'no-kommunikativnoj kompetencii u studentov-sotrudnikov organov vnutrennih del kak faktor uspeshnosti ih professional'noj deyatel'nosti [Questions of forming professional and communicative competence of soon-to-be law enforcement officials as one of the conditions for their successful career]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 144-149. (In Russian).

УДК/UDC 159.923-058.862 И. С. Морозова, И. Г. Тимофеева

I. Morozova, I. Timofeeva

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF VOLITIONAL SELF-REGULATION OF STUDENTS IN INSTITUTIONS FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN TERMS OF SOCIALY USEFUL ACTIVITY

Введение. Статья посвящена вопросам актуализации роли правового воспитания как условия формирования волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доказано, что опыт участия подростка в социально-полезной деятельности, в частности вхождение в качестве участника в детские общественные объединения правоохранительной направленности, способствует формированию у подростка навыков произвольной регуляции собственной активности. Выявлено, что процесс формирования навыков волевой саморегуляции личности имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей.

В статье поднимаются вопросы организации процесса формирования волевой саморегуляции обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показаны ограничения в существующих моделях функционирования, предложены средства оптимизации данного процесса в условиях правового воспитания.

Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методики «Тест-опросник особенностей развития волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. В качестве испытуемых выступили обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общую выборку составили 102 респондента в возрасте 15 лет. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью анализа средних значений с применением t-критерия Стъюдента.

Результаты. Определены возрастно-психологические предикторы формирования волевого усилия в подростковом возрасте, к числу которых отнесены показатели самооценки и самосознания. Выявлены особенности волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выражающиеся в более низких показателях по шкалам «настойчивость», «самообладание», «общий уровень саморегуляции». Определены результаты формирующего воздействия, выражающиеся в положительной динамике личностных показателей подростков и снижении количества общественно опасных деяний, самовольных уходов, совершаемых обучающимися учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение. Делается вывод о том, что у обучающихся учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобладает низкий уровень волевой саморегуляции, что, в свою очередь, может выступить триггером асоциального поведения. Доказано, что занятия в детских общественных объединениях правоохранительной направленности способствуют формированию у подростка навыков произвольной регуляции собственной активности.

Introduction. The article is devoted to the actualization of the role of legal education as a condition for the formation of volitional self-regulation of orphans and children left without parental care. The authors proved that the experience of adolescent participation in socially beneficial activities, in particular, joining law enforcement associations as a participant in children's public associations helps the adolescent to develop skills of arbitrary regulation of their own activities. It is revealed that the process of formation of skills of volitional self-regulation of personality has age-psychological conditionality and is determined by a system of external conditions that ensure positive changes in the studied indicators.

The issues of organizing the process of formation of volitional self-regulation of students of institutions for orphans and children left without parental care are described, limitations in the existing functioning models are shown, means for optimizing this process in the context of legal education are suggested.

Materials and Methods. The authors use the questionnaire for the development of volitional self-regulation of A. V. Zverkova and E. V. Aidman. The subjects were secondary school students and institutions for orphans and children left without parental care. The total sample includes 102 people. The age of the subjects for the study period was 15 years. The obtained data were interpreted and subjected to statistical analysis using the analysis of average values using the Student t-test.

Results. The age-psychological predictors of the formation of volitional efforts in adolescence, among which are indicators of self-esteem and self-awareness, are identified. The features of volitional self-regulation of children-orphans and children left without parental care, which are expressed in lower indicators on the scales "perseverance", "self-control", "general level of self-regulation", are revealed. The results of the formative impact, which are expressed in the positive dynamics of adolescent personal qualities and the reduction in the number of socially dangerous acts, unauthorized cares made by students of institutions for orphans and children left without parental care, are determined.

Conclusions. It is concluded that the learning institutions for orphans and children left without parental care are dominated by a low level of volitional self-regulation, which in turn can act as a trigger for asocial behavior. It is proved that classes in law enforcement organizations in children's public associations contribute to the formation of adolescent skills of an arbitrary regulation of their own activity.

Ключевые слова: волевая саморегуляция, дети-сироты, подростковый возраст, правовое воспитание, детские объединения.

Keywords: volitional self-regulation, orphans, adolescence, legal education, children's associations.

Введение

Проблема развития волевой регуляции личности в онтогенезе имеет давнюю историю и достаточно большую вариативность решения. Воспитание значимых волевых качеств и навыков волевой регуляции поведения и деятельности является составной частью воспитания личности, действующей на основе сознательных побуждений. Заинтересованность общества в разработке научно обоснованной системы формирования личности, обладающей, в том числе, и необходимыми волевыми качествами, определяет практическую актуальность исследования волевой сферы личности и закономерности ее формирования, поскольку способность к волевой регуляции высоко значима для многих видов деятельности и общественно активного поведения [6]. Используя точку зрения С. Л. Рубинштейна, мы рассматриваем волю как действие, направленное на осуществление сознательно поставленной цели [16]. Следует подчеркнуть, что воля рассматривается исследователями как психический феномен, взаимосвязанный с мотивами и эмоциями [9].

Развитие волевой регуляции — важное условие формирования у ребенка умения не поддаться отрицательному воздействию, что ведет за собой снижение склонности к девиантному и делинк-вентному поведению. Способность к волевому регулированию поведения является основой воспитания и социализации личности на этапе подросткового возраста.

В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. К ребенку в данном возрасте нужен индивидуальный подход.

В ряду главных черт характера подростка стоит воля. Очень часто в этом возрасте появляются авторитеты, на которые ребенок равняется. Подростки подвержены чужому влиянию, они не подчиняются общепринятым правилам и нормам. Следует отметить, что дети среднего и старшего школьного возраста живут в условиях, требующих от них волевой регуляции, к которым они не всегда готовы.

Большое значение для ребенка имеет то положение, которое он занимает в обществе, поэтому на первый план выходит «общественное мнение». Ребенок вынужден делать выбор между требования взрослых и сверстников. Как правило, эти требования не всегда совпадают. Именно выбор является составной частью волевого поведения [5].

В период полового созревания появляются новые повышенные требования к воле. Для того чтобы контролировать свои желания и влечения, у подростка должны сформироваться навыки волевой саморегуляции.

Подростковый возраст характеризуется тем, что ребенок, как правило, чувствует себя взрослым, у него возникает желание освободиться от ограничений, которые накладывают на него родители, педагоги. Чаще всего стремление к независимости оказывается плодотворным для волевого развития личности подростка, поскольку процесс высвобождения воли является его внутренним убеждением [4].

Особую актуальность в современном мире приобретает проблема формирования волевой саморегуляции у детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Данный термин используется в психолого-педагогической литературе достаточно широко. Мы считаем возможным выделить в данном контексте вопросы организации формирования волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательной организации, и рассмотреть возможности оптимизации данного процесса в условиях правового воспитания.

Методология

В педагогической и психологической литературе нет единого подхода к определению воли и волевой регуляции, связанных с ними психологических феноменов. Недостаточно используются и имеющиеся знания, которые связаны с рассмотрением вопросов воли и волевой саморегуляции.

Анализ подходов к понятию волевой регуляции в отечественной и зарубежной психологии и педагогике позволяет выделить два основных подхода к данной проблеме. Первый, обозначенный нами как мотивационный подход, реализован в работах Д. Пристли, В. Вундта, К. Левина, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского и др. В рамках этого подхода исследователи предлагают рассматривать проявления воли в контексте порождения действия человека, идущего от него самого. Второй подход к исследованию воли сформировался в связи с анализом регуляции исполнительной части действия в частном случае и деятельности в обобщенном варианте анализа [21]. Этот подход, который условно можно назвать регуляционным, представлен в работах А. Бэна, Т. Рибо, Д. Джемса, М. Я. Басова, В. К. Калина, В. И. Селиванова и др.

Изучив основные формы и критерии регуляции, мы выделили следующие критерии воли. Воля проявляется: в волевых действиях; выборе мотивов и целей; регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов; волевых качествах личности. Нами определен тот факт, что волевая регуляция осуществляется на основе произвольной формы мотивации и является частным случаем произвольной регуляции [13].

Рассмотрев развитие волевой регуляции в подростковом возрасте, мы пришли к выводу, что в данный возрастной период происходит коренная перестройка волевой активности. Данное утверждение мы обосновываем, утверждая, что волевая саморегуляция детерминируется развитием мышления, самосознания и самооценки, оформлением мировоззрения подростка.

На основании результатов проведенного теоретического анализа мы предположили наличие особенностей уровневых характеристик волевой саморегуляции подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях. В качестве испытуемых выступили обучающиеся общеобразовательной школы и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве метода эмпирического исследования особенностей развития волевой саморегуляции подростков был использован тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.

Характеризуя количественные и качественные параметры выборки, отметим, что в качестве испытуемых нами был выбран 51 воспитанник детского дома г. Кемерово (группа 1), из них 24 девушки, 27 юношей, и 51 обучающийся 9-го класса общеобразовательной школы г. Кемерово (группа 2), из них 29 девушек, 22 юношей. Возраст испытуемых на период исследования составлял 15 лет.

Результаты

Перейдем к рассмотрению полученных результатов, представленных ниже.

Характеристики волевой регуляции обучающихся детского дома и общеобразовательной школы

Шкала Среднее значение Значимые различия при p<0,05

Группа 1 Группа 2

Общая саморегуляция 9,06 11,73 1-2

Настойчивость 5,49 7,75 1-2

Самообладание 4,06 5,47 1-2

По шкале «общая саморегуляция» 19 обучающихся общеобразовательной школы имеют показатели выше среднего значения, что составляет 37 % от общей выборки; среди них 5 юношей и 14 девушек. 32 подростка имеют показатели ниже среднего значения, что составляет 63 % от всей выборки, из них 16 девушек и 16 юношей.

У 16 обучающихся детского дома показатели выше среднего значения, что составляет 31 % от общей выборки; среди них 7 юношей и 9 девушек. 35 респондентов имеют показатели ниже среднего значения, что составляет 69 % от всей выборки, из них 15 девушек и 20 юношей.

По шкале «настойчивость» 24 обучающихся общеобразовательной школы имеют показатели выше среднего значения, что составляет 47 % от общей выборки; среди них 9 юношей и 15 девушек. 27 человек имеют показатели ниже среднего значения, что составляет 53 % от всей выборки, из них 15 девушек и 12 юношей.

22 обучающихся детского дома имеют показатели выше среднего значения, что составляет 43 % от общей выборки; среди них 10 юношей и 12 девушек. 29 человек имеют показатели ниже среднего, то есть 57 %, из них 12 девушек и 17 юношей.

По шкале «самообладание» 18 обучающихся общеобразовательной школы имеют показатели выше среднего значения, что составляет 35 % от общей выборки; среди них 8 юношей и 10 девушек. 33 человека имеют показатели ниже среднего значения, что составляет 65 % от всей выборки, из них 20 девушек и 13 юношей.

8 девушек и 10 юношей, обучающихся в детском доме, имеют показатели выше среднего значения (35 % от общей выборки). 33 испытуемых имеют показатели ниже среднего значения, что составляет 65 % от всей выборки, из них 14 девушек и 19 юношей.

Анализ данных позволяет утверждать, что существуют значимые различия показателей обучающихся детского дома и общеобразовательной школы по шкалам: общей саморегуляции, настойчивости и самообладания.

Существующая образовательная система, реализуемая в условиях детского дома, не обеспечивает в полной мере становления параметров волевой саморегуляции воспитанников, тем самым не приобщает эту категорию детей к социально и личностно значимым ценностям, которые могли бы стать ориентиром в их последующей жизни и деятельности.

Усугубление сложившейся ситуации объясняется тем, что дети, лишенные родительской поддержки, часто уже имеют негативный социальный опыт, отличаются ослабленным физическим и психическим здоровьем, а также нравственной неустойчивостью. Это, в свою очередь, является причиной противоправного поведения воспитанников.

По данным Российского детского фонда, после выхода из детского дома большая часть выпускников встает на противоправный путь, не имеет определенного места жительства, совершает преступления, заканчивает жизнь самоубийством.

Анализ правонарушений и антиобщественных действий показывает, что основной причиной противоправных действий воспитанников выступают самовольные уходы, которые ведут к тому, что дети становятся объектами и субъектами преступлений. Основной причиной самовольных уходов является низкая саморегуляция и отсутствие правовых знаний.

Таким образом, зная уровень развития волевой регуляции, мы можем прогнозировать, развивать и корректировать процесс формирования личности, в частности ее эмоционально-волевую сферу. Именно это, по нашему мнению, является необходимым условием для повышения эффективности образовательной деятельности и социальной адаптации личности.

Полученные результаты позволили актуализировать проблему разработки системы формирующих воздействий, осуществляющуюся в условиях правового воспитания.

С учетом особенного контингента детей, а это дети-сироты, опекаемые, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие ограниченные возможности здоровья, можно заявить, что эффективность процесса правового воспитания в значительной степени зависит от выбора форм, методов, средств деятельности в этой сфере.

Недостаточно только проинформировать ребенка о его правах и обязанностях, правомерном поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод других людей — следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы подросток мог использовать их в жизни. Правовые знания должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений.

Приобщая ребенка к участию в социально значимой деятельности, мы воспитываем ответственность, гражданственность, патриотизм, развиваем эмоционально-волевую сферу, и таким образом способствуем формированию общей культуры воспитанника.

В Кемеровской области активно развивается детское общественное движение правоохранительной направленности среди обучающихся образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которое вовлечено около 3 тысяч обучающихся, воспитанников. Перспективные цели детских объединений, в том числе с правоохранительной направленностью, — помочь обучающимся (воспитанникам) найти применение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов. Опыт показывает, что у детских общественных объединений должна быть своя социальная ниша.

На государственном уровне оказывается поддержка общественным объединениям в сфере воспитания, что отмечено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена 29.05.2015 № 996).

Практика показывает, что детские общественные объединения правоохранительной направленности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют формированию волевой саморегуляции воспитанников. Участие в конкурсах, круглых столах, конференциях по правовой тематике, расширяет информационное пространство ребенка, обеспечивающее развитие нравственных ценностей, законопослушного поведения.

Как уже отмечалось, у данной категории детей вследствие воспитания в неблагополучных семьях не сформирован образ социально приемлемого поведения, отсутствует пример личности, живущей по нравственным нормам и принципам человеческого общежития.

Правовому воспитанию в Кемеровской области в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уделяется большое внимание.

По решению коллегии администрации Кемеровской области создано отделение по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних с целью формирования правовой культуры детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Для формирования нравственной устойчивости и успешной социализации воспитанников педагоги-организаторы отделения вовлекают детей в социально полезную деятельность.

В Кемеровской области активно развивается детское общественное движение правоохранительной направленности среди обучающихся образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которое вовлечено около 3 тысяч обучающихся и воспитанников. Успешно проводятся городские, областные конкурсы «Юные друзья полиции», где подростки демонстрируют полученные правовые знания, соревнуются в навыках строевой и физической подготовки.

Помимо этого, специалисты системы профилактики организуют и проводят круглые столы, конференции, разрабатывают совместные проекты, реализуют волонтерскую деятельность и шефскую помощь.

Следует отметить, что у подростков появляются новые интересы, не связанные с учебой. У воспитанников формируется нравственная устойчивость, обучающиеся приобретают способность быть относительно эмансипированным от непосредственных воздействий и преобразовывать обстоятельства, оптимально использовать свои способности, проявляя волевую регуляцию.

Таким образом, достигаются следующие целевые показатели (индикаторы): снижение уровня общественно опасных деяний, самовольных уходов.

Ниже на рисунке представлены позитивные изменения в поведенческих характеристиках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

30 25 20 15 10 5 0

■ Общественно опасные деяния

□ Самовольные уходы

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Рис. Динамика индикаторов поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2015-2017 гг.

В результате системной работы по формированию правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2015 г значительно снизился уровень правонарушений и самовольных уходов среди несовершеннолетних.

Заключение

Вышеизложенное позволяет констатировать наличие актуальности организации процесса формирования волевой саморегуляции подростков средствами воспитания правовой культуры. Необходимо уделять особое внимание разработке методической оснащенности экспериментальных исследований, диагностике уровня развития волевой регуляции, осуществлению систематического и поэтапного воздействия. Системность и поэтапность обеспечивают удовлетворение потребности получения психологической помощи при невротических отклонениях в развитии личности. Опора на психологические основания купирования нарушений правового поведения в процессе коррекционной работы обеспечит уменьшение количества различных форм отклоняющегося поведения, повысит активность личности в учении, труде и жизни в целом. Исходя из научных представлений об основаниях продуктивной активности личности и установив их связь с действительностью, мы считаем возможным в каждом отдельном случае организовывать те условия, в которых конструктивным образом личность смогла бы достигать своих целей с учетом потребностей окружающих ее людей, норм и правил поведения в обществе.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2000. 624 с.

2. Анциферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 3-17.

3. Возрастные особенности воли школьников / под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1971. 178 с.

4. Вопросы психологии воли / под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1979. 134 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996. 512 с.

6. Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985. 170 с.

7. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998. 144 с.

8. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. 288 с.

9. Макарушкина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 62-73.

10. Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991. 151 с.

11. Миславский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988, № 3. С. 71-78.

12. Никифоров Д. С. Самоконтроль человека. Л., 1989. 191 с.

13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1997. 367 с.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1964. 456 с.

15. Практикум по психодиагностике / ред. кол. А. И. Зеличенко, И. М. Карбинская, С. Р. Пантелеев и др. М., 1990. 520 с.

16. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. Т. 2. 312 с.

17. Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Ленинград, 1990. 180 с.

19. Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. № 4. С. 13-26.

20. Шульга Т. И. Проблема волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61-77.

References

1. Abramova G. S. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. - Moscow, 2000, 624 p. (In Russian).

2. Anciferova L. I. Metodologicheskie principy i problemy psihologii [Methodological principles and problems of psychology]. Psychological Journal, 1982, no. 2, pp. 3-17. (in Russian).

3. Vozrastnye osobennosti voli shkol'nikov [Age features of the will of schoolchildren]. Ed. V. I. Selivanov. Ryazan, 1971, 178 p. (In Russian).

4. Voprosy psihologii voli [Questions of the psychology of the will]. Ed. V. I. Selivanov. Ryazan, 1979, 134 p. (In Russian).

5. Vygotskij L. S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury [Developmental psychology as a cultural phenomenon]. Moscow, 1996, 512 p. (In Russian).

6. Zimin P. P. Volya i ee vospitanie u podrostkov [Will and its upbringing in adolescents]. Tashkent, 1985, 170 p. (In Russian).

7. Ivannikov V. A. Psihologicheskie mekhanizmy volevoj regulyacii [Psychological mechanisms of volitional regulation]. Moscow, 1998, 144 p. (In Russian).

8. Ilyin E. P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, 2000, 288 p. (In Russian).

9. Makarushkina M. A., EHjdman E. V., Ivannikov V. A. Problema voli v zarubezhnoj psihologii [The problem of will in foreign psychology]. Psychology Issues, 1988, no. 3, pp. 62-73. (In Russian).

10. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i aktivnost' lichnosti v yunosheskom vozraste [Self-regulation and personality activity in adolescence]. Moscow, 1991, 151 p. (In Russian).

11. Mislavsky Yu. A. Samoregulyaciya i tvorcheskaya aktivnost' lichnosti [Self-regulation and creative activity of the individual]. Psychology Issues, 1988, no. 3, pp. 71-78. (In Russian).

12. Nikiforov D. S. Samokontrol' cheloveka [Human self control]. Leningrad, 1989, 191 p. (In Russian).

13. Obuhova L. F. Vozrastnaya psihologiya [Age-related psychology]. Moscow, 1997, 367 p. (In Russian).

14. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, 1964, 456 p. (In Russian).

15. Praktikum po psihodiagnostike [Psychodiagnostic workshop]. Editorial team A. I. Zelichenko, I. M. Karbinskaya, S. R. Panteleev et. al. Moscow, 1990, 520 p. (In Russian).

16. Psihologicheskie testy [Psychological tests]. Ed. A. A. Karelina. Moscow, 2001, vol. 2, 312 p. (In Russian).

17. Rogov E. I. EHmocii i volya [Emotions and will]. Moscow, 1999, 240 p. (In Russian).

18. Rybalko E. F. Vozrastnaya i differencial'naya psihologiya [Developmental and differential psychology]. Leningrad, 1990, 180 p. (In Russian).

19. Selivanov V. I. Volevaya regulyaciya aktivnosti lichnosti [The willful regulation of personality activity]. Psychological Journal, 1982, no 4, pp. 13-26. (In Russian).

20. Shulga T. I. Problema volevoj regulyacii v ontogeneze [The problem of volitional regulation in ontogenesis]. Psychology Issues, 1994, no. 1, pp. 61-77. (In Russian).

УДК/UDC 378:796 Н. Э. Касаткина, Н. А. Мелешкова, Е. Л. Руднева

N. Kasatkina, N. Meleshkova, E. Rudneva

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF STUDENTS AND THEIR READINESS FOR HEALTH CARE

Введение. В данной статье представлены разработка и апробация педагогической модели формирования культуры здоровья студентов. Цель статьи — проверить педагогические условия формирования культуры здоровья студентов вуза.

Методология. В статье используются источники литературы, результаты проведенного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.