Научная статья на тему 'Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей'

Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
875
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура самосознания / личность подростка / оставшегося без попечения родителей / материнская депривация / самооценка / дети-сироты / социальные сироты / подростки / воспитывающиеся в семье / structure of consciousness / identity of the teenager deprived of parental care / maternal deprivation / self-esteem / orphans / social orphans / teenagers who are brought up in a family

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брук Жанна Юрьевна, Кухтерина Галина Владимировна

Самосознание в подростковом возрасте является важнейшим инструментом саморегуляции поведения и источником самостоятельности личности. В статье представлены результаты исследования самосознания подростков двух групп – оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в семье. Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей, отличается от сверстников, воспитывающихся в семье. У таких подростков занижена самооценка волевых качеств, моральных норм и этических правил, они предвзято относятся к себе и к окружающим людям, уверены в своей неинтересности, незначимости для других; отказываются видеть в себе положительные качества. В то же время, подростки, оставшиеся без попечения родителей, способны контролировать себя, даже если это противоречит их внутренним качествам, испытывают обостренное чувство вины по поводу своих мыслей и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брук Жанна Юрьевна, Кухтерина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS OF YOUNGSTERS DEPRIVED OF PARENTAL CARE

Consciousness in adolescence is an important tool for behavior self-regulation and a source of personal autonomy. The article presents the results of a study of consciousness of two groups of youngsters: those without parental care and those raised in a family. The structure of consciousness of youngsters without parental care is different from their peers who are brought up in the family. These teens have low self-esteem will qualities, moral norms and ethical rules, they are prejudiced against yourself and the people around them, confident in their interesting, relevance to other; they refuse to see themselves as positive qualities. At the same time youngster deprived of parental care are able to control themselves, even if it is contrary to their inner qualities, they are experiencing a heightened sense of guilt about their thoughts and actions.

Текст научной работы на тему «Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей»

УДК 159.9.072.43

СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ж.Ю. Брук, Г.В. Кухтерина

Аннотация. Самосознание в подростковом возрасте является важнейшим инструментом саморегуляции поведения и источником самостоятельности личности. В статье представлены результаты исследования самосознания подростков двух групп - оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в семье. Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей, отличается от сверстников, воспитывающихся в семье. У таких подростков занижена самооценка волевых качеств, моральных норм и этических правил, они предвзято относятся к себе и к окружающим людям, уверены в своей неинтересности, незначимости для других; отказываются видеть в себе положительные качества. В то же время, подростки, оставшиеся без попечения родителей, способны контролировать себя, даже если это противоречит их внутренним качествам, испытывают обостренное чувство вины по поводу своих мыслей и поступков.

Ключевые слова: структура самосознания; личность подростка, оставшегося без попечения родителей; материнская депривация; самооценка; дети-сироты; социальные сироты; подростки, воспитывающиеся в семье.

STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS OF

YOUNGSTERS DEPRIVED OF PARENTAL CARE

Zh. Bruk, G. Kuchterina

Abstract. Consciousness in adolescence is an important tool for behavior self-regulation and a source of personal autonomy. The article presents the results of a study of consciousness of two groups of youngsters: those without parental care and those raised in a family. The structure of consciousness of youngsters without parental care is different from their peers who are brought up in the family. These teens have low self-esteem will qualities, moral norms and ethical rules, they are prejudiced against yourself and the people around them, confident in their interesting, relevance to other; they refuse to see themselves as positive qualities. At the same time youngster deprived of parental care are able to control themselves, even if it is contrary to their inner qualities, they are experiencing a heightened sense of guilt about their thoughts and actions.

Keywords: structure of consciousness; identity of the teenager deprived of parental care; maternal deprivation; selfesteem; orphans; social orphans; teenagers who are brought up in a family.

Проблема сиротства детей в России сегодня не утрачивает своей актуальности. Статистика свидетельствует, что по числу сирот наша страна занимает одно из первых мест в мире: всего зарегистрировано свыше 760 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Почти половина детей нашей страны находится в зоне социального риска, в России насчитывается около миллиона беспризорных детей, более 300 тысяч преступлений совершаются подростками. В сложившейся ситуации наряду с понятием «сирота», означающим потерю одного или обоих родителей, все чаще используют определение «социальная сирота» [2, 5]. Это дети, родители которых юридически не всегда лишены родительских прав, но фактически по каким-то причинам не осуществляют своих обязанностей по их воспитанию и содержанию. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют возможности получить положительный опыт семейной жизни и испытывают трудности в

создании здоровой полноценной семьи, часто повторяют судьбу своих родителей [3, 4].

Особенности развития детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали как зарубежные авторы (Й. Лангмейера, З. Матейчек), так и отечественные ученые (А.М. Прихожан, Л.М. Шипицына, И.Л. Одногулова, В.И. Брутман, М.В. Фирсов, И.Б. Назарова, М.Г. Панкратова и др.). Однако эти исследования направлены на изучение и развитие, главным образом, либо познавательной, либо эмоциональной сферы таких детей. Целостность подхода можно обеспечить выявлением особенностей самосознания ребенка, которое является важнейшим инструментом саморегуляции поведения и источником самостоятельности личности, особенно в подростковом возрасте. Ю.Б. Гиппенрейтер определяет самосознание как образ себя и отношение к себе [1].

Проблема самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день, является острой и требует подробного рассмотрения. Объектом

исследования стал феномен подросткового самосознания. Предметом изучения явилась структура эмоционально-ценностного

самоотношения подростков, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования: выявление эмоционально-ценностного

самоотношения подростков-воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования: в структуре

самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей, более выражены такие эмоционально-ценностные компоненты, как ожидаемое отношение от других, самообвинение, самостоятельность и менее характерны гармоничность, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие.

Фактологической базой исследования стали: МАОУ СШ № 66 г. Тюмени, детский дом № 66 г. Тюмени и ДООЦ «Алые паруса», всего в исследовании приняло участие 50 человек в возрасте 14 - 15 лет, из них 24 мальчика и 26 девочек. В экспериментальную группу вошли подростки, оставшиеся без попечения родителей, в количестве 27 человек (16 девочек и 11 мальчиков), в контрольной группе - учащиеся 9 класса школы, воспитывающиеся в семье, в количестве 23 человек, из них 13 мальчиков и 10 девочек.

Проведенное диагностическое

обследование подростков двух групп с помощью методики «Самооценка личности» Моткова О.И., позволило сравнить результаты по следующим факторам: нравственность,

воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия и общая самооценка позитивных аспектов личности. Анализ осуществлялся с помощью метода математической статистики, U-критерия Манна-Уитни.

Статистически значимые различия в выраженности особенностей самооценки у подростков двух групп были обнаружены только по двум шкалам: нравственность и воля. Подростки, воспитывающиеся в семье, более склонны придерживаться этических правил и моральных норм, чем их сверстники, оставшиеся без попечения родителей. Это связано с тем, что подростки экспериментальной группы какое-то время находились в безнравственной среде и приняли те социальные установки, которые были специфичны для их окружения. Также это является своеобразным протестом социуму, для привлечения внимания окружающих.

Значимо низкие показатели по развитию волевых качеств у подростков, оставшихся без

попечения родителей, по сравнению с их сверстниками, связано с тем, что условия воспитания вне семьи затрудняет формирование способности сознательно и целенаправленно регулировать свое поведение и деятельность, умения мобилизовать свои возможности для эффективного преодоления трудностей и препятствий.

Для определения особенностей

самосознания подростков двух групп была осуществлена диагностика с помощью «Методики исследования самоотношения» (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева по 12 факторам. Сравнительный анализ

диагностических данных подростков и проверка статистически значимых различий с помощью расчета U-критерия Манна-Уитни позволяет говорить о том, что у подростков, оставшихся без попечения родителей, значительно выше показатели по таким шкалам, как саморуководство и самообвинение, и ниже по аутосимпатии, самоинтересу, отношению к другим и самопринятию.

Из этого следует, что подростки, оставшиеся без попечения родителей, склонны более негативно, предвзято относиться к себе в целом. Более низкий уровень аутосимпатии у подростков экспериментальной группы свидетельствует о враждебном настрое на себя, фиксация на своих недостатках, низкой самооценке и готовности к самообвинению. Пункты данной шкалы свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях подростков на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров, что обусловлено сформировавшимся чувством вины по причине отсутствия родителей. Подросток дает себе установку «Я — плохой», которая закрепляется в процессе его взросления в черту личности.

Подростки, оставшиеся без попечения родителей, в меньшей степени, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье, интересуются своими мыслями и чувствами, не уверены в своей значимости для других, избегают общения с посторонними людьми, более закрыты для мира. Им сложнее строить планы на будущее ввиду отсутствия полноценной заботы, внимания, поддержки со стороны родителей. Такие подростки склонны чаще обвинять себя, быть постоянно недовольными собой, считают, что окружающие люди относятся к ним хуже, чем они заслуживают. Часто в обществе принято предвзято относиться к детям-сиротам, у окружающих людей сохраняется стереотип, что воспитанники детского дома склонны к

девиациям. Подростки, в свою очередь, чувствуют это и переносят в сферу своего самосознания. Они, пережившие

предательство со стороны биологических родителей, не могут привязываться к людям, устанавливать с ними близкие эмоциональные связи. У подростков экспериментальной группы чаще, чем у сверстников возникают проблемы с самопринятием, они постоянно недовольны собой, не могут прощать себе слабости, не принимают в себе недостатки, отрицают негативные стороны своего характера или же переносят их очень болезненно, из-за чего может сформироваться чувство безысходности, но желания скорректировать свои негативные черты характера у них не возникает. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, часто чувствуют себя ненужными, а материнская депривация создает мотивацию для демонстрации только положительных качеств, что не всегда удается, поэтому возникают защитные механизмы - избегание, агрессия, что может служить формированию негативной картины мира в целом. Этим подросткам приходится постоянно самим отвечать за свои поступки, поэтому статистически значимы

более высокие результаты по шкале саморуководство. Такие дети постоянно пытаются доказать себе и другим, что они лучше, чем кажутся, им постоянно приходится себя контролировать, даже если это противоречит их внутренним качествам.

В современном обществе часто бытует мнение, что у подростков, оставшихся без попечения родителей, завышенные требования к окружающим и высокие запросы к ним. Исследование показывает, что существенных различий между испытуемыми

экспериментальной и контрольной группой нет.

Таким образом, структура самосознания у подростков, оставшихся без попечения родителей, отличается от их сверстников, воспитывающихся в семье. Выдвинутая гипотеза исследования о том, что в структуре самосознания у подростков, оставшихся без попечения родителей, более выражены такие эмоционально-ценностные компоненты, как ожидаемое отношение от других, самообвинение, самостоятельность и менее характерны гармоничность, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие,

подтвердилась частично.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во АСТ, Астрель, 2008.

2. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2006.

3. Прихожан А.М., Толстых Я.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 2005.

4. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: МГУ, 2005.

5. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

Сведения об авторах:

Брук Жанна Юрьевна (г. Тюмень, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский Государственный университет», e-mail: [email protected]

Кухтерина Галина Владимировна (г. Тюмень, Россия), кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Института психологии и педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский Государственный университет».

Data about the authors:

Zh. Bruk (Tyumen, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Institute of Psychology and Pedagogy of Tyumen State University, e-mail: [email protected]

G. Kuchterina (Tyumen, Russia), candidate of psychological sciences, head of Department of Developmental and Pedagogical Psychology of Institute of Psychology and Pedagogy of Tyumen State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.