Научная статья на тему 'Организация реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении закрытого типа'

Организация реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
500
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА / REHABILITATION / ORPHAN CHILDREN / CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT / ESTABLISHMENTS OF THE CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семченко Л. Н., Шалтанис М. В.

Рассмотрена организация реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях закрытого типа на примере детского дома №6 города Челябинска. Дана характеристика различных видов реабилитации в данном учреждении, а именно медицинской, социальной, психологической и педагогической. Материал собирался социально-гигиеническим методом (выкопировка из учетно-отчетной документации), а также методом анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семченко Л. Н., Шалтанис М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF REHABILITATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT IN ESTABLISHMENTS OF THE CLOSED TYPE

There is the organization of rehabilitation of orphan children and children without parental support in establishments of the closed type considered on the example of orphanage No. 6 of Chelyabinsk. The characteristic of different types of rehabilitation in this establishment of the closed type, especial medical, social, psychological and pedagogical is given. Material gathered by a social-hygienic method, in the way of an acquaintance with registration and reporting documentation, and also by questioning by a continuous method.

Текст научной работы на тему «Организация реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении закрытого типа»

УДК 316.6 ББК Ю9

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Л.Н. Семченко, к.мед.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ГБОУ ВПО ««Южно-Уральский государственный медицинский университет»

e-mail: [email protected] М.В. Шалтанис, студент ГБОУ ВПО ««Южно-Уральский государственный медицинский университет», e-mail: masha-potemochka@mail. ru

Аннотация

Рассмотрена организация реабилитации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях закрытого типа на примере детского дома №6 города Челябинска. Дана характеристика различных видов реабилитации в данном учреждении, а именно медицинской, социальной, психологической и педагогической. Материал собирался социально-гигиеническим методом (выкопировка из учетно-отчетной документации), а также методом анкетирования.

Ключевые слова: реабилитация, дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, учреждения закрытого типа.

Актуальность

Семья является источником и опосредующим звеном передачи социально-исторического опыта, и прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Потеря семьи - тяжелая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития (Иванова В. Ю., 2006).

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства. Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считаются рост числа детей, рожденных вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).

Доля сирот в общем количестве детского населения нашей страны составляет более 2,0%, а в некоторых регионах - 15,0 - 20,0% (Альбицкий В. Ю. и соавторы, 2007). По информации уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, сегодня на территории России количество детей-сирот, брошенных родителями, или ставших социальными сиротами, составляет 650 тысяч человек. Только 10,0% от общего числа детей-сирот становятся сиротами вследствие смерти родителей, остальные - сироты при живых родителях.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной реабилитации и интеграции в систему общественных связей. Наиболее распространенными формами государственного медико-социального обеспечения детей-сирот являются дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Вместе с тем, воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - этапы, травмирующие психику ребенка, делающие невозможной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие систему его взаимоотношений с окружающим миром.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ребенка.

В этой ситуации детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

Цель исследования - изучить организацию реабилитации и социализацию детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский дом» №6 г. Челябинска, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ об образовании, на основании отраслевых и распорядительных документов и Устава.

В процессе исследования использовались социологический (анкетирование) метод, социально-гигиенический (выкопировка из учетно-отчетной документации) и математико-статистический методы.

Сплошным методом проведено анкетирование 29 сотрудников и 20 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Вопросы анкеты для детей адаптированы к возрасту ребенка и согласованы с психологом.

Возрастной состав воспитанников представлен детьми в возрасте от 3 до 6 лет (28,0%), от 7 до 10 лет (30,0%), 11 - 15 лет (38,0%), и дети в возрасте 16-18 лет составили 4,0%.

Следует отметить, что из года в год стабильно высоким остается количество подростков - 20 человек (42,0%), что сопряжено с определенными трудностями в воспитании и социализации детей.

В половой структуре детей преобладают мальчики - 54,0%.

Только 15,0% среди воспитанников детского дома составили сироты, остальные -дети, оставшиеся без попечения родителей. У 85,0% детей родители лишены родительских прав, у 13,0% родители находятся в местах лишения свободы, а от 2,0% детей родители отказались.

Исследование показало, что материально-техническая база детского дома соответствует требованиям, предъявляемым к учреждениям закрытого типа. Укомплектованность кадрами 100,0%, однако, коэффициент совместительства составляет 1,5, что сопряжено с дополнительной нагрузкой на специалистов.

Большая часть (40,0%) педагогического коллектива представлена педагогами в возрасте от 41 до 55 лет и старше (30,0%). Педагогический стаж более 20 лет имеют 55,0% опрошенных, в том числе 34,0% педагогов, работают в детском доме более 10 лет.

Высшее профессиональное образование имеют 19 человек (66,0%), среди них 17 человек с высшим педагогически образованием.

Таким образом, в учреждении имеются все необходимые условия для развития и формирования личности ребёнка на основе улучшения качества жизни, обеспечивающего успешную социальную интеграцию воспитанников в общество.

Следует отметить, что за последние годы наметилась положительная динамика численности детей, переданных на воспитание в семью. Так, если в 2011 г. на воспитание родственникам был передан только один ребенок, то в 2013 г. - 4 ребенка. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, увеличилось с 5 детей в 2011 г. до 12 детей в 2013. г.

Следует отметить, что, несмотря на профилактическую работу, острая заболеваемость воспитанников детского дома в последние три года имеет тенденцию к повышению: если в 2011 г. острая заболеваемость составляла 18 случаев (327,3%о), то в 2013 г. - 25 случаев (520,8%о). Общая заболеваемость также повысилась с 219 случаев (3650%) в 2011 г. до 250 случаев (5208,3%) в 2013 г.

В структуре общей заболеваемости на первом месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (32,0%); на втором месте находятся психические расстройства и расстройства поведения (17,2%); третью позицию занимают болезни глаза и его придаточного аппарата (10,8%). На болезни органов пищеварения и органов кровообращения приходится соответственно 9,2% и 8,4%.

Таким образам, в структуре общей заболеваемости перечисленные пять классов занимают 77,6% от всех заболеваний.

По группам здоровья дети распределились следующим образом: 25,0% со II группой здоровья, 66,7% с III группой. Четыре ребенка (8,3%) имеют инвалидность. Все дети-инвалиды состоят на диспансерном учёте, проходят освидетельствование в учреждениях МСЭ в соответствии с установленными сроками. На каждого ребенка-инвалида разработана индивидуальная программа реабилитации, которая выполняется в полном объеме.

Следует отметить, что детей с I группой здоровья в нашем исследовании не выявлено.

Как отмечает Е. Байтингер (2001), показатели здоровья определяют уровень многих медицинских, социальных и экономических проблем, особенно у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В детском доме в течение года всем детям проводится профилактика йод-дефицитных состояний. Ежедневно проводится «С» витаминизация III блюда. Курсами проводится фитотерапия и витаминотерапия. Систематически осуществляется закаливание детей методом хождения по мокрой «ребристой дорожке», проводится контрастное обливание стоп, дети принимают солнечные ванны. Активно проводится профилактика ОРВИ и гриппа в зимний период. С детьми занимаются лечебной физкультурой, танцами. Кроме того, проводится санитарно-гигиеническое обучение в форме лекций, семинаров, «семейных» часов, групповых и индивидуальных бесед, дней здоровья. Систематически обновляется информация на стенде «Здоровье - это круто». Формы и методы работы подобраны с учетом возраста детей.

На каждого воспитанника детского дома составлены индивидуальные планы, которые предусматривают мероприятия, направленные на создание условий для комфортного проживания, для успешной адаптации и социализации воспитанников, защиту личных и имущественных прав, медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социокультурную реабилитацию.

Об эффективности данной работы свидетельствует тот факт, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. количество детей со II группой здоровья увеличилось, за счет уменьшения детей с III группой здоровья.

Старшие воспитанники 15-18 лет проходят подготовку по программе «Готовность выпускника к самостоятельной жизни». Программа направлена на формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение, подготовку выпускников к осуществлению своих конституционных прав и обязанностей (защите нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей); овладение знаниями, умениями и навыками эффективного поведения, здорового образа жизни; вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, формирование потребности в создании

семьи, готовности к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Вместе с тем, 80,0% педагогов считают, что дети не в полной мере готовы к самостоятельной жизни, а каждый пятый из опрошенных затруднился ответить на данный вопрос.

По результатам опроса педагогов, выявлено, что с воспитанниками «группы риска», состоящими на педагогическом учёте, осуществляется индивидуально-профилактическая работа всеми специалистами детского дома. Кроме того, детский дом активно взаимодействует с другими организациями: полицией, прокуратурой, отделом опеки и попечительства, наркологической больницей. Мероприятия отражаются в плане индивидуально-профилактической работы с воспитанником; корректировка мероприятий осуществляется на психолого-медико-педагогическом консилиуме, в конце года план анализируется. Из анализа, проведенного нами, следует, что план выполняется практически на 100%.

Следует отметить, что большую работу осуществляет социальный педагог. Дети обучаются навыкам самостоятельной жизни: приготовлению пищи, уборке, уходу за одеждой, ремонту, стирке. Каждый пятый педагог отметил, что с детьми проводится профессиональное ориентирование, результатом которого было поступление 15,0% воспитанников в профессиональные учебные заведения.

Для психологической реабилитации в учреждении используются индивидуальные и групповые тренинги, сказкотерапия, арттерапия, песочная терапия, символдрамы, которые направлены на уменьшение эмоционального напряжения, тревожности, страхов, агрессии. Также проводятся семинары и практикумы на темы: «Что такое конфликт?», «Выпусти пар».

По данным анкетирования, у 78,0% воспитанников после работы с психологом разрешаются проблемы, уменьшается уровень страха, тревоги и агрессии.

Таким образом, воспитание сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях закрытого типа является необходимым элементом системы охраны материнства и детства, который способствует медицинской, психологической реабилитации и социальной адаптации данного контингента детей.

Список литературы

1. Альбицкий, В. Ю. Медико-социальные проблемы современного сиротства / В. Ю.Альбицкий, А. А. Баранов, Т. А. Гасиловская, А. И. Ибрагимов, С. Р.Конова. - М.: Литтерра, 2007.- 200 с. - (Серия «Социальная педиатрия»).

2. Байтингер, Е. Охрана здоровья воспитанников детского дома / Е. Байтингер // Директор школы.- 2001.-№4.-С.48-54.

3. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей «Интернет - проект Министерства образования и науки РФ», банк данных о детях сиротах - URL: www.usynovite.ru

4. Иванова, В. Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и в доме ребенка (Текст)/ В. Ю. Иванова // Дефектология.-2006.-№1.-С.76-79.

THE ORGANIZATION OF REHABILITATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT IN ESTABLISHMENTS OF THE

CLOSED TYPE

L.N. Semchenko, cand. sc. (med.), associate professor of public health and health care of

"South Ural State Medical University", e-mail: [email protected] M. V. Shaltanis, student of «South Ural State Medical University", e-mail: masha-potemochka@mail. ru

Abstract

There is the organization of rehabilitation of orphan children and children without parental support in establishments of the closed type considered on the example of orphanage No. 6 of Chelyabinsk. The characteristic of different types of rehabilitation in this establishment of the closed type, especial medical, social, psychological and pedagogical is given. Material gathered by a social-hygienic method, in the way of an acquaintance with registration and reporting documentation, and also by questioning by a continuous method.

Keywords: rehabilitation, the orphan children, children without parental support, establishments of the closed type.

Relevance

The family is a source and the mediating link of transfer of sociohistorical experience, and first of all, experience of emotional and business relationship between people.

Loss of a family is a big tragedy in the child's life which scars his destiny, even when he quickly enough finds a new family. The orphanhood destroys emotional communications of the child with his surrounding social medium and causes deep secondary violations of physical, mental and social development (Ivanova V. Yu., 2006).

The significant increase in the sizes of a social orphanhood became the most essential sign of the last years. As the main reasons promoting abundance of a social orphanhood are considered body height of number of the children born out of marriage, social disorganization of families, the material and housing difficulties of parents, the unhealthy relations between them, weakness of moral principles and the negative phenomena bound to degradation of the person of the adult (alcoholism, drug addiction, malicious evasion from obligations for education of the child).

The share of orphans in total of the children's population of our country makes more than 2,0%, and in some regions - 15,0 - 20,0% (Albitsky V. Yu. and coauthors, 2007). According to the Commissioner for the President of the Russian Federation by the rights child Pavel Astakhov, today in the territory of Russia the number of the orphan children thrown by parents, or who became social orphans makes 650 thousand people. Only 10,0% of total number of orphan children become orphans owing to death of parents, the others - orphans at living parents.

Today the question of social protection of orphan children and children without parental support, their social rehabilitation and integration into system of public relations is particularly acute. The most widespread forms of the state medico-social security of orphan children are children's homes, orphanages, boarding schools.

At the same time, education in the conditions of the public orphan institutions, change of establishments and the child's trustees, late adoption - the stages which are injuring mentality of the child, doing impossible realization of his potential opportunities, cardinally changing his destiny, for a long time destroying system of his relationship with world around.

The children who are brought up in establishments of the closed type suffer from a mental and emotional deprivation; they are torn off from actual life, are joint by the principle of social and psychological trouble, and are in social isolation. Almost all pupils of orphanages had a mental trauma which in itself can have serious primary and secondary consequences for development of the

person.Usually these children often are in a condition of deep social and pedagogical neglect, have a complex of the thrown, unloved, incomplete child.

In this situation orphanages are urged to carry out not only educational and educational functions. They promote normal socialization of the person, its full development, compensate and correct development shortcomings, provide legal and psychological security of pupils and graduates.

Research objective - to study the organization of rehabilitation and socialization of the children who are brought up in establishments of the closed type.

Materials and methods.

A research is made on the basis of Orphanage No. 6 of Chelyabinsk. Questioning was carried out among 29 employees and 20 children aged from 7 to 18 years old. Questions for children are adapted for their age and coordinated with the psychologist.

The age structure of pupils is presented by children aged from 3 to 6 years old (28,0%), from 7 to 10 years (30,0%), 11 - 15 years (38,0%), and children at the age of 16-18 years made 4,0%.

It should be noted that from year to year steadily high is a number of teenagers - 20 people (42,0%) that is interfaced to particular difficulties in education and socialization of children.

In sexual structure of children boys - 54,0% prevail.

Only 15,0% among pupils of orphanage made orphans, the others are children without parental support. At 85,0% of children parents are deprived of the parental rights, at 13,0% parents are in imprisonment places, and parents refused 2,0% of children.

Research showed that the material base of orphanage conforms to requirements imposed to establishments of the closed type. Completeness shots of 100,0%, however, makes coefficient of combining jobs 1,5 that is interfaced to padding load of experts.

The majority (40,0%) of pedagogical collective is presented by teachers aged from 41 to 55 years old and is more senior (30,0%). More than 20 years 55,0% of respondents, including 34,0% of teachers have a pedagogical experience, work in orphanage more than 10 years.

19 people (66,0%), among them 17 people with the highest pedagogical education have higher education.

There are all necessary conditions for development and formation of the person of the child on the basis of improvement of the quality of life providing successful social integration of pupils into society in this establishment.

It should be noted that positive dynamics of number of the children transferred to education to a family in recent years was outlined. So, if in 2011 only one child, in 2013 - 4 children was transferred to relatives to education. The number of the orphan children and children without parental support transferred to education to families of citizens increased from 5 children in 2011 to 12 children in 2013.

It should be noted that, despite scheduled maintenance, sharp incidence of pupils of orphanage in the last three years tends to increase: if in 2011 sharp incidence made 18 cases (327,3 %o), in 2013 - 25 cases (520,8 %o). The common incidence also increased from 219 cases (3650 %o) in 2011 to 250 cases (5208,3 %) in 2013.

By detailed consideration of structure of the general incidence by classes and groups it is possible to allocate the following diseases having the greatest specific weight: diseases of bone and muscular system of 32%; mental disorders and frustration of behavior of 17,2%; diseases of an eye of 10,8%; diseases of digestive organs of 9,2%; diseases of bodies of blood circulation of 8,4%. On groups of health children were distributed as follows: 25% with the II group of health, 67% with the III group of health, 8% with the IV group of health. There are no pupils with the I group of health.

During a year all children get iodine prevention - scarce states was carried out. Vitaminization "C" of the III dish is daily carried out. Phytotherapy and vitamin therapy carry out by courses. According to the annual plan pupils receive a complex of improving actions during a year: a training of children by a circulation method on wet "a ridge path", contrast shower of feet, solar baths. Prevention of a SARS and flu was actively carried out to the winter period.

There is a fact that testifies about effectiveness of this work that in 2013 in comparison with 2012 the number of children with the II group of health increased, due to decrease of children with the III group of health.

The senior pupils of 15-18 years old have training according to the "Readiness of the Graduate for Self-contained Life" program. The program is directed on formation of basic sense of justice and legal culture, comprehension of need of keeping of the law and inevitability of punishment for its violation, training of graduates for exercise of the constitutional rights and duties (protection of the violated rights, responsibility for non-execution of the duties assigned to the citizen); mastering knowledge, skills of efficient behavior, healthy lifestyle; the arms of young men and girls bases of knowledge of the matrimonial relations, formation of need for creation of a family, readiness for marriage, ability are correct to build the intra family relations and to raise future children.

At the same time, 80,0% of teachers consider that children are not fully ready to self-contained life, and every fifth of respondents found it difficult to answer the matter.

By results of poll of teachers, it is revealed that individual scheduled maintenance by all specialists of orphanage is carried out with the pupils of "group of risk" consisting on the pedagogical account. Besides, the orphanage actively interacts with other organizations: police, prosecutor's office, department of guardianship and guardianship, narcological hospital. Actions are reflected in the plan of individual scheduled maintenance with the pupil; correction of actions is carried out on psychological - medical - pedagogical consultation, in the end of the year the plan is analyzed. That means that the plan is implemented almost at 100%.

A lot of work is carried out by the social teacher. Children are trained in skills of independent life: cooking, cleaning, care of clothes, washing clothes. Also professional orientation and training of children of legal literacy is provided.

For psychological rehabilitation in establishment individual and group trainings are used which are directed on reduction of an emotional pressure, uneasiness, fears, aggression. Also seminars and practical works on subjects are held: "What is conflict?", "Relax", "Regulation of an emotional state".

Education of children without parental support in establishments of the closed type, is a necessary element of system of protection of motherhood and the childhood which promotes rehabilitation and social adaptation of this contingent of children.

References

1. Albitsky, V. Yu. medico-social problems of the modern orphanhood / V. Yu. Albitsky, A. A. Baranov, T. A. Gasilovskaya, A. I. Ibragimov, S. R. Konova. - M.: Litterra, 2007. - 200 pages -(Social Pediatrics series).

2. Baytinger, E. Health protection of pupils of orphanage / E. Baytinger//Principal. - 2001.-№4. - Page 48-54.

3. Department of a state policy in the sphere of protection of the rights of children "The Internet - the project of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation", a databank about children orphans - URL: www.usynovite.ru

4. Ivanova, V. Yu. O psychological interaction of the close adults and children living in a family and in children's home (Text) / V. Yu. Ivanov//Defectology.-2006.-№1. - Page 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.