волевая саморегуляция личности как фактор достижения успеха в соревновательной деятельности тхэквондистов
УДК/UDC 159.947
Поступила в редакцию 28.01.2020 г.
Кандидат психологических наук, доцент Г.Р. Шагивалеева1 Кандидат педагогических наук, доцент Г.К. Бисерова1 Кандидат психологических наук, доцент Г.М. Льдокова1
1 Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
VOLUNTARY SELF-REGULATION OF AS FACTOR OF COMPETITIVE SUCCESS OF TAEKWONDOKAS
PhD, Associate Professor G.R. Shagivaleeva1 PhD, Associate Professor G.K. Biserova1 PhD, Associate Professor G.M. Ldokova1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University, Elabuga
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявление волевой саморегуляции подростков (11-12 лет) как фактора достижения успеха в соревновательной деятельности по тхэквондо.
Методика и организация исследования. Выборку исследования составили 50 спортсменов (25 человек, участвующих в соревнованиях, - спортсмены-подростки, победители и призеры Всероссийских соревнований, чемпионата и первенства Республики Татарстан и неоднократные победители и призеры турниров разного уровня; 25 человек составили спортсмены, не участвующие в соревнованиях), проживающие в г. Елабуге, Республика Татарстан. В ходе исследования проведен анализ волевых качеств спортсменов, мотивации достижения успеха, тревожности спортсменов-тхэквондистов подросткового возраста (участвующих и не участвующих в соревнованиях). Мы предположили, что у «участвующих» тхэквондистов уровень мотивации достижения успеха и волевая саморегуляция выше, чем у «неучаствующих», и они более успешны в соревновательной деятельности. Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ (при помощи ^критерия Стьюдента) показал, что «участвующим» спортсменам свойственен более высокий уровень мотивации в достижении успеха. Следовательно, мотивация успеха возрастает у тех спортсменов, которые чаще выступают в соревнованиях и побеждают в них. Выявлены также различия в самообладании: у «неучаствующих» они выше на уровне тенденции. По настойчивости и общей саморегуляции различий не выявлено. Проведенный нами корреляционный анализ подтверждает взаимосвязь между мотивацией успеха и ситуативной тревожностью в общей выборке спортсменов. Он показал сильную отрицательную взаимосвязь: чем выше ситуативная тревожность, тем ниже самообладание. Мы полагаем, что сам процесс психологического обследования у «участвующих» спортсменов повлиял на повышение уровня ситуативной тревожности.
Тренировочные занятия должны быть направлены на воспитание волевых качеств личности и его психологической готовности к различным ситуациям в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: волевая саморегуляция, мотивация успеха, соревновательная деятельность, тхэквондисты.
Annotation
Objective of the study was to identify voluntary self-regulation in adolescents (11-12 year-olds) as a factor of success in the competitive activity on taekwon-dokas.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were 50 athletes of Elabuga, the Republic of Tatarstan (including 25 participants of different competitions - teenaged athletes, winners of the Russian competitions, championship and national competitions of the Republic of Tatarstan and multiple winners and medalists of tournaments of different levels; 25 athletes not participating in competitions). During the study, we analyzed of the level of development of volitional qualities, success motivation, and anxiety levels in the adolescent taekwondokas (those participating and not participating in the competitions). We assumed that the level of success motivation and volitional self-regulation was higher in the "participating" taekwondokas than in the "non-participating" ones and that they were more successful in the competitive activity.
Results and conclusions. The comparative analysis (Student t-test) revealed that the «participating» athletes had a higher level of achievement motivation. Consequently, the level of success motivation increases in those athletes who compete more often and win. We identified differences in the athletes' self-control skills: in the "non-participants" they were more significant at the level of trend. There were no differences in terms of perseverance and general self-regulation. The correlation analysis confirmed the relationship between success motivation and state anxiety in the total sample of athletes. It revealed a strong negative correlation: the higher the state anxiety level, the lower the self-control skills. We believe that the very process of psychological examination of the «participating» athletes contributed to the increase in the level of state anxiety. The training sessions should be designed so that to build volitional qualities of an individual and his psychological preparedness for various situations during the competitive activity.
Keywords: voluntary self-regulation, success motivation, competitive activity, taekwondokas.
Введение. На сегодняшний день исследования в спортивной психологии показывают, что волевая саморегуляция является одним из наиболее важных факторов, обеспечивающих высокие достижения в спорте (Г. Д. Бабушкин, 2012; А. В. Батаршев, 2014; В. А. Иванников, 2014; Е. П. Ильин,
2012; Л. И. Лубышева, 2010). Спорт является мощным фактором социализации личности, ее социальной интеграции и развития воли [5]. Воля как психический процесс сознательной саморегуляции субъектом своей деятельности и поведения обеспечивает ему возможность преодоления труд-
ностей на пути к достижению цели. Волевая саморегуляция связана с развитием у человека способностей к преодолению внутренних и внешних препятствий, с поиском способов для их формирования. По В. А. Иванникову, волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной саморегуляции, вооруженный личностными средствами регуляции [2].
Волевая регуляция имеет свои возрастные особенности. Проявление волевой активности у подростков, по Г. Д. Бабушкину, обусловлено тем, что чем они старше, тем более выражены у них волевые качества, самоконтроль и саморегуляция [1]. Е. П. Ильин любое качество, в том числе и волевое, рассматривает как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками, а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента - опыт человека [3]. Успешность в соревновательной деятельности требует от спортсмена настойчивости, самообладания, смелости, психологической готовности бороться до конца и победить, способности мобилизовать все силы для достижения поставленной цели [4].
Цель исследования - определение волевой саморегуляции подростков (11-12 лет) как фактора достижения успеха в соревновательной деятельности в тхэквондо.
Методика и организация исследования. Выборку исследования составили спортсмены в количестве 50 человек (25 человек - спортсмены-подростки, воспитанники отделения тхэквондо - МБУ «Спортивная школа № 2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, победители и призеры Всероссийских соревнований, чемпионата и первенства Республики Татарстан; 25 человек - спортсмены, не участвующие в соревнованиях, а только занятые в тренировочной деятельности.
В работе использовались общенаучные методы: теоретический анализ проблемы; эмпирические методы: «Мотивация достижения успеха» Т. Элерса, методика «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана; методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю. Л. Ханиным), а также методы статистической обработки эмпирической информации.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследуя такой мотивационно-волевой компонент личности, как настойчивость, мы пришли к выводу, что она имеет примерно одинаковый уровень развития как у участвующих в соревнованиях - спортсменов-подростков, так и у не участвующих в соревнованиях. Высокий уровень настойчивости (84 %) имеют подростки, которые принимают участие в соревнованиях, и 88 % - у не участвующих в соревнованиях. Низкий уровень настойчивости имеют 16 % «участвующих» и 12 % подростков, которые не принимают участия в соревнованиях. Статистических различий по настойчивости между выборками не выявлено (р=0,96). Настойчивость развита на высоком уровне в обеих выборках. Считаем, это связано с одинаковым подходом тренера ко всем спортсменам при формировании у них волевых качеств.
Такое волевое качество, как самообладание, выявилось в следующих показателях: низкий уровень самообладания имеют 32 % подростков, участвующих в соревнованиях, и 12 % подростков, не участвующих в соревнованиях. Высокий уровень самообладания выражен у 68 % «участвующих» и у 88 % «неучаствующих» подростков. На уровне тенденции (р=0,048) самообладание у «неучаствующих» выше, чем у «участвующих», несмотря на то что высокий уровень самообладания продемонстрировали спортсмены обеих вы-
борок. На наш взгляд, это связано с тем, что «участвующие» спортсмены чаще подвержены стрессу в процессе соревнований, поэтому уровень самообладания у них ниже. Это подтверждает сильная корреляционная взаимосвязь (г=0,46) между параметрами ситуативной тревожности и самообладанием у младших подростков в обеих выборках (п=50). При этом любая неопределенная ситуация может оказывать влияние на успешность «участвующего» спортсмена (в данном случае психологическое обследование повлияло на повышение уровня ситуативной тревожности спортсменов). Спортсмены, не участвующие в соревнованиях, не испытывают ситуативной тревоги, поэтому их самообладание выше на уровне тенденции.
Высокий уровень общей саморегуляции имеют 92 % «участвующих» и 80 % «неучаствующих». Низкий уровень имеют 8 % участвующих и 20 % подростков, не участвующих в соревнованиях. Статистических различий по этому параметру не выявлено (р=0,3). Мы полагаем, что это связано с тем, что тхэквондо, являясь контактным видом спорта, предполагает развитие общей саморегуляции для достижения успеха в соревновательной деятельности.
По мотивации достижения успеха получили следующие результаты: высокий уровень выявлен у 56 % спортсменов, участвующих в соревнованиях, и у 20 % спортсменов, не участвующих в соревнованиях. Низкий уровень мотивации достижения успеха имеют 44 % спортсменов, участвующих в соревнованиях, и 80 % спортсменов, не участвующих в соревнованиях. Были получены статистически значимые различия в проявлении мотивации достижения успеха (р=0,011). На достижение успеха более мотивированы «участвующие» в соревновании, чем «неучаствующие». Мы предполагаем, что мотивация успеха возрастает у спортсменов, которые чаще выступают в соревнованиях и побеждают. «Неучаствующие» спортсмены не могут объективно оценить свои возможности и возможности соперников, следовательно, поэтому и мотивация успеха снижена.
По уровню ситуативной тревожности у «участвующих» спортсменов результаты распределились следующим образом: 88 % испытуемых имеют умеренную тревожность и 12 % - выраженную. У «неучаствующих»: выраженная тревожность - 0 %, умеренная - 56 %, отсутствует у 44 % респондентов. Были получены статистически значимые различия в проявлении уровня реактивной (ситуативная) тревожности (р<0, 001). Сам процесс обследования у «участвующих» спортсменов» вызвал тревогу. По личностной тревожности в обеих выборках преобладает умеренный уровень тревожности (84 % - у «участвующих» и 92 % - у «неучаствующих»), статистических различий не обнаружено.
Считаем, что волевые качества подростков формируются в большей степени в тренировочной деятельности, поэтому мы и не наблюдаем различий между «участвующими» и «неучаствующими» спортсменами. Нацеленность на успех у «участвующих», на наш взгляд, объясняется внешними факторами, а не проявлениями волевой саморегуляции. В подтверждение этому нами был проведен корреляционный анализ Пирсона между показателями мотивации успеха и волевыми качествами спортсменов. Статистически достоверных связей не было обнаружено. Это доказывает то, что спортсменов-подростков больше мотивирует на успех не волевая саморегуляция как фактор успешности в соревновательной деятельности, а, по нашему мнению, внешние факторы (вера в успех тренера, похвала, поддержка родителей, положительная оценка сверстников).
Выводы. Несмотря на то что у юных тхэквондистов развиты такие волевые качества, как настойчивость, общая саморегуляция (высокий уровень у обеих выборок), статисти-
№ 6 • 2020 Июнь | Juпe
http://www.teoriya.ru
чески достоверных различий между выборками, выведенных при помощи критерия Стьюдента, не обнаружено. Есть различия (на уровне тенденции) в самообладании (оно выше у «неучаствующих»). Мотивация успеха выше у «участвующих» спортсменов, при этом они более тревожны в неопределенных ситуациях (например, ситуация психологического обследования). Именно участие в соревнованиях, на наш взгляд, мотивирует их на победы, но снижает их уровень самообладания (г=0,46). И, наконец, подростки подвержены эмоциональным перепадам настроения из-за гормональной перестройки организма, свойственной этому возрасту, и, соответственно, волевая саморегуляция не оказывает существенного влияния на достижение успеха подростками, занимающимися тхэквондо. В мотивации достижения успеха большую значимость для юных спортсменов имеют такие внешние факторы, как похвала и поддержка значимых взрослых и ровесников, а успешность в спортивной деятельности не зависит от их волевой саморегуляции.
Литература
Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / Г.Д. Бабушкин. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. - 328 с.
Иванников В.А. Место понятия «воля» в современной психологии / В.А. Иванников, Д.Д. Барабанов, А.В. Монроз, В.Н. Шляпников, Е.В. Эйдман // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 15-22.
1.
2.
4.
Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012.
- 352 с.
Исмаилова Н.И. Успешность в соревновательной деятельности студентов-спортсменов как отражение их психоэмоциональной устойчивости и надёжности / Н.И. Исмаилова, Г.К. Бисерова, Г.М. Льдокова // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 3.
- С. 3-5.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -272 с.
References
Babushkin G.D. Psikhodiagnostika lichnosti pri zanyatiyakh fiz-icheskoy kul'turoy i sportom [Individual's psychodiagnostics during physical education and sport sessions]. Omsk : SibGUFK publ., 2012. 328 p.
Ivannikov V.A., Barabanov D.D., Monroz A.V., Shlyapnikov V.N., Ei-dman E.V. Mesto ponyatiya «volya» v sovremennoi psikhologii [The place of the concept of "will" in modern psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology], 2014, no. 2, pp. 15-22. Ilyin E.P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St. Petersburg: Piter publ., 2012. 352 p.
Ismailova N.I., Biserova G.K., Ljdokova G.M. Uspeshnost v sor-evnovatelnoy deyatelnosti studentov-sportsmenov kak otrazhenie ikh psikhoemotsionalnoy ustoychivosti i nadezhnosti [University athletes' competitive success versus their affective tolerance and stress-tolerance rates]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 3. pp. 3-5.
Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of Physical Culture and Sports]. Study guide. Moscow: Akademiya publ., 2010. 272 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
тренировочные нагрузки гребцов на байдарках и каноэ высокой квалификации
Доктор педагогических наук, профессор П.В. Квашук1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Маслова2 Кандидат биологических наук Г.Н. Семаева1 1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва 2Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж
УДК/UDC 797.122
Ключевые слова: гребцы на байдарках и каноэ, тренировочные нагрузки, зоны интенсивности, тренировочные упражнения.
Цель исследования - выявление рациональных показателей объема и структуры тренировочных нагрузок в ме-зоциклах подготовки гребцов на байдарках и каноэ высокой квалификации.
Методика и организация исследования. В работе приняли участие гребцы на байдарках и каноэ высокой квалификации (основной и резервный состав сборной команды России). Наблюдения и сбор информации осуществлялись в течение 2 годичных циклов подготовки в рамках плановых мероприятий научно-методического обеспечения команды. Выборка составила 42 случая исследования байдарочников, 29 каноистов и 29 байдарочниц.
Для оценки тренировочной нагрузки регистрировались показатели объема тренировочных нагрузок, выполненных в разных зонах интенсивности, анализировались их плановые и фактические показатели. Уровень специальной физической подготовленности определялся на основании результатов в тестах по гребле на дистанциях 250, 500, 1000 и 2000 м. Для определения функциональных возможностей гребцов применялся 3-минутный тест, моделирующий прохождение соревновательной дистанции на гребных эргометрах «Г.М. Ефремова» и «Weba Sport Slider Kayakergometer», регистрировались показатели работоспособности (мощность, темп и др.) [1].
elite rowers training loads
Dr.Hab., Professor P.V. Kvashuk1 PhD, Associate Professor I.N. Maslova2 PhD G.N. Semaeva1
1Russian Federal Research Center for Physical Culture
and Sports (VNIIFK), Moscow), Moscow 2Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh
Поступила в редакцию 20.03.2020 г.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов позволяет прийти к заключению, что у гребцов на байдарках и каноэ, специализирующихся на дистанции 1000 м, объем гребли на воде должен составлять 350-430 км в месяц. При этом парциальный объем тренировочных нагрузок с преобладанием аэробного механизма энергообеспечения (I и II зоны) должен находиться на уровне 70-75 %, а с преобладанием смешанного и анаэробных механизмов энергообеспечения (III, IV и V зоны) - на уровне 25-30 % от общего объема.
У байдарочниц, специализирующихся на дистанции 500 м, объем гребли на воде должен составлять 260-310 км в месяц, парциальный объем тренировочных нагрузок с преобладанием аэробного механизма энергообеспечения (I и II зоны) должен находиться на уровне 65-70 %, а с преобладанием смешанного и анаэробных механизмов энергообеспечения (III, IV и V зоны) - на уровне 30-35 0% от общего объема гребли.
Вывод. Увеличение воздействия тренировочной нагрузки на организм гребцов должно ассоциироваться с увеличением скорости выполнения тренировочных упражнений в разных зонах интенсивности при стабилизации показателей объема гребли.
Литература
1. Квашук П.В. Критерии оценки функционального состояния гребцов высокой квалификации [Текст] / П.В. Квашук, С.В. Вер-лин, Г.Н. Семаева // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 20-26.
Информация для связи с автором: [email protected]