Научная статья на тему 'Психологическая подготовка юных тхэквондистов'

Психологическая подготовка юных тхэквондистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2238
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТХЭКВОНДО / EMOTIONAL SELF-CONTROL / PSYCHOLOGICAL TRAINING / TAEKWONDOERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терзи Михаил Сергеевич

В данной работе показана роль психологической подготовки юных тхэквондистов. Для успешного выступления на соревнованиях по тхэквондо необходимо: регулировать психоэмоциональное состояние, сформировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терзи Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological training young taekwondoers

In this work we show the role of psychological training of young taekwondoers. For successful performance in taekwondo competition need to: regulate psychoemotional state, form emotional stability & desire to achieve winning.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка юных тхэквондистов»

УДК 158.1:796.8 ББК 88.43:75.715

Терзи Михаил Сергеевич

кандидат биологических наук, доцент

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Terzi Michael Sergeevich Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Психологическая подготовка юных тхэквондистов Psychological training young taekwondoers

В данной работе показана роль психологической подготовки юных тхэквондистов. Для успешного выступления на соревнованиях по тхэквондо необходимо: регулировать психоэмоциональное состояние, сформировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы.

In this work we show the role of psychological training of young taekwondoers. For successful performance in taekwondo competition need to: regulate

psychoemotional state, form emotional stability & desire to achieve winning.

Ключевые слова: эмоциональный самоконтроль, психологическая подготовка, тхэквондо.

Key words: emotional self-control, psychological training, taekwondoers.

Актуальность исследования особенностей психологической подготовки

юных тхэквондистов обусловлена тем, что современное тхэквондо является Олимпийским видом спорта [6], для которого характерно большое психоэмоциональное напряжение и от того, как психологически будут подготовлены спортсмены к соревнованиям будет во многом зависеть успешность их выступления. Ведь каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно мобилизовать свои технико-тактические навыки в психологически напряженных условиях соревнований [5, с. 37]. Причем у одного спортсмена этот уровень может оказаться значительно ниже или, напротив, значительно выше, чем у другого, поэтому методике психоэмоциональной регуляции уделяется огромное значение [3].

Многочисленные исследования в области психологической подготовки спортсмена показывают не только крайнее многообразие психологических Вестник ЧГПУ 12.2'2013 308

функций и состояний, играющих важную роль в достижении спортсменом наивысшего мастерства, но и наличие специфических особенностей проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными видами спорта. Для всех видов боевых единоборств характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью быстрого реагирования на необычные или внезапные раздражения [1].

Тхэквондо как Олимпийский вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком тхэквондисте можно сказать что он «настоящий боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой. Чтобы успешно осуществлять в экстремальных условиях спортивных соревнований свои технико-тактические навыки, необходимо умение регулировать свое психоэмоциональное состояние, формировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы в предстоящем соревновании [6].

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Гипотеза исследования - психологическая подготовленность юных тхэквондистов станет улучшаться, если методика психологической подготовки будет включать:

1) овладение знаниями о психологической сущности спортивной деятельности в тхэквондо;

2) развитие умений эмоционального самоконтроля личности юных спортсменов в процессе психологических тренингов;

3) формирование навыка управления своим психоэмоциональным состоянием на тренировках и соревнованиях.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические предпосылки психологической подготовки юных тхэквондистов.

2. Разработать методику психологической подготовки тхэквондистов 1013 лет.

3. Экспериментально проверить эффективность методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Организация и методы исследования

Исследования проводились в течение 2010-2013 уч.года на базе: СДЮС-ШОР «Корё» (г.Челябинск, ул.Энгельса, 43), в ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие дети 10-13 лет, занимающиеся тхэквондо 2-3 года, в количестве 40 человек, которые имели примерно равный уровень спортивной подготовки до начала эксперимента (20 человек - контрольная группа, 20 - экспериментальная).

Для реализации цели исследования нами была составлена диагностическая программа изучения психологической подготовленности юных спортсменов 10-13 лет, занимающихся тхэквондо, при помощи которой мы экспериментально проверили эффективность разработанной нами методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Контрольная группа тренировалась по традиционной учебнотренировочной программе предложенной для СДЮСШОР по тхэквондо.

В экспериментальной группе мы дополнительно использовали методы психологической подготовки: аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, психорегулирующая тренировка, идеомоторная тренировка и т.д., которые применяли во время и после занятий в течение 30 минут на протяжении 9 месяцев.

Сущность разработанной нами методики психологической подготовки юных тхэквондистов 10-13 лет заключается в том, что мы создаем специальные организационно-педагогические условия (выделили время и место для занятий психологической подготовкой, проводим беседы, психотренинги, психологиче-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 310

ское анкетирование, обсуждаем поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях) для овладение знаниями о психологической сущности спортивной деятельности в тхэквондо; развиваем у юных тхэквондистов умения эмоционального самоконтроля в процессе специальных психотренингов и формируем у спортсменов навыки управления своим психоэмоциональным состоянием на тренировках и соревнованиях.

Психологическая подготовленность юных тхэквондистов понималась нами, в первую очередь, как соответствие следующим критериям: сформированная нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень ситуативной тревожности, преобладание стенических (позитивных) эмоций, а также активное стремление к победе (установка на победу) в предстоящем соревновании. Психологическая подготовка к предстоящему соревнованию по тхэквондо определяется следующими задачами [2, 4]:

1. Осознание особенностей и задач предстоящего соревнования.

2. Осознание конкретных условий предстоящего соревнования (времени, места, трассы, климатических условий и т. д.) и подготовка к эффективным действиям в этих условиях.

3. Осознание сильных и слабых сторон противника и подготовка к соревнованиям в соответствии с учетом этих особенностей противника.

4. Проверка и доведение до совершенства способности владеть требуемыми двигательными навыками с учетом их психологической структуры.

5. Возбуждение активного стремления к победе (установки на победу) в предстоящем соревновании.

6. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы в предстоящем соревновании.

7. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием; создание и поддержание бодрого эмоционального состояния - характерной особенности «спортивной формы».

8. Возбуждение готовности к максимальным волевым напряжениям и умение

проявить их в условиях предстоящего соревнования.

Методика психологической подготовки юных тхэквондистов включает в себя следующие методы, которые в определенной последовательности осваивались на каждом тренировочном занятии (таблица 1).

Таблица 1

Распределение методов психологической подготовки юных тхэквондистов _____________ в процессе тренировочной деятельности_______________________

Методы Тренировочный процесс в течение 9 месяцев (36 недель)

Аутогенная тренировка + + + +

Психорегулирующая тренировка + + + +

Идеомоторная тренировка + + + + + + + +

Релаксация + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Изменение направленности сознания + + + +

Снятие напряжения путем разрядки (музыкальное воздействие) + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Дыхательные упражнения + + + +

Метод десенсибилизации + + + +

Моделирование соревновательных условий + + + + + + + +

Результаты исследования

1. У юных тхэквондистов контрольной группы на конец исследования показатели эмоциональной соревновательной устойчивости (СЭУ) достоверно (р<0,05) повысились в контрольной группе на 21,2% с 2,75 до 3,35 баллов, тогда как в экспериментальной группе юных тхэквондистов показатели СЭУ по окончании исследования также достоверно (р<0,05) повысились но на 34,4% с 2,83 до 3,82 баллов, что свидетельствует о более значительных перестройках в сфере психоэмоциональной устойчивости к соревнованиям испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

2. На конец исследования у юных тхэквондистов контрольной группы по-

казатели саморегуляции достоверно (р<0,05) повысились в контрольной группе на 17,3% с 2,37 до 2,78 баллов, тогда как в экспериментальной группе Вестник ЧГПУ 12.2'2013 312

юных тхэквондистов показатели саморегуляции по окончании исследования также достоверно (р<0,05) повысились но на 33,2% с 2,41 до 3,21 баллов. Кроме того, показатели саморегуляции психоэмоционального состояния экспериментальной группы на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) выше показателей контрольной группы юных тхэквондистов, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики психологической подготовки.

3. В процессе исследования у юных тхэквондистов контрольной группы показатели стабильности и помехоустойчивости (СтП) достоверно (р<0,05) повысились в контрольной группе на 13,8% с 2,12 до 2,19 баллов, тогда как в экспериментальной группе юных тхэквондистов показатели СтП по окончании исследования также достоверно (р<0,05) повысились но на 28,7% с 2,19 до 2,82 баллов. Кроме того, показатели стабильности и помехоустойчивости психики в экспериментальной группе на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) выше показателей контрольной группы юных тхэквондистов, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики психологической подготовки.

4. Показатели ситуативной тревожности высокого и низкого уровня в экспериментальной группе на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) ниже показателей контрольной группы юных тхэквондистов, а показатели ситуативной тревожности среднего уровня в экспериментальной группе на конец исследования оказались достоверно (р<0,05) выше показателей контрольной группы юных тхэквондистов, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

5. Достоверное (р<0,05) улучшение в результатах измерения мотивации к успеху наблюдались только в экспериментальной группе. Так, например, количество испытуемых экспериментальной группы с умеренно высокой мотивацией к успеху в предстоящем соревновании повысилось на конец исследования на 20%, с 5 до 9 человек, что достоверно выше показателей контрольной груп-

пы, а значит, может свидетельствовать об эффективности разработанной и внедренной нами методике психологической подготовки в экспериментальной группе юных тхэквондистов 10-13 лет.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» 2013 г, проект № УГ-114/13/МУ.

Библиографический список

1. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. - М., 1993. - 543 с.

2. Гордон, С.М. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физ. культуры, 2004. - № 2. - С. 46-49.

3. Кадочников, А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою /

A.А. Кадочников. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2007. - 304 с.

4. Сарайкин, Д. А. Формирование здоровья юных тхэквондистов средствами хатха-йоги / Д. А. Сарайкин, М. С. Терзи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. - Челябинск, 2011. - Вып. 26, № 7 (224). - С. 134-137.

5. Тхэквондо. Теория и методика. Том1.Спортивное единоборство: Учебник для СДЮСШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва/Ю.А. Шулика [и др.]. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 800с.

6. Чой Сунг Мо, Тхэквондо: основы олимпийского спарринга/ С.М. Чой, Е.И. Глебов // Серия «Мастера боевых искусств». - Ростов-н/Дону: «Феникс», 2008. - 320с.

Bibliography

1. Vardanyan, B.H. Mechanisms of regulation of emotional stability /

B.H. Vardanyan. - Mоskow, 1993. - 543 p.

2. Gordon, S.M . Evaluation of mental readiness for competitive activity athletes of different specializations and qualifications (for example, cyclic, game species and combat sports) / S.M. Gordon, A.B. Ilyin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2004.

- № 2. - P. 46-49.

3. Kadochnikov, AA Psychological preparation for fighting / A.A. Kadochnikov.

- Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 304 p.

4. Saraykin, D.A. Influence of means of hatha-yoga on a state of healf young taekwondoers / D.A. Saraykin, M.S. Terzi // Bulletin of the South Ural State University. Education, healthcare service, physical education. - Chelyabinsk, 2011. - Issue 26, № 7 (224). - P. 134-137.

5. Taekwondo. Theory and methodology. Vol. 1.Sportivnoe combat: Textbook for SDYUSSHOR sports departments of pedagogical institutes, colleges and schools of physical training of Olympic reserve / Y.A. Shulika [et al.] - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 800 p.

6. Choi Sung Mo, Taekwondo: Olympic sparring basics / S.M. Choi, E.I. Glebov // Series "Masters of martial arts." - Rostov-n-Don: Phoenix, 2008. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.