Научная статья на тему 'Организация педагогического процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов на основе индивидуализации'

Организация педагогического процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов на основе индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТХЭКВОНДИСТЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов М.А., Воронцов В.В.

В статье представлены основные аспекты проблемы индивидуального подхода в спортивной подготовке тхэквондистов. Анализ данных по проблемам психологической подготовки, и в частности по вопросу воспитания эмоциональной устойчивости спортсмена в соревновательной деятельности, показал, что одной из возможных причин, затрудняющих использование освоенных атакующих действий в спарринге, является повышенный уровень эмоционального возбуждения. Такое состояние характеризуется как психическая напряженность, которая, по данным многих исследователей, может нарушать правильное выполнение технических действий и операций. А отсутствие «бойцовского опыта» у юных тхэквондистов усугубляет это отрицательное влияние. Основу работы составляют результаты исследования индивидуально-типологических особенностей и психического состояния спортсменов. В процессе исследования использовались следующие методики: определение уровня тревожности по Ч. Спилбергеру-Л. Ханину, индивидуально-типологические особенности темперамента по Д. Д. Райгородскому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического процесса спортивной подготовки юных тхэквондистов на основе индивидуализации»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

УДК/UDC 796.853.27

Поступила в редакцию 15.01.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Карпов1 Соискатель В.В. Воронцов1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF SPORTS TRAINING OF JUNIOR TAEKWONDOKAS IN CONTEXT OF INDIVIDUALIZATION

Associate professor, Ph.D. M.A. Karpov1 Applicant V.V. Vorontsov1

1 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: serikov06@mail.ru

Аннотация

В статье представлены основные аспекты проблемы индивидуального подхода в спортивной подготовке тхэквондистов. Анализ данных по проблемам психологической подготовки, и в частности по вопросу воспитания эмоциональной устойчивости спортсмена в соревновательной деятельности, показал, что одной из возможных причин, затрудняющих использование освоенных атакующих действий в спарринге, является повышенный уровень эмоционального возбуждения. Такое состояние характеризуется как психическая напряженность, которая, по данным многих исследователей, может нарушать правильное выполнение технических действий и операций. А отсутствие «бойцовского опыта» у юных тхэквондистов усугубляет это отрицательное влияние.

Основу работы составляют результаты исследования индивидуально-типологических особенностей и психического состояния спортсменов. В процессе исследования использовались следующие методики: определение уровня тревожности по Ч. Спилбергеру-Л. Ханину, индивидуально-типологические особенности темперамента по Д. Д. Райгородскому.

Ключевые слова: организация, педагогический процесс, спортивная подготовка, тхэквондисты, индивидуализация.,

Annotation

The relevance of the study was proved by the importance of individualization of sports training in taekwondo. The importance and difficulties in solving of the problem of individualization of sports training in taekwondo consists in the complicacy of the sport itself. The universally recognized statement of O.A. Sirotin, that personality, individuality is one of the most sophisticated and well-known in science subjects of research. This phenomenon highlights one of the major problems of individualization, which is reasonable choice of features of individuality, which can be effectively used by a trainer to implement an individual approach in teaching, improving of mental stability and training of athletes.

The main aspects of the individual approach to sports training in taekwondo were presented in the paper. As seen from analysis of the data on mental preparation, and in particular on training of an athlete emotionally stable in competitive activity, one of the reasons that impede the use of reclaimed offensive moves in sparring can be an increased level of emotional excitement.

Such a condition is characterized as mental stress, which, according to many researchers, can interfere with the proper performance of technical actions and processes. The lack of «fighting experience» in young taekwondokas exacerbates this negative impact. The paper is based on the results of the study of individual typological features and mental state of athletes.

Keywords: organization, teaching process, sports training, taekwondo, individualization.

Введение. Актуальность проблемы исследования обоснована важностью индивидуализации спортивной подготовки в тхэквондо. Важность и трудность решения проблемы индивидуализации спортивной подготовки тхэквондистов заключаются в сложности этого вида спорта. Общепризнанно утверждение О. А. Сиротина о том, что личность, индивидуальность - это один из самых сложных и известных в науке объектов исследования [7, с. 7]. Это явление выдвигает одну из основных проблем индивидуализации - обоснованный выбор признаков индивидуальности, опираясь на которые тренер мог бы эффективно осуществлять индивидуальный подход при обучении, повышении психической устойчивости и воспитании спортсменов.

Индивидуализация педагогического процесса, по мнению А. А. Деркача и А. А Исаева, имеет два аспекта. Во-первых, воспитательное воздействие должно доходить до каждо-

го юного спортсмена. Во-вторых, индивидуальный подход требует знания индивидуальных особенностей и условий жизни каждого юного спортсмена, их учета в обучении и воспитании. Это означает, что только зная индивидуальные особенности и условия жизни юного спортсмена, можно отбирать цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания. Разумеется, имеются в виду не конечные цели, не общий объем содержания воспитания (они определяются требованиями общества), а частные цели и содержание конкретных этапов формирования личности юного спортсмена [1, с. 135].

Индивидуализация процесса спортивной подготовки тхэквондистов основана на органическом сочетании двух направлений: общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление предполагает освоение обязательного минимума жизненно важных двига-

и

га у

г.

ч—

. О (и

■ -О

с

га

^

О си .с Н

тельных умении, навыков и связанных с ними знании, а также достижение определенного уровня разностороннего развития физических качеств. Основное содержание программы занятии в рамках данного направления не зависит от индивидуальных склонностей. Индивидуализация же проявляется главным образом в методах обучения и воспитания, а также в дополнительных средствах [1, с. 201].

Специализированное направление учебно-тренировочного процесса предполагает его улубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяется в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности подростков. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования.

Анализ данных по проблемам психологической подготовки, и в частности по вопросу воспитания эмоциональной устойчивости спортсмена в соревновательной деятельности, показал, что одной из возможных причин, затрудняющих использование освоенных атакующих действий в спарринге, является повышенный уровень эмоционального возбуждения [4]. Такое состояние характеризуется как психическая напряженность, которая, по данным многих исследователей, может нарушать правильное выполнение технических действий и операций. А отсутствие «бойцовского опыта» у юных тхэквондистов усугубляет это отрицательное влияние.

В методических рекомендациях по тхэквондо А. А. Пере-дельского у спортсменов рекомендуется воспитывать такое качество, как «эмоциональная невключенность» [5, с. 67]. Чтобы понять это суждение, пишет автор, следует знать о том негативном влиянии, из-за которого повышенная эмоциональность вызывает дисфункцию в работе органов и конечностей субъекта. Поэтому спортсмену надо сохранять в поединке полное спокойствие, лишь демонстрируя ярость или страх, чтобы запугать или обмануть противника.

Цель исследования - изучить некоторые подходы к организации педагогического процесса спортивной подготовки тхэквондистов на основе индивидуализации.

Организация исследования. В экспериментальной группе тхэквондистов (п = 18) после первого соревновательного спарринга в течение двух недель спортсмены осваивали трехпозиционную технику. Сначала им предлагалось в позе медитации представить себя во время прошедшего спарринга (вспомнить с максимальной точностью, что он видел, слышал и чувствовал в то время). Это состояние в нейро-лингвистическом программировании называется ассоциированным и относится к первой позиции. Во второй позиции спортсменам предлагалось мысленно пересесть на место для участников соревнований и оттуда наблюдать за собой во время спарринга, фиксируя при этом свои ощущения. И, наконец, в третьей позиции спортсменам предлагалось вообразить себя в другом помещении просматривающим видеозапись себя на трибуне, наблюдающего за собственным спаррингом [2, 3].

Педагогические наблюдения за деятельностью спортсменов на соревнованиях, изучение предстартовых состояний практикуются на всероссийских, международных (Европа, мир) соревнованиях. В исследовании участвовали тхэквондисты двух возрастных групп Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Коре».

Во всех ситуациях у спортсменов фиксировалась вегетативная активация по уровню электрокожного сопротивления (ЭКС). Величина ЭКС и уровень вегетативной активации, как известно, находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Педагогические, психологические и психофизиологические контрольные испытания (тестирования) по общефизической и специальной подготовленности выполняются на учебно-тренировочных сборах в период подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. Уровень специальных способностей и мотивации изучается в соревновательном периоде; свойства нервной системы, психомоторных и интеллектуальных функций исследуются в лабораторных условиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение индивидуально-типологических особенностей темперамента спортсменов младшего подросткового возраста показало: по параметру экстраверсии возможно деление на семь групп: от сверхинтровертов до сверхэкстравертов [6, с. 294].

Одна девочка набрала 23 балла, что позволяет отнести ее к сверхэкстравертам, две спортсменки набрали 16 и 17 баллов - потенциальные экстраверты и три тхэк-вондистки набрали 12, 13 и 14 баллов - группа амбивер-тов.

По результатам тестирования мальчиков были определены два экстраверта, которые набрали 19 и 20 баллов, девять мальчиков набрали от 15 до 17 баллов и были отнесены к экстравертам. Тестирование также показало, что интровертов в группе тхэквондистов не оказалось.

Исследования темперамента по Г. Айзенку позволили сделать вывод о том, что спортсмены, занимающиеся тхэквондо и набравшие 11, 12, 13 баллов, могут быть отнесены к нормо-тоническому типу, одна девочка, набравшая 3 балла, - к кон-кордантному типу, девочка, набравшая 17 баллов, имеющая повышенный уровень нейротизма, оценена как потенциальный дискордант.

Результаты исследования типов темперамента показали следующее: две девочки и один мальчик отнесены к сангвиническому темпераменту; шесть мальчиков - к категории сангвиник; четыре мальчика - к нормотоническим амбивер-там, набравшим 11-13 баллов и имеющим уровень обеих су-перчер.

Результаты исследования явились основанием для дифференцированного подхода при подготовке к предстоящим соревнованиям. Исследование психического состояния в условиях соревновательной деятельности показало, что уровень реактивной тревоги по Ч. Спилбергеру-Л. Хани-ну находится в диапазоне от 29,1 до 48,6 балла. При этом, как и следовало ожидать, у юных спортсменов слабого типа перед тренировочными занятиями наблюдались повышенный и высокий уровни тревоги (43-48 баллов). Тхэквондисты сильного типа, набравшие 36-43 балла, наоборот, были излишне спокойны. Спортсмены, которые по оценочной шкале были отнесены к амбивертам, имели оптимальный рабочий диапазон уровня тревоги.

Выводы. Обобщая материалы, полученные опытным путем, можно констатировать, что используемая методика индивидуального подхода, основанная на всестороннем изучении индивидуальности обучающихся, убедительна и достаточно эффективна. В связи с тем что индивидуальных особенностей много - от общего типа метаболизма до характеристик поведения и моральных черт личности, -адекватный выбор критериев индивидуальности является приоритетным. Не менее важный аспект эффективной индивидуализации учебно-воспитательного процесса - наличие валидной и доступной методики индивидуализации. Этому критерию отвечают темперамент, его тип и свойства, которые необходимо учитывать в процессе организации спортивной подготовки тхэквондистов на основе индивидуализации.

62

http://www.teoriya.ru

№ 5 • 2015 Май | Мау

Литература

1. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375 с.

2. Карпов М.А. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов на этапе начальной спортивной специализации: дис. ... канд. пед наук / М.А. Карпов. - Челябинск, 2001. - 162 с.

3. Карпов М.А. Спортивная подготовка тхэквондистов на основе индивидуализации / М.А. Карпов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Т. 5. - № 1. - С. 138-142.

4. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Мари-щук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Просвещение, 1984. -191 с.

5. Передельский А.А. Тхэквондо, как система боя / А.А. Передель-ский. - Тверь: Спорт ТКД, 1995. - 96 с.

6. Райгородский Д.Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Д. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бах-рах». - М., 2000. - 672 с.

7. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: монография / О.А. Сиротин. - Челябинск, 2009. - 315 с.

References

1. Derkach, A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera (Trainer's teaching skills) / A.A. Derkach, A.A. Isaev. - Moscow: Fizkul'tura

i sport, 1981. - 375 P.

2. Karpov, M.A. Individualizatsiya uchebno-trenirovochnogo protsessa yunykh tkhekvondistov na etape nachal'noy sportivnoy spetsializatsii: diss kand. ped. nauk. (Individualization of training process of young taekwondokas at the phase of initial sports specialization: abstract of Ph.D. thesis)

3. Karpov, M.A. Sportivnaya podgotovka tkhekvondistov na osnove individualizatsii (Sports training of taekwondokas based on individualization) / M.A. Karpov // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». - 2013. - V. 5. - № 1. - P. 138-142.

3. Marishchuk, V.L. Metodiki psikhodiagnostiki v sporte (Psychodiagnostic techniques in sport) / V.L. Marishchuk, Yu.M. Bludov, V.A. Plakhtienko. - Moscow: Prosveshchenie, 1984. -191 P.

4. Peredel'skiy, A.A. Tkhekvondo, kak sistema boya (Taekwondo as a combat system) / A.A. Peredel'skiy. - Tver': Sport TKD, 1995. - 96 P.

5. Raygorodskiy, D.D. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy (Practical psychodiagnostics. Techniques and tests) / D.D. Raygorodskiy. - Samara: Izdatel'skiy dom «Bakhrakh. -Moscow, 2000. - 672 P.

6. Sirotin, O.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy individualizatsii sportivnoy podgotovki dzyudoistov: monografiya (Psycho-pedagogical foundations of individualization of sports training of judokas: monograph) / O.A. Sirotin. - Chelyabinsk, 2009. - 315 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ ТАИСКИМ БОКСОМ

С МУЖЧИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 796.85 Поступила в редакцию 17.02. 2015 г.

Аспирант А.И. Моисеев1

1 Смоленский государственный университет, Смоленск

Ключевые слова: тайский бокс, физкультурно-оздоровительные занятия, физическая подготовленность, функциональная подготовленность, мотивация.

Цель исследования - разработать методику и обосновать эффективность физкультурно-оздоровительных занятий тайским боксом с мужчинами среднего возраста.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось с сентября 2014 г. по январь 2015 г. на базе Смоленского спортивного клуба боевых искусств «Шквал». Основным методом исследования явился педагогический эксперимент, который позволил определить эффективность разработанных методических приемов организации физкультурно-оздоровительных занятий на основе тайского бокса с мужчинами среднего возраста (35-45 лет). В исследовании приняли участие 28 мужчин среднего возраста, которые перед началом формирующего педагогического эксперимента были разделены на две группы: контрольную (КГ, п=14 чел.) и экспериментальную (ЭГ, п=14 чел.). Перед началом эксперимента респонденты обеих групп по уровню функциональной, физической и технической подготовленности достоверно не отличались друг от друга (р>0,05), что свидетельствует об одинаковой степени их готовности. Занятия в КГ проводились на основе традиционной программы спортивных школ по тайскому боксу, а в ЭГ средства тайского бокса были адаптированы к физкультурно-оздоровительным занятиям мужчин 35-45 лет на основе варьирования тренировочных средств, учитывая функциональные и физические возможности и мотивы занимающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования позволили установить, что к концу формирующего педагогического эксперимента у испытуемых КГ отмечается незначительное увеличение показателей

в таких тестовых заданиях по оценке физической подготовленности, как сгибание рук в упоре лежа - на 3,3 раза (8,5 %); подтягивание на высокой перекладине - на 1,9 раза (6,4 %); бег на 3000 м - на 8,7 с (7,6 %) и бег 100 м - на 0,3 с (3,7%) (р>0,05). Весьма характерно, что в результате варьирования тренировочных средств с учетом мотивов занимающихся в ЭГ к концу эксперимента произошли существенные изменения в представленных выше тестовых заданиях - на 8,8 раза (17,5 %); на 4,5 раза (14,1 %); на 25,7 с (19,5 %) и на 1,3 с (16,4 %) соответственно (р<0,05).

Установлено, что в ЭГ к концу формирующего педагогического эксперимента происходит существенное снижение показателей времени полного восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) после физической нагрузки - на 36,8 с (23,4 %), дыхания (ЧД) - на 19,5 с (15,8 %) (р<0,05) и артериального давления (АД) - на 23,9 с (17,8 %), в свою очередь, в контрольной группе эти изменения недостоверны (р>0,05).

Вывод. Внедрение тренировочных средств тайского бокса и их варьирование с учетом мотивации и состояния занимающихся способствуют достижению более высокого уровня физической и функциональной подготовленности, что позволяет рекомендовать их как эффективное средство организации физкультурно-оздоровительных занятиях с мужчинами 35-45 лет.

Использованная литература

1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 384 с.

2. Штучная Е.Б. Структура специальной подготовленности специалиста по восточным единоборствам / Е.Б. Штучная // Теория и практика физ. культуры. -1999. - № 7. - С. 42.

Информация для связи с автором: moisey198@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.