Научная статья на тему 'Волевая регуляция и особенности мотивации юных футболистов'

Волевая регуляция и особенности мотивации юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS PSYCHOLOGY / FOOTBALL / WILL / RESISTANCE MOTIVATION / СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ФУТБОЛ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УСТОЙЧИВОСТЬ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москвин Виктор Анатольевич, Москвина Нина Викторовна, Шумова Наталья Сергеевна

Исследована связь волевых качеств и особенностей мотивации к занятиям футболом на примере молодых спортсменов (юноши 15-16 лет, n = 21). Для диагностики использовались методики «Цветовой тест» М. Люшера, «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Мильмана, «Оценка отношений к тренеру, партнерам» Марищука В. с соавт., «Анализ уровня развития волевых качеств» по А. Пуни. Выявлены индивидуальные особенности связи мотивации к занятиям футболом с уровнем развития волевых качеств юных футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Москвин Виктор Анатольевич, Москвина Нина Викторовна, Шумова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volitional regulation and features of motivation young players

The connection will qualities and characteristics of the motivation for playing football on an example of young athletes (boys 15-16 years, n = 21). For diagnostic techniques used «Color Test» M. Lusher, «Diagnostics of motivational structure of personality» B. Milman, «Evaluation of the relationship to the coach, the partners» Marishchuk V. et al., «Analysis of the level of development of volitional qualities» by Puni. Identified the individual characteristics due to the motivation of playing football with the level of development of volitional qualities of young players.

Текст научной работы на тему «Волевая регуляция и особенности мотивации юных футболистов»

Volitional regulation and features of motivation young players

Section 10. Sports Psychology

Moskvin Victor Anatolyevich, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Dr. Psych., professor of psychology department of RSUPhCSYT

Moskvina Nina Victorovna, Ph. D., associate professor of psychology department of RSUPhCSYT

Shumova Natalya Sergeyvna, Ph. D., associate professor of psychology department of RSUPhCSYT

E-mail: [email protected]

Volitional regulation and features of motivation young players

Abstract: The connection will qualities and characteristics of the motivation for playing football on an example ofyoung athletes (boys 15-16 years, n = 21). For diagnostic techniques used «Color Test» M. Lusher, «Diagnostics of motivational structure of personality» B. Milman, «Evaluation of the relationship to the coach, the partners» Marishchuk V. et al., «Analysis of the level of development of volitional qualities» by Puni. Identified the individual characteristics due to the motivation of playing football with the level of development of volitional qualities of young players.

Keywords: sports psychology, football, will, resistance motivation.

Москвин Виктор Анатольевич, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, д. псх. н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ

Москвина Нина Викторовна, к. псх. н., доцент кафедры психологии РГУФКСМиТ

Шумова Наталья Сергеевна, к. псх. н., доцент кафедры психологии РГУФКСМиТ

E-mail: [email protected]

Волевая регуляция и особенности мотивации юных футболистов

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ,

проект № 16-06-50146-а (ф)

Аннотация: Исследована связь волевых качеств и особенностей мотивации к занятиям футболом на примере молодых спортсменов (юноши 15-16 лет, n = 21). Для диагностики использовались методики «Цветовой тест» М. Люшера, «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Мильмана, «Оценка отношений к тренеру, партнерам» Марищука В. с соавт., «Анализ уровня развития волевых качеств» по А. Пуни. Выявлены индивидуальные особенности связи мотивации к занятиям футболом с уровнем развития волевых качеств юных футболистов.

Ключевые слова: спортивная психология, футбол, волевые качества, устойчивость мотивации.

Введение. Выявление причин по которым мо- останавливаются в своем развитии и в итоге бро-лодые спортсмены теряют мотивацию к занятиям, сают футбол, заслуживает внимания спортивных

59

Section 10. Sports Psychology

психологов. В профессиональный спорт попадает всего около одного процента выпускников футбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть.

Российская система подготовки молодых футболистов отличается от зарубежной большим объемом нагрузок с «выводом» на фукциональ-но-физиологический пик к 17 годам. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах и специнтернатах, в условиях специального обучения и отрыва от семьи действие многих деструктивных факторов является хроническим. Одним из них можно считать стиль управления, который является полностью авторитарным, хотя при этом разрушается мотивация достижения членов коллектива. Мотивация к занятию спортом связана со многими психическими характеристиками [1], в том числе и с волевыми [4-6].

Методы и организация исследования. Проведено исследование волевых качеств и устойчивости мотивации 21-го спортсмена-футболиста (юноши 15-16 летнего возраста), 15 из которых обучались в спортивной (футбольной) школе и 6 — в школе-интернате, уровень квалификации спортсменов — 1-2 взрослый разряд, стаж — 6-9 лет занятий футболом. Исследование проводилось непосредственно после проигрыша команды на европейском кубковом турнире. Для диагностики использовались методики М. Лю-шера, «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильман [3], «Оценка отношений к тренеру, партнерам» Марищук В. Л. с соавт. [2], «Анализ уровня развития волевых качеств» по А. Ц. Пуни [7]. Статистическая обработка проводилась с использованием t-критерия Стьюдента.

Цель работы — выявить пути повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 летнего возраста. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Выявить психологические факторы, повышающие устойчивость мотивации занятий спортом у спортсменов-футболистов 15-16 лет.

2. Выявить психологические факторы, негативно влияющие на устойчивость мотивации у спортсменов-футболистов 15-16 лет.

3. Разработать программу коррекционной работы в направлении повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 лет.

Результаты и их обсуждение. В исследовании было установлено, что:

1. Из волевых качеств у наших испытуемых наиболее развиты настойчивость, упорство и выдержка, самообладание. Показатель «настойчивости, упорства», который [1] характеризует ситуативно проявляющуюся устойчивость мотива (упорство) и устойчивость мотива как мотивационной установки (настойчивость) у испытуемых оказался выше среднего и составляет 6,3 ± 1,39, то есть колеблется в диапазоне от 55 до 86 % от максимальной оценки.

2. В структуре мотивации спортсме-нов-футболистов терминальная мотивация (104,0 ± 17,41 балла — сумма поддерживающих мотивов всех шкал по В. Э. Мильман [3] преобладает над процессуальной (88,7 ± 17,23 балла — сумма развивающих мотивов всех шкал, tSt = -2,860, при Р = 99 %), что снижает устойчивость мотивации к занятиям футболом.

3. У всех исследованных спортсменов-футболистов выявлена тенденция к фрустраци-онной устойчивости, предрасполагающая активность наших испытуемых к действиям при неудачах, что побуждает их актуализировать некоторые из разнонаправленных побуждений (например, стремление к высокому уровню жизнеобеспечения).

4. Готовность группы к творческой работе (мотив творческой активности — самый высокий показатель мотивационного профиля группы спортсменов-футболистов в целом) способствует преодолению проблемных ситуаций, что повышает устойчивость мотивации. Выборка футболистов-спортсменов была разделена на три подгруппы в соответствии с оценкой волевых качеств личности: 1 подгруппа — высокий уровень развития волевых качеств (30 баллов и выше), 2 подгруппа — средний уровень развития волевых качеств (28-29 баллов), 3 подгруппа — низкий уровень развития волевых качеств (27 баллов и ниже). В результате сравнения данных подгрупп, было установлено, что устойчивости

60

Volitional regulation and features of motivation young players

мотивации испытуемых способствуют сложившиеся отношения:

• в первой подгруппе — к деятельности, с тренером и партнерами;

• во второй подгруппе — с тренером и партнерами;

• в третьей подгруппе необходима коррекция отношений с тренером, партнерами и к деятельности.

В третьей подгруппе выявлены даже отдельные поведенческие проявления, которые могут быть расшифрованы как «негативное отношение к общению с тренером, формальное выполнение указаний, проявление раздражительности, поиск доводов к тому, чтобы не выполнить указаний» [2], спортсмены этой подгруппы часто разочарованы, переживают негативизм, неадекватные реакции и обиду на тренера.

В первой и третьей подгруппе выявлена непродуктивная компенсаторная активность (тест Люшера, цветовой ряд группы, наиболее соответствующий полученным значениям, — 13724685). Напряжение и фрустрация вследствие проигрыша на соревнованиях компенсируются переживанием негативного отношения к жизни и требованием исполнения своих запросов, иначе они склонны прерывать отношения. Во второй подгруппе не обнаружено компенсаторных реакций, поэтому мотивация более устойчива, хотя и носит отчетливый потребительский характер.

Заключение. Ситуации фрустрации при работе со спортсменами-футболистами 15-16 лет могут проявляться с их стороны компенсаторными негативными поведенческими реакциями, либо являются благоприятным моментом для указания на противоречия в их мотивационных тенденциях, активизации поиска содержательных целей и интересов, реальных решений трудных жизненных задач, формирования более зрелых видов учебных действий, задач, действий самоконтроля и самооценки, индивидуального стиля деятельности, обогащения деятельности более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями. Предпочтительна дифференцированная оценка тренером работы спортсме-нов-футболистов, включающая как фиксацию

достижений, так и критику недостатков с конкретными указаниями по предложенным направлениям коррекционной работы. Работа по коррекции внешнеобвинительных позиций в ситуациях фрустрации, сочетающихся с ригидной фиксацией на удовлетворении потребностей и отчетливостью проявлений эгоцентрических установок должна включать социализацию, развитие мотивов общественной полезности и проводиться на положительном эмоциональном фоне [1; 4-6].

Выводы

1. У футболистов 15-16 лет устойчивости мотивации занятий спортом способствуют:

а) Развитые выше среднего уровня настойчивость и упорство, характеризующие устойчивость мотива как мотивационной установки и ситуативно проявляющуюся устойчивость мотива соответственно [1], а также выдержка и самообладание;

б) Отношение к тренеру (кроме спортсме-нов-футболистов третьей группы, переживающих негативизм, неадекватные реакции и обиду на тренера);

в) Тенденция к фрустрационной устойчивости, предрасполагающая наших испытуемых к действиям при неудачах;

г) Готовность группы к творческой работе (мотив творческой активности — самый высокий показатель мотивационного профиля группы спортсменов-футболистов в целом).

2. Снижают устойчивость мотивации занятий спортом:

а) Волевые качества личности (кроме 1-й подгруппы), особенно целеустремленность, самостоятельностью, инициативность, решительность, смелость;

б) Непродуктивная компенсаторная активность, напряжение и фрустрация вследствие проигрыша на соревнованиях компенсируются переживанием негативного отношения к жизни и требованием исполнения своих запросов, иначе прерываются отношения (кроме второй подгруппы);

в) Преобладание терминальной мотивации над процессуальной, в том числе, слабо развитые мотивы общественной полезности;

61

Section 10. Sports Psychology

г) Эмоциональная пассивность и разнонаправленность внутри эмоциональной сферы (что характерно для молодых людей), в том числе и сопряженная с выявленными противоречиями в мотивационных тенденциях (стремление к высокому уровню жизнеобеспечения при нежелании совершать активные действия в рабочей (учебной) деятельности.

По данным исследования разработана программа коррекционной работы для повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 лет. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития волевых качеств юных футболистов [4-6].

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.

2. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.

3. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности.//Практикум по психодиагностике. - М., 1990.

4. Москвин В. А., Москвина Н. В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011. - 368 с.

5. Москвин В. А., Москвина Н. В. Психофизиология индивидуальных различий в спорте. - М.: НИИ спорта РГУФКСМиТ, 2013. - 128 с.

6. Москвин В. А., Москвина Н. В., Шумова Н. С., Ковалевский А. Г. Индивидуальные особенности контроля за действием в спорте.//Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 76-79.

7. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977. - 48 с.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.