Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет'

Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
616
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЮНОШИ-ВОЛЕЙБОЛИСТЫ / VOLLEYBALL PLAYER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Е.Б., Драндров Г.Л.

В настоящее время существует противоречие между значимостью спортивной мотивации волейболистов для эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий ее формирования в юношеском возрасте, с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Е.Б., Драндров Г.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITION OF THE VOLLEYBALL PLAYERS 15-16 YEARS TO ATHELETIC MOTIVATION SHAPING

At present exists the contradiction between value of the volleyball players athletic motivation for efficiency and sport, duration lesson on the one hand, and insufficient pedagogical conditions study of its shaping at juvenile age, with another.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет»

ГЩАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

PerJNa Эл №ФС77-27659 or 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 796.325

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Е.Б. Кузьмин - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны Г.Л. Драндров - доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

THE PEDAGOGICAL CONDITION OF THE VOLLEYBALL PLAYERS 15-16 YEARS TO ATHELETIC MOTIVATION SHAPING

E.B. Kuzmin - PhD, senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny G.L. Drandrov - Dr.Hab, professor Chuvash State Pedagogical University im. I.J. Jakovlev

Cheboksary

EKuzm in1969@yandex. ru

Ключевые слова: педагогические условия, мотивация, юноши-волейболисты.

Аннотация. В настоящее время существует противоречие между значимостью спортивной мотивации волейболистов для эффективности и продолжительности занятий спортом, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий ее формирования в юношеском возрасте, с другой.

Key words: pedagogical conditions, motivation, the volleyball player.

The summary. At present exists the contradiction between value of the volleyball players athletic motivation for efficiency and sport, duration lesson on the one hand, and insufficient pedagogical conditions study of its shaping at juvenile age, with another.

4708012459910

Актуальность. Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе спортивной деятельности, и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации.

В ряде исследований раскрыты особенности формирования спортивной мотивации в отдельных видах спорта и на различных этапах спортивного совершенствования: у боксеров на этапе начальной подготовки [Е.Г. Бабушкин, 2000], у гребцов-академистов разного пола [Г.Б. Горская, Т.Е. Лапко, 1993], у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации [А.В. Канатов, 2005], у занимающихся художественной гимнастикой [А.Ф. Караваев, 1993], у учащихся спортивных школ [Т.С. Сусикова, 1993], у подростков, занимающихся таэквон-до [Л.Г. Уляева, 1999], у юных дзюдоистов [А.П. Шумилин, 2003].

Наряду с этим, мало исследованы психологические особенности волейболистов юношеского возраста, особенности взаимосвязи их спортивной мотивации с мотивами занятий спортом, волевыми качествами и свойствами темперамента, педагогические условия формирования спортивной мотивации.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования спортивной мотивации у волейболистов 15-16 лет.

С учетом содержания проблемы цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективного формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

Объект исследования: психологическая подготовка юных волейболистов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

Нами решались следующие задачи:

1. Определить психологические особенности свойств личности волейболистов 15-16 лет.

2. Определить взаимосвязи психологических особенностей свойств личности волейболистов 15-16 лет между собой и со спортивной мотивацией.

3. Выделить педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

4. Экспериментально обосновать эффективность практической реализации педагогических условий формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

Методологической и теоретической основой исследования являлись теория и методика спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.Н. Платонов и др.), современные

концепции мотивации (А.Н. Леонтьев, В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, Р.А. Пилоян и др.), научно-методические разработки мотивационных тренингов (Е.Г. Бабушкин, Д. Чармс и др.), концепция потребностей (А. Маслоу), исследования в области психологической подготовки спортсменов, взаимоотношений в спортивной деятельности и результативности соревновательной деятельности (Г.Д. Бабушкин, Г.Б. Горская, Г.Д. Горбунов, В.Л. Марищук, Ю.Я. Киселев, Ю.Л. Ханин, М. Ванек, и др.).

В работе над диссертацией применялись следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; методы психодиагностики; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась СДЮШОР № 11 г. Набережные Челны.

Научная новизна результатов исследования:

1. Установлены психологические особенности свойств личности волейболистов 15-16 лет.

2. Определены особенности взаимосвязи свойств личности волейболистов 15-16 лет между собой и со спортивной мотивацией.

3. Выделены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

Мотивация рассматривается нами, как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих когнитивных и мотивационных особенностей (потребности, мотивы, ценностные ориентации, эмоции, мировоззрение, представления личности о себе, социальные условия, прогноз изменения среды и последствий, ожидаемые оценки других людей, самооценка своих возможностей и субъективные критерии удовлетворительного достижения цели) с особенностями ситуации конкретной деятельности.

Спортивная мотивация влияет на характер тренировочной деятельности (предельный для конкретной личности уровень физических и психических нагрузок, соблюдение режимных требований, ответственность, требовательность к себе и другим) и непосредственно на соревновательный результат. С другой стороны, переживание удовлетворенности спортивными результатами, повышение уверенности в себе усиливает спортивную мотивацию.

В развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и этапами спортивной подготовки выделяются следующие тенденции: дифференциация содержания мотивационной структуры; стабилизация мотивационной структуры; усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотиваций; специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия; усиление значимости результативных мотивов по сравнению с непосредственными, процессуальными побуждениями (двигательная активность, соперничество) с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в

самоутверждении, к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте; повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности; переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием социальным окружением, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств; усиление социальной направленности мотивов.

Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности. В результате развития внутренних факторов происходит формирование целей и задач занятий спортом, которые адекватны, с одной стороны, личностно-значимым потребностям, с другой, возможностям и особенностям выполняемой спортсменами деятельности. Развитие внешних факторов проявляется преимущественно в совершенствовании организации учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности

В связи с этим, формирование спортивной мотивации осуществляется через: 1) изменение внешних условий спортивной деятельности (психологический механизм «снизу вверх»); 2) усвоение спортсменом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, необходимых волевых усилий, мотивов (психологический механизм «сверху вниз»).

Установлено положительное влияние на развитие спортивной мотивации мотивационных тренингов, таких, как: тренинг причинных схем, тренинг личностной причинности, тренинг внутренней мотивации, тренинг мотивации достижения.

Цель опытно-экспериментальной работы определена как разработка и экспериментальное обоснование эффективности реализации педагогических условий формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

Для достижения этой цели решались три задачи: 1) исследовать психологические особенности свойств личности волейболистов 15-16 лет; 2) определить педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет; 3) экспериментально обосновать эффективность реализации этих условий в спортивной подготовке волейболистов 15-16 лет.

Решение этих задач осуществлялось через применение следующих методов исследования: методы психодиагностики; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Методы психодиагностики применялись для измерения и оценки свойств личности волейболистов.

Свойства темперамента определялись с помощью методики «Самооценка свойств темперамента», методики АВЛОД и методики самооценки психических состояний. По

результатам этих трех методик определялась степень выраженности (по 20-балльной шкале) пяти свойств темперамента, таких как: экстраверсия, нейротизм, фрустрация, агрессивность и ригидность.

Волевые качества определялись с помощью методики «Самооценка волевых качеств». Наряду с этим оценка волевых качеств спортсменов осуществлялась тренерами. По результатам двух методик определялась степень выраженности (по 50-балльной шкале) пяти волевых качеств, таких, как: целеустремленность, смелость и решительность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Мотивы занятий спортом определялись с помощью методики «Мотивы занятий спортом», разработанной А.В. Шаболтас [1998].

Дополнительно тренерами оценивалась степень проявления мотивации у своих спортсменов с помощью «Методики оценки спортивной мотивации».

Особенности отношения испытуемых к соревновательной и тренировочной деятельности оценивались с помощью методики Г.Д. Бабушкина [2000] «Соревновательная и тренировочная мотивация»

Отношение испытуемых к занятиям волейболом оценивалось с помощью модифицированной нами анкеты Г. Д. Бабушкина [2000] «Интерес к занятиям избранным видом спорта».

Готовность испытуемых к самоопределению в спорте оценивалась с помощью методики «Уровень субъективного контроля». Полученные на основе этой методики данные характеризовали уровень интернальности-экстернальности личности испытуемых.

Способность испытуемых управлять своими чувствами, мыслями, поведением и деятельностью оценивалась с помощью методики «Способность самоуправления».

Для повышения объективности результатов психодиагностики нами применялся «Тест незавершенных предложений». Испытуемым предлагалось завершить по своему усмотрению в течение 15 секунд каждое из 12 зачитываемых предложений. Содержательный анализ результатов тестирования позволил выявить: отношение испытуемых к своей спортивной деятельности в прошлом; мотивы занятий волейболом; особенности прогнозирования испытуемыми своего спортивного будущего; уровень готовности к проявлению волевых усилий.

Педагогический эксперимент применялся для практического обоснования эффективности формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет с учетом выделенных нами педагогических условий.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Взаимосвязь показателей свойств личности испытуемых определялась с помощью метода линейных корреляций, достоверность различий между

показателями свойств личности сравниваемых групп испытуемых оценивалась с помощью ^ критерия Стьюдента.

В организации опытно-экспериментальной работы можно условно выделить три этапа. На первом этапе на основе применения психодиагностических методик определялись свойства личности волейболистов 15-16 лет и особенности их взаимосвязей между собой и с уровнем спортивной подготовленности. На втором этапе определялись педагогические условия повышения эффективности формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет. На третьем этапе проводился двухлетний педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности реализации педагогических условий формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.

ВЫВОДЫ

I. Экспериментально установлено, что:

1) при традиционных подходах к психологической подготовке юных волейболистов только 25,0 % спортсменов достигают уровня полной готовности к занятиям волейболом, 30,0 % -уровня, близкого к полной готовности, 25,0 % - среднего уровня готовности, 17,5 % - ниже среднего уровня, и 2,5 % психологически не готовы;

2) для волейболистов 15-16 лет характерны высокий уровень экстраверсии и нейротизма, целеустремленности, настойчивости и упорства, незначительное доминирование мотивации достижения успеха по сравнению с мотивами физического и социального самоутверждения;

3) волейболистов с высокой спортивной подготовленностью отличает целеустремленность, для спортсменов с низким уровнем спортивной подготовленности характерно доминирование мотивации достижения успеха и относительно низкая значимость мотива социального самоутверждения;

4) показатели мотива социального самоутверждения существенно выше у волейболистов с невысокой мотивацией на достижение успеха;

5) волейболисты, сомневающиеся в спортивном успехе, отличаются большей целеустремленностью, стремлением к социальному самоутверждению, они в меньшей степени заинтересованы успехе, у них слабее развиты мотивы, связанные с отношениями к команде, тренеру, обществу, стране;

6) волейболисты с высоким уровнем готовности к проявлению волевых усилий отличаются мотивацией на достижение успеха и подготовку к профессиональной деятельности, меньшей заинтересованностью в социальном самоутверждении и относительно низкой способностью к самоуправлению;

7) спортсмены, характеризующиеся полной психической готовностью к занятиям спортом, отличаются высоким уровнем развития соревновательной мотивации, мотива достижения успеха, социально-морального и гражданско-патриотического мотивов и относительно низкой значимостью мотива социального самоутверждения. Для спортсменов, сомневающихся в своих возможностях и не стремящихся к максимальному проявлению волевых усилий, более значимыми являются мотивы эмоционального удовольствия и социального самоутверждения.

II. Экспериментально установлено, что:

1) к 15-летнему возрасту у волейболистов происходит интеграция мотивов занятий спортом в два относительно независимых блока. В первый блок входят положительно связанные между собой мотивы, которые по своему психологическому содержанию являются внешними по отношению к спортивной деятельности (мотивы эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, подготовки к профессиональной деятельности, спортивно-познавательный мотив и рационально-волевой мотив). Второй блок образуют взаимосвязанные гражданско-патриотический мотив, социально-моральный мотив и мотив достижения успеха, которые являются внутренними по отношению к спортивной деятельности. Социально-эмоциональный мотив и мотив социального самоутверждения положительно связаны с группой внутренних мотивов, и отрицательно - со всеми внешними мотивами;

2) соревновательная и тренировочная мотивация отрицательно взаимосвязаны между собой. При этом в основе соревновательной мотивации находятся мотив достижения успеха, мотив социального самоутверждения и социально-моральный мотив; в основе тренировочной мотивации - мотив эмоционального удовольствия и рационально-волевой мотив;

3) между мотивами занятий спортом и проявлением волевых качеств наблюдаются положительные взаимосвязи: чем сильнее мотивы, тем выше готовность к проявлению волевых усилий.

4) тренировочная мотивация отрицательно связана с уровнем развития целеустремленности;

5) в основе интереса к занятиям волейболом находятся стремление к овладению секретами профессионального мастерства и возможность участия в соревнованиях. Лица, проявляющие интерес к занятиям волейболом, проявляют больше волевых усилий на пути к достижению поставленных целей;

6) уровень субъективного контроля выше у лиц с сильным мотивом физического самоутверждения и существенно влияет на проявление настойчивости и самостоятельности. Лица с низким уровнем развития социально-эмоционального и гражданско-патриотического мотивов отличаются низкими показателями субъективного контроля.

7) лица с развитой способностью самоуправления отличаются настойчивостью и упорством, но у них слабее развита соревновательная мотивация.

III. Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена обусловлено значимыми для нее отношениями к: 1) цели занятий спортом; 2) спортивному успеху; 3) своим возможностям; 4) внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; 5) команде; 6) тренеру.

Развитие спортивной мотивации осуществляется в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения (тренера, команды), и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению.

Для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз». Благодаря их совместному действию, развитие отношений происходит в направлении от эмоционально-неосознаваемых к рационально-осознаваемым, из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально функционирующие.

IV. При практической реализации педагогических условий формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет наблюдается: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; 2) ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия, социально-эмоционального и социально-морального мотивов, и повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения; 3) усиление спортивной и соревновательной мотивации; 4) повышение уровня субъективного контроля и способности к самоуправлению.

Литература:

1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2000. - 179 с.

2. Бабушкин, Е.Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Бабушкин. - Омск, 2000. - 136 с.

3. Горбунов, Г.Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.

4. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: дис ... д-ра пед. наук / Г.Д. Горбунов. -СПб., 1994. - 472с.

5. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар : КГИФК, 1995. - 178 с.

6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 508 с.

7. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.

8. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 27-41.

9. Канатов, А.В. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Канатов. - Тюмень, 2005. - 26 с.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1974. - № 5. - С. 65-78.

11. Марищук, В.Л. В чем сила сильных / В.Л. Марищук, Е.А. Пеньковский. - М. : ВЗПИ, 1992. - 187 с.

12. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.

13. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Уляева, Л.Г. Динамика образа Я и мотивации в процессе занятий таэквон-до: автореф. дис. ... канд. псих. Наук / Л.Г. Уляева. - М., 1999. - 23 с.

15. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

16. Основы юношеского спорта. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 225 с.

17. Формирование мотивации занятий художественной гимнастикой на первом году обучения / А.Ф. Караваев, Л.В. Лебедева, Т.С. Чахлова, О.Г. Филимонова // Спортсмен как субъект деятельности. - Омск : ОГИФК, 1993. - С. 7-8.

18. Ханин, Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю.Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. - М. : ФиС, 1980. - С. 124-184.

19. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings / R. De Charms. - In: Amesr.R. /Eds./Research on motivation in education. - V. l. - N.Y. :Academic Press, 1984. - P. 275-310.

20. De Charms, R. Personal causation training in the schools / R. De Charms. - I.Of Applied Soc.Psychology, 1972. - V. 2/2/. - P. 95-l 13.

Bibliography:

1. Babushkin, G.D. Atheletic motivation shaping / G.D. Babushkin, E.G. Babushkin. - Omsk : SIBGAFK, 2000. -179 p.

2. Babushkin, E.G. Boxer atheletic motivation shaping beside in at initial training : Dis kand. ped. nauk / G.D. Babushkin. - Omsk, 2000. - 136 p.

3. Gorbunov, G.D. Athletes motivation in training process: Ucheb. posobie / G.D. Gorbunov. - M. : Physical culture and sport, 1989. - 45 p.

4. Gorbunov, G.D. Psihopedagogics of physical education and sport: Dis... d-ra ped. nauk / G.D. Gorbunov. - SPB., 1994. - 472 p.

5. Gorskaya, G.B. Psychological provision of perennial training athlete: Ucheb. posobie / G.B. Gorskaya. -Krasnodar : KGIFK, 1995. - 178 р.

6. Iliin, E.P. Motivation and motives / E.P. Iliin. - SPb.: Peter, 2000. - 508 p.

7. Iliin, E.P. Psychology physical education / E.P. Iliin. - M. : Enlightenment, 1987. - 287 p.

8. Iliin, E.P. Essence and structure of the motive / E.P. Iliin // Psychological journal. - 1995. - № 2. - P. 27-41.

9. Kanatov, A.V. Young basketball players athletics motivation shaping during of deepened specialization: Avtoref. dis. kand. ped. nauk / A.V. Kanatov. - Tymen, 2005. - 26 p.

10. Leontiev, A.N. Activity and personality / A.N. Leontiev // Questions filosofii. - 1974. - № 5. - P. 65-78.

11. Marischuk, V.L. Where is the than power strong people / V.L. Marischuk, E.A. Penikovskiy. - M. : VZPI, 1992. -187 p.

12. Methodses phsihodiagnostic in sports / V.L. Marischuk, Y.M. Bludov, V.A. Plahtienko, L.K. Serova. - M.: Enlightenment, 1990. - 256 p.

13. Piloyan, R.A. Motivation atheletic deyatelinosti / R.A. Piloyan. - M. : Physical culture and sport, 1984. - 112 s.

14. Ulyaeva, L.G. Dynamics of the I image and motivations in the process thekvon-do of occupation: аvtoref.... dis. kand. psih. nauk / L.G. Ulyaeva. - M., 1999. - 23 s.

15. Filin, V.P. Theory and methods juvenile sporta / V.P. Filin. - M. : Physical culture and sport, 1987. - 128 s.

16. Artistic dynamics during motivations shaping for the first year of the education //Athlete as subject deyatelinosti / A.F. Karavaev, L.V. Lebedeva, T.C. Chahlova, O.G. Filimonova. - Omsk : OGIFK, 1993. - P. 7-8.

17. Hanin, Y.L. The Problems to motivations in sport / Y.L. Hanin // Sport in modern society / under red. V.M. Vydrina. - M. : FIS, 1980. - S. 124-184.

18. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings / R. De Charms. - In: Amesr.R. /Eds./Research on motivation in education. - V. l. - N.Y. :Academic Press, 1984. - P. 275-310.

19. De Charms, R. Personal causation training in the schools / R. De Charms. - I.Of Applied Soc.Psychology, 1972. -V. 2/2/. - P. 95-l 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.