РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.923.3
Корниенко Дмитрий Сергеевич
профессор кафедры психологии развития
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Россия, Пермь 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342)239-61-55 e-mail: corney@yandex. ru
Фоминых Анна Яновна
младший научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии
и психофизиологии
ФГНУ «Психологический институт Российской академии образования», Россия, Москва 125009, Москва, Моховая, 9, стр. 4, +7(495) 695-88-76 e-mail: aj.fominykh@gmail. com
Сорокина Екатерина Андреевна
студентка философско-социологического факультета
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Россия, Пермь 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342)239-61-55 e-mail: kat0988@rambler.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ СПОРТА ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Dmitrii S. Kornienko
Sc.D., Professor of the Department of Developmental Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva Str., 614099, Perm, Russia, e-mail: corney@yandex. ru 69
Anna J. Fominykh
Junior Research Assistant of Laboratory of Differential Psychology and
Psychophysiology
Psychological Institute Russian Academy of Science Russia, Moscow Mokhovaya Str., 9-4, 125009, Moscow, Russia e-mail: aj.fominykh@gmail. com
Ekaterina A. Sorokina
undergraduate student of Philosophy and Sociology faculty
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva Str., 614099, Perm, Russia, e-mail: kat0988@rambler.ru
SELF-EFFICACY AND SPORT MOTIVATION AMONG THE INDIVIDUAL AND TEAM SPORTSMEN. A PILOT STUDY
Аннотация. В данной статье представлены результаты пилотажного исследования, в котором рассматриваются особенности мотивации спортсменов различных видов спорта (групповых и индивидуальных) и уровень их самоэффективности как наиболее значимые понятия, оказывающие большое влияние на достижение высоких результатов и успешности спортсмена. В качестве теоретической основы представлении о мотивации рассматривается теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, а самоэффективности положения социально-когнитивной теории А. Бандуры. Выборку составили три группы спортсменов: самбисты и игроки в европейский и американский футбол. Использовались методики: «Шкала самоэффективности», «Шкала спортивной самоэффективности» и «Шкала спортивной мотивации». Полученные результаты позволили установить, что существует специфика во взаимосвязях между видами самоэффективности в группах спортсменов.
© Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Сорокина Е.А., 2016
70
Характеристики внутренней мотивации в большей степени между собой связаны у спортсменов индивидуального вида спорта, тогда как у спортсменов групповых видов спорта обнаружены связи характеристик внешней мотивации.
Самоэффективность и характеристик внутренней мотивации связаны межу собой независимо от вида спорта. Полученные факты позволяют сформулировать предположения относительно совместного влияния вида спорта, стажа, пола и возраста спортсменов на характеристики самоэффективности и мотивации.
Ключевые слова: самоэффективность; спортивная мотивация; субъективные оценки; групповые виды спорта; спортсмены.
Abstract. This article presents the results of a pilot study of differences in self-efficacy and sport-motivation among the individual and team sportsmen. Dici E. and Ryan R. theory of self-determination consider as a theoretical background for motivation and its characteristics. Social-cognitive theory (A. Bandura) are the basis for self-efficacy concept. Nowadays the self-efficacy reveals as one of the main predictor for success in different domains including sport. Motivation is the traditional topic for sport psychology but the associations between self-efficacy and sport motivation remains unclear. Study sample consists of three subgroup: sambo wrestlers, football (soccer) players and American football players. As a results discussed the correlations between self-efficacy types and sport motivation characteristics. Instruct motivation and self-efficacy positively associate regardless of the type of sports. For sambo wrestlers and football players there are unique associations for self-efficacy and motivation characteristics. This pilot study allow us to make an assumptions about the interaction of kind of sport, age, sex and sport experience to self-efficacy and motivation.
Key words: self-efficacy; sport motivation; subjective evaluations; team sport; sportsmen.
Изучение понятия самоэффективности (self-efficacy) и его сопоставление c мотивационными процессами в рамках спортивной психологии представляются нам важными с точки зрения повышения качественной работы спортсмена, его достижений, способности оценивать себя и свои результаты и, как следствие, конкурентоспособности.
Понятие самоэффективности изучается на протяжении нескольких
десятилетий и разрабатывается в основном в рамках когнитивной психологии,
так как в самом понятии содержится когнитивная составляющая, которая
относится к способностям к манипулированию абстрактными объектами,
прогнозированию ситуаций и восприятию в целом. В отечественной
71
и зарубежной психологии разработка данного понятия представлена в исследованиях, посвященных приобретению определенных
профессиональных компетенций, навыков к самообучению, а также в рамках клинической психологии [10].
Сам термин «самоэффективность» впервые был предложен основоположником социокогнитивной теории А. Бандурой и рассматривался как «вера в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации» [6]. Самоэффективность определяется как представления человека о собственных возможностях и уверенность в способности достигать цели в различных сферах деятельности.
В рамках теории социального обучения самоэффективность рассматривается как составляющая, возникающая из различных источников информации и опосредованная опытом [6]. По мнению автора, самоэффективность имеет 4 источника развития: 1) овладение мастерством (успешное решение задачи подтверждает уверенность в собственных силах);
2) социальное моделирование (наблюдение за успешным выполнением задачи);
3) вербальное подкрепление (убеждение в успешности деятельности);
4) психическое состояние (воспринимаемые и интерпретируемые эмоциональные и физические реакции). Регуляция успешного функционирования в свою очередь осуществляется посредством четырех основных процессов: познавательных, мотивационных, аффективных и процесса выбора [7].
Необходимо также отметить, что несмотря на то что данная концепция применялась в основном в клинической психологии, она нашла свое применение в других областях изучения психосоциального функционирования, включая здоровье и физическую активность [17; 19], а также в спорте [13].
Исследователями также отмечается, что самоэффективность влияет на различные аспекты целенаправленного поведения: на выбор и постановку целей, интенсивность и длительность усилий по преодолению препятствий, вероятность возобновления активности после неудачи и т.д. [2].
Так как самоэффективность проявляется в различных видах деятельности, то исходя из сказанного, мы можем полагать, что в спортивной деятельности восприятие собственной эффективности и ожидание успеха будут являться важными факторами, влияющими на поведение спортсмена. В частности, в исследовании Д. Вигона [25] рассматривалась зависимость успешности деятельности не только от объективного уровня способностей спортсмена, но и от его оценки собственной компетентности и уверенности в том, что он способен использовать полученные навыки для достижения своих целей.
72
Установлено, что самоэффективность выступает как наиболее точный предиктор производительности и успешности в спортивной деятельности и относится к убеждениям спортсменов в способности выполнять алгоритмы действий и реализовывать модели поведения, необходимые для достижения желаемых результатов. Например, у спортсменов-альпинистов самоэффективность выступает как фактор, определяющий частоту и сложность восхождений [16].
Таким образом, влияние самоэффективности на деятельность спортсмена оказывается с трех сторон. Во-первых, самоэффективность оказывает влияние на выбор способов деятельности. На основании убеждений в отношении собственного потенциала спортсмен склонен выбирать тот вид деятельности и выполнения задачи, который он считает способным или неспособным осуществить. Во-вторых, самоэффективность влияет на мотивацию, т.е. ощущение собственной эффективности побуждает прилагать больше (меньше) усилий в осуществлении спортивной деятельности. В-третьих, самоэффективность влияет на мышление и другие когнитивные процессы, что также отражается на конкретном принятии решений и на деятельности в целом.
Мотивация в спорте
Наряду с разработкой понятия самоэффективности в психологии спорта наиболее важным нам представляется изучение феномена мотивации и разработка данной проблемы. Мотивация спортсмена является ключевым фактором, определяющим способность спортсмена к профессиональному росту, высокой результативности и работоспособности.
В целом в области изучения спортивной мотивации принято выделять устойчивые свойства (структуры мотивов, ценностные ориентации и социальные установки) и динамические особенности, т.е. регуляторное проявление свойств. Мотивы являются основой поведения спортсмена, а также способом преодоления фрустрации при достижении результатов. Спортивные достижения оказываются непосредственно связанными с мотивацией достижений, которая в свою очередь рассматривается как разновидность мотивации деятельности человека, обусловленная стремлением к достижению успехов и избеганию неудач.
Многочисленные теории мотивации (когнитивная, социальные теории и др.), а также множество классификаций мотивов [4; 6] не имеют единого мнения относительно того, что же является определяющим в деятельности (спортсмена) и какие существуют подходы к ее изучению.
В отечественной спортивной психологии также отражена тенденция разделения мотивов на две категории (по источнику возникновения,
73
детерминирующему поведение): внешние и внутренние мотивы. Мотивы могут возникать как из внешних источников (таких как различные формы социального поощрения - одобрение, похвала, вознаграждение, подарки) или внутренних (личной потребности в успехе, признании, общении и др.), а также ввиду особенности самой двигательной задачи (такие качества, как новизна, техническая или физическая сложность упражнений) [1].
Наиболее интересной, на наш взгляд, представляется модель спортивной мотивации, разработанная в 1995 г. канадской группой ученых во главе с Р. Дж. Валлерандом [22], которая включает в себя три компонента: 1) внутреннюю, или истинную, мотивацию; 2) внешнюю мотивацию; 3) демотивацию/амотивацию.
Внутренняя мотивация формируется под влиянием собственных стремлений и потребностей, подкрепляется эмоциональными переживаниями, относится к категории выполнения деятельности для удовольствия и удовлетворения, полученного от выполнения этой деятельности, без какого-либо внешнего вознаграждения [11]. На практике спортсмены, которые ориентированы на познание себя и своих способностей, стараются превзойти собственные результаты, оказываются более мотивированы по своей природе.
Внешняя мотивация, в отличие от внутренней мотивации, относится к более широкому спектру видов поведения, обусловленному внешними обстоятельствами. Чаше всего она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности.
Амотивация, или демотивация, имеет нечто схожее с концепцией выученной беспомощности [4], т.е. спортсмены ни внутренне, ни внешне не мотивированы. Такое состояние уменьшает мотивацию к занятию спортом, что может привести к прекращению какой-либо деятельности.
Соревновательная деятельность спортсменов протекает на фоне высокой конкуренции и психологической напряженности. Добиваются успеха спортсмены с высокими личностными характеристиками, позволяющими реализовывать поставленные задачи в сложных условиях.
Достижение успеха в спорте находится под влиянием не только системы мотивов, но и представлений и отношения к прошлому спортивному опыту, отношения к собственным достижениям и успеху в спорте, что описывается самоэффективностью. Так, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, и внутренняя мотивация способствуют быстрому достижению результата. Низкая самоэффективность и внешняя мотивация, наоборот, приводят к неудаче, снижая тем самым показатели спортсмена.
Таким образом, прикладные исследования самоэффективности имеют важное значение для спортсменов и тренеров. Основываясь на знаниях
74
0 представлении о собственных умениях и навыках, тренер способен развить в своих подопечных нужные характеристики, применимые в конкретных видах спорта. Более глубокое понимание связей самоэффективности и мотивации может повысить результативность спортсмена [18].
Исходя из имеющихся теоретических и эмпирических предпосылок, нами было организовано исследование, направленное на изучение взаимосвязей самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось со спортсменами трех видов спорта, методики предлагались участниками в ходе групповых сессий.
Выборка
В исследовании приняли участие спортсмены трех видов спорта: самбисты МБУ ДО СДЮСШ по самбо и дзюдо г. Краснокамска (20 чел.), игроки в европейский футбол из МБУ ДО ДЮСШ по футболу г. Краснокамска, (22 чел.) и игроки в американский футбол, члены команды «Тигрицы» Пермской федерации американского футбола (18 чел.), всего - 60 человек. Возраст участников от 14 до 22 лет (M=16,36; SD=2,4). Стаж занятий спортом от года до 11 лет (M=6,49; SD=3,6).
Особенностью выборки данного исследования является то, что игроки в американский футбол являются женщинами, они - более старшего возраста по сравнению с другими участниками исследования и имеют в среднем меньший стаж, поэтому результаты, полученные при сопоставлении с другими выборками, могут отражать половые различия. В связи с тем, что данное исследование носит пилотажный характер, рассматриваемые результаты будут иметь ограничения по возможностям генерализации.
Методики
Методика «Шкала спортивной мотивации» является адаптацией (Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых) методики Л. Пелетье Sport motivation scale [20] и содержит 18 утверждений, которые необходимо оценить по шкале от
1 («не согласен») до 5 («согласен»). Каждое утверждение является вариантом общего вопроса методики: «Почему вы занимаетесь спортом?». Методика позволяет диагностировать 6 шкал, соответствующих различным аспектам внутренней и внешней мотивации. Так как в основе теоретического конструкта методики лежит теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана [11], каждый тип мотивации характеризует степень фрустрации потребности в автономии (максимальная фрустрация при внешней мотивации, минимальная - при внутренней). Шесть типов мотивации образуют континуум, на одном полюсе
которого располагается амотивация как отсутствие потребности в действиях до внутренней мотивации, характеризующей максимальную субъектную (внутреннюю) детерминацию. Разные промежуточные типы мотивации отражают степень внутренней детерминации поведения, или самодетерминации. Применительно к спортивной мотивации возможно предложить следующую характеристику шкал: амотивация - характеризует отсутствие желания продолжать тренировки и заниматься спортом; внешняя мотивация - описывает максимальную зависимость от мнения и одобрения других людей при занятиях спортом; мотивация самоотношения (интроецированная) - мотивация к занятиям спортом управляется самооценкой и самоотношением; мотивация саморазвития (идентификации) - мотивация, основанная на стремлении к разностороннему развитию себя через занятия спортом; интегрированная мотивация - характеризует мотивацию к занятиям спортом, основанную на спорте как жизненной ценности и спорте как образе жизни; внутренняя мотивация - максимальная самодетерминация поведения, которая исходит из получения положительных эмоций от занятий спортом и стремления к самосовершенствованию тренировок.
Методика «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale) [21] -в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых. Данная методика направлена на измерение двух видов самоэффективности: общей и социальной, и содержит 23 вопроса (17 для общей и 6 для социальной), отвечая на которые респондент должен выразить степень своего согласия по шкале от от 1 («не согласен») до 5 («согласен»).
Для оценки самоэффективности в спортивной деятельности была использована «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise [5], в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых). Респонденту предлагается 18 ситуаций, в которых описываются обстоятельства, затрудняющие осуществление регулярных тренировок и являющиеся вариантами ответа на общий вопрос: «Я уверен, что могу продолжать регулярные тренировки ... ». Каждая ситуация оценивается по шкале от 1 («не согласен») до 5 («согласен»). Суммарный балл ответов дает общий показатель «спортивная самоэффективность».
В ходе проведенного анализа было установлено, что полученные результаты не отвечают критериям нормального распределения, в связи с чем нами был проведен непараметрический анализ данных: корреляционный анализ Спирмена и сравнительный тест Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение
Взаимосвязи показателей самоэффективности
В группе самбистов обнаружена взаимосвязь социальной самоэффективности со спортивной самоэффективностью (г=,60; p<,001). Группа футболистов отличается взаимосвязями общей самоэффективности со спортивной (г=,67; p<,001) и социальной самоэффективностью (г=,44; p<,05). В группе группе игроков в американский футбол обнаружена взаимосвязь общей самоэффективности с социальной самоэффективностью (г=,64; p<,001).
Важно отметить, что только в группе самбистов обнаруживается связь социальной и спортивной самоэффективности. Возможно, это может быть объяснено «контакностью» данного вида спорта и тем, что он является индивидуальным. Обращаясь к исследованиям социальной самоэффективности, можно констатировать тот факт, что люди, имеющие и оценивающие свой коммуникативный опыт как положительный (самоэффективные), имеют внутренний локус контроля и больше контролируют собственную жизнь [15; 21]. Спортсмен индивидуального и контактного вида спорта, вступая в борьбу, принимает собственную ответственность за схватку. Вероятно, коммуникативные характеристики могут выступать как спортивно значимые качества или элементы способностей в данном виде спорта. Существуют факты, свидетельствующие об отрицательных взаимосвязях социальной самоэффективности с переживанием стресса, депрессией и тревожностью [14]. Учитывая то, что спортивная деятельность, особенно соревновательная, требует высокой стрессоустойчивости [3], можно рассматривать социальную самоэффективность как маркер успешности в спорте.
Интерес представляет также тот факт, что только в группе футболистов общая самоэффективность связана с социальной и спортивной самоэффективностью, что позволяет предполагать, что для данного вида спорта самоэффективность может выступать как обобщенная характеристика, отражающаяся на различных сторонах жизни. Наличие связей между разными видами самоэффективности рассматривается в ряде исследований, не связанных со спортом. Так, имеются данные о связях академической и социальной самоэффективности [24], а также о медиационной роли социальной самоэффективности в межличностных отношениях и зависимости от мобильных телефонов [9]. Вместе с тем у игроков в американский футбол общая и социальная самоэффективность не связаны со спортивной
77
самоэффективностью. Данная группа спортсменов разделяет занятие спортом и другие жизненные события. Возможно, это связано с более старшим возрастом данных спортсменов, которые вынуждены решать новые жизненные задачи.
Взаимосвязь показателей спортивной мотивации
Проведенный корреляционный анализ показателей спортивной мотивации выявил наличие связей, повторяющихся во всех группах - это связь внутренней мотивации с мотивации интеграции (гсамбо=,69; р<,01, Гфутб.=,63; р<,01, гам.футб. =, 70; р<,01) и мотивацией саморазвития (Гсамбо=,70; р<,01, Гфутб.=,45; р<,01, гам.футб.=,48; р<,01). При этом различия в коэффициентах корреляции внутренней мотивации и мотивации самоотношения незначимые, что позволяет утверждать, что связь данных характеристик спортивной мотивации не зависит от вида спорта.
Также в группах спортсменов самбистов (г=,78; р<,001) и футболистов (г=,80; р<,001) обнаружена связь мотивации интеграции и саморазвития. В группах футболистов (г=,73; р<,001) и игроков в американский футбол (г=,72; р<,001) общей является связь внешней мотивации и амотивации. Отличием во взаимосвязях характеристик мотивации в группе игроков в американский футбол является наличие связей между мотивацией саморазвития и внешней мотивацией (г=, 56; р<,05) и амотивацией (г=,50; р<,01).
Анализируя связи характеристик внутренней и внешней мотивации можно с уверенностью говорить о том, что независимо от конкретного субъективного фактора (положительные эмоции, ценность деятельности), лежащего в основе внутренних мотивов, более самодетерминированные характеристики мотивации усиливают друг друга. Аналогичная ситуация имеет место и с внешней мотивацией. Опираясь на теорию самодетерминации, можно констатировать, что отсутствие фрустрации потребности в автономии приводит к тому, что спортсмен чувствует себя активным субъектом своей деятельности, способным управлять собственным поведением, что приводит к большим достижениям как на тренировках, так и на соревнованиях.
Полученные факты согласуются с общими представлениями о мотивации в теории самодетерминации. Так, наличие связей между показателями внутренней мотивации характеризует большую автономию в регуляции поведения, а связи внешней мотивации - контролируемые формы регуляции.
Это, в частности, отмечается Р. Валлерандом и Г. Лозье [23] при обсуждении места спортивной мотивации в контексте теории самодетерминации.
Самодетерминированные типы мотивации (внутренняя, интегрированная и саморазвития) описывают полюс мотивационного континуума, связанного с автономией, т.е. внутренними побуждениями человека к деятельности.
Взаимосвязь характеристик самоэффективности и спортивной мотивации
В группе самбистов получены следующие взаимосвязи: социальная самоэффективность связана с внутренней мотивацией (г=,48; p<,05), спортивная самоэффективность отрицательно связана с амотивацией (г=-,61; p<,001). Таким образом, внутренняя мотивация, направленная на получение положительных эмоций и новых спортивных умений, усиливает оценку себя как успешного человека во взаимодействии с другими людьми. Это еще раз подтверждает высказанное ранее предположение относительно того, что для самбистов как представителей контактного вида спорта будет характерна оценка себя с позиции социальных взаимодействий. Наличие отрицательной связи амотивации и спортивной самоэффективности является вполне объяснимым, так как характеризует полярные проявления, связанные с занятием спортом.
В группе футболистов была выявлена иная картина связей: внутренняя мотивация (г=,51; p<,05) и мотивация интеграции (г=,44; p<,05) положительно связаны с показателем спортивной самоэффективности. Данные связи показывают, что наличие мотивов, связанных с получением удовольствия от тренировок, познанием новой техники игры, а также большая ценность спорта как части жизни отражаются и на оценке себя как успешного спортсмена, способного тренироваться и соревноваться независимо от каких-то обстоятельств.
В группе игроков в американский футбол обнаружены следующие связи: внутренняя мотивация связана с социальной самоэффективностью (г=,52; p<,05), мотивация интеграции - с общей самоэффективностью (г=,53; p<,05), а мотивация самоотношения - с показателем спортивной самоэффективности (г=,51; p<,05). Наличие связей показателей внутренней мотивации с двумя характеристиками самоэффективности является свидетельством того, что самодетерминированное поведение характеризуется уверенностью в собственных возможностях и готовностью справляться с жизненными
и социальными ситуациями. Специфика игроков в американский футбол в том, что именно собственное отношение к занятиям спортом связано с эффективностью в спортивной деятельности. Возможно, мы имеем дело с проявлением возрастной специфики (игроки в американский футбол старше, чем другие спортсмены). Для более молодых спортсменов будет характерна внутренняя детерминация спортивных мотивов, тогда как для более зрелых именно внешняя начинает играть роль. Также стоит отметить, что связь между внутренней мотивацией и социальной самоэффективностью у игроков в американский футбол противоречит высказанному нами предположению о том, что для индивидуальных видов спорта имеет значение именно социальная самоэффективность.
Полученные данные согласуются с исследованиями Р. Валлеранда [22] относительно воспринимаемой компетентности и спортивной мотивации. Так, им обнаружены положительные связи между тем, как воспринимает спортсмен собственную компетентность (способности, возможности и эффективность) и его внутренней мотивацией. Вместе с тем однозначно говорить о причинно-следственных отношениях между данными характеристиками оснований нет, хотя в лонгитюдном исследовании было обнаружено их взаимное обусловливание [23]. Наличие связей мотивации с социальной самоэффективностью согласуется с [8], которые показали, что контекст межличностного взаимодействия оказывает разносторонние (стимулирующие или подавляющие) влияния на внутреннюю мотивацию спортсмена. Таким образом, уверенность спортсмена в собственных коммуникативных возможностях усиливает внутреннюю мотивацию.
Различия в характеристиках самоэффективности и спортивной мотивации в группах спортсменов индивидуального и командных видов спорта
Между группами спортсменов самбо и футболистов обнаружены различия в показателях общей самоэффективности (и=127,50; р<,05), а также во внешней мотивации (и=143,00; р<,05) и амотивации (и=109,50; р< ,001).
Значимые различия также обнаружены между игроками в европейский и американский футбол в общей самоэффективности (и=83,00; р<,001) и характеристиках мотивации: интегрированной мотивации (и=98,50; р<,01) и мотивации саморазвития (и=117,00; р<,05).
Самбисты и игроки в американский футбол значимо отличаются по спортивной самоэффективности (U=110,00; р<,05), мотивации самоотношения (и=99,50; р<,05) и внешней мотивации (и=68,50; р<,001), (см. таблицу).
Средние, стандартные отклонения и медиана для показателей самоэффективности мотивации в группах спортсменов разных видов
спорта
Показатель Самбо (#=20) Футбол (#=22) Американский футбол (#=18)
Ср. ар. Ст. откл. Ср. ар. Ст. откл. Ср. ар. Ст. откл.
Общая самоэффективность 3,68 ,47 3,99 ,81 3,36 ,51
Социальная самоэффективность 3,50 ,64 3,43 ,74 3,18 ,85
Спортивная самоэффективность 4,32 ,39 4,90 ,72 4,15 ,30
Внутренняя мотивация 4,43 ,68 4,50 ,60 4,09 ,78
Интегрированная мотивация 4,20 ,85 4,47 ,58 3,87 ,64
Мотивация саморазвития 4,37 ,84 4,55 ,53 4,19 ,46
Мотивация самоотношения 4,40 ,56 4,14 ,61 3,85 ,86
Внешняя мотивация 4,08 ,81 3,18 1,39 2,61 1,34
Амотивация 3,42 1,19 2,35 ,96 2,80 1,40
В целом наибольший уровень показателей общей и спортивной самоэффективности обнаружен у игроков в европейский футбол, средний уровень проявляется в группе самбистов и наименьший уровень обнаружен у игроков в американский футбол.
Интегрированная мотивация и мотивация саморазвития более выражены у игроков в европейский футбол, чем у игроков в американский футбол, что может являться отражением того, что игроки в европейский футбол являются более молодыми и имеют меньший стаж, в связи с этим они более ориентированы на саморазвитие как внутренний мотив.
Мотивация самоотношения и внешняя мотивация значимо отличаются у самбистов по сравнению с футболистами. Интерес также представляет тот факт, что амотивация также наиболее выражена у представителей
81
индивидуального вида спорта, чем у командных игроков. Возможно, уровень амотивации также связан с видом спорта, а также с тем, что у спортсменов индивидуальных видов обнаруживается более критическое отношение к собственным характеристикам.
Выводы
Проведенное исследование является пилотажным, но несмотря на его ограничения, позволяет сделать ряд утверждений и предположений для дальнейших разработок.
Взаимосвязи показателей самоэффективности различаются в зависимости от вида спорта: командного или индивидуального. При этом для представителей индивидуального вида спорта социальная самоэффективность связана со спортивной самоэффективностью, тогда как для командных видов данная связь отсутствует. Вместе с тем представители командных видов спорта воспринимают себя как успешных (эффективных) вне зависимости от сферы деятельности.
Характеристики мотивации, описывающие автономность и большую внутреннюю мотивацию, обнаруживают взаимосвязи независимо от видов спорта. Однако у представителей командных видов спорта в большей степени выражены связи внешней мотивации и амотивации. В качестве гипотезы для дальнейших исследований можно предположить, что виды мотивации, детерминированные внутренними причинами, имеют больше связей и могут усиливать общую спортивную мотивацию, аналогично внешняя мотивация усиливает амотивацию, приводя к отказу от деятельности.
В целом самодетерминированные мотивы и уверенность в собственном успехе и возможностях (самоэффективность) обнаруживают взаимосвязи вне зависимости от вида спорта. Однако имеются различия между командными и индивидуальными видами спорта. Кроме того, обнаруживается сильная внешняя мотивация спортсменов старшего возраста.
Обнаруженные различия в выраженности показателей
самоэффективности и спортивной мотивации дают основания для дальнейших разработок относительно совместного влияния вида спорта, стажа, пола и возраста спортсменов на данные характеристики. Полученные результаты согласуются с данными работ, ведущихся в этом направлении спортивной психологии, и могут иметь прикладное значение для тренеров и спортивных психологов.
Список литературы
1. АкимоваЛ.Н. Психология спорта: курс лекций. - М., 2004. - С. 127.
2. Бабаева Ю.Д., Новова А.В., Варваричева Я.И. Взаимосвязь самоэффективности и прокрастинации у подростков. «От истоков к современности»: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Материалы юбилейной конференции. - М., 2015.
3. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.
4. Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. - 1978. -87. - P. 49-74.
5. Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales // Self-efficacy beliefs of adolescents. - 2006. - Т. 5. - P. 307-337.
6. Bandura A. Self-efficacy: towards a unifying theory of behavioral change // Psychol. Bull. - 1977. - P. 191-215.
7. Bandura A. Perceived self-efficacy in the exercise of personal agency // Applied Sport Psychology. 1990. - 2. - P. 128-163.
8. Bengoechea E.G., Strean W.B. On the interpersonal context of adolescents' sport motivation // Psychology of Sport and Exercise. - 2007. - Vol. 8 (2). - P. 195217. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.psychsport.2006.03.004.
9. Chiu S-I. The relationship between life stress and smartphone addiction on taiwanese university student: A mediation model of learning self-Efficacy and social self-Efficacy // Computers in Human Behavior. - 2014. - Vol. 34. - P. 49-57.
- URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.024.
10. Creer T, Wigal J. Self-efficacy // CHEST Journal. - 1993. - Т. 103, №. 5.
- С. 1316-1317.
11. Deci E.L. Ryan, R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior // New York and London: Plenum. - 1985.
12. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health // Canadian Psychology. - 2008. - Vol. 49. -P. 182-185. - URL: http:// dx.doi.org/10.1037/a0012801.
13. Feltz D.L. Self-confidence and sports performance // Exercise and Sport Sciences Reviews. - 1988. - P. 423-457.
14. Grieve R., Witteveen K., Tolan A.G., Jacobson B. Development and validation of a measure of cognitive and behavioral social self-efficacy // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 59. - P. 71-76. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2013.11.008.
15. tskender M., Akin A. Social self-efficacy, academic locus of control, and internet addiction // Computers & Education. - 2010. - Vol. 54 (4). - P. 1101-1106.
- URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2009.10.014.
16. Llewellyn D.J., Sanchez X., Asghar A., Jones G. Self-efficacy, risk taking and performance in rock climbing // Personality and Individual Differences. - 2008. -Vol. 45 (1). - P. 75-81. - URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2008.03.001.
17. McAuley E., Mihalko S.L. Measuring exercise-related self-efficacy // Duda J.L. (Ed.) // Advancements in sport and exercise psychology measurement. Morgantown. - WV: Fitness Information Technology. - P. 371-390.
18. Moritz S.E., Feltz D.L., Fahrbach K.R., Mack D.E. The relation of self-efficacy measures to sport performance: A meta-analytic review. // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 2000. - 71. - P. 280-294.
19. O'Leary A. Self-efficacy and health // Behavior Therapy and Research. -1985. - 23. - P. 437-452.
20. Pelletier L.G., Rocchi M.A., Vallerand R.J., Deci E.L., Ryan R.M. Validation of the revised sport motivation scale (SMS-II) // Psychology of Sport and Exercise. - 2013. - Vol. 14 (3). - P. 329-341. - URL: http ://dx.doi.org/10.1016/j .psychsport.2012.12.002.
21. Sherer M. et al. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological reports. - 1982. - T. 51, № 2. - P. 663-671.
22. Vallerand R., Pelletier G., Fortier M., Tuson K. Brikre N. Toward a New Measure of Intrinsic Motivation, Extrinsic Motivation, and Amotivation in Sports: the Sport Motivation Scale (SMS) // Journal of sport & exercise psychology. - 1995.
- № 17. - P. 35-53.
23. Vallerand R.J., Losier G. An integrative analysis of intrinsic and extrinsic motivation in sport // Journal of Applied Sport Psychology. - 1999 - № 11 - P. 142169. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/10413209908402956.
24. Vecchio G.M., Gerbino M., Pastorelli C., Del Bove G., Caprara G.V. Multi-faceted self-efficacy beliefs as predictors of life satisfaction in late adolescence // Personality and Individual Differences. - 2007. - Vol. 43 (7). - P. 1807-1818. -URL: http://dx.doi.org/10.1016Zj.paid.2007.05.018.
25. Vigon D. Psych beats: examining self-efficacy as related to personalized motivation as a method of enhancing sport performance of elite female marathon runners. Dissertation. - San Francisco, 2016.
26. Weiner B. «Spontaneous» causal thinking // Psychological Bulletin. -1985. - Vol. 97 (1). - P. 74-84.