Научная статья на тему 'Военное духовенство в начале XX века'

Военное духовенство в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
827
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / MILITARY CLERGY / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ПРОТОПРЕСВИТЕР / PROTOPRESBYTER / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / RUSSO-JAPANESE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

В статье рассматриваются основные направления деятельности Русской Православной Церкви в Вооруженных силах Российской империи в начале XX века. Подводятся итоги исторического вклада военного духовенства в духовно-нравственное и патриотическое воспитание воинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY CLERGY IN THE EARLY 20TH CENTURY

In this article we consider the main activities of the Russian Orthodox Church in the Armed forces of the Russian Empire at the beginning of the 20th century. Historical contribution of military clergy to moral and patriotic education of soldiers is summed up.

Текст научной работы на тему «Военное духовенство в начале XX века»

УДК 355:262.14 ББК 68:63.3(2)5

ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Фурсов Владимир Николаевич,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Воронежский государственный педагогический университет Ледовских Елена Александровна, соискатель кафедры истории России Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности Русской Православной Церкви в Вооруженных силах Российской империи в начале XXвека. Подводятся итоги исторического вклада военного духовенства в духовно-нравственное и патриотическое воспитание воинов.

Ключевые слова: военное духовенство, Русская Православная Церковь, Вооруженные силы, протопресвитер, патриотизм, русско-японская война.

MILITARY CLERGY IN THE EARLY 20TH CENTURY

Fursov V.N., dr. hist. sci., professor, head of the department of Russian history Voronezh State Pedagogical University Ledovskih E.A., postgraduate in Russian history Voronezh State Pedagogical University.

Abstract. In this article we consider the main activities of the Russian Orthodox Church in the Armedforces of the Russian Empire at the beginning of the 20th century. Historical contribution of military clergy to moral and patriotic education of soldiers is summed up.

Key words: military clergy, Russian Orthodox Church, Armed forces, protopresbyter, patriotism, russo-japanese war.

Военное духовенство как социальный институт возникло на стыке двух важнейших государственных структур: Церкви и армии, и подчинялось церковным законам, находясь в непростых условиях армейской и флотской жизни. Главными направлениями деятельности военного духовенства во все

времена были пастырская и духовно-просветительская работа.

Сегодня, опираясь на культурно-историческое наследие народа, Русская Православная Церковь ставит задачи нравственного и военно-патриотического воспитания военнослужащих. Поэтому обра-

щение к историческому опыту взаимоотношения Церкви и армии позволяет найти новые пути их решения.

История военного духовенства начала XX в. представлена в трудах известных исследователей синодального периода И.К. Смолича и В.А. Цыпина. Среди представителей современной историографии можно отметить работы О.В. Золотарева, С.Л. Фир-сова, В.М. Каткова.

Цель данной статьи - проанализировать процесс становления и развития института военного духовенства в Российской империи, и оценить его роль в Вооруженных силах в начале XX века.

В работе использованы периодические издания начала прошлого столетия, мемуарные источники и автобиографическая работа А.С. Новикова-Прибоя «Цусима», описывающая эпизод русско-японской войны 1904-1905 гг.

Исторически военно-морское духовенство возникло в эпоху Петра Великого, с целью обеспечения духовного окормления и регулярного отправления богослужений в армии и на флоте. «Военный устав 1716 г. и Устав морской службы 1720 г. детально описывают обязанности священников, придаваемых полкам в случае войны» [1; 382].

На начальном этапе своего существования военное духовенство не было объединено в особую группу, и в мирных условиях подчинялось той епархии, где дислоцировался полк. Позднее возникла потребность в его организации под управлением специально назначенного должностного лица. Согласно указу от 4 апреля 1800 г., все военное духовенство было подчинено обер-священнику армии и флота, как в мирное, так и в военное время, на пост которого императором Павлом I назначался П.Я. Озерец-ковский. Талантливый человек, оказавший положительное влияние на развитие института военного духовенства.

Позднее звание обер-священника было изменено на главного священника. В «Положении о полевом управлении войск русской армии в военное время» отмечалось, что полевой главный священник «есть начальник Православного духовенства в армии и вместе с тем настоятель церкви Главной квартиры. Ему подчиняется также духовенство в госпиталях, находящееся в местностях подведомственных командующему армиею... Полевой главный священник наблюдает, чтобы служба Божия отправляема была по церковному положению во всех подведомственных ему церквах, и чтобы священники исполняли свою должность исправно... Во время сражения он находится в назначенном от Дежурного генерала месте и наблюдает, чтобы священники были при своих местах для молебствий, для ободрения право-

славных воинов гласом веры и благословением церкви и для доставления раненым утешения веры и святого причастия...» [2].

В 1890 г. было введено звание протопресвитера военного и морского духовенства, который избирался высшим органом управления Русской Православной Церкви и утверждался императором. В его ведении находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений. Таким образом, к началу XX в. в российской империи существовала специальная служба, которая контролировала духовенство при воинских частях - Ведомство Протопресвитера армии и флота.

Военные священники состояли при подвижных церквах в войсковых частях, а также при неподвижных соборах и храмах, их контролировал назначенный протопресвитером дивизионный благочинный. «В первый год русско-японской войны священников насчитывалось 669 человек, диаконов - 137, количество псаломщиков 79 (в 1905 г. соответственно: 736, 135 и 93 священно-церковно-служителя)» [3; 38].

В период военных действий духовенство сопровождало свои части в походах, совершая богослужения в особых палатах, представлявших собой передвижные храмы со всей необходимой церковной утварью. Во время русско-японской войны при штабе командующего Маньчжурской армии генерала А.Н. Куропаткина располагалась походная церковь: «Только в субботу вечером, иногда в воскресенье утром, в маленькой походной церкви, он может быть сам с собой. Командующий армией редко пропускает всенощную. К обедне его уже не пускают дела, доклады, массы подписей и телеграмм» [4; 1715].

К началу XX в. роль военного духовенства значительно возрастает в связи с внутренней смутой и поражением в русско-японской войне. Духовно-нравственный кризис, который переживало общество на рубеже веков, требовал эмоциональной поддержки пастыря церкви, тем более в армейской среде, где постоянная опасность и близость смерти невольно переносили мысли воинов к Богу и вечной жизни. «.. .я сам увидел, и от авторитетных лиц (командиров полков) услышал,- писал о. Георгий Ша-вельский священник 33 Восточно-Сибирского стрелкового полка, а в будущем протопресвитер армии и флота,- как важно и как ценится всеми в настоящие минуты влияние священника на полк, даже его пребывание при полку, особенно в минуты опасности» [5; 2068].

А.С. Новиков-Прибой в романе «Цусима» писал: «В глубине броненосца раздавалось песнопение: «И сущим во гробех живот даровав». В тихом море теплой ночью, под раскрытым, нарядом свер-

кающим небом это звучало особенно красиво... Не будет больше смерти, этой страшной и неумолимой разрушительницы всей живой твари. Она сама попрана распятым на кресте. Не будет больше смерти?» [6; 261].

«На площади того самого селения Хуаньшань, где штаб армии ночевал в первый раз, готовясь разбить врага, какой-то здоровенного вида батюшка служит перед громадной деревянной иконой богоматери непрерывные молебны о даровании победы. В промежутках между молебнами он отходит в сторону и под последним уцелевшим деревом отпевает убитых, которых приносят на носилках, покрытых серыми шинелями»,- вспоминал A.A. Игнатьев, дипломат, русский советский военный деятель, участник русско-японской войны [7].

Полковым священникам также приходилось помогать медицинскому персоналу на перевязочных пунктах: «В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала» [8; 75].

Таким образом, осознание важности своего предназначения и особого места в деле воспитания патриотического духа российского воинства послужило причиной общественного оживления военного духовенства в начале XX в. «Обязанности пастыря особенно трудны в нынешнее время,- отмечал военный священник Григорий Лапшин,- когда пороки среди христиан так умножились. Ныне нет уважения родителям; семья разлагается; с распадом семейного начала падает и общественная жизнь... появилось презрение к жизни - самоубийства стали постоянным явлением даже среди юношей и подростков; убийства, грабежи, поджоги, воровство, обман, насилие над женщинами и детьми стали ежедневным явлением; положительно одичал народ, живет только интересами низменными, чисто животными» [9].

Преподаватели военно-учебных заведений отмечали случаи уклонения некоторых офицеров от посещения церковных служб «под предлогом усталости от военной подготовки и необходимости развлечься; даже во время всенощного бдения многие молодые офицеры посещали клубы, вследствие чего, как полагали законоучители, нельзя сделать ничего доброго» [10; 62]. A среди нижних чинов в конце XIX - начале XX вв. появились революционно настроенные элементы, которые активно и не безуспешно пропагандировали свои идеи.

В связи с этим возрастает необходимость религиозно-нравственного и патриотического подхода к

воспитанию военнослужащих. Программа воспитания офицерского состава осуществлялась в военных учебных заведениях. 18 мая 1901 г. был опубликован приказ главного штаба «О мерах по поднятию религиозно-нравственного воспитания»... В циркуляре Главного штаба отмечалось, что «нравственное воспитание воинов, соответствующее духу и учению религии, должно обращаться не к одному только уму учащихся, но и к их сердцу и воле» [11; 62]. Г.И. Шавельский, протопресвитер военного и морского духовенства, отмечал героическое поведение молодых офицеров в период обстрелов русских войск японской артиллерии: «состояние духа войск у нас чудное, нет и в помине малодушия, которое проявляется в людях, смотрящих на войну издали» [12; 63]. Состав нижних чинов, постоянно менявшийся, в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности, нуждался в воспитательной работе по месту прохождения службы.

В начале прошлого столетия материальное положение военного духовенства было значительно лучше, чем епархиального. Статус священника приравнивался к чину капитана, однако, права по разным направлениям его деятельности были во многом ограничены. «Так, военные пастыри до 1905 г. не входили в члены офицерских собраний, затем являясь лишь временными их членами, ограничения касались офицерского заемного капитала. Явным парадоксом выглядели заседания войсковых строительных комиссий, обсуждавших вопросы, касающиеся строительства военных храмов, куда полковые священники не приглашались» [13]. Перед Первой мировой войной предполагалась реорганизация института военного духовенства, однако, ей не суждено было сбыться.

Пребывание на театре военных действий русско-японской войны оказалось частью биографии для некоторых православных подвижников XX в. Так, например, «преподобный Нектарий (Нуждин), подвижник благочестия Глинской Пустыни и ее игумен в мае 1904 г. был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где в 1906 г. был награжден набедренником, а в августе того же года возвратился в обитель» [14; 393]. Преподобномученник Анатолий (Ботвинников), прославленный в лике Тверских святых, воевал в Порт-Артуре, был тяжело ранен и попал в плен. «В апреле 1906 г. по возвращении в Россию он поступил в один из Сибирских монастырей, а в 1912 г. опять отправился на Дальний Восток в качестве миссионера Пекинской миссии» [15; 339].

Духовенство принимало участие в войне и в составе дружин Красного Креста. «Преподобный Вар-сонофий Оптинский (полковник Павел Плиханков) был командирован в Маньчжурию с Тамбовским от-

рядом Красного Креста для обслуживания лазарета преподобного Серафима Саровского» [16; 35].

«Иеромонах Зиновий (Дроздов), впоследствии архиепископ Тамбовский, в 1904 г. получил назначение священника госпитального военного судна «Орел», с которым проделал путь в эскадре адмирала Рождественского и попал в плен» [17; 102]. Некоторое время иеромонах Зиновий жил в Шанхае, где исполнял свой пастырский долг среди военнопленных русской армии, после чего вернулся в Россию.

После объявления войны с Японией о. Георгий (Шавелький) ушел добровольцем на фронт в качестве полевого священника 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Маньчжурской армии: «О. Георгий работал в огне, точно он всю жизнь дышал этим переполненным свинцовыми шмелями воздухом, рыжими газами разрывавшихся около шимоз и никогда другой музыки не слышал, кроме свиста пуль да пронзительного визга трескавшихся шрапнелей. Тут он перевязывал, поил раненых, исповедовал и причащал их. Страдающего брата он видел не только в своем... Для него таким же являлся сраженный противник, и к нему он шел с таким же самоотвержением» [18; 58]. 1 декабря 1904 г. его назначили на должность главного полевого священника 1-й Маньчжурской армии, в которой он состоял по март 1906 г.

Таким образом, военное духовенство в начале прошлого столетия являлось важнейшей составляющей государственной и церковной структуры. Священнослужители армии и флота были ближайшими помощниками командиров в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. Несмотря на свое подчиненное положение в российской армии, военные пастыри скромно и незаметно делали дело, к которому они были призваны - дело воспитания русского солдата в духе веры, самопожертвования и любви к своему Отечеству. На поле брани безропотно переносили тяготы походной жизни, напутствовали раненых и умирающих под неприятельскими выстрелами, терпели раны, являя собой образец храбрости и мужества. «За два года дальневосточного конфликта погибло 16 священнослужителей, было ранено и контужено не менее 10 человек» [19; 67]. Эти примеры самоотверженности духовенства показали, что оно, как ведущая общественная сила, продолжало служить людям в той же степени, в какой и ранее, притом, что само общество находилось в предреволюционном состоянии.

Литература

1. Смолич, И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 / И.К. Смолич. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 800 с.

2. Русская Церковь и Японская война 1904-1905 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. legitimist.ru

3. Капков, К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала XX веков. Справочные материалы. - М.: Информационный центр «Летопись», 2008. - 752 с.

4. Русско-японская война. Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 52. - С. 1714 - 1719.

5. Наши пастыри на войне. Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 42. - С. 2065 - 2069.

6. Новиков-Прибой, A.C. Цусима. / А.С. Новиков-Прибой. - М.: Мысль, 1984. - 813 с.

7. Игнатьев, A.A. Пятьдесят лет в строю. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //lib. ru/MEMUARY/ IGNATYEW/50let.txt '

8. Котков, В. Полковой священник - главный организатор духовного, нравственного и патриотического воспитания военнослужащих русской армии / В. Котков // Журнал московской патриархии (ЖМП). - 1999. -№ 8. - С. 70- 80.

9. Уроки организации духовно-нравственного воспитания в вооруженных силах дореволюционной России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ruskline.ru/analitika/2013/04/05 uroki_organizacii_duhovnonravstvennogo_vospitaniva_v_vooruzhennvh_ silah_dorevolyucionnoj_rossii/

10. Кузнецов, В.Д. Религиозные основы подготовки будущих офицеров Российской Империи в 1890-1917 гг. /

B.Д. Кузнецов // Военно-исторический журнал. -2005. - №12. - С. 62 - 64.

11. Там же.

12. Там же.

13. Съезды и братские собрания военного духовенства в начале XX века. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pobeda.ru/content/view/1323/

14. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская Пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX веках. М.: ИОМП, 1994. -608 с.

15. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Тверь: Булат, 1999. -626 с.

16. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб.: Приско, 1991. - 75 с.

17. Архиепископ Александр (Могилев). Священномуче-ник Никодим. Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома: Кострома, 2001. - 349 с.

18. Котков, В.М. Г.И. Шавельский: «Деятельность моя как протопресвитера военного и морского духовенства связана с именем русского народа.» / В.М. Котков // Военно-исторический журнал. - 2004. - № 4. -

C.57 - 60.

19. Капков, К.Г. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX - начала XX веков. Справочные материалы. - М.: Информационный центр «Летопись», 2008. - 752 с.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.