Научная статья на тему 'Обзор педагогической деятельности военного духовенства в военное время (XIX – начало XX века)'

Обзор педагогической деятельности военного духовенства в военное время (XIX – начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕСТО В БОЮ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор педагогической деятельности военного духовенства в военное время (XIX – начало XX века)»

Литература

1. Бызов Л.Г. Основные идеологические течения в массовом сознании современной России.// Мониторинг общественного мнения. 2006. №4 (октябрь-декабрь). С.148-149.

2. Кутковец Т., Клямкин И. Нормальные люди в ненормальной стране. //Московские новости. 2002. №25. С.9. См. также: Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция. М., 2009. С.387-389.

3. Демографические сведения позаимствованы: Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. С.341, 345, 363; Русский крест //Политический журнал. 2004. №13. С.51; Политический анализ должен вытекать из анализа демографического. //Политический класс. 2005. С.49.

4. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. 2001. №54 (июнь).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. №1163-р. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005гг.). - http://www.rg.ru ^ааШосЛ^рог_гШ163-03^Ыт (27.09.04).

6. Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (принят ГД ФС РФ 23.04.2010).

7. Ахтамзян Н.А. Зависимость образовательной политики России от характера политической системы. //Духовно-нравственная культура и патриотизм. Ломоносовские чтения - 2010. Сб. докладов научной конференции МГУ. М., 2011. С.161.

8. Общественное мнение - 2005. С.137 (табл. 19.13); Россия для русских - или для всех? //Мониторинг общественного мнения. №1 (январь-март). С.72.

9. Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция: исторические смыслы русского национализма. М., 2009. С.216

10. Мясников В. Двести тысяч уклонистов - всех не переловить. //Независимое военное обозрение. №6 (650). 18-24 февраля 2011. С.1,3.

В.П. Иванов

ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

Ключевые слова: военное духовенство, организационная структура, боевые действия, место в бою, формы и методы воспитательной работы.

Деятельность военного и морского духовенства по воспитанию военнослужащих в военное время в полной мере еще не нашла достаточного освещения в нашей и зарубежной историографии. Отдельные положения в осмыслении и повествовании деятельности военного духовенства в военное время можно встретить в изданиях конца XIX - начала XX века. Это были письма военных священников или дневники, в которых содержатся

© Иванов В.П., 2013

ценные сведения об их деятельности в военное время. Особый интерес представляют статьи протопресвитера военного и морского духовенства Г.И. Шавельского. Из-под его пера вышел ряд работ, посвященных деятельности военного духовенства как в мирное, так и в военное время. Ценность этих работ заключается в том, что они написаны человеком, руководившим военно-духовным ведомством, вплоть до 1917 года и знающим все особенности и нюансы его деятельности [1].

В советское время к теме деятельности военного и морского духовенства в военное время впервые обратился Б. Кандидов [2]. Похожие по содержанию и форме изложения работы были написаны В.О. Василенко и Г.А. Суглобовым [3]. Несмотря на идеологические штампы, характерные по отношению к религии и церкви того времени, эти книги содержат много ценной информации для анализа работы священников в военное время.

Всплеск внимания к теме деятельности военного и морского духовенства в военное время произошел в постсоветское время. Одной из первых работ, посвященной данной теме, была статья А.С. Сенина «Армейское духовенство в первую мировую войну» [4]. Однако объем данной статьи, очевидно, не позволил автору в полной мере осветить всю многогранную деятельность военного духовенства в военное время. В 1995 году, ссылаясь на эту работу, С.Л. Фирсов писал: «Вопрос о влиянии священников в русской армии и флоте в войсках в годы Первой мировой войны ... еще долгие годы нельзя будет считать полностью исследованным» [5]. В 90-е годы XX века появляется еще ряд работ, авторы которых рассматривали деятельность военного и приходского духовенства в военные годы. Наиболее подробными работами, касающимися, в том числе, и деятельности военного и морского духовенства в военное время, стали работы С.Ю. Чимарова [6], О.В. Золотарева [7], В.М. Коткова [8], К.Г. Капкова [9] и др. В этих исследованиях подробно и систематично изложен исторический аспект пастырского служения православного духовенства в армии и на флоте. Однако, несмотря на обилие материалов, касающихся деятельности военного духовенства в военное время, значительная их часть посвящена лишь примерам личного мужества и самоотверженности военных пастырей, наградам и потерям среди них. Вопросы деятельности военного духовенства по воспитанию военнослужащих в военное время, с точки зрения педагогической науки, до сих пор достаточно не изучены.

Субъектом воспитания военнослужащих выступали государство, церковь и их разветвленные структуры. В основе всей педагогической деятельности, как в мирное, так и военное время, лежал государственный заказ, который в свою очередь базировался на господствующей в обществе идеологии. В военное время православная церковь свою педагогическую деятельность строила на основе господствующих в государстве и церкви взглядов на войну и той роли, которую играла церковь в обществе. Являясь частью государственной системы, церковь не могла иметь иную позицию, отличную от позиции официального государства.

Эффективность педагогической деятельности всецело зависит от организационной структуры ее субъекта - института военного духовенства. До начала XIX века педагогическая деятельность военного и морского духовенства протекала в рамках сложившейся организации и не имела обособленного от епархиального руководства характера. В начале XIX века начинается процесс централизации управления военным и морским духовенством, который достиг к концу века своего совершенства. Централизация управления военным духовенством привела к реформированию структур военного и морского духовенства, чего не наблюдалось со времен Петра I. Особое внимание уделялось фор-

мированию структур для военного времени. Так, появляются должности Полевых обер-священников армий и корпусов для мирного и военного времени и Полевых Главных священников (с 27.01.1812 г.), вводимых только для военного времени. В 1816 году, при образовании Главного штаба армии, в его штат была введена должность обер-священни-ка с подчинением ему духовенства Гвардии.

В подведомстве Полевого обер-священника были не только священники войск, крепостей, но и госпиталей, расположенных в губерниях, объявленных на военном положении, а так же священники флота при совместных с сухопутными войсками боевых действиях. Вспомогательными органами управления военного духовенства как в мирное, так и в военное время являлись благочинные, которые служили посредствующим звеном в отношениях между высшей военно-духовной администрацией и подчиненным ей военным духовенством и осуществлявшие надзор за полковыми священниками. Управленческая структура - «Св. Синод - обер-священник армии и флота - полевые (главные) обер-священники - благочинные - полковые и корабельные священники» существовала до конца XIX века, до тех пор, пока военные действия не стали проходить на разных фронтах. В 1858 году петровские названия должностей «обер - священник» заменяются на «Главного священника», а 8 июля 1890 года вводится должность «Протопресвитер военного и морского духовенства».

В начале XX века, в связи с увеличением масштабов военных действий, в военное время учреждается должность Главного священника армий фронта. С началом первой мировой войны были учреждены должности священников при штабах армий. Штабные священники становились ближайшими помощниками главных священников, по их поручению наблюдали за деятельностью госпитальных священников и прибывших в Действующую армию священников-добровольцев, которые после десятидневных курсов привлекались к оказанию помощи раненым. В 1916 г. были учреждены новые должности: армейских проповедников при каждой армии, главных священников Балтийского и Черноморского флотов. Как отмечал протопресвитер военного и морского духовенства Г.И. Шавельский: «... духовный управительный аппарат на театре военных действий представлял стройную и совершенную организацию: протопресвитер, его ближайшие помощники; главные священники, их помощники; штабные священники; наконец, дивизионные и госпитальные благочинные и гарнизонные священники» [10].

Объектом воспитательных воздействий были как нижние чины, так и офицеры армии и флота. Цели воспитания военнослужащих в военное время формировались, прежде всего, Св. Синодом и конкретизировались в задачи для военного и морского духовенства в аппарате обер-священника (Главного священника) армии и флота, а позднее - протопресвитера. Например, в годы Первой Мировой войны Св. Синод определил следующие цели воспитания военнослужащих - усиление религиозно-патриотического воспитания в войсках и, прежде всего, в запасных батальонах. Обращалось внимание на то, что эту работу должны вести наиболее опытные священнослужители, «. которые бы совершением богослужений, проповедью, беседами вдохновляли и воодушевляли новых воинов к доблестному выполнению лежащего на них долга защиты Родины с несокрушимой верою и мужеством непреоборимых» [11].

На основании сформулированных целей ставились задачи военному и морскому духовенству. «Задачи для деятельности священника в военное время,- отмечал протопресвитер Г.И. Шавельский,- в общем, те же, что и в мирное время: 1) священник обязан удовлетворять религиозное чувство и религиозные нужды воинов, чрез совершение богослужений и треб; 2) священник пастырским словом и примером должен влиять на

свою паству. Исключительная обстановка боевого времени и возникающие у воинов под её влиянием особенные религиозно-нравственные нужды и запросы требуют, чтобы священник в выполнении основных задач своего служения применился к такой обстановке, угадал запросы и нашел способы удовлетворения их» [1.С.6]. На основе этих указаний были изданы «Руководственные указания духовенству действующей армии» [14]. «Указания» вышли в начале войны, 21 июля 1914 года, и до Октябрьской революции 1917 года трижды переиздавались, по мере накопления опыта. Все священнослужители должны всегда помнить: 1) что война решает участь народа; 2) что исход войны зависит от воли Б о ж и е й и от напряжения сил народных. Отсюда долг военнаго священника: а) непрестанно молиться, чтобы Господь не оставил своей милостию нашу Родину и Армию, и б) всячески и словом, и делом содействовать подъему духовных сил воинской части, при которой он состоит» [12]. «В круг обязанностей священника на войне, - отмечалось в «Руководстве»,- входит:

1) кроме молитвы келейно, совершение богослужения в воскресные и праздничные дни и накануне их. Местом богослужения может служить: церковь, палатка, жилой дом, открытое поле и т. д. Для церковного благолепия священник непрестанно обязан заботиться об организации хора.

2) Совершение торжественных молебнов пред началом боя и панихид об убитых - после боя.

3) Во время боя место священника на передовом перевязочном пункте, где всегда скопляется множество раненых, нуждающихся: одни - в напутствии, другие - в утешении. Но священник должен быть готов во всякую минуту пойти и вперед, где - потребуется его участие. Во время боя и по окончании его священник заботится, чтобы убитые не оставались без погребения.

4) Священники пользуются всяким случаем, чтобы оказать свое пастырское влияние для поддержания в воинских чинах доблестного духа, веры в Бога и уважения к Его законам. Для этого стараются как можно чаще беседовать с чинами, реагируя на все как положительные, так и отрицательные явления в жизни своей части, первые, всячески одобряя, вторые - предупреждая от повторения.

5) Благочинные наблюдают, а священники госпитальные позаботятся о поддержании и библиотек ... Книга - лучший друг и утешение в часы досуга и выздоровления. Опыт русско-японской войны доказал чрезвычайную важность библиотек для госпиталей. Полковые священники по возможности позаботятся, чтобы и их части не оставались без книг.

6) Вовремя сделанная перевязка нередко спасает жизнь раненому. Всякая лишняя перевязывающая рука дорога на войне. Желательно, чтобы каждый священник умел перевязать раненого. Он найдет тысячу случаев приложить свое уменье и спасти многих.

7) Желательно, чтобы священники извещали родственников убитых чинов своей части о смерти и месте погребения их. Каждая весточка священника вызовет слезы благодарности у родственников убитых. В помощь себе в этом деле священник может привлечь церковника и несколько грамотных чинов полка в свободное для последних время.

8) Каждый священник должен быть готов послужить и чинам другой части, если позволяют сделать то его силы.

9) Желательно, чтобы священники организовали каждый в своей части, общества помощи семьям убитых чинов этой части.

10) Священники первые должны оказать своим пасомым пример твердости веры в Бога, стойкости в исполнении долга, трезвости и благоповедения.

Замеченные в нетрезвости и неблагоповедении будут увольняемы из ведомства».

В конце выражалась уверенность в том, что военное духовенство, проникнутое сознанием высоты и ответственности своего долга, не остановится ни пред какими лишениями и трудностями, делом докажет свою любовь к Царю и Родине. Вышеперечисленные задачи дополнялись различными указаниями в течении 1914 - 1917 годов, по мере накопления пастырского опыта.

В своей воспитательной деятельности в военное время духовенство успешно реа-лизовывало следующие функции религии:

- удовлетворение религиозных потребностей верующих военнослужащих. Эту функцию религия выполняет, обеспечивая постоянную связь верующего воина с Богом. Главный видимый результат этого общения - это высокий уровень духовного удовлетворения, который получает верующий воин в военное время;

- консолидирующую функцию. Эта функция религии особенно сильно проявляется в военное время, создавая для верующих воинов единую систему духовных ценностей. Участники коллективного религиозного ритуала, находясь в состоянии эмоционального подъема, начинают более остро ощущать единство со своим ближайшим и отдаленным социальным окружением;

- компенсаторскую функцию религии, проявляющуюся особенно сильно в военное время. Религия утверждает наличие в мире трансцендентной силы, всемогущего начала, способного помочь человеку в смертельно опасной ситуации, в борьбе со злом, собственными слабостями и болезнями;

- во время войн и стихийных бедствий рельефно проявляется и утешительная функция религии. Ее основой является утверждение в сознании верующих воинов представления о том, что «все происходит по воле божьей». При этом во всех религиях Бог мыслится как абсолютное, всемогущее и благое начало.

Основная роль в воспитании военнослужащих отводилась полковым священникам. От их профессионализма, опыта работы и личностных качеств во-многом зависел успех воспитательной работы. «Продуктивность пастырской работы на войне, - подчеркивал протопресвитер военного и морского духовенства Г.И. Шавельский, - прежде всего, зависит от личного состава духовенства. Если служение священника вообще высоко и трудно, то на войне оно еще выше и труднее. На войне священник всегда среди чинов своей части, всегда на виду, в кругу людей разных взглядов и убеждений, как верующих, так и не верующих, как уважающих его служение, так и недоброжелательно настроенных. Чтобы заслужить уважение не только первых, но и вторых, священник должен обладать высокими, как нравственными, так и умственными качествами. Обстановка боевого времени сурова, жизнь на войне сопряжена с большими физическими лишениями и нравственными страданиями, для перенесения которых у священника должно быть много сил и бодрости. Престарелым и болезненным - не место тут. Паства на войне более, чем в другое время, ждет от своего пастыря разумной службы, нуждается в живом и вдохновенно мощном и действенном слове, в примере высоком и увлекающем, священник, раз он прибыл на войну, должен внести свою ценную лепту в великое дело воспитания доброго духа армии, подготовляя ее к победе» [1.С.105].

Главным направлением воспитательной работы являлась богослужебная деятельность. Богослужебная деятельность включала в себя: проведение божественных литургий, молебнов; проведение исповедей военнослужащих; религиозное сопровождение принятия военной присяги; благословлений воинских частей на бой; приобщение Святых Тайн больных и раненых, напутствие умирающих; проведение панихид по погиб-

шим в бою и умершим от болезней и погребение их; освящение вновь спущенных на воду кораблей и благословение оружия; проведение крестных ходов, чтение проповедей.

Вторым важным направлением деятельности военного и морского духовенства была внебогослужебная деятельность, которая включала в себя: сбор и обобщение информации о моральном состоянии войск; пастырские беседы, которые проводились индивидуально и по подразделениям; занятия по словесности; благотворительная деятельность и другие формы. К внебогослужебной деятельности военных священников так же относились: оказание помощи медикам по перевязыванию и транспортировке раненых; сбор средств для оказания помощи семьям погибших; оказание помощи раненым в написании писем на Родину; ведение метрических книг погибших воинов; устроение военных кладбищ; участие в сооружении военных часовен на средства пожертвований; миссионерская деятельность на завоеванных территориях противника; создание церковных библиотек; посещение карцеров и мест заключения; учреждение военных хоров; составление расписания постов для подразделений полка; заведывание полковой кассой.

Наиболее распространенными формами воспитательной работы в военное время были массовые, групповые и индивидуальные формы. Выбор форм воспитательной работы как в мирное, так и в военное время определялись на основе требований принципов воспитания. В основе этого выбора лежала педагогическая целесообразность. К массовым формам работы военных священников в военное время относились: праздничные богослужения; молебны; крестные ходы; освящение войск перед боем; освящение оружия; ношение чудотворных икон перед войсками. В целом, можно отметить, что в военное время применялись все виды форм религиозного воспитания военнослужащих при преобладании групповых и индивидуальных форм работы священников. В военное время военное и морское духовенство использовало следующие средства религиозного воспитания военнослужащих: походные церкви; военно-патриотические литературные и религиозные источники; периодические издания; чудотворные иконы; крестики, образки, ладанки; просфоры и красное вино; религиозные облачения и предметы ведения богослужения (свечи, кадила и др.).

Таким образом, к началу Первой Мировой войны в русской армии и на флоте была создана стройная система религиозного воспитания военнослужащих, показавшая, при всех имеющихся недостатках, свою эффективность в военное время. «В предшествовавшие войны, - писал Г.И. Шавельский, - русское военное духовенство работало без плана и системы (курсив наш) и даже без нужного контроля» [1.С.91]. Создание эффективной системы воспитания военнослужащих стало возможным благодаря накопленному за предыдущие годы опыту и руководству этим важным участком со стороны опытных, прошедших все ступени служебной лестницы, просвещенных военных священников.

Мерилом эффективности педагогической деятельности военного и морского духовенства являются победы русского оружия. В XVIII веке войн и походов было 19, они продолжались 61 год, в том числе 7 лет с двумя противниками одновременно. В XIX веке войн насчитывается 18, которые потребовали 67 лет непрерывных усилий. И более 80 процентов всех военных акций проведено в это время успешно [13].

Литература

1. Шавельский Г.И. Служение священника на войне // Военный сборник. 1912, №11 и 12.

2. Шавельский Г.И. Памятка духовенству армии и флота. Пг., 1917.

3. Кандидов Б. Церковный фронт в годы Первой Мировой войны. М., «Атеист», 1929.

4. Василенко В.О. Офицеры в рясах. М.,1933.

5. Суглобов Г. А. Союз креста и меча. М., 1969.

6. Сенин А.С. Армейское духовенство России в первую мировую войну // Вопросы истории. М., 1990, №10.

7. Фирсов С.Л. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны // Новый часовой. Русский военно-исторический журнал, СПб., 1995., №3.

8. Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России 1800 -1917 гг. СПб.: «Нестор», 1999.

9. Котков В.М. Военное духовенство России. Страницы истории. В 2-х томах. СПб., «Нестор», 2004.

10. Золотарев О.В. Стратегия духа: Армия и Церковь в русской истории 988 - 2005 гг. Антология в 2-х книгах, 2006.

11. Капков К.Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII - начала XX веков. М.: «Летопись», 2009.

12. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2-х томах, Нью-Йорк, 1954. Т.2.

13. Отечественная церковь и война. СПб., 1915.

14. Руководственные указания духовенству действующей армии. Изд. 3-е. Пг., 1917.

15. Морской А. Военная мощь России. Пг., 1915.

Е.В. Коновалова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Ключевые слова: синтаксический строй речи, диагностические задания, предложение, словосочетание, синтаксические конструкции, рефлексивные умения.

Одним из важных направлений речевого развития младших школьников является развитие синтаксического строя речи, в котором, по мнению ученых, проявляется уровень общей образованности и культуры личности, ее своеобразие и способность воплощать полученные синтаксические знания в речевой деятельности [1, с.14]. Для того чтобы выявить особенности развития синтаксического строя речи первоклассников было проведено исследование на базе первых классов школ города Москвы, в котором приняли участие 50 учащихся. Для проведения исследования были разработаны следующие диагностирующие задания.

Задание № 1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Назовите слово, которое соответствует содержанию этой иллюстрации. Составьте предложение по этой иллюстрации. Сравните слово и предложение. Чем предложение отличается от слова?

Цель: выявить степень сформированности умения составлять предложение, различать предложение и слово.

Результаты выполнения задания представлены в таблице 1.

© Коновалова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.