Научная статья на тему 'Участие представителей Воронежского православного духовенства в русско-японской войне (1904 - 1905 гг. )'

Участие представителей Воронежского православного духовенства в русско-японской войне (1904 - 1905 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / MILITARY / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ / DIOCESE OF VORONEZH / ПОЖЕРТВОВАНИЕ / DONATION / ГОСПИТАЛЬ / HOSPITAL / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / RUSSO-JAPANESE WAR / CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурсов Владимир Николаевич, Ледовских Елена Александровна

В статье рассмотрены основные направления общественно-патриотической деятельности православного духовенства Воронежской губернии в период русско-японской войны. Показан достойный вклад военных священников, выпускников Воронежской духовной семинарии, в дело помощи фронту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фурсов Владимир Николаевич, Ледовских Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF REPRESENTATIVES OF THE VORONEZH ORTHODOX CLERGY IN THE RUSSIAN-JAPANESE WAR (1904 - 1905)

The article considers the main directions of social and Patriotic activities of the Orthodox clergy of the Voronezh province in the period of the russo-japanese war. Shown worthy contribution chaplains, graduates of the Voronezh theological Seminary, to help the front.

Текст научной работы на тему «Участие представителей Воронежского православного духовенства в русско-японской войне (1904 - 1905 гг. )»

УДК 271/2(470/324)''1904/1905" ББК 86.372:63.3(235.45)521

УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОРОНЕЖСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ (1904 - 1905 гг.)

^^ %

t3!C%" Ьл=ДИМИ! mик%л=е"ич,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Воронежский государственный педагогический университет Лед%"ск,х Елен= Алекс=нд!%"н=, научный сотрудник ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж)

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления общественно-патриотической деятельности православного духовенства Воронежской губернии в период русско-японской войны. Показан достойный вклад военных священников, выпускников Воронежской духовной семинарии, в дело помощи фронту.

Ключевые слова: военное духовенство, Русская православная церковь, Воронежская епархия, пожертвование, госпиталь, патриотизм, русско-японская война.

THE PARTICIPATION OF REPRESENTATIVES OF THE VORONEZH ORTHODOX CLERGY IN THE RUSSIAN-JAPANESE WAR (1904 - 1905)

Fursov V.N., Doctor of historical Sciences, professor (Voronezh)

Ledovskikh V.A., Researcher VUNTS VVS «VVA», (Voronezh)

Abstract. The article considers the main directions of social and Patriotic activities of the Orthodox clergy of the Voronezh province in the period of the russo-japanese war. Shown worthy contribution chaplains, graduates of the Voronezh theological Seminary, to help the front.

Key words: the military, the clergy, the Russian Orthodox Church, diocese of Voronezh, donation, hospital, patriotism, russo-japanese war.

Русско-японская война (1904-1905 гг.) послужила катализатором первого революционного потрясения и стала, по мнению большинства исследователей, началом трагического конца Российской империи. Однако героизм и подвиги участников войны, среди которых было немало священнослужителей, нельзя недооценивать.

Деятельность Русской православной церкви в период войны с Японией недостаточно освящена в отечественной историографии, хотя в последние годы наблюдается повышенный интерес к данной проблеме.

В настоящей статье на примере Воронежской епархии предпринята попытка анализа масштабов помощи духовенства действующей армии в период Дальневосточной кампании (1904-1905 гг.).

С началом войны во многих городах России прошли патриотические манифестации, которые сопровождались молебнами, пением гимна и возгласами: «Да здравствует русская армия и флот!» [1; с. 18].

Императором Николаем II (1894-1917 гг.) был издан «Высочайший Манифест о войне России с Японией», в котором он объявлял о начале военных действий и призывал всех верных подданных встать на защиту Родины: «Мы с непоколебимой верой в помощь Всевышнего и в твердом уповании на единодушную готовность всех верных наших подданных встать вместе с нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные наши войска армии и флота» [2; с. 140-141]. Согласно определению Святейшего Синода Русской православной церкви от 28 января 1904 г. за № 409 Манифест был обнародован «прочтением после божественной литургии» в городских и сельских церквях и сопровождался многочисленными молитвенными песнопениями [3; с. 141].

Поддержка патриотического духа населения была возложена государством, в первую очередь, на церковь. Во всех храмах империи с амвонов звучали призывы к еще большей кон -солидации нации с целью победоносного завершения войны. «Дело Царево - общее наше дело. Честь и достоинство России - общая наша честь и общее наше достоинство. И если будет общая, дружная, щедрая и неослабевающая помощь этому делу всего народа русского,

то мы верим и надеемся, что мы при помощи Божьей победим и сокрушим врага», - говорилось в проповеди [4; с. 181].

Воронежская епархия встретила начало войны, как и вся Российская империя, молебнами о здравии Государя Императора и даровании русскому воинству скорейших побед над противником. Общественно-патриотическая деятельность воронежского духовенства проявлялась в оказании большой материальной, моральной и физической помощи фронту.

Священнослужители информировали население о состоянии дел на театре военных действий, призывали сплотиться и оказать посильную помощь фронту: «...для того, чтобы победить, необходимо нам дружно встать против грозящей беды и не жалеть ни силы, ни средств, для борьбы с нею» [5; с. 154].

В определении Святейшего Синода от 28 января 1904 г. за № 398 предписывалось «препроводить в распоряжение Главного Управления Российского общества Красного Креста на санитарные нужды действующей на Дальнем Востоке армии сто тысяч рублей из имеющихся в распоряжении Святейшего Синода сумм, и пригласить к пожертвованиям на санитарные нужды действующей армии как церкви и приходское духовенство, так, в особенности, лавры, и прочие монастыри» [6; с. 144].

Примером для своей паствы выступил в апреле 1904 г. архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин) (18901913 гг.), который пожертвовал 1500 рублей на санитарные нужды армии [7; с. 141]. При этом не только представители третьей и второй степени христианской церковной иерархии жертвовали крупные денежные средства на военные нужды, но и лица первой (низшей) степени отдавали свои скудные, для некоторых последние сбережения.

Священнослужители призывали население не стесняться размеров своих приношений, так как в данном деле даже и малое пожертвование имело великое значение [8; с. 487]. При этом милостыня принималась в различных формах: рожью, холстом, вещами. Принято было отправлять воинам подарки в виде чая, сахара, иногда прикладывались письма от родных.

Большую помощь оказывали монахи, которые отдавали деньги, теплую одежду, продукты питания, иконы, необходимые для со-

вершения богослужений, а также принимали в стенах монастырей раненых воинов. Суммарные приношения из личных и монастырских средств были весьма крупными, они могли достигать до нескольких тысяч, в зависимости от состоятельности монастыря. Так, правление Митрофанова монастыря Воронежской губернии пожертвовало из казны в апреле 1904 г. 5000 руб. [9; с. 141].

На нужды действующей на Дальнем Востоке армии жертвовали всем церковным причтом. Суммы таких единовременных взносов причтом и старостами городских церквей достигали до нескольких сотен рублей. К примеру, в апреле 1904 г. от Троицкого собора города Богучара Воронежской епархии отчисления на санитарные нужды армии составили 400 р. [10; с. 140].

Согласно статистическим данным денежная помощь на санитарные нужды армии со стороны духовенства Воронежской епархии к концу войны насчитывала 42718 р. 27 к., на усиление флота - 10461 р. 98 к., на больных и раненых воинов - 32599 р. 65 к. [11; с. 525].

При этом в целом по Российской империи в соответствии с доставленными в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде сведениями к 1 января 1906 г. поступило по духовному ведомству 2532785 р. 84 к. пожертвований. Кроме того, через Хозяйственное управление при Святейшем Синоде доставлено было к означенному сроку 1336934 р. 30 к., что с предыдущей цифрой составляло 3869720 р. 14 к. [12; с. 2].

Одной из форм благотворительной работы было снабжение книгами воинских чинов во время войны. Для этих целей согласно постановлению общего собрания Санкт-Петербургского общества грамотности было создано специальное бюро, которое обеспечивало доставку книг, журналов, газет в госпитали и различные штабы действующей армии. Книги упаковывались в особые пакеты-бандероли, по 9-10 книг в каждом, и предназначались по одному пакету в вагон. Раздача их производилась через представителей общества грамотности.

Для отправки раненых с Дальнего Востока организовывались специально экипированные санитарные поезда, достаточно хорошо устроенные, чтобы раненые ни в чем не нуждались. Из материалов Российского государственного

архива известно, что из города Воронежа было отправлено 3 санитарных поезда [13].

Церковь предоставила серьезные ресурсы для лечения больных и раненых воинов, возвращавшихся в Россию с театра военных действий. Были отведены помещения при монастырях, духовных учебных заведениях, богадельнях, причем, содержание и лечение производились чаще всего на средства духовного ведомства.

Воронежское духовенство проделало очень большую работу в области социального призрения, несмотря на то, что мероприятия по оказанию помощи инвалидам, вдовам и сиротам возлагались государством главным образом на местное губернское начальство. Монастыри принимали на воспитание сирот, совершали денежные взносы на их обучение, обеспечивали им возможность получения среднего образования в духовных семинариях.

В тылу в период мобилизации священнослужители проявляли особую настойчивость в вопросах проведения всех необходимых церковных обрядов при отправлении нижних чинов на фронт. Интересный факт зафиксирован в Нижнедевицком уезде Воронежской епархии, когда во время частной мобилизации воинский начальник отказал городскому старосте отслужить молебен уходящим на фронт запасным. Местный священник все равно начал служить, не спрашивая разрешения, тогда воинский начальник отдал приказ запасным повернуться спиной к иконам. Но батюшка и после этого продолжал служить, тогда командир велел взять стол с образами и унести на другую сторону, чем вынудил и священника перейти туда для того, чтобы закончить молебен [14]. Это событие в очередной раз доказывает, насколько духовенство было предано своему убеждению, Отечеству и православному народу, несмотря на то, что в обществе в геометрической прогрессии распространялось совершенно иное мнение.

Многие священники, наши земляки, были отправлены на фронт и стали непосредственными участниками военных событий, самоотверженно выполняя свой долг перед Родиной. В обязанности военных пастырей входило совершение таинств и церковных обрядов для военнослужащих. Невзирая на опасность и сложнейшие бытовые условия, священники

ежедневно отправляли богослужения и молебны, исповедовали, причащали, отпевали погибших.

С началом военной кампании на Дальнем Востоке в стране развернулась большая мобилизационная работа. С 1 января 1903 г. в действие вступило новое мобилизационное расписание № 18, согласно которому в формируемые в военное время из соответствующих мирных кадров войсковые части на открывающиеся в них должности назначались священнослужители. Причем для своевременного прибытия к местам дислокации духовенство назначалось, по возможности, из районов тех епархий, в ко -торых располагались войсковые части [15].

В соответствии с этим на территории Воронежской губернии были сформированы два запасных пехотных полка: 291-й Бобровский и 292-й Пронский. Четыре полевых подвижных госпиталя: № 244 и № 243 56 пехотной дивизии, № 287 и № 288 73 пехотной дивизии. И восемь полевых подвижных госпиталей, не придаваемых дивизиям: №331, №332, №333, №334, №335, №336, №337, №338 [16]. В каждый из этих полков и госпиталей согласно новому мобилизационному расписанию назначался священник.

К сожалению, личности священнослужителей в процессе исследования установить не удалось. Однако в архивах содержится достаточно информации о выпускниках Воронежской духовной семинарии, которые впоследствии посвятили свою жизнь служению Богу и Родине. Так, священник 30-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Петр Введенский, выпускник Воронежской духовной семинарии. Отец Иоанн Проскуряков с ноября 1904 г. служил в 161-ом пехотном Александровском полку на Дальнем Востоке [17].

Некоторые выпускники Воронежской духовной семинарии были награждены за проявленный героизм и «отличие в делах против японцев». Священник Поваринский, благочинный 2-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии и полковой священник 8-го Восточно-Сибирского стрелкового полка награжден наперсным крестом [18]. Отец Иоанн Покровский удостоен ордена Св. Анны 3-й степени с мечами [19].

Пребывание на театре военных действий русско-японской войны становится частью

биографии для некоторых православных подвижников ХХ века, среди которых и наш земляк, преподобноисповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Серебрянский). Отец Митрофан закончил Воронежскую духовную семинарию. Служил полковым священником в городе Орле, откуда и был отправлен на фронт в составе 51-го Драгунского Черниговского полка. После окончания войны за выдающиеся пастырские заслуги он был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте [20; с. 59].

Во время войны отец Митрофан вел дневник, в котором подробно описал свою жизнь на фронте и возложенные на него обязанности. «Приходилось отпевать офицеров и нижних чинов - «неизвестных героев», уже похороненных, - вспоминал священник, - тело покойного офицера завернуто в циновку и так закопано; гробов здесь негде взять. Я покрыл могилу ковровым платком, поставил на нее Евангелие, положил крест и вставил свечу. Окружили эскадроны могилу; я облачился . началось богослужение. Многие офицеры все время стояли на коленях, некоторые плакали.» [21; с. 78].

На войне при непрекращающейся опасности и близости смерти эмоционально-психологическая поддержка имела огромную значимость, в связи с чем главным долгом военных пастырей было укрепление мужества и патриотизма идущих на смерть солдат. «27 августа - день для меня счастливый, - писал в своем дневнике о. Митрофан (Серебрянский), - я ездил в 5-й и 6-й эскадроны, также посетил 1-й и 2-й эскадроны. Везде подолгу беседовал с солдатами: просил их быть мужественными, терпеливыми, поддерживать друг друга и утешать себя тем, что удостоились защищать Отечество» [22; с. 118].

По словам отца Георгия (Шавельского), полкового священника 33 Восточно-Сибирского стрелкового полка и будущего протопресвитера армии и флота, чрезвычайно важно и ценно влияние священника на полк, даже его пребывание там, особенно в минуты опасности [23; с. 2068].

Духовенству приходилось помогать медицинскому персоналу в лазаретах, на перевязочных пунктах, опознавать и погребать усопших, сообщать родным и близким о погибших. Генерал В. А. Романов в беседе с сотрудником

газеты «Московские Ведомости» отмечал: «Кроме врачей, санитаров и сестер милосердия, есть еще и другие лица, которые не щадят своей жизни. Это - священники. С крестом они храбро идут впереди полка во время битвы, по окончании помогают перевязывать раненых и вообще не пренебрегают никакой работой» [24; с. 2065].

Таким образом, Воронежская епархия оказала значительную помощь действующей на Дальнем Востоке армии как в тылу, так и на фронте. В храмах не прекращались молебны о победе и призывы к деятельной помощи фронту. Представителями духовного сословия была проделана большая работа в области социального призрения. Священство, приходы, монастыри щедро жертвовали на нужды армии и флота, участвовали в организации госпиталей, а также старались всячески помочь семьям раненых и погибших. Эти примеры не только оправдывают консервативную позицию церкви в вопросах поддержки государственной власти, но и характеризуют высокую степень патриотизма и веры в победу в среде духовного сословия.

Литература:

1. Русско-японская война и наши герои. - М., 1904. -С. 112.

2. Высочайший Манифест // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 8. - С. 140-141.

3. Определение Святейшего Синода Русской Православной Церкви по Высочайшему манифесту о войне с Японией // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 8. - С. 141-144.

4. Речь перед открытием кружечного сбора пожертвований на потребности войны с Японией // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 8. -С. 179-185.

5. Грозящая нам «желтая опасность» // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 49. - С. 15431547.

6. Определение Святейшего Синода от 28 января 1904 года за № 398 // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 8. - С. 142-147.

7. Воронежские епархиальные ведомости. - 1904. -№ 8. - С. 138-141.

8. Поучение второе // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 19. - С. 483-489.

9. Воронежские епархиальные ведомости. - 1904. -№ 8. - С. 138-141.

10. Там же.

11. Пожертвования на санитарные нужды армии, действующей на Дальнем Востоке // Воронежские епархиальные ведомости. - 1905. - № 22. - С. 523527.

12. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905 - 1907 годы. СПб.: Синодальная типография, 1910. - 268 с.

13. Российский государственный исторический архив. Ф. 806. Оп. 4. Д. 3755. Л. 196.

14. Государственный архив Воронежской области. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 641. Л. 1-2.

15. Ледовских, Е.А. Православное духовенство центрально-черноземных губерний на фронтах русско-японской войны. // Известия ВГПУ - 2016. -№ 1. - С. 104-108.

16. Там же.

17. Там же.

18. Там же.

19. Там же.

20. Дамаскин Орловский. Житие архимандрита Сергия (Серебрянского) // Журнал Московской Патриархии. - 1999. - №3. - С. 56-60.

21. Митрофан (Серебрянский) Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. -М., 1996. - 352 с.

22. Там же.

23. Наши пастыри на войне // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1904. - № 42. - С. 2061-2073.

24. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.