Научная статья на тему 'Материалы РГИА (Санкт-Петербург) об участии военного духовенства российской империи в Первой мировой войне'

Материалы РГИА (Санкт-Петербург) об участии военного духовенства российской империи в Первой мировой войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ВОЕННО-ВРЕМЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ / ВОЙНА / ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ СВЯЩЕННИКИ / ИЕРОМОНАХИ / МЕДАЛИ / ПОЛЕВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котков Вячеслав Михайлович

Представлены материалы из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), раскрывающие фактическое участие военного духовенства Русской Императорской армии в составе действующей армии, в медицинских учреждениях в период Первой мировой войны количество участников, число награжденных. Показаны некоторые стороны деятельности военного духовенства, их быт, пастырская деятельность, а также характеристики, данные им их прямым военным начальством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы РГИА (Санкт-Петербург) об участии военного духовенства российской империи в Первой мировой войне»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 94(47).08 + 726.6 ББК 85.113(2)1 + 86.372

В.М. Котков

материалы ргиа (санкт-петербург) об участии военного духовенства российской империи в первой мировой войне

Представлены материалы из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), раскрывающие фактическое участие военного духовенства Русской Императорской армии в составе действующей армии, в медицинских учреждениях в период Первой мировой войны - количество участников, число награжденных. Показаны некоторые стороны деятельности военного духовенства, их быт, пастырская деятельность, а также характеристики, данные им их прямым военным начальством.

Ключевые слова:

военное духовенство, военно-временный госпиталь, война, действительная служба, епархиальные священники, иеромонахи, медали, Полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства.

Котков В.М. Материалы РГИА (Санкт-Петербург) об участии военного духовенства Российской империи в Первой мировой войне // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 4. - С. 88-98.

© Котков Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; email: k.julia@mail.ru

О

Военное и морское духовенство Российской Империи перед началом Первой мировой войны представляло собой особую группу священно- и церковнослужителей с собственным управлением и подчиненностью Военному и Морскому ведомствам, определявшим штаты, жалование духовенству, а также являвшимися главными ктиторами церквей.

Необходимо отметить, что несмотря на частые переезды с места на место, разлуки с семьями, перемены климата, все тяготы и опасности военной жизни, ведомство протопресвитера никогда не испытывало дефицита в священнослужителях, желавших поступить на службу. Материалы Российского Государственного Исторического Архива (РГИА, Санкт-Петербург) свидетельствуют, что духовенство армии и флота принимало активное участие в Первой мировой войне, честно выполнило свой служебный и гражданский долг перед Родиной, совершив немалое количество ярких подвигов. В Первую мировую войну до марта 1917 г. за отличия было награждено

большое количество военных священников: орденами Св. Анны III степени с мечами - более 300 человек, без мечей - около 500, орденами Св. Анны II степени с мечами - более 300, без мечей - более 200, орденами Св. Анны I степени с мечами и без мечей - около 10, орденами Св. Владимира III степени с мечами - более 20, без мечей - около 20, Св. Владимира IV степени с мечами - более 150, без мечей - около 100 священнослужителей.

В Первую мировую войну армия испытывала недостаток в священниках только из-за отсутствия штатных мест и дефицита бюджета, о чем, в частности, свидетельствуют Журнал входящих бумаг Полевой канцелярии протопресвитера военного и морского духовенства 1916, 1917 гг. [4], Реестр бумагам 1-го стола, отправленным в Полевую канцелярию протопресвитера военного и морского духовенства при штабе Верховного Главнокомандующего [3], воспоминания Протопресвитера армии и флота Г.Шавельского, Главных священников фронтов.

Военных священников, принимавших участие на фронтах в действующей армии, в медицинских учреждениях всех уровней в Первой мировой войне насчитывалось до 5000 человек [5, с. 93].

Значительное число священнослужителей военного и морского ведомств пострадало в Первую мировую войну в связи с невиданным ранее масштабом боевых действий и развитием военной техники. В письме от 29 января 1918 г. в Народный Комиссариат с просьбой временно сохранить жалование военному духовенству Г.И. Шавельский писал, что «...свыше 40 священников убиты или умерли от ран на поле брани наравне с рядовыми защитниками Отечества, больше 200 лиц получили раны и контузии... множество священников, проведших всю войну на позициях с боевыми частями превратились в инвалидов, малоспособных к труду» [2]. В плену перебывало более 100 православных священно- и церковнослужителей.

В статье на примере четырех архивных материалов нам хотелось показать лишь некоторые стороны деятельности военного духовенства действующей армии: их быт, пастырскую деятельность и характеристики, которые давало им прямое военное начальство и др.

Документ № 1

«ПРИКАЗ

78-й бригаде Государственного ополчения

№ 195.

14 декабря 1915 года м. Фастов Киевской губ.

По строевой части.

I

Бригадный священник вверенной мне бригады протоиерей о. Иоанн Слюнин Главным священником армий Юго-Западного фронта 13 декабря сего года перемещен для пользы службы в 49 пехотный запасный батальон.

Предписываю исключить о. Иоанна Слюнина из списков Управления бригады.

Справка: сношение Главного священника армий Юго-Западного фронта от 13 декабря с.г. № 4780.

II

Священник вверенной мне бригады протоиерей отец Иоанн Слюнин прослужил в бригаде около года, неся безропот-

но все невзгоды службы, связанные с обстоятельствами военного времени. Своей энергией и усердием устроил походную бригадную церковь, постоянно, не смотря на 1000 верстную разбросанность бригады, посещал все дружины и своей прекрасной - благолепной службой, проповедями и собеседованиями с нижними чинами, поддерживал в них воинский дух и укреплял в святом долге быть верными слугами Царя и родины, разъясняя при этом значение присяги и порицая тех, кто не исполняет ее.

Кроме того, отец Иоанн, с такой же любовью и полным усердием находил время обслуживать в городе Львове: вокзал, суд, госпиталь Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодо-ровны, военное кладбище и другие учреждения, не отказывая в то же время частным лицам, обращающимся к нему как к отзывчивому и любвеобильному духовному отцу.

Результаты трудов отца Иоанна Слю-нина не пропали даром, в бригаде все, по мере сил и возможности, несут службу с полным усердием и почти не было случаев отлучавшихся от своих частей нижних чинов.

С грустью расставаясь, с уважаемым и любимым всей бригадой, протоиереем Иоанном Слюниным, приношу ему, от лица службы и всей бригады, сердечную благодарность как духовному пастырю и человеку; желаю и на новом месте служения, заслужить ту же любовь и уважение новой войсковой части и так же трудиться не покладая рук, укрепляя всех чинов в неограниченной любви к Царю и Родине.

Подлинный подписал: генерал-майор Кричинский.

РАСПИСАНИЕ

Времени богослужений и собеседований в церкви 49-го запасного батальона, общего пения на богослужениях, бесед по ротам, звона и хождения со сбором во время богослужений.

Накануне воскресных, праздничных и табельных дней совершаются всенощные бдения от 5-7 ч. вечера.

В воскресные, праздничные и табельные дни - литургии 8-10 ч. утра.

Всегда, по окончании всенощной, совершается великая панихида по воинам и всем живот свой за Веру, Царя и Отечество на поле брани положившим.

о

Всегда, по окончании литургии, совершается молебное пение о даровании победы.

В воскресные, праздничные и табельные дни совершается чтение акафистов от 5-7 часов вечера.

Собеседования ведутся всегда на всенощной, на кафизме, после первой славы, и на акафистах, по окончании чтения акафиста; в понедельник и четверг от 5-7 ч. вечера. В понедельник и четверг собеседования начинаются, сопровождаются и кончаются общим пением молитв.

Звон производится за 15 мин. до начала всенощной, за полчаса до начала литургии.

Во время всенощной, при пении «Честнейшую», ударяется в колокол 30 раз, во время литургии, при пении «Верую», ударяется в колокол 33 раза.

Во время молебствия, при пении «Многолетий» ударяется в колокол 101 раз.

Во время панихиды, при пении «Вечной памяти» ударяется в колокол 70 раз.

Сбор с очередными кружками и тарелкой производится на всенощных после «Великого славословия» - во время последних ектений и 1-го часа - на литургиях после «Достойно есть», при пении «Отче наш» останавливаться сбором и продолжать таковой по окончании молитвы Господней.

Общее пение совершается молитв на всенощной: «Богородице Дево, радуйся», «Величит душа моя Господа», «Великое славословие» и «Многолетствование».

На 1-м часе все поют «Взбранной Воево-до» и по отпусте, коленопреклоненно «Под Твою милость» и «Спаси, Господи, люди Твоя».

На литургии поют молящиеся: после малого входа «Со святыми упокой», «Достойно есть», «Отче наш», «Многолетство-вание».

На молебствии: «Царю Небесный» и «Многолетия».

На панихиде: «Со святыми упокой» и «Вечная память».

НЕДЕЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ.

Воскресение. 8-10 ч. Литургия, на которой после евангелия произносится поучение на евангельское чтение. 10-11 ч. - молебное пение, перед которым говорится несколько слов о текущих военных событиях. 3-5 ч. дня посещение очередных

рот. 5-7 ч. вечера - чтение акафиста, после какого собеседование.

Понедельник. Занятие в учебной команде. 5-7 ч. вечера - собеседование.

Вторник. Занятие в учебной команде, вечером посещение очередной роты.

Среда. Занятие в учебной команде, посещение Главной гауптвахты.

Четверг. Посещение очередной роты и собеседование.

Пятница. Посещение госпиталя и очередной роты.

Суббота. Занятие в учебной команде и всенощная. Кроме этого в неделю два-три погребения.

Священник 49-го запасного батальона протоиерей Иоанн Слюнин» [1, л. 87-90].

Документ № 2

«Слово

перед молебствием по случаю принятия Его Императорским Величеством Государем Императором Главного Командования всей Армией и Флотом.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Все больше и больше льется русская наша, родная кровь, все громче и громче рыдания русских людей, а вместе с тем все тверже и тверже русское сердце в отстаивании своих русских исконных прав, своей русской правды, в изгнании из родных пределов своих ненавистных врагов.

И одними ударами боли и гнева бьется великое сердце Русского нашего Природного Царя с трепетом русских Ему верных, сыновних сердец. И одни чувства обнимают Царственную Душу Державного Вождя и благородные души русского народа. И все теснее и горячее единение Русского Царя с народом Своим. А кровь все шире и шире льется по русской земле, а враг все глубже и глубже в матушку Русь.

И не выдержало любвеобильное сердце Великого царя Русского, не может Он сдержать Своей Царственной Воли и снова едет наш Император в дорогую Действующую Армию Свою.

И берет Он - наш Царь Государь - в Державные руки Свои доспехи витязя и принимает на Себя великие подвиги Вождя Венценосного, Вождя всей Армии Славной Своей, Своего Славного Флота. И говорит наш Царь Государь Своим воинам непобедимым: вы, Мои славные герои, никогда не знали устали в победах, никогда никакой враг вас не страшил, никогда ни-

какой народ вас не побеждал. Вперед за Мной на дерзкого врага, вперед! Да не будет больше его ни одного на родной земле! Не посрамим земли Русской!

И вы, Мои славные витязи-военачальники, Мои верные соратники, вперед за Мной на победу над врагом! Вперед. С нами Бог!

И ведет Батюшка Царь наш Свое славное войско, и идет за Ним армия за армией, плывет могучий флот. Колышутся победно Знамена России, победно звучит музыка боевая, грохочут пушки великаны, дрожит земля! Колеблется дерзкий враг, колеблется!

А весь русский народ в благоговейном умилении пред Царскою Волею, преклонив колена, молится. Правде Вечной, молится и просит: Боже наш Праведный! Ты видишь правду нашу, хотя знаешь и грехи наши. Мы каемся и в покаянии взываем: все мы отдаем на защиту Святой Веры нашей, Родины нашей, мы готовы умереть за грехи наши! Ты видишь, Всевидящий, - и самое драгоценное наше - Помазанник Твой, Царь Батюшка Наш, стал во главе Тобою любимых воинов наших. О, Всемогущий Господи, спаси Царя Батюшку нашего, укрепи Его, помоги Ему в Его правом ратном деле. Помоги Его славному Воинству, помоги Его Славным Витязям!

Родные наши Витязи - Военачальники, дорогие наши братья - воины! Скорее, скорее вперед на врага! Скорее к победе над ним - каждый самоотверженным делом своим. Вперед, братья - герои! Впереди всех нас наш Царь Государь!

Но прежде всего на молитву, молитву нашу покаянную. Да услышит нас Милосердный Господь, да поможет Он Всемогущий нашему Великому Императору -Полководцу, да укрепит Он Всесильный Небесною Силой Своей воинов наших, да избавит Он Всеблагий от руки вражьей нашу матушку Русь!

На молитву, дорогие братья, на молитву!

Протоиерей Иоанн Слюнин» [1, л. 9193].

Документ № 3

«Его Высокопреподобию протопресвитеру военного и морского духовенства о. Георгию Иоанновичу Шавельскому,

Благочинного 16 пехотной дивизии священника Феодота Галицева

(10 января 1916 года, № 12. Действующая армия - К.В.).

Отчетный рапорт за 1915 год.

Почтеннейше доношу Вашему Высокопреподобию:

I. В благочинии 16 пехотной дивизии семь походных церквей: четыре полковых, одна артиллерийской бригады и две лазаретных. С сентября месяца отчетного года все церкви снабжены в достаточном для походной жизни количестве весьма необходимым для совершения Богослужений и ведения церковной отчетности. Для церкви 62 пехотного Суздальского полка приобретены на полковые средства священнические облачения и другие недостающие предметы из церковной утвари: для обеих лазаретных церквей добыты Св. Антиминсы и приобретены на средства лазаретов церковная утварь и священнические облачения; для церквей 64 пехотного Казанского полка и 16 артиллерийской бригады выписаны из Духовного Правления метрические по мобилизации книги, которых эти церкви дотуда не имели, наконец, всем церквам выданы приходо-расходные тетради. К концу отчетного года все церкви сохранили свое имущество и потому ни в чем не нуждаются и не встречают затруднений для совершения в них торжественного Богослужения вообще и Божественной Литургии в особенности. Определенного места для Богослужения в отчетном году церкви Благочиния не имели, кроме лазаретных и отчасти артиллерийской: в первых Богослужение совершалось в домах, занятых под эти лазареты, а в последней - большею частью в оставленных по случаю военных действий приходских церквах. В полковых церквах Богослужение обыкновенно совершалось при полковых резервах, где, если и имелись оставленные священником приходские церкви, ими пользоваться нельзя было: расположенные на высоких местах, они сильно обстреливались артиллерийским огнем противника. В редких же случаях, когда полк отводился в дивизионный или корпусной резерв, имеющиеся здесь приходские церкви или были не свободны по воскресным и праздничным дням или, если и были свободны, униатские священники, настоятели этих приписных церквей, не давали своего согласия на соверше-

о

ние в них Богослужения Православными священниками.

Поэтому в полковых церквах Богослужение совершалось в частных домах (преимущественно в сельских школах), на дворах, в садах, в лесах и под открытым небом. Несмотря на это, в полковых церквах Богослужение и в особенности Божественная Литургия совершались с особенною торжественностью. Церковный небольшой хор, который организован и поддерживается в каждой церкви, при Богослужении в полковой церкви обильно пополнялся и любителями из числа молящихся, а иногда и вся церковь принимала участие в пении не только общих молитв и песнопений, но и всей церковной службы.

Запасными Св. Дарами снабжены все церкви достаточно. Церковные свечи, на которых всегда был большой спрос, приходилось покупать в отчетном году, помимо военно-свечных складов в епархиальных лавках и даже в частных магазинах (Врублевский в Варшаве), так как в военных складах не только не хватало часто свеч, но иногда нельзя было отыскать и самые эти склады (перед и после оставления нами Варшавы), а между тем потребность в приобретении свеч в это время была особенно велика.

Метрические по мобилизации книги и приходо-расходные тетради ведутся с возможною аккуратностью во всех церквах.

Братские кладбища, когда позволяли обстоятельства, устраивались на видных местах; на могилах ставились кресты с надписями, и, где имелась возможность, кладбища эти огораживались деревянным решетчатым забором или же колючей проволокой.

II. При всех церквах Благочиния имеются свои священники: 61 пехотно -го Владимирского полка - о. Димитрий Костылев, 62 пехотного Суздальского полка - о. Феодот Галицев (с сентября месяца), 63 пехотного Углицкого полка - о. Андрей Смирнов (30 сентября возведен в сан протоиерея), 64 пехотного Казанского полка - о. Олег Адамович, 16 артиллерийской бригады - о. Вячеслав Лебедев, 1-го лазарета - о. Василий Гах и 2-го лазарета - о. Карп Закидаль-ский. Последние два священника занимают эти должности с октября месяца, а раньше здесь были оо. Иеромонахи.

Все священники Благочиния представляют воинский образец добра военного пастыря. Их самоотвержение и неустрашимость выше всякой похвалы: Приходится иногда делать замечания, но не для побуждения к деятельности, а в смысле братского совета не подвергать без особой надобности свою жизнь опасностям в окопах (о. Олег Адашович) им при спасении под огнем неприятеля священных предметов из покинутых приходских церквей (о. Димитрий Костылев). Ни от кого не слышно жалоб не только на постоянную опасность, но и на очевидную усталость (о. Андрей Смирнов). Напротив, приходится утешать лазаретных священников (о. Василий Гах и о. Карп Закидальский), жалующихся на то, что их служба протекает в «тылу» и никто из полковых священников не хочет сменить их, хотя бы на короткое время, и этим дать им возможность побывать на позициях. Таким образом, приходится больше заботиться не о полковых, а о лазаретных священниках. Церковное Богослужение и Божественная Литургия совершается как лазаретными, так и строевыми священниками при всякой возможности.

В некоторые воскресные и праздничные дни один из строевых священников, если оказывался почему-либо свободным, совершал всенощную и Божественную Литургию при штабе дивизии. Начальник дивизии выразил желание, чтобы так было во все праздничные и воскресные дни, но удовлетворить это желание не представлялось возможности: каждый священник прежде всего нужен для своей части.

Для бесед с нижними чинами священники пользовались всяким удобным случаем: нахождение полка или только части его в резерве, раздача наград, молебен, панихида, похороны при наличности товарищей и даже время, назначенное для мытья в бане, - все эти случаи были использованы ими для простых, задушевных бесед на злобу дня.

Особенное внимание пастырей было обращено на беседу с нижними чинами приходящего пополнения и учебных команд, а в лазаретах - с больными.

Дивизионный перевязочный отряд обслуживался мною, а при погребении умерших - о. Вячеславом Лебедевым, как ближе всех живущим и менее других занятым.

Беседы в дивизионной учебной команде и дивизионным пополнением велись мною, а иногда совершались там всенощная и Литургия. Дальность расстояния (иногда 20 верст) не позволяла часто посещать эти два весьма важные учреждения, очередное же посещение их всеми полковыми священниками не могло обещать желанных успехов: одно было бы сказано много раз, другое - ни разу, а давать определенную тему каждому священнику свело бы эти беседы на отбывание очереди. Местом нахождения полковых священников были полковые передовые перевязочные пункты, артиллерийского - управление бригады, а лазаретных - самые эти лазареты; тяжелораненые напутствовались ими, а убитые и умершие от ран торжественно погребались.

Особых подвигов, совершенных кем-нибудь из пастырей благочиния, не было, но вся деятельность их представляет собой один великий подвиг, и полученные ими награды вполне заслужены.

III. Религиозно-нравственное состояние паствы отрадное, воинский дух бодрый. Усердное посещение церковного Богослужения сделалось обыкновенным явлением не только у нижних чинов, но и у гг. офицеров. Причастники бывают почти за каждой Литургией, нередко, когда весь полк находится в резерве, число их достигает 200-400 человек, среди них бывают также и офицеры. Церковные свечи получили на войне особое значение: их ставят те, которые присутствуют за Богослужением, но еще больше те, которые в это время по пути проходят на позиции, и было бы непростительно отказать в свечах этим последним. Поэтому священникам, особенно полковым, приходилось прежде всего заботиться, чтобы в свечах не было недостатка. Нельзя было не заметить, что церковное Богослужение имеет для солдата тесную связь со всей его боевой жизнью: в бою, в атаке бодрость его духа поддерживается той же молитвою. Наблюдения показали, что как нижние чины, так и большинство офицеров смотрят на исполнение своего долга, как на особое священнодействие. Поэтому и отношение пасомых к своим пастырям самое трогательное. Особенно приходилось наблюдать это родственное отношение к пастырю при ночных обходах под большие праздники окопов. Весть о приходе священника с крестом быстро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разносилась по всем окопам и, несмотря на то, что с одного фланга на другой приходилось идти 5-6 часов, все нижние чины со своими ротными командирами обыкновенно ожидали терпеливо этого прихода, не заботясь о потере своего заслуженного отдыха. Совместная жизнь пастыря с пасомыми в отчетном году открыло ему новые черты характера пасомых.

Приходилось выслушивать и жалобы на тяжесть службы и походов, ропот на неравномерное распределение наград. Но это не отрицательная сторона солдата, а только обыкновенная человеческая слабость, от которой ничего не оставалось при первом же бое.

Одно печальное явление огорчало это общее светлое настроение и в конце отчетного года, это - перебежки поляков на сторону неприятеля после занятия ими Галиции. Приезд из штаба Армии католического священника, к которому приходилось обращаться с просьбою, и совершение им Богослужения для чинов-католиков не дали ожидаемых результатов.

В отчетном году Преосвященный Дионисий, Епископ Кременецкий посетил (30 сентября - 6 октября) расположение частей войск Благочиния, был в штабе дивизии и Управлении бригады, в штабе и на перевязочном пункте 62 пехотного Суздальского полка, и на одной из батарей бригады; два раза совершена им в районе Благочиния Литургия в сослужении всех строевых священников Благочиния.

Большая нужда ощущается в брошюрах и листках патриотического содержания. Полковые священники бессильны помочь себе в этой нужде, так как не имеют под рукой каталогов. Те же брошюры и листки (изд. Троице-Сергиевой Лавры), которые иногда присылаются, носят почти исключительно покаянный характер.

Благочинный, священник Феодот Га-лицев.

10 января 1916 года

№ 12

Действующая армия» [1, л. 94-95об.].

Документ № 4

«Его Высокопреподобию протопресвитеру военного и морского духовенства о. Георгию Иоанновичу Шавельскому

Священника 130 полевого запасного госпиталя

Игнатия Макрицкого

о

Рапорт

Считаю своим долгом донести Вашему Высокопреподобию, что было сделано для религиозно-нравственного и просветительного воспитания больных и раненых воинов в 130 полевом запасном госпитале за период моего служебного пребывания в нем по 1 января 1916 года.

Со дня моего прибытия в госпиталь, в августе месяце 1914 года, организованы беседы и чтения. Читаются книги содержания религиозно-нравственного и патриотического, соответствующие событиям, а равно брошюры популярного содержания по сельскому хозяйству и кооперации.

Сообразно с составом больных и раненых чтения и беседы организованы следующим образом. Когда в Галиции, в м. Подволочиске, состав больных и раненых был из инфекционных, то я обходил палаты и раздавал кресты, листки и выдавал книги для чтения из библиотеки госпиталя больным. Организовать общие беседы и чтения в инфекционном госпитале не представлялось возможным, так как госпиталь имел несколько отделений с разными инфекциями, - сыпным тифом, брюшным, рожистым воспалением, и некоторое время были и холерные больные. Кроме этого в моем ведении с ноября месяца 1914 года был еще № 1 Подволочиский сводный госпиталь (239 и 240), где число раненых достигало до 800 человек, - и я едва успевал удовлетворять религиозные нужды раненых и больных. Поэтому я ограничивался частными беседами с больными и ранеными по палатам и баракам на религиозные и патриотические темы.

Должен заметить, что в 130 полевом запасном госпитале назначен главным врачом коллежский советник доктор Кармен, - человек религиозный и сочувствующий религиозно-нравственному и патриотическому просвещению нашего воинства.

Видя, что я едва-едва успеваю удовлетворять религиозные нужды больных в 130 полевом запасном госпитале и раненых № 1 Подволочинском сводном госпитале, в особенности когда число раненых и больных достигало в обеих госпиталях свыше 1200 человек (в период нашего наступления на Карпаты и в периоды отступления нашей армии), доктор Кармен пришел мне на помощь тем, что брал на себя труд читать больным, которые по выздоровлении

могли ходить, собрав их в одно место, где на видном месте висел портрет Государя Императора, телеграммы штаба Верховного Главнокомандующего, выдающиеся эпизоды из боевых событий нашей доблестной армии и интересные рассказы религиозно-нравственного содержания из книг госпитальной библиотеки.

Придавая огромное значение общественной молитве в такое тяжелое время для нашей Родины, я неопустительно совершал в положенные церковью дни церковные службы в одной из палат при госпитале.

Хотя и бесспорно, что церковное богослужение, при какой бы обстановке оно не совершалось: - на дворе, в комнате и т.п., имеет благотворное влияние на молящихся, но еще большее впечатление оно производит при обстановке несколько напоминающей наши православные храмы. Поэтому я задался целью устроить иконостас, а в одной из палат при госпитале устроить домовую церковь. Когда я сообщил главному врачу доктору Кармену свою мысль, то он с удовольствием пошел мне на встречу. И вот, благодаря тому, что доктор Кармен отпустил средства из госпитальных сумм, был устроен складной иконостас и приобретены необходимые вещи для богослужения, как то: подсвечники, лампады, аналой и прочее. 1 октября 1914 года был освящен иконостас в домовой церкви госпиталя.

Домовая церковь 130 полевого запасного госпиталя имела громадное значение для м. Подволочиска. Ведь в Галиции, в м. Подволочиск, не было православного храма, где не только больные и раненые, но и весь гарнизон м. Подволочиска, состоявший из 430 Полтавской пешей дружины, рабочей роты, нескольких этапных рот, а равно проходящие войсковые части и железнодорожные служащие могли найти молитвенное утешение. Чтобы представить себе насколько нужна была церковь галицийском местечке Подволочиске, то достаточно сказать, что весь Великий пост, ежедневно нужно было служить, чтобы удовлетворить желающих исполнить долг христианина говеть.

Доктор же Кармен был настолько любезен, что в главном корпусе, где помещалась церковь госпиталя, размещал только выздоравливающих брюшно-тифозных для того, чтобы богослужение в церкви

могли посещать и посторонние лица без опасения заразиться.

Насколько мне силы позволяли я принял меры к тому, чтобы каждое богослужение совершалось истово и при хорошем пении. Организовал постоянный церковный хор из нижних чинов команды госпиталя, который пел и в настоящее время неопус-тительно поет при каждом богослужении.

Одновременно были приняты меры к тому, чтобы военное кладбище соответствовало по своему наружному виду тем жертвам, какие наши доблестные воины принесли на алтарь Отечества. До первых весенних теплых дней 1915 года шли, так сказать, подготовительные работы по благоустройству кладбища, а именно: кладбище было разбито на участки, отведены участки для погребения умерших каждому госпиталю, который был развернут в м. Подволочиске, а я совместно с зауряд-военным чиновником VI-го головного эвакуационного пункта Козмоком выработали план часовни для военного кладбища, подобраны были из госпитальных команд добровольцы мастера-каменщики, плотники, кровельщики. С первых же теплых дней 1915 года кладбище окопали рвом и огородили проволокой, вокруг кладбище и дорожки были обсажены деревьями, могилы обложены дерном и обсажены цветами. В апреле месяце была совершена закладка часовни, а в мае месяце часовня была освящена. Одновременно с работами по постройке часовни шла и живописная работа. Были приготовлены три иконы, а когда часовня была закончена постройкой, приступили к росписи ее стен живописью.

Благодаря тому, что VI-го головного Подволочиского эвакуационного пункта подполковник Кривоблоцкий принял все зависящие от него меры по благоустройству военного кладбища, дело пошло весьма ускоренным темпом. Ведь часовня была выстроена и освящена за месяц! После постройки часовни на военном кладбище подполковник Кривоблоцкий озаботился выстроить каменную сторожку.

В общем военное кладбище м. Подво-лочиска в Галиции по своему благоустройству вполне соответствует тому, чтобы прах наших героев покоился на нем, как памятник грядущему поколению, что жертвы отцов их современниками, насколько возможно при боевой обстановке, оценены.

Так как молитва вообще имеет громадное воспитательное значение, а для нашего воинства в особенности, ибо только в молитве воин находит душевное спокойствие и бодрость, то в 130 полевом запасном госпитале заведено, как необходимое правило еще со дня основания госпиталя, что бы все больные и раненые, которые могут без посторонней помощи ходить, и команда госпиталя присутствовали в церкви госпиталя на ежедневной вечерней молитве; главный врач, смотритель госпиталя или его помощник всегда бывают на молитве. Порядок молитвы я завел такой: в епитрахили пред царскими вратами говорю возглас "благословен Бог наш...", а всеми присутствующими поется "аминь" и молитва Св. Духу. После этого церковник читает по часослову молитвы на сон грядущий - три тропаря и молитву вечернюю. Затем общим пением поются молитва Господня и молитва за Царя и Отечество, а в заключении народный гимн.

По выступлении госпиталя из Галиции с глубочайшим огорчением мне пришлось расстаться с госпитальною библиотекою, в которой было 230 книг для чтения. Принимая во внимание, что больные в госпитале были все инфекционные, книги библиотеки госпиталя, во избежание распространения заразы, были уничтожены.

С переходом госпиталя в августе месяце 1915 г. в г. Сквиру, пользуясь почти однородным характером больных, из коих большинство раненые, дело чтения организовано несколько иначе, чем в Галиции.

Каждый вечер раненые и команда госпиталя собираются, как и в Галиции, для общей молитвы в церковь (В г. Сквири пользуемся церковью женской гимназии, здание которой госпиталь занимает). После молитвы, пользуясь имеющейся в госпитале большой столовой, где собираются больные и раненые, я читаю. Темы для чтения стараюсь разнообразить. Помимо религиозно-нравственных рассказов читаю популярные издания по сельскому хозяйству, пчеловодству и кооперации.

С первого прибытия раненых в госпиталь, в сентябре месяце, были прочитаны следующие книги: Записки о 2-й Отечественной войне по рассказам современников, о Бельгии, о Сербии, о Суворове - составил Симашкевич; чудеса земли - составил Нечаев; жизнь Наследника Цесаревича Алексея Николаевича; рассказы из вос-

о

кресных листков - приложение к журналу "Вестник военного и морского духовенства", сборник душеполезных листков; рабочая сельскохозяйственная лошадь - составил ветеринарный врач Холевинский; уход за рабочей лошадью - составил врач Постников; свиноводство - составил агроном Бегигиев; кооперативные товарищества в России, какая от них польза и как их устраивать - составил Подольский; основные правила разведения домашних животных - составил А. Свиренко; пчеловодство - составил П. Елагин. Кроме этих книг ежедневно прочитываю из газет телеграммы от штаба Верховного Главнокомандующего и выдающиеся эпизоды из боевой жизни нашей доблестной армии, помещаемые в газетах.

В деле сообщения популярных сведений раненым по сельскому хозяйству и по кооперации пришел мне на помощь чиновник особых поручений V класса при министре земледелия, ученый агроном Павел Николаевич Елагин. Я обратился к господину Елагину с письменной просьбой прислать мне популярные издания, и он прислал мне из канцелярии Организации сельскохозяйственных чтений в войсковых частях, госпиталях, лазаретах и народных домах книги по сельскому хо -зяйству и кооперации бесплатно (Адрес канцелярии - Петроград, Соляной пер., 9). Кроме того, в виду того, что библиотека госпиталя пока еще очень бедна книгами, я пользовался и теперь пользуюсь для выбора книг для чтения из ученической библиотеки Сквирской мужской гимназии.

Помимо ежедневных бесед и чтений три раза в неделю за чтением следует в госпитале музыка. Для этой цели главный врач доктор Кармен из нижних чинов команды госпиталя организовал оркестр из балалаек, гитар и одной гармонии.

Кроме меня, в дни свободные от служебных занятий, приходит в госпиталь и читает директор Сквирской мужской гимназии - статский советник Феодот Никитич Иванов. Для раненых и нижних чинов команд в здании гимназии директор раз в неделю устраивает кинематографические картины. Во время демонстрирования картин ив промежутках между картинами происходит чтение, пение, игра на балалайках; все номера исполняются учащимися.

Должен заметить, что раненые и команда госпиталя очень интересуются чтением, а в особенности чтением по сельскому хозяйству и по кооперации. Больные очень оживляются, вставляют свои замечания, просят разъяснения по непонятному из чтения, а при чтении по сельскому хозяйству возникает оживленный облик лекции.

Каждый раз чтения предваряются или сопровождаются пением всеми присутствующими народного гимна.

Вообще я и весь персонал госпиталя стараемся иметь возможно чаще общение с больными и ранеными. В виду того, что при госпитале имеется большая столовая, где больные и раненые обедают и ужинают вместе, то заведено, как правило, чтобы я, главный врач, дежурный ординатор и сестры милосердия присутствовали во время обеда и ужина. Перед обедом и ужином все больные и раненые поют молитву Господню.

В г. Сквири, как и в Галиции, обращено внимание на военное кладбище. Участок земли отведенный городом под кладбище, окопан рвом, разбит на участки, сделаны дорожки, а при въезде в кладбище установлена вывеска с надписью: "Место вечного упокоения воинов умерших от ран и болезней во 11-ю Отечественную войну. Мир праху вашему, дорогие защитники Родины, положившие живот свой за други своя".

В заключении должен добавить, что легко и охотно работается, когда видишь сочувствие со стороны главного врача доктора Кармена. Не успеешь заикнуться, что вот мол, не мешало бы завести то-то, как доктор Кармен идет на встречу.

Как доказательство того, насколько доктор Кармен сочувствует идее поддержания религиозного духа среди нашего воинства, служит следующее обстоятельство.

Через станцию железной дороги Под-волочиск проходили войсковые части на позиции. Когда наши воины садились в вагоны, тогда большинство из них снимали шапки и набожно осеняли себя крестным знамением, а некоторые, обратившись лицом на восток, молились. Доктор Кармен, бывая иногда по делам службы со мною на вокзале, а иногда без меня, обратил внимание на набожность наших воинов и заметил мне, что хорошо бы было установить на перроне вокзала образ, перед которым

Священники Северного фронта. В центре - протопресвитер военного и морского духовенства Г. Шавельский и главный священник армий Северного фронта С. Голубев. Фото 1916 г.

Полковой священник 39-го Томского пехотного полка

о

войсковые части могли бы возносить свои молитвы к Богу... С того же дня главный врач 130 полевого запасного госпиталя доктор Кармен на свои собственные средства заказал образ святого равноапостольного князя Владимира в стоячем большом киоте. Образ был установлен на перроне станции Подволочиск и освящен в мае месяце 1915 года. Перед образом день и ночь горела лампада. На киоте была сделана надпись: "Дар главного врача 130 полевого запасного госпиталя коллежского советника доктора Николая Павловича Карме-на станции Подволочиск. 1915 год". После освящения киот с образом передан был доктором Карменом в ведение администрации станции Подволочиска.

Кроме того доктор Кармен на все чтения и беседы всегда присутствует сам и еще не было случая, чтобы он пропустил бы хоть одно чтение или беседу. По поводу прочитанного доктор делится своими впечатлениями с больными и, как человек принимающий участие уже в третьей кампании, рассказывает много эпизодов, после чтения, из своей прошлой походной жизни раненым, делая из каждого рассказа нравоучительный вывод.

Вот, Ваше Высокопреподобие, в общих чертах вся картина того, что было сделано в 130 полевом запасном госпитале для больных и раненых воинов в религиозно-нравственном и просветительном отношении. В этом госпитале весь персонал проникся тою мыслью, что больных и раненых не только следует лечить телесно, но и одновременно дать больному и раненому отдохнуть душевно, успокоиться и проникнуться сознанием, что нынешняя война есть не война вызванная капризом кучки людей в России для честолюбивых или материальных целей, а война всего русского народа, и богатого, и бедного, и вельможи, и крестьянина с германскими

список литературы:

вожделениями подчинить и поработить все народности и, если германизм теперь не будет сломлен окончательно, то через несколько лет возникнет новая война еще кровопролитнее нынешней, а потому германцы должны быть, во что бы то ни стало, сломлены.

Вера в Бога, вера в русскую мощь и воодушевление нашей армии - прежде всего! - вот девизы, коим проникнут и руководится 130 полевой запасный госпиталь, когда лечит телесные недуги наших воинов.

Священник Игнатий Макрицкий.

Г. Сквира.

130 полевой запасный госпиталь.

3 февраля 1916 года. № 6» [1, л. 103-106об.].

Завершить статью хочется словами протопресвитера армии и флота о. Г. Ша-вельского: «О деятельности военного духовенства на театре военных действий я имел счастье слышать блестящие отзывы от обоих Верховных главнокомандующих. В конце 1916 года Государь как-то сказал мне:

- "От всех, приезжающих ко мне с фронта, военных начальников я слышу самые лучшие отзывы о работе военных священников в рядах армии".

Еще решительнее, в присутствии чинов своего штаба, отозвался в 1915 году Великий князь Николай Николаевич:

- "Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии".

Я дважды слышал от него эти слова» [5, с. 102].

Сегодня можно по-разному относиться к историческим событиям столетней давности, но в любом случае они заслуживают изучения.

[1] РГИА. - Ф. 806. Оп. 5. Д. 9904.

[2] РГИА. - Ф. 806. Оп. 5. Д. 10256. - Л. 1-2.

[3] РГИА. - Ф. 806. Оп. 20. Д. 249. - Л. 55.

[4] РГИА. - Ф. 806. Оп. 20. Д. 413. - Л. 1-373.

[5] Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота. В 2 т. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. Т. II. - 412 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.