Научная статья на тему 'Военно-спортивные технологии как средство обучения действиям в чрезвычайных ситуациях'

Военно-спортивные технологии как средство обучения действиям в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-спортивные технологии как средство обучения действиям в чрезвычайных ситуациях»

ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

С.С. Некрутов, руководитель, Автономная некоммерческая организация «Военно-спортивная лига ДОСААФ России», г. Москва, Л.Ю. Скрипник, методист-эксперт, к.п.н., ВНИИПО МЧС России, г. Москва

В данной статье рассматривается система использования военно-спортивных технологий в аспекте подготовки населения к чрезвычайным ситуациям социального характера. Актуальность проблемы продиктована все более возрастающими угрозами социальной напряженности затяжного характера, выходящие за рамки присущего мирному населению способа реагирования.

В первую очередь для адекватного ответа внутренним и внешним угрозам, как показывает практика и Великой Отечественной войны, и локальных конфликтов современности, важнейшую роль играет патриотизм населения в сочетании с определенным комплексом компетенций. Вопросы обороноспособности Родины являются не только проблемой Министерства Обороны и других силовых ведомств, но в первую очередь - отечественной педагогики, так как на службу приходит уже сформировавшийся человек с определенными взглядами, убеждениями и ценностями, полученными в образовательных учреждениях России. Логично, что вопросы военно-патриотического воспитания (ВПВ) на современном этапе занимают все более и более доминирующую позицию в обществе.

Система ВПВ в России на данном этапе находится в стадии возрождения после достаточно долговременного периода хаотичного существования. И от того, насколько правильно она будет сформирована с учётом современных реалий, зависит её эффективность. Главная опасность попытки механически возродить стабильно функционировавшую в СССР систему кроется в поверхностном понимании ряда проблемных факторов требующих комплексного решения. Значит, нам необходимо обратиться к инновационным методикам, которые позволят проверенную идею реализовать с учетом развития технологий, наработок отечественного и зарубежного опыта, в том числе в свете ныне текущих локальных конфликтов. Ошибка в выборе стратегии развития на долгие года запустит всю отрасль в неверном направлении, если это не учесть.

К сожалению, из нашего лексикона ушел термин «военно-прикладные виды спорта» и «оборонно-спортивная деятельность». Между тем, соединение спортивной этики, двигательной культуры с навыками, необходимыми в реальной деятельности воина, приносила свои плоды в массовой работе с подрастающим поколением и гражданским населением. Военно-прикладной спорт не является прямой профессиональной подготовкой, в частности, боевая составляющая может быть весьма условна - например, облегченные рукава и спортивная одежда в пожарно-прикладном спорте, особой конструкции винтовки биатлонистов. Но в целом упражнения и их сочетания способствуют развитию качеств и навыков,

необходимых для различных воинских специальностей.

Массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе, сосредоточена не только в руках уполномоченных на то организаций, таких как государственная система образования (массовая внеучебная воспитательная работа образовательных организаций и профильные объединения дополнительного образования) и ДОСААФ России, но и на базе ветеранских организаций, муниципальных учреждений территориальной клубной системы в качестве независимых клубов и секций, что практически выводит данный сектор из-под методического контроля и зачастую сводит работу военно-патриотического клуба не к формированию личности гражданина и патриота, а к удовлетворению запросов практической «около военной деятельности» (пейнтбол, страйкбол, лазертаг) и внешней атрибутики.

Предлагаемое решение - военно-спортивные технологии - это не только единство теории и практики, являющееся классическим дидактическим приемом. Для эффективного решения нам необходимо обратиться к дополнительным пластам знаний, инновационным методикам, педагогическим технологиям, изучить отечественный и зарубежный опыт. Под педагогическими технологиями понимаются устойчивые алгоритмы деятельности, относительно независимые от деятельностной ситуации, что подразумевает использование человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения, полную ясность процесса от целеполагания до желаемого результата, систематические методы планирования, воспроизводимость, тиражируемость, включение диагностических процедур и критериальности результата.

В целом под военно-спортивными технологиями, относящимися к социально-педагогическим (В.С. Торохтий, Л.В. Эюбова) понимаются технологии, включающие полный цикл работы с фокус-группой и предполагающие достижение комплекса целей: развития, воспитания; информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности средствами военно-спортивной и оборонно-массовой работы в практикоориентированных форматах.

Военно-спортивные технологии, реализуемые в течение двух лет Военно-спортивной лигой, базируются на платформе российского военно-патриотического воспитания. Все мероприятия ВСЛ в первую очередь проводятся с целью создания положительного имиджа современных Вооруженных сил РФ, ДОСААФ России, пропаганды военного спорта и здорового образа жизни.

Методики, используемы инструкторами ВСЛ, соответствуют идеям современного обучения - они не дают готовых инструктивных знаний, как учебник и урок, а ставят обучаемых в проблемно-поисковую ситуацию, мотивируя лучше чувствовать свою психофизиологию и адаптировать алгоритм деятельности под свои потребности. С учетом того, что тренинги ВСЛ носят ознакомительный характер, наши инструктора сознательно отошли от методик длительного боевого слаживания. В групповой работе при выполнении упражнений и учебных задач используются отечественные социально-педагогические технологии (Торохтий В.С., Эюбова Л.В.) [1] быстрого

формирования временного коллектива на основе общей мотивации и взаимоуважения. Таким образом, тренинг происходит в тесном взаимодействии обучаемых и инструкторов, что способствует формированию коммуникативных компетенций.

Компетенции военно-прикладного характера формируются на основании концепции оборонной, а не агрессивной деятельности участников. Задействованы ресурсы юриста и медика, проводящие консультации в процессе тренинга. Так, например, ножевой бой является весьма спорным аспектом подготовки, тем более для гражданского населения. Поэтому основной акцент делается не на владении холодным оружием, чему в принципе научиться в совершенстве в режиме тренингов раз в месяц невозможно, а на ответственности и реальных последствиях такого шага.

Следует обратить внимание, что одним из принципов военно-спортивных технологий является формирование основ медицинских знаний в процессе всех тренингов. Это имеет под собой и психологическое обоснование: профилактика синдрома «киборга» у молодежи и подростков, развивающаяся в процессе компьютерных игр, а также преодоление эмоциональной холодности. Психологи по всему миру бьют тревогу: подростки не осознают ни опасности для себя, ни боли, которую они причинят оппоненту.

В отличие от игровых военизированных видов досуга, технологии ВСЛ рассматривают войну не как азартное мероприятие, а как ЧС социального характера. Соответственно, возникают вопросы формирования компетенций автономного выживания в природе и разрушенном населенном пункте, подачи сигналов о помощи и, наоборот, маскировки себя и своих близких.

Следует понимать, что курс Основ безопасности жизнедеятельности, преподаваемый в образовательных учреждениях, в существующем виде является в основном теоретическим, вопросы выживания представлены традиционно: классические приемы определения сторон горизонта по мху на стволах и т.д. в условиях современной эколого-климатической обстановки зачастую не работают. Практических занятий с обучающимися проводится мало, и проблема заключается не в недостатке материально-технической базы. Для обучения выживанию как раз и не надо специального снаряжения, в отличие от спортивного туризма или пожарно-спасательного спорта - выживать, как правило, приходится в том и с тем набором имущества, с которым застала беда. Основной сдерживающий фактор в реализации практикоориентированного обучения по ОБЖ - не всегда оправданная «перестраховка» при выходах на природу и организации активной деятельности.

Четко структурированный авторский комплекс Методов и Средств Противодействия Аварийным Ситуациям (МиСПАС®), предложенный Олегом Гегельским - экспертом по выживанию Военно-спортивной Лиги, предусматривает совокупность простых, естественных и логичных технологий, позволяющих без наличия специальной физической подготовки и без дополнительного снаряжения организовать лежку, развести костер, обеспечить себя питьевой водой, продолжить прямолинейное движение в нужном направлении. Методика основана на знании и учитывании физиологии

человеческого организма, объективных законов физики и химии, математическом расчете целесообразности действий (например, соотнесение затрат калорий на поиск подручной еды и привнесение калорий в организм данной едой). Использование данной методики под силу любому человеку в здравом уме, начиная с младшего подросткового возраста, что дает основания рекомендовать данные занятия как составную часть практического курса ОБЖ по разделу «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования». Рекомендация к использованию методики МиСПАС® в работе с несовершеннолетними продиктована и соображениями неагрессивности методов выживания, в том числе и способов добычи пропитания, предложенных О. Гегельским.

Между тем не следует забывать о таких важных аспектах подготовки к ЧС, как навыки оказания первой помощи, причем не только в парадигме Международного Красного Креста, где подразумевается несчастный случай и прибытие «Скорой помощи» в ближайшие минуты, а представления и об автономной деятельности на протяжении от нескольких часов до нескольких суток.

Технологией ВСЛ является и семейный подход. Говоря о ЧС социального характера, мы должны ориентироваться не на некую группу подготовленных, оснащенных мужчин, а обычную семью с детьми, пожилыми людьми. На тренингах ВСЛ мама может быть активным участником, равным среди равных. Мама служит ребенку своего рода ориентиром: «Даже мама может разводить костер без спичек». Мама-наблюдатель тоже хороша для психологического самоутверждения сына - ему не придется захлебываться эмоциями и искать слова, чтобы рассказать ей: «Мама, ты и представить не можешь, а мы...». Мама будет видеть каждый его успешный шаг, а также сама получит базовые знания для спасения своей семьи. Простой пример. Сломалась машина на проселочной дороге. Вокруг лес. Отошли мама с сыном за земляникой, пока папа возится с мотором. А дальше возможен сериал со спасателями, последовательно отлавливающими в лесу одичавшего папу, отправившегося на поиски остальных. Причем еще и не факт, что в лесу только белочки и Колобок встретятся горе-путешественникам. Вполне можно попасть если не к бабе-яге, то к криминальным элементам.

Таким образом, основными военно-спортивными технологиями, предлагаемыми в рамках патриотического воспитания и подготовки гражданского населения и подрастающего поколения к ЧС социального характера, являются:

- практикоориентированные тренинги с коммуникативными и поисковыми методами получения и усвоения компетенций, использование системно -деятельностного подхода;

- неагрессивные методы выживания, использование подручных материалов и легкоусвояемых приемов;

- формирование адекватного мировосприятия при контакте с оппонентом и природой, осознание юридических последствий каждого шага в различных условиях;

- уникальные методики семейной подготовки к действиям в ЧС социального

характера;

- формирование осознанного отношения к своим психофизиологическим характеристикам, умение использовать и корректировать их сильные и слабые стороны.

При определении эффективности комплексной программы учитываются как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на участников. При этом в работе с контингентом молодежи и подростков, воспитанников кадетских классов, отслеживается собственно конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса подростка в подростковом коллективе; в появлении желания бескорыстно помогать людям и заниматься общественной работой; в повышении интереса к военной службе, общественно-политической обстановке в стране, к предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, к новым знаниям.

Список использованной литературы

1. Торохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования. - С. 20-44.

2. Матер. город. науч.-практ. конф.10 февраля 2006 года, - М., 2006. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.