УДК 159.9.072.533 ББК 88.9
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА КОСТИНА,
начальник кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент, E-mail: [email protected]; ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА СКРИПНИК, методист ГБОУ школы № 2101 «Филевский образовательный центр», эксперт Военно-спортивной лиги ДОСААФ России, кандидат педагогических наук, E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются особенности социально-психологической реабилитации сотрудников спецподразделений, участие которых в выполнении служебно-боевых задач повлияло на их систему ценностей и ориентаций. Результаты психолого-педагогического эксперимента, участие сотрудников в героико-патриотическом воспитании подрастающего поколения и военно-спортивной деятельности показали позитивную динамику, являются востребованными в современном мире с учетом возрастающей социальной напряженности и вооруженных конфликтов.
Ключевые слова: сотрудники спецподразделений, посттравматическое стрессовое расстройство, эмоциональное выгорание, психолого-педагогический эксперимент, реабилитация, героико-патриотическое воспитание, военно-спортивная деятельность.
Annotation. This article considers the specifics of social and psychological rehabilitation of special units officers, whose participance in performing their official duties has influenced their system of values and orientations. The results of the psycho-pedagogical experiment, the participance of the officers in patriotic education of the growing generation and military sport activities have shown a positive dynamics. It's is also in a great demand nowadays due to the increase of the social tension and armed conflicts.
Keywords. special forces employees, post-traumatic stress disorder, emotional burnout, psychological-pedagogical experiment, rehabilitation, heroic-patriotic upbringing, military sports activities.
Во время вооруженных конфликтов и в экстремальных условиях службы у сотрудников спецподразделений возникает посттравматическое стрессовое расстройство [3, с. 77], которое отмечалось у солдат во время первой мировой войны, и было названо Ч. Майерсом «психической травмой, полученной в бою» [5, с. 112]. Посттравматическое стрессовое расстройство оказывает влияние не только на психофизические и личностные свойства, но и охватывает все сферы жизни таких сотрудников — профессиональную деятельность, семью, межличностные отношения [4, с. 25]. Дополнительным фактором, который усугубляет их психическое состояние и социальный статус, слу-
жат условия, в которые они попадают после травмирующей ситуации [1, с. 349]. Сотрудники оказываются в мирной жизни, к которой необходимо адаптироваться, переосмысливать статус «воина-победителя» и изменять его на другие, в т.ч. на положение «посетителя-просителя».
В условиях обострения кризисных ситуаций в современном обществе, актуализируется проблема бережного отношения к сохранности контингента сотрудников спецподразделений, их социально-психологической адаптации к постоянным эмоциональным нагрузкам и последующей реабилитации [2, с. 23]. Значимость проблем определяет необходимость разработ-
ки и применения методик, направленных на коррекцию психического состояния и здоровья сотрудников спецподразделений и их семей [8, с. 36], применение комплекса специальных организационных, психологических и педагогических методов [7, с. 156].
Одним из наиболее эффективных в социальной реабилитации является подход, основанный на включении сотрудников в социально-полезную деятельность, в том числе связанную с героико-патриотическим воспитанием молодежи. Указанный подход был разработан и экспериментально внедрен на базе школы № 2101 «Филевский образовательный центр» в период с мая 2014 г. по декабрь 2016 г. Речь идет о сотрудниках подразделений «Беркут», изъявивших желание жить в Российской Федерации и работать в подразделениях территориальных органов МВД России. Ключевая идея подхода состояла в создании для сотрудников благоприятной обстановки и дружественного отношения, в которых будет признан их профессионализм, а также предотвращены эмоциональное выгорание и потеря социальных ориентиров. Этого можно добиться за счет влияния на смысловую сферу личности сотрудников. Мы солидарны с мнением Б.С. Братуся о том, что осмысление себя происходит не только благодаря внутренним законам движения деятельности, его собственной логики. Смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений, от внешних обстоятельств — событий жизни, друзей, семьи и др. [6, с. 412]. Учитывая это, для сотрудников спецподразделений в новых мирных условиях необходимо создавать «задачу на смысл», которая подготовит ситуацию осмысления себя (образа «Я-нового»), своих действий и места в новой жизни.
Используя в рамках формирующего психолого-педагогического эксперимента разработанный в психологии субъектно-деятельностный подход, сотрудникам было предложено заниматься героико-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Осознание спецназовцами перспективы своего развития жизненного и карьерного сценария в новых условиях, а также формирование позитивного восприятия профессиональной деятельности и боевого опыта выступят своеобразным психологическим ресурсом для осуществления патриотического воспитания молодежи.
Участниками эксперимента стали 10 сотрудников спецподразделения «Беркут»: мужчины в возрасте 23-27 лет с незаконченным или законченным высшим образованием; не страдают хроническими заболеваниями, незначительные травмы полностью излечены; имеют опыт позитивной социализации (воспитание в здоровой семье, занятия спортом и физическим трудом, качественное школьное образование) и существенные спортивные достижения. В процессе исследования было установлено, что сотрудники отличаются: суженностью области познавательной активности (интерес к профессиональной, физической и психологической подготовке эффективного воина); застреванием на пережитом состоянии (частый просмотр интер-
нет-материалов, связанных с событиями, в которых они участвовали; активный поиск себя на кадрах хроники, узнавание своих сослуживцев, в т.ч. погибших; неоднократное обсуждение различных эпизодов и событий); эмоциональным истощением в виде расстройства сна у всей группы; осознанием непризнания заслуг их профессиональной деятельности и др.
В рамках формирующего эксперимента и социально-психологической реабилитации была разработана программа групповой работы с целью формирования навыков саморегуляции. Кроме того, сотрудники были включены в социально-полезную деятельность с использованием военно-спортивных технологий, но за пределами служебных обязанностей и с иным смысловым наполнением.
1. Участие в забегах ГТО «Гонка героев», представляющих собой военно-патриотический праздник, включающий кросс 10 км по пересеченной местности на территории военного полигона. Сотрудники были заведомо сильнее участников соревнований, не тревожились попасть в ситуацию неуспешности с последующими негативными последствиями. Они участвовали в марш-броске вместе с военнослужа-щими-срочниками из Чувашии и гражданским населением, оказывая им физическую и морально-психологическую поддержку для достижения положительного успеха команды. Результаты включенного наблюдения показали, что сотрудники стали интересовать другие темы (из области литературы, искусства, спорта) за счет позитивного характера деятельности, а также расширения круга знакомств, социальных связей, в т.ч. с представителями женского пола.
2. Посещение бассейна фитнес-клуба, включавшее в себя занятия с опытным инструктором по плаванию. Сотрудники имели возможность также привести на тренировки и спортивный отдых своих товарищей из числа тех, с кем завязались контакты в процессе реабилитации. Плавание чередовалось с отдыхом в сауне со специально подобранным режимом чередования тепловых процедур и аромотерапии. Регулярное посещение бассейна и сауны дали ощутимый результат к концу первого месяца: сократились жалобы на трудности засыпания, сократились проявления нейродермита.
3. Проведение занятий в качестве инструкторов по физической подготовке с подростками и студентами в рамках детских патриотических праздников, занятий военно-патриотических клубов и выездного патриотического лагеря.
Таким образом, проведенный психолого-педагогический эксперимент за счет включения сотрудников спецподразделений в социально-значимую деятельность способствовал осмыслению нового «Я-образа» и места в новой жизни, раскрытию психологического потенциала личности. Добровольное участие сотрудников в подобных программах, получение положительных эмоций от героико-патриотического воспитания подростков и молодежи, расширения социальных контактов и занятий спортом, способствовало адап-
тации к новым социальным условиям, адекватной оценке своей роли в социуме, придало уверенность в построении карьерного роста. В настоящее время сотрудники успешно справляются с выполнением оперативно-служебных задач по основному месту службы и в системе военно-патриотической подготовки молодежи, интегрировались в социум, полностью принимают и пропагандируют ценности российского народа, в том числе российского спецназа.
Литература
1. Ганидуллина А.В. Проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России, №4. 2015. С. 348-352.
2. Козлова Е.В. Психологические условия формирования адаптивного копинг-поведения у сотрудников ОБЭП МВД России // Вестник Московского университета МВД России, №2. 2011. С. 22-26.
3. Котенев И.А. Психологические реакции работников милиции в чрезвычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение и психологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. №1(3). С. 76-84.
4. Лебедев И.Б. Психологические основы стрес-спреодолевающего поведения сотрудников ОВД: монография. — М.: Изд-во МосУ МВД России, 2010. — 189 с.
5. Пикрен У. Великая психология. От шаманизма до современной неврологии. 250 основных вех в истории психологии / У Пикрен: пер. с англ. В.Н. Егорова. — М.: Лаборатория знаний, 2016. — 536 с.
6. Психология личности. Т.1. Зарубежная психология / Т.2. Отечественная психология: Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М., 2013. — 544 с.
7. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. В 2 частях. Ч. 2 / Л.Н. Костина. — Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2011. — 181 с.
8. Торохтий В. С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семья-
ми военнослужащих/В. С. Торохтий // Отечественный журнал социальной работы, 2009. т. № 2. С. 32-43.
Reference
1. Ganidullina A.V. Problems of psychological support of the operational-service activity of ATS officers // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, №4. 2015. S. 348-352.
2. Kozlova EV Psychological conditions for the formation of adaptive coping behavior among employees of the Ministry of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, '2. 2011. P. 22-26.
3. Kotenev I.A. Psychological reactions of militia workers in extreme circumstances and poststress conditions: prevention and psychological correction // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 1996. № 1 (3). Pp. 76-84.
4. Lebedev I.B. Psychological basis of stress-relieving behavior of ATS employees: monograph. — Moscow: Izd-vo MosU, Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. — 189 p.
5. Pickren W. Great psychology. From shamanism to modern neurology. 250 milestones in the history of psychology / W. Picren: Per. With English. V.N. Egorova. — Moscow: Laboratory of Knowledge, 2016. — 536 p.
6. Psychology of personality. T.1. Foreign psychology / T.2. Domestic psychology: Anthology. — Samara: Bakhrakh-M., 2013. — 544 p.
7. Psychology in the activity of employees of the internal affairs bodies: a textbook. In 2 parts. Part 2 / L.N. Kostin. — Eagle: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. — 181 p.
8. Torokhtiy VS Psychological and pedagogical support of social work with families of servicemen / V S. Torokhtiy // The National Journal of Social Work, 2009. Vol. 2. 2. 32-43.