УДК 159.9:316.35
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ
ПЕРИОД
Алексей Викторович Бабкин, адъюнкт, майор милиции,
Академия управления МВД России,
Москва
Аннотация
В данной статье дано определение понятия «психологическая реадаптация» сотрудников специальных подразделений ОВД, раскрыта сущность постэкстремальных социальнопсихологических и психолого-педагогических мероприятий. Автор полагает, что для сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел наиболее целесообразно использовать именно психологическую реадаптацию. Для оценки предложенных мероприятий применяется психодиагностический комплекс, включающий в себя тесты для оценки эмоционально-волевых, мотивационно-ценностных особенностей личности, конфликтологической компетенции, креативных качеств, жизненных позиций сотрудников.
Ключевые слова: реабилитация, реадаптация, сотрудник спецподразделений органов внутренних дел, экстремальные условия, постэкстремальный период, психодиагностический комплекс, психокоррекционная работа.
OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL READAPTATION OF EMPLOYEES WORKING FOR THE INTERNAL AFFAIRS SPECIAL DIVISIONS DURING THE POST EXTREME PERIOD
Alexey Viktorovich Babkin, adjunct, major of militia,
Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Moscow
Annotation
In the given article the concept definition «psychological readaptation» of the employees of special divisions of Internal Affairs is proposed, the essence of post extreme socially-psychological and psychology-pedagogical measures has been disclosed. The author believes that for the employees of special divisions of law-enforcement bodies the implementation of psychological readaptation is most expedient. The psycho diagnostic complex including tests for an estimation of emotionally-willed, motivation and valuable features of the person, conflictological competence, creative qualities, employees' attitudes is applied.
Keywords: rehabilitation, readaptation, employee of special divisions of law-enforcement bodies, extreme conditions, post extreme period, psycho diagnostic complex, psycho correctional work.
В структуре служебно-профессиональных задач, которые выполняют различные подразделения МВД РФ, особая роль принадлежит специальным подразделениям -отрядам милиции особого назначения (ОМОН) и отрядам милиции специального назначения (ОМСН). Профессиональная деятельность личного состава этих подразделений характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных психотравмирующих факторов, зачастую протекает в экстремальных условиях. В последние годы спецподразделения МВД РФ постоянно привлекаются к выполнению сложных оперативно-служебных задач антитеррористической операции в Северо-Кавказском регионе и Чеченской республике, обеспечивая поддержание конституционного порядка, пресечение преступных действий бандформирований и организованной преступности. Сотрудники этих подразделений постоянно выполняют служебно-боевые задачи в «горячих точках» в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Особенности профессиональной деятельности специалистов могут быть причиной высокого уровня психосоматической и нервно-психической заболеваемости, актов аутоагрессии, посттравматических стрессовых расстройств, а также профессиональной деформации их личности в виде агрессивности, обеднения эмоциональной сферы,
з
смещение мотивационных и морально-нравственных ценностей. Основная причина происходящего - отсутствие своевременной и достаточной психологической помощи. Далеко не всегда в полной мере проводится необходимая реабилитационная работа и, как результат, увеличивается риск суицида, проблема алкоголизации личного состава, желание прервать дальнейшую службу, конфликты в семье. Однако проводимые в настоящее время в ОВД постэкстремальные мероприятия ориентированы преимущественно на специалистов не экстремального профиля, которые, несомненно, могут нуждаться в реабилитационных мероприятиях, основная цель которых - профилактика ПТСР. Между тем, основные причины психологической травматики и других психических изменений у специалистов экстремального профиля иные. К ним относятся, как правило, недоработки в системе профессионально-психологической подготовки и отсутствие специфических постэкстремальных мероприятий, направленных на борьбу с психологическими трудностями, возникающими у сотрудников ОМОН и ОМСН. Подобные психологические проблемы могут приводить, в свою очередь, к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях, что определяет необходимость и актуальность исследований в этой области.
Весьма важным элементом концепции адаптации личности в постэкстремаль-ных условиях является понятие «реадаптация», понимаемая как восстановление регуляторных психических реакций и психической деятельности, соответствующих требованиям обычных условий жизнедеятельности на основе реструктуризации сформированного под воздействием психогенных факторов неадекватного восприятия экстремальных условий. Психологическая реадаптация понимается рядом ученых как комплекс мероприятий психологического характера, направленный на восстановление регуляторных психических реакций и психической деятельности, соответствующих требованиям обычных условий жизнедеятельности на основе реструктуризации сформированного под воздействием психогенных факторов неадекватного восприятия экстремальных условий. Сущность постэкстремальной работы с сотрудниками специальных подразделений ОВД, не имеющими в массе своей психологических и психических нарушений, совершенно иная и заключается в проведении эффективных мероприятий по интеграции боевого опыта и навыков в «мирную жизнь», приспособлению его под изменившиеся условия реальности, личностному и профессиональному росту, самоактуализации, повышению самооценки. Вместе с тем проявление ПТСР и отсроченных психических нарушений у таких сотрудников может быть связано с отсутствием полноценной психологической реадаптации к условиям «мирной» жизни. Многие из них не могут «найти» себя в обычной жизни и обществе, а общество (семья, друзья) не воспринимает их, как других людей, с изменившимися ценностями и мировоззрением. Именно факторы «мирной» жизни создает для них проблемы и трудности психологического плана, что приводит к развитию отсроченного ПТСР. «Мирная» жизнь для таких сотрудников может способствовать стрессовым расстройствам, а не привычные экстремальные условия очередной служебной командировки. Таким образом, смысл постэкстремальной работы может заключаться не столько в преодолении постстрессо-вых переживаний, а в приспособлении, «притирке» изменившихся внутренне сотрудников к условиям обычной жизни. Основой такой работы является реализация специфической программы психологической реадаптации сотрудников специальных подразделений ОВД в постэкстремальный период, которая позволит существенно решить их психологические проблемы, повысить их самооценку, найти адекватное применение своим навыкам и знаниям в мирной жизни.
Нами было проведено экспериментальное исследование сотрудников ОМОН и ОМСН, вернувшихся из командировки в Северо-Кавказский регион (всего 245 человек, из них 125 - экспериментальная и 120 - контрольная группы). В группы эксперимента были включены сотрудники, недавно вернувшиеся из служебной командировки на Северный Кавказ (с момента возвращения прошло от 7 до 30-ти дней). Для решения
поставленных задач было проведено комплексное обследование, включавшее в себя изучение индивидуально-личностных особенностей сотрудников спецподразделений МВД, выполнявших служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе. Психодиагностический комплекс составили методики по изучению эмоционально-волевых качеств, мотивационно-ценностных особенностей личности, конфликтологической компетенции, креативных качеств, жизненных позиций сотрудников: авторская анкета «Ветеран спецназа», опросник жизненной позиции (ОЖП) методика определения уровня субъективного контроля (УСК), морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ), тест Столина на самоотношение, тест на конфликтность в общении, тест оценки поведения в конфликте (аналог теста Томаса-Килменна), проективный рисунок.
По результатам психодиагностики в экспериментальной группе проводилась психокорекционная работа с использованием предложенной и описанной модификации психокоррекционной методики для работы с группой сотрудников. Оценка её эффективности проводилась путём сравнительного анализа изменения данных психодиагностических тестов до и после коррекции.
Среди сотрудников ОМСН и ОМОН контрольной группы проводились стандартные мероприятия по медико-психологической реабилитации, включающие в себя кратковременный (до 2-3-х суток) отпуск после командировки, пребывание в отделении реабилитации, основной отпуск.
Полученные результаты тестирования отражены в таблицах. Учитывая достаточно большой объем выборки (более 100 чел. по каждой группе, все представленные численные значения статистически достоверны, с уровнем значимости < 0,05).
Опросник жизненной позиции позволяет определить жизненную позицию испытуемых. Оценка происходит по 4-м шкалам, представляющим способы построения отношений с другими людьми (см. таблица 3). Данный опросник наиболее комплексно отражает ядерные (базовые, стержневые) характеристики личности в виде доминирующем типе взаимоотношений (таблица 1).
Таблица 1
Жизненные позиции сотрудников ОМОН и ОМСН до эксперимента
Группы я хороший - ты хороший я хороший - ты плохой я плохой - ты хороший я плохой - ты плохой
Экспериментальная 60% 17% 17% 6%
Контрольная 69% 16% 11% 4%
Как следует из таблицы 1, в постэкстремальный период большинство специалистов (60% в экспериментальной группе и 69% в контрольной) позиционируют взаимоотношения по схеме «я хороший - ты хороший» и строят их исключительно на положительных эмоциях. Такая позиция может подтверждать гипотезу о том, что экстремальные условия служебных командировок могут быть «привычными» для специалистов экстремального профиля и не изменяют кардинально их взаимоотношений с окружающим миром. Между тем, после проведенного эксперимента, мы получили следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2.
Жизненные позиции сотрудников ОМОН и ОМСН после эксперимента
Группы я хороший - ты хороший я хороший - ты плохой я плохой - ты хороший я плохой - ты плохой
Экспериментальная 89% 11% 0% 0%
Контрольная 71% 14% 13% 2%
Из таблицы, что после эксперимента в экспериментальной группе произошло увеличение количества типа (на 29% и составляет 89%). Между тем в контрольной группе показатели в этой категории типов изменились незначительно (на 2% и составляют 71%). Кроме того, в экспериментальной группе после проведенных мероприятий
отсутствует такой негативный тип взаимодействий, как «я плохой - ты плохой».
Поэтому можно предположить о преобладании в экспериментальной группе наиболее оптимальной и успешной в личной и профессиональной деятельности жизненной позиции типа «я хороший - ты хороший», что говорит об эффективности используемых техник и упражнений.
В ходе эксперимента испытуемым в обеих группах предлагался текст опросника Столина, состоящий из 57 вопросов. Оценка самоотношения включает 11 шкал и представляет собой диагностику как положительного самоотношения (самоинтерес, аутосимпатия т.п.), так и аутоагрессии (самообвинение, интегральное чувство «против Я»).
Таблица 3.
Результаты оценки некоторых позиций в тесте Столина до эксперимента (в %)
Экспериментальная Контрольная
Самоуважение. 73 96
Аутосимпатия 71 86
Самоинтерес 49 69
Самоуверенность 89 95
Самопринятие 91 72
Саморуководство 88 83
Самообвинение 16 14
Самопонимание 69 79
Как следует из таблицы 3, у сотрудников обоих подразделений (ОМОН и ОМСН МВД по Удмуртской Республике) весьма высокие показатели самооценки (самоуверенность, саморуководство, самоинтерес, самопонимание). Однако присутствует также самообвинение (более развито среди специалистов ОМСН, вероятно в силу специфики выполняемых задач, во многом отличных от задач ОМОН), весьма значительные показатели «против собственного Я» (более развито среди сотрудников ОМОН).
Таблица 4
Результаты оценки некоторых позиций в тесте Столина после эксперимента
1в_%1
Экспериментальная Контрольная
Самоуважение. 96 71
Аутосимпатия 86 70
Самоинтерес 69 49
Самоуверенность 96 91
Самопринятие 91 72
Саморуководство 90 83
Самообвинение 11 17
Самопонимание 89 79
Таким образом, в результате оценки теста самоотношения Столина до и после эксперимента нами получены следующие показатели. До эксперимента среди сотрудников обеих групп отмечалось достаточно высокие показатели аутоагрессии, невысокий самоинтерес и самопонимание, что свидетельствует о наличии внутриличностного конфликта (чаще у сотрудников ОМОН). После проведенных тренингов и упражнений по предложенной методике психологической реадаптации в экспериментальной группе наблюдалось снижение аутоагрессивных позиций, повышение показателей само-принятия и аутосимпатии против аналогичных позиций в контрольной группе (таблица 4). Таким образом, исходя из статистических данных, можно с уверенностью утверждать о достаточной результативности предложенных методик реадаптации для «здоровых» специалистов ОВД экстремального профиля. Предлагаемые упражнения позволяют повысить самооценку и самопринятие, снизить уровень аутоагрессии и самообвинения.
Для оценки выбора стратегий поведения в конфликтах бытового и профессио-
нального плана нами проведено тестирование обеих групп до и после эксперимента. Испытуемым предлагалось выбрать наиболее часто применяемую ими стратегию решения конфликта (таблица 5).
Таблица 5
Стратегии поведения в конфликтах сотрудников обеих групп до эксперимента
(абсолютные значения)
Экспериментальная Контрольная
Настойчивость 51 45
Уход 29 36
Приспособление 6 6
Компромисс 14 9
Сотрудничество 3 5
Наиболее часто сотрудники ОМОН и ОМСН (соответственно 51% и 45%) предпочитают активность и настойчивость в решении конфликтных ситуаций либо, наоборот, уход от конфликта, избегание его (26% и 40%).
Лишь небольшое количество специалистов предпочитает такие наиболее оптимальные способы решения конфликтов, как сотрудничество и компромисс. Такая ситуация возможно связана со спецификой профессиональной деятельности сотрудников ОВД экстремального профиля. Установка на активное, агрессивное противостояние, силовое подавление сопротивления используется ими также и в быту, в «мирной» жизни. Однако, после проведения предложенных упражнений в экспериментальной группе мы наблюдали изменение показателей в сторону увеличения выбора компромисса и сотрудничества (соответственно на 6% и 20%, таблица 6).
Таблица 6
Стратегии поведения в конфликтах сотрудников обеих групп после эксперимента
(абсолютные значения)
Экспериментальная Контрольная
Настойчивость 36 43
Уход 14 34
Приспособление 20 9
Компромисс 27 11
Сотрудничество 29 7
Таким образом, результаты формирующего эксперимента явно подтвердили результативность предложенных методик по психологической реадаптации и адресное воздействие на сотрудников спецподразделений ОВД в постэкстремальный период. Эти результаты приводят к выводу: специально организованная деятельность по оптимизации личностной и групповой реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД, не имеющих функциональных психологических и психических нарушений выступает отдельным специфическим звеном комплексной медико-социальнопсихологической помощи этим лицам, поскольку обеспечивает их профессиональное самоутверждение, самоидентификацию и самоактуализацию в эмоционально благоприятной для них позиции. Это выражается в изменении (в экспериментальных группах) следующих показателей:
- переосмысление жизненной позиции в сторону оптимальной установки типа «я хороший - ты хороший» (на 29%), исчезновение позиции «я плохой-ты плохой»;
- снижение аутоагрессии и самообвинения, повышение показателей самопри-нятия и аутосимпатии (на 17% и 31% соответственно);
- повышение шкалы интернальности в сфере профессионального и личностного роста (соответственно на 14% и 17%);
- увеличение показателей в сфере профессиональной активности и общественной деятельности;
- выбор оптимальных стратегий поведения в бытовых и служебных конфлик-
тах (сотрудничество и компромисс).
Полученные результаты позволяют предположить об эффективности предложенных упражнений и тренингов, поскольку в процессе их выполнения сотрудники переосмысливают свой жизненный и боевой опыт, изменяют отношение к себе и служебной деятельности, успешно рефлексируют проблемы постэкстремального периода, корректируют собственное поведение. Вследствие этого решаются основные задачи социально-психологической и психолого-педагогической реадаптации сотрудников ОВД экстремального профиля в постэкстремальный период.
Контактная информация: [email protected] УДК 159.922; 159.922.6; 159.923 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор,
Петр Евгеньевич Тищенко, соискатель заместитель председателя Санкт-Петербургского комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями,
Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
В статье рассмотрены психологические особенности подростков, предпочитающих различные формы досуга. Показано, что подростки с направленностью на активные формы досуга имеют более высокий уровень познавательного и эмоционального интеллекта. Определены направления для практической реализации результатов исследования при работе с подростками.
Ключевые слова: досуг, познавательный интеллект, эмоциональный интеллект, мотивация.
PSYCHOLGICAL CHARACTERISTICS OF THE ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEASURE ACTIVITIES PREFERENCES
Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,
Peter Evgenevich Tishchenko, the competitor, vice-president of the St.-Petersburg committee on the youth policy and interaction with public organizations,
Yury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The article describes the psychological characteristics of adolescents who prefer different forms of leisure time. It is shown that adolescents with the focus on the active forms of recreation have a higher level of cognitive and emotional intelligence. It presents the directions for the practical implementation of the research results when working with adolescents.
Keywords: leisure time, cognitive intelligence, emotional intelligence, motivation.
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его интеллектуально-личностное развитие, ибо в условиях свободного времени характерно интенсивное формирование интеллекта и личности, на развитие которых влияют многочисленные внутренние и внешние факторы. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы [1,6].
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегла-ментированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и