УДК 18020 (0.4)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПОСТЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В. Н. Смирнов
В статье рассмотрены понятия «адаптация», «реадаптация», «социально-психологическая реадаптация», выявлены проблемы социально-психологической реадаптации сотрудников специальных подразделений ОВД. Установлены факторы и определены задачи социально-психологической реадаптации сотрудников специальных подразделений ОВД.
Ключевые слова: адаптация, реадаптация, социальнопсихологическая реадаптация, проблемы, факторы, задачи успешности социально-психологической реадаптации, сотрудники специальных подразделений ОВД.
Термин «адаптация» широко применяется в различных областях — социальной, медицинской, биологической, психологической и др. науках. Имеются две трактовки данного понятия. Первая рассматривает адаптацию как следствие одной функции организма (возбуждения, реактивности и др.), а то и отдельного параметра этой функции. При этом иногда связывают адаптацию с понижением, повышением либо с сохранением параметров функции.
Вторая трактовка адаптации более широкая, она рассматривается как результат всех функций организма, и при этом выделяются внутренние функции, внешние и др.
Очевидно, во всех этих случаях речь идет о различных уровнях адаптации организма:
— как общей реакции всего организма на основе ведущего значения какой-либо одной физиологической системы: нервной, эндокринной, половой, генетической;
— как специфической физиологической адаптации, характеризующей изменение чувствительности какого-либо органа;
— социально-психологической адаптации.
Адаптация ассоциируется с понятиями «приспособление», «защита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «компенсация» и т. д. Этимологически термин «адаптация» означает буквально «прилаживание», «приноравлевание», «пригнанность», «вписанность» в систему.
В отличие от животных, люди располагают особой социально-психологической системой адаптации. Но и их биологическая адаптация зависит от условий жизни и профессиональной деятельности, т. е. от социальнопсихологической адаптации. В современных условиях происходит ускорение изменений в жизни, труде, быту людей, ритме жизнедеятельности и миграции населения, в ходе освоения новых технологий. Все это требует новых форм и темпов физиологической и социальнопсихической адаптации, новых средств и способов приспособления к быстро меняющимся условиям, в том числе экстремальным. Этого же требует и социальнопсихологическая реадаптация в постэкстремальный пе-
риод, т. е. повторное приспособление сотрудников к базовым, не экстремальным условиям жизнедеятельности после выполнения ими профессиональных задач в условиях повышенного риска для жизни и здоровья.
Под социально-психологической реадаптацией (от лат. adapto — приспособляю) сотрудников специальных подразделений ОВД к постэкстремальным условиям их профессиональной жизнедеятельности мы будем понимать процесс повторного (вторичного, возвратного) активного приспособления (приноравливания, притирки, подгонки) сотрудников к условиям «базовой» (первоначальной, исходной, родной) социальной среды с помощью мероприятий психологического характера. Эти мероприятия направлены на приспособление регуляторных психических реакций и психической деятельности сотрудников, соответствующих требованиям «обычных», не экстремальных условий жизнедеятельности на основе реструктуризации вновь приобретенного ими опыта.
Социально-психологическая реадаптация сотрудников спецподразделений ОВД к постэкстремальным условиям их профессиональной жизнедеятельности по своей сути является проблемой ресоциализации их личности. При этом в качестве основного результата ресоциализации выделяется формирование таких личностных характеристик сотрудников, которые обеспечивают их нормативное функционирование в заданных социальных условиях.
В научных теориях процесс социально-психологической адаптации представлен по-разному. В частности, в бихевиоризме социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между человеком и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением.
Психоаналитические концепции при анализе адаптации главное внимание уделяют формированию и развитию защитных механизмов личности. При этом сам процесс адаптации рассматривается как многоуровневый, а психологические защитные механизмы играют стабилизирующую или дестабилизирующую (патологические защиты) роль.
При интеракционистском подходе адаптация рассматривается как успешное выполнение личностью нормативного ролевого репертуара и умение разрешать ролевые конфликты. В целом же в настоящее время процесс социально-психологической адаптации продолжает рассматриваться в соответствии с логикой 3. Фрейда как аллопластическая (изменение мира «под себя») либо как аутопластическая (изменение себя «под мир») адаптация. В данной работе мы придерживаемся указанной логики, но не противопоставляем приведенные подходы, а принимаем их как дополняющие друг друга. В постэкстремальный период процесс социально-психологической реадаптации сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел целесообразно рассматривать комплексно, применяя как аутопластический (когда процесс социально-психологической реадаптации осуществляется через достижение сотрудниками соот-
ветствия требованиям социальной среды), так и алло-пластический (когда сотрудники влияют на свое окружение и заставляют окружающих считаться со своими жизненными позициями и убеждениями) подходы.
Социально-психологическую реадаптацию сотрудников спецподразделений ОВД обычно рассматривают как процесс (реакцию), следующий за изменениями социальных условий, ситуаций и направленный на максимальное соответствие социально-психологических характеристик сотрудников этим изменениям. Однако практика показывает, что наиболее высокий уровень успешности социально-психологической реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД зависит в большей степени не от точности их следования за изменившимися социальными условиями, а от предвидения будущих, желаемых изменений социальных условий (активная жизненная позиция) и успешного использования в настоящем востребованных этими изменениями профессионально-личностных характеристик.
Социально-психологическая реадаптация сотрудников спецподразделений ОВД не может ограничиваться только процессом их приспособления к насущным профессиональным и бытовым проблемам, а предполагает деятельность по осмыслению своей жизненной миссии и преобразовательную активность, соответствующую смысловой структуре, актуализации и развитию субъектных качеств сотрудников. Высокого уровня социальнопсихологической реадаптации сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел не удается достичь без полноценного развития рефлексивных возможностей сотрудников.
Успешность социально-психологической реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД невозможна без обращения к духовным ценностям и этическим нормам. Утрата смысла своего существования для них часто увязывается с потерей значимости содержания профессиональной деятельности и, как результат, приводит к утрате воли к жизни и потере высокой жизненной энергетики. Духовные и нравственные ценности являются единственной базой, на которой возможно дальнейшее выстраивание жизни в процессе социально-психологической реадаптации сотрудников. Только на этой основе возможно победить надвигающуюся деструкцию серых будней, отсутствие сверхэкстремаль-ных нагрузок и высокого динамизма жизни в соответствии с принципом: «не благодаря, а вопреки обстоятельствам».
Социально-психологическая реадаптация сотрудников спецподразделений ОВД к представленным социальным условиям всегда рассматривается как конечный, завершенный процесс, имеющий определенный уровень успешности, который зависит от ряда факторов. Эмпирическими исследованиями зарубежных ученых выявлены три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации человека к социальным изменениям:
— способность к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции1;
— умение находить определенный «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной ролью 2;
— ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценно-стей3.
Эти факторы крайне важны для исследования социально-психологической реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД в постэкстремальный период и выстраивания эффективной психологической системы скорейшего приспособления специалистов экстремального профиля к базовым требованиям социальных условий.
В частности, способность к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции в соответствии с изменением внешних условий жизни и профессиональной деятельности обусловливается тремя сопряженными базовыми потребностями:
— потребностью в самоактуализации, что проявляется через овладение сотрудниками внешними пространствами как в экстремальных, так и не экстремальных ситуациях (гетеростатическая модель потребност-ной сферы);
— потребностью во внутренней согласованности и сохранении целостности психики сотрудников (гомеостатическая модель потребностной сферы) в различных условиях их жизнедеятельности;
— потребностью сотрудников объективировать свое субъективно-внутреннее пространство (обретение и поддержание целостности внутреннего и внешнего бытия).
Умение находить определенный «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной ролью определяется необходимостью сотрудника мыслить целостно и стремиться к интеграции, казалось бы, несовместимых противоположностей. Например:
— статус бойца специального подразделения, экстремальная выучка, готовность к разрешению конфликтов через применение оружия, физической силы, с одной стороны, и понимание ценности человеческой личности, жизни, мира, добра — с другой;
— статус любящего отца семейства, мужа, учителя, необходимость поддержания позиции миротворца при решении проблем с окружающими, разрешение конфликтов через компромиссы, уступки, взаимопонимание, с одной стороны, и ценности боевого содружества, братства, товарищества, долга, чести — с другой.
Ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей для сотрудников спецподразделений определяется:
— постоянным балансированием на оси дихотомии «жизнь — смерть»;
— обостренным ощущением конечности жизни (ощущение полноты, субъективной значимости своего существования, социальной востребованности);
— актуализацией своего потенциала в сочетании с ценностно-смысловыми личностными образованиями и устойчивостью мировоззрения (аутентичная жизнь)
как основой высокого качества жизни и способа преодоления деструктивных личностных проявлений.
Успешность социально-психологической реадаптации сотрудников спецподразделений ОВД к постэкстремальным особенностям их жизнедеятельности задается определенными внешними и внутренними социальными условиями, для которых характерны:
— нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная: риском психической целостности, личного статуса, психологического и физического здоровья; высокой ценой возможных ошибок; осознанием значимости и ответственности за свои поступки;
— интенсивное воздействие на сотрудников спецподразделений ОВД неблагоприятных факторов внешней среды или взаимодействие сотрудника с социаль-
^ 4
ной действительностью как с «сопротивляющейся» 4 (постоянное воздействие на сотрудников профессиональных и бытовых ситуаций, требующих быстрой и однозначной реакции, проявления своей позиции, отношения к происходящему, ответственного решения);
— привычное отношение окружающих к сотрудникам, без учета новых реалий (неспособность или нежелание окружающих принимать происшедшие с ними психические, физиологические изменения, учитывать приобретенные ими новые знания, умения, навыки) или проявление нарочито тенденциозного отношения к сотрудникам как к неадекватным, больным личностям с девиантным поведением;
— осознанное или неосознанное отношение сотрудников к социальным условиям своей профессиональной и повседневной жизнедеятельности (полное «поглощение» самим процессом жизни или «включенность» в социальные ситуации, изменение этих ситуаций и самого себя, выход за пределы ситуаций).
Задачей социально-психологической работы с сотрудниками спецподразделений ОВД в процессе их социально-психологической реадаптации к базовым условиям их жизнедеятельности является не восстановление регуляторных психических реакций и психической деятельности (что характерно для реабилитации специалистов неэкстремального профиля), а приспособление ранее сформировавшихся и адаптированных к экстремальным условиям регуляторных психических реакций и поведенческих стереотипов к базовым условиям социальной среды, синхронизация служебно-боевых навыков и служебно-боевого мышления с изменившимися условиями бытия, интеграция служебно-боевого опыта в мирную жизнь, приспособление к изменившимся условиям реальности, а затем личностный и профессиональный рост, самоактуализация, повышение самооценки.
Восстановлению психических реакций, на наш взгляд, подлежат в большей степени сотрудники органов внутренних дел, чья повседневная деятельность не связана постоянно с риском для жизни. Для них профессиональная деятельность в экстремальных условиях является исключительным фактом, только эпизодом. В этом случае должна проводиться социально-психологическая реадап-
тация совместно с реабилитационными мероприятиями, что существенно повышает их эффективность.
Сотрудник, подготовленный для проведения служебно-боевых операций, имеет свой взгляд на мироустройство, человеческие взаимоотношения, поведение мужчины и женщины, воспитание детей, понимание жизни и смерти. Такое мировоззрение может в корне отличаться от общепринятого. Служебно-боевые ситуации не прощают ошибок. Успешный и эффективный сотрудник подразделения спецназначения должен уметь самостоятельно принимать решения, часто связанные с риском для жизни, действовать как автономно, так и в группе, быстро и правильно реагировать на изменение ситуации. Профессиональная деятельность сотрудника спец-подразделения — это его миссия и результат длительной подготовки. Такой человек может иметь «ненормальную» реакцию на «нормальные» жизненные события, поэтому одной из главных задач социально-психологической реадаптации для сотрудников подразделений спецназначения, на наш взгляд, может быть «подгонка» его служебно-боевых навыков и стереотипов поведения к тем сферам социальной жизни, где такие навыки могут быть востребованы.
Таким образом, социально-психологическая реадаптация сотрудников спецподразделений ОВД к постэкстремальным условиям их жизнедеятельности по своей сути является проблемой ресоциализации личности. На практике аутопластический подход, который определяется как достижение соответствия сотрудниками спецподразделений ОВД требованиям социальной среды, при рассмотрении проблемы социально-психологической реадаптации существует одновременно с аллопластичес-ким, когда сотрудники влияют на свое окружение и заставляют окружающих считаться со своими жизненными позициями и убеждениями.
Социально-психологическую реадаптацию сотрудников спецподразделений ОВД следует рассматривать как процесс (реакцию) приспособления к будущим, предпочтительным для них изменениям социальных условий и успешного использования в настоящем востребованных этими изменениями профессионально-личностных характеристик. Вместе с тем реадаптация к представленным социальным условиям всегда рассматривается как конечный, завершенный процесс, имеющий определенный уровень успешности. Он зависит от определенных факторов, условий, задач и содержания социально-психологической работы с сотрудниками.
Итак, основной задачей реадаптации лиц указанной категории является использование ранее сформировавшихся и адаптированных к экстремальным условиям регуляторных психических реакций и поведенческих стереотипов к «базовым» условиям социальной среды, синхронизация служебно-боевых навыков и служебнобоевого мышления к изменившимся условиям бытия, интеграция служебно-боевого опыта в «мирную жизнь», приспособление к новым условиям реальности, личностный и профессиональный рост, самоактуализация, повышение самооценки.
1 Inkeles A. Social Change and Social Character: the role of parental mediation // J. of Social Issues. 1983. V. 39 (4). P. 109-124.
2 Kelley H. The sittuational origins of human tendances: a further reason for the formal analysis of structures // Personality and Social Psychological Bull. 1983. V. 9. P. 8-30.
3 Колберг Л., Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. № 3 С. 173-175.
4 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 283.
УДК 616.89(075.5); 159.943.75
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
О. Ю. Кабалова, М. А. Лисняк, Н. А. Горбач
Изучены индивидуальные профили латеральной организации мозга и проявления синдрома эмоционального «выгорания» у преподавателей вуза. Выявлены особенности проявлений симптомов эмоционального «выгорания» у преподавателей с разными типами латеральности. Установлена обратная корреляционная связь между индивидуальным типом латеральности и выраженностью указанного синдрома.
Ключевые слова: факторы, тип латеральности, преподаватели, эмоциональное «выгорание», психические процессы.
Межполушарная организация психических процессов — важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействия в обеспечении психической деятельности человека. Процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга, называется латерализацией1, а индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий (моторной и сенсорной) есть индивидуальный латеральный профиль. Индивидуальный латеральный профиль включает в себя индивидуальное сочетание функциональной асимметрии (разное по характеру и функциям участие левого и правого полушарий в мобилизации психических функций)2. Многие авторы указывают, что функциональная асимметрия мозга влияет на психические процессы. Однако проблема взаимосвязи между индивидуальными проявлениями функциональной асимметрии и особенностями эмоциональных состояний, в частности эмоционального «выгорания», и совокупность их влияния на успешность деятельности все еще остается мало изученной3.
Преподаватели вузов являются профессиональной группой, которая практически постоянно испытывает эмоциональное напряжение. Как пишет Т. В. Форма-4
нюк , «эмоциогенность» заложена в самой природе преподавательского труда. В связи с этим профессорско-преподавательский состав вузов находится в группе риска по развитию синдрома эмоционального «выгорания».
Актуальность исследования факторов, способствующих развитию синдрома эмоционального «выгорания» у преподавателей, не вызывает сомнений, так как учет в процессе деятельности индивидуальных психофизиологических особенностей сотрудников позволяет наиболее полно реализовать их потенциальные возможности и избежать личностных деформаций вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек».
Целью нашего исследования является изучение индивидуальных профилей латеральной организации как проявления функциональной межполушарной организации психических процессов, а также особенности эмоционального «выгорания» преподавателей вуза.
Материалы и методы. В Сибирском юридическом институте МВД России в 2010 г. было проведено обследование 60 преподавателей. Изучался индивидуальный профиль латеральной организации мозга или, как часто встречается в научной литературе, «индивидуальный профиль латеральной организации функций». Данный термин означает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии. При этом всю совокупность асимметрий человека необходимо учитывать для более точного определения индивидуальных особенностей. Нами использовался подход определения функциональной асимметрии Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой5 на основе выявления неравенства функций двух парных органов движений (руки, ноги) и двух парных органов чувств (зрение, слух).
Параллельно у данных преподавателей выявлялись наличие эмоционального «выгорания» и степень его выраженности, для этого использовался опросник В. Бойко «Эмоциональное выгорание» 6, который диагностирует не только фазы формирования указанного синдрома, но и выраженность отдельных его симптомов. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся симптом, 16 и более — сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика позволяет проследить ведущие симптомы, а также фазы эмоционального «выгорания».
Статистическая обработка данных проводилась с использованием относительных показателей (все абсолютные данные пересчитывались на 100 сотрудников), и средней ошибки относительных показателей. Статистическая значимость показателей устанавливалась при помощи углового преобразования выборочных долей по Фишеру. Для выявления связи между явлениями использовался метод анализа корреляционных матриц.
Результаты и обсуждение. В группе преподавателей были выявлены следующие типы латеральностей: с левополушарной организацией психических функций — 53,0±6,4% сотрудников, с правополушарной — 20,0±5,1%, амбидекстров — 27,0±5,7%.
У преподавателей с левополушарным типом латеральности синдром эмоционального «выгорания» (в раз-