Научная статья на тему 'Формирование у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки: постановка проблемы'

Формирование у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ МВД / СПОСОБНОСТЬ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES OF POLICE OFFICERS / ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS / POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING / FORMATION TECHNIQUE OF ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович, Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна

В статье охарактеризованы профессионально важные личностные качества сотрудников МВД, объединенные в категорию «способность к слаженным совместным действиям». Представлены ключевые (внешние и внутренние) факторы формирования данной способности. Теоретически обоснован потенциал физической подготовки для формирования данной способности у курсантов вузов МВД. Гипотетически определено содержание физической подготовки, способствующее формированию способности к слаженным совместным действиям. В данном аспекте акцентировано внимание на спортивных играх, в частности, охарактеризован воспитательный потенциал занятий футболом. В заключение очерчены направление и рамки дальнейшего исследования, ориентированного на разработку методики формирования у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе занятий футболом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Водолазский Александр Владиленович, Хазова Снежана Александровна, Бегидова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ABILITY TO HARMONIOUS JOINT ACTIONS AT CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING: PROBLEM STATEMENT

The paper discusses professionally important personal qualities of police officers united in the category "ability to harmonious joint actions". Key factors of formation of this ability (external and internal) are presented. Potentialities of physical training to form this ability at cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs are theoretically substantiated. The content of physical training promoting formation of ability to harmonious joint actions is hypothetically determined. In this aspect the attention is focused on sports, in particular, the educational potential of football playing is characterized. In conclusion, the direction and framework of the next research focused on development of a technique of formation at cadets of the Ministry of Internal Affairs of ability to harmonious joint actions in the course of playing football are outlined.

Текст научной работы на тему «Формирование у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки: постановка проблемы»

УДК 796.01:378 ББК 75.1 В 62

А.В. Водолазский

Преподаватель кафедры деятельности МВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России; E-mail: [email protected] С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected] С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ МВД СПОСОБНОСТИ К СЛАЖЕННЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье охарактеризованы профессионально важные личностные качества сотрудников МВД, объединенные в категорию «способность к слаженным совместным действиям». Представлены ключевые (внешние и внутренние) факторы формирования данной способности. Теоретически обоснован потенциал физической подготовки для формирования данной способности у курсантов вузов МВД. Гипотетически определено содержание физической подготовки, способствующее формированию способности к слаженным совместным действиям. В данном аспекте акцентировано внимание на спортивных играх, в частности, охарактеризован воспитательный потенциал занятий футболом. В заключение очерчены направление и рамки дальнейшего исследования, ориентированного на разработку методики формирования у курсантов МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе занятий футболом.

Ключевые слова: профессионально важные личностные качества сотрудников МВД, способность к слаженным совместным действиям, потенциал физической подготовки, методика формирования способности к слаженным совместным действиям.

A.V. Vodolazsky

Teacher of the Department of the Ministry of Internal Affairs Activity in Special Conditions, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; E-mail: [email protected] S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

S.N. Begidova

Doctor of Science in Education, Professor, Head of the Department of Social Work and Tourism of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

FORMATION OF ABILITY TO HARMONIOUS JOINT

ACTIONS AT CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE COURSE OF PHYSICAL TRAINING: PROBLEM STATEMENT

Abstract. The paper discusses professionally important personal qualities of police officers united in the category "ability to harmonious joint actions". Key factors of formation of this ability (external and internal) are presented. Potentialities of physical training to form this ability at cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs are theoretically substantiated. The content of physical training promoting formation of ability to harmonious joint actions is hypothetically determined. In this aspect the attention is focused on sports, in particular, the educational potential of football playing is characterized. In conclusion, the direction and framework of the next research focused on development of a technique of formation at cadets of the Ministry of Internal Affairs of ability to harmonious joint actions in the course of playing football are outlined.

Keywords: professionally important personal qualities of police officers, ability to harmonious joint actions, potential of physical training, formation technique of ability to harmonious joint actions.

Значимым профессионально важным личностным качеством сотрудника МВД является способность к слаженным совместным действиям, отражающая его эффективное участие в решении коллективных служебных задач. Составляющими данной способности выступают способность и готовность работать в команде; способность согласовывать свои действия с действиями других членов коллектива; способность определять собственные задачи в коллективных действиях; способность быстро выбирать наиболее оптимальные способы и средства решения задач; способность предвидеть результаты коллективных действий и вклад в них собственных действий; готовность к ответственности за коллективные действия [1-6 и др.]. Ведущими факторами развития данной способности являются:

- индивидуально-психологические: коллективизм, ценностное отношение к членам коллектива, сознательное соблюдение дисциплины, чувство долга, антиципация, коммуникативные способности, эмпатия, переключаемость и рас-пределяемость внимания, психологическая гибкость, индивидуально-

коллективистская ответственность, мотивированность к решению коллективных задач, ориентация на групповые цели и интересы, творческое мышление (способность выбирать оптимальные вариант решения из множества), быстрота (оперативность) мышления (способность быстро принимать решения в условиях дефицита времени), навыки работы в группе, четкость действий, эмоциональная уравновешенность;

- физические: быстрота (в условиях динамичной изменчивости направления движения), координация, выносливость (общая, скоростная), гибкость (как фактор качественного реагирования на изменение траектории движений);

- социально-групповые: единство целей, морально-психологический климат, культура взаимоотношений; слаженность коллектива, опыт совместных коллективных действий, навыки групповой работы; психологическая совместимость, профессиональное взаимопонимание [6-10 и др.].

Богатым потенциалом формирования личностных, социально- и профессионально значимых качеств обладает физическое воспитание. В частности, в процессе

физической подготовки возможна оптимизация профессиональной социализации курсантов МВД посредством направленного решения задач воинского, патриотического, эстетического и нравственного воспитания, а также организации профессионально-личностного взаимодействия. Занятия физической культурой и спортом обеспечивают формирование самообладания, дисциплинированности, личностной и коллективной ответственности, обладают возможностями для организации коллективистского воспитания, поскольку в процессе спортивной деятельности у занимающихся развивается ответственность перед коллективом, чувство товарищества, склонность к взаимопомощи, установки на выполнение правил и готовность подчинять личные интересы интересам группы. Эффективное формирование социально значимых личностных качеств обеспечивается групповой направленностью деятельности в процессе совместного выполнения физических упражнений [4; 6; 11; 12 и др.].

Направленное применение средств физической подготовки способствует сплочению воинского коллектива и улучшению морально-психологической атмосферы в группе. При этом решающая роль физической культуры в воспитании и социализации занимающихся определяется, прежде всего, коллективной природой занятий, а также непрерывностью и внезапностью изменения условий деятельности.

Физкультурно-спортивная деятельность способствует воспитанию чувства ответственности, взаимовыручки, коллективизма и сплоченности. Более того, специально организованная физическая подготовка в процессе учебных занятий способствует не только укреплению коллективных отношений в учебной группе, но и повышению боевой слаженности военных подразделений.

Достижению данной цели, в частности, служат занятия по преодолению полосы препятствий (обеспечивают совершенствование навыков в коллективных действиях), по ускоренному передвижению (способствуют повышению слаженности действий в составе подразделений), по спортивным играм (обусловливают формирование навыков коллективных действий) и др. В связи с этим физическая подготовка является неотъемлемой частью служебно-профессионал ьного образовательно -го процесса, нацеленной на гармонизацию духовных и физических сил, развитие морально-волевых, служебно-боевых, нравственных профессиональных качеств, а также на формирование навыков коллективного общения [4; 13; 14 и

др.].

К общим задачам физической подготовки курсантов и сотрудников МВД относится гармоничное физическое и духовное развитие занимающихся. В числе специфических задач физической подготовки как для курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, так и для личного состава различных воинских частей МВД называются формирование и развитие навыков коллективных действий, воспитание сплоченности коллективов, формирование навыков коллективного взаимодействия [4; 13 и др.]. Таким образом, для сотрудников МВД, прямо или косвенно, воспитание способности к слаженным действиям определяется как специальная задача физической подготовки. Кроме того, опосредованно (через содействие умственному воспитанию, развитию различных личностных качеств) физическая подготовка может способствовать совершенствованию таких профессионально важных умений сотрудников МВД, как: оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение; определять наличие экстремальных факторов;

осознавать степень риска; взаимодействовать с другими участниками действий; выбирать оптимальные способы и средства выполнения боевых задач.

Решение специфических задач физического воспитания будущих специалистов осуществляется, прежде всего, в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). ППФП представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями конкретной профессии. В широком смысле оно ориентировано на обеспечение развития многообразных физических и иных специальных качеств, умений и навыков, лежащих в основе формирования готовности, в том числе морально-психологической, человека к профессиональной деятельности, что предполагает и воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств. При этом эффективными средствами комплексного формирования профессионально важных качеств специалистов являются занятия профилированными видами спорта, выполнение специально разработанных комплексов ППФП, упражнения на тренажерах и др. [12; 13 и др.].

Наибольшее распространение в практике ППФП получили занятия профилированными видами спорта. В зависимости от конкретных воспитательных задач, целесообразно использовать разные виды спорта. В данном контексте формированию у курсантов способности к слаженным совместным действиям будут способствовать занятия спортивными играми (баскетболом, волейболом, регби, хоккеем, футболом и др.). Эти виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в вариативно-конкретной ситуации, обеспечивают формирование в процессе систематических тренировок навыков и умений оперативных и

коллективных действий, развитие зрительного, слухового, двигательного, тактильного анализаторов, а также объема, распределения и переключения внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, инициативности, решительности и чувства коллективизма. Именно спортивные игры оказывают наиболее позитивное воздействие на формирование взаимоотношений в курсантском коллективе, развитие взаимной ответственности и взаимопомощи.

Помимо того, что отдельные виды спорта обладают конкретной прикладной направленностью, сами занятия спортом имеют важное значение для подготовки человека к профессиональной деятельности. Состязания, как неизменный элемент занятий спортом, способствуют совершенствованию и воспитанию таких важных в современном мире психических качеств и свойств личности, как воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д. Если говорить о спортивных играх, то воспитательный эффект связан также с формированием в процессе игры и соревнований личной ответственности каждого игрока за командный результат. Таким образом, вполне оправданно в Наставлении по физической подготовке во внутренних войсках МВД России указывается, что занятия спортивными и подвижными играми предназначены для формирования навыков в коллективных действиях.

Таким образом, одним из эффективных средств развития способностей к слаженным совместным действиям являются командно-игровые виды спорта, в частности, футбол, поскольку в нем результат спортивной деятельности существенно зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от слаженной работы всей команды. Его позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие курсантов и сотрудников МВД заключается в том, что

в процессе занятий футболом возможно эффективное развитие согласованности действий подразделения как важнейшего условия эффективного выполнения учебных и боевых задач; формирование и совершенствование способностей работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с сослуживцами, неукоснительно соблюдая нормы уставных взаимоотношений; развитие скорости и точности восприятия обстановки; быстроты и гибкости мышления, способности принимать решение в условиях жесткого дефицита времени; а также развитие быстроты, скоростной выносливости, координационных способностей [4; 6; 13; 15 и др.].

Реализация указанного потенциала занятий футболом для формирования у курсантов способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки требует разработки и внедрения адекватной методики. В теоретико-методологическом и содержательно-технологическом аспектах методика формирования у будущих сотрудников МВД способностей к слаженным совместным действиям в процессе физического воспитания (средствами спортивных игр) должна, на наш взгляд, базироваться на научных положениях теории и методики физической культуры и спорта, психолого-педагогических концепций и теорий развития личностных

качеств, выделенных как составляющие данной способности. В нормативно-организационном плане методика базируется на положениях, отраженых в официальных документах, определяющих основы физического воспитания курсантов вузов МВД (ФГОСы, учебные планы, образовательные программы, Наставление по физической подготовки во Внутренних войсках МВД России и др.). Теоретический анализ указанных документов и тематической научной литературы позволит определить основные параметры методики: временные (количество занятий футболом в неделю, месяц, год), организационные формы занятий футболом (учебные, внеучебные), этапы и сроки формирования у курсантов вузов МВД способностей к слаженным совместным действиям. Методологической основой организации направленной физической подготовки курсантов выступают (конкретизированные принципы физической подготовки и воспитания военнослужащих) содержательные и методические особенности организации и проведения занятий.

Разработка и экспериментальная апробация методики формирования у будущих сотрудников МВД способности к слаженным совместным действиям в процессе физической подготовки является следующей задачей нашего исследования.

Примечания:

1. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.

2. Глущенко Д.В. Прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел России для выполнения оперативно-служебных задач в чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2014. 26 с.

3. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника / JI.H. Караваев, Е.А. Антилогова, В.О. Скиданов [и др.]. URL: http://refereed.ru/ref_e43fd4f9fba8e66258d9f5de0c7e9dc5.html

4. Наставление по физической подготовке во внутренних войсках МВД России: приказ Министра внутренних дел РФ от 1 июля 2005 г. № 395. URL: http:// base.garant.ru/1356923/

5. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие. Курск: Изд-во Юго-Зап. Гос. ун-та, 2005. 350 с.

6. Сивак А.Н., Андреев Ю.Ю. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4(86). С. 133-136.

7. Агрант Д.Л. Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел: дис. ... канд. социол. наук. М., 2001. 151 с. URL: http://www. dissercat.com/.

8. Кравцова Ю.А. Организационно-культурная адаптация молодых сотрудников к службе в органах внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 26 с.

9. Уткин С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 25 с.

10. Шуклин М.С. Проблемы трудовой адаптации и текучесть молодых кадров органов внутренних дел в современной России: автореф. дис. ...канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

11. Ахматгатин А.А. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2013. № 1(80). С. 282-290

12. Солдатов П.А. Профессиональная социализация курсантов в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России (На примере учебной дисциплины «Физическая подготовка»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2015. 25 с.

13. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 431 с.

14. Бокий А.Н. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России / А.Н. Бокий. URL: http://www. science-education.ru/127-20509

15. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой: учеб. пособие для студентов ИФК. Смоленск, 1997. 81 с.

References:

1. Military pedagogy: a textbook for higher schools / ed. by O.Yu. Efremova. SPb.: Piter, 2008. 640 pp.

2. Glushchenko D.V. Applied physical training of employees of law enforcement bodies of Russia to carry out operational and service tasks in extraordinary circumstances and situations: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Volgograd, 2014. 26 pp.

3. Professional adaptation of graduates of the higher schools of Ministry of Internal Affairs as a factor of the employee formation / L.N. Karavaev, E.A. Antilogova, V.O. Skidanov [et al]. URL: http://refereed.ru/ref_e43fd4f9fba8e 66258d9f5de0c7e9dc5.html

4. Instruction in physical training in the internal troops of the MIA of Russia: Order of the Minister of internal Affairs of the RF of July 1, 2005. No. 395. URL: ttp://base.garant.ru/1356923/

5. Plokhikh G.I. Special training of employees of Internal Affairs bodies: a manual. Kursk: Publishing House of the South-West State University, 2005. 350 pp.

6. Sivak A.N., Andreev Yu.Yu. Technology of application of means of physical training and sports for the development of positive interpersonal relationships among students of higher schools of internal troops of Russia // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2012. No. 4 (86). P. 133-136.

7. Agrant D.L. Social adaptation of young employees in the internal affairs bodies: Diss, for the Cand. of Sociology degree. M., 2001. 151 pp. URL: http://www. dissercat.com/.

8. Kravtsova Yu.A. Organizational and cultural adaptation of young employees to the service in the internal affairs bodies: Diss, abstract for the Cand. of Psychology degree. Yaroslavl, 2012. 26 pp.

9. Utkin S.I. Formation of military preparedness of cadets of higher schools of the The Ministry of internal Affairs of Russia to act in extreme situations: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2004. 25 pp.

10. Shuklin M.S. Problems of labour adaptability and turnover of young personnel of internal affairs bodies in contemporary Russia: Diss, abstract for the Cand. of Sociology degree. Ekaterinburg, 2006. 24 pp.

11. Akhmatgatin A.A. Theoretical aspects of professional-applied physical culture of cadets of the educational institution of the MIA of Russia // Proceedings of Nizhny Novgorod State Technical University of R.E. Alekseev. No. 1, 2013. (80). P. 282-290

12. Soldatov P.A. Professional socialization of cadets in the educational process of higher schools of the Interior Troops of the MIA of Russia (Based on the subject of Physical training): Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2015. 25 pp.

13. Physical culture and physical training: a textbook for higher school students, cadets and listeners of educational institutions of higher vocational education of the Russian Interior Ministry / I.S. Barchukov, Yu.N. Nazarov, S.S. Egorov [et al]. M.: UNITY-DANA, 2012. 431 pp.

14. Boky A.N. Specificity of the organization of educational process on physical training in higher schools of the Russian Interior Ministry / Boky A.N. URL: http://www.science-education.ru/127-20509

15. Malchikov A.V. Socio-psychological bases of management of a sports team: a manual for students of the Institute of Physical culture. Smolensk, 1997. 81 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.