Научная статья на тему 'Становление и развитие системы подготовки преподавательского состава образовательных учреждений Российской оборонной спортивно технической организации'

Становление и развитие системы подготовки преподавательского состава образовательных учреждений Российской оборонной спортивно технической организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНЫ СТРАНЫ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / VOLUNTARY PUBLIC ORGANISATIONS / MILITARY KNOWLEDGE / STRENGTHENING OF DEFENCE OF THE COUNTRY / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайбаков А. Ф.

В статье рассмотрена история создания и развития добровольных общественных организаций, задачи которых состояли в широком распространении среди трудящихся основ военных знаний, в активном содействии укреплению обороны страны.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the history of creation and development of the voluntary public organisations which problems consisted in a wide circulation among workers of bases of military knowledge, in active assistance to strengthening of defence of the country is considered.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы подготовки преподавательского состава образовательных учреждений Российской оборонной спортивно технической организации»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ОБОРОННОЙ СПОРТИВНО -ТЕХНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ШАЙБАКОВ А.Ф.

В статье рассмотрена история создания и развития добровольных общественных организаций, задачи которых состояли в широком распространении среди трудящихся основ военных знаний, в активном содействии укреплению обороны страны.

In article the history of creation and development of the voluntary public organisations which problems consisted in a wide circulation among workers of bases of military knowledge, in active assistance to strengthening of defence of the country is considered.

В истории СССР и современной России одним из аспектов деятельности государственных и военно-политических органов явилось создание и развитие добровольных общественных организаций, задачи которых состояли в широком распространении среди трудящихся основ военных знаний, в активном содействии укреплению обороны страны.

Начиная с 1918 года, по указанию советских и партийных органов в нашей стране была развёрнута активная работа по военному обучению граждан. В этих целях был принят Декрет о всеобщем военном обучении трудящихся, в соответствии с которым мужское население страны в возрасте от 16 до 40 лет без отрыва от производства получало необходимые военные знания.

Решать эту задачу предусматривать в массовой оборонной организации. Для этого при Военной академии РККА по инициативе и под личным руководством М.В. Фрунзе в октябре 1920 года создаётся Военно-научное общество (ВНО), задачей которого было военных и общеобразовательных знаний военнослужащих. В тоже время наркомвоенмор М.В. Фрунзе на первом Всесоюзном совещании ВНО предложил развивать их деятельность не только в армии, но и среди широких слоёв населения. Учитывая важность задач, связанных с подготовкой граждан к защите Отечества, расширением сферы деятельности Военно-научное общество в 1926 году было преобразовано в Общество содействия обороне (ОСО), тем самым подчеркивался оборонный и массовый характер деятельности Общества.

Еще большие возможности для вовлечения трудящихся в оборонно-массовую работу появились в связи с объединением в 1927 году этих организаций в Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству - ОСОАВИАХИМ СССР.

Главной задачей ОСОАВИАХИМа являлось патриотическое воспитание членов Общества, подготовка их к тому, чтобы в случае необходимости они встали в ряды Красной Армии и Флота. А для этого требовалось так организовать оборонно-массовую работу, чтобы дать каждому осоавиахимовцу начальные военные знания.

С середины 30-х годов оборонное Общество сочетало военную подготовку с внедрением в программу обучения молодежи элементов военно-массовой работы. Особенно наглядно это отражалось на подготовке значкистов «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Моряк».

Важной формой массовой военной подготовки явились сборы в лагерях ОСОАВИАХИМа, в которых создавались возможности для отработки на практике элементов боевой подготовки.

Большое внимание руководство оборонного Общества уделяло подбору и подготовке обучающего состава. На должности преподавателей и инструкторов назначались, как правило, офицеры запаса, имеющие опыт обучения и воспитания. На начальном этапе обязательная вневойсковая подготовка работников просвещения осуществлялось на курсах по 14-часовой программе

ОСОАВИАХИМа, а позже в областных институтах усовершенствования учителей по 92-часовой программе.

Общество всемерно развивало оборонно-спортивную работу и тем самым способствовало распространению среди трудящихся начальных военных знаний: каждый вид спорта культивируемый в Обществе, имел ярко выраженный военно-прикладной характер. Обучение было направлено на освоение основ стрелкового, конного, морского дела, а также парашютизма и планеризма. Впоследствии, это во многом облегчало более глубокую подготовку военно-обученных резервов для армии и флота. Такой подход к делу обеспечил уже в первые месяцы Великой Отечественной войны массовый приток на фронт военно-обученного резерва из состава оборонного общества в 7 миллионов 200 тысяч человек. Подобного пополнения действующей армии не знала ни одна страна.

Большая и благородная патриотическая деятельность добровольного Общества снискала ему признание и любовь народа, укрепила его авторитет среди трудящихся. После войны значительно изменились условия деятельности оборонного Общества: усложнились задачи военно-патриотической работы, нужны были новые формы привлечения населения к массовой военно-технической подготовке. В связи с этим в 1948 году ОСОАВИАХИМ был разделён на три самостоятельные оборонные организации: Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), Всесоюзное добровольное общество содействия авиации (ДОСАВ), Всесоюзное добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). Но подобное разделение впоследствии привело к параллелизму в военно-патриотической работе и появлению дублирующих друг друга управленческих звеньев.

В целях усовершенствования структуры общественных оборонных организаций, концентрации усилий в военно-патриотической работе в 1951 году Совет Министров СССР постановил объединить ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).

Государственное и партийное руководство страны возложило на ДОСААФ пропаганду и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов оборонного Общества. Перед ДОСААФ ставилась задача обучать население всем видам противовоздушной и противохимической подготовки, вести военное обучение военнообязанных запаса, не служивших в армии и на флоте. Важной обязанностью оборонного Общества стала подготовка допризывной и призывной молодежи по военно-техническим, военно-морским и авиационным специальностям.

Вновь образованное оборонное Общество имело в своем составе более 240 тысяч первичных организаций и насчитывало около 11,5 миллионов членов.

В начале 60-х годов зародились и получили всеобщее признание многие увлекательные формы военного обучения и военно-патриотической работы. Начали создаваться военно-спортивные лагеря и отряды юных друзей пограничников.

Особое значение приобрели месячники оборонно-массовой работы, посвященные годовщинам Вооруженных Сил, целью которых было привлечение трудящихся, особенно молодежи, к изучению военного дела, к занятиям спортом.

Большие и ответственные задачи встали перед оборонным Обществом после принятия в 1967 году закона «О всеобщей воинской обязанности». Он привел систему подготовки молодых людей к службе в Вооружённых Силах в соответствие с современными требованиями к организации защиты Отечества. Законом была введена начальная военная подготовка в учебные программы средних образовательных учреждений, определён порядок обучения технических специалистов для армии и флота.

Закон значительно расширил задачи ДОСААФ, повысил его ответственность за военнопатриотическое воспитание, военное обучение и физическую закалку будущих воинов. В свя-

зи с этим была проведена большая работа по укреплению учебных организаций, совершенствованию материальной базы, усилению патриотического воспитания призывной молодежи.

Большим подспорьем для успешного освоения учащимися средних образовательных учреждений основ начальной военной подготовки стала военно-спортивная игра «Зарница», в организации которой активно участвовали коллективы оборонного Общества. При проведении этой игры сотни тысяч школьников осваивали основы радиодела, элементы строевой, огневой и тактической подготовок. «Зарница» стала поистине школой военно-патриотического воспитания молодежи.

В конце 70-х годов усилилось влияние комитетов ДОСААФ на работу первичных организаций Общества по распространению военных и военно-технических знаний. В стране действовало 252 народных университета военных знаний и более 3000 факультетов военных знаний в народных университетах. Весомый вклад в приобщение молодежи, особенно учащихся, к овладению военными и военно-техническими знаниями вносили созданные в 80-х годах детско-юношеские военно-патриотические объединения - отряды юных друзей Советской Армии, юных моряков, юных летчиков.

Целенаправленная работа по расширению масштабов военно-технического обучения населения дала значительные результаты. К 1983 году численность ДОСААФ достигла 103 миллионов человек.

Следующее десятилетие стало трудным для оборонного Общества. В стране началась перестройка, которая завершилась распадом СССР. Крах советской идеологии, кризис в экономике страны пагубно отразились на состоянии ДОСААФ. Комитеты Общества, по сути, были вынуждены бороться за выживание. Особенно сильно это отразилось на первичных организациях: многие из них прекратили своё существование.

В этих условиях 25 сентября 1991 года состоялся Учредительный съезд региональных общественных организаций ДОСААФ, расположенных на территории РСФСР. Его решением была создана Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), ставшая правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации.

РОСТО вошла в состав Союза оборонных спортивно-технических организаций (обществ) Содружества Независимых государств, созданного в октябре 1991 года при реорганизации ДОСААФ СССР и объединившего 9 оборонных организаций (обществ) в государствах - участниках СНГ.

Несмотря на трудности проводимых в стране реорганизационных мероприятий РОСТО вносила весомый вклад в решение важнейших для Российского государства задач по военнопатриотическому воспитанию граждан, развитию авиационных, технических и военноприкладных видов спорта, технического творчества молодёжи, подготовке её к защите Отечества. Вместе с те, организация учебного процесса продолжала оставаться низкой несмотря на то, что многие учебные организации РОСТО к концу 1991 года имели лицензии на право обучения специалистов. Связано это, прежде всего, с оттоком высококвалифицированных кадров в другие, более высокооплачиваемые структуры. Отсутствовало должное внимание к повышению квалификации работников, занимающихся подготовкой кадров массовых технических профессий. Должностные оклады, заработная плата и материальное стимулирование слабо зависели от конечных результатов труда. Зачастую не было сбалансированности планов обучения специалистов с обеспечением некоторыми видами материально-технических ресурсов.

В этот период ключевое значение приобретают подбор обучающего состава и качественная организация учебного процесса. Необходимо отметить, что в Оборонной организации отсутствовала целенаправленная система подготовки инструкторского состава и педагогических кадров, поэтому их подбор осуществлялся вне стен РОСТО из числа наиболее опытных и высококлассных специалистов. Значительная часть из них прошла школу армейской службы, имела большой опыт обучения и воспитания людей, но было очевидно: для того, чтобы подготовить высококлассных

специалистов для силовых структур и народного хозяйства, необходимы опытные преподаватели и инструкторы, знающие новые образцы вооружения и военной техники, современные требования к подготовке молодёжи к службе в армии и на флоте, а системы их подготовки не было.

Ранее, совершенствование профессиональной и методической подготовки инструкторско-преподавательского состава, в основном, сводилось к наставничеству, распространению передового опыта, самообразованию. Особое место в подготовке обучающего состава отводилось проведению ежегодных (перед началом учебного года) Всесоюзных учебно-методических сборов, которые были направлены на решение пяти задач:

1) подведение итогов методической работы, изучение актуальных проблем учебновоспитательного процесса в образовательных учреждений на основе анализа результатов прошедшего учебного года, обучение вопросам подготовки специалистов для Вооружённых сил;

2) углубление знаний, совершенствование умений и практических навыков, необходимых для повышения качества профессиональной подготовки граждан по военно-учётным специальностям в образовательных учреждениях;

3) совершенствование методического мастерства при проведении занятий (практической отработке должностных и специальных обязанностей);

4) выработка единства взглядов на обучение и воспитание граждан, подлежащих призыву в Вооружённые силы, применение в своей работе перспективных форм и методов обучения;

5) овладение методическими приёмами рационального использования учебной материально-технической базы.

Проводимые учебно-методические сборы не могли в полной мере обеспечить требуемый уровень профессионализма всего обучающего состава РОСТО. Во-первых, за то время, которое отводилось на проведение занятий (3 суток по 8 часов) было практически невозможно организаторам сборов качественно решить все поставленные задачи. Во-вторых, проводимые сборы не могли охватить 100% обучающего состава.

Преподаватель, мастер производственного обучения мог принять участие в работе учебнометодического сбора не чаще одного раза в пять лет.

Центральный совет РОСТО глубоко проанализировав сложившуюся обстановку, принял практические меры к укреплению кадрового обеспечения учебных заведений.

С 1995 года на базе Калужского авиационного летно-технического училища РОСТО была организована целенаправленная подготовка дипломированных специалистов для авиационных организаций РОСТО. В организации учебного процесса были задействованы четыре цикловые комиссии: «Общеобразовательные дисциплины», «Лётная эксплуатация летательных аппаратов», «Конструкция и эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей», «Техническое обслуживание и эксплуатация радиоэлектронного и авиационного спецоборудования». Выпускники училища охватывали практически весь спектр авиационных специальностей, которые требовались в авиаспортклубах.

В это же время, на базе Учебно-спортивного центра оборонной спортивно-технической организации Юго-Восточного административного округа города Москвы создаётся образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - учебный центр повышения квалификации. Здесь созданы несколько направлений по повышению квалификации руководителей и преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств, а также по повышению квалификации мастеров производственного обучения вождению. Каждый преподаватель, мастер производственного обучения не реже одного раза в пять лет должен обучаться на курсах повышения квалификации.

Проведение учебно-методических сборов с преподавательским составом образовательных учреждений РОСТО было приведено в соответствие с указаниями Главного управления боевой подготовки ВС РФ, сборы стали проводиться на базе лучших воинских частей и образовательных учреждений.

В вопросах кадрового обеспечения было отведено важное место отбору, приёму на работу и расстановке кандидатов на преподавательские должности. Были чётко сформулированы требования к квалификации и личностным качествам преподавателей и мастеров производственного обучения, определена ответственность должностных лиц образовательного учреждения за уровень их квалификации.

Принимаемые на работу в образовательное учреждение преподаватели и мастера производственного обучения должны быть специалистами, подготовленными для педагогической, учебновоспитательной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности в системе образовательных учреждений РОСТО.

Специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать фундаментальными знаниями преподаваемых предметов, широкой эрудицией, сочетать глубокую научную и практическую подготовку, непрерывно пополнять свои знания, расширять профессиональный кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления коллективами, навыками воспитательной работы среди обучаемых и населения, обладать высокими нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу.

Параллельно с укреплением кадрового обеспечения образовательных учреждений, руководство РОСТО приняло меры к совершенствованию их нормативно-правовой и учебнометодической базы в соответствии требованиями руководящих документов Министерства образования РФ и Министерства обороны РФ.

В настоящее время оборонная организация вступает в новый период своего исторического развития. 7 декабря 2009 года Правительство Российской Федерации приняло постановление, в соответствии с которым РОСТО было возвращено старое наименование - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. С этого дня оборонное Общество имеет статус общественно-государственного, обладающего значительным потенциалом для решения четырёх важнейших задач:

1. Патриотическое воспитание граждан.

2. Подготовка военно-обученных специалистов для силовых структур, в том числе: Министерства обороны, Внутренних войск Министерства внутренних дел, Пограничной службы Федеральной службы безопасности, Железнодорожных войск, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Службы спецсвязи и информации, Службы специальных объектов, Федерального агентства специального строительства.

3. Развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, технического творчества молодёжи.

4. Начальная профессиональная подготовка кадров для промышленности и сельского хозяйства страны.

Кроме традиционных, на обновлённое ДОСААФ возлагаются и другие задачи, заключающиеся в участии сил и средств ДОСААФ России в ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в переподготовке на своей базе военнослужащих запаса.

Сегодня членами ДОСААФ России являются около трёх миллионов человек, организационно объединенных в 21 республиканскую, 8 краевых, 50 областных (и им равных), 1359 городских и районных, 22190 первичных организаций (прил. 1).

Обучение по 119 массовым техническим специальностям (для промышленного и сельскохозяйственного комплекса страны) проводится в 349 школах РОСТО, 459 спортивно-технических

клубах и на 417 курсах. В состав этих учебных заведений входят более тысячи детских и юношеских клубов «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный десантник», «Юный летчик» и др., поисковые отряды и группы, военно-патриотические объединения и организации. В системе ДОСААФ работает более 32 тысяч штатных сотрудников.

Спортивная база ДОСААФ - это 1119 спортивных и спортивно-технических клубов, 233 детско-юношеские спортивно-технические школы, в которых осуществляется подготовка спортсменов по 24 авиационным, техническим и военно-прикладным видам спорта. Ежегодно организация готовит более 35 тысяч спортсменов-разрядников. За последние пять лет спортсмены РОСТО (ДОСААФ), выступая на чемпионатах (кубках) мира и Европы, завоевали 2565 медалей, в том числе: 1078 золотых, 821 серебряных и 667 бронзовых наград, установили 123 мировых и 112 европейских рекордов.

Можно достаточно уверенно утверждать, что деятельность ДОСААФ России, в настоящее время, направлена на восстановление некогда утраченных позиций. Подтверждением этому являются амбициозные планы, которые ставит руководство Оборонного общества. В марте 2008 года на VII съезде РОСТО (ДОСААФ) одобрена концепция модернизации оборонного Общества, в рамках которой в 2008-2012 гг. предлагается реализовать комплекс значимых планов и задач, что в сочетании с эффективным обеспечением повседневной деятельности приведет к его выводу на качественно новый уровень.

Сегодня в России продолжаются преобразования во всех сферах деятельности государства. Значительные перемены происходят в Вооружённых Силах и других силовых ведомствах. Их реформирование предполагает сокращение численности личного состава, перевооружение частей и соединений на новые виды вооружения и военной техники, сокращение сроков службы военнослужащими по призыву и другие мероприятия, которые отвечают современным реалиям военно-политической обстановки и возможностям экономики страны.

Нельзя не учитывать того, что в современных условиях часть физически здоровых молодых людей по различным причинам не призываются на действительную военную службу, и для них вневойсковое обучение является единственной формой подготовки к защите Отечества. Необходимость в допризывной подготовке возрастает также в связи с сокращением сроков службы военнослужащими по призыву.

Привитие особой направленности самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, её национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности всех социальных групп и слоев общества - то есть воспитание истинного патриота России - была и остаётся важнейшей задачей ДОСААФ.

Таким образом, в свете последних перемен и требований времени, значимость и роль ДОСААФ в укреплении обороноспособности страны существенно возрастают.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что главными исполнителями задач ДОСААФ являются те, кто непосредственно воспитывает, обучает и готовит граждан к служению Отечеству. Поэтому важным направлением деятельности ДОСААФ является кадровое обеспечение учебных заведений ДОСААФ, где ключевыми фигурами являются преподаватели, мастера производственного обучения, инструктора. От их знаний, методического мастерства во многом зависит эффективность деятельности того или иного педагогического коллектива в современных условиях, его авторитет.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДОСААФ

В настоящее время, в образовательных учреждениях ДОСААФ занимается педагогической деятельностью около 20 тысяч человек обучающего состава. Благодаря их труду, ежегодно для силовых структур России готовится более 80 тысяч военно-обученных специалистов. Вместе с тем, возросшая актуальность качества допризывной подготовки граждан предъявляет более высокие требования к обучающему составу и, как следствие, необходимость поиска и реализации новых, более эффективных подходов совершенствования педагогического мастерства преподавателей, мастеров и инструкторов ДОСААФ.

Образованная в оборонном Обществе система подготовки преподавательского состава, в конечном итоге, должна обеспечивать соответствие каждого преподавателя, мастера производственного обучения чётко определённому уровню знаний и навыков.

Преподаватель образовательного учреждения ДОСААФ должен знать: Закон об образовании РФ, приказы, распоряжения, инструктивно-методические документы Министерства обороны, Министерства образования и Центрального совета ДОСААФ по вопросам обучения и воспитания

обучаемых в образовательных учреждений ДОСААФ; структуру и содержание учебных программ, действующих учебных пособий, существующих дидактических материалов; теоретические основы и методику преподавания предметов; основы дидактики, современные требования к процессу обучения, новые педагогические технологии; теорию и практику воспитания, содержание, формы и методы воспитательной работы и методику проведения внеурочных мероприятий; особенности формирования коллектива, индивидуальной работы; особенности применения технических средств обучения; современные требования к оборудованию и оформлению учебных классов (кабинетов); основы педагогической этики.

Преподаватель должен уметь: чётко определять цели и задачи обучения и воспитания; планировать учебно-воспитательную работу и свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью обучаемых; определять уровень подготовки и воспитанности обучаемых; обоснованно выбирать и целесообразно применять методы, средства и формы обучения и воспитания; управлять поведением, дисциплиной и активностью обучаемых; творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру занятий; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучаемыми, малыми группами и коллективами, а также с родителями и преподавательским коллективом учреждения; осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой обучающихся, менять её направление и характер в случае необходимости; анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью.

Таким образом, деятельность образовательных учреждений ДОСААФ по военнопатриотическому воспитанию граждан и подготовке её к квалифицированному труду по защите Отечества сегодня и будущем останется актуальной. Вместе с тем, качество этой работы напрямую связано с уровнем профессионализма обучающего состава и состоянием процесса обучения в образовательных учреждениях ДОСААФ, что представляет несомненный интерес как предмет исследования педагогической науки.

Библиографический список

1. Устав Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивнотехническая организация - РОСТО (ДОСААФ)». - М.: «Типограф РОСТО», 2006.

2. Анохин А.И. В труде и боях закалённое: (Очерк истории оборонного Общества). - М.: «Магистр Лтд.», 1998.

3. Российская оборонная. Энциклопедический сборник. - М.: «Магистр-ПРО», 2002.

4. О деятельности Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)»: Информационный сборник. - М.: Типограф РОСТО, 2008.

5. Руководство по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ). - М.: РОСТО, 2007.

Ключевые слова: добровольные общественные организации, военные знания, укрепление обороны страны, военно-патриотическое воспитание.

Keywords: voluntary public organisations, military knowledge, strengthening of defence of the country, military-patriotic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.