Научная статья на тему 'Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе'

Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ / СИСТЕМА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубин Юрий Васильевич, Маврин Сергей Анатольевич

В статье формулируется сущность и назначение педагогической системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Описываются ее ключевые составляющие, а также характеризуются условия, в которых она организуется. Впервые выделены и охарактеризованы ее содержательные составляющие: добровольная и обязательная подготовка, кадетское образование, военно-патриотическое воспитание, прикладные и технические виды спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики педагогической системы подготовки граждан к военной службе»

Трубин Юрий Васильевич - комиссар Военного комиссариата Омской области, г. Омск.

644043, г. Омск, ул. Партизанская, д.14 Тел. 8-(3812)-23-82-52. E-mail: [email protected]

Маврин Сергей Анатольевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФБГОУ ВПО «Омский государственный

педагогический университет», г. Омск.

644043, г. Омск, ул. Партизанская, д. 4а.

Тел. 8(3812)-23-37-64. E-mail: [email protected]

Ю.В. Трубин, С.А. Маврин

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН к военной службе

Подготовка граждан к военной службе является важным компонентом не только военной безопасности, но и строительства гражданского общества Российской Федерации. Она представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих и специальных должностных обязанностей военной службы. Это одна из форм целенаправленной социализации молодых людей, в которой собственные функции и задачи выполняют практически все институты. В силу своей сложности и многоаспектности она может быть рассмотрена с позиций общенаучного системного подхода, который позволяет сформировать представления о ней, необходимые для решения задач нашего исследования.

Методология системного подхода в педагогике базируется на трудах В.П. Беспалько [3], Н.В. Кузьминой [6], А.М. Сидоркина [9] и др. ученых. Рассматривая качественное своеобразие педагогических систем, авторы определили, что к данной категории относятся не только системы, наполненные исключительно педагогическим содержанием, но и вообще системы с наличием педагогического: в целях, содержании, формах и методах его реализации. Как следует из положений этих авторов, исследования педагогических систем ведутся на основе специальной программы, с одной стороны, основанной на общенаучном системном подходе, а, с другой стороны, отражающей их специфику.

Решение проблемы комплектования Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами за счет создания целенаправленных

педагогических систем подготовки граждан к военной службе - способ, к которому традиционно прибегает российское общество и государство в случае обострения противоречий между потребностями армии в кадрах и их качественным удовлетворением.

В современной постановке проблема целенаправленной подготовки граждан к военной службе актуализируется в исследованиях Г.М. Аверьянова [1], В.И. Кузьмина [5], С.П. Полякова [8], Ю.А. Танюхина [10] и др. Основными противоречиями, на которые ссылаются авторы, являются противоречия между:

- ростом требований к будущим защитникам Отечества и уровнем их умственного, психологического, духовно-нравственного и физического развития. Противоречие возникает в связи с ослаблением традиционных институтов воспитания и развития личности: семьи, школы, общины и др., снижением роли «двора», спортивных, общественных и молодежных объединений в развитии личности, а иногда и полным исключением их из жизни молодого человека;

- высоким образовательным цензом для большинства воинских специальностей и снижением образовательного уровня призывного контингента;

- изменением срока службы, увеличивающим ежегодную кадровую потребность Вооруженных сил, и уменьшением численности граждан, которых можно направить на комплектование войск. Противоречие связано как с общей демографической ситуацией в Российской Федерации, так и уклонением части граждан от призыва на военную службу.

Однако заметим, что выше приведена только одна группа противоречий, разрешение которых связано с формированием и развитием педагогической системы подготовки граждан к военной службе. Эта группа определяется прямыми потребностями Вооруженных сил России. Она наиболее очевидна, поэтому практически всегда подчеркивается исследователями проблемы, но такое понимание, на наш взгляд, является узким, если не сказать ошибочным. Например, этой же группой противоречий часто оперируют противники системы, которые уверены, что она станет не актуальной с появлением профессиональной армии. На самом деле, педагогическая система подготовки граждан к военной службе образуется также потребностями личности, общества и государства.

Потребности строящегося гражданского общества России связываются, наряду с экономическими, политическими, социальными условиями, с личностью, с гражданином, без которого это строительство невозможно. В

первую очередь, следует отметить, что физическое, духовное и умственное развитие человека является его жизненно важным интересом, который стремится реализовать любое развитое общество.

Нам близка и очень понятна идея гражданина - патриота, полноценного члена общества, которая основывается на гражданской, национальной, этнической, культурной и др. идентичностях. Мы предполагаем, что подготовка молодого человека к военной службе и есть та деятельность, в которой может развиваться и проявляться как идентичность, так и патриотизм личности.

Государственный интерес заключается в организации целенаправленной социализации молодых людей за счет их образования. Педагогическая система подготовки граждан к военной службе соответствует этому интересу, причем не только за счет вооружения молодых людей дополнительными знаниями, умениями и навыками. Эффективная целенаправленная социализация связывается с таким состоянием образования, которое вводит растущего человека в систему социальных связей, готовит его к роли государственного человека, роли защитника Отечества, роли представителя и творца культуры

Таким образом, педагогическая система подготовки граждан к военной службе целенаправленно формируется не только для удовлетворения потребностей Вооруженных сил, как это ошибочно принято считать, но и для удовлетворения жизненно важных потребностей человека, общества и государства. На этом основании попробуем определить основное ее системное свойство. На наш взгляд оно заключается в:

- способности готовить молодых людей к выполнению обязанностей государственной и, в частности, военной службы;

- возможности удовлетворять жизненно-важные интересы граждан в духовном, умственном и физическом развитии;

- появлении деятельности, в которой развивается гражданская идентичность и патриотизм молодого человека;

- решении насущных задач образования и социализации граждан.

Педагогическая система подготовки граждан к военной службе - это

целенаправленно создаваемая государством, обществом и российскими Вооруженными силами совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов педагогического процесса, которые в органичной взаимосвязи образуют свойство развивать качества личности, необходимые для выполнения

обязанностей военной службы в соответствии с интересами самой личности, общества, государства и его военной организации.

Как сложная система, она может, как мы считаем, объединять пять основных подсистем, образующих взаимосвязанные направления в целенаправленной деятельности государства, общества и Вооруженных сил:

- обязательную подготовку граждан к военной службе (в формате ОБЖ);

- обязательную допризывную и добровольную подготовку граждан к военной службе (на базе ДОСААФ);

- занятия военно-прикладными и техническими видами спорта;

- кадетское образование;

- военно-патриотическое воспитание молодых людей.

Обязательная подготовка граждан к военной службе в рамках исследуемой педагогической системы представляет собой:

- выполнение Федерального государственного образовательного стандарта общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривающего освоение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» или учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», в которых есть раздел «Основы военной службы»;

- участие в сборах, проводимых военными комиссариатами в интересах подготовки граждан к военной службе;

- освоение содержания учебного предмета или учебной дисциплины «Физическая культура»;

- освоение факультативного и дополнительного содержания иных учебных предметов или учебных дисциплин [7].

Кадетское образование представляет собой систему, в которой задачи обучения и воспитания молодых людей осуществляются в непосредственном контакте с военно-профессиональной деятельностью, ее содержанием, представителями, историей и традициями, нормами и правилами поведения, воинской культурой и т.д. [2]. Современное кадетское образование в России характеризуется устойчивым количественным и качественным ростом, формированием специфических региональных моделей, разнообразием форм и даже ключевых идей. Образовательные учреждения и организации кадетского образования обладают разной степенью контакта с военно-профессиональной деятельностью: от непосредственного погружения в нее (суворовские военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны) до формы проведения

досуга (например, военно-патриотические клубы, исторические и поисковые отряды).

Обязательная подготовка к военной службе и кадетское образование являются частью макросистемы образования - целенаправленной деятельности государства по передаче подрастающему поколению социального опыта, необходимого ему для полноценной социализации. Образование, обладающее собственными институтами, средствами, технологиями управления и др. компонентами, таким образом, оказывается одной из макросистем, в которые включена педагогическая система подготовки граждан к военной службе.

Обязательная допризывная и добровольная подготовка граждан к военной службе является формой, которая осуществляется в ДОСААФ в соответствии с целями этой организации. Обязательная допризывная подготовка при этом предусматривает освоение гражданином призывного возраста на курсах ДОСААФ одной из воинских учетных специальностей по направлению военного комиссариата. Добровольную подготовку граждан к военной службе, которая по своей сути является дополнительным образованием, призваны осуществлять региональные центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, которые сегодня находятся в стадии формирования в ДОСААФ. Основное содержание этой деятельности включает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы;

- военно-патриотическое воспитание;

- формирование физической и морально-психологической готовности к военной службе,

- организацию и проведение в рамках добровольной подготовки граждан к военной службе занятий военно-прикладными видами спорта.

Широкой формой участия граждан разного пола и возраста в педагогической системе подготовки граждан к военной службе являются занятия военно-прикладными и техническими видами спорта. Такие занятия не только способствуют удовлетворению потребности человека в активности, но и формируют у него военную и техническую направленность личности, психологическую устойчивость и волю, необходимые для выполнения обязанностей военной службы, а, кроме того, формируют категорию граждан, способных и мотивированных к техническому и инженерному творчеству.

Эти два направления в составе педагогической системы подготовки граждан к военной службе вводят ее в макросистему деятельности добровольных оборонных общественных организаций.

Наконец, направлением, которое включено в педагогическую систему подготовки граждан к военной службе, является военно-патриотическое воспитание. Его выделение допустимо только в исследовательских целях потому, что военно-патриотическим воспитанием молодежи занимаются и в системе образования, и в системе работы ДОСААФ. Военно-патриотическое воспитание сегодня - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Через это направление деятельности педагогическая система подготовки граждан к военной службе может быть включена в макросистему патриотического воспитания граждан. Сегодня оно осознается как первоочередная государственная задача, которая осуществляется на основе собственной государственной программы и призвана способствовать формированию государственной и национальной идентичности, и на этой основе - чувства любви к Родине, уважения к культуре, готовности развивать и защищать их [4].

Организация педагогической системы подготовки граждан к военной службе осуществляется в несколько этапов. В соответствие с Концепцией подготовки определено: к 2010 г. система сформирована структурно, обозначено ее фактическое наличие, актуализирована проблематика, намечены основные направления наполнения структуры педагогическим содержанием. Это основное условие, которое делает возможным саму постановку задач. Вместе с тем, при организации взаимодействия следует учесть, что не все условия, которые определены в Концепции для первого этапа, созданы на практике. Отметим то, что, по нашему мнению, обусловливает постановку задач:

- не закончено оснащение организаций ДОСААФ России современной техникой, оборудованием и тренажерами, автоматизированными системами обучения, современным программно-математическим обеспечением учебного процесса. Формирование ресурса образовательных процессов в ДОСААФ

является одним из предметов совместной деятельности Вооруженных сил, федеральных и региональных властных структур и самих ДОСААФ;

- не полностью разработаны единые перечни требований к компетенциям, а также профессионально-важным качествам граждан, призываемых на военную службу. Отдельные разработки в этом направлении не достаточно конструктивны, чтобы служить целям образовательного процесса;

- отсутствует стандарт военно-патриотического воспитания, его единые программы, ориентированные на научно обоснованные требования к личностному развитию гражданина. Государственный и общественный заказ, задачи, определенные нормативными документами, не могут быть напрямую реализованы в программах военно-патриотического воспитания ДОСААФ;

- региональные программы подготовки граждан к военной службе находятся в стадии формирования, а в организации реальной работы ДОСААФ и военные комиссариаты вынуждены напрямую использовать положения Федеральных программных документов;

- региональные центры подготовки граждан к военной службе на базе ДОСААФ созданы структурно, но образовательные процессы в них организованы лишь частично. В школах подготовки и школах военнопатриотического воспитания в их составе ощутим не только дефицит обучаемых, но и дефицит педагогических технологий;

- образовательные учреждения ДОСААФ осуществляют курсовую подготовку, преимущественно рассчитанную на требования двухгодичной службы, тогда как в современных условиях ее параметры должны быть приведены к соответствию заказа Вооруженных сил России.

Таким образом, педагогическая система подготовки граждан к военной службе сформирована институционально, но пока еще нуждается в наполнении конкретным педагогическим содержанием. Ее полноценная организация и эффективное функционирование выступает фактором полноценного военного строительства.

* * *

1. Аверьянов ЛМПсихолого-педагогические условия подготовки подростков к военной службе: дис. ...канд. пед. наук. Оренбур, 2001. 201 с. Машинопись.

2. Асриев А.Ю. История кадетского образования России. Обзор системных исследований // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 7-19.

3. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» [Электронный ресурс] // Федеральное архивное агентство: [сайт]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 26.12.2012)

5. Кузьмин В.И. Военно-патриотическое воспитание в процессе подготовки молодёжи к воинской службе: на примере учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации: дис. ...канд. пед. наук. М., 2004. 147 с.

6. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях // Методология педагогических исследований / ред. А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. 165 с.

7. Об утверждении концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. иКЬ: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения 22.01.2013)

8. Поляков С.П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации: дис. .д-ра. пед. наук. М., 2010. 576 с. Машинопись.

9. Сидоркин А.М. О специфике педагогических систем // Теоретикометодологические вопросы педагогики. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1990. 166 с.

10. Танюхин Ю.А. Педагогические основы подготовки юношей-старшеклассников к военной службе: дис. .д-ра пед. наук. СПб., 2000. 400 с. Машинопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.