ствия к достижительному труду и стимулирования персонала в настоящих условиях являются: ориентация на стратегические цели образовательной организации, внимание к внутренним мотивам педагогической деятельности, активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования педагогических работников, осуществление партиципативного похода к мотива-ционному процессу и др.
Литература:
1. Бурмистров, А., Газенко, Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? / А. Бурмистров, Н. Газенко // Управление персоналом. - 2009. - № 7. - С. 48-49.
2. Магура М.И. А вы знаете, какую отдачу получает ваша компания от своего персонала? / М.И. Магура // Управление персоналом. - 2010. -№11.-С. 59-62.
3. Токарева А.Б. Успешная работа с персоналом -залог эффективной деятельности организации / А.Б. Токарева // Деньги и кредит. - 2003. - № 8. -С. 35-38.
4. МакКлелланд, Д. Мотивация человека / Д. Мак-Клелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
5. Цветкова Г. Кризис трудовой мотивации и его последствия / Г. Цветкова // Экономист. - 2010. -№ 4.-С. 51-56.
6. Персональный менеджмент : учебник / ред. С.Д. Резника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФ-РА-М, 2002. - 622 с.
CREATING A POSITIVE ATTITUDE TO MILITARY SERVICE OF STUDENTS DURING MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION Bitev Alexander Sergeevich, Post-graduate student North-Caucasus Social Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
This article discusses ways to improve the effectiveness of military-patriotic education of students in order to create a positive attitude to military service in the Armed Forces.
Keywords: Military service; military service; youth training; military- patriotic education.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.08
© БитевА.С., 2016
БИТЕВ Александр Сергеевич, аспирант, Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ХОДЕ ВОЕННО-ПА ТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматриваются пути повышения действенности военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с целью формирования у них позитивного отношения к воинской службе в ВС РФ.
Ключевые слова: воинская служба; служба в армии; подготовка молодежи; военно-па триотическое воспитание.
I
События последних лет позволяют судить о том, что падение духовных ценностей, социальное расслоение общества имеют отрицательное влияние на общественное сознание многих социальных групп населения нашей страны, в том числе и на студенческую молодёжь. В общественном сознании студентов широкое распространение получает эгоизм, равнодушие, цинизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважение к государству и его армии. Обнаруживается устойчивая тенденция к падению престижа военной службы.
Нечеткость понятий честь, долг, Отечество, резко снизившийся престиж воинской службы привносят свой отрицательный вклад в морально-психологическое состояние призывников из числа студентов и выпускников гражданских вузов [5,25]. А уменьшение срока военной службы до одного года, качество подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации существенно влияет на сроки приведения воинских частей и подразделений в боеспособное состояние. То есть на сегодняшний день в качестве важного слагаемого уровня боевой подготовки любой части выступает уровень и качество подготовки её призывников.
Именно поэтому на современном этапе в условиях реформирования Вооруженных Сил России предъявляются высокие требова-
ния к организации и содержанию воинского воспитания военнослужащих. Подчеркнем, что от способа комплектования вооруженных сил в ведущих государствах мира во многом зависит содержание и направленность системы подготовки молодежи к военной службе.
Отметим, что трансформация российского общества, углубляющиеся социально-экономические проблемы, реформирование Вооруженных сил привели к проблеме социально-психологической неготовности большей части молодежи к воинской службе. В связи с чем, указанный круг вопросов приобретает особую актуальность и социальную значимость. Это нацеливает педагогическую науку на расширение научных исследований и поиск путей решения поставленных задач в области изменения социального поведения молодежи, формирования позитивного отношения молодежи к воинской службе.
Под позитивным отношением к воинской службе мы подразумеваем формируемые установки личности, а именно психологическую готовность к воинской службе, отсутствие страха перед армией, доверие к военному руководству, осознание важности собственной деятельности по защите Отечества.
В работе Л.Э. Кузнецовой отмечается, что для изменения отношения молодежи к воинской службе необходимо активизировать работу социальных институтов, а именно семьи, школ, образовательных институтов, средств массовой информации по формированию во-енно-патриотическихустановок и ориентаций личности [4,324].
Рассмотрим же причины, которые привели к негативному восприятию молодежи воинской службы.
О.Г. Рындина в своём исследовании выявила ряд объективных и субъективных причин, снижающих желание молодежи служить в армии. К объективным причинам автор относит: последствия затянувшегося экономического кризиса; упадок духовно-нравственных ценностей; отсутствие реальной работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию молодежи. На формированиеу молодёжи социально-психологической готовности к службе в армии влияют следующие факторы: безработица в регионе; снижение доходов в семье; рост преступности; наркомания; алкоголизм; рост числа разводов; возрастание числа семей, где мальчиков воспитывает одна мать; наличие "горячих точек". Все эти факторы негативным образом влияют на формирование у допризывной молодежи сознательного выполнения воинского долга [6,5].
К субъективным причинам, формирующим социально-психологическую неготовность молодежи к службе в армии, автор относит: страх родителей за жизнь своего сына (особенно если это одна мать); страх самих призывников перед "горячими точками"; страх получить физические увечья от "армейских дедов"; боязнь остаться без поддержки родителей.
Как отмечает автор, все эти объективные и субъективные причины приводят к тому, что родители всеми доступными способами пытаются избежать службы в армии для своих сыновей. Это ведет к росту коррупции военных чиновников. Весь комплекс объективных, субъективных факторов влечет за собой развитие "социальной трусости" как среди юношей, так и среди родителей призывников.
Боязнь оказаться в рядах призывников, побуждает выпускников школ поступать в выс-шиеучебные заведения на мало привлекательные для них специальности, "лишь бы поступить, только бы не забрали в армию". В этом случае и учёба становится не интересной, и не является ценной и значимой для таких студентов, появляется тенденция "отсидеться". Отсюда и пропуски занятий, и низкая успеваемость, низкая заинтересованность в получаемой профессии. Такие выпускники скорее всего не будут работать по направлению получаемой специальности, тем самым расшатывая рынок труда региона и повышая уровень молодежной безработицы. Наличие "отсиживающихся" студентов приводит к снижению качества образования, к девальвации высшего образования в целом, развитию коррупции в образовании (особенно в высшей школе).
И.Ф. Амельчаков, Ю.И. Андриенко, О.Г. Рындина, В.В. Шахов, К.А. Ястребова и др. отмечают, что у современного поколения молодежи существенно изменились моральные представления и нормы поведения. За последние двадцать лет нравственные ценности воинской службы, такие как патриотизм, честь защиты Отечества, воинское достоинство и честь, уважение к воинской службе перестали быть важными для подростков и юношества. Произошла девальвация значимости воинской службы, в сознании молодежи размыты патриотические основы и ценности [1, 7; 6,4; 9,150; 12,132].
Позитивное отношение к воинской службе не является врожденным, это чувство, которое целенаправленно формируется. Следовательно, необходима плановая системная работа с учащимися школ, средних профессиональных учебных заведений и вузов. Ожидаемый ре-
Ф
1-й
О си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
45
зультат у учащихся: избавление от страха перед срочной службой в армии; развитие чувства долга; развитие волевых качеств; формирование уважения к профессии военного; уважение к солдату - защитнику Отечества.
Результаты исследования Д.С. Крутилина и О.Г. Рындиной позволили нам сделать вывод о + том, что сформированное позитивное отношение к воинской службе у молодежи будет 3 являться результатом планомерного, целенап-^ равленного, системного военно-патриотичес-«£ кого воспитания [3,102; 6, 5]. Т Затрагивая вопрос о военно-патриотическом воспитании молодежи, мы можем подчер-^ кнуть, что оно направлено именно на фор-ку* мирование позитивного и осознанного отношения к военной службе как определен-Ш ной гражданской обязанности, закрепленной 3" в сознании в виде социальных установок, иде-^ алов и убеждений.
Ьг Подчеркнем, что организация военно-пат-I риотического воспитания предполагает формирование определенной совокупности С! чувств, мыслей, побуждающих молодежь к оп-Ш ределенным действиям, т.е. речь идет о форС мировании мотивов деятельности.
4б В русле общей методологи военно-патрио-
тической ориентации формирование мотив необходимо осуществлять опираясь на:
1) закон экстремума мотивационного воздействия, заключающийся в чрезмерно сильном или длительном воздействии, которое может повлечь за собой прямо противоположный эффект;
2) закон относительно большей силы мотивов достижения по сравнению с мотивами направленными на избежание наказания;
3) закон возрастания силы мотива при целенаправленной деятельности по мере приближения к определенной цели;
4) закон положительного эффекта опосредованного мотивационного воздействия (так в ряде случаев, лучше, не убеждать человека, а исподволь подводить его к принятию определенного мотива какбы самостоятельно) [7,345].
Ведущей предпосылкой мотивированного и позитивного отношения молодых людей к службе в ВС России служит осознание ими того факта, что в ходе военной службы, в ходе призыва учитывается полученная ранее гражданином его профессиональная подготовка. В ВС России целенаправленно используют полезные психологические качества, умения, навыки, знания, которые были получены молодыми людьми до призыва их на военную службу.
Исходя из вышеизложенного, мы можем подчеркнуть, что военно-патриотическое вос-
питание учащейся молодежи должно быть нацелено на:
1) формирование у них мотивов исполнения воинской обязанности, а также на самореализацию в воинской деятельности, т.е. формирование стремления стать военнослужащим, развитие желания в овладении определенной военно-учетной специальностью или воинской должностью;
2) доведение до сознания молодых людей того факта, что военная служба является определенным этапом профессионального совершенствования специалиста, возможностью получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной ранее гражданской профессии;
3) формирование желания получить определенную специальность, которая может пригодиться и после увольнения с военной службы, а также поможет повысить конкурентоспособность молодого человека на рынке труда;
4) формирование стремления деятельно и активно реализовать свое позитивное отношение к военной службе в ходе занятий военно-прикладными видами спорта, подготовки к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, развития необходимых для удачной военной службы профессионально важных качеств;
5) формирование мотивации принятия решения о выборе военной карьеры как своего жизненного пути;
6) стимулирование внутреннего согласия о необходимостьи пройти военную службу по призыву [7,347].
Педагог И.Ф. Харламов считает, что обеспечение позитивного отношения к воинской службе является формирование патриотизма как интегрального качества личности. И.Ф. Харламов представляет структуру патриотизма как качества личности, в которой выделяет базовые компоненты: потребностно-мотивационный; интеллектуально-чувственный (взгляды, убеждения, знания); поведенческий и волевой. Автор подчеркивает деятельностный характер данного качества и его формирование осуществляется в процессе практической деятельности учащихся просоциального характера. При этом необходимо стимулировать познавательную активность учащихся [10,208].
A.A. Селуянов указывает, что позитивное отношение общества к армии в целом и каждого молодого человека в частности будет зависеть от организации учебно-воспитательного процесса военного профессионального образования. Воспитание среди будущих офи-
церов истинных патриотов, людей с гуманными установками обеспечит доверие большей части общества (особенно матерей солдат) к срочной службе в армии. Здесь на первый план выходит компетентностный подход в организации и обеспечении качественного военно-профессионального образования в высших военных учебных заведениях страны [8,145].
Анализ литературы показал, что формирование позитивного отношения к воинской службе является результатом реализации патриотического воспитания молодежи, а на ее эффективность в системе образования влияют следующие факторы:
- индивидуально-психологические факторы: ценностные установки, знания о военной службе, волевые качества, эмоциональные установки и переживания;
- социально-психологические факторы: моральные установки и психологический климат в ученических коллективах,установки отношения к воинской службе в семьях учащихся;
- педагогические факторы: уровень развития патриотизма в педагогическом и ученическом коллективе образовательного учреждения, реализация программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", организация социального партнерства с общественными организациями и воинскими коллективами (кадетские школы, воинские части, высшие учебные заведения военной направленности и т.п.).
Необходимо также отметить, что основной целью процесса формирования позитивного отношения учащейся молодежи к воинской службе выступает разработка методического инструментария. В связи с этим перед образовательным учреждением встает ряд следующих задач:
- помочь учащимся в изучении основ воинской службы, развивать патриотические чувства учащейся молодежи, развивать социальное партнерство с воинскими частями региона и специализированными образовательными учреждениями военно-прикладной направленности;
- сформировать у учащейся молодежи позитивное/положительное отношение к воинской службе на основе полного представления о срочной службе (быт солдата, режим дня, приобретаемые знания, умения и навыки воинской службы, определения социальных гарантий).
В работах Д.З. Джандарова, М.В. Циулиной и др. указаны проблемы, которые затрудняют работу по патриотическому воспитанию мо-
лодежи и формированию позитивного отношения к воинской службе, среди них:
- отсутствие четкой идеологической позиции государства;
- устранение ранее хорошо зарекомендовавших себя форм и методов патриотического воспитания, как устаревших;
- разобщенность в деятельности различных структур (учебных заведений, общественных организаций, клубов и т.д.);
- рассогласованность нормативно-правовой базы для организации деятельности единой системы военно-патриотического воспитания;
- недостаток новых педагогических технологий воспитательной работы [2,16; 11,277].
Отметим, что в настоящее время подготовкой молодёжи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации и ее военно-патриотическим воспитанием как важнейшими составляющими патриотического воспитания граждан, а также подготовкой призывников по военно-учетным специальностям занимаются разные ведомства и министерства: Спорта, Туризма и по делам молодёжи; Образования; МЧС; Обороны; ДОСААФ; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Росво-енцентр при Правительстве РФ; ветеранские, религиозные и молодёжные общественные организации; муниципальные образования.
Однако подчеркнем, что отсутствие каких-либо скоординированныхучебных нормативов и программ, методических пособий, учебников, наглядных пособий по военному делу, учебно-материальной базы, которые в установленном порядке могут быть допущены в образовательный процесс. Подготовка и лицензирование квалифицированных инструкторов и преподавателей военного дела не предусмотрена ни в одном ведомстве и министерстве.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме мы пришли к выводу, для повешения эффективности военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах Российской Федерации целесообразно:
1. Дополнение закона "О воинской обязанности и военной службе", распространение его положений в части, касающейся добровольной подготовки, на высшие профессиональные учебные заведения.
2. Необходимость создания на федеральном уровне межведомственного учебно-методического центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Задачами этого центра станут: разработ-
Ф
г-Н
О си
-О 0-
ш <
1=с
си
1Г
к^ С Ё
47
ка учебно-методического обеспечения процесса образования для учреждений и организаций, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием и допризывной подготовкой; координация деятельности всех создаваемых региональных центров патриотического воспитания и допризывной подготовки; работа по подготовке, переподготовке и лицензированию их инструкторско-преподавательского и руководящего состава.
3. Инициация ДОСААФ России при поддержке Министерств Образования, Обороны, Спорта, туризма и молодёжной политики формирования молодежных общественных объединений, профильных для каждого вида Вооруженных Сил и родов войск, путем объединения в них клубов юных моряков, космонавтов, летчиков и др. Соответствующие военные ведомства должны разработать для этих клубов профильные программы, методички и учебники, оказать помощь с учебно-материальной базой.
4. В соответствии с ФЗ №53 "О воинской обязанности и военной службе" и Указом Президента РФ №391 (1997 г.) необходима организация учета и призыва выпускников военно-спортивных и военно-патриотических клубов, сообразно с профилем их подготовки. На сегодняшний момент, в связи с реорганизацией военных комиссариатов, работа в этом направлении является практически свернутой.
5. Разработка и издание требований, нормативов и положений, предусматривающих порядок лицензирования общественных организаций для исполнения этой, по существу образовательной, деятельности, с учетом того, что нормативно-правовая и законодательная база Российской Федерации, включая Постановление Правительства N1441 от 1999 г. (Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе) распространяет обязанность и право заниматься допризывной подготовкой не только на ДОСААФ, но и на прочие общественные организации, что до сих пор не выполнено ни Минобрнауки, ни Генеральным Штабом. Это обстоятельство является одним из факторов, который существенно сдерживает активность общественных организаций в сфере военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодёжи.
6. Более активное освещение в средствах массовой информации мероприятий по военно-патриотической деятельности молодёжных организаций и успехов в проведении допри-
зывной подготовки. В рамках данного пункта требуется создание информационно-пропагандистской интернет-площадки по военно-патриотическому воспитанию и активизация работы в интернет-пространстве с применением современных информационных технологий. Одна из важнейшей задач военно-патриотической работы - это накопление, обработка и распространение информации, сбор и анализ обратной информации, управление региональными молодёжными организациями, обеспечение доступа к информации участников молодёжных клубов и прочих категорий молодёжи. Также необходимо инициировать и обеспечить разработку компьютерных игр с позитивными образами военнослужащих Вооруженных силах Российской Федерации.
Все вышеперечисленное позволит:
1. Привлечь офицеров запаса и ветеранов к осуществлению государственной политики в области гражданского и военно-патриотического воспитания молодого поколения, к его подготовке к воинской службе в рядах Вооруженных силах Российской Федерации и существенному повышению эффективности этой работы;
2. Воспитать у молодежи чувство патриотизма, любовь к Родине, сформировать у подрастающего поколения готовность к военной службе и к защите Отечества, знания, навыки и умения, которые требуются каждому юноше для службы в армии, морально-волевые качества;
3. Оказывать эффективное противодействие проявлениям религиозного и политического экстремизма в среде молодежи, распространению алкоголизма и наркомании. Вырастить физически здоровое поколение и сформировать у него здоровый образ жизни.
Таким образом, мы можем сказать, что современные реформы Российского общества сопровождаются рядом отрицательных явлений, одно из которых проявляется в падении морально-нравственных и гражданских ориентиров среди студенческой молодёжи вузов. С либерализацией всех сфер общественной жизни, принятием курса, направленного на построение правового государства, и формированием гражданского общества, вся прежняя система воспитания студентов как будущих защитников Отечества была отвергнута. Появилась острая необходимость в создании новой технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе, которая будет основана на исторически
сложившихся боевых, духовно-нравственных, культурных и трудовых традициях, а также на новых конституционных ценностях РФ.
Литература:
1. Амельчаков И.Ф., Андриенко Ю.И., Шахов В.В. Патриотизм как важнейшее морально-политическое качество // Вестник БелЮИ МВД России. -2015,-№2.-С. 5-9.
2. Джандаров Д.З. Патриотическое воспитание студентов средствами военно-прикладных упражнений : автореф. дис.... к. пед. н.- Махачкала, 2011. 21 с.
3. Крутилин Д.С. Об укладе военной службы по призыву в современных вооруженных силах России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № б (118).-С. 101-112.
4. Кузнецова Л.Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода // Молодой ученый. - 2012. -№3. - С. 324-327.
5. Прилюдько И.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - СПб., 2007. - С. 24-27.
6. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Рос-
сийской армии : автореф. дис. ... канд. психолог, наук. - Чебоксары, 2006. - С. 3-5.
7. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2 (47). - С. 243-247.
8. Селуянов A.A. Проблемы реализации болонс-ких соглашений в рамках реформирования военного образования // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 12. - С. 145-146.
9. Толстова H.A. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2010. Т. 3. - № 1-1 (3). -С. 148-152.
Ю.Харламов И.Ф. Педагогика :учеб. пособие/И.Ф. Харламов. - 4-е изд. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с. П.Циулина М.В. Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы // МНКО. - 2009. - №7-2. - С. 276-278. 12.Ястребова К.А. Социально-педагогическое сопровождение учебной деятельности и поддержка студентов среднего профессионального образования в условиях динамичного социума // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №44-1.-С.132-142.
СО
Г-Н
О CU
-О 0-
ш <
1=с
си
2Г
kj^ С Ё
THE DEVELOPMENT OF A CIVIC IDENTITY OF STUDENTS IN TERMS OF COLLEGE
Bogatyreva Rima Jabrailovna, Post-graduate student, Pyatigorsk State University, Lecturer, Nazran Polytechnic College, Nazran, Ingushetia
This article analyzes the problems of development of civic identity of College students in the process of getting their vocational education. Noted the need for an integrated approach to this process, disclosed pedagogical technologies of forming of civil identity.
Keywords: civic identity; students; educational technology; College; students; legislative framework; professional education; identity; socialization; competence; civic duty; tolerance; patriotism.
49
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
В данной статье анализируются проблемы развития гражданской идентичности студентов колледжа в процессе получения ими среднего профессионального образования. Отмечена необходимость комплексного подхода к данному процессу, раскрыты педагогические технологии формирования гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданская идентичность; студенты; педагогические технологии; колледж; студенческая молодежь; законодательная база; профессиональное образование; самоидентификация; социализация; компетентность; гражданский долг; толерантность; патриотизм.
УДК 377 ВАК РФ 13.00.02
© Богатырева Р.Д., 2016
Современная социальная ситуация развития России требует от средних профессиональных учебных заведений поиска новых путей формирования не только специалиста - профессионала в своей отрасли, но и зрелого гражданина. Способность полноценно оценивать текущую обстановку, ориентироваться в ней, проявлять гражданские качества должны стать отличительными чертами выпускников современных российских колледжей.
Происходящие преобразования связаны, в первую очередь, с интеграцией страны, как в мировое экономическое, так и в миро-
БОГАТЫРЕВА Рима Джабраиловна, аспирант, Пятигорский государственный университет, преподава тель, Назрановский политехнический колледж, Назрань, Республика Ингушетия