В основу анализа современного состояния допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации положены реальная практика и материалы диссертационных исследований. Этот подход объясняется тем, что в диссертационных исследованиях наиболее оперативно отражены достижения конкретной научной области в обобщенном виде, а также в них, как правило, нашли отражение все другие виды научных публикаций. Вместе с тем, при анализе данной проблемы изучались и другие литературные источники.
В конце XX - начале XXI вв. такие ученые, как Г.М. Аверьянов [1], П.Ф. Агинов [2], В.И. Бачевский [3], А.Н. Вырщиков [4], Р.А. Кемов [5], С.А. Константинов [6], В.И. Лутовинов [7], В.М. Манукян [8], И.В. Мельчакова [9], С.И. Мешкова [10], С.И. Петров [11], Ю.А. Танюхин [12], С.М.Фильков[13], К.В.Шевченко [14] и др., работали над проблемой подготовки подрастающего поколения к военной службе в России.
Целенаправленный анализ различной источниковой базы, реальной практической деятельности и поведения людей, результатов исследований общественного мнения многочисленных слоев и групп населения позволил констатировать, что в постпе-рестроечных условиях (1991 - 2004 гг.) наблюдался кризис российского общества и его Вооруженных Сил. И только в последнее время ситуация изменилась к лучшему. Об этом свидетельствуют следующие факты. В 2006 г., по сравнению с предыдущим, в Вооруженных Силах РФ уменьшилось количество правонарушений: более чем вдвое сократилось число происшествий, почти на 48% снижена гибель военнослужащих, в том числе на 24 % - самоубийств [15].
В современных условиях в социальной жизнедеятельности молодого человека значительное место занимает проблема подготовки и адаптации к военной службе. К.В. Шевченко выделяет следующие проблемы: негативные установки, доминирующие в обществе по поводу уровня развития системы Вооруженных Сил, достаточно низкий социальный статус новобранца, изолированность и замкнутость процесса прохождения службы, доминирование атмосферы авторитарных (иногда в том числе «неуставных») отношений в армии [16].
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, до настоящего времени не снята проблема «уклонистов», только осенью 2005 года их было около 18 тысяч [17]. 551 дезертир был задержан в ходе весенней призывной кампании 2008 г. [18].
На ход призывных кампаний оказывает влияние демографическая ситуация в стране. Так, если в 1987 г. родились 1 млн 283 тыс. мальчиков, то в 1999 г. - только
626 тыс. мальчиков. Дальнейший прогноз свидетельствует, что возможности призыва в будущем будут ещё более ограничены и призывные комиссии столкнутся с падением возможностей по комплектованию Вооружённых Сил. Обратимся к цифрам. По данным Госкомстата в 2004 г. на воинский учёт поставили 1 млн 200 тыс. человек, в 2006 г. - 1 млн., а в 2008 г. - лишь 800 тыс. призывников. К 2016 - 2020 гг. эта цифра окажется ещё меньше [17].
В связи с этим актуальным является социально-педагогическое обеспечение процесса подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации.
Анализ различных литературных источников, специальных опросов представителей различных категорий преподавателей, изучение их практической деятельности позволили взять за основу мнение В.П. Давыдова, который под понятием педагогический процесс понимает специально организованную целенаправленную деятельность субъектов педагогической работы совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, развитию и самосовершенствованию [19].
Как известно, в понятие подготовки допризывной молодежи к военной службе, наряду с военно-патриотическим воспитанием, входит также физическая и военная подготовка [20]. Физическая подготовка носит определенную самостоятельность и обычно рассматривается самостоятельно. Военная же подготовка настолько тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, что нельзя полностью раскрыть все значение последнего, не показав их взаимную обусловленность.
Подготовка граждан предусматривает обязательную и добровольную подготовку. Обязательная подготовка граждан предусматривает получение знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, военно-патриотическое воспитание. Добровольная подготовка проводится в следующих формах: занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Кроме этого, большая работа ведется по военнопрофессиональной ориентации молодежи.
Реализуя требования Законов Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании» Министерством образования и науки совместно с Министерством обороны и Министерством здравоохранения и социального развития России были разработаны нормативные акты
об организации обучения, медицинского обеспечения и военно-
профессиональной ориентации молодежи.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций (предприятий, учреждений) организуется и проводится подготовка граждан Российской Федерации по основам военной службы. Она является составной частью подготовки к военной службе и предусматривает обязательное проведение пятидневных учебных сборов.
В процессе подготовки по основам военной службы изучаются положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», история создания, организационная структура, задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, основные понятия о воинской обязанности и военной службе и другие вопросы.
Для выявления современного состояния педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях автором был проведен анализ школьной программы по допризывной подготовке.
Современная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» [21] для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации Г осударственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. Программа является единой для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Предлагаемая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.
Структурно программа состоит из 3 разделов и 13 тем.
Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в
вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, полученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Г ражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.
Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся приобретают начальные знания в области обороны, знакомятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получают сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, их структуре и предназначении для обеспечения национальной безопасности страны; уясняют роль и значение военно-патриотического воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Предлагаемая программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Темы «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Военнослужащий - защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил», «Основы военной службы» (практические занятия на базе воинской части), представителями прекрасного пола не изучаются. В это время с девушками организуются занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий о физическом, духовном и репродуктивном здоровье женщины; на подробное рассмотрение вопросов семейного права, роли женщины в современном обществе, социально-демографической обстановки в России, взаимосвязи здоровья женщины и здоровья нации.
Программа рассчитана на 110 учебных часов (из них 40 часов - на учебные сборы после 10 класса). Так, на изучение курса ОБЖ в 10-11 классах отводится по 35 часов. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Пятидневные учебные сборы являются важнейшим заключительным этапом изучения основ военной службы с учащимися предпоследнего года обучения и проводятся в целях закрепления полученных знаний и приобретения необходимых практических навыков. От уровня их организации и проведения во многом зависит понимание обучающимися обязанностей будущего воина, первое представление о службе в Вооруженных Силах, а возможно и решение вопроса о выборе военной профессии [22].
Задача учебных сборов - дать возможность юношам на базе воинской части приобрести некоторые практические навыки в объеме одиночной подготовки солдата, знания по организации размещения и быта военнослужащих, назначения и состава суточного наряда, основ строевой подготовки, а также ознакомиться с элементами огневой и тактической подготовки. Главное, что должен учащийся осознать, это то, что добросовестное изучение основ военной службы является обязанностью и патриотическим долгом каждого молодого человека нашей страны.
Подготовка и проведение учебных сборов на высоком организационном и учебно-методическом уровне является особой заботой органов управления образованием, военного комиссариата, директора образовательного учреждения и начальника учебного пункта, а также преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и инструктора-преподавателя учебного пункта. Действительную практическую помощь в проведении этого серьезного мероприятия оказывают органы местной администрации.
Преподавание «Основ безопасности жизнедеятельности» в старшей школе осуществляет преподаватель - организатор курса ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46. Занятия с девушками по программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рекомендуется проводить учителю биологии или специалистам, прошедшим соответствующую подготовку в системе дополнительного образования.
Можно сделать вывод, что юноши в процессе изучения данной дисциплины практически знакомятся с основами защиты жизни и здоровья при действиях в экстремальных ситуациях в обычной и армейской обстановке. Это оказывает серьезное влияние на подготовку молодых людей к военной службе в Российской Федерации.
Большое значение в современных условиях имеет организация процесса подготовки молодежи к военной службе.
В связи с этим, можно привести ряд положительных примеров деятельности государственных и общественных организаций в этом направлении, особенно в Башкирии, в Архангельской, Ярославской, Пензенской, Омской, Калининградской областях, Ставропольском и Хабаровском краях.
Тем не менее, в целом ряде общеобразовательных учреждений пришла в упадок учебно-материальная база начальной военной подготовки, в нерабочем состоянии находятся стрелковые тиры, классы. Ощущается острая нехватка руководителей НВП и ОБЖ, элементарного оборудования, инвентаря, имущества, учебной литературы и наглядных пособий [23].
Как показывает исследование, выделение бюджетных средств недостаточно для развития учебной материально-технической базы вневойсковой подготовки. Это приводит к низкой мотивации всей деятельности в области подготовки к военной службе в целом.
В соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий, была разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы».
Исходя из стратегических целей государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Как показало исследование, подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 80-
летнюю историю [24] по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется РОСТО - Российская оборонная спортивнотехническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями.
Важным элементом подготовки граждан Российской Федерации при призыве на военную службу является проведение их медицинского освидетельствования, обследования (лечения) и организации лечебно-оздоровительных мероприятии среди граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья. В связи с этим был издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 2001 г. № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе».
Согласно этому документу, медицинское освидетельствование юношей до их первоначальной постановки на воинский учет осуществляется лечебнопрофилактическими учреждениями под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во взаимодействии с военными комиссариатами на основании постановлений (решений) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В то же время, необходимо отметить, что в процессе своего развития педагогическая система подготовки российской молодежи к военной службе не всегда гибко реагировала на все изменения, происходившие как в обществе, так и в силовых структурах Российской Федерации.
Анализ диссертационных исследований, психолого-педагогической литературы, средств массовой информации показал, что существуют определенные проблемы в подготовке молодежи к военной службе. Среди них: снижение творческой составляющей в работе преподавателя, которую можно объяснить слабой учебноматериальной базой школ; низкий профессиональный стандарт преподавателей ОБЖ; бюрократизация ряда школ, выражающаяся в отсутствии предмета ОБЖ в учебном плане; недостаточное финансирование подготовки молодежи к военной службе в России; отсутствие координационных Центров в силовых структурах по подготовке молодежи к военной службе; несоответствие государственных образовательных стандартов федеральному законодательству.
Все вышеперечисленные проблемы доказывают необходимость модернизации педагогической системы подготовки российской молодежи к военной службе в современных условиях.