УДК 37
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ФАКТОР ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Книтель Н.Ю., соискатель кафедры педагогики, Военный Университет МО РФ
В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития допризывной подготовки молодежи в системе общего образования. Кроме того, в ней подчеркивается роль специфических предметов «Начальной военной подготовки», «Основ безопасности жизнедеятельности» и их влияния на допризывную подготовку молодежи.
Ключевые слова: допризывная подготовка, основы безопасность жизнедеятельности, учащаяся молодежь, военное обучение.
THE BASICS OF SAFETY, AS A FACTOR IN PRE-CONSCRIPTION TRAINING FOR
YOUNG STUDENTS
Knitel N., the applicant of the Pedagogy chair, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
The article considers some issues of formation and development of pre-conscription training of youth in the General education system. In addition, it emphasizes the role of specific subjects "Initial military preparation", "Basics of life safety" and their impact on pre-conscription training of youth.
Keywords: pre-conscription training, fundamentals of safety, students, military training.
порождают правовой нигилизм, политическую наивность, потребительскую психологию и пацифистские настроения большей части подростков. В значительной степени утратили свою роль и идеи патриотизма, без которых невозможно возрождение Отечества. Исследование показало, что если в середине 90-х годов прошлого века каждый второй из числа опрошенных считал такие понятия как патриотизм, честь, воинский долг, ушедшими в прошлое и лишенными смысла. Свыше 35% молодых людей заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% - о бессмысленности военной службы. В настоящее время социальная ситуация значительно улучшилась. Проведенные в ходе исследования опросы показали, что сейчас большинство молодежи все же считают военную службу необходимой, а намерение покинуть страну высказывают единицы.
Современное состояние ориентации учащейся молодежи на военную службу, наглядно показывают проведенные исследования [1.С. 19-23].
Имеющиеся данные наглядно показывают необходимость пересмотра отдельных сторон системы подготовки учащейся молодежи к воинской службе.
За годы советской власти в стране сложилась комплексная система подготовки молодежи к военной службе, и этот опыт должен быть использован при решении задач военной подготовки молодежи в системе общего образования в наши дни. Изменения, произошедшие в нашей стране в 90-е годы XX века, сказались и на военной подготовки молодежи в системе общего образования. В этих условиях постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» в школах с 1 сентября 1991 г. был введен новый курс - «Основы безопасности жизне-
На всех этапах становления и развития российского государства защита Отечества была и остаётся священным долгом всего народа. Важнейшим условием поддержания Вооружённых Сил Российской Федерации в состоянии оборонной готовности в современных условиях является эффективная и качественная подготовка молодёжи к военной службе.
В настоящее время работой по подготовке допризывников к военной службе занимаются организации в системе общего образования. Их деятельность по подготовке молодежи по военным специальностям управляется военными комиссариатами. Важность подготовки молодежи в системе общего образования обусловлена рядом факторов:
Во-первых, всесторонняя подготовка молодого поколения к защите своего Отечества остаётся важным фактором укрепления обороноспособности страны.
Во-вторых, при значительном сокращении Вооруженных Сил и снижении военных расходов, переходе на контрактную систему прохождения службы, сокращении сроков службы военнослужащих по призыву возникает настоятельная потребность подготовки обученного пополнения для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В-третьих, повышение роли подготовки будущих защитников Родины в значительной мере определяется влиянием на развитие военного дела научно-технического прогресса, который предъявляет высокие требования к военной и технической подготовке военнослужащих. Воинский труд в современных условиях стал более дифференцированным. Например, если к началу первой мировой войны основных военных специальностей было 15-20, в годы второй мировой войны - 160, то сейчас в армиях насчитывается более 2 тыс. военных специальностей, многие из которых предполагают серьезную подготовку.
В-четвертых, изменившиеся нравственные устои общества
Таблица 1.Сравнительная таблица показателей, характеризующих ориентацию молодежи на военную службу
Оцениваемые показатели
Общая оценка желания отслужить действительную военную службу
Оценка интереса к начальной военной подготовке
Самооценка способности стать младшим командиром
Чувство уверенности в успешном несении воинской службы
Готовность выполнять требования воинской дисцип-
П1ЛНМ
Желание поступить в военно-учебное заведение
Необходимость дальнейшего повышения оборонной мощи страны, боеспособности
Оценка значения ФП и С в воинской направленности, мотивации к воинской службе
Выбор условных оценок
«5»
18.1
11.4
17
48
34
1 Q
22.2
51.4
«4»
22.7
28.6
3Q
37
43
10
33.3
27.1
«3»
36.5
70
36
10
16
78
95
18.9
«2»
12.1
17.2
8.3
2.6
«1»
10.6
22.8
35
11.2
Ср.
бяпл
3.37
2.1
3.71
4.06
3 ,<
2.7
3.47
4.26
6 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2015 |
деятельности». Данное постановление определяло, что допризывная подготовка учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений РСФСР будет осуществляться в ходе изучения нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и на занятиях в кружках, факультативах, спортивных и военно-прикладных секциях, а также на уроках физической культуры.
Во исполнение указанного постановления и приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Необходимо отметить, что данный документ определял порядок допризывной подготовки учащихся, как то: разработать дополнительные меры по совершенствованию воспитательной и профилактической работы с допризывной молодежью, используя для этого возможности воинских частей, военных учебных заведений, организаций и учебных центров ДОСААФ; для подготовки юношей - учащихся, желающих поступить в военные учебные заведения, организовывать общеобразовательные школы и классы с углубленным изучением военного дела и т.д., но в нем делается большой упор на знания в области Гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях. Основы подготовки к военной службе (ОВС) становятся лишь одним из разделов нового предмета.
В 1998 году в нашей стране был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», который законодательно закрепляет получение гражданами начальных знаний в области обороны. Так, согласно этому документу: Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны; подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения; подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
С 1998 г. предмет ОБЖ в составе образовательной области «Физическая культура» был включен в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. При этом на его изучение за счет инвариантной части плана отводилось по одному часу в неделю в 10-х и 11-х классах.
В 1999 году Правительство Российской Федерации приняло Постановление утверждающее «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», на основании, которого, была разработана «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» [2].
Несмотря на ряд существенных замечаний высказанных органами исполнительной власти, общественными организациями и гражданами по проектам новых нормативных документов в области общего образования, приказом Минобразования России был утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а на его основе приказом Министра образования был утвержден Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. В соответствии с этим документом
предмет ОБЖ был предусмотрен для обязательного изучения только в 8 классе по одному часу в неделю.
В 2008 году приказом Минобрнауки России были внесены изменения в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России [3,4]. Указанные изменения касались и предмета ОБЖ.
В 2009 года Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО была преобразована Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» - ДОСААФ России [5]. ДОСААФ России - общественно-государственная организация, на базе которой планируется создать качественно новую систему допризывной подготовки молодежи, включающей в себя военно-патриотическое воспитание, развитие массовых военно-прикладных, авиационных и технических видов спорта, подготовку по военно-учетным специальностям.
В 2010 году Правительством РФ была утверждена «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», которая определяет цели, задачи и основные направления политики государства в области подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, а также определяет базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.
Тем не менее, у руководства страны есть понимание необходимости выделения Основ подготовки к военной службе в отдельный предмет, что связано с определенными трудностями. Так, например, нужны специальные классы (вместо одного - два), нужны дополнительные учителя и главное - учебное время, резерва которого нет. Только за счет сокращения других предметов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имеющийся в нашей стране опыт по подготовке молодежи к службе в армии показывает, ее актуальность и в наше время. Изменения, произошедшие в системе образования в переломные для страны 90-е годы XX века, сказались негативно на подготовке молодежи к военной службе. Практика образовательного процесса и организации призыва молодежи на военную службу доказывает необходимость выделения самостоятельной учебной дисциплины, позволяющей получить обучающимся начальные знаний об обороне государства, воинской обязанности граждан.
Литература:
1. Зюкин А.В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 8(90);
2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации N 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
3. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
4. Приказ Министра образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
ТКАШРОШ" БШШБББ Ш КШБЬЛ | №3 2015 | 7