Научная статья на тему 'Проблема подготовки граждан к военной службе в ее историческом развитии'

Проблема подготовки граждан к военной службе в ее историческом развитии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
880
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / TRAINING FOR MILITARY SERVICE / ARMED FORCES / MILITARY PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трубин Юрий Васильевич

В статье раскрывается основные подходы к решению проблемы целенаправленной подготовки кадров к военной службе, рассматривается их связь с конкретными историческими и социальными условиями, проводятся аналогии с современной постановкой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема подготовки граждан к военной службе в ее историческом развитии»

УДК 355/359 ББК 68,49(2Рос)9

Трубин Юрий Васильевич

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск Trubin Yury Vasilievich Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk

Проблема подготовки граждан к военной службе в ее историческом развитии The Problem of Citizens’ Training for Military Service in Its Historical Development

В статье раскрывается основные подходы к решению проблемы целенаправленной подготовки кадров к военной службе, рассматривается их связь с конкретными историческими и социальными условиями, проводятся аналогии с современной постановкой проблемы.

The article reveals main approaches to the solution of the problem of citizens’ training for military service; their connection with historical and social conditions is shown; comparison with the modern state of the problem is made.

Ключевые слова: подготовка к военной службе, Вооруженные Силы, военно-патриотическое воспитание

Key words: training for military service, armed forces, military patriotic education

Проблема подготовки граждан к военной службе в России имеет давнюю историческую традицию. Ее актуальность обеспечивается тем, что в процессе становления и развития российской государственности страна постоянно была вынуждена отстаивать свои интересы, а иногда и саму возможность существование преимущественно вооруженным путем.

Подготовка к военной службе и отбор на нее как государственные задачи были сформулированы во времена Северной войны (1700-1721 гг.), когда в самом начальном ее этапе был выявлен факт, что призванные на службу «даточные» люди были необучены, недисциплинированны, плохо одеты и снаряжены. Систему Петра I, обеспечивающую решение кадровых потребностей армии и флота можно характеризовать следующими положениями:

- полное привлечение к государственной службе (на две трети к военной службе) дворянского сословия, от новобранцев которого требовалась общая грамотность, обеспечивающая освоение военного дела;

- частичное привлечение от сельских, мещанских и др. общин рекрутов, к которым предъявлялись только возрастные требования (20-25 лет) и требования к общему физическому развитию (рост и вес);

- добровольное вступление в армию крепостных, отвечавших тем же требованиям, с обязательным избавлением их от рабства [4].

Заведенная Петром I рекрутская система комплектования войск личным составом принципиально не изменилась вплоть до правления Александра II, однако военными историками, в частности В.Н. Балязиным, К. А. Писаренко и др. отмечается, что она морально устарела уже во времена императрицы Елизаветы [1, 6].

Первая попытка организовать целенаправленное обучение рекрутов для военной службы содержалась в проекте военной реформы П.А. Румянцева, которой не суждено было осуществиться. По проекту, армия должна была разделиться на четыре вида сил: полевые, крепостные, губернские и запасные - специально выделяемые из состава армии для обучения и воспитания кандидатов на военную службу в губерниях, а также распределения их в полевые или крепостные полки [5].

Очередную актуализацию проблемы подготовки пополнения для армии вызвало боевое напряжение, связанное с ведением войн с Наполеоновской Францией. В 1810 году были созданы полковые рекрутские депо, а в ходе Отечественной войны 1812 г. подготовкой и обучением молодых людей к службе занимались вторые батальоны каждого полка, но в основу комплектования все равно был положен принцип рекрутского набора. Альтернативу ему представлял проект военных поселений военного министра А. А. Аракчеева [8]. Военные поселения по сути были особым способом расквартирования и снабжения войск, который, с учетом военной реформы 1826 г., использовался с 1821 по 1857 гг. Несмотря на свой утопический характер, идея военных поселений, в

числе прочих аспектов, содержала мысль о возможной военной подготовке части крестьян, приучению их к порядку и дисциплине в расквартированных в сельской местности полках. Поселенские подразделения входили в штат воинских частей, а каждый поселенец, по замыслу, мог направляться в армию без предварительной подготовки.

Малую эффективность военных поселений, в числе прочих причин, обусловило отчуждение крестьян от самой идеи военной службы, однако там, где служба являлась обязательным сословным делом, культивировалась как привилегия в семейном и общинном воспитании, как, например, в казачьих войсках, складывалась успешная педагогическая система подготовки молодых людей и их военно-патриотического воспитания. Эффективность воинского воспитания молодых казаков обеспечивалась опорой на личностные аспекты, формирование у молодых людей традиционного казачьего мировоззрения, которое выражалось в исторической памяти, своеобразной системе ценностей, своеобразной духовной, поведенческой (соционормативной), материальной культуре, а также в полноценном использовании принципов народной педагогики.

Новые подходы к строительству Вооруженных Сил отражала военная реформа 1860-1870 гг. Новые параметры системы подготовки кадров для армии и флота задавались основными направлениями военной реформы, а именно:

- отменой рекрутского набора и введением всеобщей воинской повинности граждан в возрасте от 21 года;

- переносом центра управления системой подготовки и комплектования войск в военные округа, т.е. на региональные уровень;

- признанием ведущей роли военной науки при организации и планировании строительства военной силы государства.

Для ведения призыва и мобилизации в условиях всеобщей воинской повинности были созданы специальные органы - воинские присутствия, которые могут считаться предшественниками современных военных комиссариатов [7]. Осуществляя подготовку к военной службе, воинские присутствия вели учет,

проводили учебные занятия и сборы, занимались пропагандой военной службы и др. мероприятиями.

Массовая система подготовки граждан к службе в армии, основы которой были заложены в ходе военной реформы 1860 - 1870 гг. с незначительными изменениями действовала до 1914 г. Основные характеристики системы можно выразить следующими обобщениями:

- создание новой для того времени системы допризывной подготовки граждан осуществлялась в створе строительства гражданского общества нового типа, что роднит саму проблему с ее современной постановкой;

- в ее основе находилась равная для всех сословий воинская повинность, однако, в мирное время, непосредственно в воинские части направлялись не более 30-35 % контингента, из числа лиц, не обладавших льготами. Таким образом, приоритетными в комплектовании армии и флота, все-таки, являлись задачи отбора, а не подготовки;

- основными субъектами системы подготовки граждан к военной службе, а также комплектования Вооруженных Сил становились органы местного управления. Военное ведомство, в этом случае, являлось партнером в совместной деятельности по комплектованию армии и флота;

- система подготовки граждан к военной службе основывалась на передовых достижениях педагогической науки, она впервые рассматривалась во взаимосвязи с военно-патриотическим воспитанием молодежи.

В соответствие с собственными задачами в государственном строительстве и укреплении обороноспособности организовывала систему подготовки граждан к военной службе молодая Советская республика, а затем и СССР. Уже в 1919 г. Постановлением Реввоенсовета РСФСР «О допризывной подготовке молодежи», а затем в 1923 г. Декретом ЦИК СССР, СНК СССР «Об организации территориальных войсковых частей и проведении войсковой подготовки трудящихся» была установлена предварительная военная подготовка молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет, которая включала в себя, в основном, физическую подготовку и элементарное воинское воспитание. Полную системность и

высокую эффективность подготовка граждан к военной службе в СССР приобрела с принятием в 1939 г. Закона «О всеобщей воинской обязанности», в которой были определены две ее ступени:

- начальная военная подготовка учащихся 5-7 классов всех школ;

- допризывная военная подготовка учащихся 8-10 классов, техникумов, рабфаков, а также студентов вузов) [3].

Подготовка граждан СССР к военной службе в 1939 - 1947 гг. является, по мнению ее исследователей, наиболее успешной практикой решения этой государственной задачи, что обеспечивалось следующими ее характеристиками:

- подготовка граждан к военной службе являлась частью военнопатриотического и, в целом, коммунистического воспитания молодых людей;

- она осуществлялась на базе специально созданной для этого общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ, а также в в добровольных обществах Красного Креста и Красного Полумесяца;

- в систему включалась активная пропаганда военных знаний на производствах, в школах, в общественных и политических организациях (прежде всего - в ВЛКСМ), всеми средствами, имеющимися в распоряжении государства;

- система подготовки граждан к военной службе стоилась в непосредственной связи с потребностями Вооруженных Сил и при их участии;

- подготовка граждан к военной службе носила массовый характер. XVIII съезд ВКПБ (1939 г.) определил данную систему как оборонно-массовую, которая, в идеале, должна была охватывать всех граждан СССР.

Реформирование оборонно-массовой работы в 1948-1967 гг. вызвано изменением задач государства, общества и Вооруженных Сил. Фактором реформирования становится масштабное сокращение армии, после которого в СССР образуется мощный мобилизационный ресурс. Сохраняя преемственность с предвоенной и военной практикой, система подготовки граждан СССР к военной службе, тем не менее, постепенно теряет две своих основных черты: пря-

мую подготовку специалистов по большей части военных специальностей и массовость.

Очередное решение проблемы подготовки граждан к военной службе принято в ходе военной реформы 1967- 1968 гг., в которой была сформирована система, работавшая вплоть до распада СССР в 1991 г.

В сложившейся в этот период времени системе подготовки граждан СССР к военной службе можно выделить четыре содержательных компонента.

Начальная военная подготовка. Нормативную основу для этого компонента создавал принятый в 1967 г. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», статья 17 которого определяла необходимость начальной военной подготовки с юношами допризывного и призывного возраста [2].

Добровольное участие в ДОСААФ. В рамках этого направления решалась задача формировании, развития и реализации интересов и потребностей граждан, связанных с содержанием военно-профессиональной деятельностью, формирование теоретического базиса и физической подготовки, необходимых для овладения воинской специальностью, подготовка во взаимодействие с военными комиссариатами специалистов по ряду военно-учетных специальностей.

Гражданская оборона и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях. Являлась обязательной для всех граждан, начиная с раннего возраста. Гражданская оборона решала задачу подготовки людей к действиям в условиях применения противником средств массового поражения, а также обычного оружия большой мощности.

Военно-патриотическое воспитание граждан. Военно-патриотическое воспитание населения в исследуемый период являлось формой общественнополитической деятельности государства, включающей в себя конкретное содержание, методы, формы и средства, различные государственные и общественные органы, организации и учреждения, решающие вполне определённые, свойственные им задачи. В процессе подготовки граждан к военной службе военно-патриотическое воспитание обеспечивало личностную, мировоззренче-

скую составляющую готовности к ней, формирование необходимых профессионально важных для военнослужащих качеств личности.

Анализируя историческое развитие системы подготовки граждан к военной службы в России, а затем в СССР, следует, как мы считаем, сделать следующие выводы.

1. Подготовка граждан к военной службе как сложная социальная система обусловлена историческим, политическим, экономическим и культурным развитием общества и государства. Среди непосредственных факторов ее состояния и развития выделяются характер внешних угроз безопасности государства, теоретические основы строительства Вооруженных Сил, военная, и частности, военно-педагогическая наука, отношение общества к Вооруженным Силам и др.

2. Формирование и развитие системы подготовки граждан к военной службе является одной из базовых задач строительства Вооруженных Сил, развития государственности и гражданского общества, обладающей педагогическими аспектами.

3. Подготовка граждан к военной службе имеет выраженный системный характер, она организуется в органичном единстве с более масштабными системами целенаправленных военно-патриотического, патриотического и гражданского воспитания, социализации в целом. Она охватывает прямо или косвенно практически все население, однако акцентирована на молодежи. Как социальная система, подготовка граждан к военной службе эффективна при условии государственного управления, мобилизации всех ресурсов, которыми обладает государство и его институты, основное содержание подготовки, при этом, реализуется на региональном уровне.

4. Вооруженные Силы являются одним из основных субъектов подготовки граждан к военной службе, активно участвующих в ее формировании и управлении ею.

5. Важным условием эффективности подготовки граждан к военной службе является развитие организаций, аккумулирующих необходимый для этого научный, материальный, педагогический, кадровый и др. ресурс.

Именно не учет, или не правильная оценка выделенных выше положений по отношению к системе подготовки граждан к военной службе привели к ее разрушению в постсоветский период, который, с точки зрения строительства гражданского общества можно переходным, характеризующимся нигилизмом по отношению ко многому «советскому», в том числе и доказавшему свою эффективность. Опираясь на данные положения, можно, как мы считаем, строить современную педагогическую систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Библиографический список

1. Балязин, В.Н. Неофициальная история России: от Екатерины I до Екатерины II. [Текст] / В.Н. Балязин. - М.: ОЛМА медиагрупп, 2006. - 190 с.

2. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» [Эл.ресурс] / Правовые акты СССР. - URL: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=1771 (дата обращения 10.01.2013)

3. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 01.09.1939 г. [Эл.ресурс] / Законы и право. - URL: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=1930 (дата обращения 30.12.2012)

4. Павленко, Н.И. Петр Великий [Текст] / Н.И. Павленко. - М.: Аст-рель, 2010. - 830 с.

5. Петелин, В.В. Фельдмаршал Румянцев: Докум. Повествование [Текст] / В.В. Петелин - М.: Воениздат, 1989. - 464 с.

6. Писаренко, К.А. Елизавета Петровна [Текст] / К.А. Писаренко. - М.: Вече, 2008. - 506 с.

7. Фаворисов, Е.В. Деятельность воинских присутствий по реализации

военной политики Российского правительства в 1874 - 1912 гг. : авто-реф.дисс...канд.истор.наук. - Казань, 2012. - 21 с.

8. Федоров, В. А. М.М. Сперанский и А. А. Аракчеев [Текст] / В. А. Федоров. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 254 с.

ВШ1^гарЬу

1. Balyazin, V. Informal History of Russia: From Catherine I to Catherine II [Техт] / V. Balyazin. - Мoscow.: OLMA Media Groups, 2006. - 190 p.

2. Favorisov, E. Activities of Military Presence for Military Policy Realization of the Russian Government in 1874 - 1912: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. -Kazan, 2012. - 21 p.

3. Fedorov, V. M. M. Speransky and A.A.Arakchee [Техт] / V. Fedorov. -Мoscow: MSU, 1997. - 254 p.

4. Pavlenko, N. Peter the Great / N. Pavlenko. - Мoscow: Astrell,

2010. - 830 p.

5. Petelin, V. Fieldmarshal Rumyantsev: Documentary Narration [Теxт] / V. Petelin. - Мoscow: Voenizdat, 1989. - 464 p.

6. Pisarenko, K. Elizaveta Petrovna ^x^ / K. Pisarenko. - Мoscow: Vetshce, 2008. - 506 p.

7. The USSR Law "About a General Conscription" [El. Resource] / Legal Acts of the USSR. - Access Mode: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=1771 (Address Date 10.01.2013)

8. The USSR Law "About a General Conscription" 01.09.1939 [El. Resource] / Laws and Law. - Access Mode: http://zaki.ru/pagesnew.php?id=1930 (address date 30.12.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.