Научная статья на тему 'Военно - спортивные игры на учебно - полевых сборах'

Военно - спортивные игры на учебно - полевых сборах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY PATRIOTIC EDUCATION / FIELD TRAINING / MILITARY AND SPORTS GAME / ВОЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ / ВОЕННО СПОРТИВНАЯ ИГРА / АСКЕРИ ОТАН СүЙГіШТіК ТәРБИЕ / әСКЕРИ ДАЛА АЛЫМДАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаков А.П.

В статье предлагается новая методика проведения занятий по НВП на учебно полевых сборах в форме военно спортивных игр, которые помогают закрепить учебный теоретический материал на практике. Автор считает, что военно спортивная игра является одним из эффективных средств военно прикладной физической подготовки и военно патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумаков А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military sports during field training

In the article a new technique such as a military and sports game at IMP lessons during field training is offered, this game helps to review theoretical material while practising. The author considers that a military and sports game is one of the effective techniques to develop students’ physical training and patriotic education.

Текст научной работы на тему «Военно - спортивные игры на учебно - полевых сборах»

ди

УДК 373.1.02

ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НА УЧЕБНО-ПОЛЕВЫХ СБОРАХ

Ацдатпа

Макалада алгашкы эскери дайындык бойын-ша сабактарды оку-дала жиылыстарында тео-риялык оку материалын практикада бемтуге квмектесетш эскери-спорттык ойындар турш-де eткiзy бойынша жан,а эдiстеме усынылады. Автордын, ойынша, эскери-спорттык ойындар эскери-колданбалык физикалык дайындык мен эскери-патриоттык тэрбиелеудщ тиiмдi куралдарыныц бipi болып табылады.

Аннотация

В статье предлагается новая методика проведения занятий по НВП на учебно-полевых сборах в форме военно-спортивных игр, которые помогают закрепить учебный теоретиче-§ ский материал на практике. Автор считает, что и военно-спортивная игра является одним из эф-о фективных средств военно-прикладной физи-§ ческой подготовки и военно- патриотического g воспитания.

ti

2 Annotation

н In the article a new technique such as a

Si military and sports game at IMP lessons during

о field training is offered, this game helps to review

g theoretical material while practising. The author

я considers that a military and sports game is one

£ of the effective techniques to develop students'

о physical training and patriotic education.

о

S В связи с законом Республики Казахстан

^ от 16 февраля 2012 года «О воинской службе

2 и статусе военнослужащих» и приказом Мид

w нистра обороны Республики Казахстан от 12

д июля 2017 года № 347 «Об утверждении Пра-

^ вил начальной военной подготовки» одним

н из приоритетов государственной политики

< по обеспечению национальной безопасности страны является повышение престижа воен-

А.П. Чумаков,

преподаватель-организатор начальной военной подготовки

Нег1зг1 свздер: эскери-отан CYйгiштiк тэрбие, эскери-дала, жиылыстар, эскери-спорттыц ойындар.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, военно-полевые сборы, военно-спортивная игра.

Keywords: military patriotic education, field training, military and sports game.

П

ной службы, поскольку главным условием качественного комплектования вооруженных сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами является подготовка граждан Республики Казахстан к военной службе[1, 2].

Определенные физические качества, двигательные умения и навыки могут формироваться только в условиях, приближенных к специфическим особенностям военной службы. Формирование морально-психологических и физических качеств обучающихся, необходимых для прохождения военной службы, воспитание патриотизма, уважение к историческому и культурному прошлому Казахстана и ее вооруженным силам и практическое закрепление полученных знаний проходят в ходе учебных сборов.

Для закрепления знаний и навыков по начальной военной подготовке на завершающем этапе обучения с юношами проводятся полевые занятия (сборы). Для проведения полевых занятий программой отводится 36 часов учебного времени. Темы, которые должны отрабатываться на этих занятиях, определены в соответствующих разделах программы.

В этой статье предлагается новая форма учебно-воспитательного процесса, которую можно включить в учебный процесс на занятиях в УПС - разнообразные военно-спортивные игры, которые помогают закрепить учебный тео-ритический материал на практике. На современном этапе в образовательных учреждениях становится меньше условий для военно-спортивных игр, и тем сложнее их подготовить и провести. В связи с этим военно-спортивная игра как метод и средство достижения учебных задач пользуется недостаточным

вниманием со стороны преподавателей НВП. Но военно-спортивная игра является одним из эффективных средств военно-прикладной физической подготовки.

Основная цель данной статьи описать особенности подготовки, организации и проведения военно-спортивных игр. Военно-спортивные игры могут активно использоваться при проведении военно-полевых сборов, так как они помогают решить задачи военной подготовки юношей.

Предлагаемый метод по организации и проведению полевых сборов и эффективной формы обучения обучающихся не ограничивает инициативу и творчество преподавателя НВП, служит лишь некоторым подспорьем в планировании и организации занятий. Очень важно, чтобы занятия проводились увлекательно и разнообразно, для чего следует применять игровые методы обучения. В основе каждой игры лежит умение правильно выполнять какой-либо технический прием. Прежде чем приступить к изучению технического приема, его нужно посмотреть в целом, для того, чтобы можно было составить о нем общее представление. Только после этого рекомендуется приступить к применению отдельных элементов данного приема или упражнения.

Мастерство и творчество педагога начинается там, где он, взяв все ценное из опыта, внес в него свое видение усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Преподаватель как организатор игры должен стремиться к тому, чтобы она была реализована с максимальным образовательным и оздоровительным эффектом. Одно из условий успешного проведения военно-спортивной игры - это руководящая

К

х

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. С

ш

Л

X -а

¡3

Н *

С

1

X

ш

ч

о

«

о

X

о

1-4

м ^

2

<

н

о

£ о

X *

X

X

<с н

X

X о о т

ш

ч

РЧ

О о. X

ш л X -а

£

н *

с

роль преподавателя в процессе игры. Несмотря на большую свободу действий играющих и яркий эмоциональный фон, игра не должна выходить за рамки установленных правил, а роль контролера и судьи в этом процессе отводится только преподавателю. Преподавателю при объяснении игры важно занять такое место, откуда его хорошо видят и слышат обучающиеся, и он сам видит всех.

Качественное объяснение игры является важнейшим условием успешности ее проведения. Изложение сути игры должно быть кратким, логичным, последовательным и может быть построено по следующей схеме: цель игры, роль играющих и места их расположения, ход игры, конечная цель и правила. Целесообразно отметить допустимые зоны перемещения игроков, меры предосторожности, объяснение игры сочетать с демонстрацией ее содержания. Подробное объяснение игры требуется, если она проводится впервые, а при повторном проведении - напомнить основные моменты и правила игры.

Прежде чем приступить к любой игре, надо твердо усвоить следующие условия:

1.Каждый участник должен знать цель игры и строго соблюдать ее правила.

2.Играть нужно честно, дружно, стараться проявить больше выдумки и смекалки, но ни в коем случае не отступать от принятых правил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Стараться выручить товарищей, помнить, что при игре основной закон: один за всех и все за одного.

4.Быть самым дисциплинированным и удерживать товарищей от нарушений правил игры.

5.Подчиняться капитану, который яв-

ляется старшим в игре.

6.Строго выполнять указания руководителя и его помощников.

7.Без разрешения ответственного не разводить огня.

8.Судьей должны быть довольны и победители, и побежденные.

9.Не портить зеленые насаждения, не топтать посевы и другие посадки.

10.Беречь инвентарь, применяемый в ходе игры[3, с.135].

Основным требованием при подготовке места проведения военно-спортивной игры с обучающимися является обеспечение безопасности действий участников, предупреждение травм. Необходимо учитывать условия погоды, состояние естественных и организованных спортивных площадок, контингент занимающихся. Необходимо подготовить оборудование и инвентарь, нанести разметку, убрать предметы, которые могут стать причиной травм. Соблюдение санитарно-гигиенических требований - важное требование к организации игры, особенно на естественных площадках. При распределении игроков на команды следует стремиться к тому, чтобы команды были равными по количеству и подготовленности. Желательно избегать назначения «командирами» команд («отрядов») одних и тех же учеников.

Руководство игровыми действиями заключается, прежде всего, в осуществлении объективного и точного судейства, правильной дозировке физической нагрузки и своевременном окончании игры.

Правильное и четкое судейство в военно-спортивной игре - залог воспитания у юношей честности, уважения к судье и соперникам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства,

1

рекомендуется проводить по окончании игры, не вступая в спор с обучающимися.

Методические приемы, позволяющие относительно точно регулировать нагрузку в военно-спортивной игре:

а)уменьшение или увеличение площадки для игры;

б)сокращение (увеличение) преодолеваемого расстояния;

в)изменение числа препятствий, инвентаря, повторений;

г)увеличение (сокращение) времени игры;

д)организация кратковременных перерывов;

е)введение усложненных (упрощенных) правил игры[4, с.93].

Оканчивать игру нужно своевременно и тактично: преждевременное окончание не принесет желаемого образовательного эффекта, а затягивание не вызовет положительных эмоций участников. Давать сигнал об окончании игры лучше всего, когда участники удовлетворены ею, но еще не утомились.

Определение результатов игры, неверных действий, допущенных ошибок имеет существенное воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту и правильность действий в игре, но и волю к победе, взаимовыручку, товарищество, дисциплинированность. Результаты игры рекомендуется согласовывать со своими помощниками по судейству. Следует отметить наиболее отличившихся игроков, нарушителей правил, обязательно указать, в чем и когда они отличились либо совершили ошибки.

Соблюдение вышеуказанных методических рекомендаций поможет преподавателям максимально эффективно

организовать и провести на учебных занятиях военно-спортивную игру.

Таким образом, военно-спортивная игра на учебных занятиях не теряет своей актуальности и остается одним из эффективных средств военно-прикладной физической подготовки будущих солдат. Активное их применение в образовательном процессе позволит успешно решать различные учебно-воспитательные задачи, повысить познавательную активность обучающихся и эмоциональный фон. Грамотно спланированная и организованная игра позволит совершенствовать двигательные и профессионально-прикладные умения, навыки при изучении различных разделов рабочей программы. Соблюдение вышеизложенных методических рекомендаций позволит у обучающихся сформировать физические качества, повысить функциональные возможности организма, укрепить здоровье.

По окончании учебных учебно-полевых занятий обучающиеся должны усвоить обязательный минимум подготовки по НВП:

• по тактической подготовке: знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его;

• по огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; получить практику в сборке и разборке автомата, выполнение упражнения стрельбы из стрелкового оружия, метания ручных осколочных гранат;

• по радиационной, химической и биологической защите: уметь использовать средства защиты на зараженной

*

к х

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. С

ш

Л

X -а

¡3

Н *

С

*

х х

ш

ч

О

«

О X

о

1-4

W

Ei

2

<

н

о

£ п о

X *

X

X

<с н

X

X о о m

ш

ч

W О о. X

ш ¡3 X

-Q

£

н <

местности;

• по общевойсковым уставам ВС РК: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, организацию суточного наряда и караульной службы;

• по строевой подготовке: знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю; уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода;

• по физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки, получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш-броска; ведение борьбы с противником в рукопашном бою;

• по медицинской подготовке: получить практику в оказании само - и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя.

Важнейшей задачей государства является формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свое Отечество, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания. Современная политическая обстановка в мире, к сожалению, далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек. Обо-

стряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы, как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности [5].

Военно-спортивная игра является одной из форм формирования военно-патриотического воспитания у студентов, допризывной и армейской молодежи высокого патриотического сознания, воспитания чувства верности своему Отечеству.

ЛИТЕРАТУРА

1.Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года;

2.Приказ Министра обороны Республики Казахстан «Об утверждении Правил начальной военной подготовки» от 12 июля 2017 года № 347;

3.Лукашев П.Д. Военно-спортивные игры школьников на местности: учебное пособие / П.Д. Лукашев. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.

4.Турскова Т. А. Пейнтбол: учебник / Т. А. Турскова. - М.: Вече, 2002. - 384 с. ISBN 5-94538-076-8

5.Видякин В.М. и др. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам. Волгоград: учитель, 2006 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.