Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание молодежи в учреждении среднего профессионального образования'

Военно-патриотическое воспитание молодежи в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1631
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / COMPULSORY TRAINING FOR MILITARY SERVICE / VOLUNTEER TRAINING FOR MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Олег Анатольевич

Статья посвящена процессу обязательной и добровольной подготовки граждан в среднем профессиональном учебном заведении к воинской службе. Военно-патриотическое воспитание молодежи рассматривается как составная часть патриотического воспитания. Автор акцентирует внимание на задачах, содержании и основных направлениях военно-патриотического воспитания учащихся колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of compulsory and voluntary training of citizens for military service at secondary vocational schools. Military-patriotic education of youth is seen as an integral part of patriotic education. The author focuses on the objectives, content and main directions of military-patriotic education of college students.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание молодежи в учреждении среднего профессионального образования»

Исаков О.А.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Isakov O.A.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AT SECONDARY VOCATIONAL INSTITUTIONS

Ключевые слова: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, обязательная подготовка к военной службе, добровольная подготовка к военной службе.

Key words: patriotic education, military-patriotic education, compulsory training for military service, volunteer training for military service.

Аннотация

Статья посвящена процессу обязательной и добровольной подготовки граждан в среднем профессиональном учебном заведении к воинской службе. Военно-патриотическое воспитание молодежи рассматривается как составная часть патриотического воспитания. Автор акцентирует внимание на задачах, содержании и основных направлениях военнопатриотического воспитания учащихся колледжа.

Abstract

The article is devoted to the process of compulsory and voluntary training of citizens for military service at secondary vocational schools. Military-patriotic education of youth is seen as an integral part of patriotic education. The author focuses on the objectives, content and main directions of military-patriotic education of college students.

Подготовка молодежи к военной службе в учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО) организуется в соответствии с Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании», «Об обороне», Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31.12.1999г. №1441 и другими нормативноправовыми актами.

Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает как обязательную, так и добровольную подготовку граждан к военной службе. Их цель: дать молодежи основные понятия о воинской обязанности и военной службе, структуре и вооружении армии и флота, жизни и деятельности подразделений и частей, научить владеть оружием, строевыми приемами, закаливать ее физически и морально.

Обязательная подготовка в учреждениях СПО в настоящее время осуществляется в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» при изучении специального раздела «Основы военной службы».

Добровольная подготовка молодежи к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Она включает в себя занятия военноприкладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам в образовательных учреждениях и воинских формированиях.

Центральное место в допризывной подготовке отводится военно-патриотическому воспитанию молодого поколения. Военно-патриотическая составляющая духовно-нравственной жизни России всегда являлась неотъемлемым атрибутом взаимоотношений армии и общества. Однако после 1991 года основанная на советских идеологических ценностях система военно-патриотического воспитания молодежи была разрушена. Стало распространенным мнение о ненужности этой работы. Слово «патриот» стало ругательным. Резко упал престиж армии. Освободившись от прежних догм, молодой человек оказался предоставленным сам себе. Стали распространяться апатия, равнодушие, цинизм, нигилизм, бездуховность, амо-

ральность и другие негативные явления. Назревала острая необходимость в объединяющей общенациональной идее.

С 1994 года руководством страны принимаются меры по формированию и повышению эффективности этого важнейшего направления деятельности государственных институтов. Был подписан Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». Сегодня военно-патриотическое воспитание российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем воспитание важнейших духовнонравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает безответную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Через патриотическое воспитание формируется не просто гражданин, а гражданин-патриот, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей.

Составной частью патриотического является военно-патриотическое воспитание. Под последним мы понимаем многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите, соответствующих морально-психологических качеств, практических и физических навыков, необходимых для военной службы.

Основными задачами военно-патриотического воспитания в учреждениях СПО являются:

- утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России;

- повышение престижа государственной и военной службы;

- развитие у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.

Содержание военно-патриотического воспитания определяется его целью и задачами. Оно обуславливается особенностями и динамикой развития общества, состоянием экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

В настоящее время в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяют следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, общенациональность в государственном масштабе, лояльность к основам государственного т общественного строя, патриотизм, гуманизм, нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права. Вот далеко не полный перечень ценностей, являющихся важным фактором создания современных войск.

Основными направлениями военно-патриотического воспитания молодежи являются:

- Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

- Историческое - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

- Политико-правовое - формирование понимания конституционного и воинского долга, основных положений и концепций безопасности страны, места и роли Вооруженных Сил РФ в политической системе общества и государства.

- Профессионально-деятелностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств.

- Психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.

- Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев.

Формами военно-патриотического воспитания, которые с успехом используются в Тольяттинском социально-экономическом колледже являются:

- беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, воинами запаса;

- совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения;

- практические занятия по стрельбе, по использованию средств химической защиты, по сборке и разборке автомата Калашникова, по метанию гранаты, по оказанию первой медицинской помощи, тактико-строевые занятия;

- учебные сборы, направленные на закрепление на практике знаний по огневой, строевой и тактической подготовке;

- личное первенство по стрельбе из пневматического оружия, посвященное празднованию Дня защитника Отечества;

- личное первенство по военно-спортивному пятиборью, посвященное празднованию Дня Победы.

Действенной формой военно-патриотического воспитания является участие в работе Межрегионального военно-спортивного лагеря «Разведчик», посвященного Дню военной разведки и Дню спеназа Вооруженных Сил Российской Федерации. Работа данного лагеря организуется в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» и «Мероприятий по вовлечению граждан в социокультурную деятельность на территории Самарской области в 2008-2010 годы». В ходе работы лагеря «Разведчик», решаются задачи формирования у молодежи сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальной ситуации, совершенствования морально-психологической и физической подготовки молодежи, а также развитие интереса к военным профессиям. Наряду с выполнением нормативов по боевой подготовке (бег на 100 и 3000м, силовые упражнения, разборка и сборка автомата, снаряжение магазина патронами, изготовка к стрельбе, передвижение на поле боя и смена огневой позиции, метание гранат, одевание противогаза и комплекта ОЗК, оказание первой медицинской помощи и др.), студенты участвуют в соревновании снайперов и в тактической игре на местности «Поиск». Цель игры - поиск объекта условного противника «лагеря террористов»), определение его координат и их передача в штаб Лагеря. Противоборствующая сторона («сепаратисты») осуществляют охрану объекта, ведет поиск разведывательных групп и устраивает засады. В 2009 году сборная команда колледжа заняла второе место в данных соревнованиях.

Уже второй год команда колледжа участвует во Всероссийской спартакиаде по военноспортивному многоборью «Призывники России». Целью проведения спартакиады является привлечение внимания общественности к вопросам военно-патриотического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья, развития физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей молодого человека с целью гармоничного формирования его личности. В предварительных этапах Спартакиады принимали участие около пяти тысяч учащихся средних и высших образовательных учреждений из многих регионов России. Лучшие были отобраны для участия в финальной части Спартакиады. Участники финала соревновались в беге на 60 м, в гиревом спорте, в подтягивании на перекладине, в стрельбе из винтовки и в интеллектуальных тестах. Команда колледжа заняла первое место в Приволжском федеральном округе, что свидетельствует о высоком уровне организации военно-патриотического воспитания в учебном заведении.

Библиографический список

1. Конституция РФ.- М., 1993.

2. ФЗ «Об обороне». - М., 1996.

3. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». - М., 1998.

4. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. - М.: Педагогика, 1990. - 152 с.

5. Иванов А.Н. Защита Отечества - обязанность каждого гражданина. - М.: Военные знания, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.