УДК 378.035:355.01:796
Зиамбетов В.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: post@mail.osu.ru
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В работе обосновывается необходимость подготовки студентов к военной службе в условиях университетского комплекса. Раскрывается значимость применения внеучебных форм организации занятий по физическому и военно-патриотическому воспитанию. Определяются эффективные способы поддержания готовности студентов вузов к прохождению военной службы.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, военно-прикладная физическая подготовка, физические упражнения, военная служба.
Современная геополитическая обстановка в мире еще раз показывает то, что России необходимо более внимательно относиться к обеспечению собственной безопасности. Во все времена основой безопасности любой страны были ее вооруженные силы, а точнее их боеспособность и соответствие современным требованиям. В нашей стране продолжается глубокая модернизация Вооруженных сил Российской Федерации для их соответствия все более высоким требованиям научно-технического прогресса. Соответственно усложняются требования для боеготовности современного солдата, в том числе для солдата, проходящего военную службу по призыву. Как следствие всего этого, предъявляются более высокие требования к организации образовательного процесса, связанного с подготовкой молодежи допризывного возраста к прохождению военной службы как будущих солдат. Потому что телесная и духовная готовность юношей к военной службе имеет прямое отношение к их успешному освоению программы боевой подготовки в войсках. В одном из своих интервью корреспондентам Российской газеты (Российская газета № 5708(35) от 20.02.2012 года) Владимир Путин сказал: «Надо на качественно новом уровне организовывать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом...»
Если в системе школьного образования имеется отлаженная система подготовки школьников к военной службе, то в системе высшего профессионального образования подготовка студентов к военной службе и их военно-патриотическое воспитание не осуществляется, либо имеет редкий, стихийный, несистематический характер, осуществляемый по инициативе не-
которых преподавателей, не выходящих за рамки содержания рабочих программ учебных дисциплин. А в тоже время наблюдается снижение уровня гражданского и патриотического сознания, соответствующих мотивов поведения, военно-прикладных двигательных способностей. Опрос и тестовые испытания студентов показывают низкий уровень знаний, умений и навыков, полученных еще в школе, по основам военной службы, особенно на последних курсах обучения. Опрос офицеров воинских частей показал, что значительная часть солдат с высшим образованием, несмотря на образование и социальную зрелость, демонстрируют низкую мотивацию к прохождению военной службы, нерешительны в ситуациях, когда необходимо принимать решения и нести ответственность [1, с. 63]. Таким образом, в период обучения юноши в высшем учебном заведении возникает некий вакуум в области военно-патриотического воспитания и военной (допризывной) подготовки будущих защитников Отечества.
Многие педагоги, а также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, считают, что необходимо тщательно избегать такой негативной особенности болонской системы образования, как значительное снижение роли воспитательного характера обучения, в том числе и в образовании студентов. Высшее учебное заведение должно оказывать значительное воспитательное воздействие, не оставляя родителей одних в борьбе с воздействием отрицательных сторон общественной жизни на еще формирующуюся личность студента.
Большую роль в деле формирования личности гражданина и патриота играет военно-патриотическое воспитание, осуществляемое в высшем учебном заведении.
Недостаток разработанности темы в научно-методической литературе, отсутствие любого вида целенаправленной подготовки юношей-студентов к прохождению военной службы определили постановку цели - обратить внимание на существующее противоречие и обосновать значимость, эффективность применения военно-патриотического воспитания и военно-прикладной физической подготовки студентов для их подготовки к достойному выполнению воинского долга.
Задачи:
1) определить способы поддержания готовности студентов к службе в армии, их военно-патриотического воспитания в условиях университетского комплекса;
2) определить наиболее эффективные средства образовательных воздействий для проведения внеучебных форм организации военно-патриотического воспитания и военно-прикладной физической подготовки.
Методы исследования: обобщение и анализ документов, научных данных; анализ независимых характеристик; наблюдение; анкетирование; опрос; эксперимент; метод сюжетно-роле-вой игры.
Практическое значение работы заключается в том, что она позволяет разносторонне повысить уровень готовности студенческой молодежи к прохождению военной службы, а также заполнить пробелы в целостном учебно-воспитательном процессе студентов вузов.
Апробация исследования. Работа проводилась на базе Оренбургского государственного университета.
Данная работа по большому счету направлена на формирование личности юноши как мужчины, гражданина, как будущего главы семьи, отца, супруга. Чтобы юноша учился понимать, думать, действовать как мужчина, а потом уж, если придется, был готов с оружием в руках защитить Родину. Главная задача - содействовать обществу, государству, системе образования в воспитании личности гражданина нашей страны с помощью осуществления деятельности по подготовке молодежи к военной службе в дальнейшем.
Военно-патриотическое воспитание всегда тесно связано с историей Отечества и военно-прикладной физической подготовкой, они прекрасно дополняют друг друга, делая образова-
тельный процесс более гармоничным, полным и логичным. Ведь необходимо не только знать, осознавать, испытывать потребность, но и уметь, а также применять на практике. Все это в комплексе очень хорошо реализуется на занятиях по физической культуре. Автор считает, что для военно-патриотического воспитания и сохранения физической готовности студентов к военной службе, необходимо более активно и системно использовать военно-прикладные физические упражнения на занятиях по физической культуре. Большой эффект данной работы достигается при сочетании с ней краткого военно-исторического информирования в начале занятия, особенно когда дата занятия совпадает с памятной датой. Применение военно-прикладных физических упражнений позволяет успешно реализовывать группу принципов общесоциальной направленности физической культуры, в частности принцип оборонной и военно-прикладной направленности. А также эффективно реализуется принцип воспитывающего характера обучения на занятиях по физической культуре. Проведение этой работы поможет не только подготовить студентов к деятельности, с которой им необходимо встретится сразу после выпуска из учебного заведения, но и повышает роль вузов в воспитании гражданина и патриота государства.
Российская Федерация имеет яркую и славную военную историю, об этом необходимо напоминать студентам, давая краткую характеристику тем или иным событиям, связанным с памятной датой. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 г.) определяет 16 дней воинской славы. Кроме этого, существуют 58 праздников и памятных дней Вооруженных сил Российской Федерации, имеющих большое историческое значение для государства. В учебном году вуза на занятия по физической культуре отводится 62-64 занятия и по условиям исследования у студентов в начале каждого занятия по физической культуре проводилось краткое военно-историческое информирование в течение 1-2 минут. Наибольший воспитательный эффект достигался при совпадении описываемых в исторических событиях действий с действиями, которые предстояло выполнить юношам на занятии в процессе военно-прикладной физической подготовки.
Обязательность посещения студентами занятий по физической культуре позволяет включить в данный процесс большое количество молодых людей и при этом не нанести ущерб образовательному процессу по дисциплине «Физическая культура». Двигательные умения и навыки часто без особых проблем переносятся на военно-прикладные упражнения (метание мяча - метание гранаты, движение рук в спортивной ходьбе - в строевом шаге, выполнение строевых приемов и др.). Военно-прикладные упражнения успешно применялись на занятиях вместе с общепринятыми средствами физической культуры, при этом не нарушалась структура и логика образовательного процесса (метание гранаты на дальность и метание гранаты в цель, бег на выносливость индивидуально и в строю). В военно-физической подготовке наиболее распространенными упражнениями являются разновидности лазания и переползания, метания и переноски партнера, преодоления элементов полосы препятствий и бег на длинные дистанции [1, с. 62]. Несмотря на то, что военно-прикладные упражнения имеют свою специфику, военно-физическая готовность - часть общей физической готовности.
Проведенное нами исследование показало, что у студентов группы «Б», у которых проходили занятия по физической культуре с систематическим использованием военно-прикладных физических упражнений и военно-исторического информирования, результаты общей физической подготовленности повысились значительнее, чем в группе «А», в которой занятия проводились в привычном режиме (таблица 1).
Если в группе «А» сумма баллов по контрольным упражнениям увеличилась на 18 баллов, то в группе «Б» - на 27 баллов.
Наибольшей популярностью пользовались комплексные упражнения: преодоление полосы препятствий или сочетание бега и стрельбы (рисунок 1).
Грамотное использование военно-прикладных физических упражнений на занятиях по физической культуре делает занятия более разнообразными, и это повышает интерес студентов.
Значительно повысилось качество выполнения непосредственно военно-прикладных физических упражнений (таблица 2).
Мы рекомендуем активное применение военно-прикладных физических упражнений на
Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности студентов
№ п.п. Вид контрольного упражнения (оценка по 5-балльной системе) Группа «А» (10 чел.) | Группа «Б» (10 чел.)
Сумма баллов
сентябрь 2011 г. март 2012 г. сентябрь 2011 г. март 2012 г.
1 Челночный бег 4x9 м 34 38 36 42
2 Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине 38 41 37 43
3 Сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях 35 39 32 38
4 Прыжок в длину с места 41 45 43 45
5 Махи ног из виса на перекладине 33 36 31 38
Итого: 181 199 179 206
№ п.п. Группа «А» Группа «Б»
Вид упражнения Сумма баллов
март 2012 г. сентябрь 2011 г. март 2012 г.
1 Пулевая стрельба 24 27 39
2 Одевание противогаза и общевойскового 29 23 42
защитного комплекта
3 Преодоление полосы препятствий 31 32 40
4 Метание имитационной гранаты на точность, дистанция 30 м 26 28 41
5 Челночный бег с партнером («раненным») 4x18 м 33 26 38
Итого: 143 136 200
Таблица 2. Данные военно-прикладной физической подготовленности юношей
занятиях по физической культуре в сочетании с проведением военно-патриотического воспитания, что позволит значительно повысить готовность юношей к военной службе. Моральная и физическая готовность - основа общей готовности призывника и солдата к защите своего Отечества. Минимальный набор военно-прикладных двигательных умений и навыков у молодого солдата (бывшего студента вуза) позволит ему быстрее адаптироваться к военной службе с наименьшими психическими и физическими затруднениями. Это подтверждают проведенные нами опросы как среди военнослужащих по призыву, так и среди командования воинских частей.
Мы считаем, что в современных условиях образования нельзя забывать о возможностях современного общества и интересах молодежи. Необходимо использовать весь спектр форм, средств и методов образовательных воздействий, в том числе и вне стен образовательного заведения, нестандартных и разнообразных методических приемов, в то же время интересных и ненавязчивых. К таким средствам относятся современные военно-спортивные игры пейнтбол и страйкбол, которые в исследовании доказали свою эффективность в деле подготовки юношей к военной службе [2, с. 399].
Военно-спортивная игра пейнтбол отличается высокой эффективностью при формировании специфических военно-прикладных умений и навыков: умение стрелять из различных положений и находить позицию; передвигаться бегом и вполуприседи; переползать и преодолевать препятствия, видеть тактическую обстановку и реализовывать задачу в команде; определять ход развития учебного боя и ориентироваться в нем; и все это в условиях сопротивления условного противника, когда в студента стреляют. Подобные X/ умения и навыки позволяют сол- // дату быстрее понимать и адап- м тироваться на учебных занятиях на полигоне и вовремя учений. \\ Формируются основы безопас- \Ч ного поведения, правильного обращения с оружием. Воспитывается весь спектр морально-волевых и физических качеств (рисунок 2).
а) зимой (биатлон)
б) летом
Стадион
(беговая дорожка)
Место для стрельбы
::1
в) схема движения и стрельбы на стадионе Рисунок 1. Бег в сочетании со стрельбой
Важнейшим условием применения военно-спортивных игр в военно-прикладной физической подготовке и военно-патриотическом воспитании является тщательное, качественное планирование. Основным требованием при подготовке места проведения военно-спортивной игры со студентами является обеспечение безопасности действий участников, предупреждение травм. Необходимо учитывать условия погоды, состояние естественных и организованных спортивных площадок, контингент занимающихся. Соблю-
дение санитарно-гигиенических требований -важное требование к организации игры, особенно на естественных площадках [3, с. 4].
Методические приемы, позволяющие относительно точно регулировать нагрузку в военно-спортивной игре:
а) уменьшение или увеличение площадки для игры;
б) сокращение (увеличение) преодолеваемого расстояния;
в) изменение числа препятствий, инвентаря, повторений;
г) увеличение (сокращение) времени игры;
д) организация кратковременных перерывов;
е) введение усложненных (упрощенных) правил игры;
ж) использование разнообразных сценариев игры.
Выбор сценария игры определяется задачами, стоящими перед преподавателем. В нашем исследовании в играх использовались реконструкции исторических событий. Наиболее интересные сценарии: «Штурм», «Взятие Кенигсберга», «Бои в городе», «Освобождение заложника» «Охота за знаменем».
Опрос и анкетирование студентов-юношей Оренбургского государственного университе-
О
в) г) д) е)
Рисунок 2. Виды двигательных действий игрока
Таблица 3. Основные вопросы анкеты по военно-патриотическому воспитанию
№ п.п. Вопросы Группа «Б»
Количество ответов
сентябрь 2011 г. март 2012 г.
«да» «нет» «да» «нет»
1 Вы согласны с тем, что России нужна сильная и боеспособная армия? 10 - 10 -
2 Вы согласны с высказыванием: «Государство, нежелающее кормить свою армию - будет кормить другую»? 9 1 10 -
3 Вы готовы защитить страны с оружием в руках? 7 3 9 1
4 Вы готовитесь к прохождению военной службы? 4 6 10 -
5 Вы будете служить в армии? 5 5 9 1
6 Вы уверены в том, что вы достойно преодолеете сложности военной службы на первом этапе? 3 7 7 3
7 Вы желаете служить в армии? 3 7 8 2
б)
та показали, что после проведения данного исследования показатели военно-патриотического сознания студентов группы «Б» повысились (таблица 3).
Таким образом, для поддержания готовности студентов к военной службе и их военно-патриотического воспитания на занятиях по физической культуре в вузе необходимо систе-
матически применять военно-прикладные физические упражнения в сочетании с кратким военно-историческим информированием. При проведении внеучебных физкультурно-спортивных мероприятий по подготовке студенческой молодежи к военной службе, наиболее эффективным средством является военно-спортивная игра пейнтбол.
02.04.2012
Список литературы:
1. Зиамбетов, В. Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях / В. Ю. Зиамбетов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 3. - С. 62-64.
2. Зиамбетов, В. Ю. Военно-спортивная игра пейнтбол как эффективное средство военно-прикладной физической подготовки молодежи / В. Ю. Зиамбетов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 399-400.
3. Зиамбетов, В. Ю. Профилактика травматизма и несчастных случаев на занятиях по военно-физической подготовке с помощью тренировки вестибулярной сенсорной системы занимающихся / В. Ю. Зиамбетов // Безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 4 (124). - С. 2-5.
Сведения об авторе:
Зиамбетов Вадим Юсупович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 8 (3532) 372468, e-mail: post@mail.osu.ru
UDC 378.035:355.01:796 Ziambetov V.Yu.
Orenburg state university, e-mail: post@mail.osu.ru
MILITARI-PATRIOTIC EDUCATION AND TRAINING FOR MILITARI SERVICE STUDENTS
The paper substantiates the need to prepare students for military service in a university complex. Reveals the importance of extracurricular activities on the organizational forms of physical and military-patriotic education. Determined by the effective ways to maintain the readiness of university students to perform military service. Key words: military-patriotic education, military-applied physical training, exercise, and military service.
Bibliography:
1. Ziambetov, V. Yu. The necessity of military-applied physical exercises in the classroom for physical education in higher education / V. Yu. Ziambetov // Physical Education : education, education and training. - 2010. - № 3. - P. 62-64.
2. Ziambetov, V. Yu. Military and sport paintball game as an effective means of military-applied physical training of young people / V. Yu. Ziambetov // Vestnik OSU. - 2011. - № 4. - P. 399-400.
3. Ziambetov, V. Yu. Prevention of injuries and accidents in the classroom for military and physical training with the training involved in the vestibular sensory system / V. Yu. Ziambetov // Health and Safety. - 2011. - № 4 (124). - P. 2-5.