Зиамбетов В.Ю., Зиамбетов Вл.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: post@mail.osu.ru
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В работе обосновывается эффективность использования физических упражнений из исторического фехтования для повышения уровня физической подготовленности студентов. Определены способы гармоничного сочетания физического и патриотического воспитания молодежи. Также раскрывается роль и значение данной работы для подготовки юношей к военной службе, формирования гражданской ответственности.
Ключевые слова: историческое фехтование, физическое воспитание, физическое упражнение, патриотическое воспитание, военная служба.
Историческое фехтование - это вид физкультурно-спортивной деятельности, требующий от занимающихся знаний, умений и навыков во владении холодным оружием, выполненным с максимальной исторической точностью (рисунок 1).
Появлению исторического фехтования способствовала реконструкция быта и исторических сражений, затем этот вид деятельности стал самостоятельной системой физических упражнений. По историческому фехтованию проводятся соревнования разного уровня в различных дисциплинах и по различным весовым категориям участников.
В нашей работе мы раскрываем особенности применения средств исторического фехтования как системы физических упражнений, направленной не только на формирование двигательных умений и навыков, на воспитание физических качеств, сохранение и укрепление здоровья, но и на расширение системы знаний об истории Отечества, укрепление патриотического сознания и гражданской ответственности. Работа по военно-прикладной физической подготовке, гражданскому и военно-патриотическому воспитанию студентов на современном этапе имеют большое значение [1, с.62].
В нашей стране этот вид физкультурноспортивной деятельности является достаточно молодым движением, которое реализует свою деятельность в клубах и его можно назвать нестандартным. Несмотря на это с каждым годом число занимающихся историческим фехтованием постепенно растет, людей, стремящихся сохранить духовно-исторические ценности и, в том числе, специфические ценности физической культуры, становится больше. Осознание необходимости сохранения национальных традиций, повыше-
ние физической и идеологической готовности молодого поколения к защите Отечества на современном этапе подчеркивает актуальность данной работы.
Мы предполагаем, что применение занятий по истерическому фехтованию со студентами, интересующимися этим видом физкультурноспортивной деятельности вне учебы, не только поможет удовлетворить их духовные и двигательные потребности, но и поможет успешнее осваивать программный материал по физической культуре в образовательном учреждении, осуществлять физкультурное самообразование, воспитывать патриотические чувства.
С этой целью мы изучили влияние занятий по историческому фехтованию на состояние физической подготовленности группы студентов университета и их патриотическое сознание, решая следующие задачи: исследовать влияние специфических физических упражнений исторического фехтования на рост показателей физической подготовленности студентов в университете и тем самым повысить их успеваемость на
Рисунок 1. Историческое фехтование
занятиях по физической культуре; развивать военно-патриотическое сознание студентов. В работе использовались следующие педагогические методы исследований: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, беседа и объяснение.
Данное исследование проводилось в 2012-2013 учебном году среди студентов группы «А» и группы «Б» по 10 юношей в каждой, примерно равных по физическим параметрам и кондициям. Все студенты занимались плановыми занятиями по физической культуре, кроме занятий физической подготовкой во внеучебное время. Юноши группы «А» в свободное время посещали занятия по историческому фехтованию, а юноши группы «Б» занимались такое же количество дней в тренажерном зале университета.
Студенты группы «А» выполняли различные физические упражнения для совершенствования техники нападающих и защитных ударов мечом, ножом, копьем, топором; защитные упражнения с предметами (щит) и без (рисунок 2); различные виды индивидуальных, парных и групповых передвижений, в том числе и по пересеченной местности в экипировке; стрельба из лука; непосредственно участвовали в соревнованиях. Обучение основам владения оружия в сочетании с верховой ездой, не использовалось.
Результаты исследования
Для оценки физической подготовленности по историческому фехтованию была разработана 5-балльная система оценки специфических физических упражнений. Полученные баллы складывались, и показатели групп сравнивались. Данные группы «А», полученные в на-
чале учебного года (I тест) сравнивались с результатами, полученными в конце (II тест) учебного года, которые представлены в таблице 1.
Данные физической подготовленности группы «Б» отражены в таблице 2.
Сравнительная динамика групп роста результатов групп «А» и «Б» по контрольным упражнениям из рабочей программы по физической культуре показана на рисунке 1.
Занятия в группе «А» дополнялись изложением фактов из военной истории средневековья, сражений русских дружин и подвигов воинов. Стимулировалось самостоятельное изучение особенностей оружия, экипировки, быта, техники и тактики боя, попытки сделать инвентарь своими руками с максимальной исторической точностью. Проводилась взаимосвязь между событиями прошлых лет и настоящим временем, подчеркивалась значимость для российской государственности каждого гражданина, его вклада в развитие страны и обороноспособность.
Для определения эффективности развития историко-патриотического сознания были разработаны анкеты по различным темам и 5-балльная система оценки знаний. Анкетирование
а) «топор» б) «копье» в) «меч и щит»
Рисунок 2. Основные дисциплины исторического фехтования
Таблица 1. Показатели физической подготовленности экспериментальной группы
№ п.п. Физические упражнения из исторического фехтования I тест II тест Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре [2,с.23] I тест II тест
1 Бег в экипировке по пересеченной местности, (баллы) 25 36 Бег 3000 м, (баллы) 31 40
2 Бег и прыжки с отягощением, (баллы) 24 29 Прыжок в длину, (баллы) 27 36
3 Упражнения со щитом, захваты, (баллы) 34 48 Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, (баллы) 30 42
4 Упражнения с оружием, (баллы) 39 47 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, (баллы) 26 42
Итого: 122 160 Итого: 114 159
проведено дважды - в начале и в конце учебного года (таблица 3).
Для получения показателей самооценки юношей о состоянии их гражданского и патриотического сознания, готовности проявлять патриотические чувства в определенных действиях была составлена анкета по теме «Взаимосвязь
истории, настоящего и будущего. Обороноспособность России и мы», ответы по данной анкете представлены в таблице 4. За ответ «Да» начислялся 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов.
По итогам последнего анкетирования число положительных ответов в группе «А» увеличилось на 19 баллов, где наблюдается
Таблица 2. Показатели физической подготовленности группы «Б»
№ п.п. Контрольные упражнения из рабочей программы по физической культуре I тест II тест
1 Бег 3000 м, (баллы) 33 40
2 Прыжок в длину,(баллы) 28 31
3 Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, (баллы) 28 32
4 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, (баллы) 25 34
Итого: 114 137
Таблица 3. Результаты анкетирования
Тематика анкет Группа «А» Группа «Б»
I II I II
1. «Исторические сражения X-XVв.в.» [5], (баллы) 23 81 27 34
2. «Великие полководцы: В.Мономах, А.Невский, Д.Донской, Иван IV», (баллы) 12 78 18 24
3. «Эволюция оружия, техники и тактики ведения боя», (баллы) 27 85 21 32
4. «Взаимосвязь истории, настоящего и будущего. Обороноспособность России и мы», (баллы) 67 96 60 59
Итого: 129 340 126 146
Таблица 4. Данные анкеты по теме «Взаимосвязь истории, настоящего и будущего. Обороноспособность России и мы»
Вопросы Группа «А» Группа «Б»
I II I II
1. Согласны ли вы с тем, что знание истории может помочь в решении задач будущего? Ведь законы развития цивилизаций, народов схожи. 8 10 9 9
2. Вы согласны с выражением: «Кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую!», является ли оно актуальным сегодня? 8 10 7 8
3. Согласны ли вы с тем, что история нас постоянно учит на примере выражения: «Добро должно быть с кулаками!» 7 9 6 7
4. Согласны ли вы с тем, что сегодня существуют реальные угрозы российской государственности? 7 10 6 6
5. Согласны ли вы с тем, что России нужно постоянно укреплять свою обороноспособность? Чтобы реализовать выражение А. Невского: «Кто к нам с мечом придет - от меча и погибнет!» 8 9 8 5
6. Вы согласны с тем, что каждый мужчина государства должен уметь защитить свою страну с оружием в руках? 9 10 8 8
7. Согласны ли вы с тем, что юноша должен готовиться к прохождению военной службы? 7 10 5 6
8. У вас есть желание пройти военную службу после окончания вуза? 4 9 3 2
9. Вы готовы к прохождению военной службы? 5 9 5 6
10. Вы будете служить в армии? 4 10 3 2
Итого: 67 96 60 59
ответственное отношение, решимость и готовность юношей к непосредственным действиям по выполнению своих гражданских обязанностей, а в группе «Б» - отрицательная динамика.
Обсуждение результатов исследования
У студентов группы «А» средний балл (таблица 1) по контрольным упражнениям на занятиях по физической культуре повысился до примерно до 4 баллов и более, что позволило им успешно выполнить требования рабочей программы по дисциплине «Физическая культура», повысить свой рейтинг, без трудностей набрав необходимые для аттестации баллы. Результаты показывают, что в группе «А» результаты тестирования физической подготовленности увеличились на 45 баллов, а в группе «Б» только на 23 балла (рисунок 3).
Результаты анкетирования показывают, что знания студентов группы «А» по истории Отечества, их степень уважения к подвигам прославленных предков превышают эти показатели у студентов группы «Б». Также в анкетах содержались вопросы, ответы на которые показывали гражданскую позицию юноши, оценку его гражданской ответственности, решимости непосредственно действовать как гражданин и патриот, как неотъемлемой части государства (таблица 3). Результаты наблюдений и опросы показывают, что участие студентов в соревнованиях по историческому фехтованию воспитали уверенность в своих силах, смелость, осознание значимости данного вида деятельности для молодежи. Так же возрос уровень патриотического сознания.
По характеру ответов на вопросы анкеты (таблица 4) мы делаем вывод о том, что произошли положительные сдвиги в развитии патриотического сознания у студентов, в осозна-
Рисунок 3. Сравнительная динамика роста результатов в группах по контрольным упражнениям из рабочей программы по физической культуре
нии необходимости защищать национальные интересы. А в группе «Б» наблюдается снижение показателей и это вызывает опасение, потому что есть риск того, что без педагогической работы по патриотическому воспитанию в вузе, данное снижение может продолжиться.
Данная работа хорошо дополняет образовательный процесс по военно-прикладной физической подготовке студентов-юношей, а так же по военно-патриотическому воспитанию в университете. Особое внимание при организации данной работы необходимо уделять соблюдению требований безопасности.
Выводы
Таким образом, результаты исследования показали, что применение специфических физических упражнений из исторического фехтования не только повышает уровень физической подготовленности студентов и успеваемости по учебной дисциплине «Физическая культура» в университете, данная работа так же побуждает к более подробному изучению истории своей страны, способствует совершенствованию гражданского и военно-патриотического сознания молодежи, а это одна из главных задач общества. -------------------------- 14.06.2013
Список литературы:
1. Зиамбетов В.Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях/ В.Ю. Зиамбетов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч-метод. журнал Российской Академии Образования №3. - М: Науч.-издат. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2010. - С.62-24.
2. Баранов В.В. Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» / сост. В.В. Баранов, В.Ю. Зиамбетов, М.В. Малютина. Зарегистрирована в УСИТО, №19312 (ФГОС) от 10.07.2012. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 34с.
3. Зиамбетов В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи/ В.Ю. Зиамбетов// Вестник Оренбургского государственного университета: научный журнал №2. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2013. - С. 90-95.
4. Зиамбетов В.Ю. Профилактика травматизма и несчастных случаев на занятиях по военно-физической подготовке с помощью тренировки вестибулярной сенсорной системы занимающихся/ В.Ю. Зиамбетов// Безопасность жизнедеятельности: научно-практический и учебно-методический журнал №4(124). - Москва: Изд-во ООО «Издательство Новые технологии», 2011. - С. 2-5.
5. Золотарев В.А. Военная история России / В.А. Золоторев, А.В. Саксонов, С.А. Тюшкевич. - М.: Кучково поле, 2002, - 736 с.
Сведения об авторах:
Зиамбетов Вадим Юсупович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук 460018, г.Оренбург, пр-т Победы, 13, (3532) 776770, e-mail: ziambetov@mail.ru Зиамбетов Влад Юсупович, доцент кафедры теории и практики физического воспитания Института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 460014, г.Оренбург, ул. Советская, 19, (3532) 783959, e-mail: ziambetov@bk.ru
UDC 796.86:[37.037.1+37.035.6]
Ziambetov V.Y., Ziambetov Vl.Y.
Orenburg state university, e-mail: ziambetov@mail.ru
HISTORICAL FENCING AS EN EFFECTIV MEANS PHYSICAL AND PATRIOTIC EDUCATION
In the paper, the efficiency of the exercise of historical fencing to improve the physical fitness of students. Identified ways of harmonious combination of physical and patriotic education of youth. Also disclosed is the role and importance of this work for the preparation of young men for military service, the formation of civic responsibility.
Key words: historical fencing, physical education, physical exercise, patriotic education, military service.
Bibliography:
1. Ziambetov V.Y The necessity of military-applied physical exercises in the classroom for physical education in higher education/ V.Y Ziambetov // Physical Education: education, education and training: the scientific method. Journal of the Russian Academy of Education number 3. - Moscow: Scientific-izdat. Center «Theory and practice of nat. Culture and Sport «, 2010. - P.62-24.
2. Baranov V.V. The work program of discipline «Physical Education» / comp. V.V. Baranov, V.Y! Ziambetov, M.V. Malyutina. Registered in USITO, №19312 (FGOS) on 10.07.2012. - Orenburg: OSU, 2012. - 34p.
3. Ziambetov V.Y Military-patriotic education and training for military service students/ VJ. Ziambetov // Bulletin of the Orenburg State University: scientific journal №2. - Orenburg: Publishing House of the OSU. - P. 90-95.
4. Ziambetov V.Y! Prevention of injuries and accidents in the classroom for military and physical training with the training involved in the vestibular sensory system/ V.Y! Ziambetov // Health and Safety: scientific and practical, educational and methodical magazine №4 (124). - Moscow: Publishing House LTD «Publishing New Technology», 2011. - P. 2-5.
5. Zolotarev V.A. Military history of Russia / V.A.Zolotarev, A.V Saxonov, S.A. Tyushkevich. - M.: Kuchkovo field, 2002 - 736 p.