Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВУЗЕ'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНА / ГОСУДАРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОССИЙСКАЯ АРМИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДИКА / РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Магомедали Магеррамович

Цель - выявить и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, гарантирующих эффективность подготовки студентов высших учебных заведений к военной службе. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Основной показатель нашего исследования - выявление готовности студентов к военной службе. Для определения этого показателя студентам предложены соревнования, спортивные игры, решение ситуационных задач, проверка юридических вопросов регулирования военной службы. Вывод. Педагогические условия подготовки студенческой молодежи к военной службе определяются педагогическими закономерностями формирования ценностных ориентаций личности, определяющими смысловые основы воспитания гражданственности и патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омаров Магомедали Магеррамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION AND TRAINING OF STUDENT YOUTH FOR MILITARY SERVICE AT THE UNIVERSITY

The aim of our study is to identify and experimentally test a complex of pedagogical conditions that guarantee the effectiveness of training students of higher educational institutions for military service. Methods. Analysis, generalization, observation, questioning, pedagogical experiment. Result. The main indicator of our research is the identification of students' readiness for military service. To determine this indicator, students are offered competitions, sports games, solving situational problems, checking legal issues of regulating military service. Conclusion. The pedagogical conditions for preparing student youth for military service are determined by the pedagogical laws of the formation of the value orientations of the individual, which determine the semantic foundations of the education of civic consciousness and patriotism.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОДГОТОВКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВУЗЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-66-71

Военно-патриотическое воспитание и подготовка студенческой молодежи к военной службе в вузе

Омаров М. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: omarov.66@inbox.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - выявить и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, гарантирующих эффективность подготовки студентов высших учебных заведений к военной службе. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. Основной показатель нашего исследования - выявление готовности студентов к военной службе. Для определения этого показателя студентам предложены соревнования, спортивные игры, решение ситуационных задач, проверка юридических вопросов регулирования военной службы. Вывод. Педагогические условия подготовки студенческой молодежи к военной службе определяются педагогическими закономерностями формирования ценностных ориентаций личности, определяющими смысловые основы воспитания гражданственности и патриотизма.

Ключевые слова: страна, государство, безопасность, патриотизм, духовность, воспитание, студенческая молодежь, Российская армия, эксперимент, исследование, методика, результаты.

Формат цитирования: Омаров М. М. Военно-патриотическое воспитание и подготовка студенческой молодежи к военной службе в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 66-71. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-4-66-71

Military-Patriotic Education and Training of Student Youth

for Military Service at the University

Magomedali M. Omarov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: omarov.66@inbox.ru

ABSTRACT. The aim of our study is to identify and experimentally test a complex of pedagogical conditions that guarantee the effectiveness of training students of higher educational institutions for military service. Methods. Analysis, generalization, observation, questioning, pedagogical experiment. Result. The main indicator of our research is the identification of students' readiness for military service. To determine this indicator, students are offered competitions, sports games, solving situational problems, checking legal issues of regulating military service. Conclusion. The pedagogical conditions for preparing student youth for military service are determined by the pedagogical laws of the formation of the value orientations of the individual, which determine the semantic foundations of the education of civic consciousness and patriotism.

Key words: country, state, security, patriotism, spirituality, education, student youth, Russian army, experiment, research, methodology, results.

For citation: Omarov M. M. Military-Patriotic Education and Training of Student Youth for Military Service at the University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 66-71. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-66-71 (In Russian)

Введение

Анализ международной ситуации показывает, что, несмотря на уменьшение угрозы прямой широкомасштабной агрессии против России, в настоящее время существует потенциальная военная угроза нашему отечеству. Современные отношения в сфере международной безопасности гарантируют, что необходимы современные и мощные вооруженные силы, пока наша родина находится под угрозой. Для защиты государства реализуется система мер политического, экономического, социального, военного и правового характера. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование всей системы военно-патриотического воспитания молодежи.

После распада СССР молодое государство столкнулось с такими социальными проявлениями, как развал духовной и социальной жизни российского общества, размывание мотивационного стержня ценностей его национальной идентичности, резкое падение значимости человеческого достоинства и единства [2].

Широкие слои общества, особенно молодежь, не желали понимать истинный смысл серьезных изменений в обществе и государстве в преодолении трудностей переходного периода. Это связано с тем, что негативных явлений и процессов существует достаточно давно, но их кризисные проявления лишь относительно недавно активно влияли на сознание, чувства и жизнь россиян [6].

Проблема патриотического воспитания студенческой молодежи многогранна и требует серьезного изучения. Одним из предметных направлений его исследований должно стать выявление идеальных социально-педагогических и психолого-педагогических механизмов формирования готовности молодежи к военной службе, что является священным долгом каждого гражданина нашей необъятной Родины.

Сегодня нет ни одной образовательной организации, где бы вопросы патриотического воспитания молодежи не считались приоритетными. С включением в учебный план профильной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» встал вопрос о подготовке студентов-призывников к военной службе в рядах Российской армии.

Подготовка к военной службе, как и черты настоящего мужчины, актуальна для любого возраста, с самого раннего возраста,

и только в этом случае можно говорить о возможности подготовки все новых и новых поколений защитников Отечества [4].

Несмотря на то, что в последнее время наметилась тенденция к повышению интенсивности учебного процесса в организациях образования, насыщенности образовательных программ требованиями моральных качеств, подготовке и степени закрепления практических навыков, развитию у студентов физических данных и других характеристик, продолжают существовать негативные процессы, такие как снижение патриотизма в духовной и социальной жизни российского общества, размывание мотиваци-онного ядра национальной идентичности, резкое падение человеческого достоинства и единства. Отечественная история, ее героические события и выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала патриотического воспитания молодежи.

Проблема воспитания подростков и молодых людей, готовых защищать свою Родину, отражена в исследованиях А. А. Аро-новой, С. А. Константинова, В. Бачевского. В этих работах, помимо общих проблем, связанных с недостатками программы, были предприняты попытки отразить проблемы, связанные с воспитанием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к этой теме связан с активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Это означает, что появляются новые требования к работе учителей, преподавателей начальных, средних и старших классов и высших учебных заведений [4].

Современные исследования в области патриотического воспитания базируются на работах А. Н. Вырщикова («Концептуальные основы патриотического воспитания», 2004 г.), Г. В. Средина («Основы военно-патриотического воспитания», 1988 г.), Т. В. Беспаловой («Политический патриотизм», 2004 г.), Г. В. Зверевой («Патриотизм и его развитие», 2003 г.), А. В. Кузнецовой («Патриотическая идея в российском обществе: происхождение, состояние, тенденции», 2004 г.) и многих других исследователей.

Теоретический анализ состояния проблемы и изучение педагогического опыта в этой области требуют продолжения исследования и других вопросов. К интенсивной и целенаправленной воспитательной и патриотической работе в студенческий пе-

риод должны привлекаться в основном студенты призывного возраста [5]. В этой связи важную роль может сыграть военно-патриотическое воспитание, основанное на любви к Родине, уважении к традициям и достижениям наших соотечественников. У студентов уже сложились определенные представления о патриотическом военном долге, поэтому предполагается, что первостепенное место в формировании процесса патриотического военного воспитания должна занимать не только теоретическая разработка программы патриотического военного воспитания, но и усвоение знаний в этой области [2].

Сказанное определило выбор темы нашего исследования «Военно-патриотическое воспитание и подготовка студенческой молодежи к военной службе в вузе».

Цель исследования - выявить и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, гарантирующих эффективность подготовки студенческой молодежи к военной службе.

Методы - Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Для этого мы провели диагностику эффективности подготовки юношей к военной службе. Разработанные нами тесты использованы для оценки уровня знаний о военной службе и военной деятельности.

Результаты и обсуждение

Перед нами стояли задачи, связанные с исследованием роли патриотического вос-

питания (возрождение патриотизма -главное требование возрождения России как великой державы), знания традиций, геральдики армии Российской Федерации и подвигов российского народа, а также приобретение и развитие физических навыков, необходимых для продолжения службы в армии.

Для достижения этой задачи мы провели экспериментальное исследование на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета для изучения педагогических условий, благоприятно влияющих на подготовку студентов к военной службе, при участии преподавателей безопасности жизнедеятельности, физической культуры и кураторов групп, согласившихся принять участие в эксперимент. В экспериментальном исследовании приняли участие 36 студентов первого курса.

Для более четкого определения роли патриотического воспитания в подготовке к военной службе был задан вопрос об изучении источников, из которых студенты могли составить представление о героях-защитниках отечества [2]. Эти данные были получены нами на основе анализа результатов анкетного опроса. Таблица 1 содержит данные, позволяющие с определенной степенью достоверности нарисовать картину степени оказываемого влияния.

Таблица 1

Различные источники, влияющие на формирование представлений студентов об идеальном герое-защитнике Отечества (%)

Виды источников 1 группа 2 группа

Нач. Закл. Нач. Закл.

Известные военачальники, герои войны в исторических произведениях 17,6 17,6 17,6 28,7

Образы героев фантастики 12,1 17,6 12,1 23,3

Встречи с ветеранами ВОВ 45,3 37,9 37,9 28,7

Встречи с воинами-интернационалистами боевых действий в Афганистане, в местах «горячих точек» России 45,3 56,6 45,3 56,6

Публикации о доблести военнослужащих при исполнении воинского долга в СМИ 17,6 17,6 17,6 28,7

Художественные фильмы - «боевики» 37,9 45,3 45,3 56,6

Документальные фильмы, телешоу о буднях и подвигах солдатов и офицеров Вооруженных Сил России. 17,6 23,3 17,6 23,3

Рассказы о проявленном героизме и военных подвигах родственников, услышанные из уст родителей 17,6 17,6 12,1 23,3

На основании этих данных можно сделать выводы об эффективности подготовки студенческой молодежи в высших учебных заведениях, а также роли семьи, СМИ, кинопроизводства и ветеранских организаций в приобщении молодого поколения к идеалам служения своему народу и своей Родине, включая просвещение их представлений об идеале русского воина - защитника отечества [2]. Метод незавершенных предложений позволил определить представления студентов о патриотизме. Сводная таблица 2 отражает полученные результаты.

Чувство патриотизма в первой группе увеличилось с 12,2 % до 45,4 % и превыси-

Проведенный нами эксперимент показывает, что уровень знаний студентов экспериментальной группы значительно повысился по сравнению с данными студентов контрольной группы.

Основным показателем нашего исследования было выявление готовности студенческой молодежи к военной службе. Для определения этого показателя студентам были предложены соревнования, военно-спортивные игры, выполнение ситуационных задач, проверка юридических знаний регулирования военной службы. Целью диагностики является выявление динамики и особенностей проявления в реальной жизни тех индивидуально-психологических качеств, которые определяют успешность обучения молодежи в образовательной организации и практической службе в армии. Результаты представлены на рисунке.

ло результат второй группы, полученный на этапе идентификации и контроля, на 12,2 % и 17,6 % соответственно. Слабо развитое чувство патриотизма сохранилось только у 2 человек в экспериментальной группе, что составило 12,2 %. Этот показатель стал значительно ниже, чем у студентов контрольной группы, результат которой составил 37,7 %.

Мы провели диагностику эффективности подготовки студенческой молодежи к военной службе. Разработанные тесты были использованы для оценки уровня знаний о военной службе и военной деятельности. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Полученные результаты показывают, что студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень подготовки после этапа обучения, проявляют большой интерес к военной службе и военной деятельности (94,4 %). Это хорошие программные знания, самоидентификация защитника отечества, гражданина-патриота с организаторскими способностями.

Во второй группе 83,3 % студентов имеют юридические знания, в том числе выполнение гражданского долга на военной службе. Ясные проявления личностных качеств и ориентаций, важных для военной службы, в экспериментальной группе продемонстрировали 88,8 % студентов, что значительно превышает результаты контрольной группы.

Таблица 2

Представления студентов о патриотизме_

Уровень знаний Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Высокий уровень 12,2 % 17,6 % 12,2 % 45,4 %

Средний уровень 37,7 % 45,4 % 45,4 % 45,4 %

Низкий уровень 51,2 % 37,7 % 51,2 % 12,2 %

Уровень знаний студенческой молодежи о военной службе и воинской деятельности

Уровень знаний Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После До эксперимен- После

эксперимента та эксперимента

Высокий уровень 12,2 % 23,3 % 55,6 % 45,4 %

Средний уровень 37,7 % 45,4 % 37,7 % 32,2 %

Низкий уровень 51,2 % 33,3 % 55,6 % 12,2 %

Основной Основной Основной Основной Основной Основной

1 гР. До 1 гр. П

1 2

3

4

5

2 гр. До

2 гр. П

Рис. Готовность студентов к военной службе

S

Вывод

Результаты экспериментальной работы позволили сделать вывод о необходимости целенаправленного продолжения обучения и патриотического воспитания студенческой молодежи в образовательных организациях. Патриотическая подготовка молодежи к военной службе считается неотъем-

Academia, 2000. 240 c.

2. Гизатуллин Р. Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников о героических традициях русских офицеров. Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2006. 24 с.

3. Дубронин В. Н. Военная служба. Прием, набор, увольнение. Справочное руководство. М. : Юрлитинформ, 2000. 299 с.

damentals of military service]. Moscow, Academia Publ., 2000. 240 p. (In Russian)

2. Gizatullin R. Sh. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie starsheklassnikov o geroicheskih tradiciyah russkih oficerov [Moral and patriotic education of high school students about the heroic traditions of Russian officers]. Author's abstract of diss. ... Ph. D. of Pedagogy. Kazan, 2006. 24 p. (In Russian)

3. Dubronin V. N. Voennaya sluzhba. Priem, nabor, uvol'nenie. Spravochnoe rukovodstvo [Military service. Admission, recruitment, dismissal. Reference Guide]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2000. 299 p. (In Russian)

5. Osmachko S. G. Voenno-patrioticheskaya podgotovka dovoennoj i prizyvnoj molodezhi v

лемой частью образовательной системы высших учебных заведений. Подготовка студенческой молодежи к военной службе определяется педагогическими закономерностями формирования ценностных ори-ентаций личности, определяющих смысловые основы воспитания гражданственности и патриотизма.

готовка довоенной и призывной молодежи в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Ярославль, 1990. 32 с.

4. Радионов Е. Г. Педагогические основы воспитания молодежи в защиту Отечества. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 32 с.

6. Танюхин В. П. Педагогические основы подготовки студентов к военной службе. Дисс. ...

patriotic training of pre-war and conscript youth during the Great Patriotic War]. Author's abstract of diss. ... Ph. D. of History. Yaroslavl, 1990. 32 p. (In Russian)

4. Radionov E. G. Pedagogicheskie osnovy vospitaniya molodezhi v zashchitu Otechestva [Pedagogical bases of education of youth in defense of the Motherland]. Author's abstract of

Pedagogy Doctoral diss.....Moscow, 2002. 32 p.

(In Russian)

6. Tanyukhin V. P. Pedagogicheskie osnovy podgotovki studentov k voennoj sluzhbe [Pedagogical bases of preparation of students for military service]. Pedagogy Doctoral diss.....Moscow,

2003. 414 p. (In Russian)

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Васнев В. А. Основы военной службы. M. : б. Осмачко С. Г. Военно-патриотическая под-

д-ра пед. наук. M., 2003. 414 с.

References

1. Vasnev V. A. Osnovy voennoj sluzhby [Fun- gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Military-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Омаров Магомедали Магеррамович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: omarov.66@inbox.ru

Принята в печать 19.11.2019 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Magomedali M. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: oma-rov.66@inbox.ru

Received 19.11.2019.

Педагогические науки/ Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.014

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-71-74

Дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников

Рамазанова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников. Методы. Изучение искусствоведческой и научно-специализированной литературы, выявление и обобщение передового опыта по использованию творческих принципов декоративно-прикладного искусства, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников. Результат. На основе анализа роли декоративно-прикладного искусства выявлены сущность и специфика его влияния на формирование эстетической культуры учащихся в рамках художественно-эстетического образования. Вывод. Реализация дидактического потенциала декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания школьников позволит активировать их творческие способности, развить интерес к существующему многообразию стилей декоративно-прикладного искусства, сформировать нравственные и патриотические чувства.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественное образование, эстетическое воспитание, творчество, учащиеся.

Формат цитирования: Рамазанова Э. А. Дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 71-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-71-74_

Didactic Potential of Decorative and Applied Arts in Artistic Aesthetic Education of the Schoolchildren

Elmira A. Ramazanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.