Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-109-113
Психолого-педагогическое сопровождение
процесса формирования гражданского самосознания будущего педагога
© 2019 Караханов М. Н., Караханова Г. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть проблему формирования гражданского самосознания студентов педагогического вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданского самосознания способствует повышению качества профессиональной подготовки педагога.
Ключевые слова: гражданское самосознание, патриотизм, гражданская идентичность, психолого-педагогическое сопровождение.
Формат цитирования: Караханов М. Н., Караханова Г. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданского самосознания будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 109-113. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-109-113_
Psychology and Pedagogical Support of the Process of Formation the Future Teacher's Civic Consciousness
© 2019 Murad N. Karakhanov, Galina A. Karakhanova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTARCT. The aim of the study is to consider the problem of the formation of the civic consciousness of Pedagogical university students in conditions of psychology and pedagogical accompaniment. Methods. Analysis, synthesis, monitoring, pedagogical experiment. Result. Psychology and pedagogical support of the process of forming the civic consciousness contributes to the quality of teacher's vocational training. Keywords: civil consciousness, patriotism, civic identity, psycho-pedagogical accompaniment.
For citation: Karakhanov M. N., Karakhanova G. A. Psychology and Pedagogical Support of the Process of Formation the Future Teacher's Civic Consciousness. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 2. Pp. 109-113. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-2-109-113 (In Russian)
Введение
В статье обозначена проблема психолого-педагогического сопровождения процесса формирования гражданского самосознания будущего педагога, в том числе таких его составляющих, как патриотизм и гражданская идентичность.
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена тем, что в условиях реформирования всех сфер жизни российского общества безусловна социальная востребованность гражданственности и патриотизма, как высших нравственных ценностей. Гражданственность и патриотизм проявляются не только в сложных жизненных
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа, и выражаются в неравнодушии к судьбе отечества, способности переживать за происходящее в стране, эффективно решать профессиональные задачи независимо от постоянно меняющихся информационных, социальных и профессиональных условий действительности.
Очевидна востребованность гражданственности и патриотизма как профессиональных качеств будущих педагогов на современном этапе модернизации образования, поскольку ориентация на качественные параметры в их дальнейшем развитии предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке будущего педагога , но и к развитию и совершенствованию их личной сферы. Поэтому перед высшим образованием стоит задача активизации различных механизмов, позволяющих личности не только адаптироваться к окружающей действительности, но и отвечая ее вызовам изменять ее и меняться самому, а это значит, изменяются условия становления и развития личности, и, прежде всего, трансформируются процессы самоосмысления и самосозидания.
Реализация профессионального и воспитательного потенциала педагогического образования невозможна без адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования - рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданского самосознания будущих педагогов как необходимый элемент любой педагогической системы.
Методы - анализ, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент.
Результаты и обсуждение
В соответствии с федеральными документами об образовании (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 237-Ф3 (ред. от 02.03.2016 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.; ФГОС ВО 3-поколение; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.») проблема формирования
гражданственности и патриотизма приобретает государственный статус.
Однако, как показывают результаты некоторых исследователей, роль государства в гражданском и патриотическом воспитании следует укреплять и расширять, поскольку 62 % считающих, что государство должно заниматься этим, и 21 % полагающих, что государство этим не занимается, означает, что только 17 % твердо уверены в том, что государство действительно всерьез занимается этими проблемами [2, с. 3].
Результаты нашего исследования показали, что только 12 % опрошенных отводят ведущую роль вузу в воспитании гражданственности и патриотизма у будущих педагогов.
Особым потенциалом в решении проблем гражданского и патриотического воспитания обладают педагогические вузы. Предназначение педагогического университета состоит в подготовке специалистов, способных к трансляции культуры от поколения к поколению, умеющих средствами своего предмета содействовать развитию обучающихся, их способностей и социального опыта. Университетское педагогическое образование должно способствовать не только всестороннему развитию будущего специалиста, но и воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Анализ состояния исследуемой проблемы показал, что методологические и методические аспекты воспитательной работы в системе высшего образования имеют высокую степень разработанности, но в тоже время вопросы повышения эффективности гражданского и патриотического воспитания студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения разработаны недостаточно. Между тем, в педагогике высшей школы сложились существенные предпосылки для повышения эффективности процесса формирования гражданского самосознания студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Анализируя работы ученых, занимающихся проблемами гражданского самосознания, мы пришли к выводу, что данное понятие традиционно рассматривается как комплекс представлений о себе как гражданине: самоосознание себя членом общества, понимание своего гражданского долга, осознание своих прав и свобод, способ-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
ность к самоотчету. Все это служит гарантией гражданских достоинств как самого общества, так и гражданских отношений в нем. Важно отметить, что процесс становления гражданского самосознания личности осуществляется в контексте взаимодействия объективных и субъективных факторов. Объективные факторы становления гражданского самосознания определяются, прежде всего, позицией государства как субъекта гражданского образования, а также той социально-экономической, духовно-нравственной ситуацией, в которой совершается данный процесс [1; 2].
Субъективные факторы определяются когнитивными, эмоционально-
мотивационными и поведенческими аспектами социализации индивида. Мы полагаем, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданского самосознания будущего педагога должно строится с учетом как субъективных, так и объективных факторов его развития.
К сожалению, до сих пор в науке не существует общепризнанной трактовки понятий «патриотизм» и «гражданственность». Проанализировав значения категории «патриотизм», представленные в различных источниках (Словаре русского языка С. И. Ожегова, Философском энциклопедическом словаре, Советском энциклопедическом словаре) [3, с. 84; 4, с. 1600; 5, с. 815], мы пришли к выводу, что в настоящее время патриотизм трактуется как: социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность защищать ее от врагов; патриотизм - это одна из основных духовно-нравственных ценностей, характеризующая высший уровень развития личности, проявляющаяся в активной самореализации на благо общества. Необходимо отметить, что в профессиональном самоопределении личности педагога система ценностей и ценностных ориентаций играет весьма значимую роль, так как она связана с профессиональными установками, являющимися важнейшими регуляторами профессиональной деятельности.
Отметим, что образовательный процесс в вузе во многом зависит от ценностных ориентаций обучающихся. Показательны в этом отношении результаты исследования
«Межвузовского центра по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения в условиях многонационального региона», которые позволили обозначить ценности студентов: приоритет семьи, религия, осознанное отношение к здоровью, безразличие к проблемам экологии, общества, низкий уровень представлений о патриотизме, гражданственности, профессиональном долге. В основе данной работы лежала серия репрезентативных психологических исследований, анализ статистических данных. Как показывает анализ результатов исследования, современная молодежь, даже социально активная, к сожалению, далека от представлений об истинном гражданском и профессиональном долге и патриотизме.
Отсюда следует необходимость повышения качества воспитательной работы вуза по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов.
Реализация этой задачи невозможна без адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, которое является необходимым элементом любой педагогической системы. Любая педагогическая система всегда функционирует в условиях определенной среды, поэтому в поиске путей совершенствования существующей в Дагестанском государственном педагогическом университете системы воспитания гражданского созамосознания студентов мы руководствовались тем, что воспитательная система будет успешно функционировать только в условиях специально организованной образовательной среды, обеспечивающей воспитание гражданственности и патриотизма.
Анализ различных концепций сопровождения (Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, Т. В. Лисина, А. А. Майер и другие) позволяет рассматривать сопровождение как специальным образом организованное взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в специально созданных условиях, позволяющих объекту сопровождения самому разрешать возникающие у него проблемы, что способствует его личностному и профессиональному развитию. Особенностями такой образовательной среды являются: универсальность содержания профессиональной подготовки; направленность учебного и воспитательно-
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 2. 2019
••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 2. 2019
го процесса на формирование гражданского самосознания, научность, открытость, ориентация на социализацию студентов, специфика педагогической профессии, компетентность преподавателей вуза.
Эффективность формирования гражданского самосознания студентов достигается при построении данного процесса на основе следующих принципов: научности, системности, учета особенностей национально-этнических культур, комплексный подход и связь с другими видами воспитания, индивидуальный подход, взаимосвязь различных технологий, форм, методов и средств воспитания. Необходимость реализации образовательного потенциала такой среды связана также и с целым рядом причин: необходимостью изменения существующего педагогического мышления, характерного для старой педагогической системы; создание благоприятных педагогических условий; как любая система педагогическое образование требует педагогов достаточно квалифицированных и готовых к решению задач формирования гражданского самосознания будущих педагогов в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Необходимо также отметить, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданского самосознания у студентов педагогического университета будет достаточно эффективным при создании следующих педагогических условий:
- построение воспитательного процесса в вузе на основе подходов и принципов, соответствующих нормативным и целевым установкам;
- представление гражданственности и патриотизма как элементов общей, национальной и этнической культуры личности будущего педагога;
- стимулирование студентов к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию, самостоятельной работе, к ак-
1. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 143-149.
2. Марков К. В. Педагогические условия повышения эффективности системы патриотического воспитания студентов учебного военного центра при университете. Афторе-
тивному участию в общественной работе вуза;
- использование в образовательном процессе вуза современных ценностно-ориентированных проектных воспитательных технологий, различных курсов по выбору специального профессионально направленного материала с содержанием гражданского и патриотического характера;
- учет возрастных и личностных особенностей студентов, и создание благоприятного психологического положительного эмоционального фона на занятиях и в ходе воспитательной работы.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ психолого-педагогической литературы показал актуальность проблемы формирования гражданского самосознания будущих педагогов, компонентами которого являются патриотизм и гражданственность.
2. Важную роль в формировании патриотизма и гражданственности играет психолого-педагогическое сопровождение этого процесса, построенное на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса и при создании определенных педагогических условий.
3. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования гражданственности и патриотизма необходимо строить на основе: учета особенностей образовательной среды вуза, создания определенных педагогических условий, отражения в содержании учебного материала гражданской и патриотической направленности, разработки курсов по выбору, ориентированных на формирование гражданской культуры будущего педагога, использования современных педагогических технологий, средств, интерактивных методов и форм.
ферат дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 24 с.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Русский язык, 1977. 848 с.
4. Советский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1982. 1600 с.
5. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
Литература
Психолого-педагогические науки ••• 113
Psychological and Pedagogical Sciences •••
References
1. Koryakovtseva O. A., Bugaychuk T. V. Development of civil consciousness of youth: from "spirit activity" to "activity". Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik [Yaroslav Pedagogical Bulletin]. 2016. No. 5. Pp. 143-149. (In Russian)
2. Markov K. V. Pedagogicheskie usloviya pov-ysheniya effektivnosti sistemy patrioticheskogo vospitaniya studentov uchebnogo voennogo centra pri universitete [Pedagogical conditions for improving the effectiveness of the system of patriotic education of students of the educational center at the
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Караханов Мурад Нуруллахович, доктор экономических наук, профессор, кафедра социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
military University]. Abstract of Ph. D. (Pedagogy) diss. Makhachkala, 2018. 24 p. (In Russian)
3. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Russky Yazyk Publ., 1977. 848 p. (In Russian)
4. Sovetskij enciklopedicheskij slovar' [Soviet encyclopedic dictionary]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1982. 1600 p. (In Russian)
5. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical encyclopedic dictionary]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1989. 815 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Affiliations Murad N. Karakhanov, Doctor of Economy, professor, the chair of Socio-Humanistic Sciences, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Galina A. Karahanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 05.05.2019 г.
Received 05.05.2019.