станский государственный педагогический университет; email: [email protected]
Принята в печать 15.02.2019 г. Received 15.02.2019
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-29-33
Компетентностно-ориентированные задания
как средство формирования профессиональной деятельности будущего педагога
@ 2019 Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Караханов М. Н.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Рассмотреть вопросы использования компетентностно-ориентированных заданий для повышения эффективности профессиональной подготовки будущего учителя и формирования его профессиональной деятельности. Представлен опыт проведения занятий с использованием компетент-ностно-ориентированных заданий в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ). Методы. Наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. В ходе участия в занятиях с использованием компетентностно-ориентированных заданий у студентов происходит формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Вывод. Использование компетентностно-ориентированных заданий способствует повышению мотивации учения, интереса к изучению предметов психолого-педагогического цикла, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированные задания, деловая игра, компетентностный подход в образовании, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность будущих педагогов.
Формат цитирования: Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е., Караханов М. Н. Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования профессиональной деятельности будущего педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 29-33. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-29-33
Competence-oriented Tasks as a Means of Formation the Future Teacher's Professional Activities
@ 2oi9 Galina A. Karakhanova, Elena E. Orudzhalieva, Murad N. Karakhanov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110 @mail.ru; [email protected]
Abstract. The aim of the article is to consider the issues of using the competence-oriented tasks to increase the effectiveness of the future teacher's professional training and his professional activities. The experience of conducting classes using competence-oriented tasks in the Dagestan State Pedagogical University is presented. Methods. Observation, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. In the course of participation in classes using the competence-oriented tasks, students are developing general professional and professional competencies. Conclusion. The use of competence-oriented tasks contributes to increasing the motivation of learning, interest in the study of subjects of psychological and pedagog-
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019
ical cycle, increases their level of professional competence in general and the effectiveness of training for professional activities.
Key words: competence-oriented tasks, business game, competence-based approach in education, professional competence, professional activities of future teachers.
For citation: Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E., Karakhanov M. N. Competence-Oriented Tasks as a Means of Formation the Future Teacher's Professional Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 29-33. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-1-29-33
Введение
Требования к профессиональной деятельности педагога отражены в стандартах высшего образования по направлению «Педагогическое образование» и в профессиональном стандарте «Педагог», который должен вступить в силу в сентябре 2019 года.
Эти требования определены в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, Национальной доктриной образования в Российской Федерации (до 2025 года).
Главной целью государства в области образования признается создание условий для формирования «конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе» [4]. Именно образование способно подготовить человека, востребованного в обществе.
Об этом говорится в Национальной доктрине образования Российской Федерации: «Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе» [5, с. 10]. «Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала» [5, с. 2].
Это в полной мере относится к образованию педагогов, призванных подготовить молодое поколение к жизни в новых общественных условиях, когда каждый должен сам найти свое место в жизни, опираясь на свои знания, способности, деловые качества. Но таким педагогом может быть не каждый. Для выполнения такой сложной и ответственной задачи педагог сам должен быть образованным, эрудированным, ком-
петентным специалистом, поэтому в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы особое внимание рекомендуется уделить развитию компетентностей педагогов и руководителей образовательных организаций.
Компетентность в самом общем понимании - это сплав знаний, умений и отношения к своей профессиональной деятельности, способность решать стратегические, тактические и оперативные профессиональные задачи. Для того, чтобы будущий учитель научился решать такие задачи, ему надо дать возможность в процессе обучения встретиться с подобными задачами и попытаться их решить наилучшим образом. Одним из путей формирования профессиональной компетентности будущего педагога является использование в процессе его обучения компетентностно-ориентированных заданий, т. е. заданий, моделирующих ситуации, которые, возможно, возникнут в его будущей профессиональной деятельности. И чем разнообразнее будут эти предлагаемые студенту ситуации и чем больше их будет встречаться ему в процессе обучения, тем лучше он будет подготовлен к своей будущей профессиональной деятельности.
В Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) в процессе подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности широко используются компетентностно ориентированные задания. Они включаются в задания для самостоятельной работы студентов, в планы практических и лабораторных работ, в экзаменационные билеты при проведении текущих экзаменов и государственной аттестации.
Компетентностно-ориентированные задания могут быть самых разных видов: это и кейсы, включающие разнообразные педагогические ситуации, и деловые и ролевые игры, и разработка различных проектов и многое другое.
Применение кейсов в процессе подготовки будущего педагога позволяет
научить студентов быстро реагировать на создавшуюся ситуацию, анализировать её, на основе этого анализа принимать решения и предпринимать решительные действия. В результате проявляются личностные и деловые качества студентов, развиваются их педагогические способности, формируется умение находить эффективное решение, дающее возможность выйти из сложившейся нестандартной или конфликтной ситуации. Все это способствует формированию профессиональной деятельности будущего педагога. Вместе с тем, использование кейсов имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести возможность их использования для определения сформированности у студентов достаточно большого количества компетенций, использования их при организации как индивидуальной, так коллективной работы, оценки процесса принятия решения. Минусом является то, что один и тот же кейс нельзя использовать многократно, поскольку студентам будут известны принимаемые решения, и у них, возможно, не будет желания найти новые, отличающиеся от уже озвученных, решения, т. е. кейсы должны постоянно обновляться, а это процесс достаточно трудоёмкий для преподавателя.
В процессе подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности могут использоваться компетент-ностно-ориентированные задания, носящие проблемный характер. Например, в ходе изучения раздела педагогики «Дидактика» студентам могут быть даны задания разработать урок определенного типа или фрагмент урока с использованием определенных методов обучения (проблемное изложение, объяснение материала методом беседы и т. п.).
При изучении темы «Технологии обучения» может быть дано задание: «Познакомьтесь с различными технологиями обучения. Представьте, что вам предстоит провести урок с использованием одной из этих технологий. Какой технологией вы воспользуетесь? Обоснуйте свой выбор. Составьте план своих действий».
К компетентностно-ориентированным заданиям можно отнести и деловые и ролевые игры. По той же теме «Технологии обучения» может быть проведена деловая игра «Встреча разноцветных галстуков». Группа разбивается на четыре подгруппы. Каждой подгруппе выдаются галстуки определенного цвета - зеленого, желтого, черного или красного. «Зеленые» представ-
ляют какую-либо технологию, «желтые» говорят о её достоинствах, «черные» - о недостатках, а «красные» на основании услышанных характеристик решают, применима ли эта технология в массовой современной школе, и если применима, то нужны ли для этого какие-то особые условия.
К компетентносто-ориентированным заданиям могут быть отнесены и задания по разработке различных проектов. Организации проектной деятельности в настоящее время следует уделить особое внимание, поскольку с 2020 года от выпускников школ для получения аттестата о среднем образовании будет требоваться выполнение индивидуального проекта, следовательно, педагоги должны быть готовы к организации этой работы, а для этого они должны сами овладеть проектной деятельностью на достаточно высоком уровне.
В ДГПУ этому направлению работы с будущими педагогами также уделяется достаточное внимание. Студенты выполняют учебные предметные и межпредметные проекты, создают проекты воспитательной работы, социально направленные проекты. Проектная деятельность организуется не только в процессе преподавания различных дисциплин, но и во внеаудиторной работе со студентами, например, разработка проекта является одним из требований к участникам ежегодно проводимых в ДГПУ педагогических олимпиад.
Разработка межпредметных учебных проектов способствует мотивации студентов на расширение своих знаний, приобретение знаний из других областей, расширение кругозора, что является одним из требований профессионального стандарта «Педагог», который должен быть введен в сентябре 2019 года.
Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться и на этапе определения результатов обучения. «Результаты обучения - это формулировка того, что должен будет знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения или его части» [3, с. 8]. Как отмечают Н. В. Борисова и И. Б. Кузов [1], для оценки сформированности компетенций могут использоваться мини-проекты, содержащие задачи, имеющие не единственное решение, и задачи с запланированными ошибками, нахождение которых тренирует внимание и приучает студентов к четкости формулировок, определений и четкости выражения собственных мыслей, что
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019
очень важно для педагога. Кроме мини-проектов могут использоваться многоуровневые тесты, позволяющие выяснить и оценить уровень сформированности определенных компетенций. При этом желательно составлять тесты, ориентируясь на таксономию Б. Блума, в соответствии с которой освоение учебного материала происходит поуровнево, проходя последовательно уровни «знание» - «понимание» -«применение» - «анализ» - «синтез» -«оценка». Тестовые задания должны быть составлены так, чтобы конкретные вопросы теста относились к определенному уровню освоения формируемой компетенции и позволяли с достаточной степенью достоверности определить уровень овладения студентом требуемой компетенцией.
1. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Технологиза-ция проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин, модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 52 с.
ya proektirovaniya i metodicheskogo obespeche-niya kompetentnostno-orientirovannyh uchebnyh programm disciplin, modulej, praktik v sostave OOP VPO novogo pokoleniya: metodicheskie rek-omendacii dlya organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skih kollektivov vuzov [Technologizing the design and methodological support of competence-oriented curricula for disciplines, modules, practices in the composition of the basic educational program of a new generation of higher education: methodical recommendations for organizers of project work and faculty groups of universities]. Moscow, Research Center for Problems of the Quality of Training Specialists, 2010. 52 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Таким образом, подготовка будущего педагога к обучения использовать компе-тентностно-ориентированные задания проблемного содержания, кейсы, проекты различной направленности (учебные, воспитательные, социальные), и систематически контролировать процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога, в частности, с применением многоуровневых тестов, позволяющих оценить уровень овладения необходимыми компетенциями. Эта работа должна охватывать весь целостный педагогический процесс вуза, и тогда выпускник этого вуза будет ответственной, самостоятельной, компетентной личностью, действительно «ключевой фигурой реформирования образования» [6].
3. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ УрФУ / О. И. Ребрин. Екатеринбург: Ажур, 2012. 24 с.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. М., 2015.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000. 11 с.
6. Профессиональный стандарт «Педагог». М.,
acii» [The Law "On Education in the Russian Federation"]. Moscow, 2012.
3. Ispol'zovanie rezul'tatov obucheniya pri proektirovanii obrazovatel'nyh programm UrFU [The use of learning outcomes in the design of educational programs of UrFU]. O. I. Rebrin. Ekaterinburg, Azhur Publ., 2012. 24 p.
4. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020]. Moscow, 2015.
5. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Ros-sijskoj Federacii [National doctrine of education in the Russian Federation]. Moscow, 2000. 11 p.
6. Professional'nyj standart«Pedagog» [Professional standard "Pedagogue"]. Moscow, 2013.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail:
Литература
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.
References
1. Borisova N. V., Kuzov V. B. Tekhnologizaci-
2013.
2. Zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Feder-
Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Караханов Мурад Нуруллахович, доктор экономических наук, профессор, кафедра социо-гуманитарных дисциплин, ДГПУ, e-mail: [email protected]
Принята в печать 05.02.2019 г.
Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Murad N. Karakhanov, Doctor of Economy, professor, the chair of socio-humanitarian disciplines, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 05.02.2019
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 30
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-33-39
Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России
©2019 Казиев Н. Э. 1 Магаррамов М. Д. 1 2, Алиев А. М. 2, Велиев О. В. 2
1 Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет,
Махачкала, Россия; e-mail: www.dgpu.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить детерминированность между наличием у общества знания в условиях постиндустриального общества, развитости, глубокой освоенности научно-педагогического знания, педагогических технологий, учёта педагогического опыта предшествующих поколений и процессом обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства. Методы. Метод историзма, а также принципы и подходы социальной диалектики вкупе с основными формами правильного мышления использованы при проведении данной работы. Результаты. Сформулированные авторами исследования обобщающие выводы и предложения позволят существенно обновить и оптимизировать педагогический образовательный и воспитательный процесс, поднять в обществе престиж научно-гуманитарного и естественно-научного знания, вкрапливать их достижения в хозяйственный механизм страны и тем самым способствовать обеспечению духовной безопасности современного российского общества и государства. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие положения могут быть использованы работниками органов государственной власти и публично-правовых образований в направлении совершенствования реалий современного образовательного пространства нашей страны, обеспечении генерации новых научных знаний, вкраплении их в непосредственный производственный процесс с венчурными и инновационными технологиями. Всё это в своей совокупности является панацеей для обеспечения национальной (духовной) безопасности современного российского общества и государства.
Ключевые слова: научное знание, гуманитарное знание, естественно-научное знание, античное педагогическое знание, эпоха «реформации», знание в эпоху Нового и Новейшего времени, постиндустриальное общество, духовная безопасность.
Формат цитирования: Казиев Н. Э., Магаррамов М. Д., Алиев А. М., Велиев О. В. Научно-педагогическое знание как инструмент обеспечения национальной безопасности современной России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 33-39. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-1-33-39