remennye innovacii [Modern innovations]. 2016. No. 10 (12). Pp. 35-37. (In Russian)
4. Skakun V. A. Metodika proizvodstvennogo obucheniya [Methods of industrial training]. Moscow, APE Publ., 1992. 204 p. (In Russian)
5. Fedotova L. D., Rykova E. A., Malysheva V. A. Ocenka kachestva nachal'nogo profession-al'nogo obrazovaniya [Assessment of the quality
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Раджабалиев Гатемсолтан Пулатович,
кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных технологий, экономики и дизайна, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
Абдуллаев Абдулла Бабаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики, технологии и методики обучения (ППТиМО), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Салахбеков Анварбек Пайзулаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ППТиМО, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 14.01.2019 г.
of primary vocational education]. Moscow, 2000. 82 p. (In Russian)
6. Chebysheva V. V. On the ratio of pace and quality of work. Izvestiya Akademii pedagog-icheskih nauk SSSR [Proceedings of Academy of pedagogical sciences of USSR]. 1968. Ed. 144. Pp. 197-207. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Gatemsoltan P. Radzhabaliev, Ph. D.
(Technology), assistant professor, the chair of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
Abdulla B. Abdullaev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods (PPT&TM), DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Anvarbek P. Salakhbekov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of PPT&TM, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 14.01.2019
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-63-67
Новые подходы к содержанию методической подготовки студентов-биологов в педагогических вузах
@ 2°i9 Разаханова В. П.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Исследование новых подходов к содержанию методической подготовки студентов биологов в педагогических вузах в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Методы. Анализ педагогической и методической литературы, наблюдение. Результат. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов считается наиболее важной, отражающей будущую профессиональную деятельность, направленной на решение важных педагогических и методических задач. Совершенствование форм, методов, содержания подготовки учителей биологии, введение в нее инновационных педагогических подходов актуально не только для теории, но и для практики методической подготовки будущих учителей биологии в педагогическом вузе. Вывод. Применение новых подходов к формированию содержания методической подготовки студентов-биологов и методически правильно выстроенный учебно-воспитательный процесс в высшей школе позволит студентам лучше подготовиться к своей профессионально педагогической деятельности.
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019
Ключевые слова: методическая подготовка, студенты-биологи, профессиональные компетенции, компетентностный подход, методические задачи, новые подходы.
Формат цитирования: Разаханова В. П. Новые подходы к содержанию методической подготовки студентов биологов в педагогических вузах // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 1. С. 63-67. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-63-67
New Approaches to the Content of the Methodical Training of Biological Students in Pedagogical Universities
@ 2019 Venera P. Razakhanova
Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is the study of new approaches to the content of methodical training of biological students in pedagogical universities in the context of the introduction of new educational standards. Methods. Analysis of pedagogical and methodical literature, observation. Result. Methodical training in the system of vocational training of students, future teachers is considered to be the most important, reflecting the future professional activity aimed at solving the important pedagogical and methodical problems. Improvement of the forms, methods, content of training biology teachers, introduction of innovative pedagogical approaches to it is actually not only for the theory, but also for practice of methodical preparation of future teachers of biology in pedagogical high school. Conclusion. The use of new approaches to the formation of the content of methodical training of biological students and methodically correctly built educational process in higher school will allow students to prepare better for their professional teaching activities.
Key words: methodical preparation, biological student, professional competences, competence approach, methodical tasks, new approaches.
For citation: Razakhanova V. P. New Approaches to the Content of the Methodical Training of Biological Students in Pedagogical Universities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Science. 2019. Vol. 13. No. 1. Pp. 63-67. DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-63-67 (In Russian)
Введение
Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов считается наиболее важной, отражающей будущую профессиональную деятельность, направленную на решение важных педагогических и методических задач.
С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3++ существенно меняется подход к содержанию методической подготовки, уделяется особое внимание профессиональным компетенциям. Актуальным на сегодняшний день становится разработка профессиональных компетенций самостоятельно в вузе.
Возникает необходимость выстроить индикаторы достижения этих компетенций, при этом на первом месте оказываются требования работодателя к профессио-
нальным качествам выпускника, не учесть которые вуз не может. Следовательно, профессиональный стандарт педагога необходимо также учесть. Заказ работодателя на подготовку педагога и учет запросов востребованности на рынке труда нового современного педагога, владеющего профессиональными компетенциями, требует от вуза соответственно модернизировать методическую подготовку студентов.
Проведем анализ существующих проблем к структуре, содержанию и определению понятия методической подготовки студентов педагогических отделений вузов.
Анализ исследований проблем содержания методической подготовки, позволяет определиться с направлением исследования. При этом следует отметить, что научный интерес более ярко выражен у исследователей высшей школы. Анализируя литературу можно отметить, три основных
направления исследований в области методической подготовки студентов, методическую подготовку рассматривают как: подготовку к осуществлению разных видов педагогической деятельности; систему обучения в процессе изучения определенных курсов одной специальности, либо по разным направлениям и специальностям; или часть системы профессиональной деятельности педагога.
Изучая разные подходы к определению понятия методической системы обучения будущего педагога, можно отметить поход Л. М. Кузнецовой, которая определяет «как совокупность цели (задач), содержания, методов, форм и средств, технологий обучения, а также ожидаемых результатов» [1]. Интеграция содержания компонентов методической подготовки должна превратить в целостную дидактическую систему.
Методическую подготовку будущего педагога в литературе рассматривают и как профессиональную подготовку к осуществлению определенных видов педагогической деятельности: обучения, воспитания и развития. Так, по мнению В. В. Серикова, результатом методической подготовки должно стать становление в педагоге «методиста», человека, владеющего методикой, технологией обучения [3, с. 32-33].
При этом, С. Е. Царева считает, что результатом методической подготовки должна стать способность владеть методологией, историей методики, современное состояние изучения науки, способность педагога находить более эффективные методы обучения, владение способностью приобрести опыт социальных отношений [5].
Анализ литературы показал, что все авторы (единодушно отмечают составные компоненты содержания методической подготовки (теоретическую, практическую и исследовательскую). Каждый компонент содержания также представлен соответствующими элементами содержания. Рассмотрим каждый компонент по наполнению его содержанием, так в теоретической подготовке можно выделить такие важные элементы по содержанию, как изучение теоретических основ школьного предмета (в нашем случае - биологии) и конечно теория предмета не может без элементов содержания таких дисциплин как педагогика, психология, философия (категория: знаю). В практическую часть важно включить (категория: умею) умение организо-
вать обучение школьному предмету (биология). На практике это возможно при активном участии студентов на лабораторных и практических занятиях, практиках, в том числе и педагогической практике.
Исходя из выше сказанного, считаем актуальным утверждение Л. А. Никитина, что «методическая подготовка - это овладение студентами основами методической деятельности», которая должна опираться на готовность студента получать эти знания [3].
Результаты исследования и обсуждение
Подготовка студентов к педагогической деятельности в школе включает такие важные умения, как умение проектировать и моделировать не только урок как основную форму организации обучения, но и рабочую программу, внеурочные мероприятия, при этом уметь отбирать учебный материал из разных источников для разных этапов урока, уметь выбирать учебник по биологии и программу и обосновывать свой выбор.
В условиях реализации требований ФГОС, каждому педагогу необходимо осознать важность и необходимость достижения школьниками образовательных результатов (личностных, предметных и ме-тапредметных). При этом для педагога умение проектировать учебный процесс выступает наиболее актуальным, так как это позволит ему осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Следовательно, необходимо модернизировать содержание методической подготовки студентов педагогических отделений вузов.
Кроме того, на качественную организацию методической подготовки влияют постоянно меняющиеся образовательные стандарты высшего профессионального образования. Также существенное значение приобретает модернизация материально-технического парка вуза, требующего современного оснащения образовательного процесса, соответствующего оснащению образовательных учреждений (школ) и разработки методики их использования на уроках. В настоящее время вузы отстают от школ в материально-техническом обеспечении, существует запрос работодателей на разработки новых методик и технологий (в частности, в применении 1Т технологий, соответствующего ему оборудования, дистанционных технологий, «космических технологий» - технологий нового поколения).
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 1. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 1. 2019
В магистратуре программа ориентирует на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, способных к педагогической, проектной и научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, которые реализуют программы с использованием 1Т образовательных технологий. Именно внедрение новых образовательных технологий выступает важным компонентом модернизации содержания методической подготовки, пересмотру всех дисциплин и их содержания, введения новых дисциплин, реализующих соответствующие профессиональные компетенции, направленные на обучение, разработку компонентов образовательной среды.
Данное противоречие дает нам возможность искать пути его решения через пересмотр содержания педагогической практики и всех дисциплин профессионального цикл. Следовательно, и содержание методической подготовки должно отражать реализацию заложенных под конкретную дисциплину профессиональных компетенций, и конечно разрабатывать индикаторы их достижения.
М. Н. Мирнова отмечает важность ком-петентностного подхода в подготовке педагога, при этом отмечает важность отражения в «системе методической подготовки принципа последовательного расширения и усложнения профессиональных умений или компетенций» [2]. Мы согласны, с ее высказыванием, что «методическая компетентность - интегральная характеристика, включающая в себя все компоненты методической подготовки» [2].
В последнее время сокращается количество школьных учебников, изменяется их структура и содержание, что влечет за собой необходимость вносить изменения в содержание и структуру методической подготовки. Пока студент обучается в вузе
1. Кузнецова Л. М. Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. М. Герцена. 2008. Вып. 51. С. 234-240.
2. Мирнова М. Н. Компетентностный подход к подготовке современного учителя биологии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3-4 (16-17). С. 95100.
3. Никитина Л. А. Проблема методической подготовки будущего учителя начальных классов в условиях перехода на новые образовательные
пять лет, учебники могут меняться несколько раз, а это требует постоянно изменять содержание методической подготовки, вносить изменения. К этому должны быть готовы не только преподаватели вузов, но и студенты.
Следовательно, необходимо сформировать пакет профессиональных компетенций, которые лягут в основу новых по содержанию методических дисциплин, соответствующих требованию работодателей и требованиям профессионального стандарта.
Все существующие противоречия только подталкивают разработчиков образовательных программ следить за изменениями в сфере образования, науки, техники и тесно сотрудничать с работодателями.
Поэтому, рассматривая существующие противоречия в содержании методической подготовки студентов-биологов педагогических вузов и запросы работодателей, убеждаемся в том, что содержание методической подготовки становится многоаспектным, сложным по структуре и содержанию, поэтому формирование профессиональных компетенций невозможно в рамках и средствами традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения.
Заключение
Как мы видим, существующие проблемы в структуре и содержании методической подготовки студентов-биологов, предлагают нам найти новые способы их решения. Методически грамотно выстроенный учебно-воспитательный процесс в вузе обеспечивает лучшее овладение студентами своей профессией, овладение содержанием методической подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности.
стандарты // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 73-80.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование № 121 от 22 февраля 2018 г.
5. Царева С. Е. Методическая подготовка в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12.
Литература
С. 37-39. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
teaching internet technologies to the students of pedagogical universities. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. M. Gertsena [Proceedings of A. M. Herzen Russian state pedagogical university]. 2008. Iss. 51. Pp. 234-240. (In Russian)
2. Mirnova M. N. Competence-based approach to the training of modern teachers of biology. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheni-ya kvalifikacii kadrov [Scientific support of the system of advanced training]. 2013. No. 3-4 (1617). Pp. 95-100. (In Russian)
3. Nikitina L. A. Problem of methodical preparation of the future primary school teacher in the conditions of transition to new educational standards. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review]. 2015. No. 1 (7). Pp. 73-80. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Разаханова Венера Пирмагомедовна,
кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.02.2019 г.
http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=1 0755 (дата обращения: 01.02.2019).
Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagog-icheskoe obrazovanie № 121 ot 22 fevralya 2018 g. [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation "On approval of the Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical education No. 121 of February 22, 2018].
5. Tsareva S. E. Methodical training in the system of vocational training of primary school teachers. International journal of experimental education. 2016. No. 12. Pp. 37-39. [Electronic resource]. Mode of access. http:// www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10755 (accessed: 01.02.2019). (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Venera P. Razakhanova, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of biology, Ecology and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 11.02.2019
References
1. Kuznetsova L. M. Methodical system of 4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372
DOI: 10.31161/1995-06-59-2019-13-1-67-71
Методы и формы индивидуально-воспитательной работы
в военных учебных заведениях
@ 2019 Рябцев А. А.
Дагестанский государственный педагогический университет,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Исследование, формирование и развитие у курсантов нормального морально-психологического состояния в коллективе, развитие чувства товарищества и сплоченности с целью успешного освоения ими учебных программ. Методы. Теоретико-методологический анализ литературных источников, использование авторских методик, контрольных экспериментов, обработка полученных результатов. Результат. Воспитание и обучение молодых специалистов осуществляется в сложных